Автор Тема: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.  (Прочитано 63575 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #80 : 30.10.2009 13:24 »
Выпускник 31 г., дважды ГСС, Челноков Николай Васильевич.



Дважды Герой Советского Союза (1942, 1944). Генерал-майор авиации (1949), морской летчик.

Родился 9 мая 1906 г. в Иркутске в семье железнодорожника. Русский.

В Вооруженных Силах с 1928 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков (1929), Севастопольскую школу морских летчиков (1931).

Участник советско-финляндской войны (1939–1940 гг.). Совершил 40 боевых вылетов. В 1940 г. вступил в ВКП(б). В боях Великой Отечественной войны с 1941 г. Командир эскадрильи 57-го штурмового авиационного полка (8-я бомбардировочная авиационная бригада ВВС Балтийского флота) капитан Н.В. Челноков к началу 1942 г. совершил 58 успешных боевых вылетов. Звание Герой Советского Союза присвоено 14 июня 1942 г. Командир 8-го гвардейского штурмового авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизия ВВС Балтийского флота) гвардии подполковник Челноков к июлю 1944 г. совершил еще 219 боевых вылетов, умело командовал полками торпедоносцев и штурмовиков ВВС ЧФ и БФ, лично потопил несколько транспортов и кораблей противника. 19 августа 1944 г. награжден второй медалью "Золотая Звезда".

После войны на командных и штабных должностях а авиации ВМФ, на преподавательской работе. В 1945 г. окончил Академические курсы при Военно-морской академии, в 1949 г. – Военную академию Генерального штаба.

С 1954 г. генерал-майор авиации Н.В. Челноков в запасе. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва.

Награды: три ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды, Ушакова 2-й степени, "Знак Почета", многие медали.

Скончался 16 июля 1974 г. Похоронен в Москве. Бронзовый бюст установлен на аллее Славы в Ленинграде.


http://flot.com/publications/books/shelf/motherlandsons/6.htm

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #81 : 30.10.2009 13:35 »
Выпускник 40 г., дважды ГСС, Мазуренко Алексей Ефимович.




   

Главная / Издания / Литература / Книжная полка / Варганов Ю.В. Отчизны верные сыны
Мазуренко Алексей Ефимович



Дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), генерал-майор авиации (1962), морской летчик.

Родился 20 июня 1917 г. в с. Ленинка ныне Устиновского р-на Кировоградской обл. в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1942 г.

Окончил неполную среднюю школу. Работал шахтером, учился в аэроклубе.

В ВМФ с 1938 г. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище (1940), Курсы усовершенствования комсостава (1943), Высшие офицерские летно-тактические курсы авиации ВМФ (1949) и Военно-морскую академию (1952).

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Летчик 57-го штурмового авиационного полка (8-я бомбардировочная авиационная бригада ВВС Балтийского флота), младший лейтенант. К декабрю 1941 г. А.Е. Мазуренко совершил 43 боевых вылета на штурмовку войск противника. Звание Герой Советского Союза присвоено 23.10.1942 г.

Командир 7-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я штурмовая авиационная дивизия ВВС Балтийского флота) гвардии подполковник Мазуренко к середине августа 1944 г. совершил еще 159 боевых вылетов, лично потопил 8 кораблей противника и 22 – в группе. 5.11.1944 г. награжден второй медалью "Золотая Звезда".

В послевоенные годы командовал авиаполком, дивизией, служил в Центральном аппарате ВМФ, на руководящих должностях в военно-морских учебных заведениях, в том числе в должности заместителя начальника Военно-морской академии по материально-техническому обеспечению (1969–1972 гг.).

С 1972 г. – в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Много лет был директором Дворца культуры имени Ф.Э. Дзержинского, принимал активное участие в ветеранских мероприятиях.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова 2 степени, двумя орденами Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды, многими медалями.

Бронзовый бюст Героя установлен на родине. Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Е. Мазуренко присвоено звание "Почетный гражданин Санкт-Петербурга".

Алексей Ефимович Мазуренко скончался 11 марта 2004 г. на 87-м году жизни. В некрологе, подписанном губернатором Санкт-Петер¬бурга В.И. Матвиенко, подчеркивалось, что Почетный гражданин Санкт-Петербурга генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, кавалер многих орденов Родины Алексей Ефимович Мазуренко был настоящим гражданином своего Отечества. Похоронен А.Е. Мазуренко 16 марта 2004 г. в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.


http://flot.com/publications/books/shelf/motherlandsons/5.htm
« Крайнее редактирование: 03.11.2009 16:55 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #82 : 30.10.2009 13:56 »
Выпускник 34 г., дважды ГСС, Кузнецов Михаил Васильевич.






Родился 7 ноября 1913 года в деревне Агарино (ныне Серпуховского района Московской области, Россия) в семье рабочего. В 1930 году окончил 7 классов.

В Красной Армии с 1933 года. В 1934 году окончил Ейскую военно-морскую школу лётчиков. Участник освободительного похода советских войск в Западную Белоруссию 1939 года и советско-финляндской войны 1939-40 годов, - в должности помощника командира эскадрильи.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Ленинградском, Калининском, Западном, Юго-Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах в должностях командира эскадрильи, штурмана полка (1941-42 годы), командира истребительных авиаполков (1942-1945 годы).

К августу 1943 года командир 814-го истребительного авиаполка (207-я истребительная авиадивизия, 3-й смешанный авиакорпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) майор Кузнецов М.В. совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 6 в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года за героизм и отвагу, проявленные в воздушных боях, и умелое командование полком Кузнецову Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (© 1714).

К маю 1945 года командир 106-го гвардейского истребительного авиаполка (11-я гвардейская истребительная авиадивизия, 2-й гвардейский штурмовой авиакорпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии подполковник Кузнецов М.В. совершил 330 боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, сбил лично 21 самолёт противника и 6 в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за новые боевые подвиги Кузнецов Михаил Васильевич награждён второй медалью "Золотая Звезда" (© 82).

Всего за годы воины М.В. Кузнецов совершил 345 боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, сбил лично 22 самолёта противника и 6 в групповых боях.

После войны прославленный лётчик-истребитель занимал ряд командных должностей в ВВС СССР. В 1951 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1959 году ему было присвоено воинское звание "генерал-майор авиации". С 1974 года Кузнецов М.В. - в запасе, а затем - в отставке. Жил в городе Бердянске Запорожской области Украины. Cкончался 15 декабря 1989 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза М.В. Кузнецова был установлен на его родине в деревне Агарино, но в связи с исчезновением последней перенесён в город Пущино Московской области - Биологический научный центр Российской Академии наук.

http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/kuznecov_m_v.html

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #83 : 30.10.2009 16:55 »
Выпускник Ейского училища 40 г., ГСС, Покровский Владимир Павлович.



Родился 22 Июля 1918 года в деревне Слобода, ныне Дзержинского района Калужской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов средней школы и Ленинградский морской техникум. С 1937 года на службе в Военно - Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

К Маю 1943 года командир звена 2-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка имени Б. Ф. Сафонова ( 6-я истребительная авиационная бригада, ВВС Северного флота ) Гвардии капитан В. П. Покровский совершил 350 боевых вылетов. Проведя 60 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника лично и 6 в группе. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил более 400 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 13 самолётов лично и 12 в составе группы.

После войны продолжал службу в ВВС ВМФ. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1956 года Гвардии подполковник В. П. Покровский - в запасе. Жил в Ленинграде. Умер 22 Марта 1998 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Саект - Петербурге.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

http://airaces.narod.ru/all3/pokrovsk.htm
« Крайнее редактирование: 30.10.2009 21:53 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #84 : 30.10.2009 21:46 »
Очень интересная личность, выпускник 1931 г., ГСС, Асямов Сергей Александрович, летчик АДД, полярный летчик.



Родился в 1907 г. в городе Красноярск в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 г.

В Советской Армии в 1929-33 и с июня 1941 г.

По окончании в 1931 г. Ейского военно-морское авиационное училища — летчик-инструктор, с 1933 г. — летчик ГВФ, с 1935 г. — летчик Ленской авиационной группы Главсевморпути.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 г.

Командир корабля 746 ап дд. Участник рейда на Берлин 10.08.41 г.

К январю 1942 г. майор Асямов совершил 48 боевых вылетов. Его экипаж сбросил на врага 100 т бомб, причинив ему большой урон в живой силе и технике, разбросал над территорией, занятой противником, свыше 3 млн. листовок.

29.04.42 г. погиб при подготовке к вылету Молотова в США. Вылетел на английском самолете "Фламинго". Самолет в 200 милях от Лондона воспламенился в воздухе и развалился на части. 10 человек погибли.

20.06.42 г. С.А.Асямову присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалью.

Именем Героя названа улица в пгт Зырянка Верхнеколымского района Якутской АССР. В Хатанге (Красноярский край) на вечном приколе стоит малый ледокол с паровым двигателем "летчик Асямов"

http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000004695

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #85 : 30.10.2009 22:01 »
О судьбе ГСС Асямове С.А.



11 июля 1940 года на летающей лодке Н-205 в Ленской авиагруппе приступил к работе московский экипаж в следующем составе: командир С.А.Асямов, второй пилот А.М.Сурнин, первый бортмеханик Н.П.Камирный и второй бортмеханик Г.И.Немченко.7  Надо учесть, что полёты на этих и других машинах проходили зачастую по неизведанным трассам, при очень скудной метеоинформации, а поэтому не всегда заканчивались благополучно.

14 июля 1940 г. экипаж Асямова вылетел на своей машине из Чокурдаха в Якутск. Акватория гидроаэропорта Сангар, где самолёт должен был заправиться, оказалась занятой баржами. Посадка на середину реки была затруднительна ввиду отсутствия ориентиров высоты, и Асямов принял решение лететь в Якутск без посадки. Рассчитав, что ему не хватит каких-то 10 минут светлого времени, он решил предупредить об этом по радио Якутский аэропорт. Однако из-за неисправности радиопередатчика сеанс связи не состоялся. К тому же усилился встречный ветер, и в Якутск прилетели лишь через 42 минуты после захода солнца. Садиться пришлось в темноте на зеркальную водную гладь, ориентируясь по далёким, почти невидимым берегам Лены. В этих условиях точно определить расстояние до воды было невозможно, и самолёт приводнился грубо, получив при этом повреждения. Но благодаря высокому лётному искусству Асямова машина, груз и семь пассажиров были спасены...8

Несколько по другому этот случай трактовался в приказе командира Ленской группы полярной авиации №184 от 25 июля 1940 г.: «14 июля самолёт Н-205 под управлением пилота 1-го класса Московской авиагруппы Асямова Сергея Александровича при посадке в Якутском порту потерпел аварию. Пилот Асямов проявил недопустимую в авиации недисциплинированность, грубо нарушил наставление по лётной службе, проявил ненужную торопливость, не провёл перед вылетом из Джарджанского порта необходимого расчёта пути, в результате прилетел в Якутский порт после захода солнца и в усложнённых условиях посадки в сумерках допустил ошибку в технике пилотирования и дорогостоящая матчасть на долгое время выведена из строя».9 В приказе лётное происшествие названо аварией, в действительности же это была не очень большая поломка, машину восстановили, и уже в августе 40-го она летала.10 Несколько слов о дальнейшей судьбе С.А.Асямова. С первых дней войны он — командир экипажа 746-го дальнебомбардировочного полка. За совершённые подвиги Сергей Александрович Асямов был представлен к званию Героя Советского Союза. Указ о присвоении высокого звания вышел в июне 1942 года, когда С.А.Асямова уже не было в живых, он погиб в авиакатастрофе 30 апреля 1942 года.

...6 июля 1940 года в Якутск прибыл с допуском к полётам на «Дугласе DF» пилот 2-го класса Ленской авиагруппы И.Д.Черепков.11 Он возглавил экипаж самолёта Н-206, в который входили второй пилот А.М.Сурнин, бортрадист Крутицкий, бортмеханики М.И.Чагин и Н.Д.Лукин.

В середине июля 1940 г. экипаж И.Д.Черепкова вылетел в первый рейс по маршруту Якутск — Чокурдах. Расстояние в 2415 км с одной промежуточной посадкой он преодолел за 9 лётных часов.12 В августе этот же экипаж интенсивно летал на трассе Якутск — Эге-Хая: за первую половину месяца он месячный план выполнил на 90%,13 в целом же экипаж самолёта Н-206, в который входили Черепков, Сурнин, Лукин, Жуков и Крутицкий, выполнил план августа на 137,6%.14 В тот предвоенный год самолеты «Дуглас DF» доставили первый десант строителей оловянного комбината в лесотундру в среднем течении реки Яны. В годы войны это предприятие активно работало по добыче металла, так нужного для оборонной промышленности страны.

О Черепкове многотиражка Якутского управления Главсевморпути писала, что он с мая 1930 г. учился в Московской школе пилотов и после её окончания работал в сельхозавиации, затем служил в Красной Армии, а после демобилизации в 1938 г. стал лётчиком Московской авиагруппы УПА. «25 февраля 1939 г. Иосиф Денисович Черепков прибыл в Ленскую авиагруппу. Когда необходимо было из Якутска перевезти в Эге-Хая пассажиров, он один из первых по неисследованной трассе повёл воздушный корабль...».15 Отметим, что в годы войны И.Д.Черепков работал в полярной авиации, обслуживал нужды Северного Морского пути. В августе 1942 года он вылетел на ледовую разведку и на базу не вернулся. Пропал без вести. Арктика умеет хранить тайну.

«Дугласы», приписанные к Ленской авиагруппе Главсевморпути, выполняли регулярные пассажирские рейсы из Якутска в Иркутск, Тикси, Верхоянск и, при необходимости, в самые глухие районы Якутии, где имелась подходящая водная поверхность.

Самолёт Н-206 благополучно отлетал летнюю навигацию 1940 года, и 15 сентября экипаж вылетел из Якутска для перегонки его в авиаремонтный завод.16

Летняя навигация 1941 года для «Дугласов» началась неудачно. Летающая лодка Н-205 в июне 1941 года потерпела катастрофу при посадке в Якутском гидропорту, а вторая, базируясь в Жатайском гидропорту, где её обслуживала бригада авиатехника А.Е. Пономарева, благополучно и с большой нагрузкой летала и в эту навигацию, и всю войну.

В архивных документах, например, сохранились сведения о том, что 5 августа 1943 года в необитаемом районе реки Омолон на озеро Щербаково приводнился DF. Он привез первостроителей запасного аэродрома перегоночной трассы Аляска — Сибирь. Из приказа начальника Воздушной трассы Красноярск — Уэлькаль генерал-майора авиации Семёнова от 28 августа 1943 года за №27: «За отличное выполнение задания по доставке на оз. Щербаково строительных рабочих и грузов, экипажу самолёта Н-206 командиру И.И.Серебренникову, второму пилоту Л.Г.Брайляну, бортмеханикам В.И.Жмаеву и Г.Г.Немытому, бортрадисту В.Р.Муттерперл объявляю благодарность и награждаю месячным окладом содержания».17

После прекращения деятельности перегоночной трассы Аляска — Сибирь в марте 1946 года был вновь укомплектован личным составом и самолётами 14-й транспортный авиаотряд Якутского управления ГВФ. В списке воздушных судов, приписанных к авиаотряду, значился и «Морской Дуглас» под названием ДГ-1 с бортовым №3.18 В это время на нём летали командир корабля А.П.Фишер, второй пилот В.В.Троицкий, бортмеханики М.П.Карцев и И.И.Чернов, бортрадист В.Р.Муттерперл.

Летом 1946 года закончилась летная биография этой уникальной машины. Отработав ресурс, последнюю посадку «Морской Дуглас» совершил на Белое озеро в районе Якутского аэропорта.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #86 : 30.10.2009 22:29 »
Выпускник Ейского училища 38 г., ГСС, Аглотков Федор Николаевич.



    Аглотков Фёдор Николаевич - штурман эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (2-я гвардейская минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота), гвардии капитан.

    Родился в 1907 году в селе Новоездоцкое ныне Валуйского района Белгородской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. В Красной Армии с 1929 года, в Военно-Морском Флоте с 1934 года. В 1938 году окончил Ейскую школу морских лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года.

    Штурман эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (2-я гвардейская минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота) гвардии капитан Аглотков всегда точно выводил эскадрилью на объекты врага. К июню 1944 года он произвёл 378 боевых вылетов, из которых 245 совершил в ночное время. Уничтожил 4 танка, 2 бронемашины, 3 зенитных батареи, 2 артиллерийских батареи, в группе — 4 транспорта, 11 быстроходных десантных барж, 3 тральщика, 4 торпедных катера, танкер и 2 сухогрузные баржи.

    21 августа 1944 года во время ночного удара по военно-морской базе Констанца (Румыния) погиб.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Аглоткову Фёдору Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

    Фёдор Николаевич 378 раз водил бомбардировщики на удары по военно-морским базам, кораблям и другим вражеским объектам.

    Особенно славился он среди крылатых воинов-черноморцев своими бомбовыми ударами. В городе Старый Крым, например, Аглотков разбомбил штаб одной из вражеских армий. Здесь нашли себе смерть гитлеровский генерал и несколько штабных офицеров.

    Очень часто лётчику приходилось выполнять задания в ночное время. Полёт на полный радиус ночью требует от штурмана большого умения, сноровки, выдержки, огромного труда и мужества, что уже само по себе является героическим подвигом.

    Из 378 вылетов 245 он совершил ночью – налетал свыше 734 часов. Такова большая и сложная работа славного лётчика.

    Минирование подходов к базам противника и фарватеров, прикрытых сильными средствами ПВО, полёты в глубокий врага со специальными заданиями командования, поиски и торпедирование кораблей в открытом море, ближняя и дальняя разведка коммуникаций противника – это далеко не полный перечень разнообразных задач, которые успешно выполнял гвардии капитан Аглотков.

    Во время тяжёлого боя Аглотков был ранен. Но он отдавал чёткие команды ведомым, которые успешно отбомбились, и благополучно привёл свой самолёт на аэродром.

    В один из боевых дней Фёдор Николаевич не вернулся с задания.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #87 : 06.11.2009 22:39 »
Выпускник Ейского училища 40 г.(?), ГСС, Афанасьев Николай Федорович.



Родился в 1918г. в д.Соколове Лихославльского района. Русский. В 1936г. переехал в Ленинград, работал на электростанции учеником радиомонтера. В 1937г. призван в Советскую Армию. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. На фронте — с начала войны. Капитан, штурман звена 1-й эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного полка Балтийского флота. 27 августа 1944г. погиб в воздушном бою.

Звание Героя Советского Союза Н. Ф. Афанасьеву присвоено 31 мая 1944 г.

 
ШТУРМАН ИЗ СОКОЛОВА

Зимой 1944 года в полк доставили подарок союзников — американский бомбардировщик "Бостон-А-20-Ж". Его вручили экипажу П. Ф. Стрелецкого, где штурманом летал Николай Федорович Афанасьев. В одном из полетов экипаж потопил вражеский транспорт. Стрелецкий был ранен. Афанасьев проложил ему кратчайший путь до аэродрома, и пилот, преодолевая боль в ноге, теряя кровь, 2 часа 26 минут вел машину на базу. Они сделали все для победы и позже оба стали Героями Советского Союза.
Предпочтение же Афанасьев отдавал отечественным самолетам, на которых летал три военных года. О его подвигах писали фронтовые газеты.
В книге А. Бурова "Твои Герои, Ленинград" о нашем земляке написано:
"Если уж говорить о заслугах штурмана Афанасьева, то действительно следовало бы рассказать о том, как при любой, даже самой ненастной погоде он бомбил железнодорожные составы на станциях Тосно, Чудово, Мга, Гатчина. Еще осенью сорок второго года он торпедировал канонерскую лодку врага.
За три вылета — 5, 17, 18 октября 1943 года,— несмотря на сильный заградительный огонь зениток, Афанасьев потопил три фашистских транспорта. А в дни боев за освобождение Ленинграда от блокады Афанасьев бомбил узлы обороны врага. Он один из героев ночи с 16 на 17 января 1944 года. Пять раз в эту ночь он выводил самолет на опорный пункт немцев в Ропше. Пять раз наносил меткие удары. Небо полыхало от зенитных разрывов, его полосовали лучи прожекторов, а внизу была непроглядная тьма. И все-таки Афанасьев точно находил цели. Одна из бомб — 250-килограммовая фугаска — попала в командный пункт врага".
Описанное в книге тоже нельзя считать полным итогом боевой жизни отважного морского летчика. К марту 1944 года в его летной книжке насчитывалось 229 боевых вылетов, пять потопленных вражеских транспортов общим водоизмещением 23 500 тонн. Не подсчитаны потери, нанесенные противнику при бомбежке наземных целей, а они были велики. Налеты на военные объекты Котки, Хельсинки, Таллина прославили Николая Федоровича как бесстрашного меткого бомбардира, неизменно добивающегося поражения намеченных целей.
До присвоения звания Героя Советского Союза Афанасьев был награжден четырьмя орденами Красного Знамени.
Он не страшился и встреч в воздухе с фашистскими самолетами. Гитлеровские асы много раз преследовали его, но безуспешно. 27 августа 1944 года после бомбометания на него напала группа немецких истребителей. Он защищался храбро. Но силы были слишком неравны. Афанасьев погиб, до конца выполнив свой патриотический долг.
На родине Героя — в колхозе "Красная звезда" и в затулкинской восьмилетней школе, где учился Николай, собраны документы о его жизни и боевой деятельности.
Не забывают местные жители и о родителях замечательного летчика. Его отец Федор Афанасьевич погиб в боях с гитлеровскими захватчиками, а мать умерла в блокадном Ленинграде. Афанасьевы были первыми колхозниками в своем селе, они воспитали сына-героя.
Одна из улиц Лихославля названа именем Н. Ф. Афанасьева.


На снимке П.Ф. Стрелецкий (справа) и Н.Ф. Афанасьев.


http://www.history.tver.ru/sr/hero/AfNF.htm
« Крайнее редактирование: 06.11.2009 22:50 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #88 : 06.11.2009 23:10 »
Выпускник Ейского училища 38 г., ГСС, Бажанов Григорий Сергеевич.



Бажанов Григорий Сергеевич. Родился в 1918 г. в деревне Большая Дубрава Орехово-Зуевского района Московской области. По национальности русский. Член КПСС с 1941 г. Жил с 1925 г. в Москве, учился в 6-й школе Кировского района. По спецнабору ЦК ВЛКСМ был послан в Ейскую школу летчиков ВМФ, после окончания которой служил на Балтике вначале летчиком-наблюдателем, затем штурманом. Участвовал в вооруженном конфликте с Финляндией. В годы Великой Отечественной войны совершил более 150 бомбовых и торпедных ударов по фашистским войскам и кораблям. Звания Героя Советского Союза удостоен 22 июля 1944 г. После войны ряд лет служил в авиации Военно-морского Флота. В 1955 г. умер.

Вторые сутки бушевал снегопад. Летчики ждали хотя бы небольшого улучшения погоды. Войска двух фронтов — Ленинградского и Волховского — вели бои по окончательному разгрому врага под городом Ленина, а гвардейский полк, ударная сила авиации Балтийского флота, не мог подняться в воздух. Но вот метель прекратилась. Сразу взревели десятки моторов. Бомбардировщики вырулили на старт.

Приказ командира 8-й минно-торпедной дивизии ВВС Балтийского флота требовал нанести серию ударов по Ропше, где скопились крупные силы фашистских войск. Особенность операции состояла в том, что каждый экипаж должен был атаковать самостоятельно, бомбить точно определенные цели. Один из экипажей, вылетевший на несколько минут раньше, освещал цель. Ответственность за первый удар легла на экипаж командира второй эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного полка гвардии капитана Победкина. Курс этому самолету прокладывал Григорий Сергеевич Бажанов. Бывали у гвардии капитана Бажанова и посложнее рейды, а уж о дальности и говорить не приходится. И все же этот полет в ночь на 17 января 1944 года — один из самых трудных. Снег не оставил следа от многочисленных ориентиров. От самой линии фронта — она была совсем рядом — до Ропши шли под непрерывным огнем на высоте, когда опасно любое стрелковое оружие. Бажанов издали увидел, что район предстоящей бомбежки освещен САБами.

— Светло, как днем,— сказал Григорий Сергеевич командиру.

— Да, молодцы наши, знают свое дело.

Это Победкин похвалил экипаж самолета-осветителя. От него зависела точность бомбометания всего полка. И экипаж выполнял задачу смело и методично: в небе висели, медленно опускаясь, гигантские «фонари»; стоило им приблизиться к земле, как загорались другие.

Бажанов мгновенно нашел цель — мощное укрепление, за которым чувствовали себя неуязвимыми сотни гитлеровцев. Отрывисто звучали команды и сигналы, и летчик, повторяя их, сразу выполнял. Сейчас, когда наступала главная минута рейда, именно штурману принадлежало решающее слово.

Тяжелые бомбы обрушились на укрепление.

Затем второй полет. И снова удар. Зенитки врага неистовствовали: три большие пробоины получил шедший позади самолет Соловьева.

Машина Бажанова также вернулась с повреждениями в фюзеляже. Победкин спросил инженера Островского:

— Это угрожает безопасности полета?

— Нет, но...

— Значит, ремонт после третьего рейда,— сказал комэск и посмотрел на штурмана.

— Правильно,— улыбнулся Бажанов.

Григорий Бажанов принадлежал к тем воинам, о которых говорят, что они олицетворяют спокойствие и уверенность. В праздник он бывал весел, но не настолько, чтобы забыть о работе; в боевом полете — серьезен, малоразговорчив, сосредоточен, но всегда замечал состояние товарища. Вот и сейчас, когда, казалось, уже решено снова лететь в бой на самолете с зияющими дырами, решено командиром и им, штурманом, Григорий Сергеевич обратился к воздушному стрелку:

— А ты не замерзнешь при открытых «форточках»?

— Над Ропшей горячо,— ответил сержант.

Стрелку действительно было тепло оттого, что не забыли его спросить, что посоветовались с ним. На войне чувство локтя, забота о ближнем — первостепенное дело.

Может быть, благодаря таким вот едва видным штрихам заботы и воспитания и создается монолитный экипаж. У Бажанова жилка воспитателя с далеких лет юности. Возможно, ее заметили педагоги 6-й школы Кировского района Москвы, где учился Григорий Бажанов и был пионервожатым, или инструктор Осоавиахима, который вел в школе кружок авиамоделизма. Так Григорий, еще совсем мальчишка, стал пионервожатым, а спустя некоторое время — инструктором авиамоделизма, военоргом школьного комитета ВЛКСМ. И в Ейской школе он был членом бюро комсомольской организации, и позднее, когда прибыл на Балтику, возглавил комсомольцев первой эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка, где служил летчиком-наблюдателем, а затем второй эскадрильи 73-го пикировочного полка, где служил штурманом.

Разумеется, коллектив уважал Бажанова не только за привлекательные черты характера — доброту, желание и умение помочь в трудную минуту, но и за организаторские способности. Григорий был хорошим волейболистом и всюду, где служил, создавал волейбольные команды. Как прекрасный парашютист, он привлекал к прыжкам всю эскадрилью. Горячий поклонник шахмат, Бажанов организовывал турнир за турниром. Книголюб, он увлеченно рассказывал о прочитанном и тем привлекал в полковую библиотеку многих друзей-авиаторов. Бажанова уважали и любили за храбрость, отвагу, за то, что он соединял в себе опыт и мастерство воина-ветерана с юношеской удалью. С первого до последнего дня боев с белофиннами Бажанов был в действующей авиации. Как поощрение за высокую точность бомбометания и самообладание командование назначило его на должность старшего летнаба. Григорию поручали сложнейшие задания — точечное бомбометание на вражеские форты, охраняемые разветвленной системой ПВО, и фоторазведку. Данные, которые привозил Бажанов, помогали решать крупные тактические задачи. Орденом Красного Знамени отметила Родина доблесть вчерашнего курсанта авиашколы.

Недолгим оказался перерыв между боями на Карельском перешейке и Отечественной войной. Но знаний и мастерства он Григорию дал много. На летно-тактических учениях Бажанов одним из первых обнаружил замаскированную цель и поразил ее прямым попаданием. А потом были новые точные удары по «противнику». Уверенно прокладывал он курс над землей и над водой — все дальше от родной базы.

Как это пригодилось в Отечественную!

Наступил сорок первый год. В самом начале его на совещании у Гитлера было решено: все минные заградители и торпедные катера вместе с частью противолодочных кораблей и тральщиков использовать на Балтике, чтобы морским путем обеспечить снабжение своих войск при выполнении плана «Барбаросса». Фашистское верховное командование считало это настолько важным, что даже отклонило просьбу Роммеля об увеличении численности торпедных катеров на Средиземном море для борьбы с английским флотом. Ничего этого, конечно, Бажанов тогда, в сорок первом, не знал и не мог знать, но к активным действиям был одинаково хорошо подготовлен как на суше, так и на море. В ответ на бомбежку фашистами Кронштадтской, Либавской и Виндавской военно-морских баз летчики Балтфлота нанесли удар по соответствующим базам врага. Это было 22 июня 1941 года. В штурманской кабине одного из скоростных бомбардировщиков, сбросивших на агрессора первую серию фугасных бомб, находился Григорий Бажанов. И с тех пор он все время в бою. Не было у Бажанова ни одного невыполненного задания, ни одного случая вынужденной посадки из-за потери ориентировки. Не числились за ним ошибки в выборе цели. И это несмотря на то, что маршруты приходилось прокладывать самые разные и цели были самые разные — от скоплений фашистских войск и танков на дорогах и переправах до кораблей в море.

Бажанов одним из первых нанес удар по морскому противнику. Это было 6 июля 1941 года, сразу после полета для бомбоудара по моторизованным силам противника. Бажанов докладывал начальнику штаба разведданные о районе боя. Раздался телефонный звонок из штаба ВВС. У аппарата был командующий ВВС Балтийского флота генерал-майор авиации М. И. Самохин.

— В районе Вентспилса,— сказал он,— транспорт с живой силой и техникой врага. Послать наиболее подготовленного бомбардира...

Бажанов, который должен был решать чисто сухопутную задачу, получил приказ — найти и уничтожить транспорт. Вместо бомб быстро подвесили торпеду.

Когда самолет находился уже в воздухе, радист принял сообщение, уточняющее приказ: не дать коробке открыться. Летчик и штурман поняли, что это значит,— не дать транспорту разгрузиться. Следовательно, на судне вооружение. Бажанов в первую очередь подумал о танках. Очевидно, потому, что в последние дни июня бомбардировал главным образом именно танковые и мотомеханизированные колонны, рвавшиеся по графику блицкрига к Ленинграду. Он не подозревал, что, прокладывая курс в Рижский залив, откроет боевой счет уничтоженным с воздуха фашистским судам, которые пытались морем поддерживать свои войска. Странное чувство овладело Бажановым, когда он приблизился к судну. Тяжело груженный транспорт осел, двигался на малой скорости и казался совершенно безобидным. Но стоило нашему самолету подойти на дистанцию сброса торпеды, как транспорт озарили вспышки — зенитные средства оказались сильными и огонь вели методично и точно: вначале неподалеку от самолета, потом и вовсе рядом стали рваться снаряды. Командир экипажа крикнул:

— Вспухла консоль!

А Бажанов, словно не слыша предупреждения, произнес:

— Боевой курс.

Этим он сказал товарищам по экипажу и себе тоже, что нет для них сейчас ничего важнее, чем выдержать направление. Пусть вспухла консоль, пусть по фюзеляжу хлестнула очередь зенитного автомата — все это второстепенное по сравнению с поставленной задачей.

Торпеда пошла, ее след наверняка видели с транспорта, но еще вели организованный плотный огонь. Да, тогда, в июле сорок первого, самоуверенность фашистов была безграничной, ореол непобедимости, обретенный в войне на Западе, толкал их вперед и вперед. Но вот что-то произошло на судне. Там поняли, что торпеда идет точно в цель, что никакой маневр уже не поможет. Огонь ослаб именно в те секунды, когда краснозвездный самолет легче всего было поразить. Это понимал Бажанов и сделал вывод, которому следовал всю войну, в каждом крейсерском полете: надо так проложить курс и рассчитать атаку, чтобы торпеда обязательно нашла судно противника. Достигались при этом две цели: во-первых, выполнялся приказ, решалась боевая задача; во-вторых, ломалась воля противника, а это многое значит для достижения победы.

Взрыва ни Бажанов, ни другие члены экипажа за гулом моторов не слышали. Но взметнувшееся пламя и дым были так близки, что казалось, будто гарь пропитала полнеба. Потом транспорт накренился, пламя усилилось. Судно уходило в воду кормой, а носовая часть, наоборот, поднималась вверх.

— Командир, сколько осталось горючего? — спросил Бажанов.

— Израсходовали всего четверть,— ответил летчик.

— Жаль,— сказал Бажанов.

— Что жаль?

— Жаль, что нет с собой еще и бомб.

— Это к торпеде еще и бомбы? — летчик засмеялся.— Многого захотел.

— Да, конечно,— ответил Бажанов.— Я подумал, что время позволяет.

Возвращались домой. Фюзеляж зиял пробоинами, и нелепо выглядела консоль левого крыла. Лететь было еще далеко, но предстоящий путь не тревожил. Хотелось лишь поскорее доложить, что «коробка не открылась», что транспорт не выгрузил войска и вооружение, он на дне. Хотелось сказать однополчанам: ребята, не так страшен черт; наше оружие, наши машины позволяют сильно бить фашистов и на суше и на море.

...Техники быстро ввели в строй бомбардировщик. Экипаж вновь отправился в полет. На сей раз — на сухопутье. Что ж, с самого начала обстановка заставила Бажанова быть универсалом — бомбить, торпедировать, вести разведку и даже штурмовать на двухмоторном самолете. А 8 августа 1941 года он вел, и очень успешно, воздушный бой против фашистских истребителей. День этот памятен каждому балтийцу. Утром стало известно, что группа дальних бомбардировщиков из полка Е. Н. Преображенского атаковала Берлин. Какую радость вызвало короткое, без подробностей, сообщение комиссара эскадрильи, в которой служил Бажанов! Геринг и Геббельс объявили советскую авиацию уничтоженной, а она вновь заявила на весь мир о своем существовании. И Бажанов в тот день, хотя и прокладывал более скромный, чем к фашистскому логову, курс — на танковую колонну, тоже решительно опровергал ложь фашистской пропаганды.

Бомбы Бажанов сбросил удачно. На шоссе образовалась пробка, и его товарищи смогли нанести противнику значительный урон. Вот тут-то и появились «мессершмитты». Они обрушились на бомбардировщик Бажанова, уже отходивший от цели. Штурман показал себя снайпером: головной «мессер» он, очевидно, повредил, потому что вражеская машина вышла из боя, а другой — зажег, и экипажи наших бомбардировщиков видели, как он врезался в землю неподалеку от дороги.

Да, во многом Григорий Бажанов был впереди: он потопил первый на Балтике транспорт, он первым в полку сбил вражеский истребитель.

В июне 1942 года, к исходу первого года войны, Григорию Бажанову вручили — уже второй — орден Красного Знамени.

Штурман освоил дальний бомбардировщик, на котором в начале войны балтийцы нанесли серию ударов по Берлину, и продолжил свой боевой счет. Только в семи крейсерских полетах в июле — сентябре 1943 года он потопил пять кораблей противника, за что был награжден третьим орденом Красного Знамени. Всего же Бажанов торпедами и бомбами потопил семь транспортов, два морских катера, повредил три тральщика, три катера, один миноносец.

Для штурмана Бажанова не было преград, когда речь шла о воинском долге. Сражаясь за город Ленина, он всегда помнил о Москве, переписывался с родными, друзьями, со школой, в которой учился. Письма в столицу помогали, наверное, его юным друзьям. И очень помогали ему самому весточки из Москвы. Бывало, соберутся летчики, штурманы, стрелки-радисты в непогоду на командном пункте, и Григорий читает вслух полученные письма...

Но вернемся к событиям того дня, с которого начался рассказ о штурмане Бажанове. За одну ночь на 17 января 1944 года экипажи произвели по четыре боевых вылета. А Григорий Сергеевич — пять. Дело в том, что появились новые разведданные: установлено местонахождение командного пункта вражеской дивизии. Бажанов выверял расчеты так, как будто от этого боевого вылета зависела судьба всей операции по разгрому фашистских войск под Ленинградом. 500-килограммовые фугаски, сброшенные Бажановым, сделали свое дело — командный пункт врага, а вместе с ним и десятки гитлеровских офицеров были уничтожены.

Так воевал москвич, балтийский авиатор Г. С. Бажанов. И когда в июле 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, весь полк радовался за боевого товарища.





http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=2&n=1ags&t=2

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Выпускники 1931- 1940г.г. выпуска.
« Ответ #89 : 06.11.2009 23:21 »
Из книги Львова М.П. "Пароль-Балтика".



ГСС: Афанасьев Н.Ф. выпускник Ейского училища 40 г.(?), Бажанов Г.С. выпускник Ейского училища 38 г., Балебин В.А. выпускник Ейского училища 32 г., Бабанов Иван Дмитриевич закончил курсы штурманов и воевал в 1-м гмтап ВВС БФ.

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта