Автор Тема: Разбор последнего полёта (Часть 1)  (Прочитано 238317 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #50 : 09.09.2006 01:36 »
А по поводу плоского штопора, Маэстро, я внимательно читала материалы, ну все же сходятся на мысли, что не выводится даже при испытательных полётах, не говоря о полной загрузке. И кто- то говорил, что ни один тяжёлый лайнер не выводится.

   Это не совсем так. Замечательный лётчик-испытатель, один из знаменитых штопористов мира, ГСС Щербаков признавал, что, используя свой многолетний опыт, он может вывести ЛЮБОЙ самолёт из штопора. Конечно, при условии, что он сорвался не на малой высоте. Не уверен, что Ту-154 нельзя вывести из штопора. Случай 2001 года, когда под Иркутском разбился Ту-154 из-за сваливания с последующим входом в штопор (забыли дать обороты на третьем развороте после выпуска шасси) обязательно разбирался среди всех пилотов ГА, наверняка были проведены какие-то занятия, в том числе и моделирование полёта на тренажёре, потому и однотипных катастроф в авиации крайне мало. У нас среди выпускников наверняка отыщутся те, кто летал на этом самолёте. Может, они что-то добавят?
 
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #51 : 10.09.2006 01:12 »
Да ведь беда в том, вот и здесь на ветках говорили, что гражданских лётчиков вообще мало учат, как выходить из сложных нештатных ситуаций. Ну вроде не должны они туда попадать. Кроме того, одно дело свалиться специально в испытательном полёте, а другое- в реальных условиях, где присутствует эффект неожиданности и цейтнот. Сами говорили, что из грозовых фронтов даже истребители выходили чуть живыми.

samurai
Вот здесь можно ознакомиться с результатами выполнения полётов на штопор пассажирских самолётов:
http://www.fsfi.avia.ru/reviews/review23.shtml
Получается, что у экипажа самолёта № 85185 шансов было мало, но они всё же были.
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн samurai

  • Братство ЕВВАУЛ
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #52 : 10.09.2006 01:41 »
Уважаемый Маэстро!
Как следует из ссылки, испытания проводятся при массе самолёта 75 тонн, это раз, во- вторых, требование- не менее 2000м высоты до облачности, да ещё, не сомневаюсь, на новом самолёте, притом опытнейшим лётчиком- испытателем.
 Скорость падения при падении в штопор- 75 м/с, т.е. даже 2000м преодолеваются менее, чем за 27 секунд, это если нет ускорения при падении и на всех работающих двигателях. Грубо говоря- в лабораторных условиях.  ::)

И всё же лётчику потребовалось падать с высоты 6200 до 2100, чтобы вывести самолёт из штопора в идеальных погодных условиях.  ???

Нас пытаются убедить, что при повторении условий катастрофы в Учкудуке достаточно было отдать штурвал полностью от себя, и самолёт свободно выходил из штопора.  ;)

Отлично! Давайте внедрять передовой опыт!  :D

Так откуда же столько пессимистов?
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #53 : 10.09.2006 02:25 »
Нас пытаются убедить, что при повторении условий катастрофы в Учкудуке достаточно было отдать штурвал полностью от себя, и самолёт свободно выходил из штопора.  ;)

samurai
Прошу не зацикливаться на цифрах. 2000 метров над верхней кромкой означают только то, что так требует РЛЭ (рук-во по лётной эксплуатации). У нас тоже нельзя было крутить сложный пилотаж в облаках. Но ничего - крутили, и неплохо получалось. Вы в городе всегда выдерживаете V=60 км/ч? То-то же...
    Важно понять одно - если уж загнал самолёт в этот режим - не медли. Испытатель признался, что вместо 0,5-1 секунды с дачей штурвала от себя протянул до 2-х секунд, потому и опоздал. Что хочу сказать? Очевидно, шансы всё же оставались. Маленькие, но были. Если, конечно, внешние факторы не стали фатальными (гроза, молнии, отказы, потеря работоспособности и т.д.).

"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн Михалыч

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 249
  • Пол: Мужской
  • Михайленко Александр
    • ICQ клиент - 344237136
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #54 : 11.09.2006 15:14 »
Да, фото замечательные,в ком-то живет Спилберг.
Никогда не принимайте жизнь слишком всерьез - вам из нее живьем все равно не выбраться.

Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #55 : 11.09.2006 15:20 »
samurai
Вот здесь можно ознакомиться с результатами выполнения полётов на штопор пассажирских самолётов:
http://www.fsfi.avia.ru/reviews/review23.shtml
Получается, что у экипажа самолёта № 85185 шансов было мало, но они всё же были.

Внимательно прочитал материал по этой ссылке http://www.fsfi.avia.ru/reviews/review23.shtml - выходит, что шансов у пилотов этого борта практически не было (теория не в счёт) - цитата:

".....Тряска прекратилась. Попытки вывести самолет с помощью отклонения рулей оказались безрезультатными. Был выпушен противоштопорный парашют, который сработал с замедлением, после чего самолет начал опускать нос, появилась скорость и вращение прекратилось. После выхода из штопора парашют бы сброшен..."

Противоштопорного парашюта на сирийном магистральном самолёте не предусмотрено, поэтому...... Шансы спасти ситуацию, наверное, и были, но ДО срыва в штопор...

stalk9
Мужество испытателей вообще находится за гранью разумного. Они понимают, что если где-то недоработают, то погибнут лётчики в строевых частях....

.........Вот это меня поразило.

Видимо, не только в строевых частях... За пассажиров на рейсовых самолётах испытатели тоже рискуют безмерно - и работа эта, скорее по призванию...

Чуть выше на ветке упомянуто о заслуженном лётчике-испытателе Герое Советского Союза Александре Щербакове. Так вот в его книге "Лётчики, самолёты, испытания" он так описывает штопор (цитата):

"....Что такое штопор? Это вертикальное снижение самолета с вращением относительно всех трех осей, при этом самолет неуправляем. Его реакция на действия летчика противоположна той, которая бывает в нормальном полете и к которой летчик привык и это случается тогда, когда летчик требует от самолета более чем самолет может дать, требует от крыла подъемной силы дать которую крыло не способно. Есть такая разновидность человеческого стресса, когда внешние сигналы-раздражители превышают возможности нервной системы и она - нервная система - от этих раздражителей отключается, защищая себя от опасного перенапряжения; действия человека становятся заторможенными и неадекватными.
   Штопор самолета похож на такой человеческий стресс. Такие же, как у человека, неадекватные и замедленные реакции; вопреки действиям и желаниям летчика самолет неудержимо идет к земле. Но между человеком и самолетом есть и разница.
   Граница стресса у человека весьма подвижна. Иногда он способен на нечеловеческие нагрузки, а иногда раскисает по пустякам. Самолет в этом смысле попроще. Границы его штопора-стресса достаточно стабильны. Не все самолеты попадают в такой штопор. Есть самолеты с хорошими штопорными характеристиками. Он у них не тяжелый стресс, а скорее легкая дамская истерика, скоро переходящая в кокетливую улыбку. Но какой будет штопор, станет ясно только в летных испытаниях..."


И завершает он главу "Лётные испытания на штопор" такими словами:

"....Автор испытывал на штопор 22 типа самолетов. Все благополучно, хотя и были весьма острые ситуации. 22 типа - это союзный рекорд. Может быть, и мировой. С каждым испытанным самолетом прибывала уверенность. К концу моей 33-летней испытательской работы я знал, что сумею вывести из штопора рулями любой самолет. Но возраст и медицинский надзор поставили точку в реализации моего опыта."
http://www.testpilot.ru/review/ppt/isp/spin.htm

Ещё один эпизод из испытательской деятельности Александра Щербакова:
http://www.aeroreview.ru/?/pages/kr/kr_200507_024/kr_200507_024024.htm

"....В 1974 г. при испытаниях сверхзвукового фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-24 на прочность, при полёте на максимальной скорости произошло разрушение узла поворота крыла. Одно крыло осталось выпущенным, а другое полностью сложилось. Самолёт завертелся как волчок, спасти его было невозможно. В последний момент перед катапультированием Щербаков увидел положение крыльев и понял причину аварии. Катапультирование прошло благополучно, командир экипажа и второй лётчик В.И.Лойчиков спаслись..."

Входил ли ТУ-154 в перечень испытанных им на штопор (среди которых боевые самолёты МиГ-19, ЯК-25РВ, МиГ-21Ф-13, Су-9, Су-7Б, Як-28, МиГ-25П, МиГ-23, МиГ-27, Су-24) - неизвестно...




« Крайнее редактирование: 11.09.2006 15:23 от stalk9 »

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #56 : 11.09.2006 20:16 »
stalk9
Нужно быть внимательным при чтении.
    Поясняю. Когда самолёт идёт практически на пределе, то командир должен не кривые чулки стюардессы разглядывать, а анализировать шансы на благополучный исход. Испытатель из цитаты, которую ты привёл, пишет про подхват (самопроизвольное увеличение угла атаки при неизменном положении штурвала и руля высоты), к которому он был не готов реально. Он его не ожидал, отсюда и пошла лавинообразно развиваться ситуация. Мораль: пилот был не научен. Когда нам в полку говорили, что на такой-то высоте с такой-то скоростью вас будет ожидать то-то и то-то, мы были к этому готовы и знали свои действия, которые могли бы нам гарантировать безопасное возвращение. Кроме того, опытные лётчики показывали нам на практике методику вывода из тех непростых ситуаций.
   И второе. Если бы Щербаков не выводил из штопора самолёты ВТА (которые, кстати, на штопор не исследуются, если ты не знаешь), то и не сказал бы этой фразы (про любые самолёты), т.к. уронить честь легко, завоевать трудно. Очевидно, он для себя понял алгоритм вывода из штопора любого предмета, тяжелее воздуха.  Жаль только, что его знаниями сейчас не пользуются, хотя, насколько я знаю, прославленный испытатель жив до сих пор.
« Крайнее редактирование: 11.09.2006 20:51 от Maestro »
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #57 : 12.09.2006 09:09 »
stalk9
Нужно быть внимательным при чтении.
    Поясняю. Когда самолёт идёт практически на пределе, то командир должен не кривые чулки стюардессы разглядывать, а анализировать шансы на благополучный исход. Испытатель из цитаты, которую ты привёл, пишет про подхват (самопроизвольное увеличение угла атаки при неизменном положении штурвала и руля высоты), к которому он был не готов реально. Он его не ожидал, отсюда и пошла лавинообразно развиваться ситуация. Мораль: пилот был не научен....

О совместном полёте туполевских лётчиков-испытателей Сергея Агапова и Владимира Мезоха на Ту-154 можно прочитать и тут: http://www.testpilots.ru/review/agapov.htm, где этот случай назван уникальным.

Полностью с Вами согласен, Maestro. Может быть я изъяснился неправильно, но фразой "...Шансы спасти ситуацию, наверное, и были, но ДО срыва в штопор..." мною подразумевалась именно Ваша мысль: "... Когда самолёт идёт практически на пределе, то командир должен не кривые чулки стюардессы разглядывать, а анализировать шансы на благополучный исход..." Значит причину (или одну из причин) трагедии самолёта с бортовым № 85185 можно указать короткой строчкой "пилот был не научен"?

   ..........И второе. Если бы Щербаков не выводил из штопора самолёты ВТА (которые, кстати, на штопор не исследуются, если ты не знаешь), то и не сказал бы этой фразы (про любые самолёты), т.к. уронить честь легко, завоевать трудно. Очевидно, он для себя понял алгоритм вывода из штопора любого предмета, тяжелее воздуха.  Жаль только, что его знаниями сейчас не пользуются, хотя, насколько я знаю, прославленный испытатель жив до сих пор.

С глубочайшим уважением отношусь и к Александру Александровичу Щербакову, и ко всем ЛЁТЧИКАМ-ИСПЫТАТЕЛЯМ!!! Труд этих людей воистину бесценен! Вот на этой ссылке http://www.ldomino.ru/review/ppt/isp/spin1.htm Александр Щербаков приводит пример, когда в 1959 году в районе Иркутска летчик сумел вывести из штопора рейсовый самолёт Ту-104, чем спас от гибели более сотни человек.

И ещё о Щербакове:

"....В 1983 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему "Летные испытания на штопор". А.А.Щербаков имеет почтеное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Он - Герой Советского Союза (1971 г.), кавалер ордена Красного Знамени. Состоит членом в клубе Героев Советского Союза. Александр Александрович делает регулярно выступает на страницах газет и журналов с публицистическими статьями, касающимися преимущественно темы авиации.
Свободного времени почти нет. В течение всей жизни до 70-ти лет занимался разными видами спорта на уровнях начальных спортивных разрядов. После 70-ти лет оставил только утренние и вечерние зарядки. Всю жизнь собирал книги, в основном исторические, мемуарные и юмористические. Иногда читает детективы, в особенности отечественные и французские. Лучшими считает романы Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы". Совершенно не приемлет американские кинобоевики и кинодетективы. Лучшими артистами считает отечественных.
Живет и работает в г.Москве. Адрес: г. Москва, Фрунзенская Набережная, д.50, кв.494. Тел.: (+7-095) 242-68-52."
http://www.biograph.comstar.ru/bank/scherbakov_aa.htm - ВОИСТИНУ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЧЕЛОВЕК!






Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #58 : 12.09.2006 09:54 »
К Maestro

Вадим, скажите, пожалуйста, Вам что-нибудь известно о дальнейшей судьбе Сергея Дронова и Юрия Бариленко (он с Вами выпускался), которым будучи курсантами ЕВВАУЛ удалось посадить на вынужденную L-29 при отказе двигателя.

Оффлайн samurai

  • Братство ЕВВАУЛ
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #59 : 12.09.2006 11:31 »
И всё- таки, насколько я поняла, шанс спастись был только в одном случае: Если бы лётчик при начале сваливания не допустил попадания в штопор.

Потому как выйти из штопора в грозу было бы просто чудом..
А требовать выведения тяжёлого лайнера из этого положения от гражданского лётчика, всё равно, что требовать от водителя автобуса каскадёрских трюков.

И мой, пусть дилетантский, взгляд: чтобы научить гражданских пилотов таким штукам, нужно иметь противоштопорные парашюты и, на всякий случай,- эти самые катапульты на учебных гражданских самолётах.
В противном случае- куча разбитой техники и смертей. Потому как что положено Юпитеру, не положено быку.

Дешевле и, главное, надёжнее обойдётся, учить их грамотному пилотированию, а так же внушить мысль о том, что они- не Шумахеры, а грозовой фронт- не Формула-1. А то если научить их фигурам высшего пилотажа, они ещё и этим займутся. Сажают же они детишек своих за штурвалы в полёте. Так будут для любовниц мёртвые петли крутить.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта