Автор Тема: Разбор последнего полёта (Часть 1)  (Прочитано 242254 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #60 : 12.09.2006 14:10 »
К Maestro

Вадим, скажите, пожалуйста, Вам что-нибудь известно о дальнейшей судьбе Сергея Дронова и Юрия Бариленко (он с Вами выпускался), которым будучи курсантами ЕВВАУЛ удалось посадить на вынужденную L-29 при отказе двигателя.

К сожалению, ничего.

И всё- таки, насколько я поняла, шанс спастись был только в одном случае: Если бы лётчик при начале сваливания не допустил попадания в штопор.

samurai
Очень приятно с Вами общаться. Чувствуется инженерная мысль! Чтобы не углубляться в теорию, скажу, что сваливание ещё не является штопором. Самолёт, потеряв скорость, начинает валиться на крыло, как правило, в левую сторону (куда крутится турбина) с опусканием носа. Если при этом создать ему скольжение, он войдёт в штопор. Если скольжения не будет, то самолёт может и выйти из этого состояния самостоятельно. Главное, что должен делать пилот: не допускать потери скорости и установить рули нейтрально.
    Думаю, что в катастрофе 85185 при сваливании самолёт попал в зону высокой турбулентности, усугубив и без того непростое свое положение. Вывести из штопора в кучёвке, пожалуй, проблематично. Но всё же...
    Всё же, возможно? Вот и я стал сомневаться. Надо бы глянуть на распечатку бортовых самописцев, тогда и станет ясно, что предпринял экипаж для своего спасения.
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн samurai

  • Братство ЕВВАУЛ
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #61 : 12.09.2006 15:02 »
Маэстро, Вы не поверите, но я давно поняла, что сваливание- это совсем ещё не штопор. И даже то, что штопоры разные бывают. Например обычный штопор, когда самолёт падает носом вниз и вращается по спирали. И даже, что в случае обычного штопора самолёт вывести гораздо легче, потому, что двигатели не попадают в помпаж. Можно набрать скорость, затем высоту, выровнять самолёт и выйти из штопора, если хватило высоты до земли.   ???

Я хорошая ученица?  ::)

А стихия- вещь серьёзная. Вот Вам фото водной стихии.

Небольшой водопад на севере России (от Николая)

 

И гигантский Ниагарский водопад (от Осипа)

 

Единственный способ спастись- заблаговременно выйти на берег и перенести лодку ниже по течению.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #62 : 12.09.2006 16:41 »
......И даже то, что штопоры разные бывают. Например обычный штопор, когда самолёт падает носом вниз и вращается по спирали. И даже, что в случае обычного штопора самолёт вывести гораздо легче, потому, что двигатели не попадают в помпаж. Можно набрать скорость, затем высоту, выровнять самолёт и выйти из штопора, если хватило высоты до земли.   ???

Для закрепления, так сказать, знаний, на примере учебного самолёта Як-18 (если конечно интересно  ;)):
- крутой штопор http://yak18.boom.ru/book030.htm
- перевёрнутый штопор http://yak18.boom.ru/book032.htm
- плоский штопор http://yak18.boom.ru/book033.htm
- срывы в штопор http://yak18.boom.ru/book031.htm

.............А стихия- вещь серьёзная. Вот Вам фото водной стихии....
А фоты - СУПЕР!!!
« Крайнее редактирование: 14.09.2006 16:45 от stalk9 »

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #63 : 14.09.2006 13:03 »
stalk9
Не могу вспомнить: термин "Крутой штопор" у нас в училище, вроде, не применялся? Не подскажешь?
« Крайнее редактирование: 14.09.2006 13:04 от Maestro »
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #64 : 14.09.2006 15:53 »
Вот такие печальные вести:

"В ходе выполнения плановых полетов в Краснодарском Высшем военном авиационном училище на аэродроме Армавир в 12.17 произошла авария самолета Л-39. Летчик-инструктор и курсант третьего курса катапультировались у населенного пункта Новокубанск", - сообщил начальник пресс-службы ВВС России полковник Александр Дробышевский.

Сначала Дробышевский сообщил, что оба пилота смогли катапультироваться и выжили. Однако позднее он сказал, что погиб летчик-инструктор. Курсант третьего курса, также находившийся в самолете, катапультировался у населенного пункта Новокубанск. Его подобрал вертолет поисково-спасательной службы. "Состояние курсанта удовлетворительное", - сказал Дробышевский"
http://www.dni.ru/news/incidents/2006/9/14/90238.html

Оффлайн Саша(Белый)

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2687
  • Пол: Мужской
  • Белорецк
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #65 : 14.09.2006 17:20 »
stalk9
Не могу вспомнить: термин "Крутой штопор" у нас в училище, вроде, не применялся? Не подскажешь?
Да,у нас только крутая спираль...
С уважением,Александр Белов

Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #66 : 14.09.2006 17:43 »
stalk9
Не могу вспомнить: термин "Крутой штопор" у нас в училище, вроде, не применялся? Не подскажешь?

Может я ошибаюсь, но нам в учебнике штопор преподносился как: "штопор", "плоский штопор" и "перевёрнутый штопор". По обновлённому КУЛПу на L-39 полёты на штопор не предусматривались. А вот мой товарищ, который обучался в Черниговском ВВАУЛ с 81-го по 85-й году по старому КУЛПу успел "поштопорить" на L-39 (естественно, с инструктором). В Казанском УАЦ (ещё до поступления в ЕВВАУЛ) на L-29 все контрольные полёты в зону сопровождались выполнением одного витка влево и одного витка вправо. Прошло много лет, но до сих пор помню, как уже после половины витка зачастую забываешь "где голова, а где (простите) задница". А когда давались рули на вывод, то после прекращения вращательного процесса (если РУС слишком усердно от себя) происходило зависание на ремнях и по кабине начинало всё летать. В общем, небольшое ознакомительное общение с этим аэродинамическим явление имеется.... Вот тут http://www.airwar.ru/other/bibl/l-39_rle.html нашёл РЛЭ "Альботроса"... про вывод из штопора тоже прописано.
« Крайнее редактирование: 14.09.2006 17:47 от stalk9 »

Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #67 : 15.09.2006 13:02 »
....А вот мне подумалось, используется ли штопор (или ,например, во время второй мировой использовался), скажем, для быстрого снижения? 
Ну то есть абсолютное ли это зло, или иногда им пользовались для практических целей. Сразу оговорюсь, кроме учебных и демонстрационных?!

Это произошло в 11 часов утра 24 сентября 1916 года. Самолет "Ньюпор-XXI" (заводской N:1710) оторвался от земли и набрал высоту 2000 метров. Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. В том же полете Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолеты из штопора, а в октябре штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы. Так грозный штопор был побежден и стал фигурой высшего пилотажа. Вскоре русские военные летчики - ученики Арцеулова - стали применять "штопор" и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в "штопор". Обманутый противник, думая, что самолет сбит, прекращал стрельбу . Тогда отважные авиаторы выводили машину из "штопора" и на бреющем полете уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней летчиков спас своими рискованными полетами Константин Арцеулов. http://www.kacha.ru/php/baza/face.php?id=1066

О явных фактах применения штопора в воздушных боях во второй мировой войне пока прочитать нигде не удалось. Однако, в некоторых источниках упоминается о самом результативном лётчике-истребителе в те времена - Эрихе Хартмане. Якобы, в качестве выхода из-под удара противника им иногда применялось сваливание в штопор. Самолёт Messerschmitt Bf-109G, на котором воевал Хартман, достаточно легко из него выводился.
Цитирую: "Это был очень маневренный самолет и к тому же простой в управлении. Набирал скорость он очень быстро, особенно если перед этим немного спикировать. В ходе высшего пилотажа на 109-м можно было спокойно входить в штопор, а затем легко выходить из него. Единственной проблемой был взлет. Самолет имел очень мощный мотор и узкую колею шасси. Если слишком рано отрываться от земли, то машину могло развернуть на девяносто градусов. Из-за таких неудачных взлетов мы потеряли немало хороших летчиков".http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilotg/hartmann.html
Самолёты, на которых приходилось драться нашим лётчикам, были более требовательны к технике пилотирования. Например, самолёт Аэрокобра Р-39, на котором Александр Покрышкин одержал 48 побед из своих 59-ти, из-за предельно задней центровки, обусловленной задним размещением двигателя, имел склонность к сваливанию в плоский штопор.

Вот как высказывался о штопоре лётчик 12-го ИАП Владимир Алексеевич Тихомиров (14 сбитых самолётов) в интервью:

" В: Каковы были штопорные характеристики самолета (устойчивость к сваливанию, предсрывная тряска, характер штопора, склонность к плоскому штопору, запаздывание при выводе, действия органами управления при вводе и выводе из штопора)?

Як вообще и входил хорошо и выходил хорошо – Як. Вот допустим на МиГах 15-19 – я могу сказать, если он хорошо входил и выходил в левый штопор, то вот в правый штопор – нужно уметь ввести и нужно быть готовым к катапультированию.

В: А на Кобрах?

Все дело вот в чем , иной раз для того чтобы дать полную характеристику, надо испытать самолет в экстремальных ситуациях, в бою – или\или. Когда ты ведешь учебный бой – этого нет. Нормально она и входила и выходила из штопора.
А в бою я и на Яках срывался в штопор
.

В: Применялся ли штопор как боевой прием?

Я не могу сказать, может кто и применял, но… В штопор сваливаешься тогда, когда перетянешь ручку, он раз – ручку отдашь, штопор кончился." http://airforce.ru/history/ww2/tihomirov/index.htm

А вот как рассказывают о новом истребителе МиГ-29ОВТ:

".....Когда самолет летит на скорости, есть возможность эффективно управлять элеронами, закрылками, стабилизаторами и т.д. В обычных самолетах, когда скорость нулевая, ничто из этого не работает, а в МиГ-29ОВТ работает. За счет газовой динамики. То есть все эти трагические авиационные фигуры под названием «штопор», «неуправляемый срыв» можно ликвидировать с помощью газодинамического управления, тем самым значительно повысив безопасность полетов и, самое главное, безопасность в воздушном бою. Выход на маленькие скорости позволяет сделать маневр, который невозможен для противника, и, к примеру, в ближнем бою зайти к врагу в самый неподходящий для него момент, скажем, в заднюю полусферу. Либо уйти от атаки сзади, прицелиться своими ракетами, нанеся затем поражающий удар. Как выясняется, подобная «медлительность» – незаменимое качество для боевого самолета, ведь главное в воздушном бою – завести противника в неудобное для него положение. И невысокие скорости позволяют сделать это как нельзя лучше, давая МиГ-29ОВТ решающее преимущество.
Малые скорости могут эффективно применяться и для построения защитных маневров при атаке истребителя высокоскоростными ракетами в воздушном бою или с земли." http://www.gudok.ru/index.php/print/27396





« Крайнее редактирование: 15.09.2006 13:55 от stalk9 »

Оффлайн samurai

  • Братство ЕВВАУЛ
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #68 : 15.09.2006 15:15 »
Сталку:

Мне припоминаются рассказы лётчиков, что пользовались именно во время Великой отечественной штопором для быстрого снижения. Но сейчас уже не помню подробности.
Спасибо Вам за отличную, как всегда, информацию.

Вопрос: "Аэрокобра"- это американский самолёт?

Вопрос: "Самолет имел очень мощный мотор и узкую колею шасси. Если слишком рано отрываться от земли, то машину могло развернуть на девяносто градусов." (О Мессершмидте)
Что значит "узкая колея шасси"? Это ширина условной колеи, ну т.е. расстояние между колёсами (грубо говоря)?

Вопрос: Что такое элероны, где располагаются (можно ссылку на схему самолёта) и назначение? Можно очень коротко. Я пойму.
Спасибо!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

питон

  • Гость
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #69 : 15.09.2006 15:45 »
Samurai!

Кое-что про аэропланы:
http://cnit.ssau.ru/virt_lab/

"Аэрокобра"  Р-39
http://www.avia-com.ru/airacobra.html

Коротенько:

Элероны (франц. aileron, уменьшительное от aile — крыло) — аэродинамические органы управления движением крена.
Элероны представляют собой подвижные части крыла, располагаемые обычно в его концевых частях и отклоняемые одновременно в противоположные стороны. Отклонение элеронов в противоположные стороны приводит к тому, что приращения подъёмной силы на правой и левой половинах крыла направлены в противоположные стороны, в результате чего возникает аэродинамический момент, вращающий ЛА в сторону поднятого элерона. Эффективность элерона зависит от их относительного размаха и хорды, угла стреловидности по оси вращения и при переходе от
 до- к сверхзвуковым скоростям уменьшается. На эффективность элеронов существенное влияние оказывают упругие деформации крыла, которые нарастают с увеличением скоростного напора, и при достижении скоростного напора реверса элероны становятся неэффективными. Помимо эффективности важной характеристикой элеронов является шарнирный момент, для уменьшения которого применяются различные виды компенсаций. Для увеличения подъёмной силы крыла на взлете и посадке используют одновременное отклонение элеронов на положительные углы         
(т.н. «зависающие» элероны).
По виду в поперечном сечении различают нормальные, щелевые и подвесные элероны. Конструкция элерона сходна с конструкцией крыла.

« Крайнее редактирование: 15.09.2006 15:57 от питон »

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта