Автор Тема: Полеты в горах  (Прочитано 32421 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Крошила

  • Гость
Re: Полеты в горах
« Ответ #20 : 18.03.2006 21:21 »
Как известно потолок Су-25  7000 по книжке.Возвращались 2-а товарища из района(не я),впереди" ну очень плохая"погода.Керосина как обычно маловато.Решили обойти сверху.По "тестеру"вышло 12400.Бывало и так!

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #21 : 09.04.2006 14:20 »
    Коллеги, активно включайтесь в обсуждение военной тематики. По понятным причинам предлагаю для этого пользоваться псевдонимом. Уверен, вам есть, что вспомнить. Такое не забывается. Потом подытожим ваши воспоминания и совместными усилиями напишем повесть. Потому что вы - герои, ваши подвиги - эпитафия погибшим и предостережение живым. Вы рисковали не за мутную политику руководства страны и личные амбиции пьяного гаранта. Вы выполняли свой долг, честь офицера - не пустой звук, а это очень трудно - подчищать ошибки тупых правителей, когда неизвестно, что ожидает впереди - народная слава или презрение. Страна обязана это знать.
« Крайнее редактирование: 09.04.2006 15:12 от Maestro »
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Фланкер54

  • Гость
Re: Полеты в горах
« Ответ #22 : 12.04.2006 16:28 »
Вспомнился один эпизод в 168гв.апиб(Б.Шираки) 1980Г.Составом второй аэ готовились к проверке ГИМО.
Комиссию возглавлял тогда Маршал Сов.Союза Москаленко,а по авиации главным был Ген.лейтенант авиации Настенко.Мы на всех положениях полигона Караязы(это полигон взаимодействия с СВ,недалеко от Тбилиси и Рустави) пролазили все на своем пузе,досконально и по метрам все цели и положения изучив.Командование ВА этой проверки очень боялось,т.к. Настенко,будучи тогда еще зам.командующего по БП перед уходом в Москву за год до проверки пообещал всему командованию авиации КЗакВО -что они его еще вспомнят.Потому-что это было время борьбы с зельем,а он уходя накрыл стол от всей души,но когда все расселись зашел ЧВС Фотинов(генерал-майор авиации)с вопросом"А за чей счет... и кто разрешил спиртное...???" На этом все встали и вышли.Настенко это запомнил.
Мы уже отлетали все тренировочные вылеты и вдруг возвращается наша первая аэ,которая сидела в Кокайдах с марта месяца,а это был конец мая.Командир быстро все переигрывает(первая ж опытней),тут же сажает их на вертушки и на облет целей.Жены ,дети,пионеры -все стоят с букетами на аэродроме и наблюдают  картину,как ихних мужиков запихивают в буквальном смысле слова  в три вертушки и они взмывают в воздух. В общем командир бросает их на следующий день(по тревоге с этой ГИМО) в бой.Я лечу на полигон в качестве ГРП(помощником РПП)-заходит на боевой курс первая пара Пашка Гинц-Саня Володько-пускает С-8 по два блока.Высоты нет практически в упор(долго искали цели),угол маленький(около 10град),облачность мешала ,конечно тоже.Кароче:Пашка выводит,Саня влезает в свои и Пашкины осколки.Картика в замедленном действии.Разрывы очень впечатляющие на земле-все цели в щепки(колонна БТР на марше),вертушки заходят  на добивание,кругом ад кромешный(саперы зараннее тоже внесли свою лепту для эффекта).Самоль ведомого на выводе с языками пламени в ж... и на входе замирает в воздухе и начинает опускать нос.Самоль ведущего красиво делает полупереворот  и противозенитный маневр скрываясь за стоящим впереди стеной хребтом,самоль ведомого не дотягивая до хребта въезжает в хребет на одну четверть до вершины с красивейшим фейерверком и взрывом,но никто не заметил(кроме нас ,естесственно),что кресло с летчиком ,а потом и летчик на парашюте,уже опускалось за хребтом.
На вышке Руководства-шум и гам,что поразило,что некоторые генералы СВ со звездами Героев СССР,,как пацаны малые кричали от восторга и руками махали,как шашками с криками "За Родину,за Сталина!!!"(я себя начал щипать тогда-а не снится ли мне все это?!)Потом ,минут через 15 все потихонечку стихло.Все переводили дух,дым и гарь стала рассеиваться,пошли вперд пехота и танки,а Маршалу пошли доклады по данному положению.Тут и вертушка ПСС подлетела и нашего Саню привезла.У Сани тогда должность была нач ПДС,прыжков с парашютом немерянно,мы за него не волновались,когда его под куполом увидели.И вот поднимается Санька Володько по ступенькам на вышку к Маршалу.Комбез дранный(все в белых летали,а они в Кокайдах поизносились вдобавок),одного ботинка нет(видать улетел при катапультировании),второй дранный(носок торчит),Дальше описывать не буду,мы с Бажановым(РПП) упали от смеху под лавку,которая нам была на задвроках вышки отведена.Да,забыл сказать,что во время захода на пуски у РПП трубку постоянно вырывал то командующий Федеряков,то его зам Нанейшвили.В общем мы за мумии были.И тут немая сцена-Саня докладывает о благополучном катапультировании,Маршал его обнимает,а к нему наклоняется адъютант и что-то шепчет(Саня потом рассказывал,что он слышал,как адъютант в звании п/п-к напомнил маршалу о том,что тот обещал летчику золотые часы).Маршал отстраняется от Сани(и тут мы все услышали) и в пол-оборота так обращается к адъютанту:
-"Подполковник!А где это я вас раньше мог видеть...?!"
Все обмерли,подполковник аж присел,а толпа генералов,которая к нам ближе была прошептала:
-"Ну совсем старик офуел...Подполковник у него в адъютантах уже 25 лет,еще с лейтенанта!!!..."
Но  маршалу в то время было 90 лет,его кровь совсем не грела,а стояла жара,все парились из-за него в кителях,а у него еще и батареи внутреннего обогрева стояли в кителе,за которыми адъютанту было велено всегда присматривать и время от времени менять,ибо маршалу всегда было холодно.
В конечном итоге б/д продолжались,на второй день уже мы понеслись всей 2-й аэ(первая стала "раны" зализывать).Разбомбили все цели в пух и прах,отработали еще два дня по 4-е вылета каждый день,было много смешного и горького(допустимого),но в конечном итоге всей ВА Настенко, и, нашему полку в частности, поставил жирную двойку,как и когда -то пообещал.Но никого не сняли,хотя командир оченя переживал с недельку,потом улеглось.
Вот такие дела были в далеком 80-м.

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #23 : 12.04.2006 17:55 »
    Начало положено, спасибо. Хотелось бы ещё вашу оценку услышать, ваши переживания, эмоции - все мы живые люди и одно и то же событие можем рассматривать с разных сторон, тогда все грани заиграют и будет полная картина.

    Фланкеру
Пал Евгеньич, почаще заходите, Вас всегда интересно читать.
   
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Saran

  • Гость
Re: Полеты в горах
« Ответ #24 : 07.06.2006 20:25 »
86 год октябрь, в 378 ОШАП идет замена Арцизских меняет Калинов.Идет ввод в строй, при этом п-ка Руцкого оставляют пока кадры ненайдут нового командира для его замены.Естественно он захотел показать кто есть кто по полной программе.Управление 1 АЭ в полном составе выполняет крайний зачетный полет звеном на БШУ, от арцизких пошла контролирующая пара.Не задалось с разлета я замыкал эту кавалькаду и у меня по правой их не было слышно наш комэск еще и пошел на 5000 а на старых правая выше 4500 отключалась и после перехода на 5 канал и по левой их не слышу, ну думаю дела но потом успокоился наше дело стой справа смотри влево подошел поближе и подумал ведите меня на цель.
Ту через минут 15 подходим в район и арцизские повалили вниз и смотрю в 3 км от цели сгружают, Плосконос за ними а наш замполит Саня Иванов бросает его и валит на цель, мы с Марковым за ним. один заход бомбы второй на РС тут мы потеряли и Плосконоса и арциских но 3 собираемся и покачегарили в Баграм разыскивая Плосконоса по всем каналам и тут я их услышал по правой но видят стою на месте и тут Саня кричит вижу - думаю бывший истребитель не нам чета с 23 пришел, действительно самолетик и под крыльями 4 точки -2 бака и 2 блока только чего-то высоконько прет тысячах на 8, ну мы по газам смотрим скорость сближения большая и по силуэту ну не то и с 1,5 км видим прем в лоб Ан-12 мы вниз, пришли тройкой  а нас уже участливо РП спрашивает а где еще 3 , роспустились сели и началось порево, очень много узнал о родствениках Плосконоса по женской линии, а нам досталось за то что не смогли отловить ведущего- после этого Марков стал у нас водить группы.Вот так бывало на той войне.
« Крайнее редактирование: 07.06.2006 20:35 от Saran »

Оффлайн Pavel

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 71
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1977 года
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #25 : 06.12.2006 12:45 »
Заглянул на эту ветку и разбередило память. Так получилось, что в Афгане  я летал на вертолётах Ми-8 МТ( пришлось переквалифицироваться с Су 17, зрение подвело, сделал насечки у Федорова С.Н., но всё равно разрешили только двойное управление). В 83-84 в Баграме, 87-88 в Кундузе. Часто приходилось взаимодействовать с боевой авиацией. Горжусь тем, что с июня 83-го по июль 84-го в зоне нашей ответственности в районе Баграма ни один из сбитых пилотов не попал к душманам. Только экипаж Ефимова Серёги вытащил из под носа у духов одного пилота с Миг-21 и двоих с Су-17 ( в том числе нынешнего Героя России Соколова, которого сбили под Кабулом, и он раненый собирался подорвать себя гранатой, выдернул чеку, но к счастью потерял сознание. Так с гранатой они его и в вертолйт и затащили, хорошо борттехник глазастый попался) Во время отечественной войны за спасение пилотов Героев давали, а Серёгу за первого спасенного наградили поездкой домой, и ту совместили с сопровождением гроба нашего погибшево пилота. За второго спасённого правда дали Красную Звезду, а за третьего вернули представление, сказали - нет состава подвига. Ну дело не в наградах, главное ребята не попали к духам.
Часто приходилось летать на целеуказание, когда в кабину сажали "наводчика", как правило афганца из местных или душмана с дружественной банды, и они должны были указать нужный дом в кишлаке. Мы сбрасывали на цель сигнальную бомду (обычно САБ с отрезанными парашютами), а дальше по цели работала ударная группа ( чаще всего Су-17 или МиГ 21 БИС) Ну про это коротко не расскажешь.
Пришлось один раз наблюдать, как работает "Стингер". На моих глазах над аэродромом Кундуз сбили афгвнский АН-26. Мы тогда в 88-м почти полностью перешли на ночные полёты с полностью выключенными огнями, днём летать было невозможно, можно было Стингер получить на взлёте, духи подходили вплотную к охраняемой зоне аэродрома и караулили. Ну а эти ребята бесстрашные, прилетели из Кабула и стали снижаться в охраняемой зоне без отстрела АСО. Ну и получили ракету в двигатель на высоте где-то 1000м, двигатель загорелся и самолёт с креном более 90 градусов рухнул на землй. Мы сидели в ПСО, пока взлетели спасать было уже некого. За два года много чего было, если кого что интересует готов поделиться.

Оффлайн Володя

  • Координатор
  • Старейшина форума
  • *******
  • Сообщений: 1592
  • Пол: Мужской
  • это я в 1983 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #26 : 06.12.2006 16:26 »
За два года много чего было, если кого что интересует готов поделиться.

Да, конечно, делитесь. Мы всегда с удовольствием читаем подобные рассказы.
Володя Бурейко.   Выпуск 1986 г.

Оффлайн Pavel

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 71
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1977 года
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #27 : 07.12.2006 14:20 »
Хочу поподробнее рассказать про целеуказания. Удары по выявленным объектам (склады оружия, места размещения банд и т.д.) обычно наносились рано утром, где-то до 7 часов. Мы взлетали часов в 5, чтобы взять на борт наводчика (обычно в Кабуле, его подвозили прямо к вертолёту с закрытым лицом, вместе с ним переводчик) и выйти в заданное время в район цели. При подходе к цели связывались с ведущим ударной группы, они выходили на цель километрах на шести. Заходим на целеуказание, и тут начинается цирк. Наводчик должен показать конкретный дом ( точнее, огороженный стеной двор размером с наши дачные участки), а он лопочет что-то по своему, машет руками, некоторые вообще с воздуха свой родной кишлак опознать не могут. В результате с первого раза цель обозначить не всегда удается.  Тут начинает торопить ударная группа, керосина заправляют по минимуму, чтобы взять побольше бомб. Иногда приходилось бросать бомбу просто наугад, и потом уже давать азимут и удаление цели относительно разрыва. Мы отходим в сторону и наблюдаем за работой. Неплохо работали, как ни странно, МиГ- 21 с Берёзовского полка. Бомбили с крутого пикирования, и пару бомб как правило во двор укладывали. У Су-17 разброс был побольше, видимо за счёт автоматики. Ручной режим в горах надёжнее. После удара мы заходили на фотографирование цели ( на ведущем устанавливался фотоаппарат, и мы фотографировали цель до удара и после, поскольку некоторые цели бомбили раньше, и новые воронки можно было определить только сличая две фотографии). В это время самолёты прикрывали нас, имитируя атаки на цель. Правда, иногда уходили раньше из за пустых баков. Иногда в одном полёте мы делали несколько целеуказаний для разных ударных групп. Праздником для нас было, когда наводчиками были наши разведчики. Те садились за носовой пулемёт и просто двумя-тремя очередями показывали цель. Так мы летали до лета 84-го года, пока чья-то умная голова придумала сделать аэрофотосъёмку всей территории Афгана, после чего летчики ударной группы получали фотопланшет с отмаркированной целью и наносили удар уже без нашей подсказки. Опять же элемент неожиданности, а то, пока мы делали целеуказания, все духи, если они там были, успевали разбежаться.

Оффлайн Pavel

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 71
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1977 года
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #28 : 08.12.2006 10:21 »
Мои наблюдения по спасению лётчиков в ходе боевых действий. В Афганистане ПСС работала достаточно четко. Оптимальный вариант, конечно, если вертолёты ПСС находились в воздухе в районе боевых действий. Как правило, если катапультировавшегося летчика подбирали не позднее 10-15 минут после приземления, осложнений не возникало. Где-то в июне 84-го на аэр. Баграм звено или шестёрка МиГ-21 наносили удар по цели, расположенной километрах в 6 от ВПП, я наблюдал ситуацию с земли. Встали в круг и по одному пикируют на цель. Очередной самолёт устремляется к земле и тут его начинает вращать, ещё через несколько секунд на высоте с километр появился купол. Пара ПСС барражировала в нескольких километрах, под прикрытием ведомого ведущий приземлился почти одновременно с лётчиком, и через несколько минут тот был на аэродроме. Лётчик приземлился в арык на окраине кишлака, и сколько времени он смог бы там продержаться трудно сказать. А вот со ст.л-том Соколовым С.А. (выпускник Качи 80 г) вышло по другому. По моему был апрель 84-го, во всю шла пандшерская операция, аэродром гудел как растревоженный улей. Я после гепатита не летал и командир послал меня на КП для координации действий. Пара Соколова (Су 17) должна была вылетать на поиск и уничтожение передвижной радиостанции километрах в 20 западнее Кабула, а наша пара, которая должна обеспечивать ПСС только вернулась из р-на б/д с ранеными и заправлялась. Надо было подождать минут 20, но решили слетать без ПСС, вроде недалеко, километров 80 от аэродрома. Только пришли в р-н поиска, обнаружили цель, и в эфире «Серёга, прыгай», потом доклад о том что ведущий катапультировался. Надо поднимать ПСС, ни у нас ни в Кабуле ни одной свободной пары, все по другим задачам. Тут Серёга Ефимов докладывает, что направляется парой в р-н падения, а ему почти от Пандшера пилить туда почти сто километров, выжали из Ми-8 всё что могли, но всё равно больше 20 мин понадобилось. Сначала доложили, что видят горящий самолёт, потом увидели купол, а к нему по сухому руслу  бородатые подбираются. Ведомый их ракетами и пулемётами к земле прижал, а Серёга подсел к летчику. Тот весь в крови и уже без сознания, отстреливался до последнего. Правак с бортовым его в вертолёт затащили и прямиком на Кабул. Бортовой техник Толя Марчук в грузовом отсеке раненого стал переворачивать: « Гляжу, говорит, в у него в руке Ф-1, и какая-то не такая.» Пригляделся, и понял - чеки нет. Гранату из руки в руку, и за борт. Вобщем повезло им всем тогда. Я с Соколовым Серёгой потом уже встречался году в 95, он тогда Егорьевским аэроклубом руководил. Недавно фильм по ЦТ показывали про то, как он в авиацию возвращался с перебитым седалищным нервом. Видимо не зря в стихах написано: « И не зря зовутся цветом нации, те кто был, кто есть, кто будет в авиации.»

Оффлайн Pavel

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 71
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1977 года
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #29 : 08.12.2006 10:35 »
О судьбе Соколова С.А. можно почитать в Интернете. Пару ссылок оставлю, человек достоин уважения.

http://aeroreview.ru/?/pages/vak/vak_200601_070072/vak_200601_070072.htm
http://www.1tv.ru/pda1tv/shed?p_title_id=88814

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта