Автор Тема: Полеты в горах  (Прочитано 32871 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Pavel

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 71
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1977 года
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #30 : 08.12.2006 13:42 »
Продолжу тему ПСС в Афганистане. Как уже писал наиболее эффективный визуальный поиск по горячим следам. Поиск по Р-855 УМ был затруднён тем, что во первых горы, а во вторых к 83-му году у душманов было уже много трофейных 855-х, и при проведении поисковых операций были случаи включения этих станций. При этом вертолёт выходил прямо но позицию ДШК и расстреливался в упор. Сложно было проводить спасательные операции в высокогорье, так как пилотировать вертолёт приходилось на пределе его возможностей. По моему в апреле 84-го в районе Пандшера упал Су-17, судьба пилота была неизвестна. Место падения обнаружили, если не изменяет память 4200 над уровнем моря в котлован заполненный снегом ( у альпинистов это, кажется, называется «цирк»). Где-то через неделю приняли решение направить туда вертолёт, чтобы по возможности забрать тело или хотя бы подтвердить гибель. У нас тогда много сидело вертолётных частей, полетел зам командира не то Кабульского, не то Джелалобадского полка. Вертолёт масимально облегчили (сняли вооружение, броню и т.д), на правое сел по моему комзск. Они туда сели, тела не нашли, но обнаружили фрагменты кажется кресла и что-то ещё, подтверждающее, что лётчик не катапультировался. Я был на КП, когда зам командира полка пришел докладывать результаты. Шевретка у него была мокрая насквозь, а бумажки в кармане раскисли от пота. Вот так даются посадки в снег на больших высотах.
 И ещё у меня был забавный случай. Только прилетели на аэродром и пошли в столовую, звонок, срочно на вылет, МИ-6 сел на вынужденную. Километр бегом с автоматами, вертолёты уже запущены, взлетаем. Смотрю карту, если верить координатам, которые нам сообщили, там горы выше 4 км, какая вынужденная посадка. Решили сначала пройти вдоль горного хребта (вдоль дороги Саланг-Кабул), тем более километрах в 20 поднимается подозрительный черный дым. Подходим ближе, точно, догорает Ми-6, остались хвост и концы лопастей, во все стороны лучами распущены парашюты (разбегались забыв отсоединить фалы приборов) и с места посадки уже взлетает Ми-8 ( как оказалось с кабульского полка). Так что мы не успели совершить героического поступка. А оказалось, что два Ми-6 взлетели с Кабула на Бамиан (там где стояли знаменитые статуи Будд), высту над точкой набирать поленились, сразу встали на курс с набором высоты. А в предгорьях у душманов была пулемётная школа, мы туда вообще старались не заходить. Ну они и потренировались в стрельбе по крупноразмерным достаточно низколетящим целям. Один МИ-6 с пробитыми баками дотянул до Баграма, ну а второй не дотянул. Мораль: не надо летать над пулеметными школами.
« Крайнее редактирование: 17.12.2006 23:03 от Pavel »

Оффлайн Pavel

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 71
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1977 года
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #31 : 08.12.2006 14:54 »
Если ещё не утомил своими рассказами, закончу тему ПСО. Обидно, что весь опыт никому оказался не нужным. В 87-м году мы большинство полётов выполняли ночью, с выключенными АНО ( при полётах строем горели только строевые огни на верхнеё части хвостовой балки, их с земли не видно). На знакомые площадки всех провезли и успешно туда ночью садились. Но встал вопрос, а как спасать экипажи ночью в горах. Отработали уникальную методику. Пара выходит в район спасения на безопасной высоте, один идет немного впереди и метров на 300 выше. Над местом посадки сбрасывает САБ. После загорания факелов второй вертолёт начинает снижение по спирали вокруг снижающихся факелов, а при подходе к земле включает фары. При этом исключается столкновение с рельефом, факела дают достаточное освещение. Сначала командир полка сам отработал такие посадки. Потом провёз наиболее опытных лётчиков. Всё работало. А сегодня понадобится, опять будем набивать шишки.  Мы в 84-м с командиром звена пытались сесть ночью в ущелье в районе Пандшера.  Подняли нас в час ночи, парню ноги оторвало на мине, нужно было эвакуировать. Вышли в район где-то на 4500, верхушки гор выше четырёх. Ночь черная, ничего не видно. С землей связались, они говорят, что подсветят площадку фарами БТР и попробуют помочь осветительными снарядами. У снаряда в отличии от САБ свет ярко белый и горит секунд 20. Когда горит, что-то видно, погаснет, вообще ничего не видать. Несколько раз попытались зайти, не получается, а снизу просят, парень, говорят, хороший ,спасти надо. Но мы всё-таки здраво решили не убиваться, попросили потерпеть пару часов, пока светать не начнёт. Вернулись в 4 утра, парня забрали. И хорошо что мы ночью туда не полезли, ущелье узкое, тупиковое, утром то с трудом оттуда выбрались. А была бы в то время отработана методика посадки с САБ, возможно не пришлось бы парню лишние два часа терпеть.

Оффлайн Pavel

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 71
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1977 года
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #32 : 08.12.2006 16:29 »
Не могу не вспомнить работу авианаводчиков в Афганистане. Это была особая категория среди авиационной братии. В Баграме мне пришлось жить с ними по соседству. Время от времени кто-то из них (а то и все сразу) собирались «в поход», пропадали на несколько дней, а то и недель. Возвращались с очередной операции пыльные, грязные, и несколько дней «гудели не просыхая». Потом всё повторялось. При проведении операций работать с воздуха разрешалось только по команде авианаводчика, чтобы своих не накрыть. Причём на местности они обозначали себя оранжевым дымом, и наводили на цель через себя, давая азимут и удаление. Естественно противник увидев оранжевый дым начинал бить по нему из всех стволов. Помню, когда мне нужно было поруководить на площадке десантирования, связисты мне принесли Р-809, всю избитую пулями и осколками. Других, говорят, у нас нет, все такие. В 83-м году в районе Чарикара духи наших так зажали, что наводчик просил нас стрелять ракетами на удалении 200 метров от него. Что такое 200 м для С-5 при стрельбе с дальности полтора километра. После залпа некоторые ракеты ложились рядом с оранжевым дымом. И что после этого думала пехота, которая не могла поднять головы под душманским огнём. Лично меня не удивили слова Сахарова, когда он говорил, что в Афганистане наши вертолёты расстреливали попавших в окружение, якобы, чтобы те живыми не попали в плен. Простой пехотинец, не слышащий радиообмен, именно так и мог подумать в подобных ситуациях. Запомнил такой эпизод. Для огневой поддержки взлетело звено Су-25  (тогда ещё майора) Рубана, а мы парой Ми-8 тоже в этом районе работали. На склады тогда завезли много С-25, и «Грачи» ими работали очень здорово. Наводчик просит отработать по горушке, на которой стоит зелёный флаг, и откуда по ним бьют из минометов. Звено проходит над горушкой, заход, атака. Высотка покрывается разрывами, через некоторое время, когда пыль развеялась, раздаётся неуверенный голос наводчика: « Я … зеленого флага не наблюдаю» и такой, с бравадой, ответ Рубана: « А его там и не должно быть !» Лихо ребята из его эскадрильи летали, много среди них было выпускников нашего училища. Подполковник Рубан был сбит в 84, для раскрытия парашюта не хватило высоты. Вечная память и лётчикам и авиационным наводчикам, кто там закончил свой жизненный путь.

Оффлайн Володя

  • Координатор
  • Старейшина форума
  • *******
  • Сообщений: 1592
  • Пол: Мужской
  • это я в 1983 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #33 : 09.12.2006 14:10 »
Pavel, не утомил, мы читаем и опыта набираемся, вдруг пригодится...
Володя Бурейко.   Выпуск 1986 г.

Оффлайн Pavel

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 71
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1977 года
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #34 : 12.12.2006 16:11 »
Вспомнился ещё случай из Афганской войны, очевидцем которого не был (мы в это время летали в Эфиопии), но там пострадал экипаж из нашего полка, дело было в 85-м году. Афганский лётчик заблудился на Су-22, севернее Саланга в р-не Пули-Хумри увидел внизу вертолётную полосу (железка метров 200, может чуть длиннее) и решил на неё сесть. Начал заходить, естественно без связи, а на полосу в это время выруливал Ми-6 (экипаж командира эскадрильи п/п-ка Лапшина). Ну Су-22 его и протаранил, живых по моему ни осталось никого. Я туда в 87-88 часто садился, когда в Кундузе летал, и вспоминая этот случай, думал, на что афганский пилот надеялся? На равнине то пару километров ровной местности не всегда найдётся, а в горах … . Когда мы афганским лётчикам говорили, что они иногда летают против здравого смысла, они отвечали: «Русский лётчик - умный лётчик, афганский лётчик – смелый лётчик.»  Может быть разгадка как раз в этой самооценке.
 Ну и ещё урок эфиопской войны. Мы в ноябре 84-го работали с аэродрома Асмара (столица Эритрии)  Прифронтовой аэродром, до линии фронта километров 60. Все подходы заминированы, охрана на каждом шагу. И огромное кладбище исковерканной авиатехники. Нам рассказали советники, что раньше такой охраны не было. В мае ( за полгода до нашего прилёта) среди бела дня аэродром обстреляли с одной стороны, и пока все кинулись ликвидировать последствия, с другой стороны зашла группа из 8 человек, магнитные мины ставили прямо на подвешенные к самолётам бомбы (там у них были МиГ-21 и МиГ-23), в общем фейерверк получился классный, и ни каких Стингеров не нужно для уничтожения самолётов. Ну, там без американцев скорее всего не обошлось, на аэродроме базировались два наших Ил-20, которые занимались разведкой в Индийском океане. Их и вертолёты обслуживания тоже уничтожили, расстреляли из гранатомётов уже при отходе группы. Группа , по моему, потеряла одного человека, а техники уничтожили немеряно.
Мы порой тоже безалаберно относимся к вопросам охраны ( сразу вспоминаешь подполковника Шаболтаса, м-ра Гольцова и других училищных строевых командиров). В Баграме от афганских  виноградников до жилья лётного состава было метров сто, ночью станешь по нужде, боец, который должен охрану нести, спит, аж пузыри пускает. Думаешь после этого, вот так ляжешь спать, и можешь не проснуться.
« Крайнее редактирование: 17.12.2006 23:09 от Pavel »


Оффлайн Дмитрий Елизаров

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Пол: Мужской
    • ICQ клиент - 390458475
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #36 : 28.12.2006 23:14 »
 Pavel
Волею судьбы мы там не перехлестнулись, так как наш Ширакский полк был в Афгане с октября 84-го по октябрь 85-го. Мы как раз меняли марийский полк.  Они нам две недели передавали свой опыт, после чего зам. по лётной всех собрал и сказал, что мы пойдём другим путём. Мары ведь ещё за год до Афгана были ПВОшниками и потеря пяти самолётов за год - это слишком. Ну, это вина балбесов, пославших неподготовленный к войне полк.
Так вот, мы работали как по фотопланшетам, так и по целеуказаниям. Чтобы после сброса САБа духи не успевали разбежаться, мы договаривались так. что от сброса САБа до выхода  Су-17М3 на боевой курс было бы не больше минуты. Ну, координировали направление атаки с учётом направления отхода Ми-8 в зону ожидания для ПСО.

Оффлайн Раду

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 694
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986. Как молоды мы были, как верили в себя
    • ICQ клиент - 387996134
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #37 : 05.01.2007 21:23 »
Февраль 1989 Н - 7500 .Афганистан

[вложение удалено администратором]
Пока самолёт тяжелее воздуха он всегда будет падать на землю (это закон). Друзей не надо иметь, с ними надо дружить(это жизнь)!!!

Оффлайн Раду

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 694
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986. Как молоды мы были, как верили в себя
    • ICQ клиент - 387996134
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #38 : 05.01.2007 21:36 »
 Н- 8500, обратный путь 2500кг. уже на земле.

[вложение удалено администратором]
Пока самолёт тяжелее воздуха он всегда будет падать на землю (это закон). Друзей не надо иметь, с ними надо дружить(это жизнь)!!!

Оффлайн Pavel

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 71
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1977 года
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Полеты в горах
« Ответ #39 : 07.01.2007 17:34 »
Чтобы после сброса САБа духи не успевали разбежаться, мы договаривались так. что от сброса САБа до выхода  Су-17М3 на боевой курс было бы не больше минуты.
Цитировать

Не зря нас в училище учили дисциплине времени, гоняли за точность выхода на цель. Во время пандшерской операции часто приходилось высаживать десант, а нас баграмских, как местных, пускали впереди, для высадки группы захвата. Так вот там тоже от окончания обработки площадки десантирования самолётами до посадки первого вертолёта давалась минута. Подходили к месту десантирования, когда там ещё не рассеялся дым от бомб и ракет. Чуть раньше и попадёшь под огонь своих, чуть позже и духи начнут в себя приходить. Как правило взаимодействие было на высоте.
 Дмитрий, а в вашем полку из нашего выпуска 77-го года кто нибудь был в этот период ?
 

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта