Голосование

????????, ??????????, ????????? ?? ??? ??????? ?????????? ????? ??????? ???????, ??????? ??? ???????, ?????? ??????. ????? ????????????????? ????? ????? ? ????.

ß ÷èòàþ âñå ñîîáùåíèÿ ïî Èñòîðèè ÎØÌÀ.
13 (56.5%)
Èíîãäà çàáåãàþ â òåìó, íî âñ¸ ÷èòàòü íå ïîëó÷àåòñÿ, õîòÿ õî÷åòñÿ.
9 (39.1%)
Ýòî óæå èíòåðåñíî òîëüêî èñòîðèêàì.
1 (4.3%)
Ýòî íå èíòåðåñíî.
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 23

Автор Тема: Что мы знаем о "морской авиации" ?  (Прочитано 133510 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #100 : 22.03.2009 20:57 »
10 июля 1915 года в помещении Отдела Воздушного Флота прошло заседание Особого Комитета по усилению флота, где вплотную обсуждались вопросы строительства и оборудования Школы на Гутуевском острове. До её открытия оставалось менее трёх недель, а предстояло сделать ещё очень многое. Нужно было позаботиться о получении летательных аппаратов, об устройстве и отоплении складов и ангаров, о жилье для рабочих и матросов, наконец, найти этих самых рабочих и матросов, подобрать специалистов, начиная от инструкторов и авиатехников и заканчивая врачом, откомандировать в  Школу обучаемых, как офицеров- лётчиков, так и охотников. Что было не так и просто в условиях военного времени, ну и, главное, выделить на это всё финансы.

16 июля Тучков обращается к Великому Князю с просьбой передать 4 из десяти лодок Щетинина для Гутуевской Школы, остальные шесть отправятся в Севастополь. Одновременно закупается большой ангар и решается вопрос с его установкой в конце дамбы. Через Помощника Начальника МГШ капитана 1 ​ранга графа А.П.Капниста ведутся переговоры о передаче блокшива "Моряк" (несамоходное, списанное судно), для временного проживания персонала школы. Для этих же целей 10 сентября Тучков просит из Ревеля пароход Екатерина, который не без труда получает.

Несколько позднее, 15 сентября 1915г., в МГШ из Особого Комитета на фирменном бланке было направлено письмо за №7281, подписанное Управляющим делами Комитета Верховским, где написано:

Сношением от 18 мая с.г. за №7041/1693 Ваше Превосходительство просило Отдел Воздушного Флота открыть в Петрограде или его окрестностях морское отделение для подготовки лётчиков на гидропланах...

Далее следует описание проделанной работы, о которой сказано выше, и финансовый расчёт. На все расходы и содержание Школы было затрачено 120 000 руб. На содержание Офицерской Школы в Севастополе в лагере Александро- Михайловском было израсходовано 3 898 749 руб.; из коих 620 000 выделено военным ведомством, а остальное- частные пожертвования.

Ну вот и определилась дата формального обращения МГШ к Великому Князю за помощью в организации Офицерской Школы Морской Авиации, о необходимости которой ранее велись переговоры.

Школа сформировывалась на том же месте, где осенью 1912 го года была устроена Опытная авиагидростанция, на которой испытывались первые Российские гидросамолёты наряду с испытаниями в Гребном порту. Весной 1913 г. на станцию для освоения гидропланов из Качинской школы были откомандированы офицеры: лейтенант Б.А.Щербачёв, мичманы П.Ваксмут, И.И.Кульнев, П.Э.Липгарт, В.А.Литвинов и инж. мех. мичман В.Е.Зверев. Командовал станцией капитан 2 ранга Д.Н.Александров. На дамбе были устроены временные деревянные спуски, поставлены парусиновые ангары и при ней состоял быстроходный катер для спасения лётчиков при неизбежных падениях в воду. Вскоре эта авиагидростанция была переведена на остров Эзель.

На ЧФ так же начали готовить специалистов МА на гидропланах, как уже упоминалось. Но в условиях начавшейся войны не хватало ни техники ни подготовленных лётчиков, потому обучение полётам над водой для гидростанций было лишь дополнительной обузой. Так К.П.Боклевский, двое сыновей которого в качестве охотников состояли в Александро- Михайловском лагере у И.И.Стаховского, посетил ряд подобный объектов в мае 1915 года, а 5 июня писал Тучкову о своих впечатлениях. Он сетовал на то, что охотники зачастую болтаются без настоящего дела и просил Тучкова, чтобы тот посодействовал приставить сыновей к практическому освоению техники. Хотя общее состояние дел на авиагидростанциях, несмотря на некоторый беспорядок, произвело на Боклевского очень хорошее впечатление.
« Крайнее редактирование: 22.03.2009 23:24 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #101 : 22.03.2009 22:41 »
17 июля 1915 года в Петроград прибывает Великий Князь Александр Михайлович. Наряду с другими делами он собственной персоной присутсвует на открытии очередного своего детища Офицерской Школы Морской Авиации на Гутуевском острове. О своих впечатлениях в тот же день сообщает Морскому Министру И.К.Григоровичу:

Телеграмма
Генерал- Адъютанту Григоровичу в Гатчине             28.07. в 7 10 пополудни

Сегодня в моём присутствии состоялось молебствие по случаю открытия Высочайше утверждённым Особым Комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования по просьбе Морского Ведомства Офицерской Школы Морской Авиации на Гутуевской дамбе в Петрограде. Надеюсь, что новая Школа Комитета даст флоту столь же выдающихся военно- морских лётчиков, что и Севастопольская.
                                      Александр Михайлович


В ответной телеграмме Великому Князю Григорович отвечает:

Сердечно благодарю Ваше Императорское Высочество за радостную весть открытия авиационной школы. Уверен, что лётчики будут такие же отважные и лихие как и все ранее выпущенные из Севастопольской школы вашего руководства.
                                            Генерал- Адъютант Григорович


Эти две телеграммы, найденные в Архиве совершенным образом определяют окончательно, когда и кем была открыта Школа, ставшая Первым практическим учебным заведением, призванным готовить специалистов Морской Авиации, не только лётчиков, но и авиатехников.

28 июля 1915 года- это и есть дата рождения будущего Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков!

Оба этих великих человека, переживут революцию. Представляю, с каким чувством они воспринимали события, последовавшие за Отречением Императора...



Генерал-адьютант, член Государственного Совета, кавалер многих российских и иностранных орденов, последний морской министр Российской Империи адмирал И.К.Григорович.

Почитать о нём можно, например, здесь http://www.morskoe-sobranie.ru/?page=article
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Дмитрий Елизаров

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3071
  • Пол: Мужской
    • ICQ клиент - 390458475
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #102 : 22.03.2009 22:51 »
Галя, это не аргумент. Нужен приказ Особого комитета или Указ царя. Надо копать глыбже......... :'( :'( :'( :'( :'(

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #103 : 22.03.2009 23:07 »
Не было, Дима, приказа. Не было!

Документы по Особому Комитету, вроде, нашлись (пока не видела, но № фонда уже знаю), но это, скорее, будут распоряжения Великого Князя по отпуску средств и пр. Император этим вопросом не занимался, более того скажу, что образование Школы было не таким уж заметным событием в жизни самого Морского Ведомства. Да и более или менее организованная деятельность началась только зимой- весной 1915-16-го г.г. Но вскоре всвязи с усугублением ситуации на фронтах все военные учебные заведения, а так же авиационные школы (включая частные), в том числе и наша Школа, были переданы Военному Ведомству. И вот это событие уже определялось официальным приказом.

Таковы были реалии.
« Крайнее редактирование: 28.03.2009 00:23 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #104 : 23.03.2009 00:44 »
7 августа 1915 года из Отдела по устройству и службе войск при Главном Управлении Ген. Штаба в МГШ приходит письмо (на официальном бланке) о том, что Великий Князь Александр Михайлович распорядился отправить из Военной Авиационной Школы в Петроградскую Гидроавиационную Школу 9 лётчиков, обученных полётам на Фармане №16, для освоения гидропланов.

Незадолго до этого было туда же направлено 7 человек из Императорского Всероссийского Воздухоплавательного Клуба, который 15 июня открыл отделение (Школу) для подготовки военных лётчиков. К слову, позже в Деле появляется ворох писем от этого Аэроклуба с просьбой возместить расходы на подготовку лётчиков. Так и не понятно, вернули им деньги или нет из Военного ведомства либо откуда- то ещё. Люди не перечислены пофамильно, но в списке состава Школы от 1 октября есть фамилии и даты поступления, по которым можно понять, кто откуда, даже не прибегая к биографиям.

Помимо лётчиков, сотрудники Школы были озабочены и поступлением нижних чинов, желающих обучаться техническим специальностям. На флотах и в других местах ищут охотников поступить на отделение младших авиационных специалистов. Одновременно Тучков мечется в поисках людей для постоянной работы в школе, обращаясь в различные ведомства. Нужны были квалифицированные авиамотористы, механики в мастерские, шоффёры (так писали тогда) и пр., матросы на корабль, кочегары и т.д. вплоть до вестовых. Но квалифицированных работников из военных частей не отпускали, все они были наперечёт. В конце концов ему выделяют людей, мобилизованных в Азиатской части России с 10 августа 1915 года, для подготовки нижних чинов. 

Между тем МГШ торопит Тучкова, флоту нужны лётчики. А он 18 августа в ответ пишет письмо, чтобы ему прикомандировали инструкторов Миклашевского и Ламанова из Севастополя, и обещает при их наличии к 5 сентября до 1 октября выпустить из Школы первых гидроавиаторов. Вместо Ламанова позднее приезжает Грузинов. Но судя по всему из- за нехватки специалистов , а только Фриде способен исполнять обязанности инструктора, сроки постоянно отодвигаются. Из дела так и непонятно, выпустился ли кто- нибудь до переезда Школы в Баку.

В этой переписке первый обнаруженный документ на официальном бланке ОШМА датирован 13 сентября 1915 года и подписан Ст.лейт. Тучковым.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #105 : 23.03.2009 22:27 »
Было уже понятно, что решение разных организационных вопросов затягивается, а приближается осенний период, ветра и обледенения. 16 сентября письмом за №14048/3987  за подписью Русина МГШ обращается в ОВФ с просьбой на зимнее время открыть отделение в Баку. А 18 сентября следует ответ от Великого Князя с согласием удовлетворить просьбу. Предполагается, что Бакинский филиал будет работать под руководством капитана 1 ранга в отставке Андрея Александровича Яновича. Это была инициатива Тучкова, очевидно, хорошо знавшего будущего руководителя, как человека порядочного, ответственного, болеющего душой за дело, а главное, хорошо знающего Армию.

Должно быть, вначале предполагалось на Яновича возложить общее руководство Школой. Но как можно понять из их личной переписки, Янович по семейным обстоятельствам временно не мог покинуть Баку, тогда как подготовка Школы к переезду требовала его присутствия в Петрограде. Поэтому в конце концов 5 ноября Янович в Баку получает телеграмму об официальном назначении директором Школы лейтенанта Краевского. По всей видимости, Краевский занимался переездом Школы и исполнял обязанности директора, находясь в Петрограде, и официальная переписка с вышестоящими инстанциями шла через него. А Янович практически осуществлял руководство филиалом на месте, решал вопросы с местными властями по отводу территории, строениям и оборудованию, подбирал людей для работы Школы.
« Крайнее редактирование: 11.04.2009 15:26 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #106 : 24.03.2009 00:35 »
В деле есть первый списочный состав Офицерской Школы Морской Авиации на 1 октября 1915 года, составленный А.А.Тучковым. Когда закажу копию, приведу его полностью. А пока что перечислю руководство, прикомандированных на переобучение офицеров- лётчиков и обучающихся лётному делу охотников. Кроме них были ещё охотники- техники и 71 человек нижних чинов, служивших в Школе. Все они перечислены единым списком, работники как "постоянный" состав, а учащиеся как "переменный".

Личный состав на 1.10.1915г.

1. Нач.- лейтенант Тучков
2. Пом.нач.шк. по техн.ч лейтенант Фриде
3. Зав.мастерскими капитан Энгельс
4. Врач Фон Дэн

Руководители

5. Штабс- капитан Грузинов
6. Лейтенант Миклашевский

Переменный состав Школы

1. Лейтенант Дитерикс                  13- VII- 15
2. Мичман Зайцевский                    8- VII- 15
3. М-н Сафонов                            14- IХ- 15
4.  --||-- Величковский                   --||--
5.  --||-- Карцов                            --||--
6.  --||-- Горяинов                          --||--
7.  --||-- Гарковенко                       --||--
8.  --||-- Любушкин                        --||--
9.  --||-- Кроун                               --||--
10. --||-- Ковалевский                    17- IХ- 15
11. Подпоручик Алферьев                24- VIII- 15
12. --||-- Трофимов                         --||--
13. Прапорщик Мисинский                 --||--
14. --||-- Иванилов                          --||--
15. --||-- Миккоев                           --||--
16. --||-- Извеков                            --||--
17. --||-- Румянцев                          --||--
18. --||-- Телепнев                          --||--
19. --||-- Шитаков                           --||--
20. Барон Майдель                            29- IХ- 15

Список охотников переменного состава, прикомандированных
к Офицерской Школе Морской Авиации Отдела Воздушного флота.

1.  Павел Скульский                     лётчик- ученик
2.  Герберт Блуменфельд                    --||--
3.  Владимир Охременко                     --||--
4. Пётр  Боклевский                           --||--
5.  Владимир Боклевский                    --||--
6.  Владимир Энгельмейер                   --||--
7.  Александр Колбасьев                     --||--
8.  Борис Львов                                  --||--
9.  Иннокентий Агошков                      --||--


В этом же списке перечисляются охотники на звание кондуктора (техника).

Далее следует список нижних чинов постоянного состава при всяких службах.

В деле приложена

Копия приказа по Военной авиационной школе от 22- го октября 1915 года за №360 гор.Гатчина.

1.  Струдзиловский
2.  Подпоручик Артамонов
3.   --||-- Осипов
4.   --||-- Турундаевский
5.   --||-- Воронцов
6.   --||-- Алферьев
7.   --||-- Кутлаенко
8.   --||-- Трофимов
9.  Прапорщик Извеков
10.  --||-- Терепнев
11.  --||-- Миккоев
12.  --||-- Румянцев
13.  --||-- Климентьев
14.  --||-- Гильшер

Подписали Военн.лётч.Капитан Гончаров и Адъютант Школы поручик Кнох


Эти бумаги напечатаны на машинке на простой бумаге (без углового штампа). Кстати, документы того времени "живой" печатью не скреплялись, но, как и теперь, подписывались вручную, иногда вручную писались и обращения. Хотя некоторые официальные документы писались вручную целиком, поэтому разобрать их не всегда до конца возможно из- за неразборчивости почерков.

В списке из Гатчинской школы в фамилии лётчика Телепнева есть ошибка, но я привожу его, как есть. Скорее всего этот список затребовался и прилагался как подтверждение о сдаче экзамена на военного лётчика, допускавшего к самостоятельным полётам. Из него мы можем видеть, кто был в числе 9- ти, упомянутых ранее выпускников из Гатчины, поступивших в Гутуевскую Школу: Алферьев, Трофимов, Извеков, Телепнев, Миккоев, Румянцев. Остальные трое, Мисинский, Иванилов и Шитаков, возможно, проходили другим приказом. Стоит обратить внимание, что по крайней мере первые шестеро в Гутуевскую школу были зачислены ещё за два месяца до сдачи экзамена 24 августа.

Дитерикс и Зайцевский были прикомандированы из боевых частей Балтийского Флота.

Сведения о последующем обучении в Офицерской Школе Морской Авиации, главное, о сдаче экзаменов на звание морского лётчика, сохранились не обо всех упомянутых. Но именно среди этих людей и есть самые первые выпускники Училища!
« Крайнее редактирование: 11.04.2009 15:29 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн ДМЛ

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 77
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #107 : 24.03.2009 18:06 »
Зайцевский Игорь Николаевич. Его брат, Олег, заканчивал Севастопольскую авиашколу
ЧЕСТЬ ИМЕЮ

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #108 : 25.03.2009 01:09 »
30 сентября МГШ просит принять ещё 50 охотников. А 17 октября Тучков получил телеграмму от Начальника воздушного района службы связи Балтийского моря Б.А.Щербачёва, что первые из уже зачисленных в Школу сдали экзамен для допуска к обучению полётам на гидропланах. Среди них Боклевские, Энгельмейер, Колбасьев, Горячев, позднее Шаронов, а так же Львов и Мошковский, произведённые в офицеры уже в декабре. По всей видимости часть охотников готовили к поступлению в Школу в Петрограде, но кого- то обучали уже в Баку.

Однако, в конце октября первый эшелон с оборудованием мастерских и другим имуществом Школы отправляется в Баку , где 22 ноября состоялось официальное открытие филиала. Через месяц, 30 ноября, второй, который 12 декабря прибыл в Баку. Туда же 15 декабря отправились ещё несколько аэропланов Щетинина. Эшелоны двигались чрезвычайно медленно. Только 15 января эти лодки были получены Яновичем и поставлены на учёт приказом.

РГА ВМФ

Фонд №418, опись №1, дело №2104.

МГШ Воздухоплавательное отделение
Офицерской Школы Морской Авиации О.В.Ф. за 1916 год
Начато 1 января 1916г. Кончено 1 января 1917г.

Среди важных для нас документов о работниках и выпускниках училища встречается много других весьма любопытных бумаг. Это разного рода докладные, сметы, финансовые расчёты и прочее. Учтены расходы на всё, начиная от самолётов и авиадвигателей, заканчивая канцелярскими мелочами.

Например, на 30 января 1916 года в Школе обучалось не менее 33 человек, на суточные для которых за январь и февраль испрашивалось 6000 рублей.

Для нужд только автомобилей Отдела Воздушного Флота и Курсов Авиации (при Политехе) в день (!) требовалось 2 бочки бензина (в бочке- 491,96 литра). Сколько их было, не сказано, зато известно, что Школу обслуживали два больших грузовика фирмы Паккард и велись переговоры о приобретении маленького Виллиса. Но в Петрограде уже 18 марта 1916 года Краевский ходатайствует перед Тучковым о постройке на территории Школы тёплого гаража для 8 автомобилей (5 легковых и 3 грузовых) и цистерны для хранения авиационного бензина ёмкостью до 500 пудов.

А в начале февраля Главный Морской Штаб (не путать с Морским Генеральным Штабом) по ходатайству начальника Порта выделяет на учебники 12 курсантам Школы на Гутуевском по 50 руб. (всего 600), но вначале ГМШ запрашивает МГШ, что это за Школа и кому подчиняется. Да и вообще примерно с октября- ноября 1915 года стиль и тон документов меняется. Начинает чувствоваться некоторая неразбериха, нехватка денег и прочие неурядицы, связанные с войной. 

Так Янович 4 февраля 1916 года просит Особый Комитет выделить деньги, чтобы повысить жалование казначею П.П.Григорьеву, делопроизводителю и бухгалтеру, сопровождая просьбу самыми похвальными характеристиками всех троих. Их зарплата составляла по 50 руб., истребовалось ещё по 100 в месяц на каждого, итого 150 руб. на человека. И это жалование считалось скромным в условиях дороговизны в Баку, существовавшем исключительно за счёт привозных товаров. Так же Янович просит повысить зарплату шоффёру Бортникову с 30 до 100 руб. (средняя зарплата водителей в Баку). Он ранее сам доплачивал разницу из других источников. 

Как уже говорилось, унтер- офицеры лётчики в боевых частях получали по 75 руб. в месяц. Такое же содержание просили для помощника руководителя полётов Томашевского (из охотников), после сдачи экзаменов на морского лётчика оставленного в Бакинской Школе инструктором для обучения нижних чинов. В то время как зарплата Старшего машинного содержателя кондуктора Вараксина на февраль составляла 88 руб. 28 коп., а подобные специалисты на флоте получали по 122 руб. 28 коп. Некоторые офицеры и нижние чины одновременно обучались полётам и исполняли одну и более должностей в Школе, как характеризует Янович, работали просто на износ.

В Петрограде на соответствующих должностях жалования были больше. Помощник начальника Школы на Гутуевском Фриде имел 400 руб. в месяц, в то время как Грузинов в Баку только 250 руб., хотя работал нисколько не меньше. И эту несправедливость Янович так же просил исправить. Сам он как капитан 1- го ранга в отставке по Каспийскому положению получал 2024 руб в год, но за работу в Школе ему после обращения Особого Комитета в МГШ доплатили из расчёта 6000 руб., т.е. всего по 500 руб. в месяц.

Но если работа за 30- 50 руб. в месяц могла считаться чистым энтузиазмом, то для сравнения стоит привести зарплату матросов на пароходе Екатерина- от 2 руб. 85 коп. до 3 руб. в месяц. Не стоит удивляться после этого, отчего в народе крепли революционные настроения. Более красноречивых оправданий этому трудно и привести.
« Крайнее редактирование: 11.04.2009 15:32 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #109 : 26.03.2009 00:29 »
Впрочем больным рабочим и матросам немедленно оказывалась помощь, как и офицерам. Их на машине везли в госпиталь, лечили и даже выделяли дополнительные средства. Например, кочегару шхуны "Али- Абат" Никите Гладилову, страдавшему хроническим расстройством пищевого тракта, на диетическое питание выделили по 15 руб. в месяц. Кроме того всем было положено продуктовое и прочее довольствие, которое все исправно получали, не смотря на все трудности. Впрочем о "бытовухе" ещё поговорим.

 
Зайцевский Игорь Николаевич. Его брат, Олег, заканчивал Севастопольскую авиашколу

Забегая вперёд, скажу, что в зимний сезон 1915- 1916 г.г. в Баку звание "морской лётчик" получили по отчёту Яновича 21 человек. Сегодня видела подлинники документов, в основном приказы по Школе. Велась книга очень аккуратно. Там всё подробно зафиксировано. По многим из этих 21 нашлись приказы о дне сдачи экзамена и номер постановления Учебного совета, где принималось решение о присвоении звания. Однако, сохранились не все листы. И номера удостоверений не указываются. Навскидку нашла несколько ошибок в части персональных сведений, блуждающих в сети по датам приказов.

Например, Игорь Зайцевский стал "морским лётчиком" по приказу №488 от 16 марта 1916 года, о чём запись сохранилась. А экзамен сдал либо в тот же день, либо накануне. Решение Учебного совета (№21) обычно следовало сразу же за экзаменом. Далее выложу всё, что нашла в подлинниках. Возможно, это не играет существенной роли, но всё- таки восстановим историю "по минутам", мне кажется это важно?!
« Крайнее редактирование: 26.03.2009 13:57 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта