Голосование

????????, ??????????, ????????? ?? ??? ??????? ?????????? ????? ??????? ???????, ??????? ??? ???????, ?????? ??????. ????? ????????????????? ????? ????? ? ????.

ß ÷èòàþ âñå ñîîáùåíèÿ ïî Èñòîðèè ÎØÌÀ.
13 (56.5%)
Èíîãäà çàáåãàþ â òåìó, íî âñ¸ ÷èòàòü íå ïîëó÷àåòñÿ, õîòÿ õî÷åòñÿ.
9 (39.1%)
Ýòî óæå èíòåðåñíî òîëüêî èñòîðèêàì.
1 (4.3%)
Ýòî íå èíòåðåñíî.
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 23

Автор Тема: Что мы знаем о "морской авиации" ?  (Прочитано 135909 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ДМЛ

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 77
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #120 : 27.03.2009 19:41 »
Величковский
ЧЕСТЬ ИМЕЮ

Оффлайн ДМЛ

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 77
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #121 : 27.03.2009 19:47 »
Томашевский
ЧЕСТЬ ИМЕЮ

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #122 : 28.03.2009 01:29 »
Первыми Начальниками Школы были:

1. Старший лейтенант Тучков, со дня образования.
2. Лейтенант Краевский, дата приказа не позднее 5 ноября 1915г.
3. Капитан 1 ранга Янович, Бакинским филиалом сезон зима- весна 1915- 16 г.г.

Первыми руководителями (инструкторами) Школы были:

1. Лейтенант Фриде, военно- морской лётчик, со дня образования.
2. Штабс- капитан Грузинов, военно- морской лётчик, с ноября 1915г. до 11.03.16г. в Бакинском ф-ле.
3. Лейтенант Миклашевский, военно- морской лётчик, январь 1916г. в Бакинском ф-ле до отбытия в Петроград.
4. Прапорщик Быков, военно- морской лётчик, со 2.01.16г. до гибели в декабре 1916г.
5. Мичман Петров, военно- морской лётчик, с 11.01.16г,  до отъезда в Ревель 21.02.16г.
6. Авиационный прапорщик Томашевский, не позднее первых чисел января 1916 года до отбытия в боевую часть.
7. Штабс- капитан Энгельс, военно- морской лётчик,  с 21.02.16г. до гибели в декабре 1916г.
8. Лейб гв. Преобр. полка прапорщик, военно- морской лётчик, Яковлев с 24.03.16г. по крайней мере до переезда в Петроград.

Все поименованные были назначены приказами. Особо опытные лётчики (в том числе и некоторые из этих) ещё до сдачи экзаменационного полёта на звание "морской лётчик" летали с начинающими в качестве пилотов.

Вот на 16.01.1916г. согласно приказу №116

Личный состав Бакинского отделения Офицерской Школы Морской Авиации

Постоянный состав

Начальник к.1 р. Янович

Руководители:

Штабс- капитан Грузинов
Лейтенант Миклашевский
Мичман Петров
Прапорщик Быков

Помощник руководителя

Ав. унт.оф. 1 ст. Томашевский

I группа летают самостоятельно

1. Штабс- капитан Энгельс
2. Подпоручик Телепнев
3. --||-- Трофимов
4. Прапорщик Мисинский
5. --||-- Иванилов
6. Мичман Сафонов

II группа летают с инструкторами

7. Мичман Горковенко
8. --||-- Карцов
9. --||-- Щепотьев
10.--||-- Зайцевский
11.--||-- Горяинов
12.--||-- Любушкин
13.--||-- Ковалевский
14.--||-- Кроун
15.Прапорщик Яковлев
16.Прапорщик по авиационной части Машковский
17.--||-- Львов
18.--||-- Горячев
19.--||-- Энгельмейер
20.--||-- Колбасьев
21.--||-- П.Боклевский
22.--||-- В.Боклевский
23.--||-- Подпоручик Миккоев
24.--||-- Румянцев (летает самостоятельно)
25.Прапорщик Барон Майдель
26. Ав.унт.оф.1 ст. Скульский
27.--||-- Аристов
28.Стр.боцман Охотников
29.Писарь 1 ст. Блуменфельдт
30.Юнкер флота Ярмахов
31.Охотник 1 раз.Брилинский
32.--||-- 2 раз.Прасин


В подлиннике указаны даты прикомандирования. Большая часть прибыла тремя партиями 10-11 ноября, 12-14 декабря и 31 декабря 1915 года, но некоторые прибыли отдельно.

Следует заметить, что до убытия даже сдавшие экзамен, как уже говорилось, числились среди личного состава Школы, в данном случае Сафонов. Томашевский числится помощником руководителя, хотя полноценно исполнял обязанности инструктора, ввиду того, о чём говорилось ранее. А из перечисленных во второй группе несколько человек, в том числе Любушкин и Майдель, вскоре будут отчислены из Школы.

Нижние чины постоянного состава в этом и последующих подобных приказах не перечисляются.
« Крайнее редактирование: 05.04.2009 10:26 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #123 : 28.03.2009 01:59 »
Вот на 16.01.1916г. согласно приказу №121 летательные аппараты и двигатели, которые состояли на учёте в Бакинском отделении Школы по Ведомости авиационного имущества:

Летательные аппараты

Исправные:

5 аппаратов Щетинина М5 с моторами "Моносупан"
2 аппарата Ф.В.А. с моторами "Моносупан"
1 аппарат Щетинина М9 с мотором "Сальмсон"
1 аппарат Щетинина М10 с мотором "Моносупан"

Итого: 9

В ремонте:

2 аппарата Щетинина М5 без двигателей

Разобраны:

1 аппарат Щетинина М5
1 аппарат Щетинина М7
1 аппарат Кертис
--------------------------------------
Всего: 14 аппаратов

Моторов: всего 18, из них 10- на л/аппаратах, 3- в ремонте, 5- на складе.

Мощность:

"Моносупан"- 100 л.с.
"Сальмсон"- 186 л.с.
"Кертис"- 160 л.с.

После авиационного происшествия с мичманом Горяиновым, когда он упал с высоты 1200 м, один аппарат пришёл в полную негодность и был разобран на зап. части. Как ни странно, но лётчик при этом отделался практически лёгким испугом. До конца работы Бакинского отделения в этом сезоне так и оставалось 13 аппаратов. В марте правда привезли несколько новых двигателей.

Все рабочие аппараты были закреплены за определёнными инструкторами по приказам Начальника Школы. При этом строго воспрещалось без разрешения их передавать друг другу при любых обстоятельствах иначе, как по приказу. На лодках были написаны номера. Но один аппарат был всегда свободен. В частности №11 использовался для подлётывания уже сдавшими экзамен лётчиками до их убытия из Школы и руководством Школы для иных целей.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #124 : 29.03.2009 14:52 »
у меня есть копии приказов о присвоении званий прапорщиков по окончании авиашкол. По видимому был такая практика, со сдачей экзаменов на звание лётчика присваивалось и звание, толи это авиационный унтер-офицер, то ли прапорщик по адмиралтейству , то ли прапорщики по авиационной части. Последний такой приказ, датированный 22.05.1917 (это то что есть у меня на данный момент) и из тех кто есть в моих каталогах-все выпускники Бакинской школы

Давайте немножко "вспомним" чины и звания дореволюционной России. В Школу в основном поступали лейтенанты и мичманы Морского флота, поручики и подпоручики, прапорщики, унтер- офицеры, другие военные и гражданские лица. Причём, как уже говорилось, вначале предпочтение отдавалось морякам, как лучше способным освоить разведку над морем, знающим флот и умеющим в этом ориентироваться. Так же предпочтение оказывалось людям, имеющим высшее и среднее образование (в части унтеров и гражданских). Любопытно, что в своих распоряжениях о призыве охотников на обучение лётному делу МГШ особо оговаривал благонравие, "образованность", культуру общения и хорошие характеристики.

Мичман- младшее офицерское звание на Флоте, предполагающее успешное окончание Морского ВУЗа. Лейтенант- звание, которое до революции тоже существовало только на Морском флоте, занимало примерно то же место в "табели о рангах", что и мичман, но предполагало какую- то должность, то есть командование частью, подразделением, отделом в штабе и пр. Хотя и мичман мог командовать небольшим морским судном или занимать небольшую должность непосредственно в частях. Мичману и лейтенанту примерно соответствует звание поручик.

Подпоручик и поручик- самые первые из офицерских званий в сухопутных войсках, за исключением кавалерии и казачих. Штабс- капитан примерно соответствует званию капитан в современной армии.

Унтер- офицеры- это низшие командные звания, приблизительно соответствующие нынешним сержантским.

А вот с прапорщиками надо немного разобраться. Мне попался интересный реферат о прапорщиках в Российской Армии http://www.plan-konspekt.ru/ogp/ogp509001.htm

    В 1884 г. Россия осуществила общую реформу военного чинопроизводства. 30 августа "в целях установления большего единства и правильности в системе младших обер-офицерских чинов" звание прапорщика на мирное время было упразднено. Оно сохранялось лишь для офицеров запаса на военное время. Сделали это по примеру иностранных армий, в которых чин прапорщика тоже отменялся, а первым офицерским чином являлся подпоручик. А ношение знамени поручалось унтер-офицерам.

    По реформе 1884 г. состоявшим в армии прапорщикам предоставлялся выбор: уйти в запас или сдавать экзамен на чин подпоручика. Двумя годами позже военное ведомство приказом № 55 от 13 марта 1886 г. ввело "Временное положение о прапорщиках запаса армии". Это звание присваивалось вольноопределяющимся 1-го разряда с высшим или средним образованием и унтер-офицерам, выдержавшим соответствующий экзамен. Они производились в особых войсковых комиссиях один раз в году -в конце лагерных сборов. Предметами экзамена для присвоения чина прапорщика являлись: 1) уставы и законоположения; 2) полевая служба; 3) сведения об огнестрельном оружии; 4) сведения по укреплению местности. По всем этим предметам требуются познания, необходимые для сознательного и отчетливого исполнения обязанностей пехотного обер-офицера.

    Точно так же устанавливались экзамены для прапорщиков запаса инженерных войск, кавалерии и артиллерии. Они проводились по 12-балльной системе. Выдержавшим экзамены считался тот, кто получал средний балл не менее 8. В военное время унтер-офицеры с высшим и средним образованием за боевые отличия могли получить звание прапорщика и без экзаменов, но только "в случае собственного желания воспользоваться этим чином". В свою очередь прапорщики за боевые отличия могли быть "произведены в дальнейшие офицерские чины на следующих основаниях: 1) если прапорщик удостоится получить орден Святого Георгия, то одновременно с ним он производится в подпоручики (корнеты в кавалерии) и получает право на дальнейшее производство в чины, не обязываясь уже держать полного офицерского экзамена; 2) получившие другой орден или золотое оружие - держат полный офицерский экзамен".

    Первая мировая война поставила в строй тысячи прапорщиков запаса. В действующей армии они обычно назначались командирами взводов и на другие равные им должности. Ближе всех стоявшие к солдатам, прапорщики делили с ними и радость побед, и горечь военных неудач, первыми поднимались в атаку. Вовсе не случайно "Новейший военный песенник", изданный в 1916 г., открывался песней "Прапорщик", в которой были такие слова:

                    Вот прапорщик юный со взводом пехоты
                    Старается знамя полка отстоять...
                    Остался один он из всей полуроты,
                    Но нет! Он не будет назад отступать!..


Таким образом в рассматриваемый период прапорщик- низший офицерский чин, существовавший в Армии только в условиях военного времени, который мог получить унтер- офицер или гражданский человек при вступлении в военную службу при наличии высшего или среднего образования и при этом сдавший экзамен на знание некоторых военных дисциплин. Ну и выше перечислены особые боевые заслуги, позволявшие быть произведённым в прапорщики, минуя экзамен.

Звание "военный лётчик" и "морской лётчик" мог получить только офицер: прапорщик, поручик и подпоручик, мичман, лейтенант и т.д. При этом, как я уже говорила, из каких- то соображений, но унтер- офицерам, сдавшим экзамен на авиационного прапорщика и морского лётчика, в таком праве было отказано. Что не мешало им заниматься соответствующим делом. Хотя охотники,  до этого окончившие гражданские учебные заведения (по крайней мере высшие) и успешно сдавшие экзамен на авиационного прапорщика и морского лётчика, беспрепятственно утверждались в эти звания.

Таким образом "морской лётчик"- это специализация офицера- лётчика. Чтобы получить эту специализацию, надо было, как минимум, быть или стать офицером (прапорщиком) и далее успешно выдержать теоретические и практические испытания по программе, которую описала выше, и "испытания в полёте". Офицеры, уже утверждённые в звание "военный лётчик" до поступления в Школу, хотя и обучались теории и практике, но освобождались от экзаменов по первым двенадцати пунктам и для получения звания "морской лётчик" сдавали только лётные испытания на гидропланах.

Но все остальные, даже дипломированные, но не военные пилоты, а так же офицеры других родов войск, обязаны были успешно сдавать всё.

Сдавший перечисленные в программе экзамены унтер- офицер  становился авиационным унтер- офицером. Те, кто научился летать самостоятельно, при этом могли сдавать и лётный экзамен. В  дальнейшем в боевых частях они могли летать и получать звание авиационных прапорщиков, но уже "за особые заслуги".

Впрочем в условиях военного времени, многие становились лётчиками, минуя школы, и соответственно получали свои звания потом и кровью.

В Школе присвоение званий производилось дифференцировано. Например, моторист 1-й статьи Николай Рогожкин после сдачи экзамена по программе авиационного прапорщика приказом №282 от 8 февраля 1916 года производился в моторные унтер- офицеры 2-й статьи.

Некоторые офицеры, будущие морские лётчики, сначала становились авиационными прапорщиками. Так уже упоминавшийся Лейб. Гв. Преобр. полка прапорщик Яковлев 19.03.1916 сдал экзамен на прапорщика по авиационной части, а 24.03.1916 сдал все экзамены на звание "морского лётчика". Звание прапорщик по авиационной части подтверждало хорошую техническую квалификацию и было важным само по себе. А сдавшим экзамен унтер- офицерам давало право занимать некоторые авиационные должности, например, заведовать мастерскими, ангарами и прочее. 

Зачем Яковлев сдавал подряд два перечисленных экзамена, не понятно. Но он был уже прославившимся Героем войны, возможно, что ему в порядке исключения разрешили поступить в училище, минуя курсы в Политехе, но вменив в обязанность пройти основательную подготовку  непосредственно в школе. Впрочем, это лишь ничем пока не подтверждённое предположение.

На флоте было ещё звание "кондуктор". Кондукторы были военно- техническими специалистами в своей области- корабельными механиками, артиллеристами, связистами и пр. Они имели некоторые расширенные права и льготы по сравнению с унтерами и стояли над ними, но были ниже офицеров.

Так, например, были произведены в кондукторы по авиационной части Томашевский, Охотников, Скульский, Аристов. Сохранилась записка от 18 апреля 1916 года, что вскоре должно было состояться это событие, как понятно, согласованное с руководством Отдела Воздушного флота.
« Крайнее редактирование: 30.03.2009 01:31 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #125 : 29.03.2009 23:19 »
Участие Авиации в войне вначале ограничивалось разведкой и связью, а на задание лётчики вылетали только с личным оружием. Поэтому их учили искусству пилотирования и способом ухода от огня вражеской артиллерии. Но вскоре обнаружилось, что аэропланы- очень эффективное оружие против кораблей неприятеля!



Фото взяты с ресурса "Армия России" http://armyrus.ru/forums/viewtopic.php?t=77&postdays=0&postorder=asc&start=195

... 24 ноября 1914 года в 10 часов 10 минут командующий Черноморским флотом приказал произвести воздушную разведку в районе мыса Фиолент. В воздух на гидросамолете «Кертисс» поднялся лейтенант В. В. Утгоф. К югу от Херсонеса он обнаружил легкий крейсер «Бреслау», который шел к Севастополю и уже вошел в проход через минное заграждение. Морской летчик опустился рядом с миноносцем «Подводник» и с его радиостанции сообщил командующему об обнаружении противника. Затем летчик перелетел к выходящим из Северной бухты Севастополя крейсерам «Кагул» и «Память Меркурия». Сев рядом с ними, он предупредил их о подходе «Бреслау» и о том, что крейсер возможно поставил на выходном фарватере мины.

Вот что писал американский летчик Чарльз Уитмер по возвращении из России о боях русских гидропланов с кораблями противника, откровенно восхищаясь русскими, сумевшими организовать береговую оборону при помощи гидросамолетов:

«С тех пор, как «Гебен» и «Бреслау» стали угрожать Севастополю, наблюдение за безопасностью русского побережья в смысле набегов возложено было исключительно на воздушные суда. В течение моего трехмесячного пребывания в Севастополе я ежедневно видел, как аэропланы отправляются в море на разведку, удаляясь туда на 50 миль. Делом этим были заняты семь аэропланов, последовательно обследовавших 50-мильную береговую полосу на предмет наблюдения за германскими подводными лодками и крейсерами. Помню, однажды утром один из воздушных разведчиков принес известие, что «Гебен и «Бреслау» направляются в порт и находятся в пяти милях. Немедленно было дано приказание семи летающим лодкам подняться в воздух, взяв с собой по две 40-фунтовые бомбы каждая.

... Вслед за этим семь летающих лодок поднялись и, кружа над крейсерами, сбросили свои бомбы, после чего поспешили обратно к берегу.

...Россия, имея всего семь аэропланов, стоивших 100 000 долларов, была в состоянии обойтись без дорогостоящих крейсеров и вполне обеспечила защиту Севастополя от набегов немцев...»

День 24 ноября 1914 года стал для морских летчиков своеобразным праздником: они убедились, что гидросамолеты становятся ударной силой на море и могут действовать самостоятельно. Кстати, черноморцы на свои машины брали бомбы В. В. Дыбовского...


С ресурса http://www.navy.su/navybook/grigorev_ab/06.html
Григорьев А.Б. "Альбатросы". Гидросамолеты вступают в войну

А вот как описывает участие гидропланов в боевых действиях в районе Балтийского моря Б. Драшпиль в "Кратком обзоре истории авиации в Российском Императорском флоте (1890-1917)" http://www.xxl3.ru/kadeti/rus_mor_avia.htm

28 июля /прим.:1914г./ было получено приказание усилить разведку ввиду ожидаемого выхода в море нашего флота. При свежем ветре был произведен учащенный надзор морем до о. Гогланда. В течение 16 часов приходилось посылать по одному аэроплану каждые 2 часа. Донесения передавались по радио со станции прямо во флот.

В большинстве случаев разведка была безрезультатна. Однако 20 августа в море был обнаружен неприятельский крейсер, а к вечеру Щербачев увидел отряд из 9 кораблей. 24-го вечером был замечен 2-х трубный крейсер стрелявший по какой-то цели.

Кульнев тоже обнаружил суда мористее. Единственное вооружение аппаратов в то время было:
маузер летчика и карабин механика-наблюдателя, так что об атаке неприятеля нельзя было и мечтать...

... 19 июля /прим.:1915г./ летчики С. Лишин и В. Литвинов произвели воздушную разведку у Михайловского маяка. 20-го авиация вела корректировку стрельбы «Амура» и миноносцев по берегу. Сигнализация производилась при помощи пистолета Верн и выбрасывания цветных вымпелов. Утром 20-го, в 3 часа, были замечены 2 немецких аппарата, летевшие к Михайловскому маяку. Летчики Лишин и Зверев поднялись им навстречу. Литвинов и Краевский не могли завести моторы своих аппаратов. Мотор Зверева сдал, и он сел на воду, после чего его взял на буксир миноносец. Оставшись один, Лишин атаковал Альбатрос немца, летевшего к «Москвитянину», стреляя из маузера, а его механик из карабина. Немец был очевидно подбит и, снижаясь, пошел к берегу. Другой аппарат противника, после короткой перестрелки, последовал за товарищем.

Заметив входящую в Ирбенский пролив нашу подводную лодку, он переменил курс, и Лишин, видя это, несмотря на мотор, дававший перебои, пошел навстречу немцу и, после короткого боя, заставил его повернуть на Виндаву.




По ходу событий приходилось совершенствовать и аппараты и оружие, а так же обучать лётчиков работе со всем этим. Да что там говорить, многим не нюхавшим пороху учащимся надо было просто дать понять, что их ждёт там, на войне...

И Янович в один из дней февраля (полётная неделя с 19 по 26) лично вылетает вместе с Грузиновым, пилотировавшим аппарат №10, чтобы произвести бомбометание с аэроплана. На самом деле было два вылета общей продолжительностью 1 час 26 минут. Позднее приказом №379 от 27 февраля списываются две зажигательных и одна тринитротолуоловая бомбы, сброшенные во время полётов для демонстрирования их действия обучающемуся составу. Вот это и было первой учебной бомбардировкой в Школе. А вскоре определился и первый полигон.

Приказ №425 от 6 марта

Приказом объявляю, что 5 марта уведомлением №1879 в распоряжение Школы Управлением рыбными промыслами Восточной части Закавказья предоставлен во временное пользование остров "Песчаный", расположенный в районе Бакинского Градоначальства, для организации обучения лётчиков бомбометанию. 


На старинном фото (выше) видно, как тогда сбрасывали бомбы вручную через борт аэроплана.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #126 : 31.03.2009 14:24 »

Морская авиация


http://www.navy.su/navyavia.htm

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #127 : 31.03.2009 21:52 »
Как уже не раз говорилось, Морская Авиация начиналась в Севастополе. С ним связаны многие первые инструктора и выпускники Школы. В Севастополе сохранился замечательный Архив, где можно найти сведения о первых Авиаторах. Ссылка на страницу Архива, где перечислены лётчики Черноморского флота (1914 – 1918): http://www.gosarhiv.sev.net.ua/show/pilots/



Фото с названного сайта. Севастополь, каким его видели первые лётчики (выше).
Херсонес (ниже) и Балаклавский Георгиевский мужской монастырь с высоты полёта первых Фарманов и Кертисов.





В Архиве узнаём, что было двое Алферьевых, оба закончили Бакинскую Школу лётчиков, по- видимому, братья. Николай Николаевич был в первой пятёрке выпускников, другой учился позже:

Алферьев Евгений Николаевич
(28.12.1891 - ?), инженер-механик лейтенант. В 1914 окончил Морское инже-нерное училище, в 1917 – Бакинскую школу морской авиации и назначен в 1й корабельный дивизион. В августе 1919 назначен командиром 1го морского авиаотряда. В эмиграции с 1921 жил в Югославии, служил в гидроавиации.

Алферьев Николай Николаевич
(? – 6.04.1941), штабс-капитан 302 пехотного Суражского полка. В 1915 окон-чил Гатчинскую авиашколу и служил в 3м и 2м воздушных дивизионах Балтий-ского флота. В 1917 переведен на Черноморский флот в 1й корабельный диви-зион. Награжден Георгиевским оружием. В конце 1918 – начале 1919 был лет-чиком 1 отряда морской авиации в Севастополе, в апреле эвакуировался в Гре-цию. В августе 1919 вернулся в Севастополь. В эмиграции с конца 1920 жил в Югославии, убит во время бомбежки Белграда.


А вот об одном из первых инструкторов, славном лётчике:

Миклашевский Борис Ричардович
(25.08.1890 -?), лейтенант. Окончил Морской Кадетский Корпус (1910), Учебный Воздухоплавательный парк (1912), Императорский Всероссийский Аэро-клуб (1912), морской летчик (1914). В кампании 1914 летчик Черноморского флота. 24 ноября 1914 осуществлял бомбардировку германо-турецкого крейсера «Бреслау». С 1915 служил в Морском Генеральном Штабе, с февраля 1917 начальник 2го дивизиона воздушной бригады особого назначения.

 
Упомянуты и другие выпускники Школы: Александр Евгеньевич Колбасьев, Владимир Петрович Энгельмейер, Пётр Константинович Боклевский.

Хотя колыбелью отечественной Авиации является Санкт- Петербург, но Севастополь- вторая родина Российской Авиации! И будущему Ейскому Училищу какое- то время довелось тут базироваться.

Многие первые авиаторы здесь обрели крылья, но многие и покидали Россию с этого берега навсегда... О Севастопольской Школе Авиации написано достаточно. Ранее уже приводились ссылки. Вот и тут можно кое- что почитать http://www.moscow-crimea.ru/history/20vek/avia.html

В формируемый в Севастополе отряд из числа первых выпускников школы ОВФ получили назначение лейтенанты Дорожинский, Дыбовский, мичманы Лучанинов, Качинский, Коведяев, Утгоф, Фриде и Эссен.

http://www.xxl3.ru/kadeti/rus_mor_avia.htm
Первый выпуск Качинской школы в Балт. море, весной 1913 г., состоял из следующих офицеров:
лейтенанта Б. А. Щербачева, мичманов: П. Ваксмут, И. И. Кульнева, П. Э. Липгарт, В. А. Литвинова и инж. мех. мичмана В. Е. Зверева. Командовал станцией кап. 2 р. Д. Н. Александров.


Интересно, что организатор и первый директор Петроградской Офицерской Школы Морской Авиации Старший лейтенант Тучков А.А. смог получить звание "морской лётчик" не сразу. Этому мешали и дела и происшествие, в которое он попал.

В 1915 году Лейтенант А. А. Тучков, будучи по делам службы на Кильконде, захотел обучаться летному делу и при посадке сильно разбился. Как я упоминала, в самых первых числах января 1916г. он пытался сдавать экзамен в Баку. Но приказа о благополучной сдаче не последовало. Возможно, помешала травма? Во всяком случае вот какую информацию предоставил ДМЛ:

Циркуляр Главного Морского Штаба № 282 от 21-го июля 1916 года.

Согласно ст. 63-й Положения о службе авиации в службе связи, Морской
Министр утвердил в звании морских летчиков: старшего лейтенанта Тучкова
2-го, с 17-го июля сего года.


Всё было в Школе по- честному! И даже большое начальство не получало звания по блату. Авиация не прощает халатности, авиаторы всегда помнили об этом.
« Крайнее редактирование: 01.04.2009 20:37 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #128 : 31.03.2009 22:56 »
В настоящий момент уточняем и систематизируем материалы по первым погибшим морским лётчикам. Этих парней очень трудно делить на "наших" и "не наших". И хотя я уже назвала самых- самых первых выпускников Школы, а позднее продолжу список, но летали и воевали эти лётчики бок о бок. И гибли в небе и на воде...

Одним из первых 21.06.1916г. геройски погиб морской лётчик Службы связи Балтийского моря, подпоручик Александр Николаевич Извеков. Он закончил и Севастопольскую и Бакинское отделение Петроградской Школы одним из первых. В своём последнем бою отбивал атаку на первый российский "авианосец"...   

К июню /прим.- 1916г./ прибыл новый контингент летчиков из Школы Морской авиации в Баку. Среди прибывших были: Алферьев, Извеков, Иванилов, Миккоев, Мисинский, Понятов, Румянцев и Шитаков. «Орлица» несла службу главным образом в Куйвасте, по охране судов.

13 июня произошел бой 3-х наших аппаратов с 2-мя немецкими. С Цереля вылетели Штральборн и Корольков, а Зайцевский вылетел из Аренсбурга. Штральборн вынужден был сесть на воду из-за порчи мотора и, будучи на буксире у катера, был атакован уже 4-мя немцами, сбросившими на него бомбу и обстрелявшими его из пулемета. Вылетевшие на подмогу из Цереля Туржанский и Величковский атаковали немцев, подбив один Альбатрос, севший потом на воду, подобрали товарищей и сожгли аппарат.

В середине июня «Орлица» перешла к острову Руно, а 21-го четыре немецких самолета сделали попытку ее атаковать. Подпоручик А. Н. Извеков поднялся первым и, не ожидая других летчиков, вступил в бой с 3-мя аппаратами противника. У него был пробит бак с бензином, аппарат загорелся, упал в море и перевернулся. Летчик, привязанный ремнями, утонул. Атака на «Орлицу» была отбита, и один немецкий аппарат был сбит, а летчик взят в плен.


http://www.xxl3.ru/kadeti/rus_mor_avia.htm

Погибли Петров, Шитаков, Быков, Горковенко... наши... из первого выпуска...
Светухин, Наркович, Мустяц, Цывинский... не нашу Школу окончили, но тоже наши... российские лётчики...

Гибли от оружия неприятеля, из- за отказов техники, в результате диверсий, иногда нелепо...

7 мая 1915 года "…В Ревеле погиб лейтенант И.И Кульнев, погиб обидно, бесцельно. Сгубила его страсть порисоваться. Видимо, желая показать своё искусство перед стоящими на рейде кораблями, он на малой высоте стал закатывать крутые виражи, скользнул на крыло и был убит на месте" Дудоров Б.П. контр-адмирал, начальник Воздушной дивизии Балтийского флота. Приказом Е.И.В. №294 от 18.05.1915 г. исключён из списков флота погибшим при исполнении боевого служебного долга. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, могила не сохранилась...



Кульнев Илья Ильич (09.01.1885– 7.05.1915), морской лётчик разведчик Балтийского флота, лейтенант. Окончил Морской Кадетский корпус (28.01.1904, мичман), Севастопольскую авиационную школу (июнь 1913). Участник Русско- Японской войны, испытатель авиационной техники. Разбился при катастрофе летающей лодки ФБА (FBA, ЛМ-2), двухместный разведчик без вооружения.

20.06.1916г. погиб Прапорщик А.А.Горячев во время несанкционированного полёта. Самолёт упал на бульвар в Баку. Горячев учился и работал в Бакинской Школе, по отзывам Яновича был "поразительной работоспособности, толковости и расторопности..."
« Крайнее редактирование: 01.04.2009 22:32 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #129 : 31.03.2009 23:51 »
Когда Тучков запросил Яновича о списке особо отличившихся за время первого Бакинского "сезона" работников, выпускников и учеников Школы, в первую очередь были отмечены Штабс- капитан Грузинов, Штабс- капитан Энгельс, прапорщик по морской части Быков, Лейб Гв. Преобр. полка прапорщик Яковлев, мичман Петров, авиационный прапорщик Горячев, при том четверть команды представлена к медалям "За усердие"! (Письмо от 19.04.1916г.)

Отмечалось, что Штабс- капитан Энгельс, "несмотря на чрезмерную нагрузку" успел освоить курс и сдать экзамены на "морского лётчика", кроме того заведовал мастерскими Школы, сумел так же прекрасно наладить учёт и вести отчётность по технической части, за что и представлялся к ордену Св. Станислава II степени. После сдачи экзамена оставался в Школе и в качестве инструктора. Вот что про Энгельса написано на Бакинском сайте http://www.baku.ru/enc-show.php?cmm_id=276&id=74266&c=1752

Энгельс Евгений Робертович - летчик, преподаватель школы морской авиации, создатель лодки-моноплана

Евгений Робертович был одним из образованнейших людей своего времени. С авиацией он соприкоснулся в 1912 году во Франции, где закончил авиашколу. В 1915 году он прошел курс обучения в Севастопольской школе военных летчиков. Там же он спроектировал самолет «Орел» интересной конструкции. Но машина эта не была испытана, поскольку ее создателя перевели заведовать мастерскими Петроградской школы морских летчиков.

Летчиком он был великолепным. Ему доверили обучение летчиков и руководство полетами. Начальник Бакинского отделения школы капитан 1 ранга А. А. Янович отмечал, что штабс-капитан Энгельс разработал и применил на практике новый метод обучения учеников-летчиков...


Кроме этого он окончил Технологический институт и Артиллерийскую академию.

5.12.1916 г.во время выполнения 2-го испытательного полёта аппарата своей конструкции Энгельс упал в море и погиб... Предположительно, это была диверсия. Постараюсь найти акты и приказы, связанные с катастрофой. По всей видимости они сохранились. Хотелось бы увидеть собственными глазами.

Энгельс был не только блестящим лётчиком, но и талантливым конструктором. Есть интересный сайт, где можно почитать о первых российских и советстких самолётах. Там есть и конструкция Энгельса, увы, так и не запущенная в серию. http://www.trlg.ru/plane.php?art=176



Так же есть описание и схема тут http://eroplan.boom.ru/shavrov/chr3/fight1/other1.htm

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта