Голосование

????????, ??????????, ????????? ?? ??? ??????? ?????????? ????? ??????? ???????, ??????? ??? ???????, ?????? ??????. ????? ????????????????? ????? ????? ? ????.

ß ÷èòàþ âñå ñîîáùåíèÿ ïî Èñòîðèè ÎØÌÀ.
13 (56.5%)
Èíîãäà çàáåãàþ â òåìó, íî âñ¸ ÷èòàòü íå ïîëó÷àåòñÿ, õîòÿ õî÷åòñÿ.
9 (39.1%)
Ýòî óæå èíòåðåñíî òîëüêî èñòîðèêàì.
1 (4.3%)
Ýòî íå èíòåðåñíî.
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 23

Автор Тема: Что мы знаем о "морской авиации" ?  (Прочитано 137490 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #150 : 05.04.2009 12:53 »
Пока ничего более вразумительного по комментариям к фото не нашла, попробую дать собственные комментарии на основе изысканий в Архивах и других материалаов.

Фото 1-3 стр. http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1013.130

Торжественный молебен по случаю открытия филиала Петроградской Школы Морской Авиации в Баку состоялся 22.11.1915 года на площади возле Каменной городской пристани. Помимо Представителей руководства Школы и курсантов, а так же представителей православного духовенства Бакинской Губернии, присутствовал весь "цвет" тогдашнего бизнеса и Военно- морское руководство Каспийской флотилии.

Однако, курсанты в строю не все. Часть подъедет только в конце декабря. На фото 2 и 3 справа в передней шеренге в мундирах с поясами стоят офицеры- курсанты. За ними нижние чины из обучающихся и сотрудников постоянного состава Школы. На фото 3 перед строем слева стоят старшие офицеры Школы и Порта. Можно предположить, на переднем плане высокий- Директор маяков и лоций Каспийского моря и командир Бакинского порта Контр-адмирал Евгений Владиславович Клюпфель (он или его представитель?), а рядом Начальник Школы Капитан I ранга Андрей Александрович Янович.

Клюпфель был на тот момент главным морским начальником на Каспии. Он же призван был контролировать деятельность Школы. К сожалению, пока не нашла его портрета, но вот краткая биография http://www.navy.su/persons/12/klypfel.htm

Евгений Владиславович Клюпфель
(31.01.1860–16.03.1934)

Российский военно-морской деятель. Контр-адмирал (1913). Родился 31 января 1860 г. Службу начал воспитанником Морского училища в 1878 г., которое закончил в чине мичмана (1882). Закончил Артиллерийский офицерский класс со званием артиллерийского офицера 1-го разряда (1899). Служил на Балтийском флоте и в эскадре Тихого океана. Участвовал в войне с Китаем (1900-1901) и русско-японской войне (1904-1905). Командовал миноносцем "Сердитый" при обороне Порт-Артура. В последующем на Черноморском флоте командовал военным транспортом "Дунай" (1906-1907) и линкором "Евстафий" (1909-1911). В декабре 1913 г. назначен Директором маяков и лоций Каспийского моря и командиром Бакинского порта. Был старшим морским начальником на Каспийском театре с подчинением ему кораблей Каспийской флотилии. Во время революционного хаоса на флоте по требованию матросов отстранен от должности и в сентябре 1917 г. зачислен в резерв чинов Морского министерства. В последующем находился в Сибири и сотрудничал с адмиралом А.В. Колчаком. Выехал в эмиграцию, проживал в США, где продолжал вести активную деятельность по собиранию морского офицерства, оказавшегося вдали от России. В 1928 г. избран председателем Кают-компании в Сан-Франциско. Скончался 16 марта 1934 г.

За мужество и воинское мастерство в период русско-японской войны Е.В. Клюпфель награжден Золотой саблей с надписью "За храбрость" (1905). Имел российские ордена Св. Станислава 2-й степени с мечами, Владимира 4-й степени с бантом, Анны 2-й степени с мечами, ордена Франции, Японии, Румынии.


Биографию Яновича находим на упоминаемом Бакинском сайте http://www.baku.ru/enc-show.php?cmm_id=276&id=160167&c=1752

Янович 1-й Андрей Александрович
21.10.1873 - 12.10.1920

Янович находился на службе с 1891 года: юнкер флота; мичман (13.12.1893г.); лейтенант (06.12.1898г.); артиллерийский офицер 1 разряда (1899г.).

C 04.10.1900 г. по 1903 год Янович был преподавателем артиллерийского офицерского класса Учебно- Артиллерийского отряда Балтийского флота. С 15.09.1903 г. по 1906 год он исполнял должность заведующего обучением в Учебном отряде Черноморского флота. 01.01.1906 года Яновичу А.А. было присвоено звание капитан-лейтенанта, а 22.04.1907 года – звание капитана 2 ранга.
С 07.04.1908 годa он был прикомандирован к Морскому Генеральному Штабу. В период с 10.11.1908 г. по 01.071909 г. Янович плавал старшим офицером крейсера "ПАЛЛАДА". Был членом особого Комитета по организации Амурской флотилии и членом особого Комитета по организации прибрежной обороны (27.04.1909 - 18.01.1910).

Капитан 2 ранга Янович обучался полетам в городе По. 15(28).04.1910 года он получил удар пропеллером по руке и плечу, кисть правой руки была раздроблена, некоторые кости пришлось вынуть.

С 04.10.1910 г. по 1913 год Янович был преподавателем Николаевской морской академии. 10.03.1914 года Яновичу присвоено звание капитан 1 ранга "с увольнением от службы". С 12.11.1915 года А.А. Янович вновь определен в службу капитаном 1 ранга, и с момента возвращения на службу числился в Каспийской отдельной флотской роте.

В ноябре 1915 года Янович 1-й Андрей Андреевич был назначен на должность начальника Бакинского отделения офицерской школы морской авиации. В 1917 году Янович зачислен в резерв чинов Морского Министерства, а 18.09.1917 года был уволен от службы.

Награды: Серебряная медаль «В память коронации императора Николая II» (1896); Орден Св. Станислава 3-й степени (20.03.1906); Орден Св. Анны 3-й степени (06.12.1906); Орден Святого Станислава 2-й степени (13.04.1908); Орден Святой Анны 2-й степени (10.04.1911); Светло-бронзовая медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913).


О фото Яновича разговор будет далее.

В приведённой выше статье с Бакинского сайта упоминается видный Азербайджанский деятель Руководитель Бакинской городской управы Мамед-Гасан Гаджинский.

Портрет Гаджинского с ресурса
http://www.azeribook.com/history/shamil_fatullayev/gradostroitelstvo_baku/gradostroitelstvo_baku_xix_nachala_xx_vekov.htm
Кстати, довольно интересный экскурс в историю градостроительства и архитектуры г. Баку соответствующего периода.

А вот краткая биография отсюда http://www.azcongress.ru/article.php?2558

Гаджинский Мамед Гасан Джафаргулы оглы, 1875–1931 гг.

Государственный и политический деятель, инженер-градостроитель. Выпускник Петербургского технологического института. Если можно так сказать – великий подвижник и предшественник легендарного А.Лемберанского по масштабам благоустройства Баку, строительства и тех любви и энтузиазма, с которыми он претворял это в жизнь. В составе правительств АДР был министром иностранных дел, министром финансов, министром государственного контроля, министром внутренних дел и министром торговли и промышленности. После падения АДР и установления советской власти в республике Гаджинский участвует в создании новой экономики республики. В 1931 г. расстрелян по приказу Л.Берии.         
« Крайнее редактирование: 05.04.2009 20:24 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #151 : 05.04.2009 15:16 »
На фото 4 видим подготовку к показательному полёту гидроплана (М5) над бухтой. На тот момент не все аппараты ещё прибыли в Баку. Вопрос, кто пилотировал? Из дипломированных лётчиков были в Школе Грузинов и Миклашевский. Остальным ещё предстояло учиться. Впрочем, это только предположение.

Бесценные фотографии 5, 6 и 7 донесли до нас лица людей, возглавлявших Школу и учившихся в ней в крайние дни ноября 1915 года. Буду признательна, если Историки отечественной Авиации и Флота, которые читают этот очерк, помогут как- то идентифицировать людей на фото!

Фото 7 представляет работников постоянного состава Школы. В центре справа от пожилого бородатого морского офицера сидит (предположительно) Начальник Школы Капитан 1 ранга А.А.Янович (в очках). Крайний справа сидит (предположительно) Штабс- капитан Грузинов (армейский мундир, погоны- четыре звезды на один просвет). Сохранилось несколько его фотографий, он был человеком высоким, статным. Между Яновичем и Грузиновым (предположительно) лейтенант Миклашевский.

Остальных пока пофамильно назвать не могу. Но в постоянном составе Школы на тот момент могли быть (точной даты приёма на работу пока нет) вольнонаёмные Смотритель (Казначей) Школы П.П.Григорьев, делопроизводитель З.Ландау и бухгалтер С.Седунов, они должны быть в штатском. В команде должен быть постоянный врач, может быть этот пожилой морской офицер? Возможно, тогда уже был в постоянном штате Старший машинный кондуктор Вараксин. Были ещё два шофёра (по тем временам очень ценные кадры) Бортников и Никулаев. Были ещё главный специалист на шхуне "Али- Абад". Возможно, уже был Строевой боцман Охотников... штатный писарь Блуменфельдт... Не ясно так же, кто сидят слева мичман (?) и уверенный в себе, свободно расположившийся прапорщик (?) с шашкой? Возможно за спиной неизвестного прапорщика как раз стоит боцман Охотников, т.к. это лицо мы видим на другой фотографии с боцманской дудкой.

На фото 6 те же офицеры (немного перегруппировались) с офицерами- курсантами. Возможно, некоторых впоследствии установим по мере нахождения фото. Ну и на фото 5 весь состав Школы, включая руководство, как переменного, так и постоянного состава, охотников и нижних чинов постоянного состава.

На фото 9 видим, как повар предлагает старшему офицеру (Яновичу) отпробовать пищу, которой будут кормить курсантов и офицеров. Слева на снимке как раз, предположительно, боцман Охотников (?). Рядом с Яновичем либо старший офицер наряда, либо адьютант (они менялись и были из переменного состава). На фото 8 скорее всего торжественный обед по случаю открытия Школы в офицерской кают- кампании. Во главе стола вдалеке в центре справа- Янович. Кают- кампания располагалась посередине Каменной пристани. Эту постройку можно видеть на фото 10 (крыша с уклоном). Тут же располагалась и канцелярия.

На фото 11- шхуна "Али- Абад", служившая для курсантов и служащих нижних чинов казармой, кубрик и проживавших в нём мы и видим на фото 12.

На фото 13 и 14 слесарная мастерская снаружи и внутри, стоявшая за ангаром у ограды, отделявшей территорию Школы от Бульвара и города, на Каменной пристани.

Фото 10 и следующие на стр. http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1013.140
« Крайнее редактирование: 10.05.2009 00:49 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #152 : 05.04.2009 18:42 »
На фото 15 гараж, где стоят четыре Автомобиля. Он был расположен напротив слесарных мастерских вдоль края Каменной пристани торцом к ограде. Есть приказ №356 от 26.02.1916 года, где по требованию городских властей предписывается сменить номера на машинах, принадлежащих Школе. Там перечислены "Пирс", закреплённый за Штабс- капитаном Грузиновым (старый №39, новый №502), "Пирс" начальника Школы Яновича (старый №43, новый №503), "Рено", закреплённый за Штабс- капитаном Энгельсом №504, некий "Грузовик" и три мотоциклета.

Сначала за каждый автомобиль отвечал определённый водителель или "шоффёр", как их тогда называли. В штате состояли двое: Бортников, которого Янович характеризовал как отличного профессионала, содержащего машину в идеальном техническом состоянии и чистоте, и Никулаев. Они были профессионалами и в случае необходимости сами занимались ремонтом. В конце марта упоминаются водители рядовой Константинов и матрос Барабанщиков. После того, как  разбили "Рено", на котором ежедневно на работу возили доктора, машинами стали пользоваться по требованию, среди водителей был устанавлен график дежурства. Только в экстренных случаях допускалось использовать машины без соответствующего распоряжения Начальника Школы.

На фото 18, 20, и с 23 по 30 видим весь процесс полёта на гидропланах, начиная оттого, как хрупкие изящные фанерные "стрекозки" выкатываются из ангара на колёсных роллерах, заканчивая тем, как они обратно вручную вытягиваются на пристань по спуску. На большинстве снимков лодка М5, а на 26-м коллаж из фото летящих аппаратов разных конструкций. В частности справа внизу с Андреевским флагом летящий ФБА. На фото 30 слева стоит лётчик в специальном кожаном костюме и шлеме, какие тогда были в ходу у первых авиаторов. Эх, знать бы, кто?!

На фото 19 и 21- наблюдательные пункты с вышками, устроенные на краю пирсов Таможенной пристани.

А на фото 16 и 17- общий вид Школы со стороны залива. В центре снимка 17- шхуна "Али- Абад". На Таможенной пристани виден третий спуск, который был устроен несколько позже первых двух на Каменной. Скорее всего эти фото сделаны уже в 1916 году.

На фото 22 запечатлён любопытный момент запуска шара- пилота. Эти занятия входили в курс по Метеорологии. На снимке видна ограда, отделяющая территорию Таможенной пристани от Бульвара, и слева край небольшой постройки в которой, возможно, и располагалась метеорологическая мастерская.
« Крайнее редактирование: 05.04.2009 21:14 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #153 : 05.04.2009 18:50 »
На фото 31 некий прапорщик рядом с Яновичем, присевшим на колесо возле гидроплана М5. Именно на этих машинах обучались большинство первых курсантов Офицерской Школы Морской Авиации. Так же летали на аппарате М10, который видим на фото 32 и 33, М7 и М9 (все три числились по 1 штуке). Состояли в парке два рабочих ФБА, ниже на фото 34, и Кертис, ниже на фото 35. Этот "комплект" просуществовал весь сезон, за исключением одной утраченной в результате падения мичмана Горяинова лодки М5, общим числом 13 аппаратов.



Фото 34.  Летательный аппарат " F. B.A." [ на пристани]. 1915-1916 гг.
Его (с флагом) в полёте видели на фото 26. В частности на этом аппарате летал Томашевский.



Фото 35.  Летательный аппарат "Кертисс"(в разных видах, табло). 1915-1916 гг.

Школа занималась не только обучением курсантов, но и была отличным испытательным полигоном для новой техники, как в Баку, так и в Петрограде. Здесь испытывались новые модели аэропланов Григоровича,  Лебедева и некоторые другие. Этим занимались как штатные старшие инструкторы Школы, так и прикомандированные опытные лётчики, в числе которых в январе 1916 года в Баку был, например, известный лейтенант Лишин. Так 15 января была испытана модель аппарата Григоровича М9, прибывшая со вторым эшелоном.

Как уже говорилось, курсанты и работники Школы строили самолёты и собственных конструкций. Наиболее известные среди них Фриде (в Петрограде) и Энгельс (в Петрограде и Баку), о которых уже говорили. Существовала тесная связь между Школой и Политехническим Институтом в Петрограде. Штабс- капитан Энгельс, кстати, и Лейтенант Ламанов являлись преподавателями на Курсах воздухоплавания. Многие из первых лётчиков были прекрасными инженерами. Вот и в Баку например, 13 февраля был испытан винт Энгельса новой конструкции. А лейтенант Строгов был отличным специалистом в области связи. Вскоре по прибытию в Школу в Баку он был назначен заведовать соответствующей мастерской, а 23 марта читал весьма содержательную лекцию "Радиотелеграф в Авиации", на которую приглашались не только ученики, но и все работники Школы.

Во время учёбы и работы усовершенствовались и испытывались навигационные, метеорологические и другие приборы, а так же оружие и способы его использования. Новорожденная отечественная Авиация мужала и крепла на глазах! При этом поощрялись и другие технические новинки. В приказе №413 от 1 марта, говорится, что прошла испытание установленная на автомобили новая система моторов, предложенная инженером Хмеликовым, и "оказалась практичной и обеспечивающей картер от ломящих усилий при перекосах рам на дурных дорогах". Предложено Хмеликову выдать копию Акта испытательной комиссии, а подлинник выслать в Петроград Командиру автомобильной роты с просьбой обратить внимание. Новые механизмы и некоторые другие серьёзные работы по договорённости со Школой делали в Мастерских Бакинского Технического Училища.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн sidestick

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 146
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #154 : 05.04.2009 20:13 »
Галина, а почему школа была именно в Баку? В 1915 году, тем более... Они что, в составе России были?

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #155 : 05.04.2009 20:54 »
Вот карта Российской Империи http://www.emc.komi.com/07/12/img/012.jpg
На тот период Бакинская Губерния была в составе причём "не вчера". Регион был богатый (нефть, рыбные промыслы). Кроме того Баку- оживлённый незамерзающий порт с развитой инфраструктурой. Там же располагалось военно- морское командование Каспийской флотилией, близость к которому важного учебного заведения, наверное, была не лишней в условиях развивающейся войны. 

А на Чёрном море вовсю шли боевые действия Первой Мировой, или как тогда её называли Великой войны. Там было уже давно не до курсантов.
« Крайнее редактирование: 11.04.2009 18:02 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн sidestick

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 146
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #156 : 05.04.2009 21:41 »
М-дя... карта впечатляет...


Таким образом самые первые, кто Успешно сдал экзамен в Бакинском Филиале Петроградской Школы Морской Авиации- Прапорщик Быков, Мичман Сафонов и Унтер офицер Томашевский! По крайней мере в Школе- это первые выпускники, независимо от даты утверждения циркуляром МГШ. Ну и далее по списку, как на стр. http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1013.120
А последние три фамилии (из ЕВВАУЛ) известны?

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #157 : 05.04.2009 22:17 »
Прежде чем что- нибудь тут написать, помимо найденных Архивных материалов я перерываю весь интернет, и перечла сотни (можете верить) статей и пересмотрела тысячи фотографий, в том числе и Бакинских. На старых снимках видно, что на рейде Баку стоит много торговых кораблей, барж и мелких судёнышек. В регионе было оживлённое судоходство. Хотя военный флот не был столь мощным. Как уже сказала, Начальник Порта Клюпфель был главным военно- морским начальником всего Каспийского региона, и под его личным контролем и покровительством находилась Школа. С ним согласовывались все вопросы по выделению территорий, строительству и благоустройству Школы, которые он непосредственно решал с местными Властями. Он же решал важные вопросы с Петроградом. Приглядывал даже в летний период, когда в Баку оставалась немногочисленная команда, охранявшая имущество и постройки Школы. Хотя деловая переписка велась и напрямую между Яновичем и Тучковым или Краевским.

Ниже на фото 37 катер с авиационным названием "Элерон", который достался Школе 26.01.1916г. Сохранился приказ за №181, согласно которому надлежало "привести его немедленно в полный порядок"! Интенсивность полётов возрастала чуть не с каждым днём. Прибывали всё новые курсанты. В небо ежедневно взлетали по нескольку аппаратов сразу. С приобретением опыта ученики летали всё дальше и дальше как с инструкторами, так и самостоятельно. Сдавшие экзамен лётчики также тренировали свои навыки, ожидая отправки в распоряжение действующих частей. Самолёты курсировали не только вдоль берега, но и на острова и далеко в море, выполняя задания по технике пилотирования и учебной разведке.

Но с каждым могло что- то произойти. Гидропланы обладали хорошими планирующими свойствами. Поэтому при отказе двигателя или выходе из строя какой- то другой механики опытные пилоты сажали их на воду благополучно. Это удавалось и способным ученикам, летавшим самостоятельно. Но иногда падение было не контролируемым или просто случалась неудачная посадка. От удара о воду ломались плоскости и корпус лодки. Под тяжестью металлических частей аппарат шёл ко дну. Необходимо было оперативно оказать помощь. Вода зимой и на Каспии холодная. Для этого в море постоянно дежурили катера.

Среди приказов сохранился один, описывающий ситуацию, когда все три спуска были заняты гидропланами, причём на двух производили мелкий ремонт. В это время какой- то аппарат потерпел аварию, неудачно сел на воду, ударившись носом в пристань, и начал тонуть. Вытащить его немедленно не было возможности. Лётчик некоторое время провёл в воде. После этого Янович строжайше запретил даже мелкий ремонт проводить на спусках и для любых работ приказывал самолёты заводить в ангары. Контроль за этим возлагал на Дежурных по пристаням офицеров.

На фото 38 представлена комната для отдыха офицеров и курсантов между полётами, расположенная на Таможенной пристани.



Фото 36.  Курсанты и офицеры школы морской авиации в море на моторном катере "РЭМУ". 1915-1916 гг.  



Фото 37.  Курсанты школы морской авиации в море на моторном катере "Элерон". 1915-1916 гг.



Фото 38.  Офицеры школы морской авиации в офицерской комнате на таможенной пристани. 1915-1916 гг.

Цитировать
А последние три фамилии (из ЕВВАУЛ) известны?

Крайние, мой друг, крайние. Надежда, как известно, умирает последней.  :> %6
Крайний лётный выпуск был в 1992 году.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн sidestick

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 146
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #158 : 05.04.2009 22:49 »
Да в курсе я про "крайние". Думаю, лет через ..дцать найдём концы какой-нить монгольской авиашколы в Ейске 92-го  :(
За работу спасибо, не думал что на самом деле это настолько интересно!

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #159 : 05.04.2009 23:07 »


Фото 39.  Один из курсантов школы морской авиации заполняет журнал на] метеорологической станции школы. 1915-1916 гг.



Фото 40.  Вид школы морской авиации с высоты полета. 1915-1916 гг.



Фото 41.  Снимок [части] города с высоты полета. 1915-1916 гг.

Фото 39 логичнее было бы выставить рядом с 22- м. Но я их располагаю в той последовательности, как они находятся в Архивном Альбоме. Обычно метеосводки Школа получала со станции Бакинского Порта. В приказах сохранились подробнейшие описания и прогнозы погоды на каждый день по всем возможным параметрам. Но изредка случалось, что телеграммы запаздывали. Тогда умение определять соответствующие данные получало не только учебную, но и практическую необходимость. Курсанты довольно подробно изучали Метеорологию. Почему- то понравилось, из сводок: "Свежие ветры северных румбов."

Удивительное фото 40- вся Школа, как на ладони! Слева Каменная пристань с двумя спусками к воде, между ними наблюдательный пункт. На ней ангар и слесарная мастерская за ним, левее гараж, кают- кампания посредине. На одном спуске "присела", как бабочка, крылатая лодка. У пристани шхуна "Али- Абад". Справа Таможенная пристань с двумя пирсами, на краях которых заметны наблюдательные вышки. От пристани посередине один спуск. Стоит второй ангар, перед ним небольшой аэродром, разные мелкие постройки- мастерские, фотолаборатория, метеостанция, комната отдыха и даже торговая лавочка, которую увидим дальше.

Обратите внимание, что правый пирс Таможенной пристани отгорожен от Школы, и на него свободно можно было попасть с Бульвара. Рядом со Школой кипела городская жизнь, от которой отгараживал всего лишь обычный деревянный забор. Поэтому охране Школы уделялось большое внимание. А когда в Баку начались волнения, стала ухудшаться обстановка, в Школе также появились проблемы с дисциплиной, Янович и вовсе запретил низшим чинам выходить в город. Разумеется это всё равно не мешало напиваться и дебоширить, но хотя бы под контролем и без необходимости улаживать дела с городской полицией.

В делах много приказов об увольнении нижних чинов, по большей части матросов и солдат за ненадлежащее поведение, а проще говоря за пьянство и недобросовестное отношение к работе. Так 1 марта 1916 года за "дурное поведение" был уволен матрос 1-й статьи Ксенофонт Бойко- Трандосыр. Вот такая вот была у Ксенофонта фамилия!

На нижнем снимке 41- аэрофотосъёмка нефтяных промыслов.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта