Голосование

????????, ??????????, ????????? ?? ??? ??????? ?????????? ????? ??????? ???????, ??????? ??? ???????, ?????? ??????. ????? ????????????????? ????? ????? ? ????.

ß ÷èòàþ âñå ñîîáùåíèÿ ïî Èñòîðèè ÎØÌÀ.
13 (56.5%)
Èíîãäà çàáåãàþ â òåìó, íî âñ¸ ÷èòàòü íå ïîëó÷àåòñÿ, õîòÿ õî÷åòñÿ.
9 (39.1%)
Ýòî óæå èíòåðåñíî òîëüêî èñòîðèêàì.
1 (4.3%)
Ýòî íå èíòåðåñíî.
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 23

Автор Тема: Что мы знаем о "морской авиации" ?  (Прочитано 145262 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #180 : 11.04.2009 01:53 »
К 1914-му году вырисовалась определённая система подготовки специалистов Морской Авиации, хотя она была и не совершенна. Начиналось обучение, как для всех авиаторов, на теоретических Курсах авиации и воздухоплавания им. В.В.Захарова при Кораблестроительном отделении Политехнического Университета в Петрограде (до августа 1914 года Санкт- Петербурге), организованных ещё в 1909 году. Причём впоследствии курс был дифференцирован для специалистов высшего звена и нижних чинов, т.н. авиамотористов.

Далее следовало обучение в авиационных Школах, при этом в гидроотряды предпочтительно попадали офицеры флота. Как уже говорилось, первые морлёты появились на Чёрном море, а в 1913 году отряд выпускников Севастопольской Школы был командирован на Балт. флот, где на опытной Гидростанции лётчики проходили что- то вроде современных курсов повышения квалификации. Любопытно, до экзамена на морского лётчика допускались пилоты, имевшие не менее 6 часов налёта на гидроплане. Это вроде бы мало, но нужно помнить, что они были готовыми лётчиками, обладавшими навыками управления аэропланом в воздухе. Обслуживали морские самолёты не только авиационные техники, но и самоучки из механиков флота, что иногда приводило к неблагоприятным последствиям.

Между прочим накануне войны и гидропланов- то было считанное количество, многие из них привезены из- за границы и стоили очень дорого. Отечественное авиастроение только разворачивалось. И хотя были многочисленные единичные наработки, но серийного производства практически не существовало. Только с выпуском весной 1915- го года лодки М5 конструкции Григоровича на заводе Щетинина, можно сказать, начался расцвет гидроавиации в России. Впрочем почитать о первых Российских самолётах, в том числе и гидропланах, можно, например, тут http://eroplan.boom.ru/shavrov/sh_cont.htm



Лодки Григоровича М5 и следующие http://eroplan.boom.ru/shavrov/chr3/sea/sea1.htm

В Архиве имеются программы для экзаменов на получение званий авиационного унтер- офицера, прапорщика, кондуктора и, наконец, морского лётчика, а так же перечень занятий и экзаменов на курсах в Политехе. Я уже кратко описывала дисциплины, которые обязаны были изучать морские лётчики и прапорщики по авиационной части в 1916 году. С развитием крылатой техники программы совершенствовались, но принципиальные основы были заложены ещё тогда, в 1914- м.

Особое внимание уделяли техническим специалистам, призванным заниматься ремонтом и обслуживанием гидропланов. При обучении авиационного унтер- офицера упор делался на практику. Экзаменуемый должен был разбираться в современных ему летательных аппаратах, их устройстве и знать основы слесарного дела, клёпки, пайки, сварки, обработки дерева и других материалов, в том числе и на станках, уметь разобрать и собрать двигатель, запустить его, должен был разбираться в технических жидкостях, топливе, маслах и прочем. Должен был иметь навыки, необходимые на морском флоте, иметь понятия о разновидностях и применении кораблей, справляться с такелажем и пр., знать основы метеорологии и навигации. Кроме того он должен был уметь пользоваться измерительными и чертёжными приборами и, разумеется, уметь свободно читать, писать, знать начала арифметики и геометрии, а так же назубок выучить Уставы.

Вобщем знать и уметь надо было многое. Поэтому и при отборе на Курсы отдавалось предпочтение тем, кто уже работал с техникой, особенно авиационной. Хотя в условиях войны допускались до экзамена и без теоретических курсов. Это позволяло способным технарям, уже имевшим хорошую практику,  повысить звание, а соответственно денежное вознаграждение, давало и другие преференции. Причём авиационные специалисты по Морскому ведомству имели даже более высокую квалификацию, чем "сухопутные", поскольку помимо прочего, как видим, они обязаны были знать и специфические морские дисциплины. И если это касалось нижних чинов, то ещё более справедливо в отношении лётчиков. Как видно из приказов по Школе, даже некоторые дипломированные пилоты оказывались профнепригодными при переобучении на гидропланах.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #181 : 11.04.2009 03:43 »

Сударыня, ДМЛ, Sibor, дай Вам Бог здоровья и терпения, с неким благоговением,
гордостью и, одновременно,  чувством стыда за своё незнание истории МА,
читаю то, что Вы размещаете на этой ветке. Даже написать это не решался,
чтобы не портить "атмосферу" и "дух" Ваших материалов...

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #182 : 11.04.2009 04:35 »
К сожалению, увеличение фото не срабатывает.
К истории открытия Школы Морской Авиации в Баку.

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Оффлайн sidestick

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 146
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #183 : 11.04.2009 09:17 »
Сударыня, ДМЛ, Sibor, дай Вам Бог здоровья и терпения, с неким благоговением,
гордостью и, одновременно,  чувством стыда за своё незнание истории МА,
читаю то, что Вы размещаете на этой ветке. Даже написать это не решался,
чтобы не портить "атмосферу" и "дух" Ваших материалов...


Не только Вы не знали, Виктор Николаевич. Где мы это могли узнать раньше?
Мы вообще, видимо, сейчас одними из первых получаем эту информацию...
Самурай, ДМЛ, Sibor, спасибо!!!
« Крайнее редактирование: 11.04.2009 10:38 от sidestick »

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #184 : 11.04.2009 12:54 »
     Хорошо бы такую книжку выпустить. Или хотя бы брошюру.
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #185 : 11.04.2009 18:07 »
             К истории открытия Школы Морской Авиации в Баку.

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #186 : 11.04.2009 23:39 »
Развитие самолётостроения в конце 1914, а особенно в 1915 году давало дополнительные резоны для устроения сети гидростанций наблюдения и связи в районах Чёрного и Балтийского морей. Служба Связи относилась к Морскому ведомству, соответственно и денежное довольствие авиаторы получали, как флотские чины. Между тем ещё 9 октября 1914 года представлением Военного ведомства №4033 для авиаторов утверждалась своя сетка, предусматривавшая лётные доплаты, или как их тогда называли "залётные". Не смотря на в чём- то привелегированное положение гидроавиаторов, дело дошло до того, что лётчики стали уходить в сухопутные части. Например, авиационные унтерофицеры лётчики во флоте получали, как соответствующие морские чины из расчёта 1 руб. в день, а в других лётных частях 75 руб. в месяц с учётом доплат. Правда оговаривалось количество вылетов и часов налёта в месяц.

И только 18 ноября 1915 года неповоротливая машина "Высочайшего" руководства наконец- то удосужилась урегулировать это недоразумение. На время войны денежное довольствие гидроавиаторов определялось : начальникам отрядов, лётчикам и наблюдателям- 200 руб в месяц, лётчикам из нижних чинов независимо от звания- 75 руб. в месяц, при условии налёта не менее 6 часов в месяц (в воздухе). Предоставлялись и другие льготы: 30 вылетов в разведку со средней продолжительностью полёта не менее 1 часа засчитывались за 1 год службы, предоставлялся добавочный отпуск, а всем строевым чинам авиационных частей обеспечивалось усиленное довольствие на время войны- 10 коп. в день. Вот такое вот усиленное довольствие.

"Лирическое отступление". Продукты тогда в России были очень дёшевы. А не шибко разборчивый человек из простого сословия вполне мог неплохо пропитаться и на скромный счёт. Мой дедушка вспоминал, что в то время в Елисеевском магазине на Невском фунт колбасных обрезков стоил 4 копейки. Т.е. на дневное усиленное довольствие строевого чина в авиации можно было купить кило этих самых обрезков. В элитных магазинах перед взвешиванием с колбасы срезали верхний, слегка заветрившийся" слой (холодильников- то не было), концы "батона" так же обрезали, ну и всякие кусочки, довески, которые в советское время подкладывались для "точного веса", складывались независимо от сорта (от варёной и до салями), продавались как дешёвые обрезки, быстро раскупались и оттого всегда были свежими и вкусными.

Надо ещё пояснить, что лётчиками считались не только те, кто управляли самолётом, но и те, кто входил в экипаж двухместных аэропланов в качестве наблюдателей, стрелков, механиков и пр., а среди них- то как раз было много нижних чинов. Патриотический настрой, конечно, важен в Армии, но солдат надобно и кормить! Разборки с денежным довольствием коснулись и нашей Школы, о чём уже говорили.

Не сразу разобрались и со званиями. Когда в авиацию стали массово привлекаться охотники, звания и правила их присвоения понадобилось как- то упорядочить. Отчасти этот вопрос мы тут уже поднимали. Кроме военных лётчиков, все желающие обучаться авиационным специальностям назывались охотниками. Охотники делились на разряды, зависевшие в основном от образования и квалификации или от отсутствия перечисленного, и делились на три разряда. В нашей Школе обучались все, но разному.

Вот какие разъяснения давало руководство Школы в отношении охотников I разряда летом 1916 года:

ПРАВИЛА И УСЛОВИЯ ПРИЁМА

Приёму подлежат офицеры Морского Ведомства, гардемарины старших классов и молодые люди со стороны не старше 27 лет в следующие постепенности: окончившие высшие технические учебные заведения, окончившие другие высшие учебные заведения, студенты высших учебных заведений, сдавшие не менее 4 семестров, преимущество отдаётся тем, у кого есть техническая практика, кто знаком с техническими работами или знает двигатели.

... После освидетельствования и признания годными зачисляются во 2-й Балтийский флотский экипаж охотниками флота и отправляются в одну из Школ, где проходят как практическое обучение полётам, так и нижеследующие предметы: настройка аэрорадиостанции и азбука Морзе, летание, самолёты, моторы, съёмка фотографическими аппаратами, аэронавигация, бомбометание, пулемёт и стрельба из него.

Охотники ученики лётчика производятся в мичманы военного времени по сдаче практических и теоретических испытаний на звание Морских Лётчиков (в число предметов входят так же и предметы на офицерский чин по программе на прапорщика по авиационной части).

Срок от приёма до производства в мичманы от 6 до 9 месяцев. Служба считается как отбывание воинской повинности, внутренняя жизнь по правилам военных учебных заведений. По окончании Школы Ученики лётчики назначаются в действующую Морскую Авиацию со званием Морского Лётчика.


Упоминаемый 2-й Балтийский флотский экипаж формировался как учебное подразделение. Чтобы разгрузить Политех, там так же проводили Курс теоретической подготовки силами преподавателей этого же ВУЗа..

Как видно, в первом разряде нижние чины не упоминаются, а охотники 2 и 3 разрядов принимались на технические специальности, правда в том числе и лётные, и должны были летать только с инструкторами. Но на деле к лету 1916 года острая необходимость в кадрах продиктовала свои правила игры.

Примечание: Формально охотниками называли вступавших в службу в Армии гражданских лиц, добровольцев, до получения первого воинского звания. Например, вступавших во флот (см. выше) называли охотниками Флота. Однако, применительно рассматриваемых документов этим словом и вобщем называли желающих обучаться авиационным специальностям для последующей службы, не имевших таковых до поступления в Школу, и делили на три разряда в зависимости от этих самых специальностей.

При этом в официальных документах воинские звания, у кого они были, указывались согласно имевшимся на момент поступления в Школу, либо полученным уже во время обучения, как в Школе, так и по месту службы, откуда они прибыли. Присвоение званий гражданским происходило в Школе, согласно их успехам и по мере сдачи экзаменов.
« Крайнее редактирование: 12.04.2009 11:38 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #187 : 12.04.2009 01:52 »
То, что так унизительно и трудно  решалось для авиационного унтер- офицера Томашевского по поводу произведения в звание "Морской лётчик", решалось легко и просто в отношении его последующих коллег уже через полгода. А между прочим ещё 9 февраля Янович вообще запрашивал Тучкова, возможно ли допускать до самостоятельных полётов охотников 1 разряда! Вот, кстати, привожу документ, о котором упоминала, целиком.

Приказ №239 от 4 февраля 1916 года.

При сём объявляю постановление Учебного Совета Школы от 4- го сего февраля за №18.
"Учебный Совет Школы на заседании своём 3 февраля 1916 года заслушав отношение Высочайше учреждённого Особого Комитета от 2 января 1915 года за №11 из коего яствует, что звание "военного лётчика", а следовательно и "морского" могут быть удостаиваемы только чины офицерского звания, постановил постановление своё от 7 января 1916 года за №5 по отношению к авиационному унтер- офицеру Томашевскому отменить и редактировать так:
/параграф/5 Авиационный унтер- офицер Апполинарий Томашевский успешно выполнил на гидроаэроплане Щетинина типа М5 практические испытания по исскуству летания в объёме, установленном для получения звания "морского лётчика"...


И это при том, что лётчики были на вес золота! Каждым интересуется лично Начальник Службы Связи района Балтийского моря Дудоров! И между прочим пытается разрулить ситуацию так:

... Что касается производства в кондуктора Томашевского и Скульского то /неразборчиво/ они выдержали экзамен в комиссии назначенной командиром Бакинского порта, надо или дать Школе возможность их представить к производству или что правильнее затребовать от Школы представление и аттестат о выдержании экзамена и представить Командующему.

Из телеграммы Дудорова Щербачёву в Ревель 1.02.1916 года.

Так- то вот... В результате сумели к концу весны произвести обоих только в кондукторы. Причём, как уже говорилось, гражданских лиц после успешной сдачи экзамена на авиационного прапорщика беспрепятственно производили в это звание, и далее в "морские лётчики", а почему- то квалифицированному нижнему чину то же самое не позволялось.

Но поскольку в числе охотников I разряда всё- таки оказывались "не правильные", придумали, как обойти "Высочайшие" препоны. Их производили либо в строевые офицеры, либо в мичманы военного времени по Морскому Ведомству. Это ведь не запрещалось. А уже готовым офицерам присваивали звание "морской лётчик" на законном основании. Разумеется, что и "Высочайшие" законодатели были в курсе. Но проще было так вот выкручиваться, чем менять свои же распоряжения.

Причём отсутствие официально присвоенного звания "морской лётчик", думаю, не помешало бы самостоятельно летать этим людям в боевых частях, но звание позволяло иметь жалование, почти в три раза превосходившее жалование нижних чинов!

Причём, обнаружив такую лазейку, начали "печь" офицеров, как горячие блинчики. Так целый ряд младших унтер- офицеров, в числе которых 8.02.16г. прибыли в Школу Василий Антоненко (будущий Начальник Бакинской Школы), Вяйне Миккола (известный финский лётчик), Александр Серов (будущий штатный инструктор) и многие другие, в июле- августе успешно сдают лётные экзамены, моментально производятся в строевые офицеры, а через 3- 7 дней сдают технический экзамен и производятся в "морские лётчики". Ещё интереснее, например, с Константином Ковалевским. Учась в Школе, приказом по Флоту и Морскому Ведомству №378 от 27.07.1916  он производится в корабельные гардемарины, а 3.08.1916- уже в Мичманы! Кстати, матрос 2- й статьи Иосиф Кулевич, тот самый, что сдавал экзамен на авиационного прапорщика вместе со знаменитым Яковлевым, таки им стал после сдачи всех экзаменов! Правда в тот раз его сначала произвели в авиационные унтер- офицеры, он продолжил учёбу, сдал экзамены на "морского лётчика" и всё же стал прапорщиком!

Война быстро рихтовала правила, выявляла по- настоящему способных и давала им возможность быстро подняться не только по служебной лестнице, но и преодолеть отчасти сословные преграды!
« Крайнее редактирование: 12.04.2009 11:45 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #188 : 12.04.2009 12:02 »




http://aviaforum.ru/showthread.php?t=20332&page=889
Вот с дружественного форума!
Наши Ейские морлёты побеждали космос!!!!

С праздником всех!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #189 : 12.04.2009 13:54 »




От товарищей http://aviaforum.ru/showthread.php?p=448976#post448976

http://www.ovvakul.ru/?url=1


На высоком берегу древней реки Урал в 20-90-е годы прошлого века располагалось одно из старейших учебных заведений ВВС Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина. Для Отечества оно было школой героев. Оренбуржцы ласково называли его "Наша летка". Личный состав считал его родным домом, колыбелью первых поколений советской авиации. Курсанты говорили об "альма-матер", орлином гнезде. Богаты его историческое наследие и боевые традиции. Прикоснемся к их корням.
Одно из самых знаменитых и престижных учебных заведений ВВС - Оренбургское летное просуществовало 72 года и четыре месяца. Оно славилось своими командными кадрами, преподавателями, летно-инструкторским составом, а потому многие его выпускники прославили Родину далеко за ее пределами. В нем обучено и воспитано около 32 тысяч летчиков, штурманов и наземных специалистов. В приказах Министра Обороны и Главкома ВВС в 1931, 1934, 1935, 1937, 1944, 1947, 1948, 1949, 1955, 1956, 1957, 1967, 1978, 1979, 1981, 1983 годах училище отмечалось в числе лучших военно-учебных заведений страны.
Его выпускники достойно охраняли мирный труд Советского народа. Много раз радовали Отечество и мировое сообщество словами "впервые", "первые", а подвиги становились главными событиями века. Они геройски и мужественно выполняли интернациональный долг в Испании, Китае, Монголии; в воздушных боях на Хасане и в той "незаметной" советско-финляндской войне. Особую зрелость и талант проявили в годы Великой Отечественной, громя фашистских захватчиков и японских милитаристов, на всех фронтах, во всех 20 Воздушных армиях, в авиации ВМФ, в войсках ПВО страны. Вместе с наземными войсками освободили от вражеской оккупации тринадцать государств Европы и Азии. Среди питомцев училища свыше 340 Героев Советского Союза и Российской Федерации (в их числе 10 дважды Героев), 150 генералов, 250 известных в стране и мире летчиков-испытателей и заслуженных военных летчиков, 4 летчика-космонавта, 2 лауреата государственных премий, 30 ученых.
Наша гордость в том, что училище выполняло государственную задачу, обучая летные кадры, для Албании, Венгрии, Китая, Монголии, Польши.
Имена свыше тысячи знаменитых питомцев воплощены в бронзовые бюсты и памятники; в названиях городов и сел, площадей и улиц.
Их жизнь и подвиги упоминаются в энциклопедиях; описаны в книгах, песнях и стихах; сняты в художественных и документальных фильмах.
« Крайнее редактирование: 12.04.2009 14:15 от Сокерин »

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта