Голосование

????????, ??????????, ????????? ?? ??? ??????? ?????????? ????? ??????? ???????, ??????? ??? ???????, ?????? ??????. ????? ????????????????? ????? ????? ? ????.

ß ÷èòàþ âñå ñîîáùåíèÿ ïî Èñòîðèè ÎØÌÀ.
13 (56.5%)
Èíîãäà çàáåãàþ â òåìó, íî âñ¸ ÷èòàòü íå ïîëó÷àåòñÿ, õîòÿ õî÷åòñÿ.
9 (39.1%)
Ýòî óæå èíòåðåñíî òîëüêî èñòîðèêàì.
1 (4.3%)
Ýòî íå èíòåðåñíî.
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 23

Автор Тема: Что мы знаем о "морской авиации" ?  (Прочитано 147534 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #210 : 01.05.2009 11:22 »
Срочно в номер!

Штрихи к "портретам" Яновичей- Энгельсов.

По моей просьбе в Историческом Архиве были наведены справки в отношении учёбы Евгения Робертовича Энгельса в Технологическом институте. Так вот не учился он там. Хотя в некоторых опубликованных источниках об этом говорится.

Технологический институт закончил Штабс- Капитан, инженер- технолог Эдмунд Робертович Энгельс, родной брат нашего героя. Эдмунд служил в Михайловской Артиллерийской Академии и жил на Кирочной улице по сведениям на 1914 год.

Это сведения точные!
Никаких свидетельств отношения лётчика Энгельса к Питерской Техноложке не существует.

Были подняты печатные справочники "Весь Петербург" от 1912 до 1917 года. Сведений о проживании Евгения Робертовича Энгельса в Петербурге не нашлось. Это не является ничем иным, кроме того, что мы просто пока не можем выяснить, где он проживал в Петербурге во время своей службы.

Из изученных мною дел можно сделать вывод, что офицеры Школы проживали в съёмных аппартаментах или в гостиницах. Между прочими документами находятся отношения высшего начальства, датированные летом 1917 года, с просьбами поскорее решить вопрос о зачислении прикомандированных офицеров в Школу ввиду необходимости обеспечить их денежным довольствием, т.к. не имея такового они бедствуют, вплоть до того, что нечем оплатить за проживание в гостиницах, среди каковых упоминаются Метрополь и другие вполне, я бы сказала, достойные места Петрограда.

Относительно Баку попался приказ осени 1916 года, предписывающий офицерам селиться в городе и не пытаться жить в предоставленных городом либо реквизированных для нижних чинов помещениях. Попадаются и другие свидетельства о проживании офицеров на съёмных квартирах в Баку, как правило, недалеко от расположения Школы. Никаких свидетельств о компенсации платы за жильё офицерам мне не попадалось. Но кое- что об устройстве быта в Школе в Баку я расскажу позже.

Но зато в печатном справочнике "Весь Петербург" за 1917 год  было найдено сведение о проживании Капитана I ранга Андрея Александровича Яновича на Ждановской набережной, дом 3, совместно с женой Натальей Александровной Янович и вдовой Штабс- Капитана Энгельса Натальей Андреевной Энгельс.

Дом 3 по Ждановской и по сию пору "жив" и стоит на углу Ждановской и Малого проспекта Петроградской стороны. напротив нынешнего стадиона Петровский возле Тучкова моста. В те времена Стадиона, конечно, не было, зато был очень живописный Петровский парк. Неподалёку на Ждановской- II-й Кадетский корпус, ныне здания принадлежат Академии имени А.Ф.Можайского.



Этот скромный дом был тогда новостройкой http://www.citywalls.ru/house2599.html и известен тем, что впоследствии в нём проживали знаменитый писатель А. Н. Толстой, поэт и прозаик Ф. К. Сологуб, здесь бывал В.В.Маяковский. Ну а мы теперь будем знать, что тут проживал с семьёй Первый Начальник Бакинского Отделения ОШМА.

Судя по тому, что Н.А.Энгельс "уже" вдова, справочник составлен после гибели Е.Р.Энгельса.

Эти сведения из Архива, потому сомневаться в них нету никаких оснований.   
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #211 : 03.05.2009 22:26 »
О загадочной гибели Яновича.
"12 октября 1920 года А.А.Янович утонул в озере Муолаярви, около г. Пекаярве (Финляндия)."
С Бакинского сайта.

Озеро Муолаярви- это нынешнее оз. Глубокое ближе к Выборгу справа от железной дороги в районе ст. Кирилловское на Карельском перешейке. Озеро достаточно большое, но вот с городами там "беда". Значительных городов там поблизости нету. Не было городов в то время, т.е. в 1920 году.

Я вот изучаю карту 33 года. К югу от Муо(х)ло ярви (а это именно оно, ярви- в переводе- озеро) есть маленькое Перк ярви, теперь Большое Кирилловское, на южном его берегу довольно старый посёлок Перкярви. Перкярви называлась и станция Кирилловское при финнах, одна из старейших станций Выборгской железной дороги. (Возле самой станции в то время было "три дома"). Никаких других подходящих названий возле Муоло ярви нету. Можно быть уверенным, что речь идёт именно об этом Перкярви. Ныне этот посёлок называется Кирпичное. В 33- м году к нему подходила железнодорожная ветка от ст.Перкярви . Т.е. посёлок был солидным, т.к. станцию сделали, очевидно, именно возле посёлка, а не наоборот.

Лицезреть это можно вот тут, в Гугле:
http://town-map.ru/kirpichnoye_42_602900_292400.htm



Местность у станции Перкярви отличается прекрасными условиями для дачной жизни. Обилие сосноваго леса, песчаная сухая почва привлекают сюда многочисленных дачников. Лучшия дачи находятся в отдалении от станции по берегам озер. Имеется православная церковь.

В 18 километрах от Перкярви находится русское, по составу населения, Красное Село. По завоевании Петром Великим Выборгской губернии сюда были двинуты русские переселенцы с целью оживления тракта между Петербургом и Выборгом. Село отличается зажиточностью и является одним из наиболее населенных мест губернии. В нем имеется православная церковь, школы и гостиница при почтовой станции. Жители его до ныне сохранили свой родной язык, веру и обычаи, они пользуются правами финляндскаго гражданства и как таковые участвуют в политической жизни края. Главное их занятие - гончарное производство; доведенное до высокой степени совершенства.

http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=karelin_04&lang=ru

В 1900 г. в деревне Савикко (ныне Перкярви) князем Салтыковым были построены кирпичный завод и лесопилка («Savikon Saha ja Tiili»). В 1908 (1906?) г. была построена УЖД до станции Голицино (в основном для подвоза материалов и отправки готовой продукции). В 1934 г. Салтыков продал завод местному церковному приходу. Завод был разобран, материал использован для строительства церкви. В настоящее время рельсов на узкоколейке нет, и эта линия используется как обычная лесная дорога.
http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=1232

Это и тогда и сейчас была тихая, удалённая очень благоприятная для отдыха и дачной жизни местность. Вокруг Глубокого и теперь полно баз отдыха и пр.

Что там делал Янович в 1920- м, не известно. Однако, среди документов мне попалось объёмное рукописное письмо, увы, плохоразборчивое, в котором он пишет о семейных проблемах, из- за которых он не мог выехать в Петербург для организации Школы ещё в 1915 году. Х-мммм, не оттуда ли?

Янович ушёл в отставку ещё в 1913- м году. Вернулся только по просьбе Тучкова ради руководства Школой. И в 1917- м опять уволен со службы ещё до революции.

Вполне возможно, что и в 1920 году он с семьёй просто жил в Пекрярви. И смерть его обычная "бытовая", т.е. во время купания или плавания на лодке он просто утонул.

Обращаюсь к ДМЛ: Сведения о гибели Яновича найдены в Гельсингфорсской эмигрантской газете. А не было ли там каких- то уточняющих подробностей? Хотелось бы всё- таки знать, как погиб один из самых первых руководителей Школы и Первый Начальник Бакинского отделения Капитан I ранга Андрей Александрович Янович, жизнь и служба которого и без этого была очень достойной.

« Крайнее редактирование: 03.05.2009 22:40 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Повчун

  • Братство ЕВВАУЛ
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 824
  • Пол: Мужской
  • Ейск 3 курс
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #212 : 03.05.2009 22:41 »
Самурай!!!
Твоё упорство к знанию,к истине-достойно уважения!!!!
Кто читает,тот меня поймёт!!!
Ведь для нас всех это ребята!!!!!
К взлёту готов...

Оффлайн Larisa

  • Larisa
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 737
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #213 : 03.05.2009 22:58 »
Самурай!!!
Твоё упорство к знанию,к истине-достойно уважения!!!!
Кто читает,тот меня поймёт!!!
Ведь для нас всех это ребята!!!!!

Галя, мое мнение ты уже знаешь. Не летающим это тоже ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! Уж не вечный ли ты двигатель? %6 %6 %6
"Великим человек может быть и благодаря своим чувствам, а не только уму!" Т. Драйзер.
"Твоя совесть есть мера искренности твоего желания быть самим собой. Прислушайся к ней внимательно". Р.Бах

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #214 : 04.05.2009 00:08 »
Не надо фанфар!  :>  %6
Я просто памятник... давно уже памятник самой себе.

По ходу попалось:

Уже после отступления остатков частей Чепаева из-под Талового, 18 октября здесь появился советский самолёт «Вуазен» 2-го Саратовского авиаотряда. В полётном задании лётчику А.И.Томашевскому и помощнику моториста Шмакову предписывалось совершить перелет Покровск – Самара и поступить в распоряжение начальника авиации 4-й армии.  [31] Трудно понять, почему вместо полёта на северо-восток, Томашевский и Шмаков отправились на юго-восток и оказались над контролируемой белыми территорией в районе Талового, лежащего далеко в сторону от прямого направления Покровск – Самара. Возможно, это было вызвано навигационной ошибкой и потерей ориентации, хотя нельзя исключать, что в Покровске, где располагался штаб 4-й армии, пилоту дали дополнительное задание выяснить положение на фронте и установить связь с окруженными частями Чепаева.

О событиях, связанных с его захватом, в эмиграции вспоминал войсковой старшина (в описываемое время – есаул) Уральского сводно-пешего учебного полка А.И.Потапов: «… нам доставили ручные гранаты для борьбы с броневыми автомобилями. Метанию этих гранат полк здесь и обучался. Во время занятий в поле мы заметили аэроплан противника, летящий на село Таловую; описав над селом круг, он сел прямо ко второй сотне. Лётчики, их было двое, заговорили с казаками, называя их «товарищами»: «Что, товарищи, как дела? Далеко ли казаки и много ли их?» В это время подошел в серебряных погонах есаул Албин, обругал их за слово «товарищи» и сейчас же обезоружил.» [32] Любопытно, что с советским экипажем обошлись довольно мягко – Томашевского и Шмакова посадили в тюрьму и 24 января они были освобождены при взятии красными Уральска.


В то время, когда 10-й авиаотряд полковника Юнгмейстера ожидал в Петровске отправки через Каспийское море на территорию Войска, в Гурьев прибыла еще одна авиационная часть, предназначенная для службы в Уральской Армии.

История ее создания оказалась довольно непростой. В марте 1919 г. на Каспий в Петровск прибыла 266-я британская эскадрилья, гидросамолеты которой с мая по июль на борту бывших танкеров «Аладер Юсанов» и «Орленок», переоборудованных в гидроавиатранспорты, участвовали в налётах на Форт Александровский. К июлю 1919 г. английское военное присутствие на Каспии начало сворачиваться. Каспийская флотилия и авиация, после крайне трудных и долгих переговоров передавались в распоряжение Вооруженных сил Юга России. Другая часть военного имущества, в том числе и гидросамолеты бывшей 266-й эскадрильи – предназначена была Уральскому казачьему Войску.

27 июля 1919 г. из Петровска в Гурьев прибыл гидроавиатранспорт «Орленок», доставивший туда 2 британских гидросамолета «Шорт 184» для передачи уральцам.[64] Самолет фирмы «Шорт» «Тип-184» был создан по заказу британского адмиралтейства как двухместный торпедоносец, разведчик и легкий бомбардировщик. Он оказался очень удачным самолетом, с большой бомбовой нагрузкой (до 326 кг.), скоростным (до 140 км/ч) и надежным. [65] В мировой войне участвовало около 900 машин, в британском флоте использовались на гидроавианосцах и гидроавиатранспортах. В марте 1916 г. на гидросамолетах «Шорт» с авианосца «Виндекс» был совершен дерзкий налет на ангары с германскими цеппелинами под Тондерном.

В это же время в Баку, на базе бывшей здесь до революции Бакинской школы морской авиации, штабс-капитан по адмиралтейству Г.Я.Блюменфельд начал формировать отряд гидросамолетов. Блюменфельд (иногда встречается написание «Блуменфельдт») начал свою службу писарем 1-й статьи 2-го Балтийского флотского экипажа. 2 августа 1915 г. он прибыл для учебы в Петроградскую школу морских лётчиков, а 24 октября 1917 г. был произведен в подпоручики по адмиралтейству. Начало гражданской войны застало поручика Блюменфельда в Баку. Он принял участие в борьбе против турецких войск и красных в отряде Бичерахова. Приказом Главнокомандующего войсками и флотом Кавказа генерал-майора Л.Бичерахова 14 августа 1918 г. поручик Блюменфельд был произведен в штабс-капитаны по адмиралтейству. С 7 декабря 1918 г. Блюменфельд являлся начальником Отдела гидроавиации (фактически – начальником Бакинской школы), а с 19 декабря 1918 г. – начальником гидроавиации Каспийского моря.

В Баку (к описываемому времени столице Азербайджана) оставалось довольно много офицеров, желавших вырваться из независимого Азербайджана и принять участие в борьбе с большевизмом. Азербайджанское муссаватистское правительство, хотя открыто и не противодействовало этим инициативам, симпатизировало скорее советской власти, чем Деникину, но было вынуждено оглядываться на англичан, которые стремились, после своего ухода с Каспия, оставить здесь боеспособные антибольшевистские силы.

В середине июня 1919 г. штабс-капитан Блюменфельд был командирован в Гурьев вместе со сформированным в Баку Гидро-авиационным отрядом. Отряд имел 6 гидросамолетов – 3 «М-9» с моторами «Сальмсон», 2 «М-5» с моторами «Моносупап» (один из них - № 5) и 1 «М-5» № 81 с мотором «Рон». [66] В отряде числилось 6 офицеров – штабс-капитан Семен Георгиевич Усов, поручик Сосин, подпоручик Соловский, прапорщик по адмиралтейству Еремей Адольфович Кукуричкин, (в 1917 г. окончил Бакинскую школу морской авиации и оставлен инструктором), прапорщик Ивашиненко, 49 нижних чинов. [67]

Из-за болезни Блюменфельд не смог отправиться со своим отрядом, и его временно возглавил офицер К.Павлов. На пароходе «Бакинец» техника и личный состав Гидро-авиационного отряда Уральской Армии были благополучно доставлены в Гурьев. Наличие этого отряда отмечается впервые в приказе по Уральской Армии от 23 июля 1919 г., когда упоминается зачисление туда прибывшего из ВСЮР лётчика-наблюдателя корнета Янушкевича. [68]

Таким образом, к июлю 1919 г. в Гурьеве были сосредоточены 10-й авиационный отряд Юнгмейстера и Гидро-авиационный отряд, в командование которым вступил штабс-капитан Егоров. К этому времени в Гурьеве оказался посланец из Омска – военный летчик полковник Самойло, направленный к уральским казакам для оказания помощи при формировании авиационных частей. Полковник Самойло, вместе со штабс-капитаном Егоровым продолжили работу по подготовке Гидро-авиационного отряда к боевой деятельности.

В архиве сохранился доклад полковника Самойло Начальнику Воздушного Флота от 10 августа 1919 г. Наряду с определенным преувеличением собственной роли («До моего прибытия в Уральской Армии авиации не существовало…»), в нем содержится важная информация о составе авиационных частей Уральской Армии: «…Гидро-отрядом командует морской летчик Штаб-капитан Егоров, успевший выказать себя необыкновенно смелым и энергичным летчиком и начальником. Благодаря ему целая операция корпуса Генерала Тетроева (правильно – Тетруева – прим. авт.), под Астраханью, в средних числах Июля, была блестяще закончена в 2 полетов. [69]

По сведениям Самойло, самолеты Уральской Армии распределялись следующим образом.

В 10-м авиационном отряде полковника Юнгмейстера имелось 2 «Фарман-30», 2 «Фарман-20» с моторами «Рон» и 1 «Ньюпор-17». 8 июля было дано полковником Шереметьевским указание выделить представителю 10-го авиаотряда в Екатеринодаре прапорщику Черкасову «в собранном и готовом виде самолет Анасаль за №01017(8 или 3) с мотором Сальмсон за №6059 сделавши к нему пулеметную установку». [70] Однако документов, подтверждающих отправку самолета «Анасаль» в 10-й авиационный отряд и боевое использование его там пока не обнаружено.

Гидро-авиационный отряд располагал 3 гидросамолетами «М-9» с моторами «Сальмсон», 2 гидросамолетами «М-5» с моторами «Моносупап», 1 гидросамолетом «М-5» с мотором «Рон» и 1 самолетом «Вуазен» - «оставшийся от бывшего отряда Уральской армии и отремонтированный гидро-отрядом… Бензина и масла… в размере 2-х месячной потребности.» [71]

Кроме этого, имелись 4 английских самолета (вероятнее всего – 2 гидросамолета «Шорт-184», 1 – неустановленной модели и 1 «Сопвич», оставшийся от уральской авиации), которые все, по непонятной причине и, на наш взгляд, ошибочно, Самойло числит в составе 10-го авиаотряда. Позже эти машины по документам используются лишь Гидро-авиационным отрядом на побережье Каспийского моря. В этой связи обоснованным выглядит предположение, что английские гидросамолеты (2 «Шорт-184» и 1 не установленной модели) сразу же были переданы для эксплуатации в Гидро-авиационный отряд. Двухместный разведчик и легкий бомбардировщик «Сопвич», ранее состоявший в 9-м Уральском авиационном отряде – после ремонта был направлен для эксплуатации в 10-м авиационный отряд полковника Юнгмейстера.

Таким образом, суммарное количество машин, находившихся в начале боевой деятельности в Гидро-авиационном отряде Уральской Армии, может быть оценено в количестве 10 единиц, в том числе 3 «М-5», 3 «М-9», 2 «Шорт-184», 1 «Вуазен», 1 – неустановленного типа.

По окончанию формирования Самойло информировал Омск о том, что «…вся авиация Уральской армии мною сдана Военному летчику Полковнику Юнгмейстеру и должна, как мы условились и донесли Войсковому Атаману, получать все снабжение от Инспектора В.С.Ю.Р.» [72] В свою очередь полковник Юнгмейстер доносил из Петровска Инспектору авиации ВСЮР: «Из Баку в г.Гурьев прибыл гидро-авиационный отряд с командиром и приступил к работе. Временное руководство им (снабжение) я принял на себя, – до Вашего распоряжения. Прошу о зачислении на техническое довольствие».

Какая-то часть (возможно 1-2 боевых звена) Гидро-авиационного отряда, имевшего значительное количество самолетов (10 машин) вскоре была переброшен из Гурьева на фронт Астраханского отряда Уральской Армии.

Оставшиеся в Гурьеве гидросамолеты отряда (4-6 машин) вели систематическое патрулирование окрестностей города и акватории Северного Каспия, осуществляли воздушную разведку передвижений советских кораблей, обеспечивали походы судов Уральской флотилии и транспортных судов по маршрутам между Петровском, Гурьевым и Фортом Александровский. Постоянно существовала опасность, что сильная советская Каспийская флотилия высадит десант в районе Гурьева, где практически не было казачьих частей и захватит эту важнейшую тыловую и транспортную базу, что сразу же сделало бы положение Уральской Армии безнадежным.

В мае 1919 г. Астраханский отряд под командованием подъесаула Сережникова начал медленное продвижение от Гурьева по побережью Каспийского моря к Астрахани. Тем самым для Уральской Армии открыто новое операционное направление. Предполагалось, что Астраханский отряд окажет содействие с востока частям ВСЮР, наступавшим на Астрахань с запада и юго-запада. 19 мая 1919 г. частями Астраханского отряда был занят важный советский опорный пункт – Джамбай. [73] Дальнейшее наступление против частей 11-й советской армии при поддержке авиации привело к новому успеху и занятию села Ганюшкино.

Авиационная группа Гидро-авиационного отряда в Ганюшкино осуществляла поддержку с воздуха Астраханского отряда Уральской Армии, вело разведку в направлении Астрахани и в Северном Каспии. В августе 1919 г. штабс-капитан Егоров вылетел на бомбардировку позиций противника на самолете «Шорт-184», но вскоре после взлёта взорвались бомбы, которые держал на коленях летчик-наблюдатель. Погиб весь экипаж самолета, машина оказалась полностью уничтожена. Погибшего Егорова сменил штабс-капитан Г.Я.Блюменфельд.[74] В августе 1919 г. он был назначен и.о. начальника, а 14 октября 1919 приказом № 112 по Уральской Отдельной Армии – начальником Гидро-авиационного отряда Уральской Армии.


Осенью 1919 г. продолжал активно действовать и Гидро-авиационный отряд Уральской Армии. На его вооружении к этому времени осталось всего 4 гидросамолёта – 1 «М-5», 1 «М-9», 1 «Шорт-184» и 1 неизвестной модели. Остальные, вероятно, были утрачены в ходе полетов, либо вышли из строя вследствие поломок. Начальник отряда по прежнему являлся штабс-капитан Г.Я.Блуменфельд, пилотами – прапорщик по адмиралтейству Е.А.Кукуричкин, прапорщик Ивашиненко, лётчиками-наблюдателями – штабс-капитан Усов, корнет Янушкевич, мичман военного времени Гринцевич, унтер-офицеры Васильев и Шахматов.

23/10 сентября 1919 г. приказом №651 Уральской Отдельной Армии были объявлены штаты «Смешанного гидро-авиационного отряда Уральской Отдельной Армии». Начальник отряда, морской летчик, пользовался «правом командира отдельного батальона или отдельной батареи». По штату полагалось 6 летчиков и 4 летчика-наблюдателя и 49 строевых казаков.

С октября 1919 г. Гидро-авиационный отряд целиком сосредоточен в селе Ганюшкино и осуществляет поддержку действий Астраханского отряда Уральской Армии и морскую воздушную разведку акватории Каспийского моря. В Российском государственном военном архиве сохранились некоторые донесения, иллюстрирующие его постоянную боевую работу.

Так, например, 31 октября 1919 г. прапорщик Кукуричкин в 8 часов 55 минут утра согласно полученного задания, имея наблюдателем унтер-офицера Васильева на самолете «Шорт» вылетел по направлению на зюйд, пролетев таким образом 50 верст повернул на зюйд-зюйд-вест. После полета Кукуричкин докладывал: «…Недолетая до острова Зиленга должен был повернуть обратно из-за сильного тумана,.. На обратном пути мною замечен крейсер «Ориноко», от которого пролетел в 15 верстах. Видимость плохая. Ветер равный силой 7 баллов. Аппарат пробыл в воздухе 1 ч 20 мин на высоте 600-1100 м. Никаких неприятельских судов не замечено». [107] 4 ноября 1919 г. тот же пилот с наблюдателем штабс-капитаном Усовым вылетел при ветре в 5 баллов на разведку на летающей лодке «М-5». Был обследован район на зюйд 25 верст от берега, суда не обнаружены. [108] Прапорщик Ивашиненко вылетал еще 5, 6, 7 и 9 ноября, прапорщик Кукуричкин – 9-го ноября. 12 ноября Ивашиненко вылетел на бомбометание с наблюдателем мичманом военного времени Гринцевичем на самолете «М-5» №2, но вернулся из-за неисправности свечи. 13 ноября Ивашиненко с унтер-офицером Шахматовым вылетел и пошел на высоте 50 метров в густом тумане в сторону советских позиций у Сафоновки, однако мотор стал глохнуть и им пришлось вернуться назад. [109]

Начальник Гидро-авиационного отряда 12 ноября 1919 г. направил рапорт: «Доношу, что ввиду наступивших холодов вода в радиаторах без примеси спирта и глицерина замерзает вследствие чего отряд прекратил свою летную работу и прошу Вашего распоряжения о срочной отправке в г.Петровск представителю Астраханского отряда телеграмму следующего содержания: «Наступили холода. Гидроавиационный отряд прекратил работу. Вышлите срочно 5 пудов глицерину без кислот, 12 ведер денатурированного спирту и 12 комплектов теплого летного обмундирования для летчиков». Штабс-капитан Блуменфельдт». [110]

Затем, ввиду сильного прибытия воды и возможного подхода красных, начальник отряда штабс-капитан Блюменфельд радиограммой попросил прислать с Кавказа офицера-артиллериста. Попытки вылета 16 и 17 ноября 1919 г. на бомбометание из-за погоды оказались неудачными. 17 ноября прапорщик Ивашиненко доставил пакет на крейсер «Орленок», который стоял в 50 верстах от берега, но сесть из-за сильной зыби на воду для получения ответа не удалось.

В ходе наступления советских войск на Астраханском направлении основные силы Астраханского отряда (бригады) Уральской Армии были к 29 ноября 1919 г. окружены в Ганюшкино. Утром 29 ноября начался его штурм, к 4-м часам дня Ганюшкино пало, в плен попали 29 офицеров и 1500 казаков и солдат, захвачены 3000 винтовок, 6 орудий, 50 пулеметов, 4 гидросамолета (2 исправных и 2 неисправных), радиостанция, большое количество боеприпасов. Гидро-авиационный отряд Уральской Армии перестал существовать.

Утром 5 января 1920 г. советской кавалерией без боя занят Гурьев. Там оказалось захвачено 6 самолётов, принадлежавших 10-м авиационному отряду Уральской Армии, в том числе 3 «Ньюпора-17» (в том числе 1 ранее захваченный у красных «Ньюпор-17» № 1824 без мотора), 1 бывший советский «Ньюпор-24 бис» № 5089, 1 «Сопвич» («представляющий из себя полный хлам»), 1 «Фарман-30» №963. Кроме них, на складах хранились части неисправных и разукомплектованных машин – 4 гондолы «Фарман-20» без крыльев и моторов и 1 гондола «Фарман-30» без крыльев, но с мотором.

Из состава Гидро-авиационного отряда Уральской Армии удалось спастись штабс-капитану Г.Я.Блюменфельду, прапорщику Е.А.Кукуричкину, штабс-капитану С.Г.Усову, корнету Г.Янушкевичу. Блюменфельд и Кукуричкин в 1921 г. оказались в лагере для спасшихся остатков Уральской Армии и Каспийской флотилии в Басре (Месопотамия – современный Ирак). В дальнейшем Кукуричкин служил на Сибирской флотилии, а в 1922 г. после эвакуации Приморья вместе с флотилией пришел в Олонгапо на Филиппинах.


http://old-gorynych.narod.ru/g1-05.htm

Рукописи не горят!!!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #215 : 04.05.2009 01:18 »
По имеющимся на сегодняшний день данным Наша Школа была сожжена и прекратила своё существование в Баку осенью 1918 года. Сведения получены из ПЕРВЫХ рук! Остатки её эвакуированы в Красноводск морем. Это произошло при сдаче Баку англичанами туркам.

Вопрос, как быть с этими сведениями (выше) о Блуменфельдте?
Возможно, курсанты отправились в эвакуацию, а действующие лётчики с гидропланами сформировались в отряд?

Надо копать дальше!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #216 : 04.05.2009 01:29 »
Меня давно уже интригует причина смерти Яновича. Морской офицер, летчик - утонул... Конечно, всякое бывает.   Нo вот на что я обратил внимание...
Железнодорожная станция Перкъярви – Кирилловское (Карелия).  Перкъярвен асемакюля = Perkjarven asemakyla
 До 1939 г. поселок Perkjarven asemakyla входил в состав волости Муолаа Выборгской губернии (Финляндия). Топоним Перкъярвен асемакюля в дословном переводе означает «пристанционный поселок Перкъярви».
По постановлению исполкома Перк-Ярвского сельсовета от 18 января 1948 г. пристанционному поселку Перкъярви I присвоили наименование «Кириллово», которое чуть позднее трансформировалось в «д. Кирилловская».
Станция Перкъярви, волости Муолаа, с момента постройки железнодорожной линии между Санкт-Петербургом и Выборгом была важнейшим транспортным узлом. От станции Перкъярви отходила тупиковая ветка на запад, к карьеру Виеруста (Виерустенмяки), использовавшемуся в том числе и для военных целей. Дело в том, что западнее, уже на территории волости Уусикиркко, располагался крупный военный полигон, где велись, в частности, артиллерийские стрельбы.  К этому карьеру подгоняли эшелоны с военными материалами, там производилась как выгрузка, так и погрузка. Полигон, созданный в районе Каукъярви - Бобошино еще в 1913 году для нужд царского военного ведомства и называвшийся до революции "Николаевский артиллерийский полигон", функционирует и в настоящее время.
А ведь Янович начинал с артиллерии. Может, поэтому он выбрал это место для поселения ?
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #217 : 04.05.2009 19:46 »
Утонуть в октябре в наших краях- не проблема даже чемпиону Мира по плаванию. И вряд ли он полез купаться. Там на берегах озёр стояли одиночные мызы и деревни. Дороги были ещё те, тем более в октябре. Мог сесть в лодку, поплыть куда- нибудь, хоть бы к знакомым, или за продуктами, да всё что угодно... Мы ж вообще не знаем, что он там делал. Кстати, он и сам мог жить не в Перкярви, а на какой- нибудь мызе, куда и пытался добраться. Могли ограбить и убить местные... Гадаем на кофейной гуще.  %7



Фрагмент карты Финляндии 1933 года, РККА.

Что касается железнодорожного узла- так это была развязка- двухпутка в районе станции, где расходились составы в двух направлениях. Тогда многие дороги были однопутками. На карте видно железнодорожный тупик в сторону полигона на запад. Естественно, в этом плане разъезд был важным. Там и сейчас рядом две части стоят. И полигоны видны из Гугля отлично. На восток- узкоколейка к кирпичному заводу, по которой ходили и "дачные" вагончики. Но озеро Муоло ярви от полигонов достаточно далеко.

Теоретически, конечно, он мог быть в артиллерийской части. Но он был специалистом корабельной артиллерии, ни флота, ни авиации поблизости не было. Да и русский офицер в Финской Армии?! Если уж самого Маннергейма "попросили" из правительства финские националисты... Сомнительно. И военные действия в этой части не велись. Граница была южнее и район был спокойным под контролем финнов. Вряд ли он там "партизанил". Тогда бы в эмигрантской газете не писали. Да и с двумя женщинами ему было не до того.

А в Перкярви (будущем посёлке Кирпичном, а не станции Кирилловское) жили и люди творчества. Но Академии Художеств поблизости вроде не было.

Но скорее всего Яновичи всей семьёй жили непосредственно в Перкярви. Уехали от революции отсидеться, ну вот попали... Косвенно это подтверждает документ о втором бракосочетании Натальи Андреевны Энгельс. А выписано свидетельство 27 сентября 1919 года священником Красносельской церкви Финлянлдской Губернии. Напомню, что Красное село- это русское название Перкярви, оно же Кирпичное теперь.

Скорее всего так оно и есть, впрочем, если будут ещё подробности, могут появиться и версии, но я пока более подходящей не вижу.

Может, всё же есть ещё что- то о причинах гибели в "той" газете?!
« Крайнее редактирование: 04.05.2009 20:05 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #218 : 06.05.2009 17:50 »
          Галя, ты можешь остановиться хоть на неделю?! Я не успеваю всё прочесть!!!
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #219 : 07.05.2009 01:12 »
Не могу, догоняйте!

Ну вот, уже и в будущее наших заглянули... не радует. Не обо всех знаем. О многих вообще мало что известно. Однако чудесным образом в руки попадают удивительные документы! Совершенно неожиданно и просто невероятно ценные. Но об этом ещё не скоро... А пока что вернёмся в счастливый солнечный Баку. У нас там заканчиваются полёты.

Приказом №449 от 11 марта из Баку в Петроград командируется Грузинов. А в начале апреля Тучков вызывает туда и группу нижних чинов, чтобы подготовить Гутуевскую Школу к летнему сезону.

Большинство из тех, кто был зачислен в Школу осенью 1915 года, летали самостоятельно, многие сдали экзамены. С остальными летали подготовленные уже в Баку инструкторы. Вот, например, как были распределены ученики по группам приказом №288 от 12 февраля 1916 года:

I- я группа
Руководитель Штабс- Капитан Грузинов

Лейтенант Стогов
-- ll -- Макаревич
Мичман Зайцевский
-- ll --  Карцов
-- ll --  Щепотьев
-- ll --  Ковалевский
-- ll --  Горяинов
-- ll --  Охременко
-- ll --  Кроун
Прапорщик Яковлев

II- я группа
Руководитель Мичман Петров

Охотн. I раз. мл. ун. оф. Антоненко
-- ll --  Миккола
-- ll --   Серов
-- ll --  Мельников
-- ll --  Протопопов
-- ll --  Куркевич
-- ll --  Плахотниченко
-- ll --  Бианки
-- ll --  Отс
-- ll --  Тутурин
Охотник I раз. Гелиг

III- я группа
Руководитель Прапорщик Быков

Подпоручик Миккоев
Прапорщик Машковский
-- ll --  Львов
-- ll --  Горячев
-- ll --  Энгельмейер
-- ll --  П.Боклевский
-- ll --  В.Боклевский
-- ll --  Колбасьев

IV- я группа
Помощник руководителя ав.унт.оф.Iст. Томашевский

ав.унт.оф.Iст. Павел Скульский
-- ll --  Евгений Аристов
Стр. боцман Иван Охотников
Писарь I ст. Герберт Блуменфельдт
Юнкер флота Николай Ярмахов
Охотник I раз. Николай Брилинский
Охотн. 2 раз. Николай Прасино 

Примечание: Помощник руководителя ав.унт.оф.Iст. Томашевский назначается помощником к Штабс- Капитану Грузинову, под присмотром которого и ведётся обучение этой группы.

V- я группа:
Закончившие обучение и оставленные для тренировки:
Штабс- Капитан Энгельс
Подпоручик Румянцев
-- ll --   Телепнев
Прапорщик Иванилов
-- ll --  Мисинский

Примечание: Приведённая выше V- я группа состоит в ведении и под наблюдением Военно- Морского лётчика прапорщика по морской части Быкова.


Вскоре Петров отправится в распоряжение командования воздушным флотом и в действующие части, его заменит Энгельс. Ещё в Баку к группе инструкторов вскоре присоединится и Прапорщик Яковлев.

А в Петрограде готовились к полётам новые охотники, которые пока занимались теорией и ждали возвращения техники и оборудования. 8 апреля 1916 года Фогель отправляет телеграмму Тучкову в Генмор: Кроме командированных московской школы трёх и севастопольской девяти последняя командирует гидрошколу ещё 38 охотников. Это не считая многочисленных охотников с берегов Балтики! В конце концов на 1 июля 1916 года в Петроградской Офицерской Школе Морской Авиации будет числиться 120 курсантов, начиная от группы летающих самостоятельно и с инструкторами, заканчивая охотниками, которые готовились для обслуживания техники.


Генерал-майор флота Николай Фёдорович Фогель (МК 1893) в бытность его капитаном 1-ого ранга и управляющим делами Отдела воздушного флота.
С ресурса Кортик http://kortic.borda.ru/?1-5-60-00000027-000-360-0

28 апреля Янович телеграфирует Тучкову: Сегодня закончены полёты с завтрашнего дня приступаю к эвакуации. Он прекрасно справился с трудной задачей! О приподнятом настроении и чувстве исполненного долга свидетельствует многостраничный отчёт, который он вёз с собой, возвращаясь в Петроград вместе с семьёй- женой, дочерью и зятем, а так же с курсантами, которым предстояло доучиваться в Питере, и оставшимися работниками Школы, некоторые из которых одновременно также начали учёбу в Баку. К их числу по ходатайству Яновича (от 12 мая 1916) прибавился и делопроизводитель Бакинской Школы, аккуратнейший Зейдон Иванович Ландау, метеоролог по специальности, во многом благодаря которому документы сохранились в таком хорошем состоянии.
« Крайнее редактирование: 07.05.2009 01:19 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта