Голосование

????????, ??????????, ????????? ?? ??? ??????? ?????????? ????? ??????? ???????, ??????? ??? ???????, ?????? ??????. ????? ????????????????? ????? ????? ? ????.

ß ÷èòàþ âñå ñîîáùåíèÿ ïî Èñòîðèè ÎØÌÀ.
13 (56.5%)
Èíîãäà çàáåãàþ â òåìó, íî âñ¸ ÷èòàòü íå ïîëó÷àåòñÿ, õîòÿ õî÷åòñÿ.
9 (39.1%)
Ýòî óæå èíòåðåñíî òîëüêî èñòîðèêàì.
1 (4.3%)
Ýòî íå èíòåðåñíî.
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 23

Автор Тема: Что мы знаем о "морской авиации" ?  (Прочитано 153504 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Takeover

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Никто не забыт и ничто не забыто!
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #230 : 10.05.2009 16:21 »
Ландау- распространённая фамилия.

Ландавс Зиедонис это и есть Зейдон Иванович Ландау.
http://www.baku.ru/enc-show.php?id=165963&cmm_id=276
Это о нём пишут на Бакинском сайте, а сведения переведены с Прибалтийского сайта авиаторов. От себя добавлю, что в Рижских архивах на него сохранились сведения, он там проживал с 1922 по 1944 год.

ДМЛ, не подскажете, когда он сдал экзамен. У меня, увы, нет этих сведений. Выпали. Думаю, что весной 1917 года?

Ландуа- это опечатка. Ландау- 100%.
В документах много опечаток. Грузинов жаловался, что шибко писарей не хватало. Это теперь на компе можно поправить быстро, а машинный текст изобиловал опечатками, и более серьёзными ошибками. Я уже теперь вижу.

Мне только интересно, нашёл ли его Янович в Баку? И как Ландау попал туда из Тарту? Кстати, в Баку были жители под такой фамилией, может, и родственники?
Абсолютно верно!
Я тоже того же мнения,что Ландуа- это опечатка. Ландау- 100%.
Речь идёт о Зейдон Ивановиче Ландау!
В Латвии принято (при написании на латышском) имен и фамилий даже не латышей добавлять "с". И менять окончания.
И мы имеем дело здесь с простым искажением.
Ландавс Зиедонис это и есть Зейдон Иванович Ландау

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #231 : 11.05.2009 04:16 »
Вот что у ребят с Бакинского о Яновиче:

Цитировать
Янович 1-й Андрей Александрович - первый начальник Бакинской школы морской авиации

21.10.1873 - 12.10.1920

Андрей Янович родился 21 октября 1873 года.

Янович находился на службе с 1891 года: юнкер флота; мичман (13.12.1893г.); лейтенант (06.12.1898г.); артиллерийский офицер 1 разряда (1899г.).

C 04.10.1900 г. по 1903 год Янович был преподавателем артиллерийского офицерского класса Учебно- Артиллерийского отряда Балтийского флота.

С 15.09.1903 г. по 1906 год он исполнял должность заведующего обучением в Учебном отряде Черноморского флота.

01.01.1906 года Яновичу А.А. было присвоено звание капитан-лейтенанта, а 22.04.1907 года – звание капитана 2 ранга.

С 07.04.1908 годa он был прикомандирован к Морскому Генеральному Штабу.

В период с 10.11.1908 г. по 01.071909 г. Янович плавал старшим офицером крейсера "ПАЛЛАДА".

Был членом особого Комитета по организации Амурской флотилии и членом особого Комитета по организации прибрежной обороны (27.04.1909 - 18.01.1910).

Капитан 2 ранга Янович обучался полетам в городе По.

15(28).04.1910 года он получил удар пропеллером по руке и плечу, кисть правой руки была раздроблена, некоторые кости пришлось вынуть.

С 04.10.1910 г. по 1913 год Янович был преподавателем Николаевской морской академии.

10.03.1914 года Яновичу присвоено звание капитан 1 ранга "с увольнением от службы" .

С 12.11.1915 года А.А. Янович вновь определен в службу капитаном 1 ранга, и с момента возвращения на службу числился в Каспийской отдельной флотской роте.

В ноябре 1915 года Янович 1-й Андрей Андреевич был назначен на должность начальника Бакинского отделения офицерской школы морской авиации.

В 1917 году Янович зачислен в резерв чинов Морского Министерства, а 18.09.1917 года был уволен от службы.

Православный, женат, 2-е детей.

12 октября 1920 года А.А.Янович утонул в озере Муолаярви, около г. Пекаярве (Финляндия).

Награды:
Серебряная медаль «В память коронации императора Николая II» (1896);
Орден Св. Станислава 3-й степени (20.03.1906); Орден Св. Анны 3-й степени (06.12.1906);
Орден Святого Станислава 2-й степени (13.04.1908); Орден Святой Анны 2-й степени (10.04.1911);
Светло-бронзовая медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913).

Я ознакомилась с увесистым томом "Список личного состава Морского ведомства" за 1916 год

Янович там присутствует, но никаких сведений о нём нет, просто числится в строевом составе флота и всё. Зато нашёлся его послужной список от июля 1916 года и, возможно, позднее ничего нового с ним уже не случилось по службе.

Фонд 406
Опись 9
Дело 4969


Копировать я не стала, он объёмный, но самое для нас интересное я выписала.

Капитан I ранга
Янович 1-й Андрей Александрович

Кавалер
Ордена: Св. Владимира 4 ст., Св.Анны 2 и 3 ст., Св.Станислава 2 и 3 ст., (всего 5 штук)
Медали: Серебряная «В память Царствования Императора Александра III», Светло-бронзовая «В память 300-летия царствования дома Романовых», Светло-бронзовая «В память 200-летия Гангутской Победы», Светло-бронзовая за труды по выполнению всеобщей мобилизации в 1914 году, (всего 4 штуки)
Нагрудные знаки: Кавказского Общества помощи инвалидам, Отдела Воздушного Флота, (всего 2 штуки)

Иностранные ордена: Прусский орден Красного Орла 4-й степени. Любопытно, что среди наград на первой странице этот орден отсутствует, а в последовательном тексте послужного записан, получен задолго до войны.

Родился 21.10.1873г.
Из дворян Псковской губернии.
Православный
Врспитывался в Морском корпусе (бывшем Морском Училище). Поступил туда 12.09.1887г.
На действительной службе с 13.12.1890г.
Младший унтер- офицер (19.08.1891г.). Гардемарин (11.08.1892г.). Фельдфебель (15.08.1892г.). Мичман (13.12.1893г.)
С 17.12.1893 по 10.05.1894 в 13-м флотском экипаже.
С 28.09.1895г. обучался в учебно- стрелковой команде.
1.01.1896г. награждён полугодовым окладом за гидрографические работы в Северном Ледовитом океане.
С 3.10.1896г. в обучающемся составе Артиллерийской команды.
25.09.1897 зачислен в артиллерийские офицеры.
23.10.1897 назначен старшим артиллерийским офицером на крейсер 2-го ранга "Джигит" с переводом в 5-й флотский экипаж.
5.11.1897г. назначен заведовать оружием
6.12.1898г. произведён в лейтенанты.
24.08.1899г. отчислен с крейсера по болезни.
20.09.1899г. назначен преподавателем в Школу комендоров в Кронштадте.
11.11.1899г. назначен артиллерийским офицером на крейсер 1 ранга "Миних" с переводом в 16-й флотский экипаж
С 10.12.1899г. артиллерийский офицер 1-го разряда, старший арт.оф. на "Минихе".
С 06.03.1900 на 2-х месячных курсах минного дела.

Далее перечисляется когда он участвовал в испытаниях различного вида оборудования и вооружения во время службы на "Минихе", несколько записей.

С 04.10.1900 назначен преподавателем Артиллерийского офицерского класса, а с 11.10.1900- класса гальванёров.
18.10.1900 переведён в учебно- артиллерийский отряд.
23.09.1901г.- назначен артиллерийским офицером на минный крейсер "Воевода".
С 06.09.1902г.- учитель класса гальванёров.
С 16.08.1903- старший артиллерийский офицер лодки "Гроза".
С 15.09.1903г. заведовал обучением в Учебном отряде Черноморского флота по артиллерии.

Опять несколько записей о том, когда он участвовал в комиссиях по испытаниям средств наблюдения, средств связи, вооружений и пр. на ЧФ.

С 22.09.1905г.- в комиссии по пересмотру инструкций для производства занятий и стрельб минными судами.

Далее опять несколько записей об участии в самых разных комиссиях. И вот любопытно, что с 21.02. по 28.03.1906 по собственному желанию заведовал музыкальной частью хора портовых музыкантов и певчих ЧФ.

С 06.04.1906- в плавании на эскадренном броненосце "Синоп" заведующим по артиллерии.
12.09.1906 зачислен во 2-й сводный (29-й флотский) экипаж.
С 21.10.1906 по 26.03.1907- на курсах военно- морских наук при Николаевской Морской Академии в Петербурге.
22.04.1907 произведён в капитаны 2 ранга.
С 02.10.1907 прикомандирован к Николаевской Морской Академии.
10.03.1908 переведён из ЧФ в БФ и зачислен в 8-й флотский экипаж.
07.04.1908 прикомандирован к Мор.Ген.Штабу для занятия.
30.09.1908- во 2-й Балтийский флотский экипаж (учебный)
С 10.11.1908 по 01.07.1909 назначен старшим офицером крейсера "Паллада"

С 27.04.1909 по --.05.1909 был членом особого Комитета по организации Амурской флотилии (буквально 4-7 дней был)
С 30.07.1909 назначен преподавателем в Николаевской Мор.Ак.
18.01.1910- назначен членом Комитета по организации прибрежной обороны.
04.10.1910 назначен преподавателем в Николаевской Мор.Ак.

14 (ст.ст.)/27 (нов.ст.) апреля 1910г. во время нахождения в Школе "Блерио" в городе По в Нижних Пиренеях при исполнении служебных обязанностей получил травму: (цитирую) после полёта на аэроплане был ранен винтом в кисть правой руки, когда аппарат продолжал ещё делать вращательные действия винтом И это разрешено Высочайше занести в Послужной список 23.05.1911г., т.е. задним числом.

У меня лично возник законный вопрос, почему в Послужном нет никаких записей о его командировании в Школу Блерио?! НИКАКИХ! Равно, как нет и записей о переводе, увольнении или ещё что подобное, тогда как вносились всякие пустяковые вещи, вроде командования певчими.

Напрашивается вывод, что он был туда отправлен в служебную командировку, но как частное лицо, чтобы не возбуждать внимания. Т.е. можно предположить, что флот вплотную заинтересовался возможностями авиации и озаботился обучением своих офицеров этому занятию в военных целях?! И уж никакого сомнения нету, что Янович мог бы стать одним из первых Морских Лётчиков России, кабы не эта травма. А будучи кадровым преподавателем Академии ему бы назначалось учить других.

Кстати, некоторые приказы отдавались устно, если они касались "миссий" определённого свойства. У Яновича имеется некая запись, когда он по устному распоряжению своего командира куда- то "отлучался" на пару дней. Но запись очень туманна. Было ли это серьёзное задание или нет, непонятно.

12.11.1911 зачислен в береговой состав флота с оставлением в должности (т.е. преподавателем Академии).
С 10.05.1912 до 06.09.1912 в Комитете по организации прибрежной обороны.
10.03.1914 произведён в Капитаны I ранга с увольнением от службы по болезни с мундиром и пенсией из казны по 343 руб. и 32 коп. в год и с зачислением в морское ополчение по С.Петербургской губернии. Как теперь бы сказали в запас. "Хорошую" пенсию получали инвалиды офицеры.

С 12.11.1915 Высочайшим приказом по Флоту и Морскому Ведомству №1496 о чинах военных определён в службу из отставки Капитаном I ранга. В тот же день зачислен в Каспийскую отдельную флотскую роту.
С 23.11.1915 назначен в распоряжение Высочайше утверждённого Особого Комитета по усилению Военно- Воздушного Флота.
06.06.1916 переведён из Каспийской Флотилии в Балтийский Флотский экипаж.

Женат вторым браком на дочери Действительного Статского Советника Наталии Александровне Базилевской. От первого брака имеет дочерей: Наталию (30.12.1897г.) и Нину (25.06.1900).

Далее следует несколько листов записей касательно его морских походов на кораблях. Ну и всё.

Интересно, куда девалась Нина, если она не числилась проживающей совместно с ними в справочнике "Весь Петербург", хотя была несовершеннолетней на момнт его составления (конец 1916 года).

Вот такая вот настоящая служебная Биография А.А.Яновича. Причём я сверяла этот Послужной с предыдущим (от 1911 года).
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Takeover

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Никто не забыт и ничто не забыто!
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #232 : 11.05.2009 13:50 »
А где в послужном списке упоминание, что был назначен
 начальником Бакинской школы морской авиации ??

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #233 : 11.05.2009 15:22 »
А нету его, этого упоминания.  %7

Цитировать
С 23.11.1915 назначен в распоряжение Высочайше утверждённого Особого Комитета по усилению Военно- Воздушного Флота.


Я забыла ещё сказать, что в послужном имеются записи о положенных офицеру двухмесячных отпусках, да двух- трёх отпусках по болезни, произошедших задолго до интересующих нас событий. Но это, поверьте, в рамках исследования совершенно не интересно.

Таким образом Отдел Воздушного Флота хоть и существовал под началом и покровительством руководства флота в лице Морского Министра Григоровича и Председателя Особого Комитета Александра Михайловича, но фактически действовал достаточно автономно. Ввиду того, что дело было новое, специалистов к руководству и Авиацией вцелом и Морской Авиацией в частности было мало, то фактически на Александре Александровиче Тучкове лежала Миссия главного генератора идей и движителя этих идей в жизнь.

Свои разработки и проекты он доносил до высшего руководства, а далее уже с одобрения этого руководства выделялись средства и осуществлялись конкретные мероприятия в действующих частях, включая учебные.

Разумеется, один бы он ничего не сделал. Мы называли и ещё будем вспоминать руководителей флота и его подразделений, участвовавших в создании Морской Авиации России. Но всё- таки именно энергия и талант Тучкова стали ключевыми в воплощении идеи создания Морской Авиации, как рода войск (заметте, не подразделения в составе Авиации). Он занимался и кадрами, и обеспечением техникой, и другими организационными вопросами, включая разработки стратегических планов развития МА России вплоть до известных событий начала 1917 года, хотя и находился в относительной тени фигур, облечённых более высокими должностями.   

Ну а Янович, как Директор Бакинского Отделения ОШМА, находился под началом Петроградского руководства Школой, а фактически в прямом подчинении Тучкову. С другой стороны, как учебная часть флота, подчинялся местному Каспийскому руководству в лице Клюпфеля.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Takeover

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Никто не забыт и ничто не забыто!
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #234 : 11.05.2009 16:25 »
Делопроизводителем в Школе был З. ЛАНДУА.
Это просто опечатка, с перестановкой букв.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #235 : 12.05.2009 22:16 »
Судя по количеству посетителей и по необычайному "оживлению" в теме, она не очень интересна нашим выпускникам. Здесь бывает больше гостей, чем зарегистрированных пользователей. И это в какой- то степени странно. Мне пришло в голову создать опрос, на который прошу честно ответить всех, кто заходит сюда. ;)
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #236 : 12.05.2009 22:44 »
Судя по количеству посетителей и по необычайному "оживлению" в теме, она не очень интересна нашим выпускникам.
         Галя, ну о чём ты говоришь? Во-первых, у многих нет доступа к архивам, многие не знают историю, но хотят её знать. И как можно тут дискутировать, если не знаешь предмета спора хоть чуть-чуть? Во-вторых, это наша история. Наша! А история - это что-то необычное. Читать очень интересно. Первопроходцы - это всегда здорово, ответственно, но жестоко. Видим какие они допускали детские ошибки и понимаем, что последующие поколения эти ошибки уже не повторяли.
         Тебе стало обидно, что мы мало тут пишем?  Короче, выпей йаду и пеши исчо, аффтар!
« Крайнее редактирование: 16.05.2009 20:26 от Maestro »
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #237 : 12.05.2009 23:39 »
Судя по количеству посетителей и по необычайному "оживлению" в теме, она не очень интересна нашим выпускникам. Здесь бывает больше гостей, чем зарегистрированных пользователей. И это в какой- то степени странно. Мне пришло в голову создать опрос, на который прошу честно ответить всех, кто заходит сюда. ;)

"Лучшее, что мы получаем от истории, это энтузиазм, который она вызывает в нас." Иоганн Вольфганг Гёте
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #238 : 13.05.2009 00:07 »
Вот История для меня и есть тот самый "йад".

То, что я нашла в Архиве в принципе можно изложить за неделю. Но это будет непонятно и не интересно. Для того, чтобы писать, я ищу и перелопачиваю огромное количество другой информации.

До сих пор не могу проститься с Баку в апреле 1916 года, потому что там ещё есть кое- что, о чём надо бы сказать. А параллельно валится в неимоверном количестве другой материал! В неимоверном! Но вся она отрывочна... Ну, например, все выходные занималась интервенцией англичан и турок в Баку. Это очень важно знать, чтобы понять настроения и мотивировать действия руководства и курсантов Школы в заключительный период.

Параллельно пытаюсь выяснить, какие военные формирования, имеющие Авиацию проводили операции в том районе. Ищу материалы по Каспийской флотилии того времени, там в Авиации были наши выпускники. И в сухопутных отрядах служили и у белых и у красных. И так дальше и дальше. Потому что, чтобы писать объективно о 1916 году, надо понимать, что будет дальше, как это будет развиваться.

Нашлось невероятное количество фотографий Бакинского филиала! Вам и представить трудно, сколько материала. Это нужно идентифицировать, понять, где и когда снято, и кем, и всвязи с чем. Нужно изучить карты Баку.

Параллельно пытаюсь понять, что было в Питере, какие они строили планы и что сбылось. В Архивах сохранились очень подробные проекты внушительного военного Училища Морской Авиации. Его реализация постоянно откладывалась. Очень жаль! Но что- то успевали делать, вопреки обстоятельствам.

И вот ещё что. При Флотилии Ледовитого Океана действовала Морская Авиация задолго до того, как мы привыкли думать, пожалуй.

Ну ведь и война шла, наши- то там были О-го-го!!! Например, одним из известнейших русских асов Первой Мировой был Морской Лётчик- один из наипервейших выпускников Школы- старший Лейтенант Михаил Иванович Сафонов!

Ведь многое вроде бы и известно. Но сведения рассыпаны, как бусы. Вот и надо их найти, собрать и расставить в порядке, чтобы получилось то самое, что мы ищем- История Морской Авиации и нашего Училища, которая открывается заново!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #239 : 13.05.2009 02:08 »
Цитата из биографии Михаила Сафонова на Бакинском сайте:
"18 Марта 1918 года на основании декрета Совета Народных Комиссаров увидел свет приказ по флоту и Морскому ведомству № 102, которым кавалер 5-ти боевых орденов балтийский лётчик Старший лейтенант Михаил Иванович Сафонов был уволен со службы...
11 Апреля он с женой и ещё с 4-мя лётчиками перелетел в Финляндию. Короткое время служил в финских ВВС. В 1919 году перебрался в Индию, где служил в королевских ВВС Великобритании.??? Затем, в начале 1924 года, переехал в Китай, где обучал китайских лётчиков пилотированию гидросамолётов.???
В мае 1924 года ( по другим источникам 1926 г.) М. И. Сафонов погиб в результате аварии."

 Больше года тому назад, не имея никаких архивных данных, я попытался смоделировать путь Сафонова из Петрограда в Шанхай. Буду благодарен за любые замечания, исправления и дополнения.
Попытка представить путь Сафонова М.И. из Петрограда в Шанхай:

a) 18 марта 1918 г. – Петроград - увольнение со службы;

b) 11 апреля 1918 г. – сентябрь 1919 г. – служба в ВВС Финляндии;

c) осень 1919 г. – октябрь 1920 г. – служба в авиации Донской Армии и ВСЮР;

d) конец 1920 г. – август 1921 г. – лагерь Басра;

e) август 1921 г. – 20 сентября 1921 г. – переход во Владивосток на пароходе “Франц Фердинанд”;

f) 23 сентября 1921 г. – октябрь 1922 г. – командир миномосца “Бойкий” Сибирской Флотилии;

g) 24 октября 1922 г. – эвакуация Владивостока;

h) 26 октября 1922 г. - 25 кораблей Сибирской Флотилии готовые к походу сосредоточились в Посьете;

i) 31 октября 1922 г. – приход Флотилии в Гензану;

j) 5 – 6 декабря 1922 г. – приход Флотилии в Шанхай, где морской летчик старший лейтенант Михаил Иванович Сафонов покинул Флотилию;

k) 1924 г. - Сафонов М.И. погиб в Шанхае.



История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта