Голосование

????????, ??????????, ????????? ?? ??? ??????? ?????????? ????? ??????? ???????, ??????? ??? ???????, ?????? ??????. ????? ????????????????? ????? ????? ? ????.

ß ÷èòàþ âñå ñîîáùåíèÿ ïî Èñòîðèè ÎØÌÀ.
13 (56.5%)
Èíîãäà çàáåãàþ â òåìó, íî âñ¸ ÷èòàòü íå ïîëó÷àåòñÿ, õîòÿ õî÷åòñÿ.
9 (39.1%)
Ýòî óæå èíòåðåñíî òîëüêî èñòîðèêàì.
1 (4.3%)
Ýòî íå èíòåðåñíî.
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 23

Автор Тема: Что мы знаем о "морской авиации" ?  (Прочитано 133462 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #90 : 13.03.2009 23:22 »
Итак сообщаю, что о начальной Истории Морской Авиации мы знаем много и мало одновременно! В основном в литературе встречаются "разборы полётов", структура и действия боевых частей и отдельных авиаторов, описания техники и её производство и много другого, касающегося, уже боевых лётчиков, в том числе по мемуарам. Но почти невозможно найти сведения об учебных заведениях и базах, где лётчики получали первые навыки полётов над морем и обучались другим премудростям военной морской авиации..

Так вот, оказывается, такие документы вполне себе сохранились! По крайней мере вопреки моим ожиданиям, которые сформировались при знакомстве с фондами на сайте Государственного Архива ВМФ, где представлена и описана лишь крошечная часть. Вобщем по порядку.

Сегодня я пошла в Архив и познакомилась с картотекой и описями документов, касающихся МА раннего периода, до революции. Слава Российскому Флоту! Архивирование велось достаточно аккуратно и тщательно. Сохранилось огромное количество самых разных бумаг, приказов, донесений, отчётов, переписки и пр. Отдельно должна выразить большую благодарность работникам Архива, которые искренне заинтересованно помогали искать нужные фонды. Без них там только в описях можно копаться годами.

Общее впечатление: СИЛЬНОЕ!

Я НАШЛА ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦЕРСКОЙ ШКОЛЫ МОРСКИХ ЛЁТЧИКОВ!!!

Это два тома по описям:
1. Дело об образовании, комплектовании, техническом обеспечении и деятельности Офицерской школы морской авиации на Гутуевской дамбе в Петрограде. (февраль- декабрь 1915 года).
2. Дело об организациии и деятельности Офицерской школы морской авиации в Петрограде и её отделения в Баку. Списки личного состава школы за июль- август и октябрь 1916 года, списки офицеров и рядовых, отправленных в Баку. (сентябрь 1915г.- 11 января 1917 года).

Обратите внимание, определилось практически точно место дислокации. Как я и предполагала, это именно северо- западная часть Гутуевского, где и находится дамба, с выходом в финский залив. Потом представлю старинные карты, которые я уже изучила вдоль и поперёк.

Кроме этих двух, есть 9 дел из Бакинского филиала школы. В числе которых два дела- приказы директора школы. Одно дело- сборная коллекция из архива А.А. Тучкова, содержащее, помимо переписки, экзаменационные листы, аттестаты и другие сведения, касающиеся выпускников. (1916- 1917 г.г.)

Кроме того запросила любопытную для нас телеграмму Великого князя Александра начальнику ГМШ о передаче в Морское Ведомство Петроградской и Бакинской гидрошкол. (7 янв. 1917г.) Документ интересен фактом реорганизации (переподчинения МА) Морскому ведомству. Но его содержание пока не известно. Запросила.

Всвязи с этим нашла и ещё документот 26 февр. 1917 года О предоставлении охотникам флота, обучающимся в Школе морской авиации, прав и преимуществ лиц, обучающихся в школах и на курсах морских ведомств. Это касается и обмундирования и прочего. Запрашивать не стала, пока есть и поважнее дела. Но документ сам по себе говорящий.

Запросила и ещё пару дел со списками авиагидростанций Балтийского флота и всем этому сопутствующим (вооружение, снабжение, техника и пр.) и дело, касающееся программ обучения, приказов, докладов и пр. по подготовке морских лётчиков.

Вот 8 дел, по моему мнению, наиболее интересных для начала именно для нас ЕВВАУЛьцев, как преемников тех славных учебных подразделений.

Упомяну ещё несколько виденных мной по описям документов, которые пока не запрашивала.

Сообщение об организации при Авиационном отделе воздухоплавательной школы в Гатчине первого в России воздушного морского отряда (статья из старинной газеты того времени). 17 июня 1912 года.

Несколько экземпляров разно датированных Программ испытаний на звание Морского лётчика. Кроме того программы обучения и испытаний по теории, программы испытаний прапорщиков и унтер- офицеров МА. И прочее на эту тему.

Доклады Морскому министру о подготовке кадров для МА. 1914- 1918 год.

Документы об учебной воздушной бригаде особого назначения, в том числе положения, штаты, табель комплектации и пр.

Сведения о расположении авиагидростанций Балтийского и Чёрного морей, включая сведения о составе авиации, распределения лётчиков по авиагидростанциям и отрядам воздушных районов службы связи, а так же устройстве и оборудовании этих станций. (интересующий период).

Штат команды морских лётчиков 1913 год. Представьте себе через три года после первого полёта над морем уже налаживается сеть морских авиастанций разведки и связи! Во были темпы!

Несколько приказов Начальника Воздушной бригады особого назначения от 1917 года о переименовании  и реорганизации нескольких учебных дивизионов в школы морских лётчиков! Эти приказы крайне важны, поскольку определяют образование (римейка) Петроградской школы (предположительно, Ораниенбаумской, как продолжательницы Гутуевской), Красносельской воздушного боя (я о ней уже говорила раньше) и Бакинской. Но эти приказы хранятся уже в фондах Послереволюционного периода. Не исключаю, что там есть и другие документы, касающиеся первых Офицерских школ и других учебных подразделений МА.

Там же в описях видела несметные документы, касающиеся первых производств и испытаний гидросамолётов и двигателей, оборудования и зданий мастерских и т.д. Видела документы, касающиеся корабля "Императрица Александра", который должно было переделать под авианосный корабль. Видела документы, касающиеся Дорожинского. Невероятные фонды по действиям связи и разведки, среди которых есть и касающиеся действий авиации.

Там же Архив Морского Генштаба, по чьему ведомству проходила МА, я уже не гворю, что там находятся богатейшие фонды по боевым действиям МА во время Первой Мировой!

Но поскольку невозможно объять необъятное, считаю необходимым для начала вскрыть пласт из Истории Прародительниц Военных училищ Морской Авиации. Что и является в настоящий момент целью моей работы в Архиве.

Доклад закончила.  %6
« Крайнее редактирование: 14.03.2009 00:14 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #91 : 18.03.2009 19:31 »
Ну вот и "открылось".

Ещё раз убедилась, что Историю Российской Морской Авиации надо начинать с Севастополя. Потому что в становлении Петроградской школы и Бакинского филиала принимали участие Севастопольцы.

Но и наша Офицерская Школа Морской Авиации оказалась чуть моложе!

Великий князь Александр Михайлович- покровитель Авиации и координатор многих дел в ней вызвал Тучкова в Москву аж ещё 20 февраля 1915 года, очевидно, чтобы вести разговор о развитии Авиациии и необходимости ускорить обучение морских лётчиков в частности, увеличить их число самым решительным образом, поскольку они себя хорошо показали в начале войны и оказались эффективной силой в разведке и связи.

Содержание этих переговоров в Архиве я не нашла, но по всей видимости это стало отправной точкой к организации школы. Затем уже 18 мая, вот первая точная дата, Морской Ген. Штаб в лице Помощника Морского Министра, Начальника МГШ Вице-Адмирала А.И.Русина (лично) обратился в Воздухоплавательное отделение к старшему лейтенанту А.А.Тучкову, занимавшему пост начальника, со сношением (таков слог оригинала) за №7041/1693 об открытии в Петербурге или его окрестностях Офицерской Школы Морской Авиации.

Ну а поскольку Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович возглавлял Высочайше учреждённый особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования, соответственно координировал действия в Авиации, то и приказа- то никакого не потребовалось. Обращение МГШ тут же попало к Александру Михайловичу, он вполне естественно его поддержал, распорядился выделить деньги, ну и Тучков заработал на максимальных оборотах.

А вот вторая дата: 28 июля 1915 года в присутствии В.К.Александра Михайловича был совершён торжественный молебен на открытии Школы.

Документов сохранилось великое множество, но, подозреваю, не все. Сохранился списочный состав на 1 октября 1915 года.

Но Авиация- вещь эфемерная. Не успели организоваться, тут же стали реорганизовываться в Баку. Пока что не нашла, кто ж выпустился в 15 году из морских лётчиков и были ли такие. Там всё не так просто. Ворох документов, а точные данные можно иногда найти только в случайной телеграмме. Зато разборки полиции с двумя загулявшими матросами представлены в протоколе аж на трёх страницах. А по делам- коротко, весьма и весьма коротко.

Так что очень похоже, что и не было приказа в том виде, как мы привыкли. Было согласие и распоряжения Александра Михайловича, и этого было достаточно. Вот такие пироги.

Много много подробностей позже. Сижу в автосервисе, масло меняю. А тут счастье- халявный интернет!
А всё на жизнь жалуемся. Пока есть сеть- жизть продолжается!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн sidestick

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 146
    • Просмотр профиля
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #92 : 19.03.2009 13:42 »
Надо же, кто-то, оказывается, еще здесь и пАшет!!!  %12
samurai, вот это Работа!!! Спасибо!!!

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #93 : 19.03.2009 20:27 »
Завтра я опять иду в Архив.
Чтобы было понятно, сообщаю, что пять заказанных мною дел записаны примерно на 18 микроплёнках до 200 кадров каждая. И ещё три дела на много- много десятков листов в подлинниках. Поэтому, думаю, там и за 5 дней не управиться.

А пока что попробую изложить самое необходимое. К сожалению, по обязательству, которое я должна была подписать, я не имею права вывесить сканы документов, которые я буду копировать, в открытой сети. Но я буду жирным шрифтом печатать содержание важных бумаг слово в слово (это не запрещено). Другие- частично. Либо просто изложу интересную фактическую информацию в той последовательности, как документы находятся в делах.

Поясняю, что большая часть бумаг напечатана на машинке, но есть и рукописные документы, обращения, письма, черновики (в том числе телеграмм). Часть из них сами по себе являются современными событиям копиями. Некоторые содержат опечатки и ошибки. Почерк и подписи на некоторых плохо разборчивы. Документы написаны в современном событиям стиле, как то письма к высокопоставленным особам содержат обращения по имени- отчеству причём иногда без указания чина, звания и должности. В таком случае можно распознать адресата только по уговому "штампу" на бланке. Офицеры в списках перечислены только по фамилиям, даже без инициалов, тогда как гражданские лица, нижние чины и простолюдины по именам и фамилиям. Будут и другие комментарии по мере изложения.

РГА ВМФ

Фонд №418, опись №1, дело №2103.

МГШ по воздухоплавательному отделу
Офицерская Школа Морской Авиации Отдела Воздушного флота
Начато 20 февраля 1915г. Кончено 31 декабря 1915г.


Александр Александрович Тучков в то время имел звание старшего лейтенанта и был начальником Воздухоплавательного Отделения Морского Генерального Штаба (ГенМор или МГШ).

(опускаю некоторые обычные слова на бланке, или заключаю в скобки)

Телеграмма №1133 Петроград ГенМор старлейту Тучкову
( Главная телеграфная контора Петрограда)
Петроград Ставки верховноглавнокомандующего 1133
(Принято) 28. 20/2. 12.40. дн. Срочно по военным обстоятельствам.

Великий князь Александр Михайлович просит Вас прибыть воскресенье Москву Александровский вокзал собственный вагон для переговоров о личном составе обучающихся авиации
номер 127 Адмирал Ненюков


Некоторые подлинные отметки в телеграммах и других документах сделаны карандашом, плохо или совсем не разборчивы. Кроме того на документах присутствуют отметки Архива, штампы, подписи, номера, иногда перекрывающие написанное.

Телеграмма срочная экстренная
Срочно Гельсингфорс
Служба связи старлейту Тучкову 18 05 20.II. (1915)

Адмирал Ненюков телеграфирует, что Великий князь Александр Михайлович просит Вас прибыть воскресенье Москву Александровский вокзал собственный вагон для переговоров о личном составе обучающихся авиации точка

Кроме того прошу немедленно вызвать меня по телефону ГенМор номер 666
Тучков


Возможно, подпись "Тучков"- его роспись в получении телеграммы.

Эти телеграммы от 20 февраля 1915 года открывают дело.
Вот такие были времена. Вот такие были люди! Когда Адмиралы и Великие князья вели переговоры о Великих делах со старшим лейтенантом. Надо бы обязательно собрать возможные сведения о А.А.Тучкове. В Архиве есть его личное дело. Как выяснили работники Архива по моей просьбе, в деле нет приказа о его назначении директором Школы. Судя по всему, ему это официальное назначение и не требовалось, т.к. он сам был начальником Отдела при котором организовывалась Школа. Но на некоторых документах он подписывается именно, как директор. На остальных просто "Тучков" или "Старлейт Тучков".

Вообще этим парням было совсем не до почестей и формальностей. В списке работников Школы Тучков и вовсе себя назвал лейтенантом. Зато в каких- то черновиках кто- то его назвал Высокоблагородием. Благородие самолично вычеркнул "высоко". Не по статусу было обращение. А в официальных бумагах с этим было строго и очень церемониально.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #94 : 19.03.2009 22:22 »


Александр Михайлович Романов, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини Ксении Александровны , дочери императора Александра III.
http://www.rulex.ru/01010231.htm
См. так же http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Михайлович
http://rom-dinastiya.narod.ru/M2.html
Книга воспоминаний http://www.hrono.ru/libris/lib_a/al_mih00.html или http://militera.lib.ru/memo/russian/a-m/index.html

Его Высочество Великий князь Александр Михайлович был крупным государственным деятелем, в том числе одним из основателей авиационного дела в России. Был назначен руководить Высочайше учреждённым особым комитетом по усилению флота на добровольные пожертвования, основанным 6 февраля 1904 года (В одном из архивных справчников содержится опись дела с отчётами о деятельности этого Комитета, содержащее и сведения об основании всех упомянутых Школ в том числе. Непременно поинтересуюсь), который занимался и вопросами Авиации, в 1910 году стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем. И именно под его покровительством создавалась Офицерская Школа Морской Авиации на Гутуевском острове. 

В описываемом деле сохранился любопытный документ от Комитета, это Отчёт на фирменном бланке, подписанный Управляющим делами комитета капитаном 2-го ранга Верховским (фамилия не разборчива).

Стоимость обучения на офицерских авиационных курсах... Комитета, состоящих при Петроградском Политехническом институте Императора Петра Великого и обучения полётам в Офицерской Школе Авиации Комитета в лагере Александро- Михайловском близ города Севастополя в 1913- 1914- 1915 г.г.

...

Обучение офицеров:
Одного, прошедшего курсы- 500 руб.
Пяти, прошедших курсы и пробывших в Школе и обучавшихся полётам около месяца по 600 руб.- 3000 руб.
Одного офицера, прошедшего курсы и окончившего обучение в школе со званием лётчика- 1200 руб.

Обучение охотников- лётчиков:
Семи охотников, не проходивших теоретические курсы по 700 руб.- 4900 руб.
и трёх, прошедших теоретические курсы и обучавшихся в Школе по 1200 руб.- 3600 руб.
                                                                  13 200 руб.

Управляющий делами комитета капитан 2 ранга Верховской


Для сравнения в записке руководству от 22 января 1916 года о повышении жалования работникам Школы- нижним чинам содержится информация о том, что таковые на фронте получают 75 руб. в месяц. А интенсивность труда позволяет приравнять их. Учитывая высокую инфляцию, можно считать, что люди работают на чистом энтузиазме (общий смысл сказанного).
« Крайнее редактирование: 20.03.2009 19:56 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #95 : 20.03.2009 00:12 »
"4 мая 1912 года. Начальник Морского Генерального штаба вице-адмирал А. Ливен подал письменный доклад Морскому министру И.Г. Григоровичу о плане создания на флотах первых авиационных отрядов. В очередном докладе И.К. Григоровичу А. Ливен писал, что «начало организации авиационного дела… в целях применения его для боевых потребностей флота было положено летом 1912 года с прибытием в Севастополь второй партии купленных гидросамолетов». В первый отряд вошли летчики лейтенанты С.Ф. Дорожинский, В.В. Дыбовский и мичмана Б.Н. Лучанинов, В.Р. Качинский, Е.Е. Коведяев, В.В. Утгоф, Г.А. Фриде и Р.Ф. Эссен."

Фото и текст выше с сайта http://www.gosarhiv.sevastopol.iuf.net/show/aerostatics/1910/1912.shtml



Вот ещё один замечательный человек. В нашей Школе он был вроде Главного Инженера и занимался всеми техническими вопросами. На многих архивных документах стоит пометка "Г.А.Фриде". Это Тучков отправлял ему приходящие документы на исполнение. Фриде заказывал и получал технику, доводил её до ума, занимался строительством и организационными вопросами и пр. Но самое главное,

"Морской летчик лейтенант Георгий Анатольевич Фриде летал на многих серийных самолетах и проводил испытания опытных гидросамолетов. Ему принадлежат также многочисленные рационализаторские предложения и изобретения. Он проектировал свои самолеты, в том числе большой трехмоторный, и построил один оригинальный самолет. Специального образования Г. А. Фриде не имел и это отражалось на его изделиях, но летчиком он был отличным. Он первым пролетел под Троицким мостом в Петрограде на гидросамолете М-5. Осенью 1916 г. (несколько позже) лейтенант А. Е. Грузинов пролетел подряд под всеми мостами на Неве."

Это и немного о конструкциях Фриде тут http://eroplan.boom.ru/shavrov/chr3/sea/sea5.htm



Фриде был великолепным лётчиком и одним из первых инструкторов Школы!

Вот и эту телеграмму (ниже) Тучков, как обычно, перенаправил "Г.А.Фриде".

Отправлено 12 июня 1915г., получено 16 июня 1915г.

Старлейту Тучкову (телеграмма из) Севастополь

Если верно, что в Петрограде организуется школа не откажите телеграфировать тогда не буду принимать охотников точка Вследствие задержки в строительстве желательно было бы не обучать охотников получать готовыми
№189 Стаховский


И.И.Стаховский- начальник Александро- Михайловской Школы с гидроаэростанцией под Севастополем.

Телеграмма получена 21.06.1915г. отправлена 20.06 в 5 49 пополудни
в Гламор
Девятнадцатого мая отправлено из Рени в Петроград Офицерскую воздухоплавательную школу 3 места гидроаэропланов Морского ведомства номера ящиков 10041, 10042 и 10043
                                         Капитан Лашков 49


Фриде получал, растамаживал, проверял, выписывал рекламации, составлял Акты, контролировал хранение и эксплуатацию самой разной техники и конструкций. Даже не представляю, как он всё успевал!
« Крайнее редактирование: 20.03.2009 00:56 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Воробей

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 4774
  • Пол: Мужской
  • ВЫПУСК-92
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #96 : 20.03.2009 01:51 »
Будущее просто обязано быть прекрасным!

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #97 : 20.03.2009 23:32 »
Ну- с, продолжим.

А.И.Русин пишет письмо Директору Таможни С.А.Шателену на бланке Начальника МГШ. Очевидно, письмо спущено Тучкову, а тот- Фриде (надписано "Г.А.Фриде"). Северную часть Гутуевского помимо Порта исторически занимало Таможенное Ведомство, у которого и предстояло "отщипнуть кусочек" для устройства Школы.

П-к Мор.Министра (от руки)

Н-к Мор.Ген.Штаба

25 июня 1915
№9441/ 2297

Милостливый Государь Сергей Андреевич,
В настоящее время ощущается большая потребность в подготовке морских лётчиков, для того предполагается открыть гидроавиационную школу в Петрограде. Единственное вполне удобное место для этой цели- оконечность дамбы Гутуевского острова на берегу реки Большой Невы, так как здесь при свободном выходе на залив имеется достаточного размера глубокий плёс, что очень важно при могущих быть падениях учеников.

Не найдёте ли Вы, Ваше Превосходительство, возможность передать Морскому Ведомству для гидроавиационной школы часть дамбы Гутуевского острова с XI- м пакгаузом, навесами и прилегающей к ним землёй, выходящей на Большую Неву и Гутуевский бассейн.

Прошу принять уверения в совершеннейшем почтении и преданности.

Его Превосходительству С.А.Шателену                             Подписал А.Русин


И следом за №9442/2298 он же обращается к О.А.Пи- Перу (так в письме, раздельно), Начальнику Торгового Порта, с просьбой передать Школе в пользование на период войны территорию для устройства двух спусков к воде. Стиль обращения примерно такой же.

На что получает ответы на фирменных бланках департаментов:

Министерство Финансов
Директор Департамента Таможенных сборов
26 июня 1915 г.
№ 16491

Милостливый Государь Александр Иванович

Вследствие письма от 25 сего июня за №9442/ 2297 о предоставлении для нужд Гидроавиации оконечности дамбы Гутуевского острова, имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что по означенному вопросу в Департаменте Таможенных сборов 15 сего июня поступила телеграмма Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича и что согласно пожеланию Его Императорского Высочества, мною уже сделано распоряжение по Петроградской Портовой Таможне о предоставлении военно- морским властям для нужд гидроавиации оконечности дамбы Гутуевского острова с находящимися на ней строениями.

Прошу принять уверение в совершеннейшем почтении и преданности.

Его Превосходительству А.И.Русину                               С.Шателен


В том же духе и по- деловому, хотя и с меньшими реверансами 30 июня пришёл ответ на бланке  Главного Инженера Петроградского Торгового Порта, что он безотлагательно приступил к работам по устройству спусков. Исполнение поручил хорошо себя зарекомендовавшему Инженеру Путей Сообщения Г.Э.Климу, который немедленно приступил к работе и обязался выполнить в кратчайшие сроки. Как впоследствии можно было узнать из документов, свою работу Клим выполнил успешно. Запрашиваемая на устройство двух спусков сумма составляла 10 000 рублей. 10 июля лично О.Пипер (рукописная подпись) на бланке Торгового Порта сообщил Русину об официальном согласии отдать землю под спуски.

Вот из этой переписки местоположение Школы определяется наиточнейшим образом. Можно, конечно, разыскать и одиннадцатый пакгауз, чтобы поставить жирную точку на карте. Но в этом уже просто нет смысла.
« Крайнее редактирование: 21.03.2009 09:54 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #98 : 21.03.2009 01:17 »


На фрагменте карты 1916 года (Издательство Суворина) вверху Юго- Западная часть Васильевского острова. Видна Галерная гавань (Большой бассейн) и Шкиперский проток в Гребном Порту, где впервые 6 августа в 1912 году был испытан российский гидросамолёт и где находилась опытная Гидростанция и мастерские. А напротив внизу северные оконечности Гутуевского и Канонерского островов, выходящие в устье Невы и залив.

Ниже часть этой карты (площадь: 500 саженей в направлении север- юг и 1000 саженей восток- запад, в одной сажени- 2,1336 метра), где обозначено месторасположение Офицерской Школы Морской Авиации. Кстати, в документах того времени все эти слова писались с большой буквы.



Теперь на оконечности дамбы нет совершенно никаких построек.

Работы по устройству Школы велись быстрыми темпами. Причём строительство и получение техники и оборудования для мастерских велись одновременно. Так письмом от 13 июля Начальник порта сообщает Тучкову, что по его просьбе приступил к бетонированию площадки в 3000 квадратных саженей, это более 13, 6 тыс. кв.метров. Для сравнения ширина оконечности дамбы была  70-80 метров в то время. Работы осуществлял Г.Э.Клим.
« Крайнее редактирование: 21.03.2009 10:20 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #99 : 21.03.2009 11:46 »
Но пока наши первые начальники Тучков и Фриде занимаются организационными вопросами Школы, мы немного отвлечёмся и познакомимся с ещё одной очень важной стороной Российской Авиации того периода. Давайте заглянём в Политехнический Институт Императора Петра Великого.
http://www.spbstu.ru/history/aviation/aviation.html

Переоценить вклад Политехников в развитие Авиации и тем более МА просто невозможно! И я горжусь, что мои старейшие коллеги стояли у истоков, в том числе и Офицерской Школы Морской Авиации!

В 1909 г. при кораблестроительном отделении были открыты Курсы авиации и воздухоплавания, ставшие первой высшей авиационной школой в России. В 1912 г. в СПбПИ открылись Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания им. В.В. Захарова. В числе преподавателей курсов были организатор аэрологических исследований в России В. В. Кузнецов, профессор А.П. Фан-дер-Флит, ученый с мировой известностью, построивший в 1922 г. в США первый экспериментальный вертолет, Г.А. Ботезат, командующий воздушной эскадрой генерал В. Ф. Найденов, авиаконструктор А А Лебедев. Эти преподаватели создали первые отечественные учебники и руководства по конструкции летательных аппаратов, аэродинамике и динамике полета. К преподаванию привлекались крупные специалисты в промышленности И.И. Сикорский, В.И. Ярковский, известные летчики.



Великий князь Александр Михайлович среди преподавателей и первого выпуска курсов авиации им. В.В. Захарова. СПбПИ. 1912

Среди выпускников курсов были авиаконструкторы Н.Н. Поликарпов, П.А. Шишков, А.Н. Прокофьев-Северский и С.А. Кочерыгин, стратонавт К.Д. Годунов, генерал В.Л. Покровский.

Заведующим курсами являлся декан кораблестроительного отделения К.П. Боклевский, получивший в военное время генеральское звание. Лабораториями и мастерскими курсов заведовал В.А. Слесарев, который спроектировал и построил один из крупнейших в те годы самолет — „Святогор".


К.П. Боклевский лично проявлял огромнейший интерес к МА, а двое его сыновей, Пётр и Владимир, стали одними из первых, кто закончил Офицерскую Школу Морской Авиации, и в числе первых её инструкторов! Но об этом чуть ниже.

В советское время большую роль в подготовке специалистов для авиапромышленности и в развитии отечественной аэродинамики и динамики полета сыграли профессора А.Г. Воробьев, А.Н. Журавченко, Л.Г. Лойцянский, А.А. Саткевич, А.А. Фридман, конструктор гидросамолетов Д.П. Григорович. Среди выпускников авиастроительного факультета — авиаконструкторы О.К. Антонов и Г.М. Бериев. На этом факультете до перевода в Москву учились создатели ракетно-космической техники П.Д. Грушин (академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда) и С.А. Косберг (Герой Социалистического Труда).

Едва ли фамилии профессоров того времени остановят ваше внимание, но не "заметить" таких специалистов, как А.А.Лебедев, И.И.Сикорский, Н.Н.Поликарпов, Д.П.Григорович, О.К.Антонов, Г.М.Бериев и других, не сможет ни один авиатор!



Гидросамолет "М-9" Д.П. Григоровича, 1918. Д.П.Григорович (1883-1938), Н.Н. Поликарпов и др., 1923.

Студент Г.М.Бериев. Реактивный гидросамолет "P-1" конструкции Бериева.


Целая ветка тут посвящена гидроавиации http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1024.0 В частности многое о работе Бериева, "лодочки" которого ещё можно увидеть в полёте живьём, говорят, на ЧФ.

После 1917г. институт продолжал готовить кадры для авиационной промышленности на авиастроительном отделении кораблестроительного (в 1927 г. механического) факультета, а с 1929 г. — на самостоятельном авиастроительном факультете, который летом 1930 г. был переведен в Москву и там послужил основой для организации Московского авиационного института.

В Офицерскую Школу Морской Авиации в начальный период курсанты допускались только после сдачи теоретических экзаменов на курсах при Политехе! Это правило ненадолго прерывалось революцией, но продолжилось сразу после неё вплоть до 30- го года! Эти курсы со дня их образования заканчивали так же и многие- многие выпускники всех других авиационных школ того времени!

Ну и, наконец, политехники внесли большой вклад в освоение космоса.
http://www.spbstu.ru/history/space/space.html

Летчик-испытатель М.Л. Галлай (1914-1998), выпускник ЛПИ 1937 г., Герой Советского Союза (1957), доктор технических наук, автор ряда книг об авиации, был инструктором- методистом по обучению первого советского космонавта Ю.А. Гагарина.
« Крайнее редактирование: 21.03.2009 12:35 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта