Автор Тема: Морская авиация (ВВС) БФ  (Прочитано 48649 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
 Старейшее в стране объединение ВВС.

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Морская авиация (ВВС) БФ
« Ответ #1 : 01.02.2009 00:27 »
ВВС БФ В НАЧАЛЕ ВОЙНЫ. ЦИФРЫ И ФАКТЫ.

В июне, 67 лет тому назад


(Автором, по возможности, сохранена терминология и стилистика изложения материала из Военно - исторического отчёта о боевых действиях ВВС ДКБФ в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, составленного в 1946 (!) году)


ВВС БФ в 1941 году

Военно – Воздушные Силы БФ к началу войны имели в своём составе три авиационные бригады, один отдельный авиационный полк и семь отдельных авиационных эскадрилий (см. статью «Создание, становление, блеск и крах ВВС БФ»)
Всего в своём составе ВВС БФ имели 656 боевых самолётов, из них:
а) по видам авиации:
- бомбардировщиков - 172 (26,2%);
- разведчиков - 131 (19,9%);
- истребителей - 353 (53,9%)

б) по типам самолётов:
- 94 ДБ – 3;
- 60 СБ;
- 18 АР – 2;
- 123 МБР – 2;
- 8 МДР – 6;
- 99 И – 153;
- 182 И – 16;
- 32 И - 15;
- 32 МИГ – 3;
- 8 Як – 1;

Части ВВС БФ к началу войны были укомплектованы в своём большинстве устаревшей, несовременной материальной частью, значительно уступавшей по своим данным немецкой авиации. Особенно это положение относилось к истребительной и гидроавиации(самолёты И – 153, И – 15, МБР – 2).
Процесс перевооружения частей на новую материальную часть только начинался.
Лётный состав истребительной авиации переучивался на новые типы истребителей МИГ – 3, Як – 1. Части бомбардировочной авиации перевооружались с самолётов СБ на самолёты ДБ – 3 и АР – 2.
Экипажей, переучившихся на новые типы самолётов, насчитывались единицы.
Вследствие процесса переучивания, общий уровень подготовки лётного состава несколько снизился.
Базирование частей ВВС БФ, вследствие большой протяжённости театра от Н. Ладога до Либава, было разбросанным, что крайне затрудняло организацию боевого управления.
Отсутствие достаточного количества пригодных аэродромов на территории Эстонской и Латвийской ССР, вынуждало большую часть бомбардировочной авиации держать на восточных аэродромах (Беззаботное, Котлы, Копорье), на
большом удалении от районов предстоящих боевых действий.
Такое положение, как показал опыт первых же дней войны, в значительной мере снижало эффективность боевого использования ударной авиации, так как затрудняло организацию взаимодействия между частями, требовало много времени на организацию ударов и создавало большую излишнюю нагрузку для лётного состава, так как значительно увеличивало маршрут полёта от аэродрома до цели.
Разбросанность базирования отрицательно сказывалась и на организацию связи Штаба ВВС с частями. Штаб ВВС, находившийся в Таллине, не имел проволочной связи с частями 8 – й авиабригады, 61 – й авиабригады и 15 – го разведполка. Управление осуществлялось только по радио и самолётами связи.
Проводная связь имелась только (!) с частями 10 – й авиабригады, базировавшейся на Эстонию.
В ходе войны, базирование и дислокация частей ВВС БФ изменилась в корне.
Отход частей Красной Армии на восток привёл к потере, в течение первых трёх месяцев, всех старых аэродромов мирного времени, за исключением Горы – Валдай и Н. Ладога. ((Перед войной ВВС КБФ имели 15 сухопутных, из них только два - с искусственным покрытием и 12 гидроаэродромов))
Бомбардировочная авиация перелетела на восток, в район Тихвин и Пестово, с последующим сосредоточением в Богослово и Новинки.
В районе Ленинграда началось строительство аэродромов Гражданка, Приютино, Каменка; в Кронштадте – аэродрома Бычье Поле.

Начало.

Исходя из сложившейся тревожной обстановки и непосредственной угрозы военного нападения со стороны Германии, по приказу Командующего БФ все части и соединения БФ, в том числе и ВВС, 19 июня перешли на оперативную готовность № 2.
В 23 ч. 37 мин. 21 июня Командующий БФ, по приказу Народного Комиссара ВМФ, объявил по флоту готовность № 1.
Во исполнение данного приказа, были организована усиленная воздушная разведка на театре, с задачей – не допустить неожиданного подхода кораблей противника с моря. Одновременно с этим, все части ВВС БФ были приведены в боевую готовность.
В 4 часа 22 июня 1941 г. началось наступление германо – фашистских войск на Поланген, с одновременным налётом бомбардировочной авиации противника на Либаву и Кронштадт.
В 4 часа 50 минут Военным Советом БФ было объявлено по флоту: «Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать всякую попытку нападения противника».
С этого момента началась боевая деятельность ВВС БФ.


Действия немецко – фашистских войск.

В общем плане войны против Советского Союза, одной из важнейших задач немецкого командования являлась задача овладения крупнейшим военно – политическим и промышленным центром СССР – городом Ленинград.
С этой целью была создана Северная группа армий, так называемая группа «Норд» в составе: 4 – й ударной танковой армии, 16 – й и18 – й пехотных армий. Общая цель действий: ударом в Псковском направлении произвести прорыв фронта и отбросить силы Красной Армии к Ленинграду. На втором этапе действий окружить и захватить его, при содействии отдельной Финской армии, одновременно ведущей атаку со стороны Карельского перешейка.
Выполнение основной задачи возлагалось на 4 – ю ТА, которая атакой на Двинск, Псков, Луга должна была выйти к Ленинграду. Правый фланг 4 ТА обеспечивался действиями 16 – й А в направлении на Вильно, Великие Луки, Старая Русса, Бологое. На 18 – ю А возлагалась задача по овладению нашими базами и опорными пунктами в Латвии и Эстонии.
Но этим бредовым планам немецких захватчиков так и не удалось осуществиться.
Внезапность нападения, в сочетании с полной подготовленностью к войне фашистской Германии, определили первоначальные успехи её армии.
Бросив в бой крупные силы моторизованных войск, танков и авиации, немцы к 30 июня вышли на рубеж реки Западная Двина и овладели городом Рига. К этому времени наши части уже эвакуировали ВМБазы Либава и Виндава (27.06.41 г.). 6 июля мотомехчасти противника прорвали Островско – Псковский оборонительный рубеж и овладели г. Остров. 14 и15 июля противник форсировал р. Луга и захватил плацдармы на правом берегу реки в районах Ивановское (15 км. юго – восточнее г. Кингисепп) и Сабск. К 20 июля части противника вышли к озеру Ильмень. 18 августа, после продолжительных и упорных боёв, противник занял г. Кингисепп. После этого, ведя наступление на Ленинград с юга, из района Новгорода и с запада – из района Кингисеппа, противник к 31 августа достиг южного берега р. Нева в районе Ивановских порогов и перерезал Кировскую железную дорогу, 7 сентября занял Шлиссельбург, а к 16 сентября вышел на южный берег Финского залива в районе Новый Петергоф. Немцы вплотную подошли к стенам Ленинграда, но решить поставленную задачу – захватить город – так и не смогли.
Героическими усилиями Красной Армии, Балтийского Флота и гражданского населения г. Ленинграда, противник был окончательно остановлен на линии: Новый Петергоф, Стрельна, Володарский, Лигово, Паново, Виттелово, Детское Село, р. Тосно, Ивановские пороги.
Для Ленинграда начался продолжительный и тяжёлый период блокады.
Одновременно с наступательными операциями в основном направлении, на Ленинград, немцы силами 18 А решали задачу захвата Эстонии. Так, 8 июля, противник овладел г. Пярну, затем, развивая наступление в центральной части, захватил Тюри, Пыльтсама и к 25 июля вышел на берег Чудского озера в районе Мустве, отрезав, тем самым, нашу группировку войск в районе Тарту.
25 августа, после ожесточенных, кровопролитных боёв, наши части оставили Главную Базу БФ – Таллин.
Таким образом, одновременно с выходом немецких войск на подступы к Ленинграду, была захвачена и вся Эстония, за исключением островов Эзель и Даго. О. Эзель был оставлен нашими частями 3 октября, а о. Даго – 19 октября.
(См. статью «Налёты на Берлин в 1941 году» )
Планируя войну против СССР, немцы большое место в решении задачи по захвату г. Ленинграда отводили финским союзникам. Ударом через Карельский перешеек, финны должны были ворваться в Ленинград с севера, тем самым оказав помощь немецким войскам, действующим с юга.
Во исполнение этого плана, 29 июня финско – немецкие войска перешли в наступление по всему фронту, но встретив упорное сопротивление наших войск на Карельском перешейке, продвинуться вперёд не смогли.
Только 10 августа противнику удалось прорвать фронт 19 – го стрелкового корпуса на Кексгольмском направлении, после чего наши части были вынуждены начать отход.
2 сентября противник занял Койвисто и к 5 сентября – Терноки и вышел на подступы к Сестрорецку. На рубеже: Белоостров, Охта, о. Лемболовское, болото Лума – Сур, 6 км. севернее Никулясы, продвижение противника было окончательно приостановлено. С этого времени фронт под Ленинградом стабилизировался.

Действия флота противника.

Наибольшую активность с первых же дней войны проявлял подводный флот противника. Подводные лодки отмечались на наших коммуникациях и на подходах к базам в Балтийском море, Рижском и Финском заливах.
Лёгкие надводные силы противника производили минные постановки в районах наших военно – морских баз и производили тральные работы на своих фарватерах.
Крупные надводные корабли противника активности не проявляли.
Только в операциях по захвату островов Эзель и Даго принимали участие корабли классов лёгкий крейсер и эсминец.
В основном, флот противника в этот период производил интенсивные воинские перевозки в интересах наступавшей армии на коммуникациях между портами Данцигской бухты, Либава, Виндава, Рига и портами Финляндии.

Действия авиации противника.

Принципы оперативного использования немецких ВВС вытекали из общей доктрины немецкого командования «молниеносной войны», которая предполагала максимальное использование всех вооружённых сил страны в самом начале войны для разгрома противника в кратчайшие сроки.
Весь расчёт на успешное окончание «молниеносной войны» строился, в первую очередь, на внезапности вероломного нападения на противника и на одновременном ударе по всей его стратегической глубине.
В разрезе этого немецкое командование и стремилось применить свои ВВС, основывая их действия на внезапности и нанесении массированных ударов по районам оперативного сосредоточения и развёртывания вооружённых сил противника. Планируя, в соответствии с принципом «молниеносной войны», использование ВВС, немецкое командование сосредотачивало на основных направлениях начального периода войны все основные силы боевой авиации, оставляя резервы только для восполнения потерь, но не для развёртывания новых частей, что подтвердилось всем ходом советско – германской войны.
Такой принцип привёл к тому, что немецкая авиация, имевшая в начальный период войны превосходство в воздухе, а также и успех на некоторых участках фронта, постепенно в ходе войны это превосходство утратила и потерпела полное поражение от нашей авиации.
Против нашего Северо – Западного фронта и КБФ действовал 1 – й воздушный флот немцев.
Действуя согласно вышеизложенных принципов, ВВС противника первые 2 – 3 дня основные усилия направили на борьбу с нашей авиацией на аэродромах.
В первую очередь были подвергнуты нападению аэродромы ВВС Красной Армии, на которых базировались самолёты последних выпусков, что привело к значительному ослаблению ВВС КА, действовавших на Северо – Западном фронте. В дальнейшем ВВС противника, имея значительное превосходство в воздухе, действовали непосредственно с наступавшими войсками, наносили удары по ж/д узлам, складам, узлам связи, крупным населённым пунктам, местам сосредоточения войск и по кораблям КБФ в базах и на переходах, ставя перед собой задачу срыва сосредоточения войск и их снабжения, нарушение управления и создания паники среди гражданского населения.

Аэродромы ВВС КБФ, за исключением Ханко, вследствие своей отдалённости от границы, в первые дни воздействию противника не подвергались. Только с подходом войск противника к местам базирования ВВС КБФ, наши аэродромы стали подвергаться налётам авиации противника.
Так 7 июля в период 11.05 – 11.45 семь Ю – 88 с высот 200 – 800 метров нанесли бомбоштурмовой удар по аэродрому Пернов. В результате удара, сгорели 1 ТБ – 3, 1 АР – 2, 1 И – 153. Один И – 153 был повреждён. Выведено из строя до двух часов лётное поле, убито 2 человека, ранено 7 человек.
13 июля в период 06.25 – 06.50 авиация противника подвергла бомбардировке аэродромы Котлы, Копорье, Керстово. В результате удара 10 Ю – 88 по аэродрому Котлы, было повреждено здание штаба 8 – й авиабригады, сгорел склад, частично разрушены электростанция и здание штаба 57 полка. Самолёты не пострадали, но было убито 20 человек, ранено 37.
В результате удара 20 Ю – 88 по аэродрому Копорье, сгорели 1 «Дуглас», 1 АР – 2, 1 СБ, 1У – 2. Разрушено и сгорело служебное здание. Убито 30 человек, ранено 52 человека.
Аэродром Керстово бомбили два Ю – 88, в результате чего было выведено из строя лётное поле на 1,5 часа и ранен 1 человек. В течение 14 – 20 июля указанные аэродромы подвергались повторным бомбардировкам, но большого эффекта противник не достиг.
Наиболее эффективными были удары штурмовиков противника Ме – 110, под прикрытием Ме – 109, по аэродрому Копенское 9 августа и по аэродрому Низино 19 августа 1941 года. В результате этих ударов было уничтожено 10 самолётов МБР – 2 и 22 истребителя.
Из анализа боевой деятельности ВВС противника можно сделать вывод, что завоевание и поддержание господства в воздухе посредством бомбардировок аэродромов базирования нашей авиации, являлось одной из основных задач немецкой авиации в течение всего периода наступательных операций.

С началом войны, ВВС КБФ вели боевые действия, имея главной задачей – борьбу с ВВС противника на Балтийском море и обеспечение боевой деятельности своего флота. Но в процессе боевых действий, вследствие тяжёлого положения на сухопутном фронте, в связи с быстрым продвижением немецкой армии на Ленинград, а также вследствие больших потерь, понесённых ВВС Красной Армии в первые же дни войны от налётов авиации противника на аэродромы, Военно – Воздушные Силы КБФ были привлечены к выполнению задач на сухопутном фронте по непосредственному обеспечению боевых действий войск Северо – Западного фронта.

ИТОГИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВВС КБФ ЗА ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ

Всего за период с 22 июня по 22 октября 1941 года ВВС КБФ произвели 43.338 боевых вылета ((в среднем, по 360 вылетов ежедневно)), в результате чего:

НА МОРЕ:

Потоплено: 44 транспорта, 9 эсминцев, 3 подводные лодки, 1 сторожевой корабль, 3 тральщика, 16 торпедных катеров, 50 сторожевых катеров, 8 пароходов, 20 барж и шхун, 70 шлюпок.
Повреждено: 23 транспорта, 9 эсминцев, 6 подводных лодок, 15 барж и шхун, 9 буксиров, 1 лёгкий крейсер, 2 сторожевых корабля, 1 тральщик, 1 сторожевой катер, 1 бронекатер, 1 вспомогательный крейсер.

НА СУХОПУТНОМ ФРОНТЕ:

Уничтожено до 43.672 человек живой силы, 809 танков, 113 бронемашин, 3.594 автомашины, 434 мотоцикла, 98 арт. орудий, 70 батарей зенитной артиллерии, 1 паровоз, 73 ж/д вагона, 2 ж/д моста, 14 складов боезапаса и горючего и много другой техники противника.

В воздушных боях и на аэродромах уничтожено 425 самолётов противника.

Весь первый период войны характеризуется превосходством авиации противника в воздухе и отсюда, как следствие, основным средством противодействия нашей авиации являлась истребительная авиация противника.

Следует отметить, что при действиях нашей авиации по кораблям противника в море, основное противодействие оказывала ЗА (зенитная артиллерия) и в редких случаях ИА (истребительная авиация).
При действиях же по войскам противника на поле боя и по ВМБазам, ПОЧТИ ВСЕГДА в бой вступала ИА.
Имея превосходство в скорости, вооружении и численности, истребители противника наносили довольно значительные потери нашей ударной авиации в начальный период войны, когда наши бомбардировщики часто вынуждены были летать без истребительного прикрытия. Вследствие этого, наибольшие потери были понесены от ИА противника.

За четыре первых месяца войны ВВС КБФ потеряли 577 самолётов.
По типам: 94 МБР – 2, 85 И – 16, 83 ИЛ – 4, 79 И – 153, 63 СБ, 48 МИГ – 3, 23 ИЛ – 2, 18 И – 153, 15 АР – 2, 13 Пе – 2, 12 ЯК – 1, 11 У – 2, 8 ЛАГГ – 3, 5 ЧЕ – 2, 5 УТ – 2, 4 ТБ – 3, 3 УТ – 1, 2 ПС – 84, 2 КОР – 1, по одному: МП – 1,УТИ – 4, Р – 5 и Ш – 2.

(( Прим. автора: любопытен анализ потерь. (См. статью «Небоевые потери» ))

- 194 самолета сбиты ИА противника;
- 62 самолёта сбиты ЗА противника;
- 87 не вернулись с заданий (11 СБ, 11 ИЛ – 2, по 10: ИЛ – 4, И – 16, И – 153, МБР – 2 и др.)
- разбито при вынужденных посадках от:
- боевых повреждений ИА – 19;
- боевых повреждений ЗА - 2;
- неисправности а/техники - 15;
- по другим причинам - 18.

- разбито на аэродромах (без воздействия противника):
- при взлёте – 21;
- при посадке – 34;

- сбито СВОИМИ:
- своими истребителями – 7 (3 Пе – 2, по 1: И – 153, И – 15 и МБР – 2);
- своей ЗА - 9 (4 МБР – 2, 2 СБ, 2 И – 16, 1 И – 153);

- уничтожено при отходе – 23;
- уничтожено по другим причинам – 20;

- от БШУ противника по аэродромам – 66.

Таким образом, потеряв за четыре месяца войны в боевых самолётах 83,2% от первоначального состава ВВС, (пополнение составило 127 самолётов (19,3%) )
часть излишнего лётного и технического состава была отправлена в тыл для переучивания и формирования новых частей.
В частности в г. Саранск были отправлены:
- Управление 10 авиабригады;
- 73 бап;
- 13 иаэ;
- личный состав расформированных частей (15,19, 22,43,81, 85 морских АЭ, 71 БАЭ, 104 ИАЭ и 131 смешанной АЭ).

ВЫВОДЫ:

1. Первый период войны ВВС КБФ провели в условиях значительного превосходства авиации противника на театре, как в количественном, так и в качественном отношении. Полная отмобилизованность, наличие опыта почти двухлетней войны на Западе и неожиданность нападения, определили первоначальные успехи и армии и авиации фашистской Германии.
2. Несмотря на неблагоприятную общую обстановку на театре, отсутствие боевого опыта, неподготовленность к ведению операций против сухопутных войск противника и крупные боевые потери, ВВС КБФ со стоявшими перед ними задачами справились, успешно дрались с сильнейшим неприятелем и благодаря мужеству, героизму и беззаветной
преданности Родине личного состава, нанесли противнику большие потери в живой силе и технике, вместе с войсками Красной Армии и КБФ остановили бронированные дивизии немцев на подступах к Ленинграду.



Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Морская авиация (ВВС) БФ
« Ответ #2 : 01.02.2009 00:31 »
                 Сокерин Вктор Николаевич                                       


          РЕЗУЛЬТАТЫ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВВС ДКБФ
          ЗА ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

           (По данным Военно - исторического отчёта о боевых
            действиях ВВС ДКБФ в Великой Отечественной войне
           1941 – 1945 годов, часть третья, 1946 год)   

(при размещении здесь "логика" сайта смещает столбцы, что затрудняет чтение)

 Первый год войны (22.06.1941 – 21.06.1942):

-   самолётовылетов     - 61872;
-   налёт                     - 66110 часов;
         - из них: ночью      - 10735 часов;             
-   расход авиабензина - 19618 тонн.

Второй год войны (22.06.1942 – 21.06.1943):
             
                 -    самолётовылетов    - 28522;
                 -    налёт                    - 27272 часа;
                           - из них: ночью  - 8640  часов;
                 - расход авиабензина   - 11657 тонн.
                                                                                                                    -
Третий год войны (22.06.1943 – 21.06.1944)

                 -    самолётовылетов   - 33071;
                 -    налёт                       - 34373 часа;
                           - из них: ночью - 2276 часов;
                 -   расход авиабензина  - 19295 тонн.

 Четвёртый год войны (22.06.1944 – 9.05. 1945)

                 -    самолётовылетов    - 34585;
                 -    налёт                        - 46799 часов;
                           - из них: ночью  - 2010 часов;
                 - расход авиабензина   - 32476 тонн.

 Всего за период войны:

                 -   самолётовылетов      - 158050;
                 -   налёт                          - 177555 часов;
                          - из них: ночью    - 24161  час;
                 -  расход авиабензина  - 83046 тонн.

КОЛИЧЕСТВО ПОТОПЛЕННЫХ ВВС ДКБФ КОРАБЛЕЙ И ТРАНСПОРТОВ ПРОТИВНИКА  ЗА ПЕРИОД ВОЙНЫ

Первый год войны:  (кораблей, штук / водоизмещение, тонн)
     
                -  боевых кораблей          -    102 / 13490;
                -  транспортов                  -      50 / 201500;
                -  всего по ВВС                -    256  / 233590.

Второй год войны:

                -  боевых кораблей          -       64 / 15610;
                -  транспортов                  -       29 / 56600;
                -  всего по ВВС                -     116 / 84225.
 
Третий год войны:
             
                -  боевых кораблей          -    126 / 45995;
                -  транспортов                  -     98 / 406500;
                -  всего по ВВС                -    285 / 466735.

Четвёртый год войны:

                -  боевых кораблей          -   194 / 95525;
                -  транспортов                  -   299 / 1660400;
                -  всего по ВВС                -   732 / 1803395.

Всего потоплено за период войны:

                - боевых кораблей            -   486 / 170630;
                - транспортов и танкеров -  467 / 2325000;     
                - вспомогательных судов -  193 / 76650;
                - мелких судов                  -   243 / 14575.

ВСЕГО ПО ВВС:                             -   1389 кораблей и судов                                                                         /                           водоизмещением -   2586855 тонн.


             КОЛИЧЕСТВО ПОВРЕЖДЁННЫХ ВВС ДКБФ КОРАБЛЕЙ И
             ТРАНСПОРТОВ ПРОТИВНИКА ЗА ПЕРИОД ВОЙНЫ
 
                  - боевых кораблей            -   321 / 201125;
- транспортов и танкеров -  213 / 898100;
- вспомогательных судов -  203 / 95650;
- мелких судов                   -   88 .

ВСЕГО ПО ВВС:                               -    825 кораблей и судов
                            Водоизмещением  -    1204775 тонн.


                  КОЛИЧЕСТВО УНИЧТОЖЕННЫХ ВВС КБФ САМОЛЁТОВ
                               ПРОТИВНИКА ЗА ПЕРИОД ВОЙНЫ

                                       сбито в воздушном бою   уничтожено на земле       всего     

 Первый год войны:                561                                      116                        677

Второй год войны:                  450                                       73                        523

Третий год войны:                  591                                       15                        606

Четвёртый год войны:              601                                       11                        612

Всего за период войны:           2203                                     215                      2418

            Из них:            -         бомбардировщиков        -       503;
                                  -         истребителей                -      1577;
                                  -         разведчиков                  -       115;
                                  -         прочих                          -       223;
                                  -         всего                            -      2418.


                     ПОТЕРИ САМОЛЁТОВ ВВС КБФ ЗА ПЕРИОД
                         ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

                             боевые потери   небоевые потери*   списано по актам     всего   

Первый год войны:       547                       183                       -                       730

Второй год войны:        266                       142                      14                      422

Третий год войны:        375                       125                      51                      551

Четвёртый год войны:   496                        175                     77                      748

Всего за войну:           1684                       625                    142                     2451

Боевые потери:      -  не вернулись с заданий     -  364:
                            -  сбито истребителями        -  558;
                            -  сбито зенитной артилл.     -  308;
                            -  разбито при посадке от
                                 боевых повреждений        -  353;
                            -  уничтожено авиацией
                                противника на земле         -  101.


              ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТЕРЬ ЛЁТНОГО СОСТАВА ВВС КБФ
                                              ЗА ПЕРИОД ВОЙНЫ

                                         1 год войны   2-ой год  3 – й год  4 – й год       ВСЕГО

Сбито в воздушных боях             251          137           133           185            706

Сбито зенитной артиллерией       108           42            161           276            587

Не вернулись с заданий              209          122           188           249            768

Погибло при выполнении
посадок на самолётах с боевыми
повреждениями                           11            28              65           100            204

 ИТОГО: -  боевые потери            579           329            547          810           2265

            -  небоевые потери          96            87               81           93             357

            -  общие потери             675            416            628          903           2622

Из общих потерь – 2622 чел:
               
            -  лётчиков                    341            272            329         427            1319

            -  штурманов                 157              68            108          161             494

            -  стрелков - радистов   177              76             191          315            759

Боевые потери лётчиков:             293             211           292          378           1174

Небоевые потери лётчиков:          49               59             43            49             200

* (( «Небоевые потери» – утрата самолётов (гибель экипажей) по причинам, не связанным с воздействием противника, как правило, из – за ошибок лётчиков в технике пилотирования, отказов в воздухе по причине плохой подготовки самолётов к полётам инженерно – техническим составом и др.))

           КОЛИЧЕСТВО АВИАЦИОННЫХ МОРСКИХ МИН, ПОСТАВЛЕННЫХ
                                        ВВС КБФ ЗА ПЕРИОД ВОЙНЫ

                                               1 год войны      2 год       3 год      4 год      Всего

 Количество выставленных
                      мин                         153              171          588        754        1636 

 Типы мин:           -   Мираб  - 1       -      9;
                               
                          -   МАВ  - 1         -      46;

                          -   АМГ  - 1         -      281;

                          -  АМК  -  4          -     476;

                          -  А – 5                 -    325;

                          -  АМД – 500         -     416;

                          -  АМД – 1000         -     83,

         Всего:                                   -     1636.

    ((Наибольшее количество мин - 326 было поставлено в четвёртый год войны в районе ВМБ Либава, 77 – в районе ВМБ Пиллау, 24 – в районе ВМБ Виндава, 21 – в районе ВМБ  Мемель, 55 – в устье Западной Двины, остальные в районах о.Корпо, Свирь строй, Данциг и др.))           

               СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ИСПРАВНОСТЬ САМОЛЁТОВ ВВС КБФ
                                                ЗА ПЕРИОД ВОЙНЫ   

                                  1 год войны     2 год      3 год       4 год       за войну           

Всего по ВВС, (%)             80               85           88           89              85,5(!)


              ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ГЕРОИ РОСИИ   В ВВС БФ

  В ВВС БФ 127 человек удостоены этого звания в годы войны,
                       14 человек – в послевоенный период за подвиги,
                            совершённые в годы войны,                                             
                     142– м  Героем стал служащий ВМФ, работавший в ВВС БФ   
                               Фадеев В.И. за спасение рыбаков со льдины в 1994 году.
          ((51 из 141 Героя во время войны погибли, либо, были удостоены
          этого звания посмертно…))

Четыре командира полка стали Дважды Героями: -   Степанян Н.Г.
                                                                                              -   Мазуренко А.Е.
                                                                                              -   Челноков  Н.В.
                                                                            -   Раков В.И.
Должности, в которых стали Героями:

     Командующий ВВС  Самохин М.И.                           -   1;

     Командиры авиационных полков                            -   11;
      (из них  четверо –  Дважды)
     Заместители, помощники командиров
                                                          полков          -    5;
     Командиры эскадрилий                                         -    28;

     Заместители, помощники командиров АЭ                -    24;

     Командир авиационного звена, отряда                    -    24;

     Командир экипажа (лётчик)                                   -    12;

     Штурман полка                                                     -     5;

     Штурман эскадрильи                                             -     7;

     Штурман звена, экипажа                                       -    14;

     Комиссар АЭ и пом. комиссара АЭ                           -     3;

     Начальник ПДС АП                                                 -     1;

     Начальник штаба АП                                              -     1;

     Начальник связи АЭ                                               -     1;

     Воздушный стрелок                                                -      4.     

   
               ПОТЕРИ КОРАБЛЕЙ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СУДОВ ГЕРМАНИИ
                    И ЕЁ СОЮЗНИКОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКОГО  ВМФ

     От авиации                           -  66 % !!!
     От мин                                  -  17 %
     От надводных кораблей           -    9 %
     От подводных лодок                -    5 %
     От береговой артиллерии        -     3 %

              ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ АВИАЦИИ И ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В   
         УНИЧТОЖЕНИИ  ТРАНСПОРТОВ ПРОТИВНИКА ПО ГОДАМ ВОЙНЫ

  Род сил     Число потопленных транспортов по годам войны  / процент от
    флота                                            общего числа потопленных транспортов
 
                    1941          1942         1943          1944             1945            Всего

 Авиация      9 /17 %    10 /9,6 %    70 /53 %   186 /72,1%   96 /73,2 %   371 / 54,8%

 Подводные  21 /41,2%  60 /57,7%   31 /24,2%  32 / 12,4%   13 / 0,99 %   157 /23,2%   
    лодки   

    ((В ходе войны чётко определилась роль морской авиации,  КАК ГЛАВНОЙ СИЛЫ в боевых действиях на море. На её долю пришлось СВЫШЕ 50 % тоннажа транспортных судов и БОЛЕЕ 70% БОЕВЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ, потерянных фашистской Германией от воздействия нашего флота в целом ! )).
« Крайнее редактирование: 03.02.2009 02:38 от Сокерин »

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Морская авиация (ВВС) БФ
« Ответ #3 : 01.02.2009 00:33 »
НАЛЁТЫ НА БЕРЛИН В 1941 ГОДУ


К 60 – ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
Сокерин Виктор Николаевич

НАЛЁТЫ НА БЕРЛИН В 1941 ГОДУ
(Мало кому известно, что налётов на Берлин было не один, и не два)

(По данным Военно-исторического отчёта о боевых действиях ВВС БФ, 1946 .г.)

Одной из самых трудных и замечательных, по организации и выполнению, операций первого периода войны явилась операция по нанесению бомбардировочных ударов по столице фашистской Германии – г. Берлин.
В ответ на начавшиеся налёты авиации противника на Москву и на заявления немецкой пропаганды о том, что «советская авиация полностью уничтожена», Верховным Главно-командованием перед ВВС КБФ была поставлена задача: «Нанести ряд бомбовых ударов по политическому центру фашистской Германии – г. Берлин».
Эта операция преследовала крупные политические цели.
Вследствие продвижения немецкой армии, линия фронта к концу июля месяца отстояла от Москвы на 450 километров, а от Берлина более чем на 1000 километров.
22 июля 1941 года немцы начали массовые налёты на Москву и объявили на весь мир об уничтожении советской авиации и о том, что ни одна русская бомба не упадёт на города Германии.
Требовалось доказать всему миру и населению Берлина лживость фашистской пропаганды. Оперативная обстановка, сложившаяся на фронте, исключала возможность нанесения ударов с аэродромов как Западного, так и Северо - Западного фронтов, из – за нехватки радиуса действия имевшихся на вооружении дальних бомбардировщиков ДБ – 3.
Обстановка на Балтийском театре была несколько иная. В это время наши войска продолжали удерживать северную часть Эстонии и острова Даго и Эзель.
Наикратчайшее расстояние до Берлина, позволявшее использование самолётов ДБ – 3, было с аэродромов о. Эзель.

1.08.1941 года из наиболее подготовленных экипажей 1-го минно – торпедного авиационного полка ВВС КБФ была создана особая группа и перебазирована на аэродром Кагул ( о. Эзель ).

Первоначально группа имела 10 самолётов ДБ – 3, затем была дополнена из состава ВВС Красной Армии до 33 самолётов. Организацией подготовки и выполнением операции операции руководил Начальник ВВС ВМФ, генерал – лейтенант Жаворонков С. Ф.
Группа состояла из лётного состава, имевшего большой опыт лётной работы и летавшего в любых условиях днём и ночью. Командиром группы был назначен командир 1-го МТАП полковник Преображенский Е. Н.
В целях детального уточнения условий полётов, в ночь с 4 на 5 августа был организован пробный, разведывательный полёт на Берлин группой из пяти самолётов ДБ- 3.

Технический анализ полёта дал гарантийную возможность производить вылеты с бомбовой нагрузкой 750 – 1000 кг. и заправкой горючего – 3000кг., при этом оставалось 20 % запаса топлива. Сложными и трудными вопросами оказались техника слепого полёта и ориентировка.
Разведывательный полёт в ночь с 4 на 5 августа дал основные представления об обстановке в районе цели и условиях полёта, необходимых для организации дальнейшей работы.

Первый налёт на Берлин был произведён в ночь с 7 на 8 августа. В первом налёте участвовало 15 самолётов в трёх группах, во главе с т.т. Преображенским, Гречишниковым и Ефремовым.
Полёт проходил в исключительно трудных условиях. Три четверти пути проходили над водной поверхностью Балтийского моря, вне видимости берега, часть маршрута пришлось лететь в облаках и за облаками. Слабое пилотажно – навигационное оборудование самолётов, в сочетании с трудными условиями полёта, при общей продолжительности 7 – 8 часов, требовали от экипажей исключительно высокого физического и морального напряжения сил, безукоризненной техники пилотирования и самолётовождения. На всём протяжении маршрута от береговой черты и до цели самолёты подвергались обстрелу зенитной артиллерией (ЗА) и освещению прожекторами.
Удар был нанесён с высоты 5500 метров. В результате удара было отмечено несколько очагов пожара в районах стадиона, нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа.
Выполнив задание, все самолёты возвратились на свой аэродром.
В последующем, до 4 сентября 1941 года, группа совершила ещё несколько налётов на Берлин.
Всего в течение месяца было произведено 86 самолёто – вылетов ДБ – 3, из них только 33 дошли до Берлина, 37 самолётов по различным причинам, главным образом метеорологическим, бомбардировали запасные цели : Штеттин, Кольберг, Данциг, Мемель, Либава и др. 18 самолётов, из – за отказов материальной части и по метеоусловиям, возвратились на аэродром с боезапасом.
Всего за время операции группа потеряла 18 самолётов, при чём следует отметить, что, несмотря на интенсивный огонь ЗА и противодействие ночных истребителей, над целью группа потеряла только один самолёт (предположительно, сбит ЗА). Остальные потери связаны с трудностями полётов с ограниченного аэродрома, при плохих осенних метеоусловиях и при совершенном отсутствии запасных аэродромов. При выполнении взлёта разбились 2 самолёта, при выполнении посадок – 5 машин, 2 ДБ – 3 были потеряны из – за отказов материальной части на маршруте, ещё один – по неизвестной причине.
28 августа немцы заняли Таллин и Палдиски, в результате чего группа на о. Эзель была оторвана от баз более чем на 400 километров. Доставка боезапаса, горючего и запчастей представляла исключительную трудность. Ко всему этому, противник 6.09.1941г. произвёл штурмовку аэродрома, которая продолжалась более 30 минут. Несмотря на отличную маскировку, из 9 ДБ – 3, стоявших на аэродроме, 7 было уничтожено. Решением Командования, операция, вследствие вышеуказанных причин, была прекращена и личный состав группы был эвакуирован с острова.
Все члены экипажей группы были награждены орденами и медалями, а ведущие групп: Е.Н. Преображенский, В.А. Гречишников, А.Я Ефремов, М.Н. Плоткин и штурман полка П.И. Хохлов удостоены звания Героя Советского Союза.
Более подробно об ударах по Берлину можно узнать из воспоминаний П.И. Хохлова, изложенных в четвёртой главе книги « Морская авиация Балтийского флота», подготовку и издание которой мне удалось осуществить в конце 2003 года, после трёх лет работы над ней.



Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Морская авиация (ВВС) БФ
« Ответ #4 : 01.02.2009 00:36 »
СОЗДАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, БЛЕСК И КРАХ ВВС БФ

генерал-лейтенант запаса Сокерин Виктор Николаевич
Заслуженный военный летчик России
Командующий морской авиацией БФ в 2001-2004 гг.


К 90 – летию ВВС БФ

17(4) июля 1916 года считается днём рождения
морской авиации ВМФ и авиации БФ *


СОЗДАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ, БЛЕСК И КРАХ ВВС БФ

Организация и дислокация ВВС БФ к началу войны
(на 22.06.1941 года)

Управление ВВС – г. Таллин

8 бомбардировочная авиационная бригада:
Управление бригады – Котлы
- 1 мтап (самолёты ДБ – 3) на АС: Беззаботное, Копорье, Клопицы;
- 57 бап (ДБ – 3, СБ) на АС: Котлы, Копорье, Ратчино.

10 смешанная авиационная бригада:
Управление бригады – г. Таллин
- 13 иап (И – 16, И – 153) Ханко, Крестово;
- 73 бап (СБ, АР – 2) Пернов;
- 71 иап (И – 153) Таллин.

61 истребительная авиационная бригада:
Управление бригады – г.Петергоф
- 5 иап (И – 16, МИГ) Низино;
- 12 каэ (И – 16) Липово;
- 13 каэ (И –16) Купля.

15 морской разведовательный авиационный полк:
Управление полка – Горы Валдай
- 19 аэ (Че – 2) Горы Валдай);
- 22 аэ (Че – 2) Вейно;
- 18 аэ (МБР – 2) Ораниенбаум.

Отдельные авиационные эскадрильи:
- 15 - я (МБР – 2) Кихелькона;
- 41 - я (МБР – 2) Рига;
- 43 - я (МБР – 2) Либава;
- 44 – я (МБР –2) Таллин;
- 58 – я (МБР – 2) Пейпия;
- 81 – я (МБР –2) Ханко;
- 71 – я (СБ) Копорье.

Организация ВВС БФ на 1.01.1942 года

8 АБ:
- 1 гмтап;
- 57 бап.

61 АБ:
- 5 иап;
- 13 иап;
- 71 иап;
- 12 каэ;
- 13 каэ.

- 15 рап в составе 41, 44, 58 и 85 оаэ.

Организация и дислокация ВВС БФ на 1.01.1943 года

Управление ВВС – г. Ленинград

61 ИАБ: Кронштадт
- 3 гиап (ЛАГГ – 3, Харрикейн);
- 4 гиап (И – 16);
- 13 иап (И – 16).

9 ИАБ: Новая Ладога
- 11 иап (И – 15);
- 71 иап (И – 153,И – 16);
- 12 каэ (МИГ – 3).

8 АБ: Ленинград
- 1 гмтап (ДБ – 3, СБ) Углово;
- 57 шап (Ил – 2) Гражданка;
- 73 ап (Пе – 2) Гражданка;
- 21 иап (Як – 7, И – 16) Приютино;

- 15 ап (МБР – 2, У – 2б), Борки, в составе 25, 44, 52 и 58 оаэ.
- 26 раэ (Пе – 2, Як – 1) Приютино.
- 7 учебная аэ, Пильна.

Организация и дислокация ВВС БФ на 1.01.1944 года

Штаб ВВС – г. Ленинград

8 МТАД: Борки
- 1 гмтакп Каменка;
- 12 гибап Борки;
- 21 иакп Горы Валдай;
- 51 мтап Н. Ладога.

9 ШАРД: Копорье
-7 гпшап Котлы;
-12 иакп Копорье;
-13 иакп Котлы;
-35 шап Копорье.

1ГИАД: Липово
- 3 гиап Сескар;
- 4 гиап Лавенспари;
-10 гиакп Липово.

- 15 оракп Гражданка;
- 11 иап Б. Поле;
- 1 уч. ап Н. Ладога;
- 17 траэ Гражданка;
- 13 артаэ Гражданка.

Организация и дислокация ВВС БФ на 1.11.1944 года

Командование ВВС – г. Паланга

8 МТАД: Поневежис
- 1 гитакп;
- 11 гиап;
- 12 гпбап;
- 21 иакп;
- 51 мпап.

1 ГИАД: Лагсберг
- 3 гиакп Лаксберг
- 4 гиап Мальмё
- 10 гиакп Б. Поле.

11ШАД: Паланга
- 8 гшакп;
- 9 иакп;
- 47 шакп.

9 ШАД: Пернов
- 7 гпшакп;
- 11 иакп;
- 12 иакп;
- 35 шакп.

- 15 ордтап Поневежис;
- 13 артаэ Липово.


В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
в состав ВВС БФ входили СОЕДИНЕНИЯ:

- 9 истребительный авиационный корпус; г. Таллин.
- 24 Гвардейская истребительная авиационная Выборгская Краснознамённая дивизия; п. Нойтиф.
- 152 истребительная авиационная дивизия; Кагул.
- 717 истребительная авиационная дивизия; г. Лиепая, Паланга.
- 237 Гвардейская истребительная авиационная Мариупольская, Берлинская Краснознамённая орденов Ленина и Богдана Хмельницкого дивизия. АС Нивенское.
- 60 истребительная авиационная дивизия. АС Луговое, затем АС Полесск.
- 90 истребительная авиационная Новороссийская дважды Краснознамённая дивизия; п. Водопад.
- 108 истребительная авиационная дивизия; г. Таллин.
- 587 Гвардейская минно – торпедная авиационная Борисовская Краснознамённая дивизия; АС Чкаловск, Соколовка.
- 8 минно – торпедная авиационная Гатчинская Краснознамённая дивизия; п. Пионерск, затем АС Дунаевка.
- 601 штурмовая авиационная Ропшинская Краснознамённая ордена Ушакова дивизия; п. Гарц (Германия).
- 19 минно – торпедная дивизия; Пярну.
- 128 Гвардейская минно – торпедная дивизия; Храброво
- 57 тяжёлобомбардировочная авиационная дивизия; АС Быхов.
- 132 штурмовая авиационная дивизия. АС Черняховск.

До 1956 года включительно ВВС Балтийского Флота находились на восходящей части синусоиды своего совершенствования и развития.
После 1956 года началась нисходящая часть, которая в самые ближайшие годы
пересечёт «нулевой» уровень отсчёта, к которому авиация БФ неуклонно приближается, со всё большим ускорением, в последние годы.
За 90 лет – с нуля до триумфа, и, вновь, – к полному нулю…
1.02.1957 года переданы в состав Войск ПВО страны с исключением из состава ВВС КБФ:

- 60 ИАД в составе:
- 211 иап;
- 938 иап;
- 939 иап.

- 90 ИАД в составе:
- 18 иап;
- 411 иап;
- 572 иап.

- 150 ИАД в составе:
- 223 иап;
- 990 иап.

«Исчезли» сразу 8 (!) ИСТРЕБИТЕЛЬНЫХ ПОЛКОВ, тем не менее -

с 1 декабря 1957 года в первой линии содержались части:
- 170 мтап дд;
- 240 мтаб дд;
- 15 орап;
- 69 орап;
- 1 мтап;
- 51 мтап;
- 920 мтап;
- 921 мтап;
- 923 мтап;
- 87 иап;
- 314 иап;
- 575 иап;
- 4 иап;
- 246 иап;
- 689 иап;
- 789 иап;
- 892 иап;
- 945 иап;
- 964 иап;
- 975 иап;
- 425 иап.
во второй линии содержались:
- 66 мтап;
- 68 мтап;
- 10 иап;
- 935 иап;
- 458 иап;
- 24 иап.

Итого: 27 ПОЛКОВ! Из них 21 - в ПЕРВОЙ ЛИНИИ!!! (т.е. полностью боеготовые). Есть – что вспомнить и было - чем гордиться!

Хрущёв ------------- Горбачёв------------Ельцин:

На сегодня: в ВВС БФ осталось 2 авиационных полка и 3 отдельных эскадрильи. Да и в этих семи эскадрильях – исправность техники – менее половины, подготовленных лётчиков – ещё меньше…, а на подготовку неподготовленных необходимо 5 – 7 лет (!!!) интенсивных полётов…
НАТО – вокруг, – так чем думаем (если думаем вообще) и на что надеемся ???

Комментарии излишни…

За почти век существования морской авиации, сотни тысяч мужчин посвятили свою жизнь службе в ней, но, как оказалось, их труд был напрасен и не нужен,
если дело, которому они посвятили (а многие и отдали) свои жизни низведено до нуля.
В конце 70 – х годов в морской авиации страны ещё оставалось 7 дивизий (5 – морских – ракетоносных и 2 – противолодочных), 54 авиационных полка и полтора десятка отдельных эскадрилий. В настоящее время – дивизий давно уже нет ни одной, полков – десяток, да и те доживают последние годы, влача жалкое существование последние 20 лет.
Четверть века отдал и я службе в морской авиации. Печально, невыносимо обидно, видеть и осозновать, что, по большому счёту, жизнь (в армии) прожита зря. То, чем занимался, в ущерб, и себе, и семье, и здоровью – развалено и невостребовано… Ещё одна «небоевая» потеря.

Прощай, морская авиация! Ты – (была) уникальна, но нашей стране - не нужна…
Ничуть не лучше ситуация и в ВВС России, в целом…


*17 июля (4 по ст. стилю) 1916 года «назначено» днём рождения морской авиации. В этот день, якобы, четыре гидросамолёта с авиатранспорта «Орлица» в воздушном бою сбили два германских самолёта.
По утверждению учёных авиационного факультета Военно – Морской Академии, проверявших данную информацию, 17(4) июля 1916 года не было никаких воздушных схваток, более того, в этот день вообще ни один самолёт не взлетал… По их мнению, данная «дата рождения» – «притянута за уши».
Полковник А. Беляков, член – корр. Академии космонавтики, кандидат технических наук (и большой знаток в истории авиации) считает, что «датой рождения отечественной морской авиации следует считать 6 августа 1912 года.
Место рождения: Санкт – Петербург, Гребной порт Васильевского острова. В тот день здесь был отслужен торжественный молебен по поводу спуска на воду первого гидроплана, что послужило началом функционирования Опытной авиационной станции (ОАС) – первого в России отряда морской авиации. Это была первая войсковая часть морской авиации, официально сформированная в соответствии с решением Правительства России».


« Крайнее редактирование: 01.02.2009 02:46 от Сокерин »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) БФ
« Ответ #5 : 02.02.2009 00:04 »
Ничто так не характеризует заслуги ВВС БФ, как роман Чуковского " Балтийское небо", ведь некоторые персонажи этого романа реальные люди. У нас в начале 50-х, в 41-м ИАП ТОФ служили офицеры, которые знали героя фильма "Балтийское небо" Илью Татаренко.

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Морская авиация (ВВС) БФ
« Ответ #6 : 03.02.2009 04:08 »


Балтийский флот. Состав.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=856203

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Морская авиация (ВВС) БФ
« Ответ #7 : 03.02.2009 04:11 »
ВВС БФ. Лёётные части:

689-й гвардейский истребительный авиаполк (Чкаловск)
Командир гвардии полковник Владимир Талабирчук.

4-й гвардейский отдельный морской штурмовой авиаполк (Черняховск)
Командир гвардии полковник Андрей Наумов.

125-я отдельная вертолетная эскадрилья (Чкаловск)
Командир подполковник Сергей Кунин.

396-я отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья (Донское)
Командир подполковник Александр Петров.

398-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья (Храброво)
Командир полковник Н. Дубровский.


http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=856203


Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) БФ
« Ответ #8 : 04.02.2009 01:07 »
Калининградский ЗЦ ЕС УВД

« Крайнее редактирование: 04.02.2009 01:24 от Сокерин »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Морская авиация (ВВС) БФ
« Ответ #9 : 06.02.2009 23:50 »


Отделка янтарём.



МА БФ

« Крайнее редактирование: 07.02.2009 02:28 от Сокерин »

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта