Автор Тема: ЯК- 38. Тяжелые авианесущие крейсера (пр. 1143) "Киев" и др.  (Прочитано 23855 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Як- 38 на Яндексе http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%AF%D0%BA-+38&clid=14585&stpar2=%2Fh1%2Ftm568%2Fs2&stpar4=%2Fs2&stpar1=%2Fu0

Як- 38 на сайте "ОКБ им. А.С.Яковлева" http://www.yak.ru/FIRM/HISTMOD/yak-38.php



Самолёты вертикального взлёта и посадки : ЯК-38
Основные сведения:

На основе опыта полетов экспериментального Як-36 был создан боевой одноместный палубный штурмовик Як-38 с комбинированной силовой установкой: одним подъемно-маршевым двигателем и двумя подъемными двигателями.

После успешных испытаний самолет выпускался серийно (более 200 экземпляров) и был принят на вооружение в авиации ВМФ.

Вариант самолета Як-38М отличался более мощными двигателями, наличием подвесных топливных баков и улучшенной конструкцией шасси.
« Крайнее редактирование: 03.02.2009 11:06 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: ЯК- 38
« Ответ #1 : 01.02.2009 14:14 »


Як- 38 на сайте "Уголок неба" http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak38.html


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: ЯК- 38
« Ответ #2 : 01.02.2009 14:17 »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Воробей

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 4773
  • Пол: Мужской
  • ВЫПУСК-92
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: ЯК- 38
« Ответ #3 : 01.02.2009 21:05 »
Когда мы учились в ЕВВАУЛ в 88 году, одно классное отделение у нас было морским и они изучали устройство ЯК-38.А На кафедре устройства самолета и двигателя стоял живой экземпляр!
Будущее просто обязано быть прекрасным!

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: ЯК- 38
« Ответ #4 : 02.02.2009 14:05 »
В ВМА с нами учились три "вертикальщика": И.Бохонко, Е. Дёмин и Н. Степанов (Николая уже нет...).
С чувством юмора у всех троих было "всё в порядке". Они много рассказывали, дополняя друг друга,
о полётах на "Яшке". От них узнал, что на "Як - 38" рабочей жидкостью в гидроситеме самолёта был керосин.
Как - то на самоподготовке, "сплюсовав" живые зубы каждого, они со смехом нам сообщили, что у них -
"на троих" не набирается и одного "боекомплекта".  Обосновывали они это специической вибрацией "Яка" и
"корабляцкой" пищей, так как все побывали на многих (многомесячных) боевых службах на такрах. 

Оффлайн Воробей

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 4773
  • Пол: Мужской
  • ВЫПУСК-92
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: ЯК- 38
« Ответ #5 : 02.02.2009 19:12 »
Фильмы    http://video.aviacia.ru/446
Будущее просто обязано быть прекрасным!

Оффлайн Север

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 69
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: ЯК- 38
« Ответ #6 : 02.02.2009 19:48 »

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: ЯК- 38
« Ответ #7 : 02.02.2009 20:09 »
Фильмы    http://video.aviacia.ru/446

Там в начале первого ролика показывают в кадре какую- то любопытную допотопную "корзину" вертикального взлёта.

А вообще- то интересная тема- вертикалки!
Хорошо бы, кто- нибудь из лётчиков о них рассказал, кто летал.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: ЯК- 38
« Ответ #8 : 02.02.2009 20:42 »
Насколько я помню, за взлёт - посадку "Яша" съедал 35 % заправки.

При этом жутко  "шумел", очень специфическим, металлическим скрежетом,
и близко не похожим ни на какой другой "аппарат".
« Крайнее редактирование: 06.02.2009 20:17 от Сокерин »

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: ЯК- 38
« Ответ #9 : 03.02.2009 00:14 »
Командиром 279 киап является сын Матковского, "основателя" этого полка.
Сын - Герой, отец был представлен к Герою, но погиб...

Не понимаю, но меня почему- то подсознание постоянно возвращало и возвращало к Якам.

Отец бы гордился сыном...
А сын... гордится ОТЦОМ!

Феоктист Матковский, выпускник Ейского Училища и первый командир 279 киап служил на тяжелом авианосном крейсере "Киев".

"Полярная правда" номер 120 от 18.08.06
http://www.mbnews.ru/content/view/3137/140/
С AVIA.RU "Красная звезда, 17 июля 2008 года"
http://www.avia.ru/press/12502/

Цитировать
Полковник Матковский первым среди строевых летчиков Советского Союза 6 апреля 1976 года посадил самолет Як-36 на палубу тяжелого крейсера с авианосным вооружением 'Киев". Тогда же созданный им полк палубной авиации вместе с 'Киевом' перевели с Черноморского флота в Кольское Заполярье.

Местом базирования авиаполка выбрали гарнизон Североморск-3. А Феоктист Матковский улетел обратно в крымские Саки готовить летчиков для формируемого авиаполка, которому предстояло нести службу уже на Тихоокеанском флоте. Мог ли он предположить, что спустя три с половиной десятилетия созданный им полк, оснащенный более совершенной авиационной техникой, возглавит его сын Игорь. Однако стать свидетелем этого события ему было не суждено. 15 апреля 1977 года во время выполнения полета на разведку погоды он погиб. До взлетно-посадочной полосы учебно-боевая 'спарка' МиГ-21У не дотянула двух километров...

...В мае нынешнего года Указом Президента России полковнику Игорю Матковскому присвоено высокое звание Героя Российской Федерации. К слову, его отец, полковник Феоктист Матковский, незадолго до трагической гибели был представлен к званию Героя Советского Союза. Но получить свою Звезду не успел. А пока выясняли обстоятельства катастрофы МиГ-21У, предусмотрительные кадровики убрали представление под сукно. И даже тогда, когда эксперты доказали, что трагедия произошла из-за отказа техники, Матковского-старшего этой чести посмертно так и не удостоили. Но есть справедливость свыше. На мой взгляд, в отношении Матковских именно так и произошло: отец своей жизнью, любовью к палубной авиации и подвигом осветил сыну тернистый, но единственно верный путь к его собственной Звезде - через трамплин авианосца и стремительный полет, требующий мужества и беззаветной преданности выбранному делу, над гребнями океанских волн...

Собственно поэтому я и выделила Як- 38 в отдельную тему. Здесь так же уместно будет вспомнить о судьбе тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку"...

Вот ресурс о флоте http://ship.bsu.by/main.asp?id=9 Авианесущие корабли разных стран.
Вот оттуда о кораблях проекта 1143 http://ship.bsu.by/main.asp?id=100000
И вот ещё о Киеве http://kreisers.narod.ru/Takr_Kiev.htm



Фото отсюда www.navy.ru
« Крайнее редактирование: 03.02.2009 11:08 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Баштык

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: ЯК- 38
« Ответ #10 : 03.02.2009 12:08 »
В ВМА с нами учились три "вертикальщика": И.Бохонко, Е. Дёмин и Н. Степанов (Николая уже нет...).

     C И. Бохонко имел честь служить в одном полку (С-3), в то время он был ком. АЭ на Як-38, а я только перевелся туда (спасибо В.И. Теплякову, командиру окшап, что согласился взять в свой полк правака с Ту-16) в эскадрилью Миг-21. В полку удалось освоить МиГ-21, благо, что в училище я выпускался на Як-28 (движки там схожие). Вывез меня на спарке А. Королев, в то время он перевелся туда из Качи, где инструкторил на МиГ-21. Как выразился полковник Алифанов (летчик-инспектор авиации КСФ): Королев медведя научит летать на МиГе. Могу подтвердить, потому что в тот момент я был похуже медведя. Кто летал на Ту-16, поймет, почему в первом ознакомительном полете на спарке МиГ-21У, когда инструктор передал мне управление, нас начало "швырять" по кабине (это я стал так "управлять" самолетом) :D. Когда сидящий в задней кабине Митин (зам. комполка) заорал на меня: не мешай ему (самолету) лететь", до меня дошло, что это не Ту-16, который ввести в крен тяжелее, чем свалить человека. Да, там для меня началась песня, как будто вновь курсантом летного училища стал. На МиГе сложный пилотаж, полеты на предельно малой высоте и на полигон мне запомнились на всю жизнь. Более сильные впечатления были только при переучивании на Як-38, в котором при вертикальном взлете я ощущал себя сидящим в "тазике" и плывущим по бурлящей реке. Разлетающиеся во все газы ревущих двигателей пригибают вокруг траву и кусты, "привставщий на цыпочки" самолет колеблется перед взлетом, после отрыва и до разгона безопасной скорости. Косишь краем глаза на табло, горит "зеленый крест" - все в порядке, лишь бы не опрокинулся "тазик".
« Крайнее редактирование: 03.02.2009 12:13 от samurai »

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
И. И. Бохонко как - то рассказывал. Собрал их адмирал, не помню уже и кто и начал  "воспитывать":
"Что Вам на вашем "Яке" не летать. Мне тут сказали, что на нём целых три "мотора".  Это же ТРОЙНАЯ (!)
надёжность"...
 

Не скажешь ведь адмиралу, что как раз всё с точностью до наоборот....

« Крайнее редактирование: 05.02.2009 23:41 от samurai »

Оффлайн Баштык

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
    • E-mail
И. И. Бохонко как - то рассказывал. Собрал их адмирал, не помню уже и кто и начал  "воспитывать":
"Что Вам на вашем "Яке" не летать. Мне тут сказали, что на нём целых три "мотора".  Это же ТРОЙНАЯ (!)
надёжность"...
 

Не скажешь ведь адмиралу, что как раз всё с точностью до наоборот....

Когда меня решили переучить на Як-38, А.Н. Кондратьев (летчик-инспектор авиации КСФ, позже погиб на Су-25, царствие ему небесное) напутствовал: на этом самолете главное не ссать и не дергаться. Управление на режимах ВВП и самолетном существенно отличаются, лично мне помог солидный "налет" на тренажере. Несмотря на это был случай, когда в день своего 33-летия в 3 тренировочном полете по кругу со взлетом и посадкой по вертикали, едва не "черпанул носом" площадку. Как обычно, появилась неисправность на том самолете, где должен летать, комэска дал добро лететь на другом. В спешке (чтобы успеть закончить программу до Нового года) при взлете сунул РУД быстрее, чем за 3-5 сек. (написано в РЛЭ) и из-за рассогласования тяг ПМД и ПД (масса роторов разная и приемистость тоже) самолет сначала задрал нос после отрыва, а потом я помог САУ-36 опустить его чуть не до земли. Короче от моего "танца на скакуне" очевидцы на аэродроме искали укрытие :D, мне удалось успокоиться (самолет успокоился тоже) и перевести в разгон на высоте около 150 м, когда при нормальном взлете это происходит на 5-10 м. Потом сел нормально по-вертикали, собрался уже продолжать смену (оставалось еще 4 полета), но тут мой инструктор (А. Павлов), попутно отругав, что утаил от него факт достижения возраста Христа, отправил в группу объективного контроля. Тут у меня при взгляде на параметры полета встали дыбом остатки волос на голове :). Короче, если бы я успел включить СКЭМ (автоматическое катапультирование, включается на 5 м после отрыва), то меня бы катапультировало, а самолет, выработав топливо, упал бы неизвестно где. В общем, закончил программу переучивания месяца через три, погода не давала, и мне дали время прочувствовать слова Кондратьева. Был еще случай: полковник, летчик-инспектор с ТОФа, в первом тренировочном полете на Як-38 сделал попытку поставить его на дыбы, после чего не стал больше испытывать судьбу, улетел к себе на ТОФ.  И когда "рыжий лев" (Алифанов) в шутку подколол летчиков окшапа, мол, "пилоты с тяжеловозов насмехаются: наш правый летчик одной левой пилотирует ваш Як", мне хоть и было лестно, но понимал: вертикальщики - люди, "дергающие тигра за усы".  Чтобы сделать по заданию партии ;) самолет для авианосца без катапульты, в 70-е годы пошли на некоторые "компромиссы": для экономии веса, рабочей жидкостью в гидросистеме предусмотрено топливо, два подъемных двигателя, выворачивающие душу визгом за спиной пилота, в нормальном полете - просто балласт. Самый существенный противовес - кресло летчика, спасающее ему жизнь, если он не забыл включить СК-ЭМ.

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Баштык:

Насколько я знаю, лётчики часто намеренно не включали СКЭМ, а кресло на "Яке" было хорошее и "чувствительное" и по крену и по тангажу.

Не хотели пилоты, при отклонении по высоте или крену, либо по скорости нарастания крена или тангажа, быть автоматически катапультированы.

Из -за принудительного отключения (или не включения) СКЭМ погибло несколько человек.

Перед запуском "ПД" (двух подъёмных двигателей), установленных тандемом под углом 15 градусов к вертикали
за кабиной лётчика открывалась створка (снизу, ещё - две), для обеспеченя доступа воздуха во входные устройства двигателей.
После выключения "ПД" они закрывалась.
Третий двигатель был расположен в задней части фюзеляжа и имел отклоняемый вектор тяги (струи выходящих газов от горизонта до почти вертикального положения. Патрубки его находились по бортам.
"ПД" создавали одну точку подъёма, разделённая в патрубках струя "ПДМ" (подъёмно - маршевого двигателя)
ещё две. Три "точки опоры" было достаточно для вертикальных взлёта и приземления.
Струйные рули обеспечивали управляемость по горизонту.

После разгона скорости и выключения "ПД" они становились "пассажирами".

« Крайнее редактирование: 07.02.2009 18:55 от Сокерин »

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1164
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
такр:

Перед надстройкой контейнеры ПРК (противокорабельных ракет)
« Крайнее редактирование: 06.02.2009 05:55 от Сокерин »

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта