Форумы > Мы помним всех

Лётные происшествия в СССР и РФ

<< < (18/20) > >>

Maestro:
                                                                                         2000г.

24 января 2000г. авария вертолёта Ми-8МТ.
          Сбит в результате обстрела боевиками в районе с.Ведено, Чечня. Экипаж не пострадал.

30 января 2000г. авария вертолёта Ми-24.
          Экипаж произвёл вынужденную посадку в 7км восточнее п.Ботлих, Чечня. Вертолёт разрушен, экипаж не пострадал.
          Причина: отказ авиатехники.

31 января 2000г. катастрофа вертолёта Ми-24П.
           Сбит в результате обстрела боевиками с земли близ с.Ханчаной, Чечня. 2 члена экипажа погибли.

7 февраля 2000г. авария вертолёта Ми-24.
           Экипаж произвёл вынужденную посадку в результате обстрела с земли близ аэродрома Гизель. Экипаж травмирован и доставлен в госпиталь.

18 февраля 2000г. (по другим данным 19 февраля 2000г.) катастрофа вертолёта Ми-8.
          Сбит во время боев на юге Чечни боевиками. Погибло 15 человек.

18 февраля 2000г. авария вертолёта Ми-8.
          При заходе на посадку в 7км от с.Итум-Кале в СМУ экипаж не справился с управлением и допустил грубое приземление. Вертолёт разрушен, экипаж не пострадал.

22 февраля 2000г. авария вертолёта Ми-24.
           Сбит боевиками из ДШК при выполнении боевого вылета в 6км восточнее с.Шатой, Чечня. Экипаж покинул вертолёт на парашютах и остался жив.

2 марта 2000г. авария вертолёта Ми-8.
           ЛП произошло в результате потери оборотов несущего винта на взлёте с последующим жёстким приземлением. Вертолёт восстановлению не подлежит.

3 марта 2000г. катастрофа вертолёта Ми-8.
           В вертолёте находилось 11 человек. При заходе на посадку из-за сильных порывов ветра зацепился лопастями за деревья и столкнулся с землёй в г.Лабинске, 150км юго-восточнее Краснодара. 1 человек погиб, 8 госпитализированы.

9 марта 2000г. катастрофа самолёта Як-40, аэропорт Шереметьево-1.
           При взлете сразу после отрыва самолета от ВПП на высоте не более 15м и скорости 230км/ч самолет вышел на режим сваливания, сопровождающийся неуправляемым левым креном. Недостаток высоты не позволил экипажу вывести самолет из этого режима, самолет столкнулся с землей с креном 60-65° и разрушился. Погибли все, находившиеся на борту, 9 человек. Среди пассажиров находился известный журналист Боровик А.
           Официальной причиной ЛП признано наличие на плоскостях льда, образовавшегося за время стоянки. При подготовке к полету авиаспециалистами Вологодского авиапредприятия поверхности самолета (фюзеляж, крылья, горизонтальное и вертикальное оперение) были очищены от снега скребками и метлами. Несмотря на интенсивные осадки в виде мокрого снега 7 и 8 марта и изменяющуюся температуру от - 10°, самолет, вопреки требованиям РТО Як-40 1995г., не был обработан противообледенительной жидкостью. Заявка на обработку самолета от экипажа и техперсонала не поступала.
           Осенью 2000г. в ЛИИ имени Громова лётчики-испытатели Бесчастнов А.Г. вместе с Героем России Гарнаевым А.Ю. проводили летный эксперимент в рамках расследования причин авиакатастрофы Як-40. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета установили, что Як-40 разбился по вине пилота и из-за халатности руководства компании «Вологодское авиапредприятие»: в целях экономии в компании практиковались взлеты с недовыпущенными закрылками.

14 марта 2000г. авария самолёта Су-24, аэродром Шаталово, КК м-р Сёмушкин А. и ШК к-н Канышкин И.
           В ходе учений ВВС и ПВО на полигоне «Ладога» экипаж выполнял пуски ракет «воздух-воздух». Внезапно сообщил, что требуется аварийная посадка. При заходе на аэродром летчики катапультировались, самолет упал и взорвался в 25км от аэродрома.

22 марта 2000г. авария вертолёта Ка-32.
           Столкнулся с землёй во время тренировочного полета в Башкирии. Оба летчика вертолета, пилот и штурман, с серьезными травмами доставлены в больницу.
           Жертв среди населения удалось избежать, поскольку летчики смогли дотянуть до открытой пустоши в 500м от населенного пункта. Вертолет восстановлению не подлежит.

5 апреля 2000г. катастрофа самолёта МиГ-31, аэродром Котлас, КК п-к Машевский Г. и ШК м-р Строителев Е.С.
           Экипаж совершил жесткую посадку, в результате которой сломалась правая стойка шасси. Самолёт повело сначала влево, потом вправо, далее сделал полтора оборота вокруг своей оси. Затем его отнесло на 75м от ВПП и протащило еще 800м по курсу. Столкновения с чем-либо не было, но от удара и длительного торможения сильно повредилась кабина. Штурман получил ожоги, не совместимые с жизнью, и погиб. Командир корабля остался жив.

23 апреля 2000г. авария вертолёта Ми-8, аэропорт Анадырь.
           ЛП произошло в результате столкновения с препятствием в процессе пробега при выполнении вынужденной посадки на площадку, подобранную с воздуха. Вынужденная посадка явилась следствием ошибочных действий бортмеханика при выполнении тренировочного полета по отработке захода на посадку с одним работающим двигателем, в результате которых были выключены оба двигателя вертолета.

7 мая 2000г. катастрофа самолёта Су-24МР, КК м-р Казаков Ю. и ШК к-н Курдюмов Е.
             ДСМУ. При выполнении боевого задания столкнулся с горой в районе с.Беной-Ведено. Экипаж погиб.

11 мая 2000г. авария самолёта Су-33, аэродром Североморск-3, лётчик п-к Кретов П.
            Самолёт столкнулся с землёй в 54км от аэродрома, лётчик катапультировался и в удовлетворительном состоянии был доставлен в госпиталь вертолётом ПСС.
            По предварительным данным, на самолете произошел отказ бортовой системы управления, когда Су-33 находился в перевернутом полете на высоте около двух тысяч метров.

14 мая 2000г. авария вертолёта Ми-8, аэропорт Нальчик.
            Столкнулся с землёй при выполнении взлёта из-за неполадок двигателя. При падении вертолет задел линию электропередач, из-за чего произошел самопроизвольный пуск двух неуправляемых реактивных снарядов, которые попали в пятиэтажный жилой дом находящегося рядом военного городка. Одна женщина получила осколочное ранение. Также в результате этой аварии пострадал командир экипажа вертолета и пассажир - военнослужащий внутренних войск.

14 мая 2000г. авария вертолета Ми-8.
            Столкнулся с рельефом в горном районе Чечни. Пострадало 17 человек.

Maestro:
                                                                          2000г. (окончание).

5 июня 2000г. катастрофа вертолёта СА-41.
            Вертолет совершал перелет по маршруту Тамбов - Москва (Шереметьево). Столкнулся с землёй на пустыре в ЗАО г.Москвы в Светлогорском проезде, напротив дома 13а. 4 человека погибли, в том числе и академик Святослав Фёдоров, находившийся на борту.
         Предположительная причина: потеря управления.

7 июня 2000г. авария самолёта Ан-2, Якутская ССР.
        Экипаж выполнял санитарный рейс. При заходе на посадку столкнулся с землёй. Пострадавших нет.

9 июня 2000г. катастрофа самолёта Су-25, аэродром Будённовск, лётчик к-н Морозов А.
         При выполнении тренировочного полёта самолёт загорелся вследствие отказа двигателей. Лётчик катапультировался, самолёт столкнулся с землёй в 50км от Будённовска, Ставропольский край, и полностью разрушился. Из-за недостатка высоты парашют наполниться не успел, лётчик погиб.
         
12 июня 2000г. катастрофа вертолёта Ми-8МТ.
           Столкнулся с землёй в пригороде Грозного в 3км от аэродрома Ханкала из-за технических неполадок. 4 человека погибли.

21 июня 2000г. авария самолёта Ил-76, КВС п/п-к Зеленко А.Ж.
           Экипаж перевозил 221 призывника из Дагестана и выполнял рейс по маршруту Махачкала - Новосибирск. После дозаправки в Астраханской области на аэродроме Приволжский он вновь поднялся в воздух, однако по техническим причинам через 23мин, в 160км от Астрахани, аппаратура выдала сигнал о неполадках в работе некоторых систем самолета. Буквально через несколько минут одна за другой вышли из строя почти все системы управления и датчики - отказ насосов подачи топлива из баков левого крыла, отказ гидросистемы, отказ управления механизацией, отказ шасси. Из-за подачи топлива только из баков одного крыла возник крен самолета, который со временем усиливался. В этих условиях командир экипажа сумел развернуть самолет к ближайшему аэродрому и около 30мин вел почти неуправляемую машину. За это время возник пожар двигателей левого крыла, отказала система торможения в воздухе.
           В этих условиях благодаря своему высочайшему летному мастерству командир сумел зайти на посадку. Несмотря на то, что ВПП была короче, чем требуется для самолетов такого класса, а самолет из-за отказа систем торможения садился со скоростью, превышающей максимально допустимую, КВС ювелирно посадил горящую машину на самое начало полосы, чтобы иметь большее время для торможения на земле. При этом он принял меры для предотвращения паники среды призывников и разъяснения им порядка эвакуации из самолета, распределил силы экипажа и еще до посадки произвел открытие люков на выходах из самолета.
           Пылающий самолет выкатился за окончание ВПП и, уже в степи, у него подломилась передняя стойка. Сразу после остановки экипаж произвел эвакуацию всех пассажиров. КВС успел лично осмотреть самолет и убедиться, что никого в нем не осталось. Сам он покинул самолет последним, и только успел отбежать на безопасное расстояние, как самолёт взорвался и полностью сгорел. Благодаря героизму и мастерству командира экипажа все 232 человека на борту самолета остались живы. 11 человек получили лёгкие травмы.
           За этот подвиг п/п-к Зеленко А.Ж. удостоен звания Героя России и награждён денежной премией в размере 10 000 рублей. Этим же указом все члены основного экипажа были награждены орденами Мужества, а члены резервного экипажа - медалями Нестерова.
           Причина - короткое замыкание в одном из силовых кабелей.

21 июня 2000г. катастрофа самолёта Як-52.
           Столкнулся с землёй в районе молочно-консервного завода, с.Шушенское, Республика Хакассия. Оба летчика погибли.

26 июня 2000г. авария самолёта Су-24, аэродром Воронеж.
           После выполнения задания при заходе на посадку в результате ошибки в технике пилотирования самолет произвел грубое касание земли до ВПП. После второго касания, уже о ВВП, и возгорания самолета по команде РП экипаж благополучно катапультировался.
           Пожар принятыми мерами был ликвидирован. Жертв и разрушений на месте аварии нет.

28 июня 2000г. катастрофа самолёта «Дубна-2».
           Пилот выполнял химобработку полей колхоза "Кубань" и столкнулся с землёй близ Краснодара. Летчик погиб.

4 июля 2000г. катастрофа вертолёта Ми-2.
         Экипаж обрабатывал поля совхоза «Светлый путь» Темрюкского района, Краснодарский край, и столкнулся с землёй. Один человек погиб.
         По одной из версий, причиной ЛП стал сильный ветер, который и опрокинул машину.

9 июля 2000г. катастрофа самолёта Як-52.
           Столкнулся с землёй в районе с.Горшино Усманского района Липецкой области. 2 пилота погибли.

21 июля 2000г. катастрофа вертолёта Ми-8, аэродром Левашово.
          Экипаж принимал участие в учениях военных спасателей. На борту находились 16 парашютистов, которые должны были совершить плановые прыжки. Вертолёт столкнулся с землёй, все погибли, 19 человек.

28 июля 2000г. катастрофа самолёта Як-52.
          Столкнулся с землёй в 40км юго-восточнее Челябинска, упал на берег о.Еткуль вблизи детского санатория "Голубой мыс". Летчик-инструктор и курсант, выполнявшие учебно-тренировочный полет, погибли.

6 августа 2000г. катастрофа вертолёта Ми-8.
           В результате обстрела с земли вертолёт потерял управление, экипаж произвёл вынужденную посадку в районе с.Аршты, Чечня. 1 человек погиб, вертолёт полностью сгорел.

25 октября 2000г. катастрофа самолёта Ил-18.
           Экипаж выполнял почтово-багажный рейс по маршруту Москва - Батуми. Он перевозил военнослужащих, членов их семей и почтовую корреспонденцию для 12-й военной базы Группы российских войск в Закавказье. На борту находилось 72 пассажира, 11 членов экипажа и 1700кг груза.
           При заходе на посадку на аэродром Батуми экипаж доложил расчетное время посадки и получил разрешение на снижение с высоты 3000м. Через 4мин отметка от самолета пропала. Самолёт столкнулся с горой в 20км северо-восточнее города Батуми, Аджария. Погибло 83 человека.

14 декабря 2000г. авария вертолёта Ми-8.
          На борту находилось 7 человек. При посадке на площадку в бухте Шхиперова в 150км восточнее Магадана по неустановленным причинам завалился на бок, получив серьезные повреждения. Никто из находившихся на борту людей не пострадал.

Maestro:
                                                                                       2001г.

27 января 2001г. авария самолета Ан-70, аэродром Омск.
            При проведении заводских испытаний в условиях низких температур столкнулся с землёй сразу после отрыва. На борту находилось 22 сотрудника авиаслужб, участвовавших в испытаниях нового лайнера, и 10 членов экипажа. Пострадали четыре человека, которые были госпитализированы в больницу с травмами различной степени тяжести.
            Самолёт после падения развалился на 2 части и восстановлению не подлежит.
            Причина: отказ двигателей.

31 января 2001г. катастрофа вертолёта Ми-8.
            Вертолет совершал рейс Нешкан - Энурмино. На борту вертолета было 3 члена экипажа и 8 пассажиров. Столкнулся с землёй в 15км северо-западнее н.п.Энурмино, Чукотка. Все погибли, 11 человек.

8 февраля 2001г. авария вертолёта Ми-8.
            На борту вертолета находились 18 пассажиров: 15 вахтовиков-нефтяников и три охотника, а также три члена экипажа. При заходе на посадку вертолет попал в снежный вихрь и при столкновении с землёй завалился на бок в районе п.Тайжо, Томская область. От удара об землю у Ми-8 отломилась хвостовая балка. 6 человек получили переломы и сотрясение мозга.

11 марта 2001г. авария самолёта Су-24М, аэродром Моздок.
            При заходе на посадку самолет попал в плотный туман. Была осуществлена посадка за километр с лишним до начала ВПП. Летчик и штурман не пострадали.
            Шасси выдержало, но восстановлению самолет не подлежит.

24 февраля 2001г. катастрофа вертолёта Ми-8.
           Столкнулся с землёй в 200км от Нового Уренгоя. Погиб один пассажир, восемь человек пострадали.

15 марта 2001г. осуществлён  захват в Турции самолёта Ту-154, следовавшего по маршруту Стамбул – Москва со 162 пассажирами и 12 членами экипажа на борту, тремя бандитами чеченской национальности. Они вынудили экипаж произвести посадку в Саудовской Аравии.
           Спустя сутки в аэропорту Медины саудовский спецназ провел операцию по освобождению заложников. Во время этой операции погибла российская бортпроводница Юлия Фомина, турецкий гражданин и один из бандитов. Террористами оказались жители Чечни Арсаев С. (убит в ходе штурма самолёта), и его племянники Магомедзаев Д. и Арсаев И.

16 марта 2001г. катастрофа самолёта Ан-24РВ, аэропорт Варандей, Архангельская область.
           При заходе на посадку в условиях "белой мглы" и отсуствия видимости ориентиров на подстилающей поверхности экипаж принял за полосу контрастно видимый участок свежеотсыпанной дороги, расположенный в 4км до ВПП.
           Для захода на новый объект КВС предпринял затянутый маневр снижения со скольжением и потерей скорости при недостаточном режиме работы двигателей и отсутствии контроля за скоростью полета. Возможные погрешности в показаниях ряда приборов (указателей скорости, указателя угла атаки) могли затруднить членам экипажа контроль параметров полета. Падение скорости в скольжении привело к выходу самолета на закритические углы атаки и его сваливанию. Самолет столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Из 52 человек, находившихся на борту, погибло 26 пассажиров и 2 члена экипажа.

22 марта 2001г. авария самолёта МиГ-29УБ, аэродром Ахтубинск.
           Во время испытательного полета загорелся один из двигателей. Через 8мин самолет потерял управление и упал в безлюдной местности. Оба пилота  благополучно катапультировались.
           Через 10мин после падения самолета экипаж был подобран поисково-спасательной службой. Жертв и разрушений на земле нет.

18 апреля 2001г. катастрофа вертолёта Ми-8.
           Вертолёт вылетел с аэродрома Каменки, на борту находилось 5 членов экипажа и 9 пассажиров. Экипаж выполнял задачу по охране морских биоресурсов. Столкнулся с землёй в 38км северо-восточнее н.п.Каменные Косы близ Воркуты. Погиб бортмеханик. Ещё 1 в тяжелом состоянии госпитализирован, остальные получили травмы различной тяжести.

27 апреля 2001г. авария вертолёта Ми-8.
           Во время высадки десанта тремя вертолетами на небольшой посадочной площадке в горной местности ночью в Чечне один из вертолётов попал в мощные воздушные потоки, вызванные лопастями других вертолетов, потерял управление и, задев землю, завалился на бок. Экипаж вертолета не пострадал.

17 мая 2001г. авария самолёта Су-27, аэродром Липецк, летчик п-к Петров А.П.
           Летчик отвел самолет от двух населенных пунктов и на высоте 600м катапультировался. Самолёт столкнулся с землёй в Тамбовской области и разрушился.

17 мая 2001г. авария вертолёта Ми-8.
           Зацепился лопастями за линию ЛЭП и столкнулся с землёй близ г.Ленск, Якутия. На борту находились 4 человека: 2 члена экипажа и 2 корреспондента. Никто не пострадал.

21 мая 2001г. авария вертолёта Ми-8.
           Вертолет ночью задел лопастями провода ЛЭП в п.Нюя близ Ленска, когда снимал с крыши людей, спасавшихся от наводнения.

22 мая 2001г. катастрофа самолёта Ан-12.
           Экипаж перевозил двигатель от самолёта МиГ-31 со ржевского авиаремзавода. Самолёт потерял управление и упал в заболоченный лес через 6мин после взлета близ д.Мякотино Зубцовского района Тверской области. Экипаж, 7 человек, погиб.

31 мая 2001г. катастрофа вертолёта Ми-8.
           В районе ст.Нестеровская (Ингушетия) вертолёт был обстрелян с земли. КВ получил смертельное ранение. Больше никто не пострадал. На борту вертолета находились депутаты ГД Арбатов А. и Зеленов Е.

2 июня 2001г. катастрофа вертолёта Ми-2, КВ Парфёнов П.
           На борту находилось 6 человек, в т.ч. 3 сотрудника ТРК «Дальневосточная». Вертолёт зацепился за провода ЛЭП и столкнулся с землёй близ с.Усть-Орочи Ванинского района, Приморский край. 5 человек погибло, КВ остался жив.
           КВ получил 2 года условно за нарушение правил безопасности управления воздушным транспортом, которое повлекло за собой гибель людей. Суд также лишил его права заниматься профессиональной деятельностью на год.

8 июня 2001г. авария вертолета Ми-8.
           При выполнении посадки на мягкий грунт вблизи водоема вертолет завяз колесом в земле и начал сползать в озеро. Попытка экипажа взлететь закончилась тем, что вертолет остался без лопастей, разбившихся о воду. Вторым вертолётом, Ми-26, Ми-8 был вытащен из озера и отбуксирован на внешней подвеске до п.Эссо, Корякский АО.

10 июня 2001г. катастрофа самолёта Л-39, аэродром Левашово, пилот Максимов С.В.
           На авиашоу под Санкт-Петербургом при перестроении в группе столкнулись два самолёта Л-39 пилотажной группы "Русь". Один пилот при катапультировании погиб, второму удалось спастись.
           Погибший пилот катапультировался из перевёрнутого самолёта с высоты около 200м, высоты для раскрытия купола было недостаточно.

14 июня 2001г. катастрофа 2-х самолётов Су-25.
           При выполнении боевого вылета парой столкнулись с горой в СМУ в районе с.Шатой, Чечня. Оба лётчика погибли.

19 июня 2001г. катастрофа самолёта Су-17УМ3, аэродром Дземга, лётчик-испытатель Деев В.П. и Мамаев А.Х-М.
           Экипаж произвел взлет с аэродрома Дземги для выполнения тренировочного полета. На 2мин полета на высоте 300м экипаж приступил к развороту в зону, в процессе которого самолет с правым креном внезапно перешёл на снижение и столкнулся с землёй в 8км от аэродрома в болотистой местности. Экипаж средствами спасения не воспользовался и погиб.
           Причина ЛП неизвестна, предположительно – отказ авиатехники. 
 
24 июня 2001г. авария самолёта Як-52, аэродром Рыдома.
           При заходе на посадку с имитацией отказа двигателя потерял скорость и свалился на крыло. Самолёт столкнулся с землёй в Ленинском районе Тульской области, инструктор получил тяжёлые травмы, курсант пострадал незначительно.

26 июня 2001г. авария вертолёта Ми-8.
          Экипаж участвовал в разгроме банды боевиков в Аргунском ущелье Чечни, получил повреждение и совершил вынужденную посадку в Шарое. Никто из летчиков не пострадал.
          У вертолета был перебит шланг маслонасоса.

3 июля 2001г. катастрофа самолёта Ту-154.
          Экипаж выполнял рейс по маршруту Екатеринбург – Иркутск – Владивосток. В процессе захода на посадку в аэропорт Иркутск после выпуска шасси экипаж допустил падение скорости во время третьего разворота ниже допустимой на 10-15км/час. Автопилот, включенный в режим поддержания высоты, с падением скорости увеличивал угол тангажа, что приводило к еще большей потере скорости.
          Обнаружив опасную ситуацию, командир экипажа увеличил обороты двигателей, отклонил штурвал влево и от себя, что привело к быстрому росту вертикальной скорости и увеличению левого крена. Потеряв пространственную ориентировку, КВС пытался вывести самолет из крена, но своими действиями лишь увеличивал крен. После срабатывания датчика высотомера, установленного на минимальную высоту этого этапа захода на посадку, один из пилотов резко взял штурвал "на себя", руль высоты при этом отклонился до -24° на кабрирование (практически до упора). Такое интенсивное и значительное отклонение руля высоты привело к увеличению нормальной перегрузки до 2ед, угла тангажа до 20°, выводу самолёта на закритические углы атаки и сваливанию в штопор.
          Процесс протекания особой ситуации вплоть до катастрофической был скоротечным, 15с. Кратковременная "отдача" пилотами штурвала "от себя" и увеличение режима работы двигателей до взлетного режима не смогли обеспечить выход его из устойчивого режима плоского штопора. Снижение самолета в этом режиме проходило с вертикальными скоростями до 100м/с, попытки экипажа выйти из режима штопора и прекратить снижение самолета были безрезультатны ввиду дефицита высоты.
          На втором витке самолёт столкнулся с землёй на лесной поляне в районе д.Бурдаковка, Иркутская область, разрушился и сгорел. 145 человек погибли.

13 июля 2001г. авария вертолета Ми-8.
          Столкнулся с землёй с небольшой высоты в районе п.Советский, ХМАО.
          На борту находились три пилота и два пассажира. Пассажиры не получили никаких травм. Троих пилотов доставили в ближайшую больницу с незначительными травмами.
 
14 июля 2001г. катастрофа самолёта Ил-76ТД, аэродром Чкаловский, КВС Бойко В.С.
          Отрыв был произведен на скорости 290км/ч, что на 25км/ч превышает рекомендованную РЛЭ. На высоте около 10м КВС начал выполнять правый разворот с креном 7° с целью компенсации уклонения влево от курса взлета. В нарушение требований РЛЭ, в процессе разворота на высоте 23-24м была произведена перекладка стабилизатора с -5,4° до -3,9° на пикирование при отсутствии компенсирующего отклонения руля высоты. Наиболее вероятной причиной управления стабилизатором могла быть его установка в положение, не соответствующее фактическому значению веса и центровки.
          Скорость набора высоты после отрыва самолета составляла приблизительно 1,7м/с, а после отклонения стабилизатора набор высоты прекратился и произошло снижение до высоты 20-21м. За одну секунду до столкновения с препятствием (деревья по курсу взлета) руль высоты был отклонен на 11-12°, на кабрирование, однако избежать столкновения не удалось.
          Самолет на удалении 930м от торца ВПП и правее оси на 47м столкнулся с деревьями в районе ближнего привода на высоте около 22м. В результате столкновения произошло разрушение третьего и четвертого двигателей правого предкрылка и закрылка, обтекателя ниши главных опор шасси. В дальнейшем самолет на удалении 1460м от торца ВПП столкнулся с землей и разрушился. 10 человек погибло.
          Центровка самолета диспетчером по центровке не рассчитывалась. Схема загрузки груза в самолет не составлялась. В результате проведенных в ходе расследования исследований было установлено, что фактическая взлетная масса самолета составляла примерно 204 тонны, центровка 29,8% САХ. Таким образом, взлетная масса самолета превышала максимально допустимую примерно на 14 тонн.
          Комиссией по расследованию было установлено, что управление стабилизатором на взлете является характерным и регулярно повторяющимся нарушением КВС Бойко В.С. При этом были также выявлены факты, когда командно-летный состав сам использовал подобные приемы управления самолетом на взлете.

14 июля 2001г. катастрофа самолёта Су-25, аэродром Моздок, лётчик Подситков О.А.
          Лётчик погиб при выполнении боевого задания.

14 июля 2001г. катастрофа самолёта Су-25, аэродром Моздок, лётчик Якименко Ю.Н.
          Лётчик погиб при выполнении боевого задания.

17 июля 2001г. катастрофа самолёта Су-33, аэродром Остров, заслуженный военный лётчик, Герой России, замкомандующего авиацией КСФ генерал-майор Апакидзе Т.А.
          После выполнения фигур высшего пилотажа в демонстрационном полёте на празднике в честь 85-летия ВМА в ЦБП и ПЛС авиации ВМФ под Псковом при заходе на посадку столкнулся с землёй. Лётчик погиб.
          По мнению комиссии по расследованию ЛП, лётчик погиб «вследствие психофизической перегрузки». Лётчик отключил ограничители предельных углов атаки и перегрузки, чтобы выполнить сложные фигуры пилотажа. В результате во время одного из маневров он испытал восьмикратную перегрузку и потерял работоспособность.

19 июля 2001г. катастрофа вертолёта Ми-8.
          При заходе на посадку столкнулся с землёй в районе п.Энгеной, Чечня, и сгорел. 9 человек погибли, 5 человек ранены.
          Предположительная причина: техническая неисправность.

24 июля 2001г. авария вертолёта Ми-8.
          Вертолет совершил вынужденную посадку на о.Петропавловское близ Хабаровска во время выполнения учебно-тренировочного полета на предельно малой высоте. Экипаж отделался незначительными травмами.
          Причина: сбой в работе двигателя из-за попадания птицы. Глубина озера в месте посадки составляет не более 1м.

14 августа 2001г. катастрофа вертолета Ми-8, КВ м-р Кириенко А.
          Вертолёт при посадке для десантирования пограничного наряда к месту несения службы на площадку, расположенной на высоте более 2000м, завалился на бок и упал в ущелье в 15км южнее с.Тусхорой, Чечня. Погибли трое пограничников.

2 сентября 2001г. катастрофа вертолёта Ми-8.
          Вертолет совершал рейс с военной базы Ханкала по доставке продовольствия подразделениям федеральных сил и столкнулся с землёй в районе с.Хиндой на границе Чечни и Дагестана. 4 человека погибло, 2 получили травмы.
          Причиной ЛП стала техническая неисправность.
 
12 сентября 2001г. катастрофа самолёта М-101Т«Гжель», аэродром Жуковский, лётчики-испытатели Бесчастнов А.Г. и Щепотков О.
         Экипаж выполнял очередной испытательный полет по программе сертификации - полет на максимальную скорость. На высоте 1500м при скорости 420км/ч неожиданно началась сильная тряска, приведшая к потере управления. Первым прыгнул Щепетков О. Командир экипажа так и не покинул самолет, хотя имел в запасе 45с. Более того, Бесчастнов даже не попытался это сделать. Он до последнего момента надеялся совершить хотя бы аварийную посадку и спасти машину. Самолёт столкнулся с землёй в 8км от аэродрома и развалился на части, лётчик скончался на месте до прибытия спасателей.

17 сентября 2001г. катастрофа вертолёта Ми-8.
          На борту находилась комиссия Генштаба: 2 генерала, 8 полковников и 3 члена экипажа. Сбит боевиками из ПЗРК в пригороде Грозного. Погибли все, находившиеся на борту.

4 октября 2001г. катастрофа самолёта Ту-154.
          Экипаж выполнял рейс Тель-Авив – Новосибирск. Самолёт с высоты 11000м потерял управление и упал в Черное море в нейтральных водах в районе с географическими координатами 43° 10мин 57с. СШ и 37° 46мин 56с ВД в 187км от аэропорта г.Сочи. Все находившиеся на борту погибли, 78 человек.
          Причина (официальная версия): при проведении учений войск ПВО Украины, во время залпа ракетного комплекса С-200 по самолету-мишени произошел ошибочный захват системой наведения самолета Ту-154, двигавшегося в 300км от места пуска, на границе дальности полета ракеты. Ошибочный захват не был распознан расчетом установки, никаких действий для предотвращения катастрофы украинскими военными принято не было. Ракета взорвалась над шедшим по открытой международной трассе пассажирским самолетом, поражающие элементы вызвали взрывную декомпрессию фюзеляжа, повредили двигатели, управляющие поверхности и их тяги.
          Президент Украины Кучма Л. даже не принёс официальных извинений руководству России, объяснив в одном из интервью свою позицию: «…самолёты падают во всём мире, одним больше, одним меньше…».
          Также существует версия, которую не подтверждают, но и не опровергают российские спецслужбы - на борту самолёта произошёл теракт. Перед взлётом с промежуточного аэропорта Бургас (Болгария), которого не было в заявке на вылет, в самолёт были загружены несколько ящиков. Цель теракта - уничтожение ведущих российских учёных, возвращавшихся из Израиля с научного симпозиума. Учёные (около 15 человек) работали в особо секретном новосибирском НИИ и занимались разработкой оружия массового поражения.
          В пользу этой версии говорит также тот факт, что не было найдено ни одного обломка фюзеляжа, у которого были бы на внешней стороне видны следы попадания элементов ракеты (обожжённый металл, вмятины внутрь и т.п.). Кроме того, конструктора ракетного комплекса однозначно утверждают, что с такого расстояния комплексом С-200 сбить самолёт невозможно.

14 октября 2001г. катастрофа самолёта Як-12, аэродром Клоково, пилот-инструктор Поречный С.Ф.
          Столкнулся с землёй с большим углом тангажа близ д.Митино Заокского района Тульской области, 2 человека погибли.
          Предварительная причина - ошибка в технике пилотирования и срыв в штопор.

2 ноября 2001г. авария вертолёта Ми-8.
          Экипаж перевозил браконьерскую рыбопродукцию и столкнулся с землёй близ с.Соболево, Камчатская область. 2 члена экипажа получили тяжёлые травмы позвоночника, КВ с места ЛП скрылся.

5 ноября 2001г. катастрофа вертолёта Ми-8, КВ м-р Горынин.
          Экипаж перегонял вертолёт с авиаремзавода Горелово на аэродром Торжок. Нижний край был около 100м, экипаж выполнял визуальный полёт. В п.Красный Бор Тосненского района (Ленинградская область) вертолёт столкнулся с радиовещательной мачтой высотой 250м, упал на землю и загорелся. Сверху на вертолёт упали обломки мачты. Все, находившиеся на борту, 6 человек, погибли. 

9 ноября 2001г.  (по другим данным 13 ноября 2001г.) катастрофа вертолёта Ми-8Т.
          Вертолет перевозил вахтовых рабочих геологоразведочной экспедиции и груз. Экипаж выполнял визуальный полет по маршруту в условиях быстро ухудшающейся погоды на недопустимо малой высоте и столкнулся с вершиной заснеженной горы высотой около 1600м в 104км восточнее п.Чульман, Якутия. 11 человек погибло.

19 ноября 2001г. катастрофа самолёта Ил-18В.
          Экипаж выполнял рейс Хатанга – Москва. Во время полета по маршруту на высоте 7800м с включенным автопилотом самолет внезапно перешел на пикирование с увеличивающейся скоростью (до 850км/ч) и нарастающим левым креном до 60º. На органах управления возникли чрезмерные усилия. В последний момент экипаж сумел отклонить руль высоты на кабрирование. Угол тангажа уменьшился с -42º до -12º, а крен - до 43º. Для полного вывода не хватило высоты. Самолёт на большой скорости столкнулся с заснеженным полем рядом с окраиной д.Захаровка в 15км юго-восточнее г.Калязин, Тверская область. 27 человек погибло.
          На борту разбившегося самолёта находились: командир Хатангского авиаотряда Овчинников В., его первый заместитель, участники полярной экспедиции, а также трое граждан Украины, строившие в Хатанге православный храм.

1 декабря 2001г. катастрофа вертолёта Ми-26.
           Экипаж выполнял перелёт по маршруту Ханкала - Моздок - Егорлыкская и совершил вынужденную посадку близ ст.Стодеревской. Погибли 2 человека и 16 получили травмы.
           Причина - отказ двигателей.

2 декабря 2001г. катастрофа самолёта Ил-76ТД, КК Дмитриенко И.
        На борту находилось 36т груза, в том числе авиационный двигатель, и стройматериалы. Экипаж сообщил о пожаре на борту во время следования на эшелоне 9600м и начал экстренное снижение. На высоте около 7000м самолет разрушился на три части. Обломки рухнули в редколесье близ Новой Ини. Погибло 18 человек, из них 9 членов экипажа.   

Maestro:
                                                                                     2002г.

27 января 2002г. катастрофа вертолёта Ми-8.
      Столкнулся с землёй близ ст.Шелковская в Чечне. Погибли 14 человек, среди них - заместитель главы МВД РФ генерал-полковник Рудченко М., заместитель Главкома ВВ МВД РФ генерал-лейтенант Гаридов Н. и первый заместитель командующего ОГВ п-к Орленко Ю.
      Обследование тел погибших показало, что имеются только следы ожогов, а осколочных ранений, которые были бы неминуемы в случае попадания в вертолет ракеты, на телах погибших не обнаружено.

28 января 2002г. авария вертолёта Ми-8.
       Экипаж совершил вынужденную посадку в результате обстрела вертолёта боевиками в районе с.Дышне-Ведено, Ченя. Вертолёт полностью сгорел. Экипаж эвакуирован и доставлен в госпиталь.

3 февраля 2002г. катастрофа вертолёта Ми-24П.
        Пропал в горных районах Чечни. Экипаж, 3 человека, не найден до сих пор и считается погибшим, хотя боевики заявляли о его пленении.

7 февраля 2002г. катастрофа вертолета Ми-8, аэродром Ханкала.
        Упал на взлете с высоты около 50м и взорвался. Погибли 7 пассажиров, трое членов экипажа остались живы.
        Причина: техническая неисправность в двигателе.

10 февраля 2002г. (по другим данным 11 февраля 2002г.) авария самолёта Як-52.
        Столкнулся с землёй при выполнении посадки у п.Костылево Егорьевского района Московской области. Пилот и курсант-стажер (женщина) госпитализированы с многочисленными переломами.
 
19 февраля 2002г. катастрофа самолёта Су-24, аэродром Смуравьи, лётчики замкомандира АЭ м-р Шостенко В.В. и командир АП п/п-к Дроздецкий А.
         ДСМУ. Экипаж выполнял полёт в зону на сложный пилотаж на средней и большой высоте. В зоне экипаж выполнил предельный по тяге вираж, 2 форсированных разворота и приступил к выполнению вертикальных фигур горка – пикирование. В данной зоне высота пилотирования ограничена не выше 3000м из-за наличия ВТ.
         Ввод в 1-ю горку экипаж выполнил с Н=1710м V=905км/ч с углом 43°. На Н=2600м экипаж выполнил полубочку и начал перевод самолета в ГП с перегрузкой 0,76 – 1,2ед, верхнюю точку прошел на Н=3780м с выходом за ограничения по высоте пилотирования.
         Далее летчик установил обороты 80% и ввел в пикирование с углом 54°, затем выполнил полубочку, в процессе которой угол увеличился до 56°. Прямолинейный участок пикирования составил 1с, в процессе вывода перегрузка была 4,2ед и вывод в ГП закончен на Н=680м (ниже установленной заданием).
         Ввод во 2-ю горку выполнен без горизонтального участка с Н=660м, V=940км/ч, обороты максимальные, тангаж 54°. Начало выполнения полубочки выполнено на более низкой высоте, на Н=1480м с достижением перевернутого полета за 4с и незначительной отдачей РУС от себя. Верхнюю точку экипаж прошел на Н=2900м, V=650км/ч и ввел самолет на пикирование с углом 61° (по заданию 50°), при вращении угол увеличился до 63°, далее уменьшился до 56°, потеря высоты за вращение составила 710м. К началу прямолинейного участка потеря высоты за ввод составила 1520м. Фактически в начале прямолинейного участка высота была Н=1380м, угол 56°, V=886км/ч, в данных условиях Нмин катапультирования составляла 940м, для вывода самолёта в ГП необходимо начать вывод с перегрузкой не менее 3,5ед.
         Экипаж выполнил прямолинейный участок до Н=1000м и начал вывод с этой высоты с перегрузкой 2,13 (в данных условиях - если выполнить вывод с перегрузкой не менее 5ед, то потеря высоты составит 740м). На Н=477м при V=956км/ч и угле пикирования 39° экипаж отклонил РУС на себя на 25°, что привело к увеличению перегрузки с 3,2 до 7,3ед, но уже не обеспечивало вывод в ГП, а высоту безопасного покидания самолета экипаж уже прошёл. На высоте Н=113м и V=921км/ч, перегрузка составляла 7,3ед, РУС была взята на угол 28°, обороты 96%, крен -4,7°, угол тангажа -8,2, °, угол атаки 23°. Через 1с самолет столкнулся с деревьями в Плюсском районе Псковской области и начал разрушаться, при этом самолет имел незначительный угол пикирования, угол тангажа +8°, угол атаки 23°, V=883км/ч. Экипаж погиб.
        Обломки самолета и тела обоих летчиков были обнаружены поисковой командой через трое суток.
        Причина: недисциплинированность, выразившаяся в переоценке летчиками своих возможностей. В процессе расследования вскрыты приписки при присвоении классной квалификации командиру АП.

21 февраля 2002г. катастрофа самолёта Ан-26, аэродром Талаги.
         Метеоусловия: нижняя кромка облаков - 200м, видимость - 2км, поземка. На борту находились офицеры, возвращавшиеся с совещания командования. На предпосадочной прямой на удалении 2700м от торца ВПП самолет находился ниже глиссады на 30м. Достигнув высоты 120м - минимума аэродрома, экипаж не ушел на второй круг, а диспетчер такой команды не дал. На высоте 90-100м сработал речевой информатор опасной высоты, но командир экипажа приказал выключить его и продолжил снижение с увеличением вертикальной скорости до 4-6 м/с.
         Самолёт задел верхушки деревьев на высоте 18-20м, рухнул на заснеженное поле у опушки леса в 1475м от ВПП и в 52м левее ее створа и развалился на части. Погибли 17 человек, 3 человека выжили, но были тяжело травмированы.

4 марта 2002г. авария самолёта Ту-134, аэропорт Моздок.
         При посадке приземлился за 450м до ВПП. Самолёт получил значительные повреждения и был списан.

26 марта 2002г. авария самолёта Су-27.
          Самолёт столкнулся с землёй и разрушился в 40км от Владивостока. Лётчик катапультировался.
          Причина: отказ двигателей.

28 апреля 2002г. катастрофа вертолёта Ми-8АМТ.
          Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту аэропорт Черемшанка - посадочная площадка "Сосны" – н.п.Ермаковское - район о.Ойское. На борту находились губернатор Красноярского края Лебедь А.И. и сопровождавшие его лица, которые направлялись на открытие новой горнолыжной трассы. После взлета, выполняя полет над горным районом в СМУ, вертолет столкнулся с проводами ЛЭП в 74км от н.п.Ермаковское, Красноярский край, упал в глубокий снег и разрушился. 8 пассажиров погибли, в т.ч. и губернатор, остальные, 11 человек, получили травмы, в т.ч. и КВ.   
          КВС при встрече с погодными условиями хуже минимума для визуальных полетов в горной местности не прекратил выполнение задания, не вернулся на площадку вылета, а продолжал полет на предельно малой высоте при ограниченной видимости, что привело к столкновению вертолета с ЛЭП.
           По неофициальной версии: губернатор настоял на продолжении полёта, несмотря на метеоусловия, а командир вертолёта не посмел ему возразить.

29 апреля 2002г. катастрофа самолёта Су-25, лётчик замкомандира АЭ м-р Безрядин И.И.
          При выполнении боевого задания самолёт столкнулся с землей при выходе из пикирования в 7км от с.Дышне-Ведено, Чечня. Летчик погиб.

7 мая 2002г. катастрофа вертолёта Ми-8.
          Столкнулся со склоном горы при сильном порыве ветра в районе н.п.Кош-Агас, Алтайский край. Погибли 11 человек.

1 июня 2002г. катастрофа самолёта Як-52, аэропорт Змеево.
          Зацепился за опору ЛЭП и упал в районе аэропорта В Тверской области, 2 человека погибли.

20 июня 2002г. катастрофа самолёта Л-39, аэродром Борисоглебск.
          Самолёт столкнулся с землёй при заходе на посадку. Курсант 5 курса погиб.

2 июля 2002г. катастрофа самолёта Ту-154М. 
          Экипаж выполнял рейс Уфа – Москва – Барселона. На борту находились победители различных республиканских олимпиад, которых комитет по делам ЮHЕСКО Башкирии отправил на отдых в Барселону в качестве поощрения. Среди летевших находились несколько детей и внуков чиновников республиканской администрации и министров. Когда самолеты Ту-145 и Boeing-757 находились в зоне отвественности швейцарского авиадиспетчерского центра, обслуживаемого компанией SkyGuide, произошле их опасное сближение. Сработала система TCAS на обоих самолетах. Экипаж Boeing-757 начал рекомендуемый TCAS маневр расхождения, о чем пытался сообщить диспетчеру, но тот не получил информации из-за занятости частот. Диспетчер дал экипажу Ту-154 указание, прямо противоречащее показаниям TCAS. Экипаж Ту-154 начал этот маневр, будучи уверенным в расчете диспетчера, несмотря на то, что второй пилот пытался обратить внимание остального экипажа на тревожные данные TCAS.
          Самолеты столкнулись на высоте 11900м и разрушились, обломки упали на Боденское озеро и его берега, земля Баден-Вюртенберг, Германия. В катастрофе погибли все находившиеся на бортах обоих самолетов. Всего погибло 71 человек, из них 52 ребёнка.
          Причина: ошибка диспетчера.

10 июля 2002г. катастрофа вертолёта Ми-6А.
           Экипаж выполнял транспортный полет по маршруту аэропорт Валек - аэропорт Диксон - п/п Эклипс - п/п Челюскин - п/п Солнечная (остров Большевик). На борту ВС находилось 5 членов экипажа, 16 пассажиров и 3342кг груза. Через 1час 51мин полета на участке маршрута Диксон - Эклипс от бортмеханика последовал доклад: “Вибрация левого двигателя”, уровень вибрации при этом составил 150мм/с. По команде КВС бортмеханик выключил левый двигатель. КВС было принято решение продолжать полет до п/п Эклипс. Далее полет выполнялся со снижением и изменением курса в сторону побережья Карского моря. Во время проявления опасной вибрации левого двигателя вертолет выполнял полет на высоте 1650м со скоростью 195км/ч.
           Примерно через 6мин после выключения левого двигателя бортмеханик доложил о возникшем на вертолете пожаре. В этот момент вертолет находился на высоте 900м. В результате развивающегося пожара произошло нарушение кинематической связи между ручкой управления и автоматом перекоса втулки НВ и, как следствие, потеря управляемости вертолетом. Вертолет столкнулся с землей, перевернулся через носовую часть фюзеляжа, разрушился и сгорел в 110км от мыса Эклипс, Таймырский АО, Красноярский край. 21 человек погиб.
           Место ЛП обнаружено в тундре через 8 дней.

27 июля 2002г. катастрофа самолёта Су-27УБ, аэродром Скнилов (Львов), лётчики Топонарь В. и Егоров Ю.
           При выполнении показательного пилотажа на авиашоу, посвященному 60-летию 14-го авиакорпуса, чей штаб дислоцируется во Львове, на глазах у многочисленных зрителей экипаж не справился с управлением, вывод из нисходящей части фигуры начал с опозданием. Оценив ситуацию, лётчики катапультировались, самолёт упал на зрителей и разрушился, погибло 83 человека. Лётчики остались живы.

28 июля 2002г. катастрофа самолёта Ил-86, аэропорт Шереметьево-1.
          Через 2с после отрыва переставной стабилизатор РВ за несколько секунд перевелся из взлетного положения в крайнее положение на кабрирование. В условиях дефицита времени экипаж не успел разобраться в ситуации и задействовать резервное управление стабилизатором. Произошел выход самолета на закритические углы атаки, что привело к сваливанию. Самолет упал на лес с высоты около 600м, разрушился и сгорел. Погибло 14 человек. 2 стюардессы, находившиеся в хвосте, остались живы.   
          Причина самопроизвольного перекладывания стабилизатора полностью не выяснена, основная версия - отказ кнопки управления ("залипание"), на который наложились непредусмотренные РЛЭ действия одного из пилотов по управлению стабилизатором в процессе взлета.

12 августа 2002г. авария самолёта Л-29, аэродром Мичуринск.
          Самолёт столкнулся с землёй на летном поле при выполнении учебно-тренировочных полетов. Экипажу удалось катапультироваться.

19 августа 2002г. катастрофа вертолёта Ми-26, аэродром Ханкала, КВ м-р Батанов О.
         На борту находилось 156 человек. На 4-м развороте на Н около 200м по вертолёту был произведён пуск из ПЗРК, ракета попала в правый двигатель. Командир экипажа принял решение на вынужденную посадку. Посадка была произведена на минное поле. После посадки вертолёт загорелся. Погибли пассажиры, не успевшие выбраться из вертолёта, и те, кто подорвался на минном поле, всего 127 человек.
       Это - крупнейшая вертолётная катастрофа в истории авиации и крупнейшая катастрофа военной авиации России.

29 августа 2002г. катастрофа самолёта Ан-28.
         При заходе на посадку в горный аэропорт Аян в сложных метеоусловиях ниже минимума погоды аэродрома экипаж самолета нарушил схему захода на посадку, снизился ниже минимально допустимой высоты и после четвертого разворота, уклонившись от посадочного курса, столкнулся в тумане со склоном горы (мыс Отвесный) в окрестностях п.Аян. Самолет полностью разрушился и сгорел. Все находившиеся на борту, 16 человек, погибли в момент столкновения.       

31 августа 2002г. катастрофа вертолёта Ми-24.
        По вертолёту был произведён пуск из ПЗРК в районе с.Бешиль-Ирзу, Чечня. Вертолёт взорвался в воздухе. 2 члена экипажа погибли.

15 сентября 2002г. катастрофа вертолета Ка-26, КВ заслуженный лётчик-испытатель, шеф-пилот фирмы «Камов», п-к Лавров В.А.
        Экипаж выполнял полетное задание по разведке чрезвычайной пожарной обстановки в Киржачском и Ногинском районах и возвращался с аэродрома Киржач на аэродром Ногинск. Вертолет шел на предельно малой высоте, не выше 30м, и при подлёте к площадке приземления, пролетая над крышей одной из девятиэтажек, спугнул голубей. Чтобы как-то с ними разминуться, КВ резко кинул машину вниз. Вертолет зацепил хвостом телевизионный кабель (металлический трос), перекинутый с одного дома на другой.
         Теряя высоту, вертолет развернулся в сторону одного из домов, но пилот смог дотянуть до пустыря. Вертолёт упал не более чем в 50м от шоссе и домов, не долетев всего 150м до предполагаемого места приземления - одного из микрорайонов Ногинска. От удара топливо в баках загорелось и произошел взрыв. Экипаж вертолета и находящиеся на борту люди погибли, 5 человек, в т.ч. один подросток.
         Никто из гражданского населения на месте падения вертолета не пострадал.

26 сентября 2002г. катастрофа вертолёта Ми-24.
         Сбит боевиками из ПЗРК в районе с.Галашки, Ингушетия. 3 члена экипажа погибли.

17 октября 2002г. катастрофа вертолёта Ми-8МТВ.
         Экипаж выполнял рейс Моздок - Кошкельды, на борту находилось 23 человека. Вертолёт зацепился за линию ЛЭП и упал в р.Терек в 7км севернее Гудермеса, Чечня. Погиб бортинженер, 1 человек пропал без вести, остальные не пострадали. По другим данным, погибло 3 человека.

17 октября 2002г. катастрофа вертолёта Ми-2.
         Столкнулся с землёй в с.Ярково в 20км от Ярославля. 1 человек погиб.

29 октября 2002г. катастрофа вертолёта Ми-8МТ.
         Сбит в районе Ханкалы, Чечня. 4 человека погибло.

3 ноября 2002г. катастрофа вертолёта Ми-8МТ.
         Сбит из ПЗРК в районе Ханкалы, Чечня. 9 человек погибло.

11 ноября 2002г. авария вертолёта Ми-24.
         Произвёл вынужденную посадку в близ н.п.Ханкала, Чечня. Вертолёт полностью сгорел, экипаж не пострадал.

19 декабря 2002г. авария самолёта Су-35, аэродром Жуковский.
         Самолёт столкнулся с землёй в 80км от г.Раменское. Летчик катапультировался. 
         ЛП произошло из-за неисправности бортовой аппаратуры.
   

Maestro:
                                                                                         2003г.

1 марта 2003г. катастрофа самолёта Л-410УВП, аэродром Борки, Тверская область.
            Экипаж выполнял полеты по десантированию спортсменов-парашютистов. Кроме членов экипажа на борту находилось 23 спортсмена-парашютиста. После занятия высоты 3600-3800м и выхода на «боевой курс» для производства десантирования экипаж начал уменьшать поступательную скорость полета. В соответствии с установленными требованиями, десантирование должно осуществляться только после выпуска закрылков на 15° и на скорости не менее 180км/ч. В ходе расследования было установлено, что в момент столкновения самолета с землей закрылки самолета находились в убранном положении.
            По объяснению выпускающего, визуально наблюдавшего приближение к точке выброса, была дана команда «Приготовиться!», команда от КВС при этом не поступала. По команде выпускающего «Приготовиться!» группа из 11 парашютистов (располагавшаяся ближе к хвостовой части) незначительно переместилась в сторону выходной двери в хвостовой части самолета. Тем самым было нарушено ограничение при групповом покидании - не более 4 человек. В результате этого центровка ВС в этот момент могла увеличиться до 35% САХ.
           В результате смещения центровки за пределы эксплуатационных ограничений в условиях уменьшения скорости без выпуска механизации, наиболее вероятно, произошел выход самолета на закритические углы атаки со сваливанием на левое полукрыло. Достигнутые при этом нерасчетные перегрузки привели к разрушению конструкции планера (последовательное отделение концевых частей крыла, левой и правой половин стабилизатора, хвостовой части фюзеляжа).
           Часть из находившихся на борту парашютистов покинула самолёт самостоятельно, некоторые из парашютистов были выброшены из самолета после отделения хвостовой части. Оставшиеся в самолете парашютисты и члены экипажа, всего 11 человек, погибли в результате столкновения самолета с землей в 2км от аэродрома.

20 марта 2003г. катастрофа 2-х вертолётов Ми-24.
          При полёте парой в СМУ столкнулись с г.Дайхох в Шатойском районе Чечни. Оба экипажа погибли, всего 4 человека.

26 марта 2003г. катастрофа вертолёта Ка-27ПС, БПК «Адмирал Трибуц», КВ п/п-к Топырычев А.С.
          При выполнении взлёта ночью на высоте 50м и удалении 300м от корабля потерял пространственную ориентировку и столкнулся с водной поверхностью в Уссурийском заливе между островами Русский и Аскольд и затонул на глубине 73м. Экипаж, 4 человека, погиб.
           В ходе поисковой операции были найдены тела двух человек - штурмана и бортмеханика.

19 июня 2003г. авария самолёта МиГ-29, аэродром Армавир, Краснодарский ВАИ.
          Самолёт столкнулся с землёй недалеко от аэродрома. Летчик и курсант благополучно катапультировались.
          Причина: технические неполадки в работе топливной системы.

2 июля 2003г. авария самолёта МиГ-25, аэродром Мончегорск, лётчик м-р Рябов А.
          При взлете произошла остановка двигателя. Летчик катапультировался, самолет упал в озеро Нюд на окраине Мончегорска и затонул.

6 июля 2003г. катастрофа вертолёта Ми-8МТ.
          Сбит боевиками в районе с.Бачи-Юрт, Чечня. 5 человек погибло, 10 получили ранения.

14 июля 2003г. катастрофа самолёта Л-39, Краснодарский ВАИ, лётчики м-р Пилипчук А. и к-н Откопников Р.
          При выполнении контрольного полета в сумерках самолёт столкнулся с землёй. Экипаж погиб.

22 июля 2003г. авария самолёта Су-30, аэропорт Анапа.
         На разбеге (по другим данным на пробеге) произошла уборка шасси. Лётчик-испытатель (из ГЛИЦ имени Чкалова) не пострадал.
         Предположительная причина - ошибка при работе с арматурой кабины. Самолёт получил незначительные повреждения и был восстановлен.

2 августа 2003г. авария вертолёта Ми-24.
         Произвёл вынужденную посадку близ с.Конжухой Итум-Калинского района Чечни и был подорван федеральными силами. Пострадавших нет.

7 августа 2003г. катастрофа самолёта Су-24МР, аэродром Бада, КК м-р Дорохов и ШК к-н Куприян.
          В районе аэродрома испортилась погода, пошел дождь, облака закрыли окрестные сопки. Экипаж, заходя на посадку, уклонился с курса, самолет начал терять высоту. РП дал команду на включение фар. Мощные потоки света отразились от сплошной белой стены тумана и ослепили лётчиков, у них возникла иллюзия, что взлетно-посадочная полоса буквально в нескольких метрах. Через несколько секунд самолет врезался в сопку. Экипаж погиб.
          Причины: ошибка экипажа и неграмотные действия лиц ГРП.

7 августа 2003г. катастрофа вертолёта Ми-8МТ.
          Сбит из ПЗРК в районе с.Дышне-Ведено. 1 член экипажа погиб, двое ранены.

15 августа 2003г. катастрофа вертолёта Ми-2, КВ Донсков В., аэродром Средние Ахтубы.
          Столкнулся с землёй при выполнении посадки. Лётчик погиб.
          Причина: ошибка в технике пилотирования. Лётчик выполнял тренировочный полёт накануне показательного полёта на авиашоу в честь 70-ти летия волгоградского аэроклуба.

20 августа 2003г. катастрофа вертолёта Ми-8, КВ Гузанов А.
           ДСМУ. Экипаж выполнял полёт по маршруту Петропавловск-Камчатский – Северо-Курильск. Экипаж самовольно изменил курс, значительно отклонившись от первоначального маршрута, и столкнулся в облаках с сопкой Опала, Камчатская область в 115км к юго-востоку от аэродрома вылета в болотистой местности района реки Апачан. Все, находившиеся на борту, 20 человек, в т.ч. губернатор Сахалинской области Фархутдинов И., выполнявший инспекционную проверку хода подготовки к отопительному сезону и проведения ремонтно-восстановительных работ после прохождения тайфуна "Итау" в Северо-Курильске, погибли.
          Были предприняты беспрецедентные меры по поиску вертолёта, задействованы 371 человек наземного состава МЧС, 25 единиц техники, 24 воздушных и 42 морских судов. Пропавший вертолёт удалось найти через 3 дня. Обломки вертолета разбросаны в радиусе 70м. Следов взрыва и пожара на месте катастрофы не обнаружено, тела не были обгоревшими.
          По неофициальной версии, экипажу указали пассажиры на изменение маршрута с целью просмотра гейзеров Камчатки, несмотря на сложную метеообстановку.

4 сентября 2003г. (по другим данным 8 сентября 2003г.) катастрофа вертолёта Ка-32С.
          Экипаж выполнял полет по транспортировке груза на внешней подвеске на строительную площадку по маршруту: площадка, расположенная у н.п.Солох-Аул - площадка "Лунная Поляна" (расположена на высоте 1800м). Расстояние между площадками - 23км. Обе площадки не имели средств связи с органами УВД аэропорта Сочи, кроме того, на площадке "Лунная Поляна" не было ни метеонаблюдателя, ни диспетчера-информатора.
          При принятии решения на вылет КВС руководствовался прогнозом, который предусматривал: видимость более 10км, горные волны, облачность 3 - 4 октанта слоисто-кучевая в слое 1200 - 1500м, изолированная кучево-дождевая с нижней границей 1300м, верхней - 9000м; горы частично закрыты. За 12 минут до взлета дежурный синоптик АМСГ Сочи ознакомил командира ВС с коррективом прогноза, согласно которому предусматривалась облачность 5 - 7 октантов с нижней границей облаков 1800м, горы частично закрыты.
          При таком прогнозе и его коррективе по нижней границе облаков КВС принял решение на вылет с нарушением требований п. 5.5.12.1 НПП ГА-85. При расположении посадочной площадки в 3км от г.Фишт, имеющей высоту 2867м над уровнем моря, нижняя граница облачности (согласно требованиям п. п. 5.5.12.1 и 5.3.3 табл. 2 НПП ГА-85) должна быть не менее 3567м.
          В полете в транспортной кабине вертолета находилось 5 пассажиров "заказчика" и 1 служебный пассажир (авиатехник), на внешней подвеске груз весом 1120кг. Полетная масса и центровка воздушного судна не выходили за пределы ограничений, установленных РЛЭ вертолета Ка-32. Перевозка людей в транспортной кабине при транспортировке груза на внешней подвеске является нарушением требований п. 4а.2.1.6 РЛЭ вертолета Ка-32.
          После взлета КВС по радиосвязи ВЧ-диапазона передал информацию о погоде: "Нижняя граница облаков 3000м, 1 - 2 балла 1300 - 1500м". Старший диспетчер МДП аэропорта Сочи запретил экипажу работу, так как корректив прогноза погоды не соответствовал требованиям для полетов по ПВП по значению нижней границы облаков. В процессе переговоров с синоптиком АМСГ было решено исправить в коррективе прогноза (что является нарушением требований п. 6.4.7 НМО ГА) значение нижней границы облачности с 1800м на 2200м. После этого старший диспетчер МДП разрешил экипажу дальнейшее выполнение работы.
         Продолжая полет по маршруту с набором высоты и встретив метеоусловия, не соответствующие требованиям для полетов по ПВП, экипаж своевременно не возвратился на площадку вылета (нарушение требования п. 5.3.11 НПП ГА-85). В дальнейшем вертолет попал в облачность, о чем свидетельствуют показания очевидцев на строительной площадке, наблюдавших его в разрыве облаков. Попав в облачность, экипаж не выполнил разворот на 180°, как того требует п. 5.3.13 НПП ГА-85, а предпринял попытку с набором высоты выйти из облаков, выполняя полет с произвольными курсами.
         При полете в облаках, вне видимости земли, вертолет на отметке 2570м над уровнем моря столкнулся с горой Фишт в районе Сочи. Экипаж и пассажиры, 9 человек, находящиеся на борту вертолета, погибли.
   
18 сентября 2003г. катастрофа самолёта Ту-160 «Михаил Громов», КК п/п-к Дейнеко Ю. 
          Экипаж выполнял облёт самолёта после замены двигателя. Через 32мин после взлёта КК доложил, что горит один из двигателей. Через 2мин после этого экипаж катапультировался, но высоты для раскрытия парашютов не хватило. Экипаж погиб.
         Самолёт столкнулся с землёй севернее п.Советское в 43км от Саратова, разрушился и сгорел. На земле никто не пострадал.
         По мнению специалистов, экипаж не успел спастись, потому что отводил падающий самолет от поселка Советское с населением в 20 тысяч человек и крупнейшего в области подземного газохранилища (находится в 2км от места катастрофы и содержит около 5 миллиардов кубометров сжиженного газа).
          Причины гибели летчиков остались невыясненными. Факт срабатывания системы аварийного покидания самолёта экипажем на предельно малой высоте зафиксирован, но парашюты не раскрылись. Об этом говорит и то, что тела членов экипажа нашли на довольно близком расстоянии друг от друга и от кабины (не более 100м) с нераскрытыми парашютами. Если бы система аварийного покидания сработала, летчики либо должны были остаться в живых, либо спасатели нашли бы их тела намного дальше от горящего бомбардировщика.
         Генеральный конструктор предприятия «Звезда», которое производит кресла К-36, установленные на Ту-160, Гай Северин отверг версию несрабатывания катапульты: «Кресло К-36 может не сработать в одном случае из тысячи. На Ту-160 было четыре кресла. Невозможно, чтобы каждое из них отказало. На предельно малой высоте кресло К-36 не спасло бы летчиков только в том случае, если бы самолет падал вертикально. Однако, если так и было, командир экипажа понял бы, что самолет не спасти, намного раньше и отдал бы приказ на катапультирование еще на большой высоте. В этом случае К-36 спасло бы их».

14 октября 2003г. авария самолёта МиГ-31, аэродром Ржев.
         Экипаж выполнял облёт самолёта для проверки всех систем после ремонта. В полете сработал сигнализатор пожара правого двигателя Д-30Ф6. Экипаж все сделал для спасения машины. При заходе на посадку примерно на высоте 150м самолет неожиданно для экипажа дал недопустимо большой крен в 15°, который начал прогрессировать. Экипаж успел катапультироваться. Самолёт столкнулся с землёй близ п.Боровая, Старицкий район Тверской области.

18 ноября 2003г. авария вертолёта Ми-24.
          Экипаж совершил вынужденную посадку на аэродроме Ханкала из-за отказа двигателей. В результате ЛП вертолёт восстановлению не подлежит, экипаж травмирован.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии