Выпуски 60-х и ранее > Выпуски 1950 годов и ранее

Выпускники 1951- 1960г.г. выпуска.

(1/15) > >>

samurai:
1.

Сергей:

--- Цитата: Сергей от 13.02.2009  17:56 ---



Я нашел эти материалы, выйдя на ссылку, которую дал Виктор Николаевич, статья посвященная ПЛА БФ.
Большой знаток в истории авиации, Дмитрий Болтенков
поделился материалами из своего архива:

Сканы статей об истории частей МА (ВВС) БФ:
Журнал "Мир Авиации" №1 за 2007 год.

http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1014.30
первое сообщение на странице.

--- Конец цитаты ---

Карина:
Крылатая судьба Юрия Левита


 Нижний Тагил. Июль. Международная выставка вооружения. Зрители завороженно смотрят, как на предельно низкой высоте летят «Соколы России», как филигранно выполняют фигуры пилотажа. Мальчик на трибуне вытянулся струной, словно тоже хочет взлететь: «Папа, это военные летчики?». Отец провожает взглядом ровный строй Су-27 и поясняет: «В последние годы летную программу выполняют лётчики Военно-воздушных сил, а на первых выставках летали наши ребята — из Нижнетагильского института испытания металлов. Юрий Левит тут на такие виражи заходил — дух захватывало. Удивлять и восхищать — это по его части. Крылатой судьбы был человек!».

Взлётная полоса

Родился Юрий Левит в 1937 году, и юность его пришлась на время, пронизанное романтикой освоения пятого океана. Героические сражения наших истребителей в годы Великой Отечественной войны, сопровождение арктических и антарктических экспедиций, преодоление скорости звука, переход военных и пассажирских самолётов на реактивную тягу — многие подвиги и достижения нашего народа были связаны с именами летчиков и авиаконструкторов. Их знала и любила Родина, уважал весь мир. Из тридцати двух первых Героев Советского Союза тридцать были летчиками. В стране на протяжении нескольких десятилетий культивировалась любовь молодежи к авиации, и эта страсть не обошла Юру Левита стороной. Пятнадцатилетним мальчишкой пришел он в Свердловский аэроклуб и впервые поднялся в небо на планере. После окончания школы он уже твердо знает, чем будет заниматься в жизни, поэтому поступает в Ейское военное училище морской авиации. Тельняшка и положенный выпускнику училища кортик будут предметом его особой гордости. Водную стихию Юрий принимал душой, недаром одними из самых его любимых песен были «Бескозырка матросская» и «Раскинулось море широко». Но главный жизненный путь Левита будет проложен в небесах — именно пятый океан станет судьбой летчика от Бога, его сбывшейся и не отпускающей мечтой.

Карьера военного лётчика складывалась успешно, в строевых частях ВВС Юрий Левит летал на самолетах МиГ-15, Су-7Б. Через пять лет стал летчиком-испытателем, принимал участие в опытно-конструкторских работах и государственных испытаниях самолетов, их систем, оборудования, вооружения. За тринадцать лет службы на научно-исследовательском полигоне ВВС Левит стал настоящим асом: ему были присвоены квалификация военного лётчика I класса, звание подполковника.

Испытатель должен летать на всём!

В 1977 году Юрий Левит заканчивает карьеру лётчика ВВС и приезжает в Нижний Тагил. Здесь его ждет работа летчика-испытателя и должность заместителя начальника летной базы в Нижнетагильском институте испытания металлов. Ему выпала честь продолжить славные традиции тагильских летчиков-испытателей, заложенные первым начальником летно-испытательной станции Алексеем Яковенко. Если вы думаете, что переход в гражданское учреждение стал для Левита тихой пристанью, то очень ошибаетесь. Каждый полет требовал филигранного выполнения задания. Испытания авиационных средств поражения ведутся по сложной технологии. Необходимо положить авиационный боеприпас в заданную точку на боевом поле, точно выдерживая высоту и скорость его отделения от самолета-носителя. Лётчик должен учитывать и то, что наземные средства измерений должны зафиксировать параметры полета изделия по всей траектории. Работа ждала сложная, и ее было очень-очень много.

Вот как вспоминает то время Владимир Воронюк, возглавляющий ныне летно-испытательную базу:

— Испытаний тогда было настолько много, что летчики работали в две смены, а, случалось, и без выходных. Самолётный парк был укомплектован на сто процентов, в полетах задействовано 150 человек. Кроме боевых самолетов имелись два самолета-лаборатории для проведения особых видов испытаний, в том числе и для космической техники. Наряду с родным Старательским полигоном, специалисты НТИИМ испытания проводили в Новосибирской области, на озере Балхаш, на морском полигоне под Феодосией и в других регионах. В то время лётчики-испытатели традиционно летали на определенном типе самолётов: кто на бомбардировщиках, кто на истребителях, кто на вертолётах. Левит сказал: «Летчик-испытатель должен уметь летать на всём». Вскоре практически все стали универсалами, и каждый считал делом чести освоить новый тип самолетов и вертолетов.

И еще одно правило ввел Юрий Александрович — непогода не должна быть поводом для отмены полетов. Сам он летал при нижнем крае облачности в 100 метров и одном километре видимости. По инициативе Левита стали проводиться тренировочные полеты на понижение минимума летчиков, в результате понятие «нелетная погода» стало встречаться в практике куда реже.

Проявились высокие организаторские способности Ю.А. Левита в сокращении сроков перегона самолетов на другие аэродромы и в ремонтные организации. Перегоны были настоящей головной болью для летчиков-испытателей. На эти операции уходили недели, а то и месяцы. Левит, проявляя где напористость, где остроумную находчивость, смог решить проблемы с заправкой, прохождением заявок столь оперативно, что самолеты через сутки-другие уже прибывали к месту назначения.

В начале девяностых годов прошлого столетия Юрий Левит возглавил коллектив летной базы. После насыщенных полётами лет наступило трудное время, когда экономика страны, а с ней и оборонная промышленность переживали глубокий кризис. Лётные испытания бое-припасов стали слишком дорогим удовольствием для НТИИМ. Для преодоления финансовых трудностей были организованы коммерческие рейсы. Левит осваивал премудрости нового направления и участвовал в рейсах лично. Он сам рвался в небо и обеспечивал летной работой подчиненных. «Если скрипач не будет постоянно тренироваться в игре на скрипке, он не сможет играть, — говаривал Юрий Александрович. — Так же и летчик должен постоянно летать, тогда возможен его профессиональный рост, и обеспечивается безопасное выполнение поставленных задач». Как отмечает генеральный директор НТИИМ Валерий Руденко, благодаря политике Левита, в кризисные годы был сохранен потенциал летной базы, а в дальнейшем достигнуты серьёзные успехи по выполнению испытаний, оснащению аэродрома «Салка» и подготовке лётных программ для международных выставок вооружения в Нижнем Тагиле.

Бывали случаи…

Испытания Левит проводил безукоризненно, брал на себя самые ответственные полеты. Однажды в программу испытаний были включены полеты с имитацией отказа двигателя на Су-17, так как при пуске опытных ракет не исключалась возможность остановки единственного двигателя. Левит выполнил тренировочный полет блестяще. Сделав заход на наземную цель, он имитировал пуск неуправляемых авиационных ракет и выключил двигатель. Перед ним была посадочная полоса длиной всего 2500 метров. Надо отметить, что для такой посадки рекомендуемая длина полосы 3500 метров, ведь на меньшем участке допущенную ошибку уже не исправить. Левит рисковал. Но его риск был выверен предварительными расчетами, где учитывались возможности техники и личное мастерство летчика. Он, как бывало часто, шел по грани, но грань эту не переступал.

Реактивный истребитель-бомбардировщик заходил на посадку и катился в полной тишине. Это было настолько необычно, что коллеги завороженно следили за бесшумным самолетом. Программа была успешно выполнена, в дальнейшем прошли испытательные полёты с залповым пуском ракет. После серии испытаний ракеты с новым двигателем были приняты на вооружение.

В 1986 году участие наших войск в военных действиях в Афганистане поставило перед летчиками особые задачи. Наши испытатели много работали на ту войну, многие полёты были связаны со смертельной опасностью. Более молодые коллеги вспоминают, что самые сложные полеты Левит брал на себя, оберегая товарищей. А сам перед каждым вылетом тщательно отрабатывал свои действия в воздухе, планировал всё до мелочей с учетом разных погодных условий. Видимо, и везение было ему присуще — за полувековую лётную карьеру Юрий Александрович ни разу не получал ранений, не покинул и не повредил ни одного воздушного судна.

Блестящие показательные выступления Левита на международных выставках вооружения в демонстрационно-выставочном центре Нижнетагильского института испытания металлов также были результатом тщательной подготовки. Александр Запольских, главный инженер НТИИМ, вспоминает: «Накануне демонстрационных показов Юрий Александрович обычно закрывался в своем рабочем кабинете на аэродроме. У него на столе стояла маленькая модель самолета, и он проигрывал за столом весь воздушный маршрут, потому что в реальности всё выполняется на уровне автоматизма. Там некогда принимать решения, счёт идёт на секунды. Чтобы в небе не произошло неожиданностей, он на земле отрабатывал всё до мелочей».

Юрий Левит верил в себя, а люди доверяли его профессионализму. В 1999 году на первой выставке вооружения в качестве второго пилота вслед за Левитом в кабину Миг-29 поднялся губернатор Свердловской области Эдуард Россель. На истребителе-бомбардировщике в небе над полигоном «Старатель» Юрий Левит и Эдуард Россель продемонстрировали зрителям фигуры высшего пилотажа. Перегрузка достигала шести g, но губернатор, с детства мечтавший стать летчиком-испытателем, прекрасно держался в полете. Машина под аплодисменты участников и гостей выставки выполнила летную программу и благополучно приземлилась на военном аэродроме «Салка».

Так встают на крыло

Не зря говорится, что учитель живет в своих учениках. Те лётчики, что «встали на крыло» под руководством Юрия Левита, никогда не забудут его школу. Хотя Левит по натуре был руководителем жёстким, принципиальным, не терпящим недоработок даже в мелочах, молодежь относилась к нему с безграничным уважением. Каждый совместный полет расценивали как урок. В полетах с Юрием Левитом молодые летчики постигали главные постулаты работы испытателей, узнавали, как подходить к освоению новых испытательных режимов, незнакомой авиатехники. Дмитрий Чукланов, лётчик-испытатель ОАО «Новосибирское производственное объединение имени В.П. Чкалова», так говорит о своём наставнике: «Юрий Александрович очень скромно оценивал свой вклад в наше становление. Он говорил, что всё это нам дали армия, полёты в качестве военных лётчиков ВВС. На самом же деле он научил нас верить в себя и быть готовыми к любым трудностям не только в полётах, но и в жизни. Я с гордостью называю Юрия Левита своим учителем». Те же слова может повторить лётчик-испытатель Вадим Широких, который начинал свою карьеру с наставником Левитом, а сегодня успешно занимается испытаниями в лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова в городе Жуковский.

Действительно, в судьбах многих лётчиков, работавших в Нижнем Тагиле, Юрий Левит сыграл определяющую роль. Так было с Олегом Гановичем, который в 1985 году пришел в НТИИМ, имея опыт полётов лишь на Ан-2, легком транспортном самолете, более известном в народе как «Аннушка». Сейчас Олег Ганович — летчик-испытатель Ульяновского ЗАО «Авиастар-СП», командир воздушного судна Ан-124 «Руслан». Между профессиональными уровнями пилота Ан-2 и командира «Руслана» — колоссальное расстояние, которое было преодолено под патронажем Юрия Левита. Шаг за шагом шло знакомство молодого летчика с грозной техникой лётной базы НТИИМ. Под руководством Ю.А. Левита О. Ганович освоил фронтовые бомбардировщики Ил-28, Су-24, истребители Су-17, Су-22, вертолёты Ми-8, Ми-24. Путь в небо ему дал Нижний Тагил, а теоретическую базу — школа лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова. Олег Ананьевич с теплотой вспоминает годы совместной работы с Юрием Левитом: «Это был талантливый человек, летчик Божьей милостью. Мне посчастливилось провести с ним в воздухе много часов: на истребителях и бомберах, вертолетах и транспортных самолётах. Каждый полёт для меня был как учебник, который надо тщательно прорабатывать, постоянно вспоминать, чтобы в будущем использовать опыт в лётной жизни. Помню, сколько сил и энергии отдал Юрий Александрович для моего становления. Он поверил мне, как спустя годы поверил другим ребятам. Это тоже талант — талант руководителя».

Ученики Левита стали достойными преемниками дела своего учителя. Испытательная авиация получила специалистов, способных решать сложные, порой очень опасные задачи, без которых развитие отрасли невозможно. В финансовом плане на подготовку одного лётчика-испытателя тратится 15 миллионов рублей. Универсальный опыт, переданный наставником новичкам, в денежных суммах не выражается. Но его высокую цену знает каждый, кто под руководством Юрия Левита «вставал на крыло».

От солнца до бури

Человек, привыкший к военной дисциплине, ставящий перед собой и другими высокую профессиональную планку, не может быть добреньким. Юрий Левит как руководитель зачастую действовал жёстко, был требовательным и бескомпромиссным, когда дело касалось выполнения служебных обязанностей. В минуты душевной грозы никто не хотел попадаться ему под горячую руку. Коллеги знали, что буря продлится недолго — Юрий Александрович, хоть и вспыльчив, но отходчив. Он был строг, но справедлив, в принятии решений следовал собственному кодексу чести.

Действовал кодекс и в отношениях с друзьями. Особенно подкупала его товарищей самоирония, способность увидеть ошибки и поправиться. Эта черта характера помогла Юрию Левиту быть на высоте и не подхватить «звёздную болезнь», при всей исключительности остаться равным среди равных.

Поэт Марина Цветаева говорила, что нерастраченная нежность делает человека несчастным. У Юрия Левита такой проблемы не было. Строгий начальник и выдающийся лётчик, души не чаял в дочери Лиде и внучке Насте, трепетно относился к маме Лидии Федоровне. Он искренне верил, что мама — его ангел-хранитель. Как-то Юрий Александрович признался: «Авиация — дело рискованное, в какие только ситуации я ни попадал, не только машина меня спасала, но и огромная любовь и тревога за меня моей матери».

Способен небо и землю любить

Стремление быть на высоте было в крови у Юрия Левита. И на работе, и в проявлениях творческой натуры, и в исконных мужских забавах — на охоте и рыбалке. В памяти друзей он остался личностью колоритной, обладавшей многими талантами, а, главное, способностью покорять и притягивать к себе людей столь же неординарных, ценить в отношениях честность и порядочность. Виктор Лобанов, его друг и постоянный участник команды, покорявшей под руководством экипажа Левита Приполярный Урал, не зря называл Юрия Александровича «командиром»: «Левит был не только командиром экипажа, но и по жизни оставался нашим лидером. Это все признавали безоговорочно. Он располагал к себе юмором, иронией острой, но не злой, талантом рассказчика. Его феноменальная память хранила множество стихов, даже белых, без ритма и рифмы, которые сочинили поэты несколько веков назад. Он читал их наизусть — мы, затаив дыхание, слушали. А когда командир говорил: «Ну, что, споём?», — это значило, что у него раскрылась душа. Вокруг дикая природа, горы, снег, и в эту красоту без помех вливалась песня. Голос у него был шаляпинского типа — густой, раздольный. А песни больше военных лет, и самые душевные — о море». Любимые произведения о похождениях Остапа Бендера и бравого солдата Швейка Юрий Александрович мог цитировать целыми главами. Рассказчиком он был увлечённым, в монологах на самые разные темы проявлялись не только начитанность и остроумие, но и широкий кругозор, академические знания в разных областях.

Стремление быть первым проявлялось и в промысле на реке, в лесу. Было дело — в компании объявился удачливый рыбак. Друзья поздравляли его с богатым уловом, среди которого была щука весом в три килограмма. Поздравил и Левит. А в четыре часа утра один отправился на рыбалку. Вернулся счастливый, глаза горят, а в руках щука на 4,5 килограмма! Очень не любил проигрывать. На охоте болезненно переживал, если промахнется. Добывал боровую дичь, копытных и на медведя хаживал. Как-то Юрий Александрович познакомился с профессиональным охотником, на счету которого было несколько десятков медведей. Слушал его истории, как лекции, только что не конспектировал. Видно было, что рассказы эти восхищают его, разжигают стремление совершенствоваться в охотничьей науке.

Юмор, присущий Левиту, в полной мере проявлялся в его увлечениях рисованием и стихосложением. Дружеские шаржи были легко узнаваемы, ведь Юрий Александрович легко схватывал характерные черты человека. Чаще всего такие шедевры рождались в ходе длительных совещаний и заседаний, до которых Левит не был большим охотником. А стихи он писал во время вынужденных простоев в работе. Например, когда проходил медицинское обследование. Из больничных стен он задиристо уверял товарищей:

«Еще покручу я любимые петли,

Еще крутанем мы по штопору с Петькой,

Еще без движка на посадку зайдем,

Еще в перевёрнутом виде пройдём!».

И свое обещание выполнял. Неизменно возвращался на базу, ставшую вторым домом, к экипажу — штурману Александру Лукоянову, бортмеханику Владимиру Кузнецову, к любимой работе. В сатирические вирши вплетались пафосные строки:

«Любой самолёт до конца познавая,

Старался пройти я по самому краю.

Так рано же, чёрт побери, уходить,

Способен я небо и землю любить!».

Имени Левита

Рано — убеждал Юрий Левит медиков, коллег, руководителей института. И летал до последних дней. Лётчиков такого высокого класса в России немного, а вот лётных долгожителей, управляющих истребителями, бомбардировщиками и тяжелыми вертолётами, пожалуй, нет во всем мире. Каждый свой день рождения Левит встречал под облаками, и, казалось, сверхзвуковые скорости, максимальные перегрузки ему нипочём. В последний раз он выполнил полет 30 декабря 2004 года. А через 28 дней его не стало.

За свою жизнь Юрий Левит провел в воздухе более восьми тысяч часов, освоил несколько десятков типов воздушных судов. Практически все виды авиационных боеприпасов для фронтовой авиации, принятые на вооружение за последние 20 лет, испытывались с его участием. Он посвятил жизнь укреплению обороноспособности Родины, был по заслугам отмечен государственными наградами. В 1998 году за большой вклад в развитие отечественной авиации Юрий Левит стал заслуженным летчиком-испытателем России, а в 1999 году удостоен звания «Почётный гражданин Свердловской области».

Такая крылатая судьба была дарована Юрию Александровичу Левиту. Стремительный полёт не закончился с последним его вздохом. И как в небе белоснежный шлейф струится за истребителем, так на земле оставляет след светлая память о человеке, который не мыслил себя без штурвала в руках, без полетов. Именем Юрия Левита названа одна из улиц поселка Старатель, у дома, где он проживал, установлена мемориальная доска. По ходатайству трудового коллектива НТИИМ и правительства Свердловской области лётно-испытательной базе института испытания металлов было присвоено имя Юрия Александровича Левита. Тагильские лётчики уверены, что лучшим признанием его заслуг является развитие лётно-испытательной базы, качественное выполнение оборонного заказа, повышение статуса аэродрома «Салка».

И международные выставки вооружения, год от года набирающие вес в деловом мире и популярность у россиян, тоже продолжают дело его жизни. Юрий Левит открывал первые выставки головокружительными сольными программами. Сколько тагильских мальчишек, глядя на его стремительный полет, влюбилось в небо, сколько молодых летчиков укрепилось в мысли повышать мастерство и осваивать новые горизонты в профессии. Торя дорогу под облаками, Юрий Левит поднял на новую высоту славу Свердловской области, Нижнего Тагила, отечественной оборонной отрасли.

http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=4-1.sat&dt=15.08.2008

Ivanov:
Добрый день.
Я, Иванов Владилен Иванович, закончил Военно-морское ордена Ленина авиационное училище имени Сталина, так оно тогда называлось, в 1956 году, отделение метеослужбы. Служба проходила от Прибалтики (Мамоново, Паланга) до Чукотки (Угольные Копи). Службу закончил в Днепропетровске, где ныне и проживаю.
Готов вступить в Братство выпускников. Привет всем выпускникам нашего училища. Постараюсь отсканировать фотографии времен учебы и, если вы не против, выложу их на форуме.

Карина:

--- Цитата: Ivanov от 01.07.2009  12:02 ---Добрый день.
Я, Иванов Владилен Иванович, закончил Военно-морское ордена Ленина авиационное училище имени Сталина, так оно тогда называлось, в 1956 году, отделение метеослужбы. Служба проходила от Прибалтики (Мамоново, Паланга) до Чукотки (Угольные Копи). Службу закончил в Днепропетровске, где ныне и проживаю.
Готов вступить в Братство выпускников. Привет всем выпускникам нашего училища. Постараюсь отсканировать фотографии времен учебы и, если вы не против, выложу их на форуме.

--- Конец цитаты ---

От Прибалтики до Чукотки??? Красота! Будем ждать фото!!!  %4
Здоровья Вам!  %6

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии