АВИАЦИОННЫЙ ФОРУМ: > Тема: Катастрофа Ил-62 13 октября 1972 года
alpet:
Кто что знает? У меня тогда дедушка погиб, был штурманом на том рейсе.
Спасибо за любую информацию
15/04/2007 [17:00:52]
Б.:
http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19721013-1〈=en15/04/2007 [17:32:23]
Каллен:
Пишите на е-мэйл,расскажу всю историю.
КВС-А.М.Завальный,2П Адамов, а ваш дедушка-штурман Щур Николай Антонович,так?
15/04/2007 [18:13:07]
Каллен:
Ладно,понял,пишу сюда

Самолет Ил-62 бортовой СССР-86671 управления международных воздушных линий выполнял рейс Париж-Москва (Шереметьево). По причине сложных метеоусловий в Москве (туман) КВС принял решение о посадке самолета в аэропорту Шоссейная (Ленинград). При вынужденной стоянке почти на все свободные места билеты были проданы,а из багажного отделения был выгружен особый груз-гроб с прахом композитора Глазунова,перевозившийся для перезахоронения в Александро-невской Лавре. Взлет был выполнен около 20.00.
На подходе к МВЗ могла произойти внештатная ситуация,связанная с применением террористами газа типа "черемухи",его следы были найдены в кабине.
В аэропорту ШРМ сохранялись сложные метеоусловия и не работала система инструментальной посадки. При выполнении третьего захода на посадку в 21:50 в темноте и тумане самолет столкнулся с поверхностью озера Нерское в районе ДПРМ (пос.Озерецкое Дмитр.р-на) и разрушился. Фрагменты самолета и тел погибших были рассеяны на большой заболоченной равнине и в неглубоком озере.
Погибли все,кто был на борту-164 пассажира и 10 членов экипажа. Официальная причина-не выставление давления у земли вследствие неработоспособности экипажа. Следствие с участием КГБ рассматривало версию нападения на экипаж группы чилийцев,летевших этим рейсом,точная причина неработоспособности летного экипажа установлена не была.
Экипаж похоронен в братской могиле на Новом Донском кладбище в Москве. На месте трагедии памятника нет,ту рамку,что ставил я,вероятно украли.
Недалеко от этого места в другой катастрофе 28.11.76 погиб мой дед...
Место в Озерецком могу показать,есть фото.
15/04/2007 [21:05:30]
alpet:
Я видимо ошибся со штурманом, мой дедушка Козьмин Владислав. А на Донском я как раз сегодня был...
16/04/2007 [01:15:35]
Каллен:
Это Вы меня простите,alpet! Виноват,перепутал порядок членов экипажа-Козьмин с ними летел...
Будут фото, ближе к среде-подберу и напишу комментарии.
16/04/2007 [04:17:09]
Unknown:
Вот, что мне рассказывал в 86-м году штурман Ил-62, который знал экипаж и был знаком с результатами расследования: следы газа действительно были найдены в кабине, и одной из версий его появления там была версия, что в то время у летного состава вместо пистолетов были баллончики с нервно-паралитическим газом, по составу аналогичный найденному затем в кабине, так вот, предположили, что кто-то из членов экипажа убрал баллончик в пластмассовый дипломат, крышка баллончика попала под край дипломата, а человек просто сильно нажал на створки дипломата, в темноте не разглядев, что придавил крышку. В образовавшуюся щель крышки и вышел газ. Так что они могли просто и не заметить то, что отключаются... в последние минуты в кабине была полная тишина. Кроме того, в его версии самолет ударился о поле, причем ударился с такой малой вертикальной скоростью, что, содрав листы обшивки в районе носа, плавно оттолкнулся и пошел вверх, но впереди оказался лес. Точно такую же историю слышал и от б/и Ил-62.
16/04/2007 [10:46:19]
Ту-114:
Немного не в тему, но, скорее всего, рейс был не Париж-Москва, а Париж-Ленинград, который из Парижа шел СУ-какой-то, а затем возвращался в ШРМ внутренним рейсом, кажется, 2435/2436. Именно поэтому на него продавали билеты от Питера до Москвы. Выполнялся этот рейс 1 раз в неделю, кажется, по вторникам. Просто я как-то летал в то время на 1 день в Питер и попал утром туда, а вечером обратно на этот рейс, был 86652.
16/04/2007 [12:08:34]
Аноним:
Тело было композитора Скрябина, вроде так? Про эту историю много рассказывали, даже через 15 лет на разборах.
16/04/2007 [12:17:20]
Каллен:
Композитор был Глазунов. А вот про баллончики-это что-то новое! Интересно.
16/04/2007 [13:41:44]
Все-таки:
Если бы причиной мог бы быть газ, то доказать это было бы проще простого.
Вероятнее всего - ошибка в СМУ.
16/04/2007 [15:05:28]
Каллен:
Причина была "неработоспособность экипажа".
16/04/2007 [15:35:43]
Все-таки:
Какова достоверность сведений о "неработоспособности экипажа"?
На aviation-safety.net говорится о третьей попытке произвести посадку в СМУ, при которой произошло столкновение с землей.
http://aviation-safety.net/database/record.php?id=19721013-1〈=enА о следах газа - так было бы странно, если от него не осталось бы следов в кабине, если баллончики с ним находились там.
16/04/2007 [18:03:10]
alpet:
я про газ даже и не слышал. Мне моя бабушка рассказывала, как их возили на место катастрофы, в эти болота... Там действительно мало чего осталось от самолёта. На записи кстати чётко были слышны слова о том, что капитан забыл сменить давление на аэродромное. 2П ему об этом говорил.
16/04/2007 [21:18:20]
Каллен:
А кстати,там на месте в Озерецком он куда улетел-вбок от Рогачевского шоссе,или все же туда,где настелены доски к Нерскому? Тут мнения разделились.
17/04/2007 [00:42:05]
Unknown:
Ну, вообще, если бы дело было так просто - КВС давление не перевел, а второй пилот перевел и штурман перевел, причем второй пилот КВСу даже напомнил, тогда чего же они сидели и молча смотрели, как ВС снижается к земле? Это с 500 то метров. Насколько я понял, версия о СМУ и неперевод давления при расследовании не подтвердилась. Все кто в то время работал на 62-м в ЦУМВС и знал подробности, говорят именно о неработоспособности экипажа, какими бы причинами она не была вызвана либо слишком устали, либо газ. А то, что на safety пишут, еще не означает, что они знают подробности происходившего в СССРе.
17/04/2007 [10:56:19]
Каллен:
А они только из Парижа летели или до Парижа еще что-то было?
На тот момент это была САМАЯ КРУПНАЯ катастрофа В МИРЕ. Спустя 1,5 года ее перекрыл Буа д'Эрменонвиль ровно в 2 раза по числу погибших.
17/04/2007 [11:38:02]
Unknown:
Если не изменяет память - рассказывал тот же штурман 210-го отряда, что они с утра улетели в Париж, а оттуда в SVO, а так как там был туман, ушли ждать в Ленинград. В SVO сделали 3 захода: Возможно очень устали. Говорят, что после того как он задел носом поле, то ли кто-то из пилотов штурвал на себя дернул, то ли ВС сам оттолкнулся и пошел вверх. Деревья были срезаны вначале у верхушек, затем все ниже и ниже. Скорость была 500 км/ч.
17/04/2007 [12:22:15]
А какие деревья? Эти болотные заросли или он таки до леса доехал через поле? Полагаю,он все же двигался к Рогачевке.:
17/04/2007 [13:17:46]
Каллен:
Звиняйте за глюки,пост был мой.
17/04/2007 [13:19:05]
Unknown:
За что купил, за то продал. А про деревья рассказывал бывший б/и 62-го, который в тот год еще не был б/и, а работал в АТЦ и был на месте крушения. Он же рассказывал и про оставленную на поле обшивку носовой части фюзеляжа, отдельно от остальных обломков. Кстати, я так понял, что борт делал заход на 25 полосу, т.е. летел от Долгого озера.
17/04/2007 [13:56:22]
Эди:
Я 1972году закончил ЛУ и попал на похороны отца моего друга(Завальный дядя Саша-КВС)с тех пор я пытался узнать истинную причину их гибели.Сам пролетал 7 лет КВС ИЛ-62.Много версий,но боюсь мы истинную причину так и не узнаем.
18/04/2007 [00:53:14]
Hantarexx:
На тот момент это была САМАЯ КРУПНАЯ катастрофа В МИРЕ. Спустя 1,5 года ее перекрыл Буа д'Эрменонвиль ровно в 2 раза по числу погибших.
==============================================
18/04/2007 [09:14:16]
лЁдчик:
Версия насчёт газа мало вероятна. Нервно-паралитические газы относятся к классу юоевых отравляющих веществ, и никогда в спецсредствах не использовались.
В СССР применялось средство "Черёмуха", по западной классификации - "CN" (хлорацетофенон). Это называемый в обиходе "слезоточивый" газ, оказывает раздражающее действие на слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. В случае его утечки на расшифровке была бы слышна ругань, кашель, но не тишина.
Кстати, был прецедент, когда какой-то представитель спецслужб взял вопреки запрету на борт балончик с "Черёмухой". Из-за пониженного давления баллончик дал утечку. Экипаж и пассажиры почувствовали резь в глазах, спазмы дыхания и т.д. За давностью лет деталей не помню, но если память не изменяет, самолёт совершил экстренную посадку.
18/04/2007 [09:41:59]
Историк:
Unknown 16/04/2007 [10:46:19] "что в то время у летного состава вместо пистолетов были баллончики с нервно-паралитическим газом"
Очень-очень сомнительно. Вряд ли кому-то могла прийти такая мысль - вооружить экипажи баллончиками с газом. Каким образом в тесном замкнутом пространстве кабины пилотов возможно было бы применение газа против угонщиков? Поражены были бы все со всеми вытекающими из этого последствиями.
18/04/2007 [14:03:35]
Unknown:
2Историк
Такая мысль могла придти в голову точно также, как мысль вооружить пилотов пистолетами. А если про баллончики с газом говорил человек, который не один десяток лет летал в ЦУМВС штурманом на 154-м, а затем на 62-м, то лично у меня нет оснований ему не доверять. При желании можно выяснить у наших Дедов в SVO, достаточно зайти в ЛК к инструкторам Двины. Раньше там работал Пал Шалыч, заслуженный человек, всю жизнь летал штурманом в ЦУМВС, к сожалению не знаю, работает он сейчас там или нет, если кто скажет буду благодарен, т.к. сам не могу узнать - давно в АФЛе не работаю.
18/04/2007 [15:08:17]
Каллен:
Да,Эрм-виль это Дуглас с задней дверью. Историку привет.
Как думаешь,с газом выдумки? Кто активно пилотировал на заходе,Завальный или Адамов?
18/04/2007 [16:04:15]
Егорка:
Помню лет 5-6 назад на форуме обитал человек,который собирал даные о разных АП.И вот он,как-то задавал вопрос об ентом случае.Я тогда временно не летал и сидел на наземной работе в лётном комплексе АФЛ.Не полинился походил поспрашал у людей(тех кто тогда работал и тех кто летал на ИЛ-62),а потом отписал на форум.Они одназначно все сказали,что была разгерметизация баллончика с газом.Только не в дипломате,а что кто-то из экип задел ногой.И падали они в полной тишине.Как будто все заснули.На плёнке полная тишина.
18/04/2007 [17:17:32]
Историк:
Вооружать экипажи газом, который в случае его применения выведет из строя и нападавших и защищающихся со стопроцентной гарантией, мягко говоря, неумная затея. Но ответы на все наши вопросы можно найти только в Акте о расследовании. Только добраться до него нам будет непросто...
18/04/2007 [20:24:49]
Каллен:
Дим, я опасаюсь что у этого отчета гриф две буквы "с". К счастью, в этом самолете у меня никто из родственников не летел,но это не уничтожает шансы найти правду посредством ОРАП.
Спросить? Как мотивировать-не знаю.
Вот еще что. Все, с кем говорил я,еще не зная,что это не мой случай,говорят ПРО ГАЗ. Ну не могли все трое плюс проверяющий заснуть одновременно от усталости!
18/04/2007 [22:38:42]
Историк:
Миш, давай попробуем спросить. Мотивировать очень просто - все-таки самая крупная катастрофа в истории авиации на тот момент. Если есть время, напиши сейчас, т.к. я вечером только смогу. Просто надо спросить - что указано в Акте в качестве причины.
19/04/2007 [10:08:16]
Каллен:
Я ужо написал вчера. Щас посмотрю,куда меня там Serg послал.
19/04/2007 [10:21:21]
Козел:
Заход был один единственный. Верикальная скорость около 8 м/с до столкновения с землей. Одна из сопутствующих версий - большая переработка, усталость экипажа. Завальный был прекрасным летчиком и вообще красивым мужиком.
19/04/2007 [15:29:40]
Дима:
Вы знаете, какая у меня мысль появилась, а что если один из членов экипажа будучи в Париже приобрёл для себя подобный балончик из которого и могла произойти утечка+усталость экипажа. А были-ли ещё катастрофы с Ил 62? Кроме той которая произошла в Бишкеке? Ил 62 считается одним из лучших ВС
24/04/2007 [14:21:00]
Каллен:
2 Дима
зайдите на aviation-safety.net и найдите любое происшествие с Ил-62 (Ilyushin 62),нажмите на тип и увидите статистику.
На память:
25.03.66,при испытаниях;
14.08.72,интерфлюг,ГДР,156 погибших;
13.10.72,Озерецкое;
1973 год,в Люксембурге,14 погибших;
80й год,Варшава;
06.07.82,Менделеево
09.05.87,Варшава,пожар 4х двиг.,187 погибших.
Еще были,мне так каатся.
24/04/2007 [18:20:04]
Аноним:
Так в озеро Нерское он упал или в лес,что за Озерецким?Мы,когда ездили,бабушек там расспрашивали-они однозначно говорили о Нерском.
25/04/2007 [10:15:58]
Можно подумать экипаж дал обет молчания!:
Если постепенно начало ухудшаться самочувствие у хотя бы одного человека, он об этом наверняка заикнулся бы, исключая те случаи когда жесткий авторитаризм КВС затыкает всем рты. А уж если всем похужело, ну неужели никто словом не обмолвился? на записи хоть намек на неуд. состояние здоровья был?!
25/04/2007 [16:47:45]
Каллен:
Еще деталь вспомнилась-большая часть пассажиров была иностранцами,преимущественно французами,поэтому сведения о катастрофе могут быть во французских источниках.
28/04/2007 [00:17:39]
Историк:
На французских сайтах пробовал искать - ничего не находится.
28/04/2007 [13:19:44]
Каллен:
2 Историк
Дим,с наступающими.
Админ орап.ру обещал на след.неделе посмотреть в архиве,как из командировки вернется.
28/04/2007 [15:11:05]
Sape:
Может, просто запись не сохранилась, а не молчание?
14/05/2007 [16:21:15]
alpet:
сегодня не стало Козьминой Ирины Ивановны... теперь они вместе.. там... там лучше...
07/11/2007 [22:56:56]
Каллен:
.....
08/11/2007 [05:53:26]
Каллен:
2 alpet
Кстати, в день 35-летия катастрофы я нашел на берегу озера маленький ржавый стальной памятник, могу намылить фото. Не знаю, то или не то.
Каллен:
А вот это у меня написАлось в тот день.
Над водою туман, как тогда.
Нам с тобою уже тридцать пять.
Здесь однажды взметнулась вода,
И поставила боли печать.
В белый омут бросаю цветы,
Чтобы как-то тебя отогреть.
Ты родился, упав с высоты-
Человек, презирающий смерть.
Даты это всего лишь слова,
Годовщины-для средних умов.
Просто верь: твоя память жива.
Просто знай, что бессмертна любовь.
08/11/2007 [18:12:18]