Автор Тема: История от Марка...  (Прочитано 58867 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
История от Марка...
« : 13.04.2009 19:42 »
           
                                1947 год, г.Ейск
Молодой, необученный. 7 ноября 1947год. На другой день после присяги.
                 Через два дня исполнится семнадцать лет.

                          ЖИЗНЬ
приключения и невыдуманные истории
               о Полярной Авиации
    Ейского училища бывшего курсанта
             /из 1951 года выпуска/
                          МАРКА,
             рассказанные им самим.


***

Я с тридцатого года... В 47-м поступил в ВМАУ им.Сталина в Ейске,
а закончил уже в Николаевском ВММТАУ в 51-м.


***

Предисловие:

"Алё, Галина, это Марк из Иерусалима..."- удивительно радостный и бодрый голос человека на том конце провода. Я знаю, кто он, знаю, что ему немало лет, и я очень удивилась той живости и скорости, с какой он откликнулся на мою просьбу. Да что там, просьбу! Будто ветеран только ждал, когда его пригласят на этот Форум, в тот дом, где теперь виртуально живут дети и внуки тех, кого он помнит молодыми, с кем учился, служил и работал.

"Галина, я написал две книжки. Впрочем, книжки- громко сказано. Первую я сам напечатал и сам переплёл. Вторую издали лучше, она уже настоящая. Обе вышли "огромным" тиражом, целых 15- 20 экземпляров каждая, и тут же разошлись по друзьям и знакомым. Но я хочу Вам послать обе. Во второй книге я немного переработал и дополнил истории, написанные в первой. И ещё я в ближайшее время попрошу перефотографировать снимки, как Вы просите, и тогда всё вместе вышлю Вам".

"Алё, Галина, это Марк. Я послал Вам книги и диск, а ещё записи всех сообщений в интернете по датам, чтобы Вам легче было их найти." Через три (!) дня экспресс почтой я их получила! Вторую, более полную книжку я отсканирую и размещу немного позже. Хотя часть интернет- историй совпадают с тем, что рассказано в книге, это всё же разные вещи. А пока что представляю живые истории от Марка, рассказанные на ветках Лётного Братства "Морская Авиация- Есть!".




***

Спасибо, Старший матрос за то, что рассказал одну мою историю. А теперь я расскажу другую, о которой сейчас уже почти никто не знает. Все помнят про знаменитый Карибский кризис, когда мы были, как говорили, в одном дне от Третьей мировой войны А я расскажу о моменте, когда мы были в пятнадцати минутах от войны с Америкой. За каждое слово ручаюсь, так как я был непосредственным участником этих событий.

В январе 1952-го года я, после окончания николаевского ВММТАУ (Военно-Морское Минно-Торпедное Авиационное Училище. Оно существовало до 1956 г, поэтому я так подробно нго назвал) прибыл на ТОФ, в Романовку в 1535-й Киркинесский, Гвардей ский, орденов... полк.

Самолет мой - Ил-4. Для штурманов: в носу кабины ГОРИЗОНТАЛЬНО установлен путевой компас А-4,Это картушка, плавающая в жидкости, как на кораблях восемнадцатого века.

И вот как то летом, только только начинало рассветать, посыльный грохочет в окно (я жил в деревне): Тревога! Прыгаю в комбенизон, Планшет с картрй, ветрочетоми и НЛ-8 и бегом в эскадрилью. Сейчас, думаю, как обычно -постение, проверка явки, поболтаем немного, о пойдем досыпать.

Перед штабом эскадры адьютант: Получать оружие, и на стоянку готовить самолеты к вылету! Ну, думаю, наверно Комдив нас проверяет. Стоянку прожектора освещают, охрана с автоматами. Подготовили машины к вылету, заправили, ждем. Команда: подвесить по четыре ФАБ-250, ввенуть взрыватели АПУВ-1, Ого! Не иначе нас Командующий ВВС проверяет!!

Подвесили, сделали, ждем что дальше будет. А дальше - следующая команда: Вывернуть взрыватели, бомбы снять, подвесить четыре ФАБ-500, ввернуть взрыватели...

Вы представьте себе что это такое: Полк, 27 машин, на каждой две тонны боьб с боевыми взрывателями. Да еще видим, что на стоянку второго полка провезли торпеды с боевыми зарядными отделениями, в за тем мащина с автоматчиками, а там взрыватели к торпедам!Что, говорю, Шмага (летчик мой, Шмачков Вадим, а по паспорту - Выдезнар, т.е. - Выше Держи Знамя Революции, вот родители удружили!), не иначе сам Генерал-полковник Преображенский пожаловал! Летному составу в штаб полка! На доске большая схема: Залив Петра Великого, южнее ордер кораблей, в центре - аваяносец. Командир полка с указкой около схемы. - Товарищи офицеры! Тревога - боевая. Повторяю: тревога была не учебная, не учебно- боевая, тревога -БОЕВАЯ!! Авианосец "Энтерпрайс" , работавший по Корее ( напоминаю:52-й год, Корейская война)взял курс на нашу Главную ВМ базу, на Владивосток. В составе ордера один крейсер, ....эсминцев, ...сторожевиков. На данный момент кординаты Широта..., долгота... Наша задача - бомбовый удар полком, осровная цель - авианосец.

10 минут на прокладку маршрута, и по самолетам. Полк поведу я.
По команде весь полк запустился,выруливаем, первое звено уже на полосе (я во втором звене). За нами вытягивается второй полк с торпедами.

Командир полка просит взлет. -Минуту ждать! Через минуту-две опять - Разрешите взлет! -Минуту ждать! И так раза три. Потом команда: -Двигатели выключить, из кабин не выходить, запуск по трем зеленым ракетам.

Через три часа зарулили на стоянку, бомбы не снимали, Трое суток провели в штабе и около него, потом - отбой. Вот я описал то, что было. Больше ничего не знаю кроме того, что за несколько минут, когда мы были уже на взлетной, авианосная эскадра застопорила ход. Остальное - додумывайте сами. Знаю только одно: наш полк был послан для отвлеченияи должен был быть практически полностью уничтожен: 27 тихоходных ИЛ-4 (если не ошибаюсь - 270км) плотным строем, на высоте 1200м.... Но тогда мы об этом не думали.

Вот такая история.
« Крайнее редактирование: 16.04.2009 00:30 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #1 : 13.04.2009 19:52 »


***

На каких самолетах летал в те давние былинные времена, и чем занималась тогда Морская авиация.

Окончил я Николаевское ВММТАУ в 51 году на Ил-4.Наше училище, насколько я знаю, (хотя нет полной уверенности, что это так), где выпускались и пилоты, и штурманы. На третьем курсе на боевые машины - Пе-2, ТУ-2, ИЛ-4, садились три матроса, три курсачя: летчик, штурман и стрелок-радисти и вперед, всю программу проходили вместе в таком экипаже.Летали по полной программе: маршруты, бомбометание, АФС,разведка, низкое торпедометание.Вот на этом остановлюсь маленько.Этим уже, наверно, лет пятьдесят не занимаются, и написано об этом мало, почти - ничего. А интересное занятие!

Подвивается торпеда, как сейчас помню: 25-36 АНУ, вместо Боевого зарядного отделения - учебное, в котором вместо взрывчатки - 190 литров(сядьте поустойчивей)чистого ЭТИЛОВОГО спирта.Я не зря подчерннул - этилового, только как. Для этого, как и для антиобледенительных систем применялся только чисткйший этиловый спирт.Почему? Очень просто:при любом, самом жестком, контроле, в противном случае потери в авиации были бы значительно больше, чем во время войны. Ну ладно, я малость отвлекся.

Углубление на торпеде ставится восемь метров, чтобы в борт не врезаля.
Взлетаем, и на полигон в Киркенитский залив, а там уже эсминец, а то и крейсер, ходит.
Выходим на полигон на 1200м, ищем цель. А, вон он прет! Разворот на цель, резкое снижение до тридцати метров. Боевой! Сброс за 8-10 кабельеовых. Выходим из атаки с разворотом, чтобы в мачты не врезаться. За пару лет до нас приизошел такой случай:

Вышел такой экипаж на полигон, а дымка была сильная, ищут цель. Видин штурманец в дымке
вдалеке какая то коробка шлепает. О! Вижу цель! Курс..., Снижаемся! Боевой!!! А это был какой то румынский транспартюга. У моряков еще память о войне свежа,видят - торпедоносец в атаку заходит, дают SOS, Видят след от торпеды, многие с борта попрыгали.Шума, говорили, меого было.
Да, веселое было время! А самолеты были старые, изношенные, на некоторых еще сохранились маленькие корабликиЮ на фюзеляже нарисованые..Редкий день обходился без задержек, а то и вынужденных. Похоронили мы тогда за лето восемь наших товарищей.
В следующий раз продолжу, если интересно.

***

... Много есть что рассказать о том далеком времени. Тем более, что, благодаря "Старшему матросу" я попал в свою родную компанию, все все понимают.А с Колей мы знакомы очень давно, более полувека, т.е еще с прошлого тысячелетия. Он еще под стол пешком ходил Его отец - летчик, и его дядя, штурман,Саша Бендрышев, это были мои близкие друзья. Представьте себе: в Николаевском гарнизоне в одной квартире живут два друга: летчик и его штурман, а жены их - родные сестры. А я хоть и служил в Сергеевке, но был у них частым гостем. Иных уж нет, а те - далече...

В январе 57-го перебрался я На Океанскую Нач. ПД и спасательной службы-штурманом корабля. И вот примерно через год поднимают мой экипаж по тревоге: На полигоне "Бухта Анна" упал ИЛ-28. Пошли в район, шесть часов ходили там, ничего и никого не нашли.. И так получилось, что в тот же вечер я ч чем то срочным загремел в госпитаь во Владивосток. На другой день мне кто то говорит, что Ил был из Николаевской дивизии, жив один летчик, лежит в соседней палате. Я бросился туда, моя же дивизия. И слышу такую историю. Пошлс на полигон. Летчик и штурман молодые, попали в облака, потеряли пространственнуб ориентировку, падают. Командир, как он мне сказал, приказал катапультироваться и сам катапультировался, он один и остался жив.

Я спрашиваю - А кто штурман бул?
- Да Вы не знаете, молодой.
Я только дух перевел, а он говорит: - Там еще штурман звена был - капитан Бендрышев....
Знал бы я кого я искал вчера весь день....

А потом я узнал подробности. Еще в бытность мою в Сергеевке в чью то дурную голову пришла идея полсаживать в кабину Ил-28 , расчитаную на одного человека, с одной катапультой, штурмана-инструктора. Мы еще тогда говорили, что добром эта идиотская затея добром не кончится. Вот и в этот раз так полетели: на основном кресле, на катапульте - Саша, а на боковом сиденьи, у прицела, штурман.
Когда падали - все переговоры шли в эфир:
- Садись на колени!!!
-Прыгайте, у вас дети! (За пру месяцев у Саши сын родился, а Ниночке три годика было)
- Садись, тебе говорят!!!!!

Вобщем - какапультировались они вместе. Штурман и стрклок-радист погибли сразу. А у Саши, как потом оказалось был только закрытый перелом одной ноги.Вю ночь плыл к стоя щему вдалеке крейсеру (тоже учавствовал в поиске, но с темнотой застопарил ход). Не думал умирать: пыталя привлечь внимание выстрелами из пистолета, вложенного в кабуру и застегнутую: ведь за утерю пистолета под суд отдают!

С рассветом вахтенный увидел его в 60-и метрах от борта крейсера. Медики пришли к выводу, что смерть наступила за сорок минут до того, как его подняли. Смерть - от переохлаждения организма.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #2 : 13.04.2009 20:14 »
***

Расскажу о самом, наверно, необычном экзамене в системе нашей родной Морской Авиации за все время ее существования.

Итак, утро 6 ноября 1951 года. День последнего государственного выпускного экзамена.В нашем классном отделении это История нашей родной коммунистической партии, тогда она называлась ВКП(б).Ну, это понятно, штурман торпедоносец без знания истории партии, это все равно, что жених без мужского отростка. Не подумайте, что это я придумал такое сравнение. Еще когда то очень давно нобелевский лауреат Михаил Шолохов написал повесть "Они сражались за Родину" Так там, но только в первом издании, потом вычеркнули, так вот там у него есть такое сравнение: - солдат без чего то там, ну и так далее...про отросток. Да, позавтракали мы и только собрались двинуться на последний экзамен, как молнией пронеслась весть:Приказ в Москве только что подписан!!!!!! То есть мы уже не курсанты, мы все уже лейтенанты, летчики и штурманы!! Ура!!!!! Ну, ура то ура, а дальше то что? А ничего, надо идти и сдавать экзамен. Представляете себе ситуацию??

Дело объяснялось просто.Обычно выпускники ждали Приказа пару недель, а то и больше.Уж не знали, бедняги чем заняться.В город не тянуло, наоборотт-ткое каких встреч уже избегали. в общем мучительное было ожидание. Кто бывал в Николаеве наверно помнят перед центральным входом в УЛО фонтан (когда мы были на тридцатилетии в 81 году он еще был).

Так вот за год до нас, мы из окна аудитории наблюдали занятную сцену: Заросшие, одуревшие вконец выпускники выпустили из банки наловленных в Буге бычков в фонтан, расселись вокруг с удочками, через полчаса бросили удочки,повылавливали этих бычков руками, выкинули их куда попало и пошли в кубрик, наверно - спать.

А у нас была иная ситуация. Училище расширялосьВместо нас, 192-х человек, набрали что то около 350-и первокурсников, девать их было некуда, жили они в палатках. А уже осень глубокая, болели, ныли. Ну и начальство правильно решило, что так как все мы были обречены на успешную сдачу экзаменов, то был заранее составлен проэке Приказа, и отправлен в Москву.А там, повидимому на день ошиблись. Мы всего этого конечнотогда не знали. И вот представьте себе:сижу я с билетом, один из самых последних, в гнусно-приподнято-праздничном настроении и смотрю в окна: в одно вижу около кубрика курсачи наши (вернее уже лейтенанты, как и я)кителя с золотыми погонами примеряют, фуражки с крабами, в другое - в трибуну последние флаги втыкают. А я должен рассказывать какая там толковища была на пятом съезде!!!А в голове, конечно торричелева пустота.

Хорошо - председателю, генералу, в туалет понадобилось.Тут же подскачил Нач цикла Истории партии, полковник, Что у тебя, пятый съезд,Знаешь?
Пиши: - выступали....Вопросы.....Решения.....

Вобщем вышел я, отбарабанил все,как паномарь, получил полновесную пятерку. И через полчаса на торжественном построении всего Училища слушал Приказ.



Я в кабине Утёнка. Слева- Коля Суханов, справа- Володя Томашков.


***

Предпоследний экзамен был четвертого ноября - Минно-торпедная подготовка, т.е. основное для штурмана торпедоносца.

Беру билет, и сразу бросается в глаза второй вопрос - Рассчет угла раствора двух торпед при ударе по цели, идущей ходом...узлов под курсовым углом...градусов.Ну, думаю, тут я блесну! Это был самый сложный вопрос всего курса, две страницы сплошной математики. Я не был никогда отличником, так - середнячок. Но как то так получилось, что именно эту тему я очень хорошо разобрал, это был мой коронный номер. Но взглянув на первый вопрос, я обомлел: Преоритет в области развития минно-торпедного оружия. Ужас!

Большинству из вас, к счастью, понятие борьбе с космополитизмом известно только из литературы. а тогда был самый разгар этой самой борьбы.А сводилось все к тому, что весь мир был в еще совершенно диком, первобытном состоянии. Но они сукины дети, все великие открытия и изобретения российских ученых приписали себе, и необходимо наконец с этим разобраться и доказать что на самом-то деле все как раз обстоит наоборот. И тут же французская булка сразу стала называться городской булкой, трубка Пито - трубкой приема статического и динамического давления, а этот спортивный снаряд, как нам заявил в физкультурном зале прерподаватель, носивший иностранное название "лопинг", с сегодняшнего дня называется по русски просто: Русские круговые вращающиеся концентрические качели.Понятно? А теперь, курсант Кнава, пошел на лопинг! И мне надо было всю эту ахинею вспоминать. Ну, нашел я эти данные где то среди разрешенных схем, переписал, вызубрил.Вышел отвечать и выпалил одним духом:
- Первый самолет иизобрел русский офицер Можайский
- Радио изобрел русский инженер Попов.
- Радиолокацию тоже изобрел Попов. Во время радиопереговоров между двумя кораблями связь прервалась, а Попов обратил внимание, чтръо между кораблями в это время проходила металлическая баржаи и радиоволны отразились, и так далее...
- Первую торпеду изобрел русский офицер Акимов
И вои так я отчеканил пунктов двадцать
- Ответ окончен, разрешите отвечать на второй вопрос?

Пркдседатель комиссии, если память мне не изменяет, это был генерал-лейтенант Кадомцев, зам по летной Преображенского, говорит:
- Что там у вас? Рассчет угла раствора двух торпед...... Я думаю, если вы первый,такой важный вопрос так хорошо знаете, то второй - тем более. Садитесь, пять!

А закончил Кадомцев жизнь трагически.Взлетел он на каком то МИГе новом,не помню каком, а он летал на всех истребителях, и на высоте вдруг слышит приятный женский голос: "Пожар левого двигателя, пожар левого двигателя" Он Заорал "Какая еще п... вмешивается в технику пилотирования! И через пару секунд взорвался. Так рассказывали о его гибели.Он не знал еще, что на новые машины начали ставить Эти устройства, я забыл как они назывались. Мы их "Машками"звали, Я с ними познакомился позже, когда работал на Ан-12 в Полярной Авиации. Дурная техника, плохо работала, Мы ее отключали. А вот тогда сработала четко.

***

Спрашивали - на каких машинах мы летали в те былинные годы.

Окончил я Николаевское ВММТАУ в 51-м году на ИЛ-4, и на нем же летал год в полку на ТОФ в Романовке.На этих машинах полк Преображенского Берлин бомбил. Но как они добирались туда,я имею в виду штурманское оборудование самолета, я не понимаю. Ну представьте себе, братцы штурманы: компас стоит на полу кабины, в носу, как с корабля восемнадцатого века снят,картушка в жидкости крутится, вокркг - шкала. Высотомер, вариометр, КУС. Все.Нет, не все: еще РПКО-2, т.е. радиополукомпас. Надо настроиться на станцию, а потом развернуть рамочную антенну на станцию.А как это делается: надо крутиь рамку добиваясь на слух минимального приема. А слух у каждого разный, и минимальный прием у каждого свой, так что даже выйти на привод не так просто. А уж определиться прокладкой пеленгов, это вообще проблема. А ведь летали, это же в армии был дальний бомбардировщик!

Конечно, никакого обогрева в кабине не было.Зимой, скажем за бортом минус тридцаь, и в кабине те же тридцать Ну, унты , меховая куртка, краги меховые до локтя. Но ведь надо и работать.Покрутишь в руках карандаш, НЛ, ветрочет (может ужа многие и не знают что это за штука такая - ветрочет)и руки куда? - в меховую ширинку, только там и отогреть немного можно было. Бомболюк открывался чисто механически нажмешь на ручку и створки вываловаются под собственной тяжестью на тросах. А поднимаются вращением большого шрурвала на правом борту. Хороший самолет был!

Потом год на ТУ-2 летал, это уже в Сергеевке, в Николаевской дивизии. Там - главная радость штурманская, это АРК-5. Это-же чудо: настроился и сразу тебе стрелка курсовой угол показывает, и поправок никаких!!! Такое-же потрясение я испытал, когда уиидел через много лет на АН-12, уже на гражданке, маленький приборчик - ДИСС - доплеровский измеритель скорости и сноса. Никаких тебе бортовых визиров, никаких тебе контрольных участков! Сиди себе как в лаборатории и снимай показания: стрелочка тебе УС выдает, цифирьки крутятся - путевая точная, это ж какая благодать! Там б.люки большие, длинные, торпеда заходит свободно. Скорость 360км, это уж была более современная и гораздо более подходящая для Минно-торпедной авиации.

А потом, в конче 53 года переучились на ИЛ-28. Это уже начало новой эпохи, эпохи реактивной техники. Правда через несколько лет я вернулся на поршня, на Бе-6, и эти пять лет на лодках, последние мои годы на флоте, были, пожалуй, для меня самыми лучшими за всю службу. Ну, о лодках, это отдельная тема.

Но был еще один самолет, реактивный самолет, о котором далеко не все знали, это ТУ-14.
Очень длинный, низкий, гораздо ниже Ил-28, зеленый.А длина за счет большого, метра два или больше, гермоотсека, сокершенно пустого, там только несколько электронных блоков стоало.Говорили, что Туполев там хотел какой то третий, дополнитнльный, двигатель поставить. Армия, говорили, от него отказалась, а у нас было два полка: один на ТОФе, один не другом флоте.

Его необычный вид привел к трагедии. Это был период "холодной войны". Американцы чуть ли не ежедневно шастали у наших берегов, поднимались истребители, иногда сбивали. Была даже такая форма информации в газетах и по радио:"Были подняты наши истребители, и самолет-нарушиткль ушел со снижением в сторону моря". Значит, е...и его.

Так вот подняли однажды ДСы, пару. Наводили их наводили на нарушителя, а потом цель потеряли и приказали возвращаться. И вдруг ведущий видит - шлепает вдалеке какой то длинный, зеленый. Докладывает - Вижу цель, разрешите атаковать!
- Опознаете цель?
-Так точно, опознаю, разрешите атаковать!
- Атакуйте!

А потом , это уже позже по пленке прослушивали, голос ведомого:
- Вижу наши опознавательные и хвостовой номер!
- Х...я, камуфляж, это "Канберра", прикрывай, атакую!

Как потом оказалось, у ТУшки "Свой-чужой"не работал.

Штурмаом на сбитой машине был мой однокашник по Николаевскому училищу, а ведомым пары - однокашник по Ейскому ВМАУ.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #3 : 13.04.2009 20:43 »


***

Насчет полка Морской Авиации в Москве. В 50-м году, еще курсачем, во время отпуска в Москве, приехал в этот полк встретиться с приятелем. Где стоял полк не помню, но, мне кажется, не Остафьево. Но очень хорошо помню, что рядом с большим ангаром, как говорили - туполевским, стояли рядом два самолета: "В-29" - тот самый, который сел на одном из наших приморских аэродромов и был перегнан в Москву, и наш "Ту-4".

Это надо видеть: - один к одному! Только Боинг какой то обтрепаный, краска облезла, и пулеметы из башен торчат, а второй - как с иголочки, и вместо пулеметов - пушки.
 
Всем известно, что машина была цельнотянутая, как и все оборудование, вплоть до прицела. На ИЛ-28 стоял прицел ОПБ-4. Штука, конечно замечательная, но речь не об этом.

На корпусе прицела, впереди, сидел тумблер. Он был законтрен, и внутри корпуса к нему не подходил ни один проводок. Повидимому когда конструировали "Норден" , то что то хотели сделать, а потом не понадобилось. Но был приказ: не умничать, делать абсолютную копию!

Вспомнил! Московсеий полк в пятидесятых стоял на аэродроме "Измайлово". Там уже давно город.

***

Насчет А-20 и "Бостона", до какого года они летали у нас.

Что я могу сказать об этом. Конечно слышал я о них много. Видел "Бостон" один раз, в Скадовске, мы туда перелетели на вторую половину лета для полетов на торпедометание из Чернобаевки в 51-м году, Это все были наши училищные аэродромы. Однажды вдруг сел у нас "Бостон". Мы, конечно его тут же весь облазили. Очень он нам понравился: так здорово там в кабинах, так красиво, по сравнению с нашими ИЛами.

Когда я приехал на ТОФ через полгода, там ни тех, ни других уже не было. Может на других флотах еще оставались, не знаю.

Помню рассказ старших ребят о том как их готовились сдавать американцам.
Пришел приказ готовить машины к сдаче, привести их в идеальный вид. Заменили все, что можно было, опустошив все склады запчастей, вычистили, вымыли, вылизали, покрасили, Ждут американцев. Садятся две машины: Дуглас и большой грузовик, из которого выползло какое то чудище, что то вроде громадной хлопушки. И пошла эта зверюга вдоль стоянки, сзади самолетов. Подошда к первому самолету - хлоп! хвост в смятку. Ко второму - хлоп!...хлоп...хлоп...хлоп.. Залезла в свой грузовик, и обе машины улетели. Вот такая была история, как мне ее рассказали.

Мне кажется, что неправильно считать, что Ту-16 пришли на смену Ил-28 Они пришли немного позже Ил-28х, по, вобщем работали в одно время. Да и выполняемые задачи у них были совершенно разные.



***

Мне много раз, за мою почти сорокалетнюю службу в авиации задавали вопрос: - А правда ли, что летчики часто пьяные летают? - вот мне рассказывали, что.... Я всегда это категорически отрицал. Говорил, что этого нет и не может быть. Ну, по причинам всем нам известным, не буду распространяться. И говорил я это совершенно искренне.

Но жизнь - она штука достаточно сложная, абсолютно все предусмотреть невозможно. Правда эта история произошла уже не в Морской, а в Полярной Авиации, где то в середине шестидесятых.

Наш экипаж Ли-2 дежурил на Диксоне, это центральный аэродром Западного сектора Арктики, куда входят и архипелаги - Северная Земля и Земля Франца Иосифа, и полярные станции на многочисленных островах, и дрейфующие в океане станции СП, вобщем - много чего.

А дежурством это называлось потому, что мы должны были в любое время, и где бы мы не находились выполнить сан рейс в любую точку, где это срочно потребовалось:заболел кто то, срочная операция, нужна. белый мишка подрал, а то и просто какой то полярнице аборт потребовался. А что поделаешь,ей, как и любой гражданке Союза по закону полагается.

На самом деле дежурство, это обычная работа, которой на Диксоне всегда очень много. Так много, что мы, как правило, за месяц налетывали две месячные саннормы, т.е. около двухсот часов. А как же НПП? Оказывается можно и рыбку съесть....Просто мы вылетали на работу из Москвы обычно с пятнадцатого и по пятнадцатое. И в том - сто, и в этом сто, и по документам - не придерешься.

И вот однажды возвращаемся мы после трехдневной работы: сбрасывали почту по всем полярным станциям, на Диксон. Я просматриваю документы,подсчитываю налет.

- Ребята, у нас будет полная саннорма, а сегодня двадцать седьмое. Значит три дня свободны! А тут бортмеханик, Володя Водопьянов (кстати - сын того самого..) голос подает: - и трехсотчасовой регламент!! А это минимум пара дней работы. Общий восторг!

Три дня гарантированного отдыха! Не только какой то министр, сам Господь Бог на может приказать нам лететь до конца месяца, иначе он несет всю ответственность за все, что мы натворим в полете.
Сели, привели себя в порядок, и за стол. Уставшие,наработавшиеся. Ну, а у нас, конечно, было, да и магазин рядом. Посидели крепко, не до поросячьего визга, конечно, но захорошели маленько, и расползлись по краватям. Погасили свет, и только только чувствую, что проваливаюсь куда-то во тьму, кто то хлопает по ноге - дежурная: штурман, к телефону. Звонит диспетчер, Володя Татаринов. Этот наш разговор я запомнил почти дословно, хоть и прошло столько лет.

- Марк, срочный санрейс на Грэм-Белл!
У меня душа в пятки: это остров на Земле Франца Иосифа, сразу в мозгах крутится - в один конец 1200, но там нет заправки, значит - через "Средний" (это аэродром на Северной Земле, это значит - 1600! Это еще двое суток работы, а мы еще...

Понимаю, что лететь надо, это тот самый случай, когда все материковые законы и наставления отступают перед Законом Арктики, хоть и неписаным:Там умирает человек (солдат, у него перетонит), и только от нас зависит - останется ли он жив. Но человек за соломинку хватается: оттянуть хоть на пару часиков!
- Володя, у нас саннорма..
- Ты что, ох... что ли, срочный санрейс!!
- Володая, но у нас трехсотчасовые...

В ответ слышу рев, крик, визг с поминовением всех моих родных до пятого колена, апостолов, и прочая, и прочая...
- Ладно, Володя, поднимаю экипаж, вылет через два часа. Открыть дежурство в Нагурии, на Среднем, в Амдерме, Хатанге,Эклипсе,Усть-Каре. Вахту открыть на Русском, на Успении, Преображении, Визе,на Ркдольфе, Виктории...

Полярная ночь, мы одни в Карскрм море, погода плохая и быстро меняющаяся, и нам необходимо погода , прогнозы и готовность принять нас всех аэродромов, и фактическая погода на всех полярных станциях. И чтобы была бесперебойная связь!

Поднимаю ребят, "Радую" их, что санрейс только на Грэм-Белл, что погода - хуже некуда, но лететь надо. Идем на медосмотр Леночка, молодой врач, но уже старая полярница, она все понимает. Щупает пульсы наши, пишет всем 70-80 -Как вы, мальчики? А ей с нами лететь надо!

Взлетели. и тут, по закону подлости, господь выдал нам все, что у него было самое мерзопакостное. Сразу вошли в облака и началось сильнейшее обледенение. Ну представьте себе что это было такое, если на винты и стекла пришлось выпустить не только весь спирт из системы, но и весь из 60-и литрового резервного бака в фюзеляже! Качали альвеером и плакали! С большим трудом, почти на взлетном, еле еле пробились за облака на 4700. А кислорода на Ли-2 и в помине не было, в общем те еще условия, да еще к нашему состоянию.Леночка все к нам подходит: - Как вы, мальчики?.. Ничего, все в порядке. А сами все друг на друга поглядываем.

Рейс этот продолжался двое суток. Солдатика мы спасли, доставив его в Воркуту.

Подробности всего этого рейса описывать не буду, хотя это был, пожалуй, не только самый трудный, но и самый интаресный полет. Вся эта история продолжалась двое суток, да еще день работы до этого.
Но самое тяжелое для меня во всей этой истории было невероятное желание спать. Все остальные спали.Автопилот работает, пилоты дремлют по очереди, бортмеханик спит в своем уголке, радисту тоже временами выпадает по 20-30 минут. Для меня же, штурмана, это было совершенно исключено. Я подсчитал потом, что я не спал трое сутоки шесть часов.Это было для меня самое большое испытание в жизни. И спасли меня, да и всех, наверно, три банки кофе, кокорые я один употребил за эти двое суток. Сначала по две, потом по три, по пять ложек в чашку.

Зато когда, в конце концов, сели в Воркуте и пришли в гостиницу, я уснул по системе "храп стук", то есть вначале послышался храп, а потом стук падающего тела.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #4 : 13.04.2009 20:59 »
***

Спрашивали меня - как в наше время, т.е.в пятидесятых годах, решался квартирный вопрос. Как я понимаю, имеется в виду квартирный вопрос для демобилизованных и отставников.

Но я , с вашего разрешения, сначала немного хочу об этом самом вопросе в наших гарнизонах. Я, за исключением последних шести месяцев, служил на ТОФ. Начинал службу в Романовке, хорошо знаю Кневичи, Николаевку, Новороссию, Новонежино, Океанское.И еще - Сергеевку, в ней я прослужил четыре года. Ну, Сергеевка, это гарнизон особый, и полк там был особый, и быт там был тоже особый. Я о Сергеевке еще обязательно расскажу. А пока скажу только, как мне один приятель сказал, что перейдя из Сергеевки на Океанскую, это все равно, что ты пересел из "Запорожца" в "Мерседес". Это еще слабо сказано.

И еще один момент. Я не знаю: - может там и до сих пор ничего не изменилось, и ничего нового я вам не раскажу. Но ведь прошло уже полвека!! Я был почти уверен, что в военных гарнизонах уже давно все изменилось. Ведь армия уже совсем другая, гигантское жилищное строительство в стране. Что же, оно наших гарнизонов не коснулось?!! Такого быть не может!

Но во время трагедии с "Курском" по телевизору несколько раз показали гарнизон Видное", эти старые обшарпаные двухэтажные ДНСы, точно такие же как полвека назад в наших гарнизонах (только тогда они были намного новей, и поприличней выглядели), текущие потолки в комнатах, и живущие в этижх комнатах семьи подводников атомных лодок, уходящих на много месяцев в океан. И я понял - это навсегда!

Мне тут попалось упоминание, что Романовка захирела. Дом офицеров в полуразрушенном состоянии. А в пятидесятых это был очень хороший городок, а Дом офицеров у нас был, кажется, лучший на ТОФе. А все остальное было везде одинаково. Одинаковые двухэтажные дома с трехкомнатными квартирами. В каждой квартире - три семьи. Или - вариант, в маленькой комнате - пара холостяков. Вода - в колонках, туалеты (типа - сортир) тоже снаружи, один на несколько домов. Правда электричество везде было (кроме Сергеевки, но там и воды тоже не было) Вот так и жили. И воспринималось все это тогда как то нормально.

Не избалованными мы тогда были...

Ну, а насчет жилья после службы как то тогда тогда и вопрос вроде остро не стоял. По каким то правилам, инструкциям, военкоматы ставили на учет, на очередь... Да и мало тогда уходили.
А вот в шестидесятом, когда было хрущевское сокращение "1200000", когда был сломан хребет российской военной авиации (я об этом еще расскажу), был издан Указ Президиума Верховного Совета (все с больших букв, как было принято. Кстати анекдот: Как отличить украинца-патриота? А он пишет москва с маленкой буквы, а Сало - с большой).

Да, так по тому Указу демобилтзованным офицерам обязаны были дать жилье в течении ТРЕХ месяцев! И у каждого была справка, что он демобилизован ПО УКАЗУ...

Как этот Указ исполнялся, это уже другое дело. Об этом можно много рассказывать.



***

Я подумал, что многие, приезжая в Николаев на разные там курсы, переучивания, могли знать человека, о котором я хочу рассказать. Когда мы были уже выпускниками (для штурманов это был четвертый. а для летчиков - пятый год курсантской жизни. После Войны много разных перетрубаций было, задержек на год выпуска пр...) в чью то дурную голову на Скаковой аллее- 4 пришла мысль, что для поднятия воинской дисциплины надо в наше МОРСКОЕ АВИАЦИОННОЕ училище прислать воспитателями, командирами взводов (взводов у нас никогда и в помине не было) молодых выпускников пехотного училища.

И к нам попал такой пацан, лейтенант Вася, после двух лет в своем пехотном училище.

Ну, вы можете себе представить что из этой затеи получилось. Нет, для первокурсников, и, может быть даже и для второкурсников, для молодых салажат,это было принято как норма. Но для нас это было воспринято, как оскорбление! И вели мы себя соответственно. Да мы и чувствовали негласное сочувствие и поддержку командования курса,полковника Денщика.

Конечно никто его не боялся, отмахивались от него как от назойливой мухи. Он бежал жаловаться Денщику. А тот ему говорил: - не лезь к ним, они службу лучше тебя знают, посадили тебя сюда, и сиди тихо...

Заходит он однажды в кубрик, а мы сидим там и болтаем о чем то своем. И слышит Вася, как один из нас говорит что то такое, вроде - лежу я, братцы, на курсе... Наш "воспитатель" не выдерживает. и командирским голосом орет: Товарищи курсанты!Это что за жаргон! Вы штурманы. или хулиганы!? Это на бабе лежат, а не на курсе! В ответ, конечно, тут же получает: - Пошел на х..! Поворачивается, и бежит в кабинет Денщика, через несколько минут выходит как побитая собаченка, и у нас больше в этот день не появляется.

....Отбой, дожимся спать. Появляется Вася: - Это что такое! В тальняжках, да еще шинель на одеяло! Вот у нас в пехоте в одних трусах и под одним одеялом!....

Кто то из угла орет - Холодно!!
- Он смотрит на термометр на стене: - 18 градусов это холодно!?,-
- Он неправильно показывает, с него девиацию не списывают!!.
И тут мы мсе хором: Не списывают девиацию!! сколько раз Деньщику говорили, холодно, замерзаем!!!!!!!
 
Бежит к Деньщику: почему с термометра девиацию не списывают? Через несколько минут тот приходит: - Ребята, ну что вы над парнем издеваетесь! А вообще парнишка он был неплохой.

Прошло много лет. И вот в ноябре восемьдесят первого собрались мы на свое двадцатипятилетие. Встречает нас какой то подполковник, размещает по комнатам в гостинице, организует питание. По всем, говорит, вопросам обращай тесь ко мне, я все дни буду с вами. И тут чей то голос: - Никак Вася!!! Точно, он самый!

Вот так вырос человек на своем боевом посту, "воспитывая" курсантов. а потом устраивая быт приезжающих на переподготовку офицеров. Наверно и до полковника дослужился.
Вот я и подумал, что в восьмидесятых, может, кто его и встречал.
« Крайнее редактирование: 13.04.2009 21:34 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #5 : 13.04.2009 21:18 »
***

Расскажу я вам лучше о послевоенной Морской Авиации.
Я хочу рассказать о ВМАУ им. Сталина, так оно тогда называлось.

После Войны в Морской Авиации было четыре училища: В Ейске - истребительное, в Николаеве - Минно-торпедное, в Новоград- Волынске - училище связи, и в Молотове (Пермь) - техническое.

Я приехал в Ейск в августе сорок седьмого.Громадное здание училища полуразрушено, так целый год еще весь наш камбуз был был без крыши, под открытым небом. Поселили нас в старой бане и, первым делом, конечно - мед. комиссия. Каждый день вызывали на комиссию человек двадцать-двадцать пять. Моя группа была одной из самых удачных: из 25-и прошли пять человек! А что удивительного - время тяжелое, голодное, много было очень нездоровых ребят. Но в основном ломались, как мне помнится, на кресле Барани.

Для набранных с трудом кандидатов экзамены были чистой формальностью. А потом была мандатная комиссия. Это ужу серьезно. Стоишь перед ними, а они перетряхивают всю твою анкету, и твою жиз0нь, и всех твоих родственников до седьмого колена.
- Был ли ты, или твои родственники за границей?
- Был ли ты, или твои родственники на территории, оккупированной немцами?
- Был ли ты, или твои родственники осуждены советским судом. Если - да, то когда и по каким статьям. И т.д. и т.п., и пр, и пр....

И только много позже,через несколько лет, до меня дошло как мне невероятно повезло: я тогда о своем возрасте совершенно не думал, а они просмотрели, что мне было всего шестнадцать лет. После Приказа - получили мы матросские робы и два месяца - Курс молодого матроса. Очень мало строевой, и очень много работы по восстановлению здания училища. А потом - Присяга, Полная матросская форма, хромовые ботинки, ленточка на бескозырку с надписью "Военно-Морское авиа училище" Знай наших!

У нас не было взводов, рот, и прочих армейских штучек. Было шесть полков: два учебных, это первый курс, самолет УТ-2, три боевх полка, в каждом из которых одна эскадрилья - второй, и одна третий курс, это Ла и ЯКи. И один полк - лодочный "Каталины", большие американские лодки.

В эскадрилье три звена, в каждом - три летчика -инструктора. Таким образом сразу после присяги я знал своего комэску, командира звена, и, главное, своего инструктора, лейтенанта Ивана Васильевича Шебашова, который через несколько месяцев будет учить меня летать! И больше никакого начальства! Нет, был еще старшина эскадрильи мичман Кучеренко, хороший был мужик. Прошло уже, сами считайте-сколько лет, но не могу не воспроиз0вести ДОСЛОВНО двух его высказываний:
-пперед увольнением: -...А если кто нарушит, из носа по капле кр-р-р-овь выпушу,
в лавр-р-р-овый лист иссушу!!
- и его политинформация: - Двадцать второго июЛя одна тысячя девятьсот сорок первого года немецко-фашистские фашисты под ПРИКРОВОМ темной ночи, ПОЛЗКМА и ВНЕЗАПАДНО напали на нашу Родину.

Вечерами, очень часто, наши инструктора приходили к нам в кубрик, садились на одну из наших коек, мы как цыплята собирались вокруг, и начинались разговоры об учебе, о наших родных, о нашем самолете, нашем УТенке,(мы даже уже знали его хвостовой номар), о будущих полетах.Наши инструктора знали о каждом из нас абсолютно все. А мы смотрели на них, как на богов, и каждый вкчер ждали их прихода.

С самого начела лета выехали на свой полковой аэродром, это большое ровное поле на окраине большой кубанской станицы Ново-Щербиновка и, как только подсохла земля начались полеты на нашем УТ-2.
УТ-2, хорошая была машина. Мотор М-11, 120 лошадей. Кабина открытая, с козырьком как у мотоцикла. Никакой электрики и, тем более, электроники. Для запуска кто то из нас проворачивает винт пока не нащупает компрессию, резко проворачивает его (срывает компрессию, и отскакивая в сторону кричит - Контакт! Инструктор из передней кабины отвечает - Есть контакт! и крутит ручку магнето. От винка! есть от винта!! и поехали на старт. У нас в полку было 136 курсантов, вылетели самостоятельнно 92, остальные - через день на ремень, в стрелковую роту, или в флотский экипаж. Подавляющее большинство из них не прошло дальше девятого упражнения - исправление ошибок.

Да забыл о самом интересном, о нашем СПУ. Представьте себе: дюралевая пластинка см 8-10 в диаметре с дыркой посередине. К пластинке этой перпендикулярно плоскости приварена (припаяна) трубочка см 10, совмещенная с отверстием. Эта трубочка изнутри шлема через дырку выходит наружу, а пластина прилегает к уху. На этот выход одевается конец длинной резиновой трубки, идущей в переднюю кабину и заканчивающейся резиновым раструбом, в который инструктор говорит. ВСЕ!!
Не знаю как после нас, на других самолетах, но но на УТ-2 первый самостоятельный полет выполнялся с мешком песка в передней кабине для центровки.

Отлетали по кругу, начались полеты в зону.Учили накс всему, на что способен иаш УТенок. А он умел довольно много: хорошо штопорил и выходил из штопора, глубокие виражи, петли, переворот через крыло, бочки, иммельманы, боевые развороты, даже выполняли каскады фигур: переворот-петля-боевой.
Через некоторое время, довольно скоро после первых самострятельных, к нам стали частенько подсаживать не только наших же курсачей(кто то доджен был быть в передней кабине)но и просто пассажиров: - писаря их штаба, механика с-та, шофера с заправки. Не забуду, как мне в зону посадили какого то комсомольского работника из штаба ВВС, капитана. Перед выруливанием на плоскость заскочил наш старшина, Кучеренко, и прошептал в ухо - Не заставишь вытравить комсомольца - из носа по капле... Крутил я его как мог. Приказание выполнил, заставил! Но какими же восторженными глазами он на меня смотрел! На семнадцатилетнего пацана! Разве такое забывается?!

А потом маршрутные полеты. Вначале на сорок минут, а потом двухчасовые.

Там мы все здорово похулиганили. Маршрут проходил через село Круглое, прямо на берегу Киркинитского залива. Главная улица перпендикулярна береговой черте, и на ней нет ни одного столба. И мы при подходе снижались и вдоль этой улицы на высоте трех-пяти метров..., а в море рыбацлие шаланды, а мы вокруг них виражи....

Поверьте, я ничего не выдумываю. Я сам потом много много раз думал: как нам это сходило с рук, ведь командир полка, подполковник Рыбкин, наверняка знал о нашем хулиганстве. И мне приходит в голгву только одно: из нас готовили истребетелей, а летчик-истребиталь должен быть, в каком то смысле воздушным хулиганом. бандитом.

А многие наши командиры сами еще недавно воевали и не очень там думали об инструкциях. Может и не так, но мне ничего другого не приходит в голову.

Потом экзамен в зоне. Принимали экзамены командиры и их замы наших боевых полков.
Ну, а потом второй шеврон на рукав, и в отпуск.
« Крайнее редактирование: 14.04.2009 01:17 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #6 : 13.04.2009 21:32 »
***

Надо сказать, когда я пришел в Форум (благодаря Старшему матросу, сыну одного из самых близких моих друзей, конечно - морского летчика, дальневосточника) то сразу почувствовал, что попал в свой мир, где я все понимаю, и меня понимают с полуслова. А это, действительно, мой мир после того, что я прослужил в авиации тридцать восемь лет, и окончил службу с налетом девятнадцать тысячь часов, половину из которых - в небе Арктики. Так что есть что вспомнить. Кстати говоря, и сейчас недели не проходит, чтобы я не "летал" всю ночь.

Завтра 22 июня и тоже воскресенье, как в сорок первом. Вспрмнилась мне одна история, связаная с началом Войны, со случаем совершенно невероятного совпадения, какое может быть у одного из тысяч, да и то раз в сто лет,и конечно - с Морской Авиацией.

Приехал я после Училища во Владивосток как раз на Новый год, встретили его со своей компанией в "Золотом роге". А потом в часть, в 1535 МТАП, в Романовку. Я читаю сейчас, что гарнизон захирел, ДОФ разваливается, а тогда это был цветущий, по тем временам, гарнизон, а Дом Офицеров был, по моему. лучшим на ТОФе.

Я прожил в Романовке один год, (потом Николаквка, Сергеевка, Океанская), но никак не могу не вспомнить Командира дивизии, Героя Советского Союза полковника Пирогова. Связано у меня с ним три интересных воспоминания.

Сидим мы с двумя приятелями на КДП: я дежурный по аэродрому, а они - поболтать пришли. Воскресенье, выходной день. Неожиданно появляется новый комдив, мы о нем только еще слышали. Осмотрелся, покрутился: - Я, говорит, здешние места хорошо помню, вон там Путятин виднеется..
А я,(конечно по дурости): Товарищ полковник, это не Путятин, а Аскольд.
- Нет, товарищ полковник, это точно Аскольд, а Путятин за сопкой скрыт.
- А я говорю...!!!!

Вобщем обложил он меня как пологается и ушел. Ребята говорят - Нашел ты.Марк, на свою жопу...
Проходит какое то время, он опять появляется. Ну. думаю, все! Кранты! А он подошел ко мне и говорит: - Товарищ лейтенант, прошу меня извинить (и приятели мои тут же стоят) Я в кабинете взял карту, буссоль, проварил, это действительно Аскольд.

Это первая история.
Сидим мы как то в компании. выпиваем, разговариваем. зашел разговор о новом комдиве. И тут один из старых летчиков, кажется командир звена, говорит: - Верьте моему слову, братцы, с приходом Пирогова мне п....ц приходит.
- Что,как, почему?
- А Звезду он, паскуда, получил вместо меня, и он мне этого не простит.

И рассказал он, что торпедировал он какую то важную цель (не помню какую, не хочу выдумывать). Прилетели доложили, но снимки не получились. А за ним шел Пирогов, и он представил снимки тонущего судна. Поимерно так.

А третий случай, это уже через шесть лет, в Москве. В самом конце отпуска мне "приспело" жениться. ЗАГС назначил на 25 ноября, на 10 утра, а самолет у меня тоже на 25 ноября, правда чуть позже, в 16.00. Я чуть чуть поясню, чтобы уж очень не удиылялись. Мы знакомы были еще с десяти лет. Но я думал, что она в Уссурийске после института, и взял билет с запасом на три дня. Зашел я к ее матери за несколько дней повидаться, письма там взять, еще что-то..., а оказ0ываетя Нина то моя в Москве! Вот такая ситуация. (В прошлом году Золотую свадьбу отпраздновали).

Да, но надо же продлить отпуск хотя бы дней на десять! Отправился я на Скаковую д. 4.
Вхожу в кабинет Нач. Отдела кадров: - он!. Пирогов!!
Ну,копыто к уху: - Здравия желаю, тов.полковник! Так, мол, и так...Прошу продлить отпуск в связи с.... Вот справка из ЗАГСа...

Выдал он мне все, что про меня думал: - весь отпуск прогулял, проблядовал, а теперь жениться в последний день!!!! Вот распишитесь, и улетай, а жена не поезде сама приедет.Я в ужасе, конечно.
Тов полковник, только десять дней, только чтобы вместе на поезде...
- Я сказал- нет.
- Тов.полковник!... Вобщем довел я его.
- Вон отсюда!!!!!!!!!!!!

Делать нечего. Я в ужасе от пепспективы такого начала семейной жизни четко поворачиваюсь вокруг левого плеча и топаю к двери. А он орет сзади: Я сам был молодым! Я командиром дивизии был, у меня сотни таках как ты было!!!

Я, уже, стоя в открытых дверях, поворачиваю голову назад: - Я знаю, что Вы были Командиром дивизии.
-Откуда ты знаешь?
- Я у Вас в дивизии был.
- Где?
- В Романовке, в 1535 полку.
- Иди сюда, давай отпускной!
"Продлить отпуск на десять дней."
- Спасибо, товарищ полковник!!!
- Иди, иди. Счастья вам!

Двадцать восьмого мы поездом выехали во Владивосток.

Я так отвлекся на Пирогова, что уже нет возможности сейчас рассказать о самом главном, о чем хотел рассказать. Но я это сделаю сегодня же вечерком, или завтра.

***

Летали мы с полосы в Романовке. Там была бетонка, если не ошибаюсь, длиной 120з метров. Для ИЛ-4 и ТУ-2 вполне хватало. А Пристань появилась только через несколько лет.

Теперь насчет того - видны острова, или нет.Единственно что я возможно перепутал, это - какой из двух островов виден, но с вышки, с КДП, а она была достаточно высокая, один из островов был виден. Вы упомянули Рейнике, и мне сраз0у вспомнились все острова подряд:
Русский, Попова, Рейнике, Рикорда. А потом -Желтухина, по которому и вокруг которого мы много накидали бомб, особенно когда работали с 10000 по локатору (ПСБН) из за облаков. Приятно вспомнить. Я не ошибся с островами?

Теперь - о моей истории.
Приехал в полк в первых числах января, а 24 февраля, т.е. на другой день после праздника я был отстранен от летной работы, за пьянку, и отправлен на месяц командиром взвода на лесозаготовки в тайгу на Шкотовское плато. Надо сказать, что я был не только самым молодым летчиком на ТОФ (мне так сказ кадровик в Штабе ВВС),но и, мягко говоря, самым малопьющим, хотя принять 150 и закусить огурчиком в увольнении был хорошо приучен.

Я был там мало виноват, на мне отыгрались. На потеху всего полка за мной там прочно укрепилась кличка Алкаш. Но это все не важно, попал, и попал.Тем более, что причина то вполне благородная, мужская, не скажешь, что не за х.. погорел. А, кстати, там же, в том же году за него, родимого, загремел на двое суток на губу: долженбыл утром сдать анализ мочи, и забыл, а полковой лекарь, подполковник Лазебниковменя долго ждал, и со злости влупил мне.

В тайге мы должны были еженедельно проводить политзанятия. Понятно, что мы клали на это мероприятме,но правом один день в неделюг готовиться к занатиям конечно пользовались.
И вот однажды в такой день остались мы вдвоем со стариком капитаном из Шкотовского стройбата. "Стариком" - в моем понятии тогда, а было ему, наверно, лет сорок.

Сидим мы с ним, попиваем понемногу спиртик, и разговариваем.Точнее сказать он рассказывает, а я, развесив уши, слушаю.А рассказ0ывает он о Войне. А потом он говорит:
- Ты знаешь, Марк, прошел я от Москвы до Берлина, видел море крови и горы трупов, насмотрелся всякого. Но когда буду умирать,то вспоминать буду,не это, а глаза одного мужика, на мих глазаъх сходящего с ума.
- В начале войны призвали меня из запаса и дали роту ополченцев. Размещалась рота в новой школе, на третьем этаже в Замоскворече. Марк, ты москвич, знаешь Замоскворечье?
- Знаю, товарищ капитан.
- И вот однажды, 28 августа, пошел я вечером к своей знакомой, на Калужскую площадь, ты знаешь Калужскую площадб?
- Знаю, товарищ капитан.

А утром, только, только рассветать начинало, прибегает мой старшина. бледный, всклокоченный: - Командир, бомба,..все погибли...

Прибагаем мы к школе, а вместо школы куча обломков - прямое попадание крупной бомбы.
В вомбоубажище было четыреста женщин и детей, на третьем этаже моя рота - триста душ.
Школа: парты, доски страшный пожар, а рядом центральные мосты, Кремль! А немцы над городом! Съехались десятки пожарных машин.. Кто остался живым - задохнулись от дыма, захлебнулись. Из семисот человек осталось живых человек двадцать, а не раненых всего восемь человек. Это был самый большой очаг поражения в Москве за всю войну.

Когда мы прибежали, уже был отбой тревоги. Вокруг оцепление, идут раскопки.

На улице две горки: бОльшая - трупы, меньшая -узелки, вещи, что женщины с собой брали.
Вижу - какой то мужик пробивается, его не пускают, а он рвется: сын у меня там, сын!!! Пробился как то. Как сейчас его помню: шапка на нем из рыбьего меха, куртка такая же, усы, хромает. И вдруг он видит несут мертвого мальчишку. Он схватил его, прижал к себе, сынок...сынок... А глаза, Марк, ты был в Третьяковке, помнишь глаза Ивана Грозного? Желтые, выкатившиеся из орбит?
- П-п-п-омню, товарищ капитан.

И вдруг он встряхнулся: - это не он!!!!!! Он отдал кому-то мальчика, и рванулся в развалины...
- Марк, что с тобой, ты что??
А я слово сказать не могу, и дышать не могу, спазм горло перехватил.
- Ты что, ты что?
- Вы обо мне рассказ0ываете, и о моем отце!
- Как так?

А так: - это было голько не 28, а 26 августа.Земский переулок дом пять, 638я школа, это моя школа, мы с мамой были там, нас на третий день вытащили, действительно восемь не раненых было, и мы в том числе. А жили мы напротив, в доме десять. Папа дежурил на крышечтобы сбрасывать зажигалки Его сбросило вз0рывной волной, но удачно: сначала он упел на сарайчик, поэтому он прихрамывал.И шапкаи куртка у него была из0 нерпы. И как он меня с убитым мальчиком я сто раз слышал.

Он слушал меня с совершенно ошалевшим лицом. А потом обнял менял, и только повторял: Ну, сынок, ну, сынок... Стоим, обнявшись. и оба ревем.

Вот такая не выдуманная история.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #7 : 13.04.2009 21:51 »
***

Очень модной стала в последние дни писсуарная тема. И мне захотелось внести в нее свою лепту. Все кто говорили об этом - мужики. как я понимаю. А каково с этим вопросом было в женском экипаже? Я имею в виду знаменитый в тридцатых годах перелет из Москвы на Дальний Восток Валентины Степановны Гризодубовой с Полиной Осипенко и Мариной Расковой. Они летели, если я не ошибаюсь, двадцать семь часов. Мне как то, очень давно, попалась книга, где довольно подробно описывалась подготовка к т. н. Сталинским перелетам, так вот там я прочитал, что чуть ли не в последние дни спохватились, что об этом не подумали. Весь конструкторский корпус на ушах стоял, пока что то срочно не придумали.

Я как то спросил Валентину Степановну: - верно ли , что туалетная тема грозила задержкой? Она ответила что то вроде того, что - спросил бы ты о чем нибудь более серьезном.

А теперь от писсуарной темы плавно перейду к воспоминаниям об одном из самых порядочных, самых уважаемых людей из всех, с кем мне пришлось встречаться в жизни, о Валентине Степановне Гризодубовой.

Валентина Степановна Гризодубова

О ней мало что знали тогда, а сейчас тем более: - ну был известный перелет Гризодубова-Осипенко-Раскова, торжественная встреча в Москве, Герои Советского Союза.

Все! И подавляющее число обывателей больше ничего о ней не знали. А она всю войну командовала полком дальних бомбардировщиков. И одна эскадрилья была транспортных Ли-2.

Она лично совершила 203 полета за линию фронта, много раз летала к белорусским партизанам. В полку 16 человек стали Героями, а она сама за всю войну получила только одну "Звездочку". Дело в том, что перед Войной она руководила Международной группой. И к ней пришел сталинский любимец Голованов, проситься на работу. Он тогда почему то оказался не у дел, а может временно в немилость попал, не знаю. Так она его не взяла, сказав что то вроде того, что ей хорошие летчики нужны, а не паркетные щелкуны. А после начала войны Сталин его назначил Командуюшим Дальней Авиации....


Страница из личного  фотоальбома автора.

После войны Валентина Степановна организовала Летно-испытательный институт и много много лет руководила им. Я имел счастье познакомиться и много лет довольно часто общаться с ней.Она была уже на пенсии, очень нездорова и мало подвижна. Она была очень образованным человеком : Авивционный институт, еще какой то, не помню точно, и Консерватория. И не забывала тех, с кем работала, и помогала им как могла. А могла она много, не выходя из дома, с помощью телефона.

Я ее как то спросил - почему у нее нет гаража : во дворе полно гаражей. а ее "Волга" под дождем стоит. Оно возмутилась: Я что, для себя просить буду? Но когда нужна была помощь кому то из ее однополчан, вдовам ее летчиков, их детям или внукам, вот тут Валентина Стапановна брала трубку и звонила кому угодно:Секретарю горкома, обкома. Министру Обороны, кому угодно. Но все это только после того, как убеждалась, что человека действительно крепко обидели. Я был, можно сказать, почти свидетелем, ну т.е. она мне рассказала, почему всю эту ночь не спала, такой истории: в двенадцать ночи ей из Новосибирска позвонила вдова ее инженера, однополчанина: Ее маленький внучек тяжело заболел, был в очень тяжелом состоянии, а его по каким то непонятным причинам не брали в больницу. Она подняла на ноги все руководство города, Мин. здравоохранения, и через четыре часа за ребенком приехала машина.

Она вытащила Королева, она и Байдуков, из ГУЛАГа, а мать Королева в это время три месяця жила у нее дома. Она мне много рассказывала о том своем полете то, о чем практически никто не знал. Ну кто знал, что знаменитая(тый) штурман Раскова штурманом то не была? Она была секретаршей (и не только) Нач кафедры самолетовождения в Академии Спирина, он был флаг-штурманом папанинской группы. А потом, как сказали как- то в ее юбилей по телевизору, у нее проявился талант в штурманском деле. Короче, до того полета у нее был налет 35 (тридцать пять) часов.

Но она была профессионалом в другом деле: она была старшим лейтенантом НКВД, и была в том полете "государевым оком". А штурманская ее роль закончилась через пару часов полета, когда она за чем-то открыла верхний люк, и из кабины вытянуло все: карты,бортжурнал, карандаши, все, и дальше она сидела пассажиром. А Валентина Степановна, привыкнув до этого летать без штурмана, имела на коленях свою карту. Насчет НКВД, кто сомневается, зайдите в интернет, поройтесь там. Да и в литературе все это уже есть. А потом она была "Экспертом" по авиации, и много авиаторов, по ее вине оказались в ГУЛАГе. И много, что мне еще рассказывала Валентина Степановна. Вечная ей память.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #8 : 13.04.2009 22:26 »
ВВВ:

В 76-м или в 77-м году женский экипаж повторил свой полет и даже удлинил его.Они прилетели во Владивосток на Ил-62...

Рассказанное напомнило короткую историйку,свидетелей у которой немного...
На ТОФе планировалось серьезное учение.Привлекались корабли ,Авиация,земля с ее танками и т.д. Все было расписано по секундочкам! Время взлета,маршрут,время десантирования,время освобождения района... И началось солидно-рано утром,все по нулям-взлетел с Новонежино,сел в Кневичах. Ладненько прошла загрузка. Сверяем время взлета, чтобы все было "чики-чики". Вот оно-время запуска,выруливания.. Запрашиваем! А тут перед носом ИЛ-62 выруливает! И приоритет,конечно, ему! Да и говорят по не-нашему,по-женски!Непривычно!У нас время пошло,а они еле рулят,на поворотах не спешат-аккуратненько!Волнуемся,а больше всех почему-то штурман.Челноком внизу крутится!ИЛ-62 запрашивает "исполнительный" и дает квитанцию,что занимают..Тут голос в эфире:-"Занимаю,занимаю! В поле тебе цветочки собирать!.. Корова!.." И думаете кто это? Да наш штурман! Гад-нам хотел пожаловаться, а вышел в эфир!

Решение мы нашли! Я все-таки взлетел первый-со старой полосы,и сразу влево.. "Девочки" тоже взлетели! Но еще долго наш радист "отвечал за базар" по своим каналам с радистом Ила. Говорит-даже удовольствие от общения получил.Подружились,извинились! Свои люди!..
http://www.forumavia.ru/forum/0/8/647898210874601193501173594408_350.shtml


***

Этот женский полет на ИЛ-62 был в нашем домодедовском 206-м отряде. У нас в отряде были три девочки: второй пилот, штурман, и радистка. Летали в разных экипажах. Но кому то потребовался новый женский рекорд. Нашли женщину-командира корабля на ИЛ-18, и еще одну - бортмеханика с МИ-4. Поднатаскали их и получился женский экипаж. Но выполнить полет Москва-Владивосток это, как говорится, не фунт изюма: - это нормальный ежедневный Первый рейс, протяженностью семь тысяч км.

А нам нужен рекорд!!! Вылетели они из Праги, и выполнили обычный полет на комфортабельном самолете, со стюардессой и благоустроенными туалетами. Но шум на весь мир: Новый мировой рекорд!!! Женский экипаж выполнил беспосадочный перелет по маршруту десять тысячь километров!! Ура!!

Когда они "отчитывались" на собрании отряда о своем "рекордном" полете, кто то спросил - чья это была фуражка в кабине, которую заметил один из журналистов? Да ладно вам, мальчики! Что вы, в самом деле, как дети...

А было это , мне кажется, позже, в начале восьмидесятых. Хотя, может, я и ошибаюсь.

***
.....

... Как я понимаю, замечание о провокации и желании устроить небольшой скандальчик относится ко мне, т.е.к моему рассказу о великом штурмане Расковой. Принимаю, и извиняюсь за ошибку: у нее было не тридцать пять часов налета до ее второго рекордного полета, а тридцать (тридцать). А первый ее мировой рекордный полет был из Архангельска в Севастополь в экипаже Веры Ломако. Тот полет продолжался одинадцать часов, т.е. она начинала его с налетом ДЕВЯТНАДЦАТЬ часов! Так вот Вера Ломако, уже будучи старой пенсионеркой, рассказывала лично мне, что из одиннадцати часов полета - "десять часов Маринка валялась на полу кабины почти без сознания и блевала". Но сразу после посадки вместе с Ломако и Полиной Осипенко, профессиональными пилотами, стала великим штурманом нашего времени.

Да и хватит о ней. А если подробней хотите, то обратитесь к интернету, многим журнальным публикациям и к книге Ю.Каминского "Кремлевские перелеты".

Я понимаю: Когда рушатся легенды, которые слышал тысячи раз, становится не по себе. И тут две реакции: у нормальных людей появляется любознательность: а как было на самом деле? А у людей с замполитовским складом ума сразу появляется мысль о провокации, о желании сделать скандальчик...

Мне вспоминается, как однажды замполит на каком то собрании упомнил о 28 панфиловцах и знаменитых словах комиссара "Позади Москва.... И тут один молодой летчик бросает реплику: - Если все погибли, то откуда же известно что он сказал? На что у последовал встречный вопрос: - Так Вы что, ставите под сомнение подвиг советских солдат!?

Но мы народ авиационный, я вам подкину еще пару " провокаций.

Первые семь Героев Советского Союза были летчики, спасавшие челюскинцев, вывозившие их со льдины. Так вот знаете ли Вы, что один из них, Сигизмунд Леваневский, Герой номер два, На льдине не был, ни одного полярника не вывез, И ВООБЩЕ В СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ НЕ УЧАВСТВОВАЛ? Про него, про ЛЕВАНЕВСКОГО, МНО-о-о-го интересного можно узнать, хотя бы из той же книги Каминского. (Все - провокации, конечно).

Ну и на последок еще один "скандальчик". Самый, наверно, злобный на замполитовский взгляд. Забудьте сейчас о политике, об идеологии, обо всем постороннем, будем говорить только как специалисты авиаторы. Оцените роль летчика истребителя, превосходного пилотяги, но не летавшего по приборам вне видимости горизонта в сложнейшем шестидесяти трехчасовом полете через океан.

Когда самолет входил в облака (а в этих условиях они летели почти все время) за штурвал садился второй пилот, опытнейший летчик испытатель, налетавший на этой машине многие сотни часов. Последние шестнадцать часов полета проходили в страшных условиях грозовых фронтов, сильной болтанки, обледенения. И ВСЕ ЭТИ ШЕСТНАДЦАТЬ ЧАСОВ ЗА ШТУРВАЛОМ СИДЕЛ ВТОРОЙ ПИЛОТ! Но зато когда они сели, и обнаружилось, что за эти 16 часов они уклонились от маршрута и сели не там, где хотели, он своей командирской рукой "врезал штурману по морде".

Да, а почему города "Байдуков" не было, а?

***

Я ведь понимаю, что развенчивать легенды, на которых мы и наши дети воспитывались, задача неблагодарная, это по всякому можно понимать. Но, с другой стороны - должны же мы знать свою историю, тем более историю нашей авиации, в мире которой мы живем.

(Немного о спасении Челюскинцев и о Леваневском, кстати http://www.testpilot.ru/review/ppt/cheluskin.htm
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #9 : 13.04.2009 22:55 »
***
.....

К сожалению мне приходится вернуться к теме о Расковой. Уж больно грозно Петррр написал: "А теперь читайте что было на самом деле!".. А потом пошли отрывки из совершенно явно заказной книги, написаной специально для прославления Героя.

Скорее я мог бы написать эти высокопарные слова.

О том, что мне рассказывали Вера Ломако и В.С. Гризодубова я уже писал, повторяться не буду. Но не могу удержаться от маленького дополнения.

- Из книги (от ПЕТРРР): "...С секстантом в руках не раз вылезала Марина Раскова из люка самолета (Представляете: вылезала из люка с-та с секстантом, в воздухе?!) Ее обжигали струи ледяного воздуха, но надо было вести наблюдения, уточнять место самолета, и давать летчику поправку в курс..."

Из рассказа В.С.Гризодубовой: - Пролетели несколько часов и она, представляешь, Марк, великий штурман, решила астрономией заняться! Открыла люк, и в него мгновенно улетели все ее карты бумаги и все остальное...

В годы моей работы В Полярной Авиации моими моими учителями в навигации в Арктике были штурманы- участники Папанинской экспедиции: Валентин Иванович Аккуратов, Флаг-штурман Полярной Авиации, Вадим Петрович Падалко и Лев Миронович Рубинштейн - преподаватели в УТО (Учебно трерировочный отряд). Так вот они мне рассказывали, как по просьбе Нач.кафедры самолетовождения В-В Академии Спирина (он был ст. штурманом в Папанинскрй экспедиции) они НАТАСКАВАЛИ его секретаршу Раскову, захотевшую стать штурманом.

В заключение этой неприятной темы приведу пару выдержек из книги Ю. Каминского (1998г) "Кремлевские перелеты". Каминский Всю жизнь был связан с Арктикой и авиацией. Он много лет изучал истории всех знаменитых довоенных перелетов и написал очень интересную книгу и информативную книгу.

Итак: - " Марина Раскова выросла в семье музыканта, хорошо играла на фортепьяно и специалисты прочили ей карьеру певицы. Но...Однажды ей предложили работу чертежницы в аэронавигационном отделе в Военно-воздушной академии, а в 1931 году Марина в 21-летнем возрасте сдала экстерном (!) экзамены на званаие штурмана, став, таким образом, одной из первых женщин аэронавигаторов в СССР.

Очень немногие знали, что у М.Расковой было еще одно, негласное место службы - в НКВД. Об этом факте, как и о некоторых подробностях перелета, Валентина Степановна Рассказала мне за несколько лет до своей кончины. "Мне неизвестно, как Марина получила Штурманское свидетельство- говорила она.- Я так же не знаю, какую работу она совмещает, но уверена, что из за нее пострадало много людей. У нас, можно сказать, получилось "распределение ролей": она сажала, а я бегала по инстанциям и старалась вытащить." (стр.170)

И еще: - " Если Полина Осипенко была летчиком высокого класса, то Марина Раскова, как штурман, не имела специального образования и налетала всего около 30 часов. У нее не было ни малейшего представления о полетах в экстремальных условиях, тем более ночью. В наш полет она была "рекомендована".

Вот так. О ее звании в НКВД я узнал в интернете.

А теперь сами оцените гордые слова : " А теперь читайте что было на самом деле!"

***

Отвлечемся ненадолго от авиации и поддержим детскую тему. Когда- то, очень давно, был свидетелем такой сценки в троллейбусе: Сидит молодая мама с маленьким сыном, а напротив сидит молодой человек в модной в те годы "кастровской" бородке. И мальчик неотрывно смотрит на него. Мама не выдержала и говорит: - Вовочка, что ты так смотришь на дядю, это неприлично. -А он, говорит Вовочка, похож на твою писю. В троллейбусе дышать перестали. На первой же остановке мамаша выскочила, и вот тогда троллейбус чуть не вз0орвался от хохота.

И еще одна история, на этот раз, правда, связаная с авиацией, так как дело происходило в туалете, типа сортир, на площади у Краснодарского аэропорта, на стенке которого я обнаружил такую жемчужину поэзии, которую не могу забыть до сегодняшнего дня, хотя прошло, наверно, уже полжизни

На стенах лозунги писать
Тенденция отнюдь не нова,
Но всеж скажу, е...а мать,
Что только здесь - свобода слова.

***

Лучше расскажу одну веселую историю.

Я уже где то говорил, что в Ейском ВМАУ им. Сталина было шесть полков: два учебных - первый курс, и четыре "боевых". Из них три - истребители, и один лодки, "Каталины".

Мы все, конечно, хотели быть истребителями. Нам говорили, что все будет зависеть от техники пилотирования. Принимали у нас пилотаж в зоне командиры и их замы боевых полков. Со мной летал командир полка ЛА-5 (Полк летал на аэродроме "Пятый полигон". Интересно - есть ли еще этот аэродром в училище?) Был он, вроде, доволен, поставил пятерку, и я был уверен, что после отпуска я буду в Пятом полку, на Лавочкиных.

Приехал после отпуска, узнаю, что попал в Шестой полк, лодочный. Нас было 37 человек, все страшно недовольные, все 37 написали рапорта с просьбой о переводе в истребительные полки. Пришел Командир полка, подполковник Ситнов, старый лодочник. Он на наших глазах порвал все наши рапорта и сказал, что делает это каждый год, и что никто из нас не пожалеет, что стал летчиком лодочником.

К нам на второй курс пришли два слушателя, два лейтенанта. Один - штурман, Коля Горячев, а второй - летчик, Радик Юркин. Большинству это имя уже наверно ни о чем не говорит. Но в то время, наверно, не было в Союзе человека, не знавшего кто такой Радик Юркин. Ну как же - один из героев знаменитой Краснодонской "Молодой Гвардии", герой романа Фадеева, который все читали, фильма, который все смотрели. Знаменитый Радик Юркин! Он был наверно лет на пять старше нас. Очень симпатичный, очень простой в общении, и очень красивый парень. У нас сразу стерлась разница в положении, хоть он был офицером, а мы матросами.

Он окончил в конце Войны какие то краткосрочные курсы, летал на ТОФ ( мне, через много лет довелось служитьв той же части), но чтобы остаться в кадрах, надо было окончить нормальное училище. Надо понимать его положение: Всесоюзный Герой, знает вся страна!
Все школы, институты, колхозы и разные другие коллективы хотят его видеть. И как начальство наше может отказать молодежи увидеть Героя? Ему пришлось очень часто ездить на разные встречи, а значит и пропускать занятия.

И вот экзамены перед началом полетов.Сегодня сдаем трудный предмет - теория двигателя.
Радик в панике: - Братцы, я ни хрена не знаю!

Ну, экзамены идут, большинство "отстрелялись", сидим в курилке. Обычная П-образная курилка, в середине бочка. Вываливается Радик, улыбка до ушей: - Петух, братцы!
- Да ты ж говорил, что ни хрена не знаешь?
- Да так и было. Взял билет, смотрю, ну ничего! У меня шпоры то были в левом кармане, а как достать то? И тут он отвернулся к доске, а я достал... И теперь представьте себе картинку: Радик стоит в центре курилки на бочке и показывает: - правая рука вперед на преподавателя, который отвернулся к доске, левая внизу у бедра, со шпаргалкой.

В это тремя подходит фотограф из фотоцикла сержант Малафеев (фамилия не стандартная , поэтому и запомнил) - Ребята, давайте я снимок хороший сделаю. Вы на меня внимания не обращайте. Ну, Радик опять: - Он отвернулся, а я шпору достал и все....

На другой день мы все получили по большой хорошей фотографии. А еще через несколько дней видим эту фотографию в нашей училищной газете "Сталинец" И надпись под ней - "Член молодежной подпольной комсомольской организации Молодая Гвардия Рассказывает своим товарищам курсантам о действиях Молодежной подп.........Гвардия"

Потом ,когда мы ему рассказали, о чем нам тогда рассказывал Радик, сержант не растерялся: Ну он же вам когда то рассказывал о Молодой Гвардии?
- Конечно рассказывал.
- Ну так какая разница?
- Да никакой, конечно.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта