Автор Тема: История от Марка...  (Прочитано 61558 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #10 : 13.04.2009 23:16 »
***

Лето 1951 года. Мы - курсанты выпускники Николаевского ВММТАУ. Летаем курсантскими экипажами: бомбим. торпедируем. разведка.маршрутные полеты. летаем на Ту-2 и Ил-4, на старых, очень старых самолетах. а опыт у нас тоже, сами понимаете, какой. Ну, и как результат - редкий день обходился без каких нибудь происшествий, самым легким из которых была задержка вылета по какой то неисправности. Бывали случаи возвращения на аэродром на одном моторе, или из за отказа каких то систем, было несколько вынужденных посадок вне аэродрома, была одна вынужденная на море, можно сказать - на наших глазах.

Наш полк, на Ил-4. первую половину лета работал в Чернобаевке, это около Херсона. А потом мы перелетели в Скадовск для полетов на торпедометание, аэродром недалеко от города, на берегу моря. И вот один наш экипаж, уж не помню по какой причине (ну, наверно отказ одного, а может и двух двигателей, а что еще могло быть) возвращаясь с задания, сел на воду примерно в полукилометре от берега. Тут же пошел катер, выловили их, доставили на берег, пробыли они в воде примерно получаса, а уже осень наступала, вода не так уж чтоб теплая была. Да и нервы на пределе: не каждому такое довелось испытать. Привезли их на аэродром, стоят, трясутся от холода. А вокруг них крутится полковой лекарь и не знает что делать: растереть их, или дать вовнутрь, так ведь не положено. Прибегает командир полка: - Ну что мучаешься. мудак. дай бутылку! Наливает по полстакана чистого: - пейте. ребята, грейтесь.

У меня тоже история была во время экзамеционного полета на торпедометание.

По какой то причине, уже не помню, на экзамеционный полет я пошел не со своим летчиком, курсантом, а с Зам к-ра полка, майором Куренковым Пришли в район, вижу вдалеке крейсер. Ору - Вижу цель, рзворот..., курс... Снижаемся до высоты тридцать метров. Боевой!! И тут мой командир кричит6 - Бросай!, Бросай! А я вижу, что не очень удачный заход. Холостой. Заходим второй раз, он опять орет Бросай! А мне хочется еще лучше зайти, я имею право на три захода. На третьем заходе я сбросил торпеду, сфотографировал ее след точно под килем крейсера и, в отличном настроении, возвращаюсь домой. И как то мимо внимания моего прошло, что командир мой что то молчит всю дорогу. А как только вылезли из машины, он меня обложил так, что мне хоть под землю провалиться. Помнится, что "мудак сраный" это было самое нежное, что он мне и обо мне высказал. Оказывается, что еще при подходе к району работы один мотор стал обороты, чтоли сбрасывать, он газ прибрал. Вобщем шли почти на одном моторе. А он человек опытный, мне не говорил, чтобы я спокойно работал. Но хотел, конечно, поскорее вернуться.

Но это все цветочки. А было и хуже. За это лето мы похоронили восемь наших товарищей. Дое ребят второкурсников разбились на УТБ-2, один экипаж ТУ-2, и один экипаж наш, на ИЛ-4. Только оторвался, набрал метров 20-30 и рухнул в конце аэродрома. Помню - один из них - Докукин. А вот пилот или штурман, уже не помню.

Примерно за неделю до окончания полетов нас, нескольео человек, раньше закончивших полеты, неожиданно вывезли на "Дугласе" в Николакв, в Училище. Встретил нас там Нач Политотдела, полковник Медведев.и сказал примерно так: - В этом году у нас очень большой набор, почти в два раза больше, чем вас. А у абитуриентов паника, наслышены о наших катастрофах, многие требуют варнуть документы хотят уехать. Ваша задача - успокоить ребят, прекратить панику. Вы народ опытный, почти, можно сказать, офицеры. Сами думайте, как с ними разговаривать. Вот каждому, по пачке подписанных увольнительных. Но два непременных условия: Ночевать в Училище, и каждый день проводить с молодыми не менее двух часов. Надеюсь, что мне не придется разочароваться ни в одном из вас.
После такого подхода к нам, мы, конечно,целые дни проводили с ребятамии, я думаю, свое дело сделали.

***

В ноябре пятьдесят шестого я был назначен Начальником ПД и АСС - штурманом корабля в Отдельную дальнеразведывательную и ПЛО эскадрилью на самолетах БЕ-6 на Океанскую. Причиной послужило то, что я был любителем попрыгать еще с училищных времени и не пропускал ни одних парашютных прыжков, о чем и вспомнил Нач ПДС МА подполковник Петров в нужный момент. До этого я служил в 52 МТАП. в Сергеевке.

Что такое попасть из Сергеевки на Океанскую, это все равно что, как говорил один мой приятель, правда по другому поводу, пересесть с "Оки" на "Мерседес". Об Океанской говорить нечего, дальневосточники знают это прекрасное курортное место, да еще, естественно, на самом морском берегу, раз о лодках речь идет. А вот о Сергеевке надо рассказать. Там уже очень давно нет аэродрома, во всяком случае рассматривая в ГУГЛЕ, я обнаружил только следы старой бетонки, а от железного продолжения 600м и следов не осталось. Это наверно о Сергеевке ходило такое четверостишие:

Слева сопки, справо сопки
Впереди темнеет лес,
И стоит, как в жопе клизма,
Двухэтажный ДНС

Самый захудалый авиационный гарнизон на ТОФе. Правда, говорили еще о Сухой речке, но я там не был, не знаю. Несколько ДНСов, двухэтажный матросский кубрик, маленький рубленый, извините за выражение, Дом офицеров. Все! До ближайшей деревни,Сергеевки, шесть км, до станции - четыре. Один раз в день проходит поезд Сучан-Сергеевка, остановка у нашей платформы - одна минута. Воду возит водовозка, тоже один раз в день. А мы, холостежь, в это время на аэродроме, так что за водой - с графинчиком к соседям. Электричества нет, вечером на несколько часов врубают свой движок с генератором на 150 кв. Лампочки мигают, но горят. Кстати, это помогло нам познакомиться с первым применением полупроводниковой техники в народном хозяйстве. В сельском магазине купили такой металлический ребристый кожух, одевающийся на стекло керосиновой лампы. От него идут проводочки к батарейному приемнику. Зажигается лампа, кожух нагревается, приемник включается, и работает!!!

К чему я обо всем этом пишу? А к тому , что народ спивался. В каком то году, еще до меня, полк занял по боевой подготовке первое место в МА, но Командующий, генерал Преображенский, дал ему последнее место, и назвал пьяным полком. На эту тему много интересного можно пассказать. Но я вспомню только две истории, связанные с двумя заслуженными людьми, Героями Советского Союза. Не буду называть их фамилии, не будем беспокоить память этих уважаемых людей. Один из них, майор, Начмин полка, был снят с летной работы, и несколько месяцев трудился в Николаевке командиром взвода в стройбате.
До какого же состояния должен был дойти полк, чтобы начальство было вынуждено принимать такие драконовские меры! А второй - штурман полка, Жена с двумя детьми уехала, не выдержала. жил он на первом этаже, под нами, в такой же "холостяцкой" комнате. Приходя домой , мы с Борькой Поляковым, первым делом снимали обувь, чтобы нас не было слышно. А не то - стук палкой в потолок. Это означало приглашение или выпить, или - сбегать на станцию в магазин, за бутылкой.

И вот однажды приходим на стоянку. Командир полка готовится к вылету на торпедометание. А штурмана нет. Где штурман??! И к нам с Борькой: - бегом к нему домой, живым или мертвым доставить! А командир тоже Герой, и воевали они в одном полку. Прибегаем к нему, а он преспокойно спит с похмелюги. Разбудили, он встряхнулся: - ничего, мальчики, все в порядке. Командир обматерил его крепко. - Залезай в кабину, мудак, бросать будешь по моей команде!

Приходят они с полигона. Вылезает командир, срывает с головы шлемофон, швыряет его на землю, очки вдребезги, молча уходит. Слезает со стремянки штурман, отходит в сторонку, молчит. Вооруженец залезает в кабину, открывает бомболюки, заглядывает туда, молча отходит: - торпеда висит. Потом мы его спросили, что случилось, почему с торпедой вернулись? - Да он кричит, говорит, Бросай! Бросай! А я кнопку.. где она, мать ее...

Вот такая невыдуманная история. И теперь представьте себе что такое было для меня перевод на Океанскую.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #11 : 13.04.2009 23:40 »
***

... Еще одно воспоминание, косвенно связанное с Сергеевкой. Приятное воспоминание о том, как мы с приятелями кушали коньяк стаканАми в кабинете Коменданта Владивостока.

Был у нас там, в Сергеевке, подполковник Вася. Я не помню точно его должность: что то вроде командира базы плюс комендант. Во всяком случае его слегка опасались и матросы, и офицеры, всегда мог прихватить за какую то мелочь. Но была у него одна хорошая для нас и совершенно необычная для наших условий черта: он любил компанию молодых офицеров. И, находясь в нашей компании он не признавал никаких чинов, званий, и даже по имени и отчеству не разрешал себя называть, только по имени: - Вася.

Со временем я уехал на Океанскую, Вася стал комендантом Первой Речки.
И вот однажды идем мы с двумя приятелями из Сергеевки по городу, а навстречу - Васька.
- А, привет, мальчики!!
- Привет, Вася, а чего ты здесь, на Ленинской, а не у себя на Первой?
- А я ребята, сейчас комендант города!
-Как так?
- А очень просто. Я замещал пом.коменданта, он в отпуске на два месяца. Я тут комендант сильно заболел, в госпиталь надолго лег. Ну, а я за него сейчас.

Ну, Вась, по такому поводу пошли в "Золотой рог".
- Не могу, ребята. Сейчас ведь какие дни (это было пятого или шестого ноября, предпраздничные дни), сейчас у меня инструктаж начальникрв праздничных патрулей. А потом мы кабинете можем сообразить. Знаете где мой кабинет?

Намеку поняли. Рванулись в магазин, что на углу Ленинской и 25 Октября (Кстати:там потом был первый в моей жизни магазин самообслуживанияЗ)Взяли три бутылка коньяка, яблоки не закусь, и в комендатуру, к Васе. Вошли, он нам рукой показал на стулья в углу и с важным видом продолжал инструктаж старших офицеров, начальников праздничных патрулей. Когда все ушли, мы выложили все на стол. Вася познакомил нас с двумя своими зверями - помощниками коменданта, старлей и капитан, их весь город боялся. Сказал им: -это мои друзья, их не трогать!

- Ну, давайте! Сначала гостям! (В кабинете было только два стакана)
Поднесли нам по стакану, выпили (только, он говорит, от окна отвернитесь)

Звонит телефон, Вася берет трубку.
- Вторая Речка? Передайте коменданту: Каждый вечер представлять мне обо всех случаях пьянства, хулиганства...

В этот момент один из зверей подносит ему стакан коньяка и яблоко.
- Одну минуточку! Вася пальцами руки, держащей трубку, прикрывает микрофон, берет стакан, залпом выпивает, аппетитно хрустит яблоком, убирает пальцы с микрофона: - Так вот я говорю, обо всех случаях пьянства, хулиганства...

Мы все, конечно, попадали от истерического хохота.



***

Лодочная авиация. ее нет уже очень давно, я думаю - с шестидесятых годов, хотя может и ошибаюсь немного. Последний выпуск лодочников в Ейске был в 1949-м году, а в пятидесятом ребят вместо "Каталин" выпустили на ЛИ-2. БЕ-12 я не считаю: это самолет, базирующийся на сухопутных аэродромах, но при крайней необходимости он мог совершить посадку на воду.

А тогда, в пятидесятых, лодочная авиация была довольно сильная: - на Океанской - Отдельная АЭ, в Суходоле полк. На ЧФ полк в Поти и Отдельная эскадрилья реактивных лодок БЕ-10 на озере Донузлав, около Евпатории. (Там рядом и сухопутный аэродром был, но забыл как его звать. Может кто напомнит?) На Балтике, и на Севере тоже, наверно лодки были, не знаю.

В декабре 56-го я приехал на Океанскую. Приняли вроде бы и нормально, но как то настороженно: - салага! И хоть и кончал я одно с ними училище, и клеши такие же, и кортик с морскими львами такой же, а все равно: сухопутчик, значит салага!

В эскадре 6 машин, 10 экипажей. Все штурманы "качальники": Штурман эскадрильи, два штурмана отряда, замполит, а остальные - начальники служб: парашютной и АСС, разведки, АФС, начхим, еще какиие то. Все начальники служб считались офицерами штаба.

Зимой бухта закрыта льдом, полетов нет, с утра до вечера занятия в штабе. Правда - через деннь пара часов хоккей на катке рядом со штабом.

С наступление весны, бухта только вскрылась, началась подготовка к полетам. Я запланировал себе занятия по аварийно-спасательным средствам, и в одно прекрасное утро, погрузив на палубу нашей маленткой баржи кучу всякого спасательного снаряжения, вышли мы в море. Народ сидит покуривает, в шахматы играют, на меня ноль внимания, а я соображаю - с чего начинать: ведь первый раз мне предстоит проводить занятия с такими же, как я, летчиками. Отошли от берега мили на две, подальше от глаз начальства, ну и, я говорю, начнем занятия. Но не тут то было. Окружили меня, потребовали документы, часы, я понял - будут макать! Никакие мои отговорки не помоглии через секунду я как был - в киткле, брюках, ботинках, летел в море. Вылез, снял все, дрожу от холода, но все было предусмотрено, дали не только сухой комбенизон, но в кармане я обнаружил чекушку "Московской", и соленый огурчик, аккуратно завернутый в оторванную страничку Дисциплинарного устава, где говорилось о наказании за употребление...

Посмотрели летуны как я согрелся, а теперь, говорят, поздравляем, теперь ты настоящий моряк, и учи ты нас теперь всем и аварийным, и спасатальным средствам.

Ну я - ладно. Меня хоть и за неполноценного, но все таки за моряка принимали, но когда к нам прибыли семь молодых летчиков в армейской форме, этого мы спокойно перенести не могли! И Командир объявил на первое же воскресенье торжественный сбор на праздник Нептуна. Явка на пирс к десяти утра, форма салагам - парадная! Разрешено присутствие боевых подруг и детей.

Праздник был по полной форме: был Нептун в золотой короне и бороде, раскрашенные сажей голые черти с рогами, Около пирса болтался в ярко красной МЛАС-1 нач.АФС с аппаратом. Нептун торжественно развернул громадный свиток и гроско начал читать "Приказ об оморячивании семерых салаг". Этот приказ мы сочиняли все вместе как запорожцы письмо турецкому султану. Я его весь, конечно, не помню, но кое что осталось, например пункты такие:
- Каждый вышепоименованный салага перед бережным опусканием его в святую океанскую воду, во избежание утопления, должен быть привязан за левую ногу толстым пеньковым канатом.
- Каждый вышепоименованный салага перед выниманием его из святой океанской воды должен трижды поцеловать гранитные устои океанского пирса, что должно быть подтверждено фотоконтролем. В случае неудачного фотоконтроля - процесс целования повторить И еще много подобных пунктов.

Тут набежали черти, привязали каждого канатом за ногу, и все они, по команде взмахнувшего платком Нептуна, сверкнув сапогами и портупеями, дружно полетели в море. После трехкратного целования проржавевших насквозь железных труб (гранитные устои) их подняли наверх, но после громкого заявления, что фотоконтроль не получился, процесс был повторен еще раз. Ну, а вскоре они получили морскую форму.

БЕ-6, это большая машина, с экипажем из восьми человек: Два пилота, штурман, борттехник, радист, оператор, и два башеных стрелка: у каждого спарка из двух НР-23, и у меня одна в носу. Внутри четыре или пять отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками, как на настоящем корабле. Он и есть корабль. А боцманом на нем является штурман. В штурманском отсеке, кроме навигационного оборудования, находится еще все морское снаряжение, находившееся в полном моем распоряжении: выдвижные кнехты и складной багор для постановк самолета "на бочку" (это самое сложное, что должен освоить штурман по приходу в лодочную авиацию), тяжеленный якорь с лебедкой, плавучий якорь (это что то вроде парашюта с куполом из плотной парусины, морской бинокль, рупор-матюгальник (эй вы там, на катере, мать вашу!).

Насчет оператора. Я думаю, что предпологалось вначале наличие в экипаже штурмама-оператора. Иначе как объяснить, что в кабине оператора находится управление локатором (ПСБН), а у штурмана только экран? В конце концов посадили на это место матроса, назвав его оператором, совершенно неподгатовленного, не знающего что такое - локатор, в основном из недоучившихся радистов. А дальше все зависело от штурмана: чему научишь оператора, то и получишь в воздухе. Или бегай сам все время к локатору.

Начались полеты. И вскоре случилась у нас катастрофа: ночь, при посадке разбился самолет (буквально - разбился о воду). Перед самым приводнением вдруг появился большой правый крен, машина цепляет крылом за воду... Погибли четверо: штурман, борттехник, оператор и радист.

Летали сравнительно много. До этого за пять лет на ИЛ-4, ТУ-2 и ИЛ-28 я налетал около двухсот часов, а за три года на БЕ-6 около четырехсот часов.

Самыми интересными были полеты на разведку. В бытовом отсеке сидят пара морячков, с какими то блоками, маршрут к японским берегам, потом вдоль берега, но только в нейтральных водах, и даже с запасом. Что интересно - в любом таком полете, днем или ночью, при подходе к берегу, сзади в паре километров появляется сопровождающий самолет, пока не отвернем в море.

Однажды был такой случай: Идем в сторону японских берегов. Прекрасная погода, все спокойно. Я в кабине оператора, занимаюсь с ним. И вдруг громкий крик командира, Аркашки Новикова: - Ма-а-арк!!! Быстрей! Нептун!! Фотографируй!! Я бегом к себе. Вижу - слева пристроился, почти рядом, "Нептун" - американский морской разведчик. Я поднимаю окно, хватаю ручной АФА-27 и щелк. щелк. щелк. Вижу у него в хвосте сбоку открывается лючеки там что то блестит: - тоже фотографирует. Потом пилот помахал рукой, они отвернули и пошли своей дорогой. Они - в нашу сторону, а мы в ихнюю. У каждого свое задание.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #12 : 13.04.2009 23:59 »


Марк Галлай с женой во время пребывания в Иерусалиме.

***

Конечно эти три с половиной года на Океанской были самыми лучшими за всю службу по многим причинам. Ну, само место располагало, это понятно, после всех гарнизонов. Маленькая часть, это всегда лучше, иные отношения, люди ближе друг к другу, это очень даже не маловажно. Более длительные полеты, а мне всегда хотелось больше летать. Ну, и кроме того, я приехал на Океанскую после отпуска из Москвы с молодой красавицей женой. Это потом красавица может превратиться в мегеру, но вначале то любая молодая жена красавица.

Так что, по всем этим причинам, об Океанской у меня до сих пор самые лучшие воспоминания. Даже вот такой момент: в пятидесяти метрах от штаба вход в Дом отдыха ВВС "Тихоокеанский", а там в буфете всегда холодное пиво! Это же мечта!

Но кроме штурманской моей службы, я же еще был и нач.ПДС. Проводил занятия, организовывал прыжки зимой на замерзшую бухту, а летом - в море. Офицеров, желающих прыгать, почти не было.только несколько самых молодых. Когда, говорят, в самолете (тьфу, тьфу) станет страшней, чем на парашюте, сами выпрыгнем, без твоей науки. Но ведь в каждом экипаже по четыре матроса, а эти - с удовольствием!

Об одной истории, связанной с парашютными прыжками, не могу не рассказать. Но начну издалека. Лет эдак через больше, чем через двадцать, я тогда работал на ИЛ-62, разговорился я как то со своим вторым пилотом, а он, оказывается был истребителем и служил в Новонежино. Говорили о том, о сем, а потом он почему то вспомнил о своем Нач.ПДС. - Заставлял, говорит, сволочь, нас прыгать. Но Бог то, говорит, все видел, и на одном из них за нас отыгрался. И рассказывает, что были у них В Новонежино сборы начальников ПДС ВВС флота, и при одном катапультировании один упал в сопки, а катапульта его с парашютом повисла над обрывом, и висела там часа два, пока сняли. И тут я понял, что у меня редкостная возможность крепко поиздеваться над ним, пошутить так, чтобы он долго эту шутку вспоминал.
- Врешь, ты все, Альберт, не было такого.
- Да ты что, я сам видел!!
- Ничего ты не видел, никто там не погиб, все наоборот, это парашютист висел, а катапульта в сопки упала.
-Да мы все это видели, весь полк стоял....

Вобщем я совершенно спокойно, методично, довел его чуть не до пены на губах, а ребята( они знали в чем дело, а он недавно пришел в экипаж)с интересом наблюдали за нами. Пока он не заорал со злостью: - Почему ты так споришь, ведь ты же не был там, а я своими глазами....

И тут я ему говорю: - А потому, что это я висел два часа над обрывом, над Кангаузом (Ребята, может я ошибаюсь: в Романовке Кангауз, а в Новонежино тоже он?), а моя катапульта упала в сопки..Ну, тут сцена как в "Равизоре".

А у нас действительно были сборы в Новонежино. Много прыгали днем и ночью, с задержкой до сорока секунд. А потом катапультировались с УТИ МИГ-15 И при моем катапультировании было несколько вводных, каждая из которых на 99процентов могла привести к гибели. Вобщем,я там чудом остался в живых. Вначале привязная система не расстегивалась, и я восемь секунд (с земли наблюдали) валился вместе с катапультой. Через три секунды автомат щелкнул, сработал, а ремни не расстегиваются, вручную, то же самое, а через восемь секунд сами разошлись.

Но когда я боролся с привязными ремнями, выдернулась чека катапультного папашюта (при тренировочных катапультированиях жалко терять кресла, и у них свои парашюты) и он начал раскрываться, и когда я отходил от кресла его стропы обмотались вокруг моих ног. Пока я каким- то чудом ухитрился освободить ноги, прошло еще секунд шесть-семь. А скорость то падения более пятидесяти метров! Открыл а свой парашют над самыми сопками, до аэродрома меня не донесло, и повис я над пятидесятиметровым обрывом на дереве. Причем купол лег на всю крону. А дерево, единственное на склоне, было довольно толстым, надежным.

Пока все это происходило, сознание работало как часы, Я и сейчас помню каждое мгновение, было не до страха. А вот когда все было позади, я спокойно висел и видел санитарку и бортовую машину с нашими ребятами, когда я представил: - а что бы было, если бы я вместе с катапультой грохнулся, а если бы я ноги не освободил. а если бы купол лег не на всю крону, и я бы рухнул вниз... И вот тут меня охватил такой лютый страх, который описать невозможно. За несколько секунд, на глазах, весь комбенизон стал мокрым.

Вытащили меня, на память остался один маленький шрам на пальце. А на другой день при самом простом прыжке получил очень сильный ушиб бедра и попал в лазарет. Лежу, и от боли не могу шевелиться, могу двигать только глазами, и пальцами ног. Открывается дверь, и вваливается вся наша парашютная братия во главе с Нач.ПДС МА, и с ящиком выпивки и закуси. Рассказывают, что в сопках нашли мое кресло, вынули из него патрон, и мне его торжественно вручают. И наливают мне стакан. А я шевелиться не могу. Тогда двое меня приподнимают за плечи, третий вливает в меня стакан, потом дает закусить, потом сигарету. Вот так отметили мое катапультирование.

А потом вышел Приказ Командующего о доведении до всего летного состава этой моей истории. А патрон до сегодняшнего дня стоит на самом почетном месте.

По желанию Автора перенесено с avia.ru 
« Крайнее редактирование: 14.01.2010 19:54 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #13 : 14.04.2009 01:02 »
Всё дружеского форума, с ветки "Морская Авиация есть! - V"
http://aviaforum.ru/showthread.php?t=20332


***

Меня уже давно спрашивали, чем занималась Морская Авиация в те былинные послевоенные годы? Я попробую ответить на этот вопрос, хотя заранее понимаю, что не все и не со всем могут быть согласны.
Я думаю, что основной задачей было просто выживание. В самом деле: Война кончилась несколько лет назад, осталось большое количество авиации, многие сотни самолетов, старых самолетов, отрабатывающих свой последний рессурс. Понятно, что у этих машин нет будущего. Нужны новые, современные, машины, нужны новые, для них, аэродромы. Много чего нужно, а Страна после Войны еще только начинает приходить в себя.

Основной силой была Минно-торпедная авиация, это самолеты ИЛ-4 и ТУ-2. В 1952 году, в начале которого я начал службу на ТОФ , американских "Бостонов" уже не было. Читая авиационную литературу, я удивляюсь, какая скорость была у этих машин! Может - когда новые были? А в наше время ИЛ-4 летал со скоростью 240-260 км., а ТУ-2 - 360 км.час. Ясно, что воевать было не с чем. Да и с кем воевать? С распластанной Японией? С лучшим другом тов. Сталина Мау-Цзе-Дуном? А может - с Америкой?

Вот с ней чуть не началась война (или, может быть - просто военный конфликт). Я уже как-то рассказывал как весь ВВС был поднят по боевой тревоге и был готов к атаке на авианосную эскадру во главе с авианосцем "Энтерпрайс", которая работала по Корее (52й год, корейская война), а потом развернулась, и полным ходом пошла к Заливу Петра Великого.

Наш полк должен был атаковать эскадру (основная цель - авианосец) плотным строем полка, на каждом самолете - по две ФАБ-500. Представьте себе - полк ИЛ-4 в плотном строю, на высоте 1200 метров, на скорости 240 километров в час атакует авианосрую эскадру!!! Что бы от нас осталось! А другой полк нашей Романовской дивизии должен был атаковать торпедами. Первое наше звено, три с-та, уже вырулили на ВПП и командир полка просил взлет.

Потом уже, через годы, я стал думать, считать: А как мы могли атаковать строем полка цель, до которой лететь 15-20 минут, а она двигалась со скоростью 30 узлов, уже приближаясь к входу в Залив, а на взлет и сбор полка нужно очень много времени! А особенно если учесть, что полком мы ни разу не собирались. Однажды летали строем эскадрильи, и на сбор ушло очень много времени. Что то тут было со стороны начальства не продумано.

Ну ладно, то был эпизод, как говорится, из ряда вон выходящий.

Чем мы занимались? После окончания училища мы считали. что мы уже , как говорится, "схватили Бога за бороду", т. е. все знаем, все умеем. На самом деле все было, конечно, не так. Летали мы очень мало. Вот я выписал свой налет из старой Летной книжки: на ИЛ-4 налет 51 час 23 минуты, это за два года: последний год в Николаеве, и год в Романовке. Год на ТУ-2 - 19 часов 24 минуты.

Значительная часть часть этого налета - полеты по кругу. Конечно, для пилотов это необходимо, но штурманам от этого не легче. Но нас и тут старались занять: при полете по кругу (это было в Сергеевке), между вторым и третьим разворотом надо было рассчитать пеленг от Николаевки. Мы, штурманы, народ дисциплинированный, и на седьмой минуте после взлета писали в борт.журнале, (естественно - не включая АРК ) ИП-235 градусов.

Иногда летали по очень небольшому маршруту с бомбометанием на полигоне "Звездочка" или ставили мины на полигоне "Бухта Анны".Я думаю, что более чем через полвека можно открывать эти страшно секретные названия полигонов. Четыре раза летал на торпедометание.

А в это время начали постепенно удлинять ВПП. На некоторых эродромах бетоном, а на некоторых - металлическими плитами. Так у нас, в Сергеевке полосу 1200м удлинили плитами до 1800м.
А потом началась эра реактивной авиации. Но это уже другая история.

Я понимаю, что это далеко не полный ответ на вопрос чем занималась МА в те годы. Много тут спорных моментов, на многое, наверно, можно возразить. Кроме того мне самому трудно разделить - с каких позиций мне смотреть : с позиции штурмана Морской Авиации, налетавшего за 14 лет службы 760 часов, или штурмана, много лет проработавшего в Полярной Аваации и налетавшего 19000
часов.



Июль 1984 года.

_____________

Алексадр Моисеевич Городницкий.

Кожаные куртки

Кожаные куртки, брошенные в угол,
Тряпкой занавешенное низкое окно.
Бродит за ангарами северная вьюга, |
В маленькой гостинице пусто и темно. |2 р.

Командир со штурманом мотив припомнят старый,
Голову рукою подопрет второй пилот.
Подтянувши струны старенькой гитары,
Следом бортмеханик им тихо подпоет.

Эту песню грустную позабыть пора нам,
Наглухо моторы и сердца зачехлены.
Снова тянет с берега снегом и туманом,
Снова ночь нелетная, даже для Луны.

Лысые романтики, воздушные бродяги!
Наша жизнь - мальчишеские вечные года.
Вы летите по ветру посадочные флаги,
Ты, метеослужба, нам счастья нагадай.

Солнце незакатное и теплый ветер с Веста.
И штурвал послушный в стосковавшихся руках.
Ждите нас невстреченные школьницы - невесты
В маленьких асфальтовых южных городах.

Ждите нас невстреченные школьницы - невесты
В утренних асфальтовых южных городах.
__________________


***

Я с тридцатого года... В 47-м поступил в ВМАУ им.Сталина в Ейске, а закончил уже в Николаевском ВММТАУ в 51-м.

Так вот насчет налета: училищный налет за четыре года - 160 часов, общий налет за 13 лет службы в МА - 760 часов. Тут еще надо учесть, что за последние три года на БЕ-6 налет был аж 400 часов. Вот и остается на все боевые машины по 30-40 часов в год.

Насчет платы за налет, за сложняк, ничего такого у нас не было Штурман писал в б.журнале сколько минут летели в облаках, но это для летной книжки, для класса. Практическое значение это имело на БЕ-6: сколько спирта можно списать. Очень ценился штурман, которрый не жмотничал со временем!! И при переучивании на ИЛ-28 ничего не менялось. Только с первого полета, каждый персонально, переходил на шестуюю, реактивную, норму: там шоколад был, яйцо, фрукты...

Что там было на ТУ-4 я не знаю. Знал только, что в Белоруссии, в Быхове, стояли наши, морские, ТУ- 4.
Сколько получал летный состав, Я расскажу, что помню. Летчик-истребитель получал 1100 (это должостной оклад), штурман самолета в минно-торпедной авиации - 1200, в лодочной (на БЕ-6) 1400, За звание лейтенант - 500, старлей - 600, на ТОФ еще 15% дальневосточных, ну и выслуга лет. Вот первые годы, еще без выслуги, я получал 1200 плюс 500, плюс 15%.Все это независимо от налета.

Но интересно как мы, холостеж, ездили в отпуск:: месяца три-четыре копили, получали отпускные за два месяца, тысячь пять брали в полковой кассе взаимопомощи и, имея 13000-15000, чувствовали себя в отпуске королями. А потом полгода расплачивались, месяца три дышали полной грудью, потом три месяца копили, потом брали в кассе.....

Но что такое в то время эти деньги, это не так просто обьяснить. Ведь прошло больше половины века, было много разных денежных реформ: и 1 к !0, и 1 к1000, и чего только с рублем не было. Надо с чем то сравнить. Вот мне помнится, что отец, главбух в московском трамвайном парке, получал что то в пределах1200-15000. Или такое: я, прилетев в отпуск, в Москву, купил костюм за 1200 и рубашку за 250. Вот запомнились почему то эти цифры.

Арктика, Полярная Авиация, это целый мир, об этом много можно рассказывать, это очень интересная тема, я обязательно буду писать о работе в Полярной Авиации. А что касается нашей знаменитой песни полярных летчиков "Кожаные куртки", так у меня с ней и с Сашей Городницким связана большая и интересная история. Но все сразу не получается.



Северное сияние.
« Крайнее редактирование: 17.04.2009 19:38 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #14 : 14.04.2009 01:18 »
Прилагаемые фотографии не всегда являются прямыми иллюстрациями к очередной Истории, иногда просто подобраны мною по смыслу. Если понадобится, Марк добавит комментарии, я надеюсь.  %6
« Крайнее редактирование: 16.04.2009 00:58 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #15 : 14.04.2009 20:41 »


***

Лазил я в Google по нашим аэродромам, интересно вспомнить места, где прошли лучшие, молодые годы.Сергеевка, Николаевка, Кневичи, На Океанской видна стоянка и бетонный спуск, по которому скатывали в море и поднимали наши БЕ-6, и здание штаба в пятидесяти метрах отвхода в в Дом отдыха "Сокол". А потом "полетел" на Черное море, где служил последние полгода перед демобилизацией. Благо- для этого достаточно только мышкой шевельнуть. Стал гулять по Донузлаву, около Евпатории, И вдруг между юго-западным концом ВПП и берегом увидел надпись: "Самолет БЕ-6". "Кликнул" и вижу: действительно - стоит на постаменте мой самолет, мой БЕ-6-й, на котором я выполнил свой последний полет в Морской Авиации!!!! Почему я так уверен, что это тот самый самолет? Расскажу.

В начале января 1960-го года меня перевели из ТОФ на Черное море, в Поти, где на озере Палеостоми стоял полк БЕ-6. О службе в этом полку у меня не осталось практически никаких воспоминаний: всего полгода, из которых два месяца полного безделья в ожидании приказа о демобилизации, и два раза летал на двадцать дней в Донузлав на флотские учения. Вот об этом последнем полете и последующих событиях я и хочу рассказать.

Второй раз подряд наш экипаж посылают в Евпаторию на учения флота. Хорошо! Это был, наверно, самый интересный полет. Напрямую от Поти до Евпатории (Донузлава) километров, наверное, 700-800, но у нас было задание "Полет с поиском мин" А это значит полет на высоте 50-100 метров вдоль береговой черты, огибая все ее изгибы. И это летом, в яркий солнечный день, вдоль всего кавказского и крымского побережья. Какие там мины, когда внизу такие картинки, как вспомнишь, так вздрогнешь. Летчики хоть по очереди штурвал крутили, а для меня, хамского отродья (в наше время были широко известны слова Петра первого: "Штурмана- отродье хамское, но дело свое знают, а посему- в кают-компанию пущать, и шпирт давать") вообще - разлюли-малина: часов пять , не отрываясь ни на б.журнал, ни на всякие там компаса, АРКи бортовые визиры, разглядывать голые задницы. Да какие! Ну, штурманы, скажите, кому досталось так выполнять полетное здание?!

И вот очередной полет. Дали нам рубеж, чтобы ни одна подводная лодка проклятых американцев не проникла в район учений. Разбросали мы штук двадцать РГБН (радиогидроаккустические буи) и ходим вдоль этой линии час за часом. Один буй сработал, слышу шум винтов в наушниках, вышли к нему, еще три сбросили, чтобы примерно курс ее узнать. Сообщили на базу, говорят: Наших лодок в том районе нет, усилить внимание. Крутимся мы там, а внизу полный штиль, вода прозрачная. Пытаемся что то увидеть, аж чертики в глазах. Я время от времени напоминаю: Экипаж, смотреть внимательней! И в ответ радист: "Смотрим, штурман, смотрим!"

Понадобилось мне в туалет. Я помню, как то недавно обсуждался "туалетный вопрос": там что то такое бачек за спиной туалетный прорвался, весь мокрый прилетел, разборка с механиком... А у нас все, как полагается, туалет как в лучших домах. Но в хвосте, надо через все отсеки пройти. И вот прохожу я через бытовой отсек (там подвесная койка, стол, лавки...) и вижу картинку: на столе открытые банки сгущенки, консервов, галеты. Оператор и радист уминают все это добро. У радиста гарнитур надет, он и отвечает "смотрим, штурман,..." А два стрелка заняты делом. В отсеке стоит дюралевый бачек на 30 или 60 л.спирта, это резервный. Так вот они простучали определили уровень, повыше просверлили дырочку и один большим шприцом достает спирт, и выливает в бутылку, которую держит другой. Какое им дело до учений, до какой то американской лодки!

Ну вот, проболтались мы там часов семь или восемь, приводнились, стали на бочку, и на катере на берег. Привели себя в порядоки собрались в столовую. И тут появляется местный особняк с кем то еще, и объявляет нам о том, что наш полк расформируется, летный состав подлежит демобилизации. А нам приказано своим ходом добираться до Поти. А самолет наш уже опечатан. У нас же там все наши вещи! Несколько часов этот вопрос решался где то в верхах. А потом мы на катере, в сопровождении особняка и вооруженной охраны подошли к самолету, забрали свои вещи, и на этом моя служба в Морской Авиации закончилась. Оставив очень мерзкое чувство: Только что пришли с восьмичасового серьезного задания, и вот тут же нам уже не доверяют без охраны зайти в свою машину. А вдруг мы взлетим, и направим свою боевую машину в Москву и сбросим оставшиеся РГБН на Кремль!

Ну вот. Осталась наша БЕ-6 в Донузлаве. Потийский полк разогнали, Всех офицеров демобилизовали, вернее - выгнали из армии как собак, лишив пенсии. В Донузлаве была эскадрилья реактивных лодок БЕ- 10 и вот осталась наша машина. Вот она и стоит там сейчас как памятник.

Я понимаю, могут возникнуть вопросы: почему "как собак", почему лишив пенсии?
Об этом сокращении хрущевском, о знаменитом "Миллион двести" 60-го года отдельно. Это большая и интересная история, о которой уже мало кто помнит.
    


***

ХРУЩЕВСКИЙ ДЕМБЕЛЬ. ГОД ШЕСТИДЕСЯТЫЙ.

Ну вот, вернулись мы в Поти и узнаем, что полк расформировывается, весь личный состав подлежит демобилизации. Очередная подлость: всех заставили написать рапорта о демобилизации. Зачем это нужно было начальству - не знаю. Но всех уговорили: это, мол, не имеет никакого значения, это ничего не изменит, только очень усложнит и удлинит процесс, если без рапорта, еще что то говорили, я уж не помню. Несколько человек отказались писать, а некоторые даже писали рапорта с просьбой дать дослужить до хоть минимальной пенсии, до которой оставалось полгода, несколько сесяцев. Но им ответили, что армия не СОБЕС.

Я не берусь судить с позиции государственной: может быть, нужен был такой варварский разгон авиации(я только об авиации пишу), может - нет, не знаю. Но по отношению к нам, к летному составу, было совершено, я считаю, преступление: у большинства из нас отняли уже заслуженные пенсии, десятки тысячь летчиков оказались без профессии, без жилья, и без уже заработанной пенсии. Но уже имея жен, детей и далеко не юношеский возраст.

Каким образом сделали финт с пенсиями? Летом 59-го года вышел указ о том, что год за два будет считаться для выслуги только для реактивщиков, а для поршней- год за полтора. Мы тогда как- то не придали этому большого значения: молодые были, о демобилизации и не думали. Для примера: у меня тогда было девятнадцать лет, из которых два на поршнях, потом четыре на ИЛ-28, потом опять поршневые, БЕ-6. Ну ладно, думаю, теперь чуть медленней выслуга пойдет, я еще молодой. полетаем еще не один год. А потом вышло разъяснение, что это с пересчетом и всей прошлой службы!! Вот это уже было преступлением, ведь существуат общее правило в современном мире: закон обратной силы не имеет!!

Впрочем, для Никиты Сергеевича законы были не писаны. Кто нибудь наверно слышал об истории с двумя крупными "валютчиками": Рокотовым и Файбишенко. Они получили по 15 лет, т.е. то, что полагалось по их статье. Потом вышел новый закон о том, что за крупные валютные операции полагается 25 лет. По новому закону их судили второй раз и дали 25 лет. А потом Хрущев сказал, что таких расстреливать надо. Появился новый закон о смертной казни. Их судили третий раз и расстреляли.

Так вот после пересчета у меня осталось семнадцать с половиной лет, а через год с лишним - демобилизация с выслугой девятнадцать с половиной лет, т.е. несколько месяцев до маленькой, тридцатипроцентной пенсии. Я не знаю как сейчас с пенсией в армии, но тогда для 50% нужно было 25 лет, а для 30% - 20 лет выслуги.

А теперь представьте себе такой вариант: 3 года в училище и 11 лет в транспортной или лодочной авиации, т.е. к моменту разгона 25 лет, полная пенсия., а после пересчета - 19,5, и пошел вообще без пенсии!

Мне крупно повезло. Полтора года я работал где- то лаборантом за 72 рубля в месяц, потом техником аж за 90 рублей.Но потом сумел пробиться в авиацию и пролетал еще двадцать пять лет, половину из которых в Полярной Авиации, а половину - На ТУ-114 и ИЛ-62.

Да, забыл один момент. Когда сын был с детском саду, это году в 62-м, разговорился я с отцом его приятеля, полковником из Министерства обороны. Так он мне рассказал, что идут тысячи писем, от демобилизованных примерно такого содержания - Я в 18 лет добровольно пошел в армию, ... лет честно служил Родине. Меня выгнали из армии, как собаку, отняв пенсию. Жилья мне не дают, нет работы, чтобы обеспечить жизнь моей семье. Так вы что-же думаете, что если понадобится, я опять пойду "За Родину, За Сталина!" Он говорил, что Министерство и ЦК КПСС завалены такими письмами.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #16 : 14.04.2009 22:38 »
***

Дополнение к "Дембелю..."

Вся эта история произошла достаточно давно (хотя и не очень. всего 48 лет назад), и некоторые моменты не сразу вспомнились.

Конечно, какие- то смутные слухи о возможном сокращении ходили, но мы, лодочники-противолодочники-разведчики считали, что к нам то это никак не относится .Тогда очень много говорили о ракетах. Ну ладно, думали мы, ну ударную авиацию ракеты заменят, ну зенитные ракеты заменят истребителей (все это с большим, большим натягом конечно). Но противолодочную то оборону ракеты выполнять не будут, но разведку в море они тоже вести не научились! Поэтому мы были совершенно спокойны, и неожиданная демобилизация застала нас врасплох.

Но начальство то все знало, и кое- какие меры были приняты заранее. Дело в том, что надо ж было отнять у нас кортики. При выпуске нам, вместе с лейтенантскими погонами вручались кортики с морскими львами, на черных муаровых лентах. Красота! Они, кажется, даже нигде не были записаны, но понятно, что у каждого офицера есть кортик, который каждый, уходя в отставку , оставлял у себя. А тут собирались выгонять в запас молодежь без пенсии и права ношения формы. И конечно, половина сказали бы, что кортик потерян, украден...

И вот примерно за месяц, в выходной день, был объявлено общее построение офицерского состава полка при полной парадной форме. И были переписаны пофамильно все номера кортиков. Тогда мы не придали этому значения, и только потом сообразили что к чему, Когда приказали сдать кортики.

Уже в Москве мне николаевские ребята рассказали, что в Николаевку собрали около двухсот ИЛ-28, матросам сказали примерно так: - братцы матросики, вам тоже будет досрочный дембель. Но перед этим вы должны выполнить последнее задание. Вот вам кувалды, зубила и прочий инструмент. Перекуем мечи на орала! Начинайте с того края. За точность этой речи не ручаюсь, но все машины были порезаны.
Это мне рассказали.

А вот то, чему я был, можно сказать , свидетелем. Года через два, повидимому поняв, что малость перестарались, через военкоматы стали исправлять ошибку. Двое моих приятелей из Потийского лодочного полка вызвали в военкомат, и военком сказал им, что они опять призываются "под знамена". Ребята страшно возмутились: - Мы не хотели демобилизовываться, писали рапорта, но нас выгнали. А теперь мы живем в Москве, получили квартиры, работаем в Жуковском на аэродроме (одного уже оформляли в Школу летчиков-испытателей), жены тоже работают. И все опять бросать??!!

Но тот кулаком по столу: - Родина требует! Пойдете под суд за отказ от воинской службы! Партбилеты на стол выложите! Ребята поняли, что плетью обуха....., начали оформлять уже какие- то бумаги. Один из них рассказал о своей беде дяде. А тот был юрист. Он сказал, что хочет кое что уточнить, и просил обоих прийти к нему через день. А при встрече им сказал, что все это ерунда, военкоматы берут "на арапа".

Где- то наверху поняли, что переборщили и надо частично вернуть офицеров в армию. Но законным образом это можно сделать только или объявив всеобщую мобилизацию, или мобилизацию определенного ВУСа (военно-учетной специальности), а на это пойти нельзя. Сказал, что они могут довериться ему на сто процентов, и рассказал как им себя вести. Они пришли к военкому, бросили повестки и остальные бумаги ему на стол, посоветовали куда ему эти бумаги засунуть, и не беспокоить их, пока не будет мобилизации их ВУСа, или всеобщей.... На этом все и закончилось. Клялись, что они указали ему определенное место для бумаг. И у меня нет основания им не верить: - уж очень они были возмущены.

Через несколько дней один знакомый, наши сыновья вместе в садике были, тоже свеже демобилизованный офицер, с ужасом рассказал, что его опять забирают в армию. Ну- тот же вариант. Я рассказал ему что узнал об этом.

Через какое- то время он рассказал мне, что сделал все как я ему посоветовал, и от него отстали. А когда он поехал к другу, оказавшемуся в такой же ситуации, то опоздал на один день: тот уже уехал в часть.

***



Мне посчастливилось много лет проработать штурманом самолета . Полярной Авиации. Почему я так, несколько высокопарно, высказался? Дело в том, что мы росли и воспитывались в период "покорения" Арктики: перелет Чкалова через Северный полюс. папанинцы, слившиеся у меня в одно слово Папанинкренкельширшовифедоров и героические летчики, доставившие их туда, челюскинская эпопея и первые Герои Советского Союза! Газеты и радио были переполнены этими событиями. Нас, детей, завораживали эти названия: остров Диксон, остров Рудольфа, Земля Франца Иосифа, Мыс Челюскина, пролив Вилькицкого! Я думаю, что для нас все это значило тогда гораздо больше, чем для следующего молодого поколения вся космическая эпопея, лунники...

Мне хорошо запомнился момент, когда в прямом эфире по телевизору показывали выход Армстронга из корабля на лунную поверхность. Мы с женой в этот момент почти дышать перестали. - Ромик, иди скорей сюда, человек на Луну выходит!!!

Выходит из своей комнаты сын (ему тогда лет пятнадцать было), он там музыку слушал, недовольный: что такое? - Да вот Армстронг, Луна...! Он посмотрел одну-две минуты, махнул рукой, и пошел обратно свой рок слушать.!

Даже в мыслях не было и присниться не могло, что я когда-нибудь увижу все те места, тех людей, и с многими из них буду работать!

Теперь вы понимаете, что вернувшись после армии в Москву, первое место, куда я мог пойти в поисках работы, это было Управление Полярной Авиации на улице Разина, дом два. Попасть туда, это было почти невероятно. Ну, а вдруг?!

А дальше начались чудеса. Нач. отдела кадров, Исаев, спрашивает:
- Где служил?
- В Морской Авиации.
- На каких самолетах летал?
- Последние четыре года на БЕ-6 -
- Подходит, с астрономией знаком?
- А как-же, полный курс Авиационной астрономии в училище проходил!
- Ну, тогда иди побеседуй с Аккуратовым. Снимает трубку: Валентин Иванович, к Вам штурман сейчас подойдет.

К самому Аккуратову, к папанинскому штурману, к Флаг-штурману Полярной Авиации??!! Все это для меня было как во сне!

Вы не удивляйтесь такому количеству восклицательных знаков, но это такая эмоциональная часть истории для меня, что я и сейчас не могу спокойно говорить.

Впрочем, чудеса вскоре закончились . Аккуратов побеседовал со мной, и послал обратно к кадровику, начинать оформление. А оно начинается с паспорта и военного билета. А я еще не получил ни того, ни другого. А когда я все это срочно провернул и через три дня пришел, то оказалось, что опаздал, группу уже подобрали.

А я в резерв. А сколько ждать? Может полгода, говорит, а может - год, а может и больше. Я ждал полтора года. Ходил в кадры бессчетное количество раз. Говорят через три месяца, я иду через месяц, опять через три, а я через две недели.

И вот однажды сижу перед столом Исаева и вижу - какой то листок, а на нем небльшой список фамилий, и моя в том числе. Он увидел куда я смотрю, перевернул этот листок, и говорит: - приходи через недедю.

Через неделю?? Я, конечно, прибежал через пару дней.
- Ну чего ты пришел? я же сказал - через неделю, Марка Ивановича еще нет. Он через два дня прилетит. Вот через три дня и позвони мне.

Как я перетерпел эти три дня, я не знаю. Я понимал, что речь идет о Приказе , который должен подписать Марк Иванович Шевелев, Начальник Полярной Авиации.

Через три дня звоню и слышу: Вы зачислены штурманом самолета в 254-й отряд Полярной Авиации! Этот момент можно сравнить только с моментом получения матросом-курсантом лейтенантских погонов. А может, и еще важней. Ведь уже была потеряна всякая надежда вернуться к авиации, к своей любимой работе. И вдруг опять впереди полеты, самолеты. Да еще в Полярной Авиации!!!!

Вот так вот длинно и нудно я ответил на вопрос о том, как я попал в Полярную Авиацию.



Таймыр. Оз. Басселак. Лыжи ушли в снег. 6 часов откапывались и пытались взлететь.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #17 : 14.04.2009 22:49 »


Таймыр.



***

В Полярной Авиации было много Героев Советского Союза, но даже они говорили, что если и есть настоящие герои, то это Матвей Ильич Козлов, который Золотую звезду не получил, несмотря на три Представления.

Я встретил его и познакомился с ним при не совсем обычных обстоятельствах.

После окончания месячной теоретической подготовки в УТО (Учебно-тренировочный отряд) я прилетел на о. Диксон на стажировку. Узнал, что Ракитянский, в экипаже которого я должен был стажироваться. где то мотается и вернется через пару дней, и пошел спать в отведенную мне комнату. Когда проснулся, вижу на второй кровати спит какой-то старичек ( мне тогда было 32 года, а он, я думаю - был куда моложе чем я сейчас) Он тоже проснулся. Давай, говорит, познакомимся. И выпьем.

Достает бутылку, закусон. Выпили мы с ним по одной. по второй, и начал он мне жаловаться:
-Понимаешь, летел я вчера их Москвы, а рядом сидит какой то толстый бухгалтер из Норильска. И он меня спрашивает: - А ты знаешь кто открыл Норильск? Я ему говорю, еш твою копоть, я открыл Норильск. А он опять свое: вот ты не знаешь кто открыл Норильск! А я опять ему: - Я,еш твою копоть, открыл Норильск!

И с такой обидой он мне это рассказывает. Я его спросил, зачем он сюда прилетел. Руководить полетами на ледовой базе, говорит.

Вышел я в коридор, спрашиваю у кого-то из летчиков, кто это такой? -Да это ж, говорят, Матвей Ильич Козлов! У меня челюсть отвисла: Мотя Козлов, легендарный летчик, один из самых знаменитых в Полярной Авиации, я столько слышал о нем!

В свое время был снят художественный фильм "Остров Безымянный", в основу которого вошел действительный эпизод: В 1942-м году немецкая подврдная лодка торпедировала транспорт "Марина Раскова" ( опять Раскова, но из песни слова не выкинешь)в Карском море. Матвей Ильич вылетел на лодке "Консолидейтед" на поиски людей. Нашел он кунгас с людьми. Море штормило, льдины, но он ухитрился сесть , забрал людей. Собрался взлетать, а тут еще шлюпка из за торосов. Он понимал, что большой перегруз, но ведь не взять, это оставить на верную смерть. Взял всех, несколько раз пытался взлететь, но так и не смог. И восемь часов ( или шестнадцать, я что-то забыл) по штормрвому морю, среди льдин, часто останавливаясь чтобы не перегреться, "рулил" до какого то островка.

Я уже говорил, что его три раза представляли на Героя, но я хочу рассказать, как Матвей Ильич первый раз НЕ стал Героем Советского Союза.

Это было еще в тридцатых годах.У кого то из "великих":то ли из ЦК, то ли из наркомов, живших в Доме правительства (в этом доме Театр эстрады, кино "Ударник" , это "Дом на набережной" Трифонова) был какой-то юбилей, на который в числе прочих были приглашены только что вернувшиеся из Арктики (кажется после папанинской эпопеи) полярные летчики. Среди них был и М.И.

Подошли они к дому, видят - стоит извозчик, появилась у Моти светлая идея...
И вот на каком то высоком этаже, в прихожей стоит хозяин с женой, встречают гостей. Гости собрались, пришли знаменитые полярные герои. Очередной звонок. Открывается дверь, а в ней - кобыла, к шее которой разноцветными лентами привязаны коробки с подарками. Представьте себе эту сцену!

Вобщем, когда через несколько дней отцу родному представили на подпись список на Героев, против фамилии Козлов было написано: а этому хулигану -х.., а не ЗолотуюЗвезду. И Сталин.
Когда через много много лет, уже не было Полярной Авиации, Матвей Ильич умер, на похороны собрались несколько сот полярников. На красных бархатных подушечках несли около сорока наград, в том числе и английских, и американских, и французских. Наверно только у Жукова было столько.

Вечная память таким людям!!!

А его - Еш твою копоть - стало у нас классикой.

Если в интернете запросить "Полярный летчик Матвей Ильич Козлов", то можно много о нем прочитать.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #18 : 14.04.2009 23:12 »
***

Когда я перешел в лодочную авиацию (это было в декабре 1956-го года), лодки на ТОФе были только на Океанской и в Суходоле. На Сухой речке стоял, насколько мне помнится, только истребительный полк. На Океанской в это время оставалась одна "Каталина" PBY -5A -амфибия. Один раз я успел на ней полетать, а потом она исчезла, угнали куда-то, и остались только БЕ-6. К моему стыду я не знал, что Констолидейтед, это не название конкретной машины, а фирма, производившая лодки, все модификации которых носили общее название "Каталина"...

... о М.И. Козлове... У нас в отряде был штурман Леонов, а в учебном отряде был преподаватель Камирный. Оба - уважаемве старые полярники, но я и понятия не имел, что оба они были членами экипажа Козлова в том полете. А Боря Игнашенков, о котором там упоминается, был штурманом экипажа, в котором я проходил стажировку на Диксоне. Он пришнл в Полярку на год заньше меня. А было это всего сорок шесть лет назад.

***



Центральная база высокоширотной Полярной экспедиции в р-не Полюса. 1963 г.
Льдина треснула за несколько минут до нашей посадки. 

А теперь о Полярной Авиации. Она ведь родная сестра Нашей родной МА.
Мне посчастливилось много лет работать и там, и там.

День, когда я узнал, что принят на работу в ПА, это был один из самых счастливых дней в моей жизни. Выгнанный из армии, без специальности, без пенсии, вожусь с какими-то приборами, в которых я ни черта не смыслю, за 90 рублей в месяц. И уже практически потерявший надежду когда нибудь вернуться к своей любимой работе. И вдруг я опять штурман, полеты впереди, да где, в Арктике!

Но радость радостью, а надо было еще очень многому учиться.

Месяц занятий в Учебном отряде (УТО), восемь часов в день. Нас было восемь человек, штурманов.
Много чего мы там изучали, но главное, конечно, самолетовождение, арктическая навигация. Тут мы попали в руки первых полярных штурманов, участников всех знаменитых полярных экспедиций тридцатых годов. Это - Валентин Иванович Аккуратов, Лев Петрович Рубинштейн, Вадим Петрович Падалко. Раньше мы о них только в книгах читали, а теперь они стали нашими наставниками!!

А нового было очень и очень много. Начиная с карт. Тут я немножко отвлекусь. Во время "папанинской" эпопеи три самолета сели на полюсе, на одной льдине, а четвертая машина, командир Мазурук Илья Павлович, штурман- Аккуратов, сели (я уж не помню почему) где-то примерно в ста кмлометрах от них Р.связь с ними была. Вначале не было погоды, а потом погода наладилась, но проблема: А какой курс к ним брать??????????.

Ведь они все в районе полюса! Вобщем несколько дней они на могли решить эту задачу.. И вот тогда Аккуратову пришла мысль о условных мередианах, которыми теперь пользуется весь мир. Во всяком случае, когда потом я работал на ИЛ-62, то при полете, скажем, на Камчатку, половину дороги работал по Московскому, а потом переводил систему на мередиан Петропавловска.

Для северной части северного полушария (и южного соответственно) была разработана карта полярной стереографической проекции с центром в точке полюса , двадцатикилометровка, она охватывала и всю территорию Союза, состояла из шестнадцати листов.

Но главное, то, что на ней была нанесене система условных мередианов: девяностого, и нулевого. На всех листах карты через равные промежутки, сантиметров через десять, были нанесены синие линии, паралельные девяностому, мередиану. И перпендикулярные им красные линии, паралельные нулевому.Красные никогда не использовались.

Где бы мы не находились , мы использовали только один девяностый мередиан. На астрокомпасе устанавливался мередиан 90 градусов, и все отсчеты курса только от него. При прокладке маршрута мы знали только ИПУ от 90-го, другого не существовало. И теперь становится понятно, что полюс превращается в самою обычную точку, как и любая другая на карте.

На всех машинах: АН-2, ЛИ-2, ИЛ-14 и МИ-4, стояло одно и то же навигационное оборудование, обеспечиваввшее полеты в любую точку Арктики: астрокомпас на потолке фюзеляжа в астрокуполе ( по которому всегда можно узнать самолет ПА), гирополукомпас ГПК-52, АРК-5, и бортовой визир.

Прекрасный был прибор ГПК-52. После 10-15 минут раскрутки он прекрасно держал курс, почти не уходил. Перед взлетом, на полосе, на нем устанавливался, нажимной ручкой, курс ВПП (относительно девяностого мередиана), в процессе взлета еще уточнялся. А в процессе полета курс периодически уточнялся по астрокомпасу, который был точен всегда до градуса. Но поскольку посадки чаще были не на аэродромах, а на разных точках: на полярных станциях, на льдинах, на других выбранных точках, то у нас был железный закон: после остановки самолета - запиши стояночный курс! Где угодно: в б.журнале, мелом на переборке, на столе карандашом, но чтобы стояночный курс был записан. Хорошо, если есть солнце, а если нет - что делать?

Все это, и очень иногое другое, мы изучали в течение месяца. Кроме навигации очень большое внимание было уделено метеорологии.

А потом всех нас посадили на ИЛ-14 и штурман УТО устроил нам летный экзамен до "конца географии", т.е. до Мыса Шмидта по арктическому побережью и обратно. После этого получили штурманские свидетельства третьего класса (военные не в счет), и - в отряд, а там еще предстояла месячная стажировка.   

... У нас стоял обычный АК-53 /астрокомпас, как на Ту- 16/. Дело в том, что я совершенно не в курсе какое оборудование стояло в то время, или стоит сейчас на боевых машинах. Поэтому я просто рассказывал о том, что было у нас полвека назад, не зная - знакомо это вам, или нет.



« Крайнее редактирование: 14.04.2009 23:21 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #19 : 15.04.2009 00:20 »


Полуостров Таймыр. Озеро Таймырское.



***

Я не зря написл как -то, что мне посчастливилось много лет проработать в этой системе. Я - штурман, и все что я рассказываю, это именно с точки зрения штурмана. А для штурмана более интересной и ответственной работы, чем в Арктике, нет, мне кажется, больше нигде. И еще- полнейшая самостоятельность в профессиональном отношении: в портфеле карты на весь полярный бассейн, до Канады, и на весь Союз, и готовность вылететь в любую точку после обычной короткой подготовки в штурманской перед вылетом.

И еще: - у нас принято было, что на земле всем фактически руководил штурман: -анализ погоды, получение задания, решение- какое задание из нескольких будем выполнять вначале, в зависимости от прогноза. Больше того, как правило, весь экипаж ехал из гостинницы прямо на самолет, и только штурман ехал получать погоду, оформлять б.журнал, принимать решение на вылет у диспетчера. Вобщем - штурману доверялось, по традиции, многое. И не дай Бог ему потерять это доверие у командира и экипажа!

Я расскажу об одном обычном, рядовом, месячном дежурстве на Диксоне, это один из основных наших аэродромов в Арктике. Только вначале почему месячном, и почему- дежурстве? Мы улетали на работу из Москвы, как правило, на месяц с пятнадцатого по пятнадцатое, чтобы, не нарушая НПП, за месяц налетать двухмесячную сан.норму. А дежурство, дело в том, что любой человек в Арктике должен быть уверен, что в случае чего ему всегда будет оказана помощь. И поэтому на Диксоне, и в Амдерме всегда находились по два самолета: Ан-2, и Ли-2. Мы нормально работали, но в любое время были готовы выполнить сан. рейс в любую точку, где в нас нуждались.

Прилетели на Диксон пассажирами на Ил-14. Приняли у старого экипажа свою машину, ЛИ-2, она на ледовом аэродроме, на лыжах. Звоню диспетчеру: что на завтра? Он перечисляет варианты: за рыбой на о.Надудатурку (это 140 км. от Диксона), отвезти какой -то груз в Нагурскую (аэродром Нагурская, на Земле Франца- Иосифа), и сброс почты по большому кругу.

Звоню синоптику, минут пятнадцать она мне расскаэываеп погоду и прогнозы по всему району. Прогноз на ближайшие три дня отличный. Все ясно, перезваниваю диспетчеру: пойдем на сброс по большому кругу, Пусть готовят почту. Вылет в...часов. Дежурные аэродромы: - Нагурская, Средний (на Северной Земле), Амдерма, Хатанга, Открыть вахту- перечисляю все полярные станции на островах. Без этого нельзя: мы будем одни в Карском море, тем более - ночь. Со всеми должна быть бесперебойная связь, и все аэродромы должны быть готовы к приему.

Утром приходим на самолет, на полу гора мешков, на каждом название полярной станции, а в каждом мешке посылки, и на каждой надпись : "Согласны на сброс". Запускаемся, выруливаем. Радист в это время переписывает адреса на мешках и дает мне. Пробегаю глазами: О! Русская гавань, с нее и начнем, это полярная станция на с-з оконечности Новой Земли. Издали видим огни, зажгли пару бочек. Снижаемся метров до пятидесяти, сбрасываем пару мешков, и в набор. Следующий - о.Визе. При подходе они просят:- Вы пониже, пониже, а то в прошлый раз нам одни горлышки достались, Жалко, что ли, снизились метров до двадцати, сбросили, пошли дальше . Мне при этом всегда вспоминалось из "Двух капитанов"
Хорошо скользить, когда есть высота.
Трудно выравнивать на уровне крыши.
Саня, не надо собой рисковать,
Бабушка просит летать пониже.

Вот так облетали мы часть полярок, пора на ночевку. Куда пойдем, в Нагурию, или на Средний? Марк, куда ближе?
Да примерно одинаково, но попутник в Нагурию будет помогать. Коля, прибытие в ...., тетя Катя пусть пельмени готовит.

Там нас одна сценка ожидала, никогда ее не забуду . В кают-компании, а попросту - в столовой, собрался народ, как каждый вечер кино смотреть. Когда экипаж прилетает, то не начинают до его прихода, и пока не покушают.

Рядом с нами сидит молодая женщина, повариха, с дочкой лет четырех. Читает ей мама сказку, и и там что то вроде - и влез он на дерево. А девочка подняла головку:- Мама, а что такое - дерево?. Она еще ни разу на Большой земле не была!

На второй день на о.Виктория, в сторону Шпицбергена, это самая отдаленная наша полярная станция, , острова на ЗФИ, о.Рудольфа, это самый северный оаш остров, что то 83 градуса, кажется.
Вторая ночевка на Среднем. Вобщем три дня сбрасывали почту по всему Западному сектору Арктики. Все это в полярную ночь.

Радист все время передает бумажки с фактической погодой и прогнозами на всех аэродромах. Хорошо, если везде "миллион на миллион", а если нет, то все время пересчитываешь: куда хватит горючего, а если этот закроется, то до того хватит?, а если и там туман.., все время прокручиваешь все варианты....

На другой день полетели в Нагурию и обратно, это около двух с половиной тысяч километров. А потом срочный сан.рейс на о Грем-Белл, на ЗФИ. там какая то рота связи. Так солдатик хлебнул какого то спиртика, надыбал где то, и очень плохо ему стало. Забрали мы его, и пока шли на Диксон, он скончался на руках у нашей медсестры. Прилетели, а нам говорят: ребята, надо опять туда лететь, срочно, без отдыха. Оказывается, когда там узнали, то целая очередь к доктору:- и мы попобовали! Мы опять туда, а уже вторые сутки пошли, какое там НПП, Пошли к солдатам: Братцы, говорим, кто хоть чуть- чуть попробовал, не скрывайте, летим с нами, третий раз мы уже не сможем! В воздухе двоим очень плохо стало, один из них умер уже в больнице. Оказалось, что там еще один нашелся, но мы уже не могли, третьи сутки пошли. На Диксоне отдыхал ледовый разведчик, его срочно подняли. и он полетел.

И вот так целый месяц. Налетали мы сто восемьдесят часов.

Да был еще один санрейс. Тоже после какого то задания, без отдыха. Но санрейс есть санрейс. Прилетаем, у самолета какая то женщина.
-Кто больной?
-Я больная. И смеется.
Аборт ей срочный нужен! А что, закон есть закон. Имеет право. А через несколько дней обратно ее везли.

Вот так месяц прошел, а потом прибыла смена на своем самолете, я уж не помню- почему. А мы на своем пошли в Москву.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта