Автор Тема: История от Марка...  (Прочитано 62183 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Марк

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 64
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #110 : 04.09.2009 20:27 »
       
Весна. Теория закончена, экзамены благополучно сданы, все полки разъезжаются по своим аэродромам. В училище семь аэродромов. У первого полка – Кухаревка, у второго – Новощербиновка, третий полк ( если не ошибаюсь) работает на Центральном аэродроме. У четвертого полка – Симоновка, у пятого -  5-й полигон, и у шестого полка два аэродрома: одна эскадрилья, второй курс, летает на Ут-2  в Александровке, а вторая, третьекурсники, на «Каталинах» на морском аэродроме.
      Мы, Второй полк, перебираемся в Новощербиновку. Это большая кубанская станица, как говорили – тысяч десять человек  Рядом со станицей большое ровное поле, заросшее травой, это и есть наш аэродром. На границе аэродрома наш палаточный лагерь. Палатки большие, с  двухъярусными койками Большая палаточна же столовая ( простите за оговорку: камбуз, конечно). Недалеко от палаток поляна, на которой стоят двадцать семь  деревянных грибков от солнца, под каждым – маленький столик со скамейками. У каждой летной группы свое место. И мне запомнилась такая, вроде бы. мелочь: не было за все лето случая, чтобы во время разбора полетов, или планирования на завтра, у нашего инструктора, у Ивана Васильевича Шебашова, не было в руках маленького самолетика, на котором показывались все  наши ошибки, все задания. Ну, наверно это всем знакомо.
Тут я хочу сделать маленькую оговорку. Мне не совсем удобно: я, пролетавший тридцать пять лет штурман, начинаю рассказывать вам, опытным, пролетавшим половину жизни летчикам, про управление самолетом, про технику пилотирования! Но, во первых я был несколько лет летчиком  и рассказываю именно об этом времени, во вторых это было шестьдесят лет назад, и многое за это время изменилось. И, наконец, в третьих: этого аэроплана сейчас и в музее не всегда встретишь. Так что потерпите меня.
Неделю, а может – и больше, пока высох аэродром, мы занимались предварительной подготовкой, привыкали к кабине, отрабатывали движение рулями, бесконечно мыли и чистили свой самолет. И вот, наконец первый день полетов.
 Нет, я вначале о самом самолете. Мотор на нем стоял М-11, сто двадцать лошадок. Электричества на нем не было НИКАКОГО, Если не считать магнето, которое надо было крутить при запуске. Я расскажу про запуск подробно.  Для простоты: я около винта, инструктор, ИВ – как мы его между собой называли, в передней кабине.
 - Я:  К запуску!
 - Ив: - Есть, к запуску.
    Я начинаю проворачивать винт, пока на нащупал резкое сопротивление: есть компрессия.
  - Я Внимание1
  -  ИВ: - Есть внимание!
  - Я – Контакт!   Резко левой рукой дергаю за лопасть, и отскакиваю в сторону.
  -  ИВ: Есть контакт!  И быстро крутит ручку магнето.  От винта!
  Я: - Есть от винта!!
 УТ-2: - чих-пых, чих-пых, тр-р-р-р-р.
И порулили на предварительный старт.
 И еще.  На первой странице есть фотография: я в кабине Утенка, т двое друзей рядом стоят. Так вот обратите внимание на трубку, сто торчит у меня справа из шлема. Это наше СПУ. Представьте себе небольшую дюралевую пластинку с дыркой посередине, к которой припаяна перпендикулярно ее плоскости трубка, выходящая через дырку в шлеме наружу. А пластина прижата к уху. Это одна половина СПУ. А вторая, это резиновый рупор в передней кабине с длинной трубкой, протянутой во в заднюю кабину. Курсант садится в кабину, натягивает конец этой трубки на ухо, и СПУ включено. Понятно, что устройство это одностороннего действия, и В ответ на вопрос:  -  Ты понял, албанец??? Ответ следует – легким покачиванием крыльев. ИВ любил называть нас албанцами. В то время  Тито называли фашистом, и рисовали с окровавленным топором в руках, а Албания, Энвер Ходжа, это были наши лучшие друзья. Оттуда и пошло  Потом я встретил точно такое же устройство, я имею в виду рупор с длинной трубкой, в штурманской кабине торпедоносца ИЛ-4  Только назначение его было совершенно другое. И для другой части тела.
 А  Утенок мог делать многое. Безотказно входил и выходил из штопора, глубокие виражи, петля, иммельман (в программу не входил, но мы делали), переворот, боевой разворот, петля. бочка. Даже комплекс фигур : переворот-петля-боевой. Всему этому нас учили , а потом все это мы делали в зоне самостоятельно.   

Оффлайн Марк

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 64
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #111 : 07.09.2009 18:54 »
И еще о рулении. Тормозов на УТ -2  не было. Поэтому  при рулении нужен был сопровождающий. Сопровождающий держался за конец левой консоли двумя руками, и шел, а точнее бежал, левым боком вперед, причем глядя назад, на руль поворота. И, в зависимости от его положения или тянул плоскость на себя, или наоборот – отталкивал.
Управление было, мало сказать, легкое, легчайшее, инструктор нам говорил: ты, албанец, не разворачивайся, ты только подумай, а он сам развернется. Управление довольно строгое, потому как движения ручки просто миллиметровые. Вот такой был самолет. Ну, и кабина, как на фото видно, открытая, впереди козырек, как на мотоцикле.
Начались полеты.  В первом полете хоть и сказал ИВ: - Держись мягко за управление, но не мешай, я почему-то был уверен, что это так, ознакомительный полет, и хорошо помню какое то мгновенное ошеломление, когда после второго разворота вдруг услышал: Ну, Марик, бери управление, капот-горизонт, без кренов, горизонтальный полет.
По программе до самостоятельного вылета минимум – девять часов и две минуты, максимум – одиннадцать часов и две минуты. Кто не укладывался, отчислялся. Из ста тридцати шести  вылетели самостоятельно только девяносто два человека. В основном ребята ломались на девятом упражнении – исправление ошибок, подавляющее большинство из отчисленных именно на этом..
 Прошло больше шестидесяти лет, но первый вый самостоятельный помню, как будто он год назад был. Наверно трудно в это поверить. Но я объясняю это тем, что потом всю жизнь провел в авиации.
Вечером на предполетной ИВ говорит мне: Завтра на проверку и, если нормально сам полетишь. Утром сделали пару кругов, потом садится командир полка, подполковник Рыбин. Буркнул что-то вроде: Давай, работай, меня нет. Сделал я три круга, он – ни звука. На четвертом – поиздевался как только мог, чего он только не делал. Вылез и, ни слова не говоря, и ушел в квадрат, инструктор – за ним. Я в кабине сижу, не знаю что и думать. Мотор на малом газу. Что-то они там разговаривают, время тянется ужасно. Рядом стоят ребята, и мешок с песком лежит. И вдруг ИВ поворачивается, машет рукой, и бежит к самолету! Ребята хватают мешок, кладут на кресло в переднюю кабину, закрепляют его. ИВ вспрыгивает н6а плоскость: Ну как, албанец, полетишь?. Киваю головой. Хлопнул рукой по шлему, и сам сопровождал меня на предварительный старт.
Сделал круг,  захожу на посадку с большим перелетом, по газам, и ухожу на второй.     
Захожу второй раз, а меня вдруг сильно в сторону потянуло, опять ухожу. В воздухе я один был, уже старт собирали, все за мной следят: первый самостоятельный! И когда я второй раз уходил Капитан Андриянов, зам КЭ по строевой (была такая должнось), но он тоже летчик,  под общий хохот выдал: Ну, наш Марик опять мимо аэродрома просквозил!
И это ко мне прилипло крепко. В конце лета ухожу я на двухчасовой маршрут, а Иван Васильевич меня напутствует: Смотри, албанец, мимо аэродрома не просквази!   


Оффлайн Карина

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1538
  • Пол: Женский
  • Если тебе плюнули в спину,значит ты идёшь впереди!
    • Просмотр профиля
Re: История от Марка...
« Ответ #112 : 07.09.2009 20:39 »
Цитировать
Я расскажу про запуск подробно.  Для простоты: я около винта, инструктор, ИВ – как мы его между собой называли, в передней кабине.
 - Я:  К запуску!
 - Ив: - Есть, к запуску.
    Я начинаю проворачивать винт, пока на нащупал резкое сопротивление: есть компрессия.
  - Я Внимание1
  -  ИВ: - Есть внимание!
  - Я – Контакт!   Резко левой рукой дергаю за лопасть, и отскакиваю в сторону.
  -  ИВ: Есть контакт!  И быстро крутит ручку магнето.  От винта!
  Я: - Есть от винта!!
 УТ-2: - чих-пых, чих-пых, тр-р-р-р-р.
И порулили на предварительный старт.

 :) Марк! Я слышала, что такой запуск осуществляли при помощи незатейливого приспособления "обезьянка", это был такой дрючёк с железной цапкой на одном конце, и если вовремя "обезьянку" не убрать, то она отбрасывалась лопастью и летала над аэродромом!  :D
У вас тож такие были?
Ждём продолжение!!!  %6
Кошке всё равно, что о ней говорят мыши...

Оффлайн Колян М.

  • Небо- лучшее, что есть!
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 34
  • Пол: Мужской
  • Полетаем?
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #113 : 07.09.2009 20:44 »
Марк, а сколько длился первый полёт, запомнилось?  ;)

И в чём заключалась "работа над ошибками?

Цитировать
В основном ребята ломались на девятом упражнении – исправление ошибок, подавляющее большинство из отчисленных именно на этом..

 %7 %13  %6

Оффлайн Марк

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 64
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #114 : 08.09.2009 06:53 »
Карина, я тоже читал где-то про какие-то резиновые амортизаторы, обезьянки...
Ничего подобного у нас не было. Запускали только так, как а описал.
                                   
Колян, это был обычный полет по кругу, длился он двенадцать минут.
Насчет исправления ошибок. В этом упражнении инструктор проверяет реакцию и действия курсанта при любой, как это сейчас принято грворить, нештатной ситуации (тогда мы этих слов не знали): имитирует отказ мотора, т.е. резко убрает газ в любой момент полета, создает крен в самый неожиданный момент, "хулиганит" как угодно, чтобы проверить: можно ли доверить курсанту самолет, и его собственную драгоценную жизнь. 

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #115 : 09.09.2009 00:16 »
Вот Карина вспомнила, что отец рассказывал, это о самом начале 60-х, так ведь?
Карина, а надо бы отца попытать, да и написать тебе, как в его время, т.е. лет через 10- 15 было!
Ты ж хорошо пишешь, мы читали!  ;)  %6 %6 %6
Это ж по сравнению с Марком- поколение некст!  ;D ;D ;D

О нашем Училище Марк специально для нас пишет!
А вот ещё немного с Авиафорума http://aviaforum.ru/showthread.php?t=20332&page=1813

***

Давно не был в родном кубрике, шибко занят был. Хочу рассказать о б одном из самых необычных (а может быть - уникальном) снимке в советской журналистике. Ну, сожет хватил чуток лишнего. Сами решайте.
Кончил я летать. За выслугу 65 лет, 8 месяцев и 20 дней получил заслуженную пенсию 120 целковых, Пошел работать во Дворец пионеров зав. тиром. Занимался там, в основном, садоводстиом, т.е. - груши околачивал. И в это время я узнал о московском клубе "Здоровая семья" Меня, конечно не интересовали темы о подготовке молодых пар к рождению детей, о родах в воду, поскольку мы уже вроде бы рожать не собирались. Заинтересовало меня то, что это был клуб "моржей" Я любил после сауны нырнуть в прорубь, но это не то. А тут - настоящие моржи! Ну, и втянулся я туда. А моржами, надо сказать, были не только взрослые, но и дети. Детишки начинали моржеваться, начиная с возраста минус девять месяцев, с перерывам от минус две недели, до плюс две-три недели. Не буду голословным, даю фотоконтроль. И дети не болели, не знали врачей, хорошо развивались.Я понимаю, в это трудно вернится.. У меня сохранилось пись мо от дочери моего друга, которую я привел в клуб за нескольк месяцев до рождения сына. Павлика. Привожу несколько строк из него: "Когда их класс явился в военкомат, его водили по всем врачам из кабинета в кабтнет как некое чудо природыи всем показывали. Наверное он был единственным в Москвес девственно чистои медицинской картой"
Но это все вступление к главному. В конце восьмидесятых появилась новая еженедельная газета "Семья" Первый номер ее был посвящен матери, второй - отцу, третий - бабушке, четвертый - дедушке. И вот для четвертого номера пришла журналистка в клуб, и попросила дать ей активного деда, и они подсунули меня.
Ну пришла она ко мне домой, о чем то меня долго пытала, и перед уходом сказала что завтра придет фотограф. И хорошо если внук будет.
Приехал молодой паренб, фотокорреспондент газеты, сделал не меньше десятка снимков: я с Илюшкой, Илюшка на мне, я на Илюшке. А потом предложил ему сделать снимок Илюшки на турничке. А потом сказал, что если он напечатает именно этот снимок, то прославится на всю Москву. На его вопросительный взгляд, я спросил: Знанте, на чем он висит, что это такое? ...й моржовый.
В его лице ничего не дрогнуло, но судя по его взгляду в ту сторону, я понял, что - сработало. И в газете, конечно, появился именно этот снимок. А по телефону начались звонки наших полярников: - Марк, на чем это твой Илюшка висит?



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Pilot1

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1400
  • Пол: Мужской
  • В натуре кризис? Мля! Не знааал...
    • ICQ клиент - 347
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #116 : 09.09.2009 14:02 »
Вот я и подумал....а как на Ан-2 тормозят? Он жеж могет и капотнуть....
ЛЕТЧИК-ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, ЭТО-ДИАГНОЗ!

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #117 : 11.09.2009 18:14 »
Марк, получил по эл/почте письмо от Александра Калинина, сына выпускника Ейского училища 39-г. Калинина Виктора Павловича. Он просит меня разместить на форуме материалы об отце. Вот одна из фотографий, думаю, что Калинин В.П. в 1959 г. командир полка, а вы?


Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #118 : 13.09.2009 19:59 »
Марк, это фотография полка или больше?

Оффлайн Марк

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 64
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #119 : 13.09.2009 22:47 »
Удивительная, все таки, вещь - Интернет! Вхожу. и  вдруг вижу фотографию своей эскадрильи, сделанную ровно пятьдесят лет назад, и себя, четвертого во втором ряду слева!
И у меня такая же есть!
Подполковник Калинин Виктор Павлович, Командир отдельной дальнеразведыватедбной и противолодочной обороны эскадрильи. А я был Наачальником ПД и АСС службы - штурманом корабля. У нас была часть маленькая, и все штурманы , кроме одного, были и начальниками служб: моя служба, аэрофото служба. разведчик. начхим, еще кто то, ну и штурман АЭ, два штурмана отрядов. Был еще замполит- штурман. Но этот мудак был недолго, пришел неожиданно, и ушел быстро куда-то. Ну представьте себе: был штурманом самолета в разведывательном полку в Новороссии, и вдруг - замполитом к нам. Что то наптораживающее.
А потом был такой случай: У нас произошла катастрофа, во время ночных полетов разбился Бе-6, погибли трое наших товарищей. Два дня были похороны, поминки... Через сорок дней вдовы штурмана и борттехника опять пригласили всех. На другой день, это был день занятий в штабе ,этот тип начинает по одному вызывать к себе в кабинет. Дошла очередь до меня.
 -- Вы были вчера на пьянке?
  - Не было никакой пьянки, не было пьяных, не было никакого шума, это были поминки по нашим погибшим товарищам.
 - А кто еще был?
 - Я можно а лучше ск4ажу кого не было?
  - Кого?
 - Вас не было А пьянки никакой не было.
 - А Вы что, в Бога верите?  Поминки, это же религиозный  христианский праздник!
 - Так что же Вы меня обвиняете , я же не христианин!
  - Ну причем тут это??
    -  И вообще, какое это, товарищ капитан, имеет отношение к религии, это просто  традиция!
 И тут мне пришло в голову:
  Товарищ капитан, а Вы в воскресенье работаете?
  - Нет, а что?
  - Так Вы что, в Бога верите?  Это же чисто религиозный праздник, воскресенье Христово!
 Я вернулся, рассказал всем. Посмеялись. Больше он никого не вызывал. А потом он скоро исчез. А на его место  приехал хороший парень, Коля  Кузин, он слева от В П Калинина. Он кончал Ейское ВМАУ в 49-м году, а Виктор Павлович был Командиром  эскадрильи шестого, лодочного, полка в училище. В нашей эскадрилье было много его выпускников: Коля Кузин, Аркаша Новиков, Вася Милькин, это был , в сорок девятом голу, последний выпуск лодочников.. А Колю не испортила ни политическая академия, ни должность .Он, кстати, и продолжал летать у нас вторым, в экипаже Калинина.  Все его выпускники были очень рады его приходу к нам командиром.  Курсанты его любили .И я я удовольствием к этому присоединяюсь. Хороший был командир, Хороший был человек. О таких приятно вспомнить.. Сережа, передай, пожалуйста, мою просьбу Саше прислать, если есть еще что , может еще есть фотографии, аща что-то. Мой адрес  marknina@mail.ru 

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта