Автор Тема: История от Марка...  (Прочитано 60180 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #20 : 15.04.2009 00:29 »
***

Мне довелось увидеть, к счастью - немного со стороны, самое, пожалуй, страшное место советского ГУЛАГа.

Тут целая история, которая продолжалась неделю. Кто-то из экипажа назвалл эти дни неделей ужаса. Началось с того, что в наш экипаж Ли-2, мы тогда работали на Диксоне, попал на несколько дней журнал с рассказом Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Молодым людям сейчас невозможно представить себе какое потрясение вызвал в то время этоот рассказ! Это было тогда первое открытое произведение в стране о сталинских лагерях. Мы читали его по очереди, читали вслух, все разговоры, окромя служебных, несколько дней были только о нем.

В один из этих дней мы выполняли какое-то задание в районе "Земли Франца-Иосифа". Шли мы на небольшой высоте, и видим- ледокол идет, это был, если память мне не изменяет, "Ленинград". Мы связались с ним, передали через него телеграммы домой, и уже,было, распрощались. Но вдруг вышел на связь капитан с просьбой, если можно, подсесть, и забрать на Диксон капитана- наставника Хлебникова для срочной отправки его в Москву в больницу. Чтобы не возвращаться больше к этой теме, у него проявилась страшная, по тому времени болезнь: облитерерующий эндертереит, кровь почти не поступает в пальцы, стопу, что что вело к гангрене, и могло привести к ампутации ноги.

Почему же не можем, можем, раз такое дело. Тем более - старый Хлебников, легендарная личность в Арктике, один из старейших полярных капитанов, он был еще штурманом на знаменитом "Челюскине"! А "старый" потому, что его сын, молодой Хлебников, тоже в то время был капитаном на Севере. Забегая вперед: впоследствии по Севморпути ходил корабль "Капитан Хлебников".

Выбрали льдину поблизости, сели, подошла шлюпка с капитаном, взяли его и ушли на Диксон, где он несколько дней жил с нами в ожидании самолета на Москву.

Раз уж зашла речь о посадке льдину, расскажу как это делается в действительности, а не как ее описывают некоторые писатели, наслушавшись разных полярных баек. Об этом много чего можно рассказать.

Прежде всего надо найти льдину, т.е.среди часто многокилометровых ледяных полей найти достаточно большой участок толстого, пакового, льда, без трещин, торосов. Потом сбрасывается дымовая шашка для определения направления ветра, их запас всегда на борту. Если есть сомнение, то длина в выбранном направлении уточняется с секундомером.

При посадке один из экипажа, как правило - радист, открывает дверь и смотрит назад, на следы от лыж: если следы чернеют - машет рукой, орет, что есть мочи: Вода!!! и тут же полный газ, и на взлет.
Если нет, то спрыгивает на лед с ручным буром и проверяет толщину льда, а самолет, не останавливаясь, движется вокруг него. Если нормально, показывает крест, можно останавливаться. Ну. а если, а это иногда бывало, бур неожиданно проваливается, то бегом к машине, его двое подхватывают, и, не останавливаясь- взлет.

И вот сидим мы в гостинице, обсуждаем "Один день...", потом радист, а он был старше всех в экипаже и работал где то в районе Воркута, Норильск, чкго то там на комсомольской работе. Так вот он рассказал как в тех краях произошел массовый побег ЗКов, несеольких тысяч, как их всех уничтожили. Не буду, для кркткости, описыыать подробности.

А Хлебников слушал, слушал, а потом говорит: - Все это, ребята, не самое интересное. А вам раскажу как я получил 25 лет, и что я видел в лагере. И до поздней ночи он нам рассказывал о тюрьме, о лагере.
Я подробности уже забыл, тем более, что потом мы обо всем этом уже не раз читали. Но как он получил двадцать пять лет, это я запомнил.

Сидим мы, говорит, в камере. И по одному нас вызывают на суд. Для каждого эта процедура длится минут десять. Дошла очередь до меня. Заводят в комнату. Сидят трое, важные такие. Зачитывают пункты обвинения. Что-то страшное (не помню, не буду выдумывать). И приговор - двадцать пять лет. Распишитесь! - За что??!! Суд знает за что. Распишитесь.

Возврящаюсь в камеру в шоке.
- Ну, сколько?
- Двадцать пять !!!
- Ну, поздравляем, тебе повезло!!!
Оказывается - все считали, что 25- это настолько нереально, что этого просто не может быть. Вот десятка. это реальный срок!

Ну вот. А на другой день возвращались мы после работы в Хатангу, на ночевку. Прошли м.Челюскина (это самая северная точка материка), и тут мне командир говорит: - Марк, ты знаешь где "Рыбак" находится?
- Слышал, где то здесь, от Челюскина 160 азимут, и 160 дальность.
- Давай поищем!
- Давай!

Что за "Рыбак"? Ходили слухи, что там в горах нашли уран, и добывали его, конечно ЗКа. это место было жуткое. Через три месяца люди на 80 процентов теряли трудоспособность. Говорили, что их эти три месяца даже не поднимали на поверхность. И шла постоянная замена: Этих отвозили куда то, где они все поголовно умирали, а новых - на их место. Был на Диксоне один старичек доктор, работавший там. Он говорил, что за те несколько лет, пока не выбрали этот урановый "карман", там погибло порядка двухсот тысяч человек. Поскольку урановые рудники считались самым страшным местом, а этот еще и самый северный, я и написал , что это самое страшное место.

Пришли мы в эту точку - ничего не видно. Вспомнил я приемы разведки, и начали мы поиск по классической "коробочке", пока кто то не заорал: -Вот он!

Внизу белая мертвая горная пустыня. И в распадке занесенные снегом остатки лагеря. Мы снизились метров до ста, или ниже, и минут 15-20 не в силах были оторваться от этого места. Какие то сараи, или бараки, в стороне несколько добротных бревенчатых домиков, следы ограды.И что нас потрясло, это деревянная вышка с большим колесом наверху. Помните, в каком то фильме , Кажется "Петр первый" на Демидовских рудниках такая?!

Вот такая была неделя ужаса.

« Крайнее редактирование: 15.04.2009 00:39 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #21 : 15.04.2009 00:52 »


***

Моими последними машинами были Ил-28 и Бе-6. Ну. видел еще Ту-16, Миг-19, слышал про Ту-95. На нем летать не пришлось , но на его родном братишке, на Ту-114, пришлось год проработать, 585 часов налетать. В течение многих, многих лет отряд Ту-114 выполнял только один рейс: Москва- Хабаровск. Туда-обратно, туда-обратно, туда- обратно Ну, может, в редких случаях еще на запасной в Кневичи раз в пару лет уходили.Этот маршрут шрурманы знали как свои пять пальцев, а вот любое отклонение от наезженной дороги счсталось происшествием.

И вдруг открывается новый рейс: Москва- Анадырь. Семь тычяч километров по новой трассе! Караул! Кто будет первый рейс выполнять?! Да еще по всему арктическому побережью! И тут вспомнили, что есть новый штурманец, только что с Ан-12-х перебрался, а они там по всему Союзу носились. Вот пусть он и летит, а мы посмотрим - что из этого выйдет.

Но ведь нужен контролирующий в первом рейсе. А кто хочет взять на себя всю ответственность? Вобщем, в нарушение всех правил, решили: пусть сам идет!
 
Я к тому времени выполнил выполнил только один рейс на Хабаровск.
Звоню вечером, как обычно, дежурнрму в отряд, узнать план на завтра. Говорит - рейс на Анадырь, вылет в.... Слетали в Анадырь, вернулись в Домоледово. У самолета все отрядное начальство собралось: Ну как?, ну, что? Поймите меня правильно: если бы на моем месте оказался любой штурман. пролетавший хоть один год в нашем отряде на Ан-12, было бы точно то же самое. Есть карта, есть Регламент, есть Сборник аэродромов, что еще нужно?

Но это так, "лирическое отступление". Я хочу вспомнить о самом моленьком самолете, об Ан-2. Но не в сельскохозяйственной, а в Полярной Авиации.

Я ужасно расстроился, узнав, что только я один из восьми, из всей группы, попал на Ан-2, на что Валентин Иванович Аккуратов, флагштурман ПА, сказал: Вы радоваться должны, а не жалеть. Большие машины от Вас не уйдут, а то, что Вы увидите на Аннушке, они не увидят никогда. А во время наших ежегодных высокоширотных экспедиций в район полюса, Ан-2 - это основная сила. Конечно он оказался прав.

Экипаж на Ан-2 - как на всех уважающих себя самолетах: два пилота, штурман, б.механик и радист, навигачионное оборудование, как на всех самолетах: ГПК-52 и АК-53. Началось мое "боевое крещение" В ПА. с работы на Таймыре, с геологами. О самом первом полете расскажу, это интересно.

Прилетел я в Хатангу пассажиром.Там меня ждал Дмитрий Козлов, старый летчик, много лет пролетавший на Ан-2, он почему то оказался без штурмана и ждал меня. Познакомился с экипажем.
- А теперь, командир говорит, иди к Ларионову (это начальник геологической экспедиции), узнай план на завтра. Вот, я говорю, штурман Козлова, что завтрва будем делать?

- Вот хорошо, начнем работать.Завтра надо высадить группу ребят вот в этой точке. И ставит карандашом на моей карте точку где то в горах в северной части Таймыра. Но там горный район, только горы, и в горах - точка. Шутит он, что ли, мы же не на вертрлете, может они с Козловым меня разыграть решили?! Прихожу в гостиницу, вот, говорю, Дмитрий Иванович, вот здесть надо геологов высадить.
- Ну ладно, говорит, завтра начинаем работать.

Вылетели, вывожу машину в нужную точку. Ну одни горы внизу! Где тут можно сесть? А Дима говорит: вон смотри - между горами там речушка, видишь? Вот там что нибудь и посмотрим. Снизились метров до ста, слева и справа горы несколько сот метров, рачушка маленькая, и где она изгибается - галечная коса метров 150, тоже слегка изогнутая. Вот здесь, говорит, и сядем, бросай шашку. ветерок посмотрим. Сели, машина трясется, галька из под колес во все стороны! Вот так началась работа. Все лето работали с геологами. Развезли их по точкам, а потом - кого то с места на место переместить что то привезти, кого то забрать, в конце сезона всех вывезти обратно в Хатангу. А в конце работы я, братцы, увидел настоящее чудо.

Уже осень, холода, снежок уже. Осталось одну только группу вывезти. А за ней мы, уж не помню почему, около двух недель не могли вылететь. А связи с ней нет, а продукты наверно закончились! Наконец вылетели. Приходим в точку - нет никого. Следы от палатки, баллон газовый, и - никого.
Прикинул по карте - куда они могли пойти - только в сторону м. Челюскина, это км 120 примерно. Пошли в ту сторону. Покружились минут сорок, увидели их, подсели. Ветер сильный, снежком уже все затягивает. Радист говорит погода резко ухудшается, скоро запуржит.

Быстро побросали в самолет всю их гору мешков, рюкзаков, снаряжения, тяжелые мешки образцов (не бросили, хотя шли четыре дня).

Ждали они, ждали нас, и решили выходить к Челюскину. Шли пятые сутки, в рюкзаке у руководителя группы, это была женщина, оставалось килограмма полтора-два сухарных крошек, Это было все.
Взлетели, сделали им сразу по чашке горячего кофе, покушать организовали. Группа была пять человек. Сидят они грязные. замучанные, лица черные, в копоти, на людей не похожие. А особенно женское существо, не поймешь - двадцать ей лет, или пятьдесят. И тут я вспомнил, что у меня в портфеле письма для них есть (этим всегда штурман занимается). Раздал письма, в том числе и чучелу этому. Открывает она конверт, достает письмо, в письме фотография Смотрит она на фотографию, и вдруг вижу я, ребята. настоящее чудо: Это чучело, это грязное,измученное бесполое существо на моих глазах превращается в молодую красавицу. У меня не хватает слов описать это превращение! Она перехватила мой взгляд, и протянула мне фотографию, а там трехлетний мальчик в матроске, сынок!
Такое можно увидеть только раз в жизни!

Я думал про Ан-2 коротенько, но не получилось. Закончил только про Таймыр, а впереди еше Северная Земля, полюс (тоже -северный), высокоширотные экспедиции. Но не получается все за один раз.



Северная Земля. Полярная станция "Краснофлотские острова".
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #22 : 15.04.2009 01:05 »
Северная Земля. Полярная станция "Краснофлотские острова".











Морж зачем- то залез на берег и замёрз...
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #23 : 15.04.2009 01:23 »
***

Хотел закончить о Таймыре, но как не вспомнить о геологах, работающих в Заполярье! В основном это ленинградцы (тогда еще) из НИИГА (геологии Арктики) Собирались весной в Хатанге, развозили мы их партиями по разным районам, и весь сезон , а это месяца три, они там работали, обследовали свой , достаточно большой, район в условиях, прямо скажем, очень и очень нелегких. Я считаю, что это просто герои ребята. Говорили, что кто прилетал не второй сезон и выдерживал его до конца, уже никуда с этой работы не уходили. Это были энтузиасты. Но тяготы, тяготами, а были и положительные стороны работы в тех краях:

Вылетаем мы в группу Рогозина, не помню уж с какой целью. Связываемся с ними.Говорят - ждем вас, Что приготовить на обед: суп из олених пупочков, жаркое из куропаток? Давай, говорим, и то, и другое, мы люди не гордые.

Сели мы там на невысоком горном плато, ровная там такая каменистая площадка, спустились к их палаткам вниз метров пятьдесят, и видим картинку: На треногах из жердей висят две оленьи туши, а около палатки лежит горка , штук пятнадцать, белых полярных куропаток, каждая величиной с курицу. Рагозин (имя забыл), начальник группы, рассказывает: - Проснулся ночью (ночь - по часам, а так - солнышко светит) от какого то шума. Высунул нос из из спальника, смотрю - стадо оленей. Схватил карабин, стрЕльнул пару раз, и спать дальше. А утром разделали.
А на плитках газовых уже бурлит, шкварчит.

После такого обеда расслабились маленько, покурили, потравили, кофейку попили. Пора возвращаться. поднимаемся наверх и видим , что колеса нашей Аннушки почти по оси погрузились в глинистый грунт! Не буду долго на этом задерживаться, но четыре часа мы все вместе провозилиссь , выкапывали наклонные траншейки перед колесами. С трудом вырвались, и больше подолгу там не стояли..
Надо сказать, что на Таймыре нашли геологи всю таблицу менделеевскую, вплоть, говорили, до алмазов. Да что там говорить: о Норильске все наслышаны.

Чувствую, что меня начинает заносить в сторону, но остановиться уже не могу. Тем более, что тут будет и ответ на вопрос, который мне задавали: как же так у Леваневского Звезда номер два, а на льдине не был?

Геологом, который первый нашел то, на чем вырос Норильск, был Урванцев, знаменитый геолог, ученый. А потом он был участником последнего, пожалуй, Великого географического открытия. Группа из четырех человек: двое ученых - Ушаков и Урванцев, каюр новоземелец Ходов, и радист, фамилию его я забыл, в 1933 году была высажена с "Сибирякова" на маленький островок около земли, о существовании которой предполагали, и даже кто то когда то издали видел. Это была Северная Земля, на которой еще не ступала нога человека. И эти двое ученых за за два (кажется два) года исходили и изьездили весь архипелаг, составили карту всех островов. Короче - они открыли Северную Землю!

Потом, как водится, Урванцева, как врага народа арестовали, и геолог ЗК Урванцев энное количество лет искал еще чевой-то в районе Норильска. Забегая, вперед - где то в середине шестидесятых, будучи в Питере, я зашел в НИИГА и попросил знакамых ребят познакомить меня с Урванцевым. Он был уже очень старый и больной. Я рассказал ему, что был на Северной Земле, был на островке "Домашний", где они высадились, был в их домике, правда перенесенном на остров "Средний", где аэродром. У него слезы на глазах были.

Ну, а Ушаков, пока Урванцев сидел, написал большую книгу как он (еще каюр был и радист) открывал Северную Землю. Об Урванцеве ни слова!!! Эта книга кажется называется "По нехоженной земле". Я, может быть, путаю название. Дело в том, что через много лет Урванцев тоже написал книгу, но там уже не трое, а все четверо были. Так это название одной из этих книг.

А причем же здесь Леваневский? А притом.
Дело в том, что во время челюскинской эпопеи Ушакова назначили (или должны были назначить) руководителем спасательной операцией, а он был в это время в Америке. И вез его оттуда Леваневский. И где то на Чукотке, около Анадыря, он поломал свой самолет. Ушакова не довез, обошлись без него. И на этом все его участие кончилось. Ну, хватит о нем, а то опять скандал будет. Хотя много есть о чем рассказать.      



"Северная Земля". 1963.







А в этом доме мы жили 3, 5 месяца. Ледовые базы гидрологов. Мыс Ватутина.
« Крайнее редактирование: 15.04.2009 22:45 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #24 : 15.04.2009 01:43 »
***

Я продолжаю про "Аннушку"

Наступила весна, начинаем готовиться к ежегодной Высокоширотной экспедиции в центральные, приполярные районы Арктики. Цель этих экспедиций не шуточная: изучение рельефа дна приполюсных районов Ледовитого океана. для чего - понятно, это был период Холодной войны. Крики на весь мир: научная экспедиция открыла на дне океана подводный хребет, назвали его именем Ломоносова. Ура!!! Наука наукой , но цель была куда серьезней.

Подготовка тоже была очень сарьезной. Штурманы на неделю отправились в Учебный отряд (УТО) на занятия. Основное - особенности самолетовождения в высоких широтах, в р-не полюса.. Я хочу тут для штурманов о нескольких интересных моментах рассказать. Есть такой "метод Бидструпа", с помощью которого в приполярном районе (примерно километров до двухсот) можно одним измерением высоты Солнца определить свое место. Я, по правде говоря, теоретические подробности подзабыл, но все сводится к тому, что при прокладке за ГМС берется точка полюса, азимутом является долгота, а расстоянием - широта "90-икс". Прямо скажем - пользоваться этим методом практически не приходилось. Но - интересно! Одна высота, и место!

И второе. Как точно определить точку полюса? Прокладка маршрута, рассчет времени, пеленгация, это все приблизительно, а если нужно точно? Оказывается - это очень просто при помощи секстанта. Оказывается - единственная точка на полушарии, где высота Солнца равна его склонению, это точка полюса.

Склонение берется из таблицы в Ежегоднике, и при подходе к полюсу постоянно измеряется высота Солнца. С приближением к полюсу высота уменьшается. Разница со склонением 20 минут - осталось 20миль, пять - пять миль, минута - "Мужики, по-о-о л-ю-с!!!!!

Потом надо еще на складе получитьэкспедиционное обмундирование, это плюс к обычному нашему:кожаный костюм, меховая шуба. унты с меховыми же унтятами (это такие меховые носки), меховые рукавицы, еще там что то.

Получил спальный мешок меховой, внутренний спальник, простеганный гагачьим пухом, костюм "КЭ (Экспедиционный) из черной плотной ткани, тоже простеганный гагачьим пухом, очень теплый и свободный, шерстяное белье, что то еще очень много, уже забыл.

Еще на каждый экипаж разборная палатка КАПШ-!, надувные матрасы, карабин с патронами, ящик с дымовыми шашками и ракетами.

Накануне свезли все на самолет, заполнив его до предела, и в Отряд , в Шереметьево,(штаб был в Шереметьево, а аэродром наш был еще в Захарково) на последние указания к Командиру Отряда Я.Я.Дмитриеву.

Указания простые: - Явка к десяти, вылетает каждый по готовности, ночуем в Талагах (Это старый Архангельский аэродром). И чтобы в Сибирь - ни ни!! И тут к нему подходит один из наших старейших командиров Василий Иванович Александров, один из великих наших хохмачей, ведя, чуть ли не за ухо, своего молодого второго пилота, первый раз идущего в экспедицию:

- Як Якыч, посмотрите на дурачка моего! Стал я сейчас, на всякий случай, проверять его теплые вещи, а от, оказывается на....к не получил!! А к него жена молодая, с чем я его к ней верну??!! А тот стоит и глупо улыбается, думает- шутят над ним.

Як Якыч смотрит на часы: - До закрытия склада в Захарково - два часа. Не успеет получить н...к, не полетит. Значит так:, бери мою машину, и срочно - в Захарково, а я звоню Агабелову, чтобы кладовщика задержал. Давай - гони!

Коля едет в машине и никак не может понять - шутка это или нет.Приезжает, и бегом в кабинет Агабелова, начальника МТО всей Полярной Авиации.
Тот встречает его в дверях: ты что же, дорогой, все хозяйство свое отморозить решил? А жене молодой что останется, а? Я бухгалтера и кладовщика задержал, ждут тебя. Давай быстро бери бумагу на мое имя:
Нач-ку МТО ПА т. Агабекову
ОТ...............
Прошу выдать, к ранее полученному мной обмундированию, два шерстяных на...ка. Подпись, дата.
Давай я подпишу, и бегом в бухгалтерию!
И Коля, уверившись наконец, что с ним не шутят, врывается в бухгалтерию с лихим кличем : - Девочки, быстренько выпишете мне пару шерстяных намудничков!!!
Девочки, конечно, под столы полезли.

Наутро пришли,прогрели машины, и потянулись по одному в сторону Архангельска. В Архангельске сели, привели себя в порядок, и в ресторан "Сибирь". Собрался там, конечно, весь отряд, и экипаж командира на красном месте. И, "случайность" конечно, ни одного постороннего нет, весь ресторан заполнен нашими.

Да, так мы не скоро до конца доберемся. Но ведь ни в одной книжке этого не прочтешь. Поэтому я уж с такими подробностями.



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #25 : 15.04.2009 19:38 »


Главная база высокоширотной экспедиции в районе Полюса.
Вначале садятся маленькие самолёты "Ан- 2" и вертолёты, готовят полосу для приёма больших самолётов "Ан- 12" (которые всё равно могут ломать ноги).



"Мозговой центр" экспедиции. (выше)



« Крайнее редактирование: 14.01.2010 20:05 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #26 : 15.04.2009 19:52 »
***

... Я попытаюсь ответить на Ваш вопрос: Какая должна быть минимальная длина ровной площадки для Ан-2 для тех экстремальных условий, о которых я говорил?

Нет ответа на него, нет. О каких условиях речь идет? О посадке в горах на каменистую поверхность, или на песчаную или галечную косу на берегу реки, или на тундровую поверхность? Это на колесах. А если на лыжах: на естественную снежную поверхность, или на раскатаную полосу, или на лед? Сколько вопросительных знаков, какие ответы тут могут быть?

Все давалось опытом, и передавалось от старших - младшим.
За те три или четыре года, что я работал на Ан-2, я не слышал ни об одном случае, когда машину разбили, или повредили из за того, что не хватило полосы для взлета, или посадки.
Тут другое бывало. На Диксоне села наша АН-2 буквально- на одном крыле. Услышав об этом, я схватил фотоаппарат и рванул на стоянку. Представьте себе: стоит самолет без правого нижнего крыла, напрочь отбитого по стойку, в таком виде только что пролетевший 450 километров со льдины! Оказывается при посадке на льдину он зацепил правым крылом за торос и отбил его. Связались с Диксоном, говорят - ждите помощи. А сколько ждать? А прогноз погоды паршивый!.Стали думать - что делать. Льдина длинная, давай сделаем подлет: будет машина держаться, или нет?


Этот "Ан-2" при посадке на льдину ударился о торос.
И вот так "на одном крыле" 500 км шёл до Диксона над морем.

Оторвались, идет, только кренится чуть чуть. Штурвал "на себя", и поехали.
Три часа летели!!! Ребята, у меня фотоконтроль есть, три фотографии: на двух - стоит покалеченная машина без крыла, а не третьей второй пилот, Макс Евсеев, "в положении риз" через 40 минут после посадки на кровати спит, и горящая сигарета между пальцами дымится. Вот это самолет!!!
Все это, точно так же относится и к Ли-2.



Скажем так: почти невероятно.У них получилось так: после посадки их развернуло, уж не знаю почему.Может под снегом заструг ледяной попался, не знаю, и они правой плоскостью зацепили за торос. .И крыло отбили. С левым крылом ничего не делали. Вначале то они и не думали пытаться взлететь. Сообщили на Диксон, В ответ получили: - ждите. А тут радист прогноз получает, что погода будет пезко ухудшаться. А запуржить может и на неделю. Ну и кому-то мысль пришла: - льдина большая, а если попробовать, а вдруг?

Там у них спор начался: кто говорит - надо попробовать, кто уверен, что это самоубийство. Решили попробовать только так, оторваться, посмотреть что получится, благо действительно льдина очень большая. Оторвались, а машина летит! Кренит, правда, но поддается управлению. А впереди много ледяных полей. Ну и пошли , хотя риск, конечно был огромный. Факт, есть факт: благополучно прилетели.

Услышав , что наша Аннушка пришла на одном крыле, я схватил аппарат, и рванул на стоянку, и сделал эти снимки. А потом пошел к ребятам узнать подробности. В комнате только второй пилот, Макс Евсеев. Но рассказать он ничего не мог, так как был уже отключен полностью, спал. Рядом, на тумбочке почти пустая бутылка, между пальцами еще дымится сигарета. Очень я захотел эту сцену зафиксировать, но в комнате света явно недостаточно. Я зафиксировал аппарат струбциной к спинке стула, и сделал несколько снимков наавось: секунда, две , пять..... И представьте себе - получилось два прекрасных снимка. Они не были перефотографированы, поэтому я их на прислал вместе с теми . Но я на днях это сделаю.



Этот ваш вопрос задевает очень многое. Я скажу то, что может очень задеть некоторых авиационных начальников: Полярная Авиация могла выполнять все свои задачи, обеспечивать жизнь в Арктике благодаря тому, что многие нормы "руководящих документов", в частности - НПП, фактически не были для нас непреложным законом. Я уже рассказывал, как не раз приходилось летать без отдыха и двое, и трое суток. Где НПП, и где жизнь?

Нет, мы регулярно сдавали зачеты и по НПП, и по всем остальным правилам. Но ведь они были написаны для совершенно других условий!

Вот еще один пример: Надо из Диксона срочно доставить на какой то "СП" минитрактор для расчистки полосы. (Кажется для приема АН-12) Грузят его на ЛИ-2, заправка- соответствующая. Экипаж готовится к вылету, и обнаруживают, что есть "перегрузочка". Командир говорит: - не могу, НПП. Ну что ж, идите отдыхайте. Поднимают другого: Васильич, надо!. И Васильич летит, и доставляет совершенно необходимый в это время трактор. А тот товарищ не понял...

Одним из первых "Декретов" Бугаева, назначенного Брежневым Министром Граждаеской Авиации, был Приказ о Ликвидации Полярной Авиации. Ответственность за западный сектор Арктики была возложена на Ахангельск, За Центральный сектор - на Красноярское управление ГВФ, и т.д. Ну скажите, какое дело Красноярску до Земли Франца Иосифа, до полярных станций, до ледовой разведки в Ледовитом океане? Да и кто подготовлен был к этой не простой работе? А ни один полярник, естественно, не уехал из Москвы. А потом, нельзя же нарушать НПП и все прочие наши правила! И начали срываться высокоширотные экспедиции, и количество полярок начало сокращаться, и проводка караванов начала срываться.

Не получилось коротко ответить на Ваш, кажется очень простой, вопрос.
На эту тему можно очень много говорить.
« Крайнее редактирование: 16.04.2009 00:34 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #27 : 15.04.2009 20:13 »
***

Я сейчас очень далек от проблем Арктики, но думаю, что ПА в том виде, какой она была даже в конце своего существования, т.е в начале семидесятых, конечно не нужна. Или скажем так: как минимум 75 процентов ее работы может выполнить современная техника.

Уже в семидесятых годах, т.е. более тридцати лет назад, как я слышал, ледовую разведку выполнял АН-24 на высоте 4000м с локатором, который, если не ошибаюсь, "Торос"называется. При проводке судов изображение синхронно передавалось на корабль..Осталась, по сути дела, только транспортная работа. И спасательная, что тоже очень даже не маловажно.

***

В то время, т.е.в шестидесятые годы. у нас использовались самолеты Ли-2, АН-2 и ИЛ-14... Я бы не стал говорить какой из них основной. У каждого были свои задачи, и каждый был опновной.

Так вот,например,в ежегодных Высокоширотных экспедициях в околополюсных районах, основной силой являлись самолеты Ан-2, а все остальные - обеспечивающими. Так- Ил-14- по несколько дней искали подходящую для главной базы льдину в заданном районе, Ан-12 завозили туда громадное колитество ГСМ, продукты, палатки, оленьи шкуры и сено, для утепления пола палаток, и многое, многое другое. А всю основную работу выполняли Ан-2. И - МИ-4.



А теперь об обслуживании техники. На основных наших аэродромах, это Амдерма, Хатанга, Тикси, Чокурдах, Кресты Колымские (Черский), там был и хорошо подготовленный тех. состав, и мощные автомобильные агрегаты для прогрева двигателей, которые зимой начинали работать за несколько часов до вылета. Ну, а на точках, если приходилось задерживаться на длительное время, все ложилось на экипаж, а точнее - на борт.механика. А это были ребята, можно сказать, - герои!

Я тут недавно описывал ситуацию, когда мы на Ли-2 несколько часов ждали пока привезут с ледокола , стоявшего недалеко от острова Грэм-Белл, это на Земле Франца-Иосифа, солдата после неудачной операции. Это было зимой, т.е. в полярную ночь. Температура была что-то около -20, и ветер около двадцати метров, а это для движков пострашней, чем -40 и штиль. Так вот несмотря на то, что мы уже двое суток не спали (если точно, то это я, штурман, не спал ни одной минуты, остальные хоть немного, но могли подремать), мы за несколько часов ожидания не могли вздремнуть ни минуты. Володя Водопьянов, бортмеханик, (сын того,Героя) прогревал движки через каждые 15-20 минут. Прогрели - надо зачехлить. Только сели, отдышались, перекурили, он орет: - Расчехлять! Мы на плоскости, а мороз, ветер сильнейший, а чехлы зимние, тяжелейшие. И опять: прогрели, зачехлили.... И так несколько часов подряд! Прекрасно понимали: остудим двигатели - дело труба.

А теперь насчет тех обслуживания. Все обслуживание, все регламентные работы выполнялисьв полном объеме, и точно в свое время. Отчасти и потому, что сами жить хотели.



***

Расскажу не менее интересную историю. Где то, кажется в конце шестидесятых, прилетели мы в Петропавловск-Камчатский. Там к меня были приятели еще послужбе на Океанской. И вот один рассказывает мне такую историю: - Прилетает из Москвы какой то генерал и устраивает валикий разнос: - Вы что, не изучали опыт "Шестидневной войны", почему самолеты стоят железными рядами!!??!! Рассредоточить, замаскировать!!....... И стали сразу рыть земляные укрытия для ТУ-16, и строить железобетонные капониры для истребителей.

Я понимаю, что так не могло быть: приехал генерал, приказал..... все же было централизовано. Но я передаю так, как мне было рассказано.

Сделали первые два капонира, стали заводить машины. а они....не заходят! Ширина капониров меньше размаха крыльев!!!

И показал он мне эти капониры, стоят пустые. А стоил каждый 400000 рублей, Еще тех рублей, официальный курс тогда был - один доллар - 60 копеек. Я не говорю истиный, я говорю - официальный.
Я вот я думал, как это могло получиться? Единственно что мне могло придти в голову, что размах измерили веревочкой, потом она (веревочка) каким то образом намокла. потом высохла.... А как еще объяснить?. Делали капониры для конкретного типа самолета.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #28 : 15.04.2009 21:32 »
***

я действительно с уовольствием расскажу то что знаю. Но знаю и помню я далеко не все из того, о чем Вы спрашиваете.

- При какой температуре можно запустить холодный двигатель, как его можно запустить без подогрева, это скорей вопросы к бортмеханику. Вот он все знал, а мы, экипаж, участники и помощники в этом деле были когда он командовал- подтащить или оттащить тепловой агрегат, зачехлить, разчехлить...

На каких высотах Ан-2 в Арктике летал? Не было у нас там никакого эшелонирования. И трасс не было. Высота выбиралась в зависимости от рельефа, от метеоусловий, от дальности полета. В основном ходили на небольших высотах, несколько сот метров. Ну, а если летели, например, с Диксона на Средний, это на Северной Земле, 760 километров над морем, то , конечно, набирали полторы-две тысячи метров. Как то понадежней, есть время оглядеться в случае чего.
 
Был такой случай: Надо было сесть на базе геологической экспедиции на речке Фадьякуда (эту проклятую Фадьякуду я никогда не забуду). Это было на Таймыре. Там ситуация была такая: с запада в озеро Таймырское (это громадное озеро) впадает речка Верхняя Таймыра, а километрах в ста пятидесяти от озера в нее впадает эта самая Фадья. И вот мы как раз с Таймырского озера по речке идем на Фадью метрах на 400. Идем под облаками. Облака снижаются, и постепенно все больше прижимают нас к земле. Конечно, можно было уйти вверх и вернуться. Но мы, во первых - не привыкли возвращаться, не выполнив задания, а потом - зачем?- горизонтальная видимость - прекрасная, площадка на Фадье хорошо нам знакомая, что еще нужно бедному еврею?

Ну, короче говоря, снизились мы метров до тридцати - сорока. Тут уж никакая штурманская наука не поможет. Я стою между пилотами, в одной руке карта, в другой - карандаш. А надо сказать, Таймырка - речка очень извилистая, сплошные петли, и надо не пропустиь после какой петли разворот на Фадью. И вот мы идем не отрываясь от русла реки, то есть описывая все эти петли. А я карандашиком двигаю на карте по миллиметру, и - лишь бы не потерять свое место: петли все эти очень похожи одна на другую.
Идем мы так, наверно, около получаса, я оторваться не могу ни на секунду. И все время говорю - сколько и какие повороты остались до нашего разворота на Фадью.

Много раз меня спрашивали: Вот пролетал ты чуть не сорок лет, на разных самолетах, а вот какой самый страшный момент был в твоей практике? И как правило, ожидают рассказа о том, как где- то высоко в небесах , на громадном лайнере какая- то трагическая ситуация, и экипаж геройски справляется. Помните, как в каком то фильме, забыл название, радист вылезает через сопло двигателя на фюзеляж и заклепывает на нем трещину?

Я сразу отбрасываю понятие - страшный. Я думаю, даже уверен, что если в какой-то, как сейчас говорят - нештатной ситуации экипаж думал о страхе, вернее - поддавался страху, то некому было бы было рассказывать об этих случаях. Мне приходилось попадать в разные неприятные ситуации, и я точно знаю, что в этих случаях мозги начинают работать совершенно в другом режиме. Я, может быть не очень складно выразил свою мысль, но, я думаю, она понятна.

А к чему это я? А к тому, что самая неприятная, самая опасная история за все годы моей летной работы произошла на маленьком Ан-2, на высоте некольких десятков метров. В том самом полете, о котором я рассказываю.

Вот, говорю: - Подходим, сейчас делаем петлю влево, потом еще метров триста, и поворот вправо, по Фадье. Подходим, поехали! Развернулись мы пошли по этой речушке..., и въехали неожиданно в очень плотный туман с практически - нулевой видимостью.

Тут надо обьяснить Речка течет в горной долине. горы высотой 400-600 метров, ширина долины 3-4 километра, а в устье сужается метров до пятисот. Вот в это горлышко мы и влезли. Положение - аховое: вокруг - горы, но мы их не видим, вверх нельзя - врежемся. Я ору радисту - Давай нажатие!, а он в ответ: - Нет связи, не отвечают.Тут дело в чем: Наземный радист жмет на ключ, на АРК я вижу курсрвой угол, а имея его, свой курс и направление посадочной полосы, можно кое как постромть посадочный маневр. А связи нет.

Несемся куда то, впереди начинает темнеть, резко разворачиваемся, опять темнеет, опять разворот.... Так продолжалось минут двадцать. Вот за такие минуты, наверно, седеют, если поддаваться страху. Потом радист ответил, дал нажатие. Первый заход не получился, на втором - сели. Сидим молча, курим, смотрим друг на друга, сквозь куртки (кожаные) у всех пятна пота, У ребят в руках сигареты, а пальцы подрагивают (а они у меня видят то же самое) А около самолета стоят работяги, и ни один не стучит, как обычно: - Давай открывай, время идет! Они слышали, как мы носимся над ними, понимали - что происходит. И понимали, что надо нам дать придти в себя. И когда мы вышли - встретили нас тоже молча.

Думал быстренько ответить еа все Ваши вопросы, а получилось вот только на два: про высоту, и про страх. Но - остальное за мной.

В нашей жизни всякое бывает...





Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #29 : 15.04.2009 21:58 »
***

... одно маленькое воспоминание давно минувших дней.

В 1952-м году в Романовке я служил в 1535-м МТАП, 3-й дивизии. Это был первый год службы после училища. И вот тогда у нас засекретили для эфира слова- взлет, посадка, торпеда. Взлет- двенадцать, посадка- пятнадцать, и торпеда- Таня. И теперь представьте себе как это выглядело на практике:
- Я ...., триммер на взлет. разрешите двенадцать
Я....,шасси выпущено, три зеленых горят. разрешите пятнадцать.
- Таню сбросил!
таня пошла!
- Таня продулась! и так далее.....

Звучит все это анекдотически, но было именно так. Сколько этот идеотизм продолжался, я не помню, но, кажется, недолго.

***

Хочу продолжить про экспедицию.

Я остановился на том. что наша группа Ан-2, это примерно экипажей пятнадцать было, вылетела из Москвы, ночевали в Талагах, в Архангельске.

Кстати, отвечу тут... на вопрос о том, где место штурмана было на Ан-2. Все наши самолеты были переоборудованы. За кабиной пилотов справа был столик радиста с рацией на нем (если память мне не изменяет - РСБ-5), а слева небольшой стол штурмана с вмонтированным в нем заподлицо ГПК-52, сбоку бортовой визир, и наверху астрокупол. По этому астрокуполу всегда можно было отличить издали наши самолеты и вертолеты: Ан-2, Ли-2, Ил-14 и МИ-4.

На другой день вся наша армада парелетела на Диксон.
Немного о Диксоне. Это остров в Карском море, он всего в четырех километрах от материка. Там, на берегу, основной большой поселок того же названия и, один из основных портов Главсевморпути. А на острове наш аэродром и небольшой поселок, все жители которого имеют какое то отношение к нему или к Гидрометцентру. Тут же наша двухэтажная деревянная летная гостинница.

Гостинница полна. Под завязку! Собралась чуть не вся Полярная Авиация. Это вся наша эскадрилья, основная сила экспедиции, вертолетчики, два дежурных экипажа на Ан-2 и Ли-2, ледовые разведчики. Все, кроме дежурных экипажей, в ожидании открытия ледовой базы. А ее еще нет. Льдину для главной ледовой базы экспедициив заданном районе океана, в районе полюса, ищут два самых опытных экипажа на самолетах ИЛ-14. И эти поиски могут продолжаться и неделю, и больше. Поэтому они начали работать заранее, еще до нашего вылета из Москвы. Это сложное дело, поиски нужной льдины в нужном районе. Она должна быть в строго определенном районе. Она должна быть из толстого многолетнего пакового льда, ведь на нее будут садиться не только наши маленькие АН-2, но и тяжелые АН-12 с грузами. Она должна быть большого размера, достаточного для посадки и взлета больших самолетов, и размещения большого ледового лагеря. И на ней не должно быть трещин, застругов, торосов. Вот сколько требований!
А для нас дни ожидания, это были дни отдыха. Гостинница гудела, гудела от разговоров, от "полярной травли", от веселья. И магазин был рядом!

Начальство наше смотрело на все это спокойно: понимали, что это последние дни отдыха перед тремя месяцами тяжелой ежедневной работы без выходных, когда каждый день дорог. А что это за дни были для меня, молодого полярника! Вот в большом вестибюле на втором этаже собралась большая группа старых полярных летунов. Все в кожаных костюмах, меховых унтах. Курят, в шахматы играют, козла забивают. Среди них люди,о которых я слышал и читал еще в детстве: Мазурук, Аккуратов, Козлов, Алексеев. Тот самый, который вместе с Чухновским спасал Нобиле!! И разговоры, рассказы, воспоминания! Для меня это было что то удивительное!

Кстати: из за этих разговоров у меня никогда не было машины, хотя потом я вполне мог ее купить. Дело в том, что кроме полярной травли в тех разговорах много места занимали, естественно, две нормальные мужские темы: женщины и машины. У всех старых полярников были, конечно, машины. О них много говорилось. Но я почти ничего не слышал об удовольствии, которое доставляет машина. Но все о том, как организовать гараж, где достать запчасти, как договориться с механиком, чтобы он сделал ремонт без очереди, сколько и как сунуть гаишнику. И сколько надо дать механику, чтобы он снял отсутствующую деталь с другой машины. И все прочее в том же духе. И у меня выработалась стойкая ненависть к самой идее о покупке машины.

Еще одна особенность тех дней.В период высокоширотных экспедиций на Диксоне собираются журналисты, писатели, поэты, художники. Творческий, так сказать, люд. И у всех две, в основном, задачи:добиться разрешения слетать туда, на льдину, и "собрать информацию". Об одном таком собирателе информации я расскажу.

Это всем известный (в то время начинающий писатель) Юлиан Семенов, тогда еще молодой, но уже заросший густой черной бородой. Он все ходил по гостиннице и приставал к летчикам: расскажите что- нибудь. Ну, нашему брату только дай почудить: - А ты знаешь, как как на нерпу охотятся? _ А как? Ну я тебе расскажу. Приезжает охотник на место на собачках. С собой палатка , карабин, патефон, бутылка спирта. Прорубает лунку, ставит над лункой палатку, готовит карабин, заводит патефон с какой нибудь веселой музыкой и ждет, попивая спиртик.

-А патефон то зачем? - А дело в том, чтонерпа, она зверь очень любопытный, любит громкую музыку, вот она из любопытства и высовывается. Тут ей и конец!



Надо сказать, что и ко мне "подплывали" с этим сюжетом, но я не поддался, не поверил. И вовсе не потому, что я такой умный, а потому, что мне это очень напоминало, как я сам рассказывал салагам, приезжавшим к нам в полк после училища в Приморье, как ловят уссурийских тигров. Идут в тайгу втроем. С собой карабин (на всякий случай), большой фанерный лист, и большая деревянная киянка (это молоток такой). И вот когда находят тигра, раздразнят его и он бросается на людей, в этот момент двое подставляют перед собой фанерный лист. Тигр бросается на него, а третий с другой стороны киянкой загибает ему когти. Так и несут тигра на листе.

Ну, а Юлик внимательно слушал, и записывал в свою книжечку. Зашел он к нам однажды, а мы только прилетели, переодеваемся, приводим себя в порядок. Расскажите, говорит, что-нибудь интересное. А вот пойдем сейчас в зал Чайковского, там у одного механика нашего день рождения, там наслушаешься. У нас в гостиннице комнаты, в основном, на четыре человека, а одна большая, кроватей на десять- двенадцать. Когда то она предназначалась, по-видимому, для каких-нибудь культурных мероприятий, но как всегда в любой гостиннице места не хватает, и поэтому вместо стола с красной скатертью и рядов стульев поставили ряды кроватей. И за ней почему-то укрепилось название Зал Чайковского.

А там наш народ собрался. Дым коромыслом, травля во всю идет. У Юлика ушки топориком. Вот, один рассказывает, шли вчера, обледенели страшно, машина тяжелая, нос задрала, еле прет. Нам-то ясно - о чем речь идет. Когда машина попадает в сильное обледенение, то меняются аэродинамические формы крыльев, рулей, и машина идет под небольшим уголочком, подняв нос. И становится тяжелой в управлении, но не в смысле тяжелой физически, а просто плохо поддающейся управлению. А он всё понимает буквально. И через некоторое время выдает "на гора" шедевр: в журнале "Юность" появляется повесть о полярных летчиках "Там, где сходятся мередианы". И там выданы все наши анекдоты. Хорошо описана там охота на нерпу с патефоном. А когда там летели на обледеневшем Ан-2, то командир не сидел на пилотском кресле, а лежал, можно сказать, на спинке кресла (самолет же нос задрал), и механик сзади помогал ему тянуть штурвал, так в четыре руки и тянули (машина же тяжелая стала). И там много еще чего смешного было.

Через год он опять у нас
- Ну как, ребята, читали, понравилось? Я пишу теперь сценарий для фильма, скоро съемки начнутся.
После того, как мы разъяснили ему- что к чему, он бледнел, краснел, стучал себя коленкой в грудь, что все учтет в сценарии. Вышел фильм "При исполнении служебных обязанностей!", где все эти анекдоты сохранились в полной неприкосновенности.

- И последнее, что касается Юлиана Семенова. Примерно в то же время был у нас там один журналист, Валерс Балтременюк, Так он вспоминал один разговор с Юлианом в ресторане в Доме журналистов:
- Юлик, литературу надо делать а ты все какую-то херню пишешь.
- Вначале надо деньги делать, а потом уж - литературу.

Вот так, Валера говорит, он и делает деньги до сих пор.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта