Автор Тема: История от Марка...  (Прочитано 60181 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #30 : 15.04.2009 22:31 »
***

Под фамилией Струмилин Юлиан Семенов вывел одного из самых уважаемых наших полярных летчиков Виталия Ивановича Масленникова, Героя Советского Союза. Он был хорошим художником, у него всегда в самолете был мольберт, краски, кисти. Во всех наших полярных гостинницах на стенах висели его картины. Об этом, кажется, и Юлиан упоминал в своей повести. И еще: он кажется первый стал применять сброс с бреющего полета бочек с горючим в случае невозможности посадки, и об этом тоже, кажется, Юлиан упоминал.

***

Я сейчас просматривал наши старые разговоры... и наткнулся на много упоминаний о Санине, писавшем об арктике и Антарктике. Я не читал, что он писал, хотя слышал о нем много хорошего. Мне просто вспомнилось одно четверостишие. В какой- то книге воспоминаний об Антарктиде вспоминали, что на корабле (На "Оби" наверно), в кают-компании висела стенгазета, а в ней такое было:

Опять в Антарктику плывем,
С собой писателя везем.,
Теперь брехать не будем сами,
Пусть это делает В.Санин

Были ли случаи неудачных посадок (на лед)?
Когда самолет проваливался?
Удавалось ль спастись экипажу?

Я знаю об одном таком случае. Шли два Ли-2, парой в заданный район океана на постановку ДАРМС, это дрейфующие автоматические радио-метеостанции. Обычно на эту работу ходили парами: много оборудования и много людей для установки нужно, и вторая причина - гарантия безопасности.
Выходили в нужный район, подыскивали льдину. Один самолет садился, и только убедившись, что все нормально, садился второй. Ну и вот так получилось, что первый сел, начали выгружать оборудование, и вдруг лыжи начали проседать в образовавшуюся трещину. Ребята быстро выкинули на лед свои вещи, документы, бортпаек, аварийную рацию надувную шлюпку, вобщем - все, что нужно. Самолет лег на плоскости и лежал так довольно долго. Подошла вторая машина, села невдалеке на другой льдине. Ребята перебрались туда, и все улетели. Но это очень редкий случай.

Теперь: на какое расстояние приходилось летать без дозаправки? Я как то рассказывал как мы на Ли-2 вывозили солдата с перитонитом с о. Грэ- Белл на Земле Франца Иосифа. Эта операция продолжалась двое суток. А последний полет, когда погода везде резко ухудшалась, и мы не знали где сможем сесть, продолжался около шестнадцати часов, благо у нас были дополнительные фюзеляжные баки, и сели мы на красных лампочках на маленьком аэродроме Усть-Кара. Вот и считайте шестнадцать часов при скорости 220-230км в час.

Теперь - были ли у нас летчики - представители северных народностей?
Нет, не было. Были русские, узбек был, украинцы, евреи, грузины, а вот нганасан, ненйев не было.



Полуостров Таймыр. Фактория "Попугай".

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #31 : 15.04.2009 22:35 »






Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #32 : 15.04.2009 22:54 »
***

Экспедиция продолжается.

По гостиннице, по всем комнатом молнией пронеслась весть: дед Мазай нашел льдину!!!! Дед Мазай - так у нас прозвали нашего старейшего полярника Виталия Ивановича Масленикова. Это он - прообраз Струмилина у Ю.семенова. Все веселье исчезает. Народ потянулся в зал Чайковского. Там уже Валентин Иванович Аккуратов, наш флаг-штурман, к стене карту крепит.

- Льдина для базы найдена.. Кординаты: широта....., долгота..... . Кончать базар! Всем спать, полный отдых. Вылет по готовности. Ил-14 на льдине, при подходе при необходимости будет давать нажатие
Вот и все указания.Так происходило каждый год, каждую весну.

Но в том, первом моем экспедиционном году, я всего этого не видел, у нас был свой маршрут, своя задача. Переночевав на Диксоне, мы вылетели на Северную Землю, на обеспечение работы Гидрографической экспедиции, проводящей исследование Северной Земли уже много лет. Прилетели на Средний, это остров и аэродром на архипелаге. Там нас ожидал кто-то из ребят с экспедиции, поставил на моей карте точку, где их база, это мыс Ватутина, на "О.Октябрьской Революции", в восьмидесяти километрах от Среднего.

Прилетели мы туда. Первое впечатление удивительное: Большой деревянный дом: там и жилые комнаты, там и кухня и столовая, там радисты, там и малый продуктовый склад. То что он деревянный, сруб, это мы только изнутри увидели, а снаружи видна только крыша, по самую крышу дом занесен снегом, в дом ведет туннель длиной метров десять, который мы проходили слегка согнувшись. Отдельно стоит продуктовый склад, дизельная, склад гсм. И еще большой катух, это помещение для собак, для ездовых собак, которых у нас было штук сто двадцать.

Ну, вначале я должен рассказать о нашем экипаже, с которым предстояло жить и работать три с половиной месяца. Кроме пяти человек летного экипажа как у всякого уважающего себя самолета, у нас был еще наземный механик. Все молодые хорошие ребята. А вот о командире, о Леониде Ивановиче Зотове, надо особо ряссказать. Он не из коренных полярников, в ПА не так давно работал. Он старше нас всех был, воевал, как он рассказывал - был штурмовиком, командиром эскадрильи. Меня еще в отряде предупредили, что мужик он тяжелый, выпить крепко любит.
Все его рассказы начинались словами: сидим, пьем...

Во время первой-же ночевки на Среднем, еще до перелета на Ватутина, ночью он нажрался и довел меня до того, что я первый полез в драку. Причем сразу скажу, что я не драчун, да он и наверняка был сильней меня, но я был сильно озверевший, а он сильно поддатый, это несколько сравняло наши силы.. Кончилось без членовредительства, но синяки были у обоих. Вот такое начало работы. Но, надо правду сказать, человек он был незлобивый. И знал чем меня взять. Стычки у нас с ним бывали довольно часто. И когда, бывало утром схватимся с ним так. что уж дальше некуда, он резко менял тон: - Коля (это - второму), иди отдыхай сегодня. Марк садись на правое, взлетай! Он знал, что я два года летал на Ут-2, и это дело очень любил. И тут я устоять не мог. Вначале он посматривал за мной слева, потом иногда засыпал в кресле. А потом вообще мог уйти в салон и сидеть там или спать пока я не позову перед самой посадкой, на которую я без него все таки не решался.

Экспедиция занималась съемкой берегов, промером глубин проливов, работа продолжалась уже несколько десятилетий. Многолетним начальником экспедиции был иван Иванович Чевыкалов, хороший был мужик. Рабочий сезон был три-три с половиной месяца.

В чем заключалась наша работа. Весной мы развезли рабочие группы в разные точки архипелага, в проливы между многочисленными островами. Каждая группа, это старший - инженер-гидролог, несколько рабочих, и каюр с упряжкой из десяти собак. В каждую группу надо завезти продукты, баллоны с газом, пищу для собак, еще много чего. А потом повседневная ежедневная работа: группу с места на место перевезти, что-то довезти, кого то перебросить, да много разной работы было.

А бывало так, и не раз: сообщают по рации, что суку надо в катух доставить, рожать скоро будет. Летим за ней привозим. После родов покормит своих малышей неделю-две, я уж не помню, и опять ее на работу везем. О собаках вообще особый разговор. Они живут там уже много поколений. И ни одна собака ее была убита, разве только что в драке с белым медведем. Но это - благородная смерть! Когда собака состарилась и уже не тянет, она уходила на пенсию, и дожиавла свой век в теплом катухе, никогда от "пенсионеров" не избавлялись.

Была одна у нас сучка Машка, инвалид второй группы. Во время драки с медведем, он когтем распорол ей брюхо, все внутренности вывалились. И каюр, этот грубый на вид мужик, помор с Новой Земли, взял ее на колени, засунул все кишки вовнутрь, и суровой ниткой через край зашил ей живот. И Машка выжила! Она уже конечно не работала, и она единственная имела право свободного выхода в любое время. Так вот за все три месяца не было ни одного раза, чтобы она не встречала нас, когда мы возвращались с работы. И сразу падала на спину и разводила лапы: почешите! И когда гладили ей живот по ее грубому шву, она раздвигала рот аж до ушей, так ей приятно было!

Надо перебросить группу на другую точку, прилетаем к ним . Все собрано. Упряжка сидит в ожидании. Растянута на двух кольях цепь, а к ней прикркплены поводки с собаками, при чем так , чтобы собаки не не дотягивались одна до другой, чтобы не передрались. На вид такие страшилища, смотреть страшно. А погладить хочется. Вначале в крагах меховых, а потом поняли, что бояться не нужно. Эти страшилища ждут ласки, ждут чтобы их приласкали. Но порядок должен быть соблюден!

Одну гладишь, а другие воют, рычат, ждут своей очереди. Если приласкал одну, приласкай и всех остальных. Иначе они счастливицу просто загрызут! Но когда несется упряжка навстречу - убегай в сторону, тут они как бешеные, порвут! Кормят их один раз в день, после работы.

Думал быстро с Северной Землей закруглить, а все новые подробности вспоминаются, не получается за один раз.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #33 : 15.04.2009 23:08 »
***

Ребята, мне иногда дурная мысль в голову приходит: вы все друг друга знаете, о своих делах разговариваете, все о современных делах, а я все стариной трясу. Не надоел ли я вам? Но я все-таки сделаю маленький перерыв, и тоже о современности, правда современности относительной. А Северная Земля немного подождет.

Шестого ноября 1991-го года..(эту дату я запомнил по двум причинам: О первой - позже, а вторая - ровно сорок лет назад на плацу в Николаеве я из рук Генерал- лейтенанта Андреева получил офицерское Свидетельство, пару лейтенантских погон и кортик с морскими львами).

Да, так вечером Нина ( это моя жена уже пятьдесят третий год. Правда - это дурной тон, но так-уж получилось). Так вот она мне говорит, что приехал Александр Городницкий, сегодня его вечер. Мне эта фамилия ничего не говорила, но так как это оказался отец нашего соседа, Володи. хорошего парня, решил пойти..Сидим на третьем ряду.

Вышел на сцену Городницкий, симпатичный, подтянутый. Я вам спою, говорит, свои песни. Спел одну, вторую, а потом говорит: - А сейчас я хочу спеть одну старенькую песню. она простая, но она мне нравится, и о многом напоминает. Это песня Полярных летчиков - "Кожаные куртки" И запел.

Я подскочил в кресле, мы с Нинкой переглянулись, Я вообще-то человек скромный, никогда не старался никуда вылезать, а тут я вдруг поднялся, сиденье мое громко хлопнуло за мной , пролез между сидящими, по лесенке сбоку поднялся на сцену, и прямо к нему. Обнял его, говорю: - Саша, спасибо тебе, это же наша песня, мы ее все знаем, но я думал, что это песна Висбора, а это твоя! Он ошарашено на меня посмотрел, слегка оттолкнул, повернулся к микрофону: - Не думал я, что и в Иерусалиме есть полярные летчики!!

Через два дня, девятого, он с женой и с сыном, Володей, сидел вечером у меня, отмечали мой день рождения. Разговорились. Оказывается он по образованию геолог , и несколько лет работал на Таймыре в те годы, когда и я на Аннушке там работал с геологами, много общих знакомых, а может я и возил его, много общих знакомых мест. В общем - расстались друзьями.
Через два года опять прилетел. Я, конечно, в зале.

............А сейчас, говорит,я спою вам........ Но вначале я расскажу вам одну историю: Когда два года назад я был здесь первый раз и выступал в этом зале, ПОСЛЕ концерта ко мне подошел пожилой человек и говорит: вот Вы знаете, я летчик, я двадцать лет летал на Севере, но меня здесь никто не понимает, ну кому здесь нужны полярные летчики?!

Прошло еще два года. Я конечно, опять в зале.( Я до сегодсяшнего дня не пропускал ни одного его концерта)

........... ... Но в начале я хочу рассказать вам одну историю. - Когда я был здесь первый раз четыре года назад, после концерта ко мне подошел очень пожилой человек в морском кителе, и с многочисленными медалями на груди, и со слезами на глазах......

На другой день мы с ним гуляем по городу:
- Ну ты, Саша, и дал вчера!
- Что, про китель? Больше не буду, занесло.
- Да нет, все в порядке. Только что ты про посадочные флаги?, Про выпитые фляги лучше звучит.
- Верно, верно, иногда по привычке получается.
Думаете - это конец? Ничего подобного!

У меня несколько лет лежал диск с его концертом в Самаре, на берегу Волги. Купил, а прослушать не на чем было, так и валялся. А тут купил новый компьютер, сунул диск, и слышу: -- Когда я был...лет назад в Иерусалиме, то после концерта ко мне подошел старый человек, и, вытирая глаза, говорит: Спасибо Вам, Вы мне вспомнили мою молодость. Слушай, пойдем выпьем, к меня в кармане бутылочка. Здесь же не с кем выпить!

Но и это еще не все Сколько-то лет назад опять Саша здесь. Пошли мы всем семейством: я с Ниной, и сын с женой, тоже - Ниной . Сидели не самом заднем ряду. И когда он начал вспоминать эту историю, я поднял руку.
- А, Марк, ты здесь, спасибо! Я не выдержал, и заорал: - Саша, я уже китель в музей сдал!!!
Меня уже и из Москвы, и из Нью-Иорка спрашивали: Марк, это не о тебе Городницкий рассказывает?
Вот такая история. Я надеюсь, что это еще не конец.



На фото Марк Галлай в гостях у Марка Эдельштейна с жёнами.
« Крайнее редактирование: 25.07.2009 14:45 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #34 : 15.04.2009 23:27 »
***

К вопросу о Туполеве, и самолете Ту-4.

Когда то в конце сороковых, но не позже 47-го, т.к. в 47-м я ушел в Ейское училище, мой старший брат, он хорошо знал английский, прочитал мне статью из какого- то американского журнала, которая называлась- "Как русские украли наш самолет". И там рассказывается о том, как один В-29, возвращался с боевого задания из Японии, вынужден был совершить вынужденную посадку на каком-то аэродроме в Приморье. Самолет не вернули, экипаж интернировали. ...Прошло несколько лет. И вот во время военного парада над Красной площадью появились самолеты. И вдруг американские дипломаты, военные атташе, увидели увидели группу самолетов В-29! Все бы ничего, но их было гораздо больше, чем попавших к русским. Вот такая статья.

Не думал я тогда, что мне доведется увидеть тот самый американский В-29. Я уже как-то рассказывал, что в пятидесятом году, во время отпуска, я был на аэродроме в Измайлово, там наши морские транспортники стояли, и там же, повидимому, был туполевский ангар. Так вот около ангара стояли два абсолютно одинаковых самолета, только один, американский был малость потрепанный, потертый, а второй, наш- новенький, чистенький.

И насчет того, все там было цельнотянутое, я тоже пример приводил с прицелом ОПБ-4с, это копия прицела "Норден". Так там на передней стенке сидит тумблер, от был законтрен в верхнем положении. А внутри к нему ничего не подходил! Но так было на Нордене!!

Много у нас тогда появилось цельнотянутого. Автомат защиты хвоста. Да и Арк-5 оттуда-же. Только он у вражин назывался "Бендикс Стромберг". Вот вспомнил я это название, и сразу услужливая память выдала один из наших курсантских стихов:

Так неделю мы прожили,
Бендикс Стромберг изучили,
Норму прибыли прошли,
И по кубрикам пошли.
Тишина царит в казарме,
Спит братва и тут, и там,
Лишь один не спит дневальный,
Гонит сон ко всем чертям.
Вспоминает жизнь былую,
Свет лучистых женских глаз,
Танцы, встречи, поцелуи,
Все пройдет в какой-то час.
Вдруг какой-то шум раздался,
Бормотанье, мат, и крик,
То Иван во сне ругался,
Распоясав свой язык.
Шмулик в койке приподнялся,
Одеяло подтянул,
Почесался, за...взялся,
И тотчас опять уснул.
Но короток сон курсанта,
Как и мал его рубон.
Вот уж бьют в Москве куранты,
Старшина кричит: Подъе-е-е-м!!!!
Вот куда нас Андрей Николаевич Туполев завел!

***

Все конечно помнят, как на Ту-104 создавали невесомость для тренировки космонавтов. А скажите, пожалуйста, можно создать невесомость на Ан-2? Оказывается еще как можно, только более кратковременную....

Наступил день 1 Мая, День международной солидарности трудящихся (правда. кого я не спрашивал, даже своих сверстников, никто не помнит, что раньше этот праздник назывался - День смотра боевых сил рабочего класса). И на Северной Земле, в нашей экспедиции о празднике тоже не забыли. Загрузили нас праздничными подарками, для каждой группы коробка с бутылкой коньяка. закусоном праздничным, все как полагается. Сели мы в одной точке, другой, в третьей, и вроде как Леня наш захорошел - глазки блестят, веселый стал. И в один прекрасный момент я чувствую, что самолет резко пошел вверх, а затем еще более резко перешел в пикирование, а мы все, а с нами были еще несколько наших работяг, взлетели к потолку. И я еще с ужасом увидел, как о потолок ударился футляр с моим секстантом, а я сколько часов его регулировал, доводил!

И одновременно услышал дикий крик нашего второго : - Ма-а-а р-к!!!!!
А, расталкивая пассажиров (я в хвосте что то делал), рванул в кабину, и вижу такую сцену: Леня сидит, глаза мутные, обе лапы на штурвале.
- А счас, говорит, я еще разок невесомость покажу, и пытается отдать штурвал от себя. А второй что есть силы противится. А шли мы на высоте метров двести! И что тут прикажете делать? Счет идет на секунды. Я не нашел ничего лучшего, как схватить его за глотку. Механик, как то пролезши, оторвал его руки от штурвала, и потянул из кабины. Там его быстро скрутили, и он пролежал там на лавке до прилета на базу. А я сел на его место, и так мы еще часа два проработали.

По прилету зовет меняя Иван Иванович, нач. экспедиции:- Что будем делать? Мне с двух точек радиограммы прислали - что там Леня творил. Давать рд в Москву будем? Я постарался убедить его довериться нам, сами с ним разберемся. Проспался, зовем его к себе.
- Леонид Иванович, ты помнишь, что творил?
- А что, ничего.
- Ты сколько там у ребят коньяка выпил?
- Да мне пару раз налили по стаканчику..
- А как невесомость показывал, помнишь?
- Не было такого!!!
- Ах ты...........!!!
-Ладно, мальчики, я.., все будет в порядке, вы сами все знаете, все умеете....

Вот такая была история, Невыдуманная история. Атеперь, оцените, где было неадекватное, а где агрессивное поведение членов экипажа.

Я все рвусь закончить с этой экспедицией, а тут все новые и новые воспоминания. Да ведь нигде и не прочтешь такое.

Ну как тут не вспомнить Первомай в следующем году на ледовой базе Высокоширотной экспедиции, где- то на широте 87 градусов. Я там тоже был еще на Ан-2. Уже потом, в Москве, кто-то нам с Ниной сказал, что видели меня в "Новостях дня" перед каким то фильмом, на льдине. Нашли мы этот киножурнал. И вот видим там на льдине первомайская демонстрация, идут летчики колонной, в руках лозунги, портреты, прекрасно поют какую-то революционную песню. Хорошо поют! И моя морда там просматривается.

Теперь - что было на самом деле.
Накануне все закончили работу пораньше. Собрались в ресторане "Голубой Дунай", это большая палатка -столовая, отметили революционный праздник как следует, и расползлись по палаткам спать. Утром, ни свет ни заря, Замполит бегает по палаткам: Подъем, на демонстрацию! Какая еще демонстрация?? Встали, шницеля себе поджарили, кто хотел - похмелился малость. Повыползали из палаток. А там уже замполит, комсорги-парторги суетятся, в колонну нас выстрамвают, плакаты в руки суют. А на торосе -трибуне красные лозунги висят, начальство стоит. И вот идет наша колонна, впереди запевала, командир корабля Леша Ляхов. И запевает он такую песню, на мотив "Путь далек у нас с тобою":

Сами самогонку гоним,
Сами самогонку пьем,
И кому, кому.какое.дело,
Где мы дрожжи достаем
А мы дружно подхватываем:
Пилоты в путь,
в путь
в путь
И для тебя, родная,
Есть почта полевая......

А там оператор крутит, а потом, в студии, на нас хор Александрова наложили. И получилось здорово.

Но о Новой Земле я еще не закончил. А какой у нас там был почтовый адрес? Я недавно дома конверт нашел старый, к котором мне от жены письмо пришло. А адрес такой:
Москва А-275
Северная Земля. Аэропорт Средний
Мыс Ватутина. Борт 04326
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #35 : 15.04.2009 23:44 »


***

Я опять к себе, на мыс Ватутина, надо же заканчивать работу.

Кроме основной, ежедневной рабрты. бывали еще у нас разные отвлечения.
Прежде всего это почта. Надо представить себе как ждут там писем от своих близких. Обычно почту доставляют на Диксон, оттуда - достаточно частыми самолетами на Средний. А там уж мы, как только оттуда сообщают о почте, несемся туда. Чтобы получить письма от наших любимых - восемьсот километров не расстояние! Ну,а если почта на Диксоне залежалась, нет машин на Средний два-три дня, Иван Иванович не выдерживает: - Ребята, сгоняйте за письмами. Заодно, конечно что то купить в магазине, кого то прихватиь. Но без этого всего можно было и обойтись, это все надуманное. Главное - письма! А что восемьсот туда и восемьсот обратно, так государство унас богатое.

А еще фильмы. Кто на базе, не на точках, ежедневно крутим фильмы, все уже наизусть знаем. Когда с почтой приходят новые фильмы- это всегда большая радость. А тут, однажды Иван Иванович связался с полярной станцией неподалеку от нас, всего-то пятьсот км на о.Успения, обменялись списками имеющихся картин. И поняли, что - надо! И полетели мы за пятьсот верст чтобы поменять сорок пять наших лент, на сорок пять ихних. И там, и здесь большой праздник!

Прилетели к нам ученые из какого то ленинградского института. Им надо было получить на леднике ледяные керны, несколько метров, чтобы там, в институте, определить уровень радиации по годам, что то в этом духе.

Отвезли мы их на самый высокий в архипелаге о. Большевик, там лед- несколько сот метров. При посадке чуток подломались: полетел задний лыжонок. Мы его кое-как подвязали и улетели ремонтироваться на м.Челюскина, пообещав на другой день вернуться. Но, как говорится, человек полагает, а Бог располагает: началась сильная пурга, и мы застряли не Челюскине на восемь, или девять дней. Когда мы пришли туда, я увидел там много военных. Разговорился я с одним молодым парнишкой, старлеем с бомбочкой на крылышках, коллегой, стало быть. И рассказал он мне про великую экспедицию, организованную чуть ли не Генеральным штабом.

Дело в том, что на мысе Арктический, это самая северная точка Северной Земли, во время войны, или сколько-то лет после войны, боюсь наврать, был запасной аэродром для стратегической авиации, Как рассказывали, там была раскатана полоса 4000м. После закрытия Аэродрома там оказались занесенные за много лет толстым слоем снега большие материальные ценности, которые надо списать, это он мне все рассказывает. Так вот чтобы все это списать, надо чтобы четыре полковника из какого-то высокого ведомства должны там побывать, и составить акт о списании. Речь шла о многих миллионах. И вот был разработан план доставки туда этих четырех полковников. План, достойный, чтобы его описать.

Так как аэродрома там нет, то сесть там может только вертолет Ми-4. Но для вертолета нужен лидер, это Ан-2. Но нужен и разведчик погоды, это самолет Ли-2. Ну, а все начальство на Ил-14. Во главе экспедиции - Зам.командующего ВВС военного округа, штурман экспедиции - гл. штурман округа, гл. метеоролог округа. И этот штурман с такой гордостью мне все это рассказывал! И я его хорошо понимал. И будь я на его месте, я бы так же гордился участием в такой экспедиции. Но он был на своем, а я на своем месте. И я говорю ему - А на кой чорт все это было затеяно? Не проще ли было обратиться в наше управление, и мы бы на нашей "Аннушке" высадили бы этих четырех полковников. Чего проще?

- Ну я же вам объяснял, что там нет эародрома, там только вертолет может сесть!
И тут я ему говорю: - Вот когда прилетишь туда , обрати внимание на следы от наших лыж, мы там позавчера только были.

А действительно ходили слухи, что там остались большие склады с продовольствием, теплой одеждой. И мы решили посмотреть. Ничего конечно не нашли, все занесено многометровым слоем снега.Правда кое-где были видны части крыш каких-то. И что удивительно:из снега торчал какой -то электронный блок. Не знаю, не могу даже предположить как он там оказался. Радист взял его, несколько дней валялся в самолете, потом выкинули.

Еще один эизод. Пустячок, но очень приятный!
Прилетел к нам гляциолог Говоруха. Гляциология, это наука, занимающаяся изучением ледников. Рассказал, что на аэрофотоснимке нашли какой -то очень странный небольшой двигающийся ледничок. надо его найти, изучить, определить скорость его перемещения. Нашел я этот ледничок, сели, и говорит нам Говоруха, что вот мы сейчас находимся на месте, где еще не ступала нога человека. А посколько мы первые, то мы и должны дать название этому леднику. Вы, ребята, меня сюда привезли, вы и давайте название. Кто-то предложил - Аннушка, в честь нашего самолета. а я говорю: -Аннушка, это что-то такое избитое, давайте, лучше назавем ""Ледник Анюты" Всем понравилось. Говоруха написал, мы все расписались.

Года через два где то пересеклись наши пути, я тогда уже на Ли-2 летал. Он достает крупномасштабную карту. Смотри, говорит, специально год таскаю ее с собой. Смотрю, а там наш ледничок и надпись: Ледник Анюты!

В первых числах июня работу закончили, всех вывезли на базу. Шестого июня мы вылетели домой. Первая посадка и ночевка - на Диксоне. Но закон подлости, он всегда наготове. Диксон закрылся туманом. Мы решили сесть на Эклипсе, Это мысок между Диксоном и Челюскиным. Там радиостанция, и еще домик есть где переночевать. Но нас обрадовали: накануне домик сгорел. Не беда переночуем в самолете. Сели на ледяной припай у берега, залезли в спальные мешки, и до утра.

Прочнулись утром седьмого, вылетелии пошли на Амдерму, где должны были сдать самолет, а дальше - пассажирами. Подходим к аэродрому, и видим, что там наш рейсовый Ил-18 уже винты раскручивает, на Москву собирается. Мы диспетчеру: Стой,задержи, мы три с половиной месяца...!!!
Слышим голос командира: Слышу вас, выключаю движки. Только побыстрей , ребята. Вобщем за двадцать минут сдали самолет, документы, перетащили вещи, и летим домой, в Москву!

А теперь представьте себе: за несколько часов из зимы, из трех месяцев сплошного снега и льда, оказаться в июньском Шереметьеве! Когда я вышел из самолета, от запаха травы у меня , первый и последний раз в жизни, голова закружилась! Хватаю такси, и как был в унтах , кожаном костюме, несусь домой. Взлетаю вместе со всеми шмутками на четвертый этаж, звоню. Нина открывает дверь, вскрикивает, и вижу, как в комнате, за празднично накрытым столом, гости замерли с поднятыми бокалами за здоровье именинницы. Седьмого июня у Нины день рождения!

Я заорал: Стоп, поставить бокалы! Дайте мне пять минут. Нырнул под душ, и через пять минут легких брючках и тениске выпил первую за здоровье своей любимой.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #36 : 16.04.2009 00:00 »


Мыс Челюскина- Самая северная точка Евроазиатского материка.



Каменная пирамида- так называемый "Гурий Амудсена". Амудсен закопал здесь важные бумаги (на случай своей гибели) и сложил над ними этот знак.



"Туманная" пушка с конца XIX века стреляла при тумане, когда проходил корабль.



Памятник экипажу Полярной Авиации, погибшему здесь в 1934 году.



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #37 : 16.04.2009 00:20 »
***

Хочу вспомнить о трагических событиях в 247 отряде Полярной Авивции в самом конце шестидесятых годов. Я не помню точно год, но в пределах 68-70 го. А как еще можно назвать события. в результате которых мы за три с половиной, или четыре месяца похоронили тридцать одного нашего товарища, погибших за это время в четырех катастрофах. Это пять экипажей и штурман-инспектор из МГА, тоже бывший наш штурман.

Самое страшное было то, что все машины падали при совершенно одинаковых обстоятельствах: на снижении, после четвертого, после довыпуска закрылков самолет резко пикировал до земли. Я заранее прошу извинения, если пилоты заметят какие- то ошибки в моих определениях, формулировках. В вопросах аэродинамики мы, штурманы, всегда были слабаками, по сравнению с вами. Вроде бы это похоже было на типичный "клевок". Но считалось, что у АН-12- го клевка быть не может. Вот у ИЛ - 18-го может, а у АН- 12 - не может. Так или иначе - причину не обнаружили после первого случая, продолжали работать.

Через дней двадцать повторяется точно такой-же случай. Опять похороны. Через месяц - третья катастрофа. В клубе, это где-то возле Белорусского вокзала, где происходили церемонии прощания, недовольны: к нам уже люди перестают ходить: здесь клуб, или похоронная контора?

Собрание в отряде. Летный состав требует остановить полеты на месяц. Загашник по отпуску у всех есть, за месяц найти причину, разобраться в чем дело, а потом уж опять начинать работать. Шевелев, начальник ПА, говорит, что надо продолжать работу, надо выполнять план, а параллельно искать причину. А летный состав требует свое. "Мы будем продолжать летать, раз Вы требуете, но, Марк Иванович, мы будем еще хоронить своих товарищей."

Продолжаем работать. При заходе на посадку обстановка напряженная, все смолкают, только штурман и командир, и то по минимуму. Мы, штурманы, не зная причину, но инстиктивно принимаем свои меры: четвертый подальше, начинаем пораньше, кренчик поменьше. А что еще можем сделать?

Проходит какое-то время, порядка месяца, четвертый самолет наш падает. На нам было два экипажа, один - пассажирами, и штурман-инспектор. Еще тринадцать человек. В экипаже шестой - бортпроводник.
Отряд останавливается на месяц. В это время где-то на севере падает точно так-же военный Ан-12. И на нем был и полностью сохранился МСРП-12, пресловутый "черный ящик". Оказалось, что при слегка обледеневшем стабилизаторе, при довыпуске закрылков, происходит типичный клевок. Почему много лет до этого обходилось?????... Нет ответа. Потом оказалось, что на клевок Ан-12 не испытывался. Какое- то время держали скорость на десять км больше, закрылки выпускали не на тридцать, а меньше. Потом сделали какие-то доработки по закрылкам.

Несколько человек ушли тогда из отряда. Потом хотели вернуться, но командир им отказал: - Мы к вам претензий не имеем, но в тяжелое время вы нас покинули.
      
***





... фотография не моя, а история ее такая: Вывозили мы полярников после двух лет работы с полярной станции "О.Виктория" Это была самая дальняя наша станция. Маленький островок между Землей Франца Иосифа и Шпицбергеном. Там было всего пять полярников и штук тридцать пять балых медведей. И среди них был Валера Орлов, прекрасный фотограф, потом он стал известным фотокорреспондентом журнала "Огонек". Так вот мы с командиром раскурочили его чемодан (с его разрешения) и взяли себе его фотографии. Многие из них потом появились в "Огоньке", в том числе и эта...обратите внимание на мешок с почтой. Это мы с высоты метров пятьдесят бросали почту полярникам на о. Преображения.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #38 : 16.04.2009 00:39 »
Полярная почта...







Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: История от Марка...
« Ответ #39 : 16.04.2009 00:44 »




Карское море. Полярная станция "Бухта Марии Проничевой"





С Костей Гуревичем, Колей Тарлавиным и с Шариком.
« Крайнее редактирование: 14.01.2010 20:12 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта