Автор Тема: "Забытый дивизион" или жизнь и судьбы Корвин- Керберов.  (Прочитано 71696 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Фото № 001 

Штабс- капитан Лейб- Гвардии Егерского полка, Морской Лётчик, участник I- й Мировой войны,
инженер, авиаконструктор Виктор Львович Корвин- Кербер.


Фото № 002



Фото № 003

Леонид, Виктор и Борис, сыновья Людвига Бернгардовича Корвин- Кербера, Вице- Адмирала Императорского флота, первого командира Флотилии Северного Ледовитого океана, и Ольги Фёдоровны Шульц. Наследники известнейших морских офицерских династий, все трое были авиаконструкторами.


Фото № 004

Начинаю публикацию удивительного Архива Морского лётчика, выпускника 1917 года Бакинского Отделения Офицерской Школы Морской Авиации Виктора Львовича Корвин- Кербера.
« Крайнее редактирование: 22.07.2009 23:20 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сокерин

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 1153
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Г.Э.
Вероятно, когда держишь в руках подобные документы, "уподобляешься" старателю (или археологу),
которого постигла редкая удача ?

Оффлайн Карина

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1096
  • Пол: Женский
  • Если тебе плюнули в спину,значит ты идёшь впереди!
    • Просмотр профиля
Фото уникальные! Несмотря на прошествие стольких лет качество великолепное! Галя спасибо!
Ждем продолжения!  %6
Кошке всё равно, что о ней говорят мыши...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Вероятно, когда держишь в руках подобные документы, "уподобляешься" старателю (или археологу), которого постигла редкая удача ?

Архив Корвин- Кербера и фотоальбом Германовича, который я публиковала на соседней ветке- это уникальное фотонаследие! В отличие от любых драгоценностей, этому просто нет цены...

Несмотря на прошествие стольких лет качество великолепное!


В.Л.Корвин- Кербер всю свою жизнь занимался фотографией, вот и в ОШМА он отвечал за фотолабораторию. Кроме того уже в конце жизни вместе со своим товарищем и однокашником Людвигом Гиксой они занимались сбором материалов и собирались написать книгу об Истории Авиации и их Школе, нашей Школе. Увы, этим планам не суждено было сбыться. В начале 70- х умер Кербер, оставив свой Архив старшему брату Георгия, своему любимому внуку Игорю, который этой весной ушёл из жизни. Так Архив попал к сегодняшнему владельцу.

А вскоре после Кербера умер и Гикса, проживавший в Вильнюсе и, увы, судьба его Архива не известна, у него не было детей. Есть основания думать, что именно у Гиксы была сосредоточена большая часть записей и фотографий. Кроме того часть снимков из "школьного альбома" Кербера бесследно исчезла, в том числе и после его смерти, когда некоторые исследователи "забывали" возвращать позаимствованные материалы. Впрочем, это только предположение. Но так или иначе, а часть снимков и целых листов в альбоме отсутствует.

В подлинниках снимки размером от ладони, причём моей маленькой ладони, до спичечного коробка! Вот и представьте себе, каково качество снимков, если даже после сканирования при увеличении они выглядят чёткими и резкими!!! Это замечание касается тех фотографий, какие сделаны профессиональными камерами и отпечатаны на хорошей бумаге. Среди них есть аэрофотосъёмки (совершенно удивительного качества, так что трудно поверить, что они появились в то время) и домашние снимки.

Правда некоторые любительские фото много хуже, и время не пощадило их. Георгий немало потрудился, чтобы привести их в читаемый вид. Благодаря ему мы можем увидеть и даже узнать людей, разглядеть в подробностях самолёты и корабли, постройки нашей Школы и виды Баку.

Ещё одним сюрпризом стало то, что именно благодаря снимкам, сохранившемся именно в этом Архиве, и использовавшимся ранее так же другими исследователями, мы можем видеть и самолёт Энгельса и некоторые другие артефакты!!!

Большая часть фотографий  сделана собственноручно Виктором Львовичем, но авторство некоторых других снимков не ясно, и, возможно, попало в Архив при собирании материалов для книги. Я своими глазами их видела и получила цифровые копии из рук в руки от Георгия. Он меня уполномочил разместить их на нашем форуме и сайте. До того часть фото была им размещена на Бакинском сайте http://www.baku.ru , где ребята помогали установить места и точки съёмки, за что им отдельная и большая благодарность!

Но к сожалению, крайне мало сохранившейся информации не позволило идентифицировать всё, а особенно "узнать" людей, и установить точные датировки. Известно только то, что Кербер попал в ОШМА не ранее конца ноября 1916 года, а покинул её с последним транспортом, эвакуировавшим авиаторов и их семьи из Баку в сентябре 1918 года, когда буквально по пятам в город входили турки.

Мы очень просим всех, кто может помочь, принять участие в обсуждении представляемого Архива и будем искренне благодарны за все отклики, советы и поправки к нашим комментариям, и комментариям с Бакинского сайта, в которых участвовали и Георгий, и я, и Борис, и которыми я тоже буду пользоваться.

Заранее благодарю всех, кому не безразлична История Авиации, история этих людей, ставших мне родными и любимыми, независимо от того, как ими распорядилась судьба.   

Каждому снимку будет присвоен порядковый номер, чтобы было легче ориентироваться при последующих комментариях.
« Крайнее редактирование: 20.07.2009 23:15 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
При копировании фотографий и текстов на другие ресурсы, за исключением опубликованных с разрешения владельцев, просьба давать комментарии и ссылки на эту тему и этот ресурс с указанием "Из личного архива В.Л.Корвин- Кербера"!


Фото № 005


Фото № 006

Вот так выглядят страницы альбома, формат А4.
Ниже вы увидите эти и другие снимки в отдельности, некоторые могут повторяться в истинном и обработанном виде.
« Крайнее редактирование: 20.07.2009 23:17 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Мигарь

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Аэрофотосъёмки


Фото № 007
Обсуждение на Бакинском http://www.baku.ru/frmpst-text.php?nd=1&cmm_id=276&usp_id=0&frm_id=226529&frmpst_id=13083410&id=13083411#13083411
Баку, часть крепости и прилегающей территории, обработанное фото http://i013.radikal.ru/0907/c5/aef21aaa3b80.jpg


Фото № 008

Баку, центральная часть.
« Крайнее редактирование: 21.07.2009 01:17 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Общая панорама Баку


Фото № 009

Видно бОльшую часть Баку, старый город, Бульвар, бухту и пристани. Выше Купальни (в форме подковы) хорошо видны ангары ОШМА.
Ниже- центр, виден Александро- Невский собор и Старая крепость.


Фото № 010
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 011

Нефтяные терминалы. Черный город, на востоке Баку.

Фото № 012
http://i074.radikal.ru/0907/2c/e60ca07f5589.jpg
Скан, подлинник.

Это обсуждение фото на Бакинском сайте http://www.baku.ru/frmpst-text.php?nd=1&cmm_id=276&usp_id=0&frm_id=226529&frmpst_id=13078444&id=13078445#13078445
"На переднем плане - Баилов, за горою- Биби-Эйбат, засыпанная частично бухта, и Шихово вдали."
Фото, прошедшее обработку, оттуда же.

« Крайнее редактирование: 11.10.2009 13:09 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 013

Удивительная панорама бухты!
Отлично видна наша Школа (в центре), 5 ангаров на Каменной и 2 на Таможенной пристани.
Фото можно датировать не ранее, чем весной 1917- го года.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 014

Западная (северо-западная) часть города. Район, называемый Шемахинка.


Фото № 015
« Крайнее редактирование: 11.10.2009 13:10 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 016

На верхнем фото видна центральная часть Баку и городской железнодорожный вокзал. Вот обсуждение снимка на Бакинском http://www.baku.ru/cmm-glr-list.php?cmm_id=276&id=192057


Ниже фото не от Кербера, но оно, очевидно, из той же серии, поэтому привожу его среди других. Возможно, оно было "позаимствовано" кем- то из Архива. Фото предоставлено Татьяной Чиченковой, внучкой другого нашего выпускника Юрия Борисовича Беленького. Татьяна рассказала, что к деду приезжали люди, которые и оставили несколько фотографий, в числе которых эта. К сожалению, у самого Беленького никаких снимков ОШМА и даже его самого того периода не сохранилось.

Фото № 017
« Крайнее редактирование: 21.07.2009 18:19 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 018

Фото №18 и №25 (далее) сделаны с балкона здания Азнефти (тогда доходного дома Мирбабаева).


Фото № 019
« Крайнее редактирование: 11.10.2009 13:12 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Фото № 020


На фото группа высших флотских начальников, в центре слева рядом с Императором Николаем II Вице-адмирал Л.Б.Кeрбер - нач.штаба Балтийского флота. Это фото позаимствовано из интернета. Надеюсь, что Георгий нам предоставит подлинные фото своего прадеда из личных Архивов. Некоторые из них сохранились, и я их видела.

Фото № 021


Это подлинный снимок легендарного авианосного корабля "Орлица" с гидропланами на борту!
Фото хорошо известно и давно в распоряжении исследователей. Возможно, существует несколько отпечатков с одной негативной пластины. Перед вами подлинник, принадлежащий семье Л.Б.Кербера, служившего в то время на Балтийском флоте. Автор фото неизвестен.
« Крайнее редактирование: 11.10.2009 13:13 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 022

"Орлица" на рейде.

Фото № 023


Предполагаю, что это погрузка на гидроплана на "Орлицу".
Правда в ЦГАКФФД есть репродукция этого фото, с указанием Гатчины, как места съёмки. Но относительно марки гидроплана и не только там взаимоисключающие сведения, которые я не буду даже повторять, потому доверия они не вызывают.

Это подлинные фото! При попытке выяснить место съёмки нам ребята с сайта "Кортик" http://kortic.borda.ru подсказали, что это Ревель (нынешний Таллинн). Хотя есть и другое мнение, что это Кронштадт.
« Крайнее редактирование: 13.12.2009 15:20 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 024

Фото № 024 сделано с балкона Общественного собрания (теперь филармония им. М.Магомаева). Это здание видно на Фото № 018, в верху улицы. Точную датировку снимков пока установить не удалось. Некоторые комментарии приведу позднее.

Ниже отлично виден Бульвар, два ангара на Таможенной пристани, шхуна Али- Абат, а за ней пароход "Генерал Куропаткин", служивший во время войны минно- пристрелочной станцией и кроме того помогавший в спасении терпящих крушение лётчиков, о чём я писала на соседней ветке. На переднем плане кольцо городской конки. Скорее всего снимки 1917 года, всё ещё выглядит вполне благополучно. Хотя шатры ангаров порваны, то ли во время обстрела, то ли штормом, каковые в Баку случались часто.

Фото № 025
« Крайнее редактирование: 11.10.2009 13:15 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Мигарь

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля

Оффлайн Карина

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1096
  • Пол: Женский
  • Если тебе плюнули в спину,значит ты идёшь впереди!
    • Просмотр профиля

Фото № 024


Фото № 025


А город то какой красавец! Фото супер! Конка! А эта будочка это остановка?
Кошке всё равно, что о ней говорят мыши...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Да, город был большой и богатый, быстро развивался накануне революции. Разумеется, этим Баку был обязан нефти, которую добывали тысячи рабочих. Танкерами нефть доставляли по всей России. Кстати, прадед Георгия, отец бабушки Леопольд Германович Беккер, работал в компании "Кавказ и Меркурий", владевшей несколькими десятками нефтеналивных танкеров, практически монопольной на Каспии. Позже будут хорошие домашние фото семьи Шульц.

Будни Офицерской Школы Морской Авиации в Баку.


Фото № 026
« Крайнее редактирование: 23.07.2009 21:10 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 027


Фото № 028
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 963
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Галя, молодец! Такие уникальные документы! Смотришь, оторваться не можешь. История с большой буквы!

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 029

Караул у шхуны Али- Абат.


Фото № 029_1, № 029_2, № 029_3
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 030

Это административная постройка на пристани, бывшая канцелярией и офицерской кают- компанией в Первый сезон.

Спасательный моторный катер

Фото № 031
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 032


Фото № 033

Гидроплан Григоровича М5, Морской- 5.
Главный учебный самолёт ОШМА. Большая часть парка Школы во всё время существования до революции состояла именно из этих двухместных аппаратов.
« Крайнее редактирование: 24.07.2009 01:23 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 034


Фото № 035


Фото № 035_1
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 036


Фото № 037
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 039

Фото сделано в первые 9 дней после гибели Энгельса во время поисков тела. Мичман Коженков в водолазном костюме сам много раз спускался под воду и руководил подводными работами. Подробнее об этой катастрофе будем говорить на другой ветке. Фото датируется временем с 5 по 14 декабря 1916 года.


Фото № 039_1

Курсант ОШМА, впоследствии Морской Лётчик Мичман Коженков.


Фото № 039_2

Нижние чины.
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 08:34 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 040

Это удивительное и многократно тиражированное фото, на котором видим самолёт Энгельса.
Рискую предположить, что справа в лётном костюме стоит сам Евгений Робертович. Возможно, т.е. почти наверняка, это один из последних снимов в его жизни, поскольку он сделан, скорее всего в день испытаний. Самолёт очень ждали в серийное производство, т.к. Армии срочно требовались морские истребители, а гидроплан Энгельса на тот момент представлялся перспективным. Испытывали его в Баку дважды в ноябре и в последний раз 5 декабря, когда он разбился.

Я реставрировала фото насколько было возможно. В подлиннике вместо лица- чёрный блин, вернее, чёрная точка. Поскольку тот фрагмент, который я привожу ниже, на реальном снимке занимает 1,91 см х 1,43 см  всего!!! И только компьютер при осветлении и уборке шумов и пр. даёт возможность хоть что- то увидеть.


Фото № 040_1

Предположительно Штабс- Капитан Энгельс, ноябрь- декабрь 1916 года.


Фото № 040_2

Офицеры и нижние чины наблюдают за подготовкой к полёту.
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 08:43 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 041

Предположительно это останки именно той лодки Энгельса.
Царство тебе Небесное, Евгений Робертович...
Всё, что осталось от самолёта.


Фото № 042

Коженков опускается в воду...
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 08:44 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 043

Фото из архива Кербера, но комментарий беру от того же фото из Архива ЦГАКФФД:
"Разбитый гидросамолет "М-11 " летчика Арнольда". Баку, 1916 год.

При внимательном изучении представляется, что в Гос. Архив некоторые снимки попали в виде фотокопий, в том числе и из Архива Кербера и его товарищей, поскольку там нашлись подлинники этих снимков.  Кто делал комментарии, неизвестно, но некоторые не полны и даже ошибочны. Хотя большинству комментариев, как мне кажется, можно доверять.

Пока не ясно, как к Корвину попали снимки 1916 года, не исключено, что он делал их с пластин из фотолаборатории ОШМА, которой заведовал. Или они появились в коллекции в процессе подготовки книги, которая, увы, так и не была написана. О подготовке к изданию Истории ОШМА расскажу позднее.


Фото № 043_1


Фото № 043_2                    Фото № 043_3
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 08:46 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 044

Лодка М5 с бортовым №23, потерпевшая падение, с лётчиком на ней.
Здесь и ниже разные стадии спасения, а так же "жертва" и спасители.

Фото № 044_1
« Крайнее редактирование: 25.07.2009 22:58 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 045

Фото № 045_1
« Крайнее редактирование: 25.07.2009 22:58 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 046


Фото № 047


Фото № 047_1
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 048

Другая аварийная М5.


Фото № 048_1


Фото № 048_2
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 049


Фото № 050

Останки неких аппаратов.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 051

Крушение лодки Григоровича М9. Марку гидроплана предполагаю по хвостовому оперению и боковым радиаторам.

Фото № 052
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 963
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Галя, а ты смогла бы, как бы прокомментировать эти снимки? Или описать группу снимков? Всё, что накапливается на форуме по истории МА тянет на хороший исторический справочник.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 053

Та же машина.

Фото № 053_1
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Серёжа, я и так стараюсь подписывать. Но часть комментариев дам попозже. Часть будет на соседней ветке, например, по катастрофе Энгельса. Возможно, какие- то снимки относятся к гибели Быкова, но что именно, не знаю... пока.

Снимки по возможности группирую и размещаю рядом, если понимаю, что они из одной серии. Но это не всегда понятно.

Почти все снимки не подписаны, даже марки самолётов приходится определять по ходу. А по обломкам это делать не всегда просто. Но я стараюсь, пытаюсь сопоставлять их по другим источникам, по конструкции и т.д. Часть попытался прокомментировать Георгий на основе своих поисков и воспоминаний деда, но они очень скупы. Нам даже год съёмки точно не известен. Можно только косвенно предположить. Редкие снимки датируются точно.

И Георгий, и я пытались вытянуть из этих крохотулешных кадров максимум информации. Некоторые мы отреставрировали, чтобы хоть лица как- то различить, возможно, и узнать кого- то. И ведь уже узнали! Кое- кого назвал Георгий, своего деда, его шурина, тоже нашего выпускника Полубояринова, их товарищей Деппа и Гиксу, это попозже выложу.

Я узнала Беленького, это внучка подтвердила, ну вот и Коженков известен, потому что о его работе водолазом известно из Приказов по Школе, я лично читала. Из другого альбома (Германовича) на соседней ветке я назвала несколько человек, которых опознала по разным признакам.

Это всё очень не просто. У нас зачастую других фотографий выпускников нет! За редким исключением. Но попытаемся. Впереди ещё много снимков. Думаю, некоторых офицеров рано или поздно определим по фамилиям, а нижних чинов из работников уже едва ли, если только по счастью кто- то из родственников случайно не увидит.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 963
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Галя, ты права, надо всё публиковать, чем больше документальной информации, а уж тем более снимков и надо отдать должное, качественные, тем более шансов на реальные ответы.

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail

Фото № 044

Лодка М5 с бортовым №23, потерпевшая падение, с лётчиком на ней.


Думаю, что это не летчик. а нижний чин-матрос из команды спасения. Обратите внимание на его униформу(матроску) на увеличенном снимке.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Боря, при обработке на компе (фото №44) смотрим при очень сильном увеличении, тогда шапочка на дяденьке из ушанки волшебным образом "превращается" в шлем. Вобщем дядька в шлеме, а не в треухе. Да и не носили они меховых шапок, не по форме.

Я не буду настаивать, что это лётчик, хотя среди курсантов полным полно нижних чинов вплоть до матросов, тем более в 1917 году (/1918 ?). Тем более, что летали вдвоём. В кресле рядом с лётчиком мог быть инструктор, наблюдатель, стрелок, пассажир, а мог быть просто "мешок" для уравновешивания. Ну а поскольку они летали, то тоже лётчики.  ;D

Раз лодка с номером, то это учебный полёт. К слову: лодки на испытания и облёт обычно приходили с завода по Ж/Д и  не имели номеров на корпусе. После испытаний их не отправляли назад, оставляли в Школе, присваивали учётный номер, либо аварийные разбирали на запчасти. Ответственность за состояние аппарата, а так же использование его несли инструктора, назначенные приказом. Т.е. за каждым закреплялись как гидропланы, так и курсанты, летающие на них.

Короче говоря, я не могу сказать, кто это, но он участвует в спасении учебного гидроплана М5, принадлежащего ОШМА в Баку, а на голове у него- шлем. Номер лодки №23. Кто на нём потерпел аварию/ катастрофу?!

Георгий, на фото № 53 лодка М9. Это уже другая авария. И менее разрушительная. Предполагаю (не без оснований), что оба упомянутых гидроплана уже прибуксированы и находятся у пристани, либо терпели аварию непосредственно возле пристаней после неудачной посадки, причём упираются в её торец. Спуски уходили далеко под воду, мы их окончания не видим, но зато видим, как голые дядьки идут по спуску к лодке. Глубина же бухты в этом месте значительная, а вода зимой холодная даже в Баку.

Обратите внимание, что дядька в шлеме (фото № 44) вначале носком сапога подтягивает лесенку, переброшенную ему, затем становится на неё ногой, затем его уже на ней нету, т.е. гидроплан подтянули к спуску в упор, и по нему он выбрался, а уже затем нижние чины (ах, симпатяги, Гы...) полезли голышом в воду. Вот из этой логики я и сделала вывод, что в шлеме- жертва аварии, или одна из жертв.

Спасение терпящих аварию происходило следующим порядком. Во- первых, в акватории дежурили моторные катера, мы их видим на фото, но при интенсивных полётах их могло не хватать, акватория всё же приличная. Летали "учебники" над Бакинской бухтой, им категорически запрещалось залетать за острова Нарген и Песчаный. Возле Наргена часто стоял корабль Генерал Куропаткин, куда доставляли лётчиков, если крушение было рядом, там был судовой врач. Кроме того порт выделил корабль Князь Барятинский, который приходил по вызову к терпящим бедствие, там тоже был доктор.

Как можно выяснить из документов, к Школе был также прикреплён свой врач. Как в Петрограде, так и в Баку. В лётные дни он дежурил на пристани. Но как из тех же документов следует, такое случалось не всегда, потому что из некоторых актов следует, что за доктором посылали в госпиталь, опять же и в Баку и в Петрограде.

Иногда к месту аварии вылетал другой гидроплан для выяснения обстоятельств и оказания помощи.

Катер в первую очередь снимал людей, потом подходили другие катера и аварийный или битый самолёт зацепляли тросом и буксировали до пирсов. Если планер лодки был не поврежден, она просто плыла. Но самым распространённым обстоятельством, приводившим к аварии, был подхват и скольжение на крыло с большим креном. Подхват часто вызывался или внезапным порывом ветра, или неправильными действиями лётчика (чрезмерно быстрым набором высоты, особенно на вираже, когда двигатель начинал сбоить вплоть до остановки, терялась скорость и т.д.). При этом часто гидроплан падал в спирали и даже в штопоре, иногда и хвостом вниз. Иногда аппараты ломались при неудачной посадке. Они были очень неустойчивыми.

Тогда о воду ломались плоскости, под тяжестью двигателя машина переворачивалась и частично тонула. При буксировке такого гидроплана разрушения усугублялись. Кроме того иногда гидроплан в аварийном состоянии оказывался на мелководьи. Тогда при буксировке ломался корпус лодки, и на пристань приволакивали уже один лом. Я это всё описываю по фактам разных катастроф. 

Если лётчик/-и был/-и в сознании, они выбирались из кабины повыше. Но, увы, часто причиной гибели были не травмы, а банальное переохлаждение и утопление совершенно невредимых пилотов. Это тоже следует из актов вскрытия, я их прочитала несколько штук. Случалось, что лётчик не мог освободиться от привязных ремней и захлёбывался при переворачивании лодки.

Довольно часто разрушения происходили уже после штатной посадки. По инструкции гидроплан должен был спуститься на воду в нескольких сотнях метров от пристани с выключенным мотором. Затем его заводили, и на малой скорости самолёт подплывал к спуску. Но естественно, случались ошибки, и самолёты врезались в сваи, или в кораблики, или просто в берег, как мы увидим позже на одном из снимков.

Вытягивали их вручную. Есть у меня козырная фотка не от Кербера, позже продемонстрирую, как это выглядело. Тогда, будет ответ на вопрос Слая, зачем "группа поддержки", смотрящая на того матроса на фото № 53, их дело впереди. Вы спросите, почему не используют электрические или механические лебёдки?! Возможно, потому, что размещение устройств требовало места на аэродроме, которое было в дефиците. Кстати, широкую ровную площадку пристани, где стояли гидропланы, называли аэродромом. Гидропланы их бы задевали крыльями, имевшими значительный размах.

На некоторых снимках у края пристани сбоку видны деревянные стойки с консолями и блоками на концах, через которые были перекинуты канаты. Несколько десятков человек вытягивали гидроплан из воды вручную. Кстати, использование гидропланов на авианесущих кораблях вынудило конструкторов предусмотреть устройства и приспособления для спуска и подъёма как на кораблях, так и на самолётах.

До воды и от воды аппараты катили на съёмных колёсных тележках несколько человек. Это хорошо видно на фото, часть ещё покажу. Для всей этой работы к ОШМА приписывался не один десяток нижних чинов. Также для транспортировки и перемещения самолётов задействовали автомобили. Одну легковушку мы так же хорошо видим на фото. При авариях в первую очередь спасали сложные и дорогие механические части: двигатель, приборы, узлы и системы. В актах на списание учитывали всё до мелочей, даже какие- нибудь болты были по счёту, как по счёту их получали. Таких актов на приобретение и списание сохранилось предостаточно.

PS: Мне очень удобно, если вы будете меня о чём- то спрашивать, а я буду отвечать. Мне ведь не всегда ясно, что из моего текста требует пояснений. Если что- то мне неизвестно, попытаемся найти ответ общими усилиями.  %6 %6 %6
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 08:57 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 054

Виктор Львович Корвин- Кербер позирует в кабине гидроплана М5 ОШМА в Баку 18 февраля 1918.
Фото было в Советское время напечатано в журнале "Огонёк".


Фото № 054_1
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Север

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 69
  • Пол: Мужской
    • ICQ клиент - 373694225
    • Просмотр профиля
Марка,спросить надо,насчет посадки на воду,на "Бешках"он лётал,хотя и штурманом,думаю он намного больше расскажет,без дилетантства... 

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 054

"Летчик Корвин летит на гидросамолете "М-5 ". Баку, 1917 год". Репродукция.
Фото и подпись к нему из Архива ЦГАКФФД
http://www.photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2504198669  

Любопытно, что этой фотографии в Архиве Кербера не сохранилось, как и ещё некоторых. Что наводит как раз на мысли, что некоторые снимки по каким- то причинам были позаимствованы, но не возвращены. Впрочем, надо посмотреть, в каких книгах они печатались...


Фото № 055

Есть в коллекции Кербера любопытный самолёт. Не поняла пока, что за конструкция. Двигатель V- образный. Я не настолько сильна в конструкциях. Может есть знатоки аэропланов "мезозойского" периода?! 

Однако, из- за обилия опытных образцов, испытывавшихся в ОШМА, разобраться в многочисленных модификациях по фрагментам и обломкам на единичных кадрах не просто. Я уже говорила, что даже подписи к снимкам в разных изданиях не всегда корректны. Нужен очень опытный спец!

Цитировать
Марка,спросить надо,насчет посадки на воду,на "Бешках"он лётал,хотя и штурманом,думаю он намного больше расскажет,без дилетантства...

Да, хорошо бы!  %6
Хотя в мезозойскую эру ситуация менялась просто на глазах. Например, лодка М9 обладала намного лучшими мореходными качествами, чем её предшественница М5. Если на М5 садились на море с волной до 3 баллов, более было опасно, то М9 уверенно выдерживала и 5 баллов.
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 09:13 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 056

Пароход Генерал Куропаткин. Лодка М5.
Рядом паровые катера.

Фото № 057
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 058

Каспийской флотилии канонерская лодка Карс.

Фото № 059
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 963
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Галя, а что с фото №58?
Все вопрос снят.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Радикал подвисает иногда, надо подождать, пока фото откроются. Всё на месте, я проверяю.


Фото № 060

Пароход у пристани ОШМА.


Фото № 061

Сборка ангара на пристани в Баку.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Проблемы  %32 : Нет фото 054, 054-1, 055, 057, 058, 059, а 056 - увеличение не работает.
Или это только мои проблемы %7 ???
С ув-ем %2
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Боря, вчера праздник был, народ ломанулся фотки размещать, сервера перегружены и подвисают.  %7

Я всё проверяю, всё загружается. Иногда имеет смысл обновить страницу. Ну или потерпеть... до завтра.  ;) %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 963
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Да, Галя, все так и происходит, нужна пауза или перезагрузка. Сам столкнулся, всё получилось.

Оффлайн Yu507

  • Братство ЕВВАУЛ
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 860
  • Пол: Мужской
  • Юра
    • ICQ клиент - 320625487
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Да, Галя, все так и происходит, нужна пауза или перезагрузка. Сам столкнулся, всё получилось.

Достаточно отключить - подключить интернет................... :)

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail


Фото № 062

Что- то мне подсказывает, что это фото лета 1917 года, а именно отсутствие погон, присутствие офицерских нашивок на рукаве указующего товарисча. Глубоко теоретически это может быть начальник Школы, обязанности которого исполнял Яковицкий в то время. Это только предположение, требующее исследований.


Фото № 062_1

Продолжаю изучать лица.

Фото № 062_2
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 063

Двое курсантов наблюдают останки перевернувшегося гидроплана.

Фото № 063_1


Фото № 063_2                                     Фото № 063_3
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 064

Представьте себе, что это очень ценное интересное фото вживую имеет размер 4,56 см х 8,99 см!!!
И сколько трудолюбия и аккуратности потребовалось Георгию, чтобы с таким качеством отсканировать снимок! Иногда делалось по нескольку десятков сканов, чтобы добиться максимального качества.

Я несколько часов реставрировала лица. И надо отдать должное камерам и бумаге того времени! Мы видим лица!!! А кого- то сможем и узнать!  %6


Фото № 064_1


Фото № 064_2
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 963
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Смотрю, думаю, какие интересные лица. Вдохновение, люди преданные делу.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 064_3                                 Фото № 064_4


Фото № 064_5                                 Фото № 064_6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 065


Фото № 065_1
« Крайнее редактирование: 28.07.2009 22:43 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Мигарь

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля
Трогает за душу, только мы не далеко от них ушли!

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
  Борис (Sibor) помог опознать самолёт на Фото № 50. Товарищи подсказали, что это ""Кёртисс" Модель К".

Трогает за душу, только мы не далеко от них ушли!

Вот именно это я и хочу, чтобы все увидели и поняли.
Они совершенно такие же, как и вы, и занимались тем же самым.
Только очень многих скоро... не будет, кто- то успеет погибнуть на войне, кто- то сгинет в лагерях, кто- то на чужбине.

Но благодаря этим чудом сохранившимся снимкам, они навеки живые, молодые и красивые, как и вы!  %6


Фото № 066


Фото № 067
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 09:19 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 068

Фото № 068_1
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 069

Лодочка Григоровича М11. Думаю, что на испытаниях, т.к. без бортового номера. На заднем плане М5.

Фото № 070
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 071

Фото № 071_1
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 072

Фото № 073


Неудачное приземление на берег.  ;D
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 074

Фото № 074_1
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 075


Фото № 075_1                                      Фото № 075_2
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 076

Фото № 077
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 078

Фото № 079
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Что за пожар на предыдущем снимке, пока мы сказать не можем. Предположительно, это Бакинское фото. Горит ли Школа, а там были запасы бензина, или это другое, например, результат вражеского обстрела?

На этом бакинская коллекция авиационных снимков Кербера не заканчивается. Но я хочу немножко отвлечь вас и показать несколько фото ещё более раннего периода из Архива Виктора Львовича. Распознать, что на них, помогает Борис, за что ему большое спасибо! Надеюсь, он подскажет и источник комментариев.  %6 %6 %6

Кстати, тихонечко и Георгий читает ветку, может, не выдержит, да и напишет что- нибудь, он на форуме уже зарегистрирован. А то я за всех "отдуваюсь". Георгий очень многое накопал из Истории своего деда, прадеда и всей семьи, причём эти сведения интересны всем, я убеждена в этом, но он пока скромничает! %6 ;D ;D ;D


Фото № 080

На этом фото- вспомогательный крейсер 2-го ранга “Русь», один из первых уникальных, пусть и не вполне удачных опытов использования воздухоплавательных аппаратов на флоте. В конце концов осенью 1906 года его продали на слом. Перед этим он стоял в порту Александра III. Сделано ли фото там (а ведь прадед Георгия служил на флоте и мог и видеть и фотографировать этот корабль), либо от кого- то получено, пока неизвестно. Вот немного информации о нём из сети: http://www.ipu.ru/hobby/drug/drgn.htm

Этот снимок- оригинал!

А ниже представлена фотокопия листа из некоего альбома, которая была сделана и подписана предположительно самим Корвин-Кербером и находится в его Архиве.


Фото № 081

Яблонна. Сикорский Х
Яблонна. Фарман XVI ш.к.Бродовича.
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 09:23 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Цитировать
Георгий читает ветку, может, не выдержит, да и напишет что- нибудь... Георгий очень многое накопал из Истории своего деда, прадеда и всей семьи, причём эти сведения интересны всем..!

От Георгия (скромненько в личку)  :-* %6 %6 %6

Цитировать
В продолжение темы крейсера "Русь".

Незадолго до окончания Русско-японской войны, 25 апреля 1905 года Владивостокский отряд крейсеров в составе крейсеров «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. Интересно, что в этом походе впервые в истории российского флота, была осуществлена попытка боевого применения воздушного шара «Чайка» и змейкового аэростата с корабля. Запуск осуществлялся с крейсера «Россия». Поднимался мичман Николай Гудим.

Старшим офицером на "России" был кап. 2-го ранга Людвиг Кербер, а "Громобоем" командовал (временно) Кап. 1-го ранга Михаил Шульц (брат О.Ф. Кербер) /Людвиг Кербер- прадед Георгия, отец Виктора Львовича. Михаил Шульц- брат матери Виктора Львовича, двоюродный прадед Георгия.- прим. samurai/

Братья Шульц были великолепными фотографами. Фотоархив (несколько сотен пластинок) Михаила Шульца, посвященный Русско-японской войне был похищен в день его смерти летом 1919 г. в Луге. Архив был найден в 1951 г. в Витебске и передан в Центральный Военно-Морской архив. Очень многие снимки, публикуемые сейчас, на самом деле принадлежат Шульцу.

Правда, часть фотографий успел опубликовать сам Шульц: «Порт-Артурский альбом. 1904-05 гг.» /Изд. Капитана 1 ранга М.Ф.Шульца и поручика Б.В. Жданова. СПб.: изд-во Прокудина-Горского 1906 г.

Другой брат - кап. 2-го ранга Костя Шульц (погибший на Петропавловске с адмиралом Макаровым 31 марта 1904) тоже очень много фотографировал. Известно, что он обучал фотографии некоторых членов императорской фамилии. Видимо в архиве брата хранились и его негативы.

Посылаю фактически единственный сохранившийся у меня снимок Михаила Шульца (апрель 1905 г. Владивосток) "Моряки с "России" и "Громобоя" около в/шара "Чайка""

Второй снимок - это фотография, сделанная Костей Шульцем


Фото № 082

Апрель 1905 г. Владивосток) "Моряки с "России" и "Громобоя" около в/шара "Чайка"

Внимание!
Уникальные фото, подлинники из Архива Корвин- Кербера!


Фото № 083


Цитировать
"Руководство к изучению практической фотографии" И.И. Карпова 1892 г. изд., принадлежавшее Михаилу Шульцу (с его автографом), затем было у моего деда. Сейчас эта книжка хранится у меня.

С уважением, Георгий.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 963
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Фото № 083 действительно уникально, что, повторюсь, удивляет качество.

Оффлайн Мигарь

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля
Виват Георгию!!! Сохранить такую ценность - это геройский и мужественный поступок!!! Спасибо!!!

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
А вот целый маленький сериал "Кертисс" из нашего Архива. Все фото подлинные, в левом нижнем углу штамп фотоателье "Артистическая фотография Т.Любич, С.-Петербург, Разъезжая, 3" . Какое отношение Теодор Любич имел к этим снимкам, не знаю. Как и не могу пока сказать, как они попали в Архив Кербера. Может быть и в этот раз нас Георгий просветит?!


Фото № 084

Фото № 085


Как удалось выяснить Борису, на снимках "авиаконструктор Гленн Кертисс (справа ) на аэроплане своей конструкции"  %6 %6 %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 086

Как подсказал Борис, на снимке погрузка поплавкового Кертисса на броненосный крейсер "Pennsylvania". Известны другие фото этого эпизода. Съёмка 1911 года, место- залив Сан-Франциско. Пилот - Юджин Эли.
Самолёт Curtiss A-1 Triad, в России назывался "Кертис" поплавковый или "Кертис Ф".
 http://www.aviastar.org/air/usa/curtiss_triad.php 

Полагаю, что в ателье снимки распечатаны не позднее осени 1914 года, до переименования Петербурга в Петроград. А скорее всего они были сделаны в 1911- 1912- м году.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Фото № 087


Curtiss D Hydro http://www.aviastar.org/air/usa/curtiss_model_d.php
Съёмка ~1911- 1912 года. США.


Фото № 088
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Борис, как всегда, подкинул полезные ссылки:
http://www.military.com/NewContent/0,13190,NI_Heroes_1203,00.html
http://www.mariner.org/chesapeakebay/captions/wwi003-04.html

Итак на фото № 84 и 85 слева рядом с Гленом Кертиссом сидит Лейтенант Эллисон на первом гидроплане этой марки A-1 Triad.

Цитировать
Here, Lieutenant Theodore G. Ellyson (left) sits aboard the Navy's first aircraft, the A-1 Triad, with Glenn Curtiss in August 1911.
« Крайнее редактирование: 31.07.2009 23:44 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Меня беспокоит  %7 фото № 086 - справа флаг явно Российский %33
Поэтому предлагаю Вашему вниманию несколько сайтов для установления истины
1) http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=89013
2) http://www.navylabs.ru/avia/ely/
3) http://www.ruskarfagen.ru/rif/
4) http://gallery.moravia.ru/displayimage.php?pos=-2230

С ув-ем  %2
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Боря, я всунулась, почитала... ой- ой, начинаются для меня дебри!  :'( :'( :'(

Кстати, там кое- где путают Юджина Эли и Теодора Эллисона. Г-ммм.
Ну да не мне в этом разбираться.  :)

Займёмся далее Архивом Кербера.  %6 ;D ;D ;D


Фото № 089


Фото № 090

Лодка М15, морской истребитель.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 091

Позволю себе добавить к предыдущему фото снимок из ЦГАКФФД, явно из той же серии. Ниже эпизод подъёма аварийной М15 на пристань, как следует из комментария к снимку.

Фото № 092


Обе эти фотографии отсутствуют у Кербера, но прекрасно дополняют его Бакинский Альбом.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 092

Этот самолёт я опознала как ФБА по флагу на хвосте. Известны и другие фото этого аппарата, именно на нём летал Томашевский. В первый сезон было 2 ФБА, один в рабочем состоянии, другой в частично разобранном. Выше снимок подлинный из Архива Кербера.

Фото № 093


Среди снимков из Альбома Германовича (на соседней ветке) так же есть эта машина на земле и в полете. Но это отдельное фото того же ещё невредимого самолёта из ЦГАКФФД, которое здесь будет к месту показать. Предположительно, архивный снимок 1915 года.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 093_1

Группа во главе с офицером, а лица уже нам знакомы по другим фото. Знать бы фамилии?!
В зубах папироска... Эх, где она, строжайшая пожарная безопасность?!  ;) ;D

Фото № 093_2


Фото № 093_3                           Фото № 093_4
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 094

Фото № 094_1


Этот снимок завершает подборку фото с гидропланами ОШМА в Баку из Альбома Кербера. Но оказывается в 1917- 1918 году Школа располагала не только морскими аппаратами, но имела и сухопутный аэродром, где испытывались колёсные самолёты, и где на них так же летали и курсанты. Подробнее я об этом буду рассказывать на другой ветке. Наша Школа была учебно- боевым подразделением, участвовала в обороне Баку, как силами Авиации, так и на земле. Ниже будут представлены очень интересные снимки, где увидим "результаты" полётов и часть личного состава нашей Школы.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 095

Фото № 095_1


Небольшая серия снимков с авариями самолётов Фарман- 30.

Мне часто говорят, почему на фото в коллекции так много обломков?!

Ну во- первых, потому, что это не парадный альбом. А жизнь Школы была насыщена не только штатными полётами курсантов, но и испытаниями новой либо экспериментальной, увы, тогда ещё не совершенной техники, терпевшей часто аварии и катастрофы, привлекавшие не только праздное внимание. За происшествиями следовали многостраничные Акты расследований, которые и подкреплялись снимками.

А во- вторых, огромнейшая часть кадров просто не сохранилась, пройдя через 2 революции и 2 войны. Эти же представляли интерес, как фиксирующие некие важные события.


Фото № 096
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 13:36 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 097

Очень интересное обсуждение этого снимка на Бакинском сайте тут
http://www.baku.ru/default.php?usr-home.php%3Flogon%3D1%26300035x1255275866%26247xx1255275866

Фото № 097_1


Фото № 098


Раненый "птеродактиль".  ;) ;D ;D ;D
« Крайнее редактирование: 12.10.2009 01:07 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Мигарь

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля
Какая всё таки аналогия с нащим временем, удивительно, сто лет прошло, а всё так же. Сегодня авиация именно на этом же уровне, те же конструкции, та же аварийность, по сути те же двигатели, те же интузиасты ценой своей жизни прокладывают тот же путь! Во так и будет всю жизнь, пока не начнём ценить опыт предков и не прекратим мерять всё деньгами.

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
" Настоящее предупреждает: прошлое еще впереди!"

" Ничто так часто не достигает будущего, как пережитки прошлого."

" Повторение прошлого — не лучший способ усвоения уроков истории."

" Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории."

" История похожа на спектакль, в котором обновляются костюмы, декорации, имена действующих лиц. Содержание остается неизменным." 
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Ещё один небольшой сериал, на этот раз с самолётом, который мы предположительно определили как Лебедь- 12. Лебедев довольно часто прибегал к простому копированию иномарок, и даже присвоению своих серийных номеров переделанным и отремонтированным трофейным самолётам. Вот в этом случае ребята на Бакинском сайте определили первоисходник немецкий фронтовой разведчик DFW C.IV http://www.airwar.ru/enc/other1/dfwc4.html#LTH
На Бакинском дискуссию вели тут http://www.baku.ru/cmm-glr-list.php?cmm_id=276&id=192055


Фото № 099

Фото № 099_1
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 099_2

Фото № 099_3
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 099_4

Фото № 099_5
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 099_6

На фото выше в центре В.Л.Корвин- Кербер.

Фото № 099_7
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 099_8

Фото № 099_9
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 099_10

Фото № 099_11
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 099_12

Фото № 099_13
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 100

Фото № 100_1


Обратите внимание на пальцы и ногти.  :>
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 100_2

Фото № 100_3                               Фото № 100_4
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 5102
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 102

В Архиве Корвин- Кербера есть подлинник этого снимка, а в ЦГАКФФД- копия, и копия подписана так: Группа летчиков инструктора Лебедева Офицерской школы морской авиации: сидит слева - Метакса.

http://politazbuka.ru/content/view/341/

Метакса Ираклий Панаитович- личный охранник Шаумяна и один из 26 Бакинских комиссаров.

Если верить подписи, то Метакса вот:

Фото № 102_1


Но это следует из подписи, которая не указывает напрямую, что это ТОТ Метакса. Хотя снимок явно постановочный, а подпись сделана в годы (предположительно 60-е), когда идеология была важнее всего. Ни один лётчик не назван, только некий Метакса, как наиболее "интересный".
« Крайнее редактирование: 04.08.2009 09:13 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта