Автор Тема: "Забытый дивизион" или жизнь и судьбы Корвин- Керберов.  (Прочитано 55289 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Галя, ты права, надо всё публиковать, чем больше документальной информации, а уж тем более снимков и надо отдать должное, качественные, тем более шансов на реальные ответы.

Оффлайн Sibor

  • Сибор
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Докопаться до истины никогда не поздно.
    • Просмотр профиля
    • E-mail

Фото № 044

Лодка М5 с бортовым №23, потерпевшая падение, с лётчиком на ней.


Думаю, что это не летчик. а нижний чин-матрос из команды спасения. Обратите внимание на его униформу(матроску) на увеличенном снимке.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Боря, при обработке на компе (фото №44) смотрим при очень сильном увеличении, тогда шапочка на дяденьке из ушанки волшебным образом "превращается" в шлем. Вобщем дядька в шлеме, а не в треухе. Да и не носили они меховых шапок, не по форме.

Я не буду настаивать, что это лётчик, хотя среди курсантов полным полно нижних чинов вплоть до матросов, тем более в 1917 году (/1918 ?). Тем более, что летали вдвоём. В кресле рядом с лётчиком мог быть инструктор, наблюдатель, стрелок, пассажир, а мог быть просто "мешок" для уравновешивания. Ну а поскольку они летали, то тоже лётчики.  ;D

Раз лодка с номером, то это учебный полёт. К слову: лодки на испытания и облёт обычно приходили с завода по Ж/Д и  не имели номеров на корпусе. После испытаний их не отправляли назад, оставляли в Школе, присваивали учётный номер, либо аварийные разбирали на запчасти. Ответственность за состояние аппарата, а так же использование его несли инструктора, назначенные приказом. Т.е. за каждым закреплялись как гидропланы, так и курсанты, летающие на них.

Короче говоря, я не могу сказать, кто это, но он участвует в спасении учебного гидроплана М5, принадлежащего ОШМА в Баку, а на голове у него- шлем. Номер лодки №23. Кто на нём потерпел аварию/ катастрофу?!

Георгий, на фото № 53 лодка М9. Это уже другая авария. И менее разрушительная. Предполагаю (не без оснований), что оба упомянутых гидроплана уже прибуксированы и находятся у пристани, либо терпели аварию непосредственно возле пристаней после неудачной посадки, причём упираются в её торец. Спуски уходили далеко под воду, мы их окончания не видим, но зато видим, как голые дядьки идут по спуску к лодке. Глубина же бухты в этом месте значительная, а вода зимой холодная даже в Баку.

Обратите внимание, что дядька в шлеме (фото № 44) вначале носком сапога подтягивает лесенку, переброшенную ему, затем становится на неё ногой, затем его уже на ней нету, т.е. гидроплан подтянули к спуску в упор, и по нему он выбрался, а уже затем нижние чины (ах, симпатяги, Гы...) полезли голышом в воду. Вот из этой логики я и сделала вывод, что в шлеме- жертва аварии, или одна из жертв.

Спасение терпящих аварию происходило следующим порядком. Во- первых, в акватории дежурили моторные катера, мы их видим на фото, но при интенсивных полётах их могло не хватать, акватория всё же приличная. Летали "учебники" над Бакинской бухтой, им категорически запрещалось залетать за острова Нарген и Песчаный. Возле Наргена часто стоял корабль Генерал Куропаткин, куда доставляли лётчиков, если крушение было рядом, там был судовой врач. Кроме того порт выделил корабль Князь Барятинский, который приходил по вызову к терпящим бедствие, там тоже был доктор.

Как можно выяснить из документов, к Школе был также прикреплён свой врач. Как в Петрограде, так и в Баку. В лётные дни он дежурил на пристани. Но как из тех же документов следует, такое случалось не всегда, потому что из некоторых актов следует, что за доктором посылали в госпиталь, опять же и в Баку и в Петрограде.

Иногда к месту аварии вылетал другой гидроплан для выяснения обстоятельств и оказания помощи.

Катер в первую очередь снимал людей, потом подходили другие катера и аварийный или битый самолёт зацепляли тросом и буксировали до пирсов. Если планер лодки был не поврежден, она просто плыла. Но самым распространённым обстоятельством, приводившим к аварии, был подхват и скольжение на крыло с большим креном. Подхват часто вызывался или внезапным порывом ветра, или неправильными действиями лётчика (чрезмерно быстрым набором высоты, особенно на вираже, когда двигатель начинал сбоить вплоть до остановки, терялась скорость и т.д.). При этом часто гидроплан падал в спирали и даже в штопоре, иногда и хвостом вниз. Иногда аппараты ломались при неудачной посадке. Они были очень неустойчивыми.

Тогда о воду ломались плоскости, под тяжестью двигателя машина переворачивалась и частично тонула. При буксировке такого гидроплана разрушения усугублялись. Кроме того иногда гидроплан в аварийном состоянии оказывался на мелководьи. Тогда при буксировке ломался корпус лодки, и на пристань приволакивали уже один лом. Я это всё описываю по фактам разных катастроф. 

Если лётчик/-и был/-и в сознании, они выбирались из кабины повыше. Но, увы, часто причиной гибели были не травмы, а банальное переохлаждение и утопление совершенно невредимых пилотов. Это тоже следует из актов вскрытия, я их прочитала несколько штук. Случалось, что лётчик не мог освободиться от привязных ремней и захлёбывался при переворачивании лодки.

Довольно часто разрушения происходили уже после штатной посадки. По инструкции гидроплан должен был спуститься на воду в нескольких сотнях метров от пристани с выключенным мотором. Затем его заводили, и на малой скорости самолёт подплывал к спуску. Но естественно, случались ошибки, и самолёты врезались в сваи, или в кораблики, или просто в берег, как мы увидим позже на одном из снимков.

Вытягивали их вручную. Есть у меня козырная фотка не от Кербера, позже продемонстрирую, как это выглядело. Тогда, будет ответ на вопрос Слая, зачем "группа поддержки", смотрящая на того матроса на фото № 53, их дело впереди. Вы спросите, почему не используют электрические или механические лебёдки?! Возможно, потому, что размещение устройств требовало места на аэродроме, которое было в дефиците. Кстати, широкую ровную площадку пристани, где стояли гидропланы, называли аэродромом. Гидропланы их бы задевали крыльями, имевшими значительный размах.

На некоторых снимках у края пристани сбоку видны деревянные стойки с консолями и блоками на концах, через которые были перекинуты канаты. Несколько десятков человек вытягивали гидроплан из воды вручную. Кстати, использование гидропланов на авианесущих кораблях вынудило конструкторов предусмотреть устройства и приспособления для спуска и подъёма как на кораблях, так и на самолётах.

До воды и от воды аппараты катили на съёмных колёсных тележках несколько человек. Это хорошо видно на фото, часть ещё покажу. Для всей этой работы к ОШМА приписывался не один десяток нижних чинов. Также для транспортировки и перемещения самолётов задействовали автомобили. Одну легковушку мы так же хорошо видим на фото. При авариях в первую очередь спасали сложные и дорогие механические части: двигатель, приборы, узлы и системы. В актах на списание учитывали всё до мелочей, даже какие- нибудь болты были по счёту, как по счёту их получали. Таких актов на приобретение и списание сохранилось предостаточно.

PS: Мне очень удобно, если вы будете меня о чём- то спрашивать, а я буду отвечать. Мне ведь не всегда ясно, что из моего текста требует пояснений. Если что- то мне неизвестно, попытаемся найти ответ общими усилиями.  %6 %6 %6
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 08:57 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 054

Виктор Львович Корвин- Кербер позирует в кабине гидроплана М5 ОШМА в Баку 18 февраля 1918.
Фото было в Советское время напечатано в журнале "Огонёк".


Фото № 054_1
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Север

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 69
  • Пол: Мужской
    • ICQ клиент - 373694225
    • Просмотр профиля
Марка,спросить надо,насчет посадки на воду,на "Бешках"он лётал,хотя и штурманом,думаю он намного больше расскажет,без дилетантства... 

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 054

"Летчик Корвин летит на гидросамолете "М-5 ". Баку, 1917 год". Репродукция.
Фото и подпись к нему из Архива ЦГАКФФД
http://www.photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2504198669  

Любопытно, что этой фотографии в Архиве Кербера не сохранилось, как и ещё некоторых. Что наводит как раз на мысли, что некоторые снимки по каким- то причинам были позаимствованы, но не возвращены. Впрочем, надо посмотреть, в каких книгах они печатались...


Фото № 055

Есть в коллекции Кербера любопытный самолёт. Не поняла пока, что за конструкция. Двигатель V- образный. Я не настолько сильна в конструкциях. Может есть знатоки аэропланов "мезозойского" периода?! 

Однако, из- за обилия опытных образцов, испытывавшихся в ОШМА, разобраться в многочисленных модификациях по фрагментам и обломкам на единичных кадрах не просто. Я уже говорила, что даже подписи к снимкам в разных изданиях не всегда корректны. Нужен очень опытный спец!

Цитировать
Марка,спросить надо,насчет посадки на воду,на "Бешках"он лётал,хотя и штурманом,думаю он намного больше расскажет,без дилетантства...

Да, хорошо бы!  %6
Хотя в мезозойскую эру ситуация менялась просто на глазах. Например, лодка М9 обладала намного лучшими мореходными качествами, чем её предшественница М5. Если на М5 садились на море с волной до 3 баллов, более было опасно, то М9 уверенно выдерживала и 5 баллов.
« Крайнее редактирование: 02.08.2009 09:13 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 056

Пароход Генерал Куропаткин. Лодка М5.
Рядом паровые катера.

Фото № 057
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail

Фото № 058

Каспийской флотилии канонерская лодка Карс.

Фото № 059
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Галя, а что с фото №58?
Все вопрос снят.

Оффлайн samurai

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 7076
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Радикал подвисает иногда, надо подождать, пока фото откроются. Всё на месте, я проверяю.


Фото № 060

Пароход у пристани ОШМА.


Фото № 061

Сборка ангара на пристани в Баку.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта