Автор Тема: Морская истребительная авиация. 41-й и 58-й иап ТОФ, 10-й гиап БФ.  (Прочитано 63759 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Я родился на Дальнем Востоке и десять лет жил в этой истории морской истребительной авиации ВМФ. Не было детских учреждений, яслей и садов, рос в гарнизоне, и матросы обеспечения подкармливали меня, когда я болтался около аэродрома. Но тогда и навсегда  в моей памяти остались эти красивые мужчины, в строгих черных мундирах, с золотыми погонами и голубыми просветами, летчики истребительной авиации ВМФ. Взлеты и посадки этих серебристых МиГ-15 и МиГ-17 навсегда врезались в мою память.
 Дальний Восток. Г. Советская Гавань. А/э Постовая. 41-й и 58-й иап ТОФ. Потом Балтика, г. Балтийск, а/э Коса, 10-й гиап БФ.
« Крайнее редактирование: 11.08.2009 13:22 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
О 41-м, 58-м и 865-м ИАПах ТОФ, взято из справсчника "Авиация ВМФ России" 1916-2006г.г. Период с 1932 по 1946 г.г.:
Истребительная авиация ВВС ТОФ берет свое начало в 1932 году, когда из Европейской части СССР прибыла на Дальний Восток, в состав формирующихся МСДВ, первая истребительная авиаэскадрилья. Это  была 28 иаэ (переформирована из 76 иао) под командованием майора Федорова П. А., прибывшая из Евпатории, вооруженная 19-ю самолетами И-5 конструкции Поликарпова. Эскадрилья разместилась на аэродроме Воздвиженка совместно с 19 (28) тяжелой авиабригадой, перебазировавшейся туда в этом же году из Хабаровска.
На следующий год  ВВС флота пополнились еще тремя истребительными частями, так же передислоцированными из Европейской части СССР:
-   9 иаэ – из Смоленска на аэродром Угловая, командир Абрамов П. К.;
-   108 иаэ – из Брянска на аэродром Ново-Литовск,   командир   Юмашев К. И.;
-   32 иаэ –  из Петергофа на аэродром Петровка, командир Скворчевский И. А.
Все эти эскадрильи были вооружены истребителями И-5. Общее количество истребителей в составе ВВС ТОФ к исходу 1934 года достигло 118 единиц.
В 1935 году началось перевооружение истребительных частей ВВС ТОФ на более современные самолеты И-15, И-16 конструкции Поликарпова. Всего на этот год на вооружении истребительных частей находилось: 115 И-5, 72 И-15, 39 И-16 – всего 226 машин.
В 1936 году в составе ВВС ТОФ формируются новые авиационные соединения – авиабригады, в том числе 42 истребительная бригада (командир – Федоров П. А.) с дислокацией в с. Южно-Угловая. В ее состав вошли 9, 32 и 108 иаэ. Нет точных данных по судьбе 28 иаэ, которая в период с 1936 по 1938 годы, очевидно вместе с 28 тяжелой авиабригадой (бывшей 19таб) перешла в состав ВВС РККА.
В 1937 году все самолеты И-5 были сняты с вооружения.
В условиях ухудшения военно-полтической обстановки в мире и в частности на Дальнем Востоке в 1938 году проводится реорганизация ВВС ТОФ, создаются новые летные структуры – авиационные полки. В истребительной авиации формируются:
-   на базе 9 иаэ  и 44 иаэ (44 иаэ была сформирована 03.04.38г. из авиатехники и личного состава 9 иаэ) - 1 иап (в этом же году полк был переименован в 6 иап), командир – майор Мохирев;
-   на базе 32 и 43 иаэ (43 иаэ была сформирована в 1938г. из авиатехники и личного состава 9 иаэ)  – 14 иап с дислокацией на аэродроме Кневичи Восточные, командир - майор Петров Б. Л.;
-   на базе 108 иаэ – 39 иап с дислокацией на аэродроме Унаши, командир – капитан Катков В. И.
Все три полка вошли в состав 7 истребительной авиабригады (бывшей 42 аб), которой командовал с 1938 года Ермаченко В. В. Каждый из полков имел в своем составе 5 АЭ по 15 боевых и 3 учебных самолета.
Для воздушного прикрытия сил флота в районе Советской Гавани в 1940 году формируется 42-й авиационный полк в составе трех истребительных и одной бомбардировочной эскадрилий.
С началом войны в конце июня 1941 года для прикрытия побережья между Приморьем и Советской Гаванью на аэродроме Серафимовка формируется 100 отдельная истребительная авиаэскадрилья. Всего в составе ВВС ТОФ на этот период числился 351истребитель: 188 И-16, 94 И-15, 69 И-153. С весны 1941г. на вооружение ИА ВВС ТОФ стали поступать самолеты МиГ-3.                                                         
В 1942 году формируются новые истребительные авиационные части:
-   12 иап на аэр. Южно-Угловой и 2-й Речке;
-   17 иап на аэр. Петровка и Молельный Мыс с подчинением командиру 29 мтаб;
-   19 иап на аэр. Сергеевка и Фроловка;
-   101 иаэ на аэр. Серафимовка и Молдавановка.
Управление 7 иаб передислоцируется с аэр. Южно-Угловая на КП ПВО «Гроза» в районе 2-й Речки. Всего в составе ВВС ТОФ в 1942 году числилось 289 истребителей: 149 И-16, 76 И-15, 48 И-153 и 16 МиГ-3. Уменьшение численности истребителей было вызвано отправкой части авиационной техники ВВС ТОФ на Запад в состав ВВС воюющих флотов. В то же время, самолеты И-16, И-15 и И-153 уже перестали отвечать требованиям времени.
В 1943 году прошла  еще одна реорганизация в ВВС ТОФ. Исходя из опыта ведения боевых действий, в целях улучшения управления силами авиационные бригады повсеместно переформируются в дивизии. В ВВС ТОФ 7-я истребительная авиабригада становится 7-й истребительной авиационной дивизией. Формируются новые истребительные части и подразделения:
-   41 иап с дислокацией на аэр. Постовая;
-   38 иап с дислокацией на аэр. Кневичи  Восточные с подчинением командиру 12 шад;
-   на базе 100 и 101 иаэ – 31 иап с дислокацией на аэр. Серафимовка с подчинением командиру 1 авиационной группы;
-   42 авиаполк переформируется в 42 смешанный авиаполк 4-х эскадрильского состава, где 1 и 2 аэ были истребительные, 3 аэ – бомбардировочная, а 4 аэ – штурмовая;
-   в составе 50 одрап формируется 3 аэ – истребительная;
-   14 иап из 7 иад переходит в подчинение командира вновь сформированной 12 штурмовой авиадивизии;
-   17 иап из состава 29 мтаб переходит в 7 иад.
Всего в составе ВВС ТОФ в 1943 году числилось 340 истребителей: 143 И-16, 77 И-15, 63 И-153, 56 МиГ-3 и 1 ЛаГГ-3.                                                         
    В 1944 году 42 сап переформируется в 42 истребительный авиаполк. Продолжался вывод из боевого состава устаревшей авиатехники и поставки самолетов новых типов. Всего в составе ВВС ТОФ в этом году числилось 364 истребителя: 120 И-16, 58 И-15, 39 И-153, 55 МиГ-3, 48 ЛаГГ-3 и 44 Як-7.
Окончание войны в Европе в мае 1945 года  и подготовка, в соответствии с союзническими обязательствами, к войне с Японией вызвали необходимость новой реорганизации в ВВС ТОФ. На Амурской военной флотилии формируется 15 смешанная авиадивизия с дислокацией в с. Софийском. В состав 15 сад вошли, сформированные в июле, 58 и 59 истребительные авиаполки с базированием на аэр. Мариинское и Николаевск на Амуре соответственно.
 1 авиационная группа переформируется в 16 смешанную авиадивизию с дислокацией в заливе Ольга. В состав 16 сад вошел, сформированный в феврале, 61 истребительный авиаполк с дислокацией на аэр. Новонежино  (августа на аэр. Великая Кема и Гроссевичи) и 31 иап с дислокацией на аэр. Серафимовка.
По состоянию на 1 июля 1945 года в составе ВВС ТОФ числились следующие силы истребительной авиации:
-   7 иад  (6, 12 и 17 иап) на аэр. Ю.Угловая, Ц.Угловая, Петровка;
-   19 иап на аэр. Сергеевка - Фроловка в составе 10 адпб;
-   14 и 38 иап на аэр. Кневичи  Западные и Восточные в составе 12 шад;
-   31 и 61 иап  на аэр. Серафимовка – Молдавановка и Новонежино – В. Кема в составе 16 сад;
-   39 оиап на аэр. Унаши.
В составе ВВС Северной Тихоокеанской флотилии числились:
-   58 и 59 иап на аэр. Мариинское и Николаевск на Амуре в составе 15 сад;
-   41 иап на аэр. Постовая;
-   42 иап на аэр. Знаменское – Гроссевичи.
В июле из состава ВВС Северного и Черноморского флотов прибыли на ТОФ 27 истребительный авиационный Краснознаменный полк и 43 истребительный авиационный Сулинский полк с базированием на аэр. Новонежино и Романовка соответственно с подчинением командиру 2 мтад.
К началу войны с Японией ранее существовавшая система противовоздушной обороны флота была существенно реорганизована. На базе штаба ПВО флота  было сформировано управление ПВО флота во главе с командующим ПВО, подчиненным командующему ВВС флота. Все соединения и части, прикрывающие Владивосток, были сведены в корпус ПВО, который был непосредственно подчинен командующему Владивостокским оборонительным районом (ВМОР).
Корпус ПВО в своем составе имел две бригады ПВО, зенитно – артиллерийскую бригаду, бригаду аэростатов заграждения, два зенитно – артиллерийских полка, прожекторный полк, полк ВНОС и отдельный зенитно – артиллерийский дивизион.
Корпусу ПВО были оперативно подчинены 7-я истребительная авиационная дивизия и 39-й отдельный истребительный авиационный полк.
Владимиро-Ольгинский базовый район ПВО был переформирован в бригаду ПВО с непосредственным подчинением командиру ВОВМБ. Бригаде оперативно подчинялся 31-й истребительный авиационный полк.
Совгаванский базовый район ПВО был переформирован также в бригаду ПВО с непосредственным подчинением командующему ВВС Северной Тихоокеанской флотилии. Бригаде оперативно подчинялся 41-й истребительный авиационный полк.
К началу войны на вооружении частей и соединений истребительной авиации ПВО взамен устаревших типов самолетов МиГ-3, Як-7б и И-16 поступила новая материальная часть – самолеты Ла-7 и Як-9у. К началу войны новые самолеты личным составом частей истребительной авиации были практически освоены. Существенным недостатком в освоении новой материальной части была слабая тренировка летного состава в высотных и ночных полетах. Эти недостатки приходилось устранять в ходе ведения боевых действий.
Планом боевого использования военно–воздушных сил флота предусматривалось на истребительную авиацию в системе  ПВО флота возложить в основном следующие задачи: прикрытие с воздуха боевых кораблей при поддержке ими прибрежных флангов сухопутных войск, действующих в Северной Корее и на Южном Сахалине; прикрытие войск десанта при действии их на берегу.

Базирование ИА ВВС флота, имеющей задачу прикрытия объектов ТОФ

Полк   Тип самолетов   Аэродром базирования   Командир полка, ответственный за участок или зону
59 иап   Як-9   Николаевск-на-Амуре   п/п-к Нехамин Д.Е.
58 иап      Мариинское   м-р Самозванцев М.Ф.
42 иап   ЛаГГ-3, Як-9   Знаменское и Гроссевичи   м-р Новиков Б.А.
41 иап   ЛаГГ-3   Постовая   м-р Дижевский И. А.
61 иап      Великая Кема   м-р Коростылев П. Н.
31 оиап      Молдавановка   м-р Горбунов А. Н.
39 оиап   Як-9   Унаши   м-р Волчек А. П.
17 иап      Петровка   м-р Ушаков М. И.
6 иап   Ла-7, Як-9   Вторая Речка   м-р Азевич А. И.
12 иап      Седанка   м-р Гончаров П. А.

Управление истребительной авиацией 7 иад производилось с КП на горе Тигровой во Владивостоке. В остальных частях управление истребительной авиацией осуществлялось непосредственно с КП полков.
За весь период боевых действий противник совершил только один налет на объекты наших ВМБ: 18 августа японский самолет пытался атаковать танкер «Таганрог», стоявший на якоре в Амурском заливе в районе Первой Речки. Во время повторного захода на цель самолет был сбит зенитным огнем с танкера и упал в воду.
В условиях полного отсутствия воздушного противника самолеты истребительной авиации ВВС ТОФ решали в основном задачи воздушного прикрытия боевых порядков бомбардировочной, минно–торпедной и штурмовой авиации флота, а так же сами принимали участие в штурмовых ударах по наземным и морским целям.
В ходе боевых действий истребительная авиация ТОФ и СТОФ потеряла от зенитного огня 1 ЛаГГ-3 и 2 Як-9, не вернулось с боевого задания 1 Як-7, 4 Як-9. Небоевые потери ИА  составили 8 самолетов, потерпевших аварии.
В ходе боевых действий 1 аэ 14 иап с 19 августа была перебазирована на аэр. Хунчун (Китай), а с 30 августа весь полк перебазировался на аэр. Канко (Корея), в последующем на аэр. Гензан (Корея), где он был включен в состав образованного Южного военно–морского района.
За мужество и героизм, проявленные в боях с Японией ряд истребительных полков ВВС ТОФ были  удостоены почетных наименований и преобразованы в Гвардейские:
-   «Сахалинский» - 42 иап;
-   Гвардейский – 22 иап (бывший 6 иап);
-   Гвардейский – 61 иап;
-   Гвардейский – 19 иап.
С освобождением Южного Сахалина и Порт-Артура были перебазированы в ноябре 58 иап на аэр. Урю, 27 иап на аэр. Лантоу (Китай) и 61 иап на аэр. Порт-Артур Центральный. В декабре на аэр. Тученцзы (Китай) была сформирована 18 смешанная авиадивизия, с подчинением командиру Порт-Артурской ВМБ, в которую вошли 27 и 61 иап. Тогда же  управление ВВС СТОФ было переформировано в управление 3 авиационного корпуса с дислокацией в Советской Гавани.  Всего в составе ВВС ТОФ в 1945 году числилось 477 истребителей: 87 И-16, 19 И-15, 20 И-153, 70 МиГ-3, 141 ЛаГГ-3, 64 Як-7 и 76 Як-9. Самолеты старых типов (И-15, И-15, И-153) в боевых действиях не участвовали и находились, в основном, на хранении или использовались для летной подготовки.     
« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:00 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Продолжение с 1946 по н.в.:
   В связи с образованием в 1946 году Сахалинской, Камчатской военных флотилий, Южного ВМР, Порт-Артурской и Владивостокской ВМБ часть сил из состава ВВС ТОФ была выделена в эти объединения, в том числе истребительные соединения и части:
-   7 иад и 31 иап – во Владивостокскую ВМБ;
-   42 иап 16 сад – в Сахалинскую ВФ;
-   19 иап 17 сад и 59 иап – в Камчатскую ВФ;
-   27 и 61 иап  в составе 18 сад – в Порт-Артурскую ВМБ;
-   14 иап – в Южный ВМР (Гензан).
В этом же году были переименованы: 12 иап в 53 иап, 17 иап в 57 иап.
В период с июня 1946 года по декабрь 1947 года в бухте Врангеля формируется 17 смешанная дивизия, предназначенная для Камчатской военной флотилии. До окончания строительства аэродромов на Камчатке и о. Шумшу  она была временно подчинена командующему ВВС ТОФ с  базированием на аэр. Унаши. В состав 17 сад был включен 39 иап. Однако в связи с проводимыми в 1947 году организационными преобразованиями на Тихоокеанском флоте в декабре этого года 17 сад была расформирована.
Самолеты – истребители старых довоенных типов были окончательно сняты с вооружения, а им на замену летные части получили по ленд-лизу  из США новейшие на тот период истребители Р-63. Всего в составе ВВС ТОФ в 1946 году числилось 538 истребителей: 91 ЛаГГ-3, 11 Як-7 и 271 Як-9, 47 Ла-7, 118 Р-63 «Кингкобра».         
                                                   
В 1947 году Тихоокеанский флот был разделен на два оперативных объединения: 5 и 7 ВМФ.
Соответственно такая же реорганизация произошла в ВВС ТОФ, которые были разделены на ВВС 5-го ВМФ (командующий генерал-полковник авиации Преображенский Е.Н.) и ВВС 7-го ВМФ (командующий генерал-майор авиации Шарапов И.В.). Управление 3 авиационного корпуса было переформировано в управление ВВС 7 ВМФ. Силы истребительной авиации флота были поделены между ВВС флотов. В составе ВВС 5-го ВМФ: 7 иад,(22, 53, 57 иап) и 31 иап. В составе ВВС 7-го ВМФ: 15 и 16 сад, 41, 42, 58 и 59 иап. В декабре 1947 года 57 иап (бывший 17 иап)   был передислоцирован на аэр. Гензан, где и находился до января 1949 года, после чего был передислоцирован на аэр. Романовка. Начался процесс постепенного послевоенного сокращения Вооруженных Сил. В истребительной авиации ВВС флота в декабре были расформированы 39 иап, 54 (бывший 14) иап, 38 иап и 61 иап. Всего в составе ВВС ТОФ в 1947 году числилось 541 истребитель: 4 ЛаГГ-3, 5 Як-7 и 333 Як-9, 43 Ла-7, 156 Р-63 «Кингкобра».
В 1948 году были переименованы 53 иап в 578 иап, 27 иап в 405 иап, 19 иап в 88 иап и 43 иап в 348 иап.
В феврале 1949 года из состава 9-й воздушной армии после вывода из Северной Кореи в состав ВВС ТОФ была принята 249-я истребительная авиационная Краснознаменная дивизия с дислокацией на аэродроме Кневичи. В марте этого же года дивизия была переименована в 165-ю иад. В состав дивизии входили: 47 иап на аэр Николаевка, 305 иап на аэр. Кневичи, 781 иап на аэр Унаши.
С 1950 года началось перевооружение полков и переучивание личного состава на новую реактивную технику. Части истребительной авиации стали получать в значительных количествах самолеты МиГ-15. Их непосредственное освоение началось осенью 1950 года. Для подготовки летчиков из Москвы прибыл старший инспектор – летчик авиации ВМФ С. Рейдель. Одним из первых переучившихся на новый тип истребителя был командир 7 иад Герой Советского Союза генерал-майор авиации А. Мироненко. До перевооружения два полка его дивизии имели самолеты Як-9 и Як-7б, а третий полк был вооружен самолетами Р-63 «Кингкобра». Параллельно с А. Мироненко самостоятельно вылетел на МиГ-15 командир 305-го иап  полковник Е. Петренко. Именно 305 иап первым на ТОФ начал переучивание на истребитель МиГ-15. В сентябре 1950 года 18 сад, базирующаяся в Порт-Артуре, была переформирована в 509 иад.               
  В 1950 году на Корейском полуострове начались боевые действия, которые длились до июля 1953 года. На первом этапе СССР оказывал КНДР помощь только поставкой вооружения и техники. Формальным поводом к участию в боевых действиях личного состава ВВС СССР послужил налет 8 октября 1950 года на аэродром ВВС Сухая Речка двух истребителей – бомбардировщиков F-80 «Шутинг Стар» ВВС США. После этого  руководством СССР было принято решение оказать прямую военную помощь КНДР, для чего в приграничных районах Китая с КНДР был сформирован 64-й отдельный истребительный авиационный корпус под командованием генерала И. Белова. Полки 64-го ОИАК базировались на аэродромы Шеньян, Ляоян, Аньшань, Аньдун. В основном, это были части из состава ВВС и ПВО СССР. Однако c февраля 1952 по июль 1953 года в состав корпуса на ротационной основе входили истребительные полки ВВС ТОФ: 256, 821 иап   190-й иад на самолетах МиГ-15; 578 иап (бывший 12 иап) на самолетах Ла-11, 781 иап на самолетах МиГ-15. Согласно записи в историческом журнале управления ВВС ТОФ 256 и 821 иап в 1952 году были приняты в состав авиации флота, но больше о них ни где не упоминается. Возможно, по окончании боевых действий в Корее эти полки были вновь переданы ВВС.
 В сентябре 1950 года в Порт-Артуре был сформирован 55 авиационный корпус ВМС, который включил в себя все летные части Порт-Артурской ВМБ. В декабре этого же года 55 АК был переименован в 105 АК ВМС.
Корейская война требовала ускорения темпов освоения самолетов МиГ-15. Не имея достаточного количества подготовленных к этому аэродромов (они находились в стадии строительства) зимой переучивание на МиГ-15 производилось со льда Амурского залива в бухте Угольная. За зиму были полностью перевооружены два полка 7-й иад (очевидно 22 и 1741 иап), которой в то время командовал Герой Советского Союза полковник К. Алексеев.
В январе 1951 года 15 смешанная авиадивизия ВВС 7 ВМФ была переформирована в 15 истребительную авиадивизию в составе 41, 42 и 58 иап. В июне  управление 165 иад было передислоцировано с аэр. Кневичи  на аэр. Унаши, а в августе  года 57 иап  был передислоцирован с аэр. Петровка поближе к границе с Кореей на аэр. Сухая Речка, выделен из состава 7 иад и стал отдельным истребительным  полком до августа 1952 года, когда он был включен в состав 861 иад.
По состоянию на 1 января 1952 года в составе истребительной авиации ВВС 5 ВМФ числятся:
-   22 иап 7 иад на самолетах  МиГ-15, Ла-11 на аэр. Ц. Угловая;
-   578 иап 7 иад на самолетах Ла-11 на аэр. Ц. Угловая;
-   1741 иап 7 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Сухая Речка;
-   31 иап 861 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Серафимовка;
-   305 иап 861 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Новороссия;
-   57 иап 861 иад на самолетах Ла-11 на аэр. Сухая Речка (с ноября на аэр. Новонежино);
-   781 иап  165 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Унаши;
-   47 иап 165 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Унаши;
-   348 иап 509 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Тученцзы;
-   405 иап 509 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Лантоу;
-   88 иап 89 мтад (с августа в составе 165 иад) на самолетах Ла-11 на аэр. Николаевка;
В составе истребительной авиации ВВС 7 ВМФ числятся:
-   41 иап 15 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Постовая;
-   42 иап 15 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Корсаков;
-   58 иап 15 иад на самолетах МиГ-15 на аэр. Урю (пос. Таранай на побережье з. Анива)
-   59 иап 16 сад на самолетах МиГ-15 на аэр. Корсаков.
Опыт войны в Корее убедительно показал  важность противовоздушной обороны в обеспечении безопасности страны. Части ПВО на Дальнем Востоке были сведены в новые объединения – корпуса ПВО. Осенью 1952 года в составе ВВС  ТОФ был сформирован 106-й ИАК ПВО, в который вошли: 7-я иад (22, 578, 1741 иап), 165-я иад (47, 88, 781 иап), 861-я иад (31, 57, 305 иап), 147-я иад (34, 404, 494 иап) – с 1953 года, а также 50 одрап. Командиром 106 ИАК ПВО был назначен генерал – майор авиации А. Мироненко. На корпус возлагалось прикрытие района от мыса Гамова до Советской Гавани включительно. На Дальнем Востоке сложилась к тому времени непростая воздушная обстановка. Разведывательно-патрульные самолеты США летали в 12 милях от береговой черты, непосредственно по кромке воздушного пространства наших территориальных вод. Провокационно вели себя и экипажи палубных самолетов с авианосцев. Почти ежедневно происходили безнаказанные нарушения нашего воздушного пространства. Так 06.10.51г. летчики ВВС ТОФ на самолетах МиГ-15 сбили в районе Владивостока самолет «Нептун» из состава 6 патрульной эскадрильи ВМС США. С созданием корпуса ПВО положение стало меняться (за период с осени 1952 г. до конца 1954г. были уничтожены 7 нарушителей воздушного пространства).  27 июля 1953 года над Китаем в день окончания военных действий в Корее был сбит военно-транспортный самолет ВВС ТОФ Ил-12 с пассажирами на борту. Буквально через день в районе о. Аскольд пара истребителей МиГ-17 из 88 иап (по другим данным 22 иап) с аэр. Николаевка пилотируемые капитаном Рыбаковым и ст. лейтенантом Яблоновским сбили вторгшийся в наше воздушное пространство самолет – разведчик  RB-50 из состава 55 разведывательного авиакрыла ВВС США. Второй подобный инцидент произошел летом 1954 года, когда пара истребителей Ла-11 ВВС ТОФ сбила в районе острова Аскольд самолет – разведчик RB-50 того же авиакрыла.
В мае 1953 года управление 105 авиационного корпуса ВМС было переведено из Порт-Артура в Советскую Гавань в состав ВВС 7 ВМФ. Входившая в состав корпуса 509 иад (405 и 348 иап) была передана 54 ВА ВВС и исключена из состава ВВС ТОФ.  Тогда же,  авиации флота из 54 ВА ВВС была передана 147иад (г. Уссурийск) в составе 494 иап (аэр. Барановский), 404 иап (аэр. Коммуна им. Ленина) и 34 иап (аэр. Коммуна им. Ленина) на самолетах МиГ-15
В июне 1953 года 5 и 7 ВМФ были вновь объединены в Тихоокеанский флот, соответственно и ВВС 5 и 7 ВМФ были слиты в ВВС ТОФ.
106 ИАК ПВО просуществовал до сентября 1954 года, когда был расформирован и все  истребительные дивизии подчинены непосредственно командующему ВВС ТОФ.
В сентябре 1954 года управление 105 АК ВМС было переформировано в управление ВВС СТОФ – второе объединение с таким наименованием.
В марте 1955 года 1741 иап  был переименован в 972 иап 7 иад с прежней дислокацией на аэр. Сухая Речка, 42 иап 15 иад был перебазирован с аэр. Корсаков на аэр. Постовая, а в июне   88 иап был перебазирован с аэр. Николаевка на аэр. Новонежино, исключен из состава 165 иад и включен в 861 иад. В свою очередь  в апреле 861 иад была переименована в 154 иад. В ноябре этого же года управление ВВС СТОФ было переформировано в управление 10 авиационного корпуса. Командиру 10 АК были подчинены все авиационные части, входившие ранее в состав ВВС СТОФ.
В сентябре 1956 года была осуществлена ротация: 578 иап 7 иад с аэр. Ц. Угловая был перебазирован на аэр. Коммуна им. Ленина в состав 147 иад, а ему на замену из этой дивизии прибыл 404 иап.
1957 год стал рубежным для истребительной авиации ВВС ТОФ. В связи с образованием на востоке СССР Отдельной Дальневосточной армии ПВО (в последующем 11 А ПВО) из состава авиации флота в нее в феврале был передан ряд истребительных соединений и частей, в частности: 7 иад (22, 404 иап), 165 иад(31, 47, 781 иап), 41 иап, 42 иап. Большинство этих полков просуществовали до начала 90-х годов, а затем были расформированы в ходе, так называемой «реформы» Вооруженных сил, когда в буквальном смысле уничтожалась система ПВО на Дальнем Востоке. Единственной истребительной частью, ведущей свои истоки от далекого 1933 года, в настоящее время сохранился 22 гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк, вооруженный современными самолетами Су-27.
 После этой реорганизации в составе ВВС ТОФ числились три истребительные авиадивизии (15, 147 и 154 иад) и девять истребительных авиаполков:
среди авиационных полков первой линии:
-   34 иап 147 иад на аэр. Колхоз им Ленина;
-   494 иап 147 иад на аэр. Барановский;
-   88 иап 154 иад на аэр. Новонежино;
-   972 иап 154 иад на аэр. Сухая Речка;
-   58 иап 15 иад на аэр Урю;
-   59 иап 15 иад на аэр. Корсаков.
Среди авиационных полков второй линии:
-   305 иап 154 иад на аэр. Новороссия;
-   578 иап 147 иад на аэр. Колхоз им. Ленина.
На вооружении всех истребительных частей состояли самолеты МиГ-15 и МиГ-17.
В это же время на аэродроме Постовая вместо выбывшего 42 иап была сформирована 175 отдельная истребительная авиационная эскадрилья на самолетах МиГ-17, подчинявшаяся командиру 58 иап. Правда просуществовала она не долго и уже в сентябре этого же года 175 оиаэ была расформирована.
В 1958 году экипажи 143 мтад начали осваивать ракетную систему «КС» и   на аэр. Каменный Ручей в марте формируется 3 отдельный истребительный авиационный отряд на самолетах МиГ-17СДК  для 570 мтап, с подчинением командиру дивизии. Самолеты МиГ-17СДК имитировали крылатую ракету «КС» при отработке пусков АКР. В декабре 1959 года 3 оиао был переформирован в 269 оиаэ и отнесен к особо режимным объектам. В июне 1960 года два таких же отряда были сформированы на аэродромах Кневичи Западные  для 49 мтап (108 оиао) и Хороль для 169 мтап (119 оиао, затем переформированный в 117 оиаэ) с подчинением командиру 3 мтад. Данные подразделения просуществовали до 1961 года и были расформированы.
В декабре 1958 года был расформирован полк второй линии - 578 иап (147 иад), а ему на замену в состав дивизии был включен 972 иап из состава 154 иад. Таким образом, все три истребительные авиадивизии стали двухполкового состава. Общее число самолетов-истребителей МиГ-15 и МиГ-17 составляло не менее 186 единиц.
Финалом истребительной авиации ВВС ТОФ (переименованной в Авиацию флота) стал 1960 год, который прошелся по судьбам многих авиаторов-тихоокеанцев. С 15 июля 1960 года в соответствии с постановлением Правительства о значительном сокращении Вооруженных Сил (один миллион двести тысяч человек) были расформированы многое авиационные соединения и части, в том числе все истребительные дивизии и полки ВВС ТОФ. Задача воздушного прикрытия объектов флота и сопровождения самолетов ракетоносной авиации была возложена на истребительную авиацию войск ПВО страны (так же значительно порезанную).
И все-таки история истребительной авиации ВВС ТОФ на этом не закончилась. Почти через четверть века, при новом подъеме авиации флота, в 1982 году на аэродроме Камрань (Вьетнам) формируется 169 смешанный авиационный полк, в состав которого в 1984 году включается 3-я авиационная эскадрилья на самолетах МиГ-23млд и МиГ-23у. Символично, что личный состав и авиационная техника для эскадрильи была взята, в основном, из 22-го  истребительного полка ПВО, который стоял у истоков истребительной авиации ВВС Тихоокеанского флота. Уже на следующий год истребительная эскадрилья вошла в состав сил постоянной готовности. Летчики эскадрильи решали задачи прикрытия аэродрома и пункта базирования кораблей 17 оперативной эскадры Камрань, а так же сопровождения самолетов-разведчиков и ракетоносцев полка в Южно-Китайском море. Истребительная эскадрилья просуществовала в 169 осап вплоть до декабря 1989 года и была сокращена при переформировании полка в 362 осаэ.
     С образованием в 1997 году Объединенного Командования войск и сил на северо-востоке Российской Федерации  в состав авиации и ПВО ОКВС был включен 865 иап (входивший ранее в 6-ю дивизию ПВО), вооруженный самолетами МиГ-31 с базированием на аэродроме Елизово. И хотя  полк подчиняется Начальнику ВВС и ПВО ТОФ только в специальном отношении, все же история истребительной авиации на Тихоокеанском флоте продолжается.
« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:02 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Ейское ВМУЛ им. Сталина, в конце 40-х г. было главной кузнецей летного состава 41-го и 58-го иап ТОФ. Сегодня ещё живы ветераны этих полков, выпускники Ейского училища.
« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:03 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
1951 г. Летчики 41-го иап ТОФ, слева Буренко В.Н., в центре Адамов Н.В., Лунин.
« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:07 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
1958 или 1959 г. Летчики 58-го иап, крайний справа майор Адамов Н.В. Второй слева, командир полка Ю.Н. Протогенов.

« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:07 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Август 1959 г. летчики 58-го иап ТОФ, крайнй справа Коновалов, в центре Садовников. крайний слева майор Адамов Н.В., в этот год он получил перевод в 10-й иап БФ.

« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:08 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
К истории 58-го иап. Первый ряд, третий слева Адамов Н.В. Второй ряд, второй слева Коновалов.

« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:12 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Август 1959 г., 58-й иап, его летчики слева направо: Адамов Н.В., Коновалов, Романов.

« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:22 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
По предоставленным данным от Павла Левшова 58 авиаполком командовали: Герой Советского Союза В. П. Покровский (1954г., снят), А. С. Верещагин (1956-58гг.), Ю. Н. Протогенов (1958-60гг.).
« Крайнее редактирование: 30.07.2009 23:15 от Сергей »

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта