Автор Тема: Морская истребительная авиация. 41-й и 58-й иап ТОФ, 10-й гиап БФ.  (Прочитано 63785 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
С 1954 г. по 1956 г.  командир 58-го иап ТОФ:




ПОКРОВСКИЙ
Владимир Павлович
http://airaces.narod.ru/all3/pokrovs1.jpg
22.07.1918 - 29.03.1998



Покровский Владимир Павлович - командир звена 2-го гвардейского Краснознаменного истребительного авиационного полка имени Сафонова Б.Ф., гвардии капитан.

Владимир Покровский родился 22 июля 1918 года в деревне Слобода Смоленской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов средней школы и Ленинградский морской техникум. С 1937 года на службе в Военно-Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков.

Летчик-истребитель Владимир Покровский - один из учеников и боевых соратников легендарного североморского героя Бориса Сафонова. В 72-й смешанный авиаполк ВВС Северного флота Владимир Покровский прибыл незадолго до начала войны. В сафоновской эскадрильи молодой летчик прошел отличную школу, в совершенстве овладел искусством воздушного боя, получил настоящую воинскую закалку. С первых дней Великой Отечественной войны В.П. Покровский - на переднем крае. Уже 31 августа 1941 года он открыл боевой счет, сбив в одном из поединков "мессершмитт".

Покровский был участником знаменитого воздушного сражения 15 сентября 1941 года, навсегда вошедшего яркой страницей в историю североморской авиации, когда несколько североморских истребителей вступили в бой с 52 "юнкерсами" и "мессершмиттами" и одержали над ними блестящую победу, сбив 13 немецких самолетов и обратив в бегство остальных. В тот день Владимир Покровский сбил один самолет.

…Это было зимой 1942 года. Пролетая над морем, Покровский заметил группу немецких бомбардировщиков, направлявшихся к советским кораблям. Несмотря на многократное численное превосходство врага, он, не раздумывая, пошел один пошел в лобовую атаку на бомбардировщиков. 4 "мессершмитта" из группы прикрытия стали заходить в хвост самолета Покровского. Но гвардеец не дал застигнуть себя врасплох. Резко развернувшись, он в лоб атаковал "мессершмиттов". Огненные трассы прошили один из вражеских истребителей, и тот, оставляя за собой спираль черного дыма, рухнул в море.

Владимир Покровский участвовал в воздушном бою 30 мая 1942 года. В тот день большая группа немецких бомбардировщиков Ju-88 из состава KG.30 атаковала конвой PQ-16. На прикрытие судов конвоя вылетела четвёрка гвардейцев: майор А. H. Кухаренко, капитан П.И. Орлов, старший лейтенант В.П. Покровский и подполковник Б.Ф. Сафонов. Задачей лётчиков было сменить отряд дальних истребителе Пе-8 из 95-го ИАП, до этого времени прикрывавший конвой. Вскоре после вылета ведомый Сафонова - А.H. Кухаренко - повернул назад, поскольку у его "Киттихаука" стал барахлить двигатель. Остальные три Р-40 завязали бой с "Юнкерсами". Наши пилоты показали всё, на что они были способны: Сафонов записал на свой счет три победы, а остальные пилоты - по одной. Однако этот бой стал последним для Бориса Сафонова. В 10:35 его самолёт ударился о поверхность воды и затонул...

К маю 1943 года Владимир Павлович Покровский совершил 350 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, лично сбил 13 самолетов противника и в группе 6 самолётов противника. Родина высоко оценила заслуги патриота, наградив его двумя орденами Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года командиру звена 2-го гвардейского Краснознаменного истребительного авиаполка имени Сафонова Б.Ф. гвардии капитану В.П. Покровскому было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны Владимир Павлович продолжил службу в авиации Военно-Морского Флота. В 1954 году успешно окончил Военно-воздушную академию. С 1956 года гвардии подполковник В.П. Покровский - в запасе. Последние годы жил в Ленинграде. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Его бюст установлен на Аллее Героев в поселке Сафоново Мурманской области. Его имя присвоено истребителю-перехватчику МиГ-31 174-го гвардейского Краснознаменного истребительно-авиационного Печенгского полка имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова.
« Крайнее редактирование: 30.10.2009 16:37 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Из архива выпускника ЕВМУЛ 49 г. Адамова Н.В., командир 58-го иап ТОФ, в период 58-60 гг. Протогенов Ю.Н.
« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:27 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Вот письмо, которое я получил от Назипа Галимзяновича Байбурина, летчика -истребителя 41-го и 58-го иап ТОФ, впоследствии журналиста.



« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:31 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
 Нашими общими усилиями- Павла Левшова из Владивостока, Александра Сеселкина из Советской Гавани удалось получить несколько фотографий из архива Н.Г. Байбурина.

Аэродром Постовая г. Советская Гавань. Осень 1956 г. 41-й иап ТОФ. Капитан Байбурин Н.Г. в кабине своего МиГ-17." Прощание с небом"

« Крайнее редактирование: 26.07.2009 23:38 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Г. Советская Гавань. 41-й иап ТОФ. Лето 1956 г. Капитан Байбурин Н.Г.

« Крайнее редактирование: 27.07.2009 10:20 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Г. Советская Гавань.41-й иап ТОФ. 1956 г. Однополчане. Слева ст. л-т Федор Нефедов, справа к-н Назип Байбурин.

« Крайнее редактирование: 27.07.2009 10:21 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Г. Советская Гавань. Аэродром Постовая. 41-й иап ТОФ. Октябрь 1952 г. Полеты в полку. Слева направо ст. л-т Байбурин Н., к-н Чижов А., к-н Дубовский В., ст. л-т Пирожников Б., л-т Сапельников В. ( с моим отцом, Адамовым Н.В., одного выпуска Ейского училища в 49 г. и начало службы -в одном полку, я с детства его помню, очень долгие годы дружили семьями), к-н Долбасов Ю., к-н Корнеев В.

« Крайнее редактирование: 27.07.2009 10:21 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
СИЛЬНЫЕ ДУХОМ
Бились за Россию...
Лётчик-истребитель майор в отставке Назип Байбурин о родичах и о себе
Рядовой русской армии Галимзян Байбурин(1915 г.)

Родился и вырос я в селе Сафарово Чишминского района, которое, кстати, было основано купцом Асадуллиным и священником Байбуриным в 1552 году. Видимо, от того священника и пошел в Сафарово наш род Байбуриных, которых в селе достаточно много и по сей день.

Мой дед по отцу был муллой местной мечети, а его потомкам неизменно выпадало защищать Родину от врага. Так, сын его (и мой отец) Галимзян Галлямович был участником Первой и Второй мировых войн. В 1915 году попал в плен и три года пробыл в австро-венгерской неволе. Добраться до дома, когда «русских», наконец, отпустили, тоже было непросто: ни транспорта, ни денег — лишь тощий вещмешок за спиной. Кое-кто оседал по дороге, не желая далее испытывать судьбу. Но отец упорно шел домой, где его ждала жена с двумя малыми детьми. И дошел-таки. В 1919 году.

С началом Великой Отечественной отцу снова довелось встать в солдатский строй, где к тому времени уже находился его старший сын (и мой брат) Мунир, призванный в армию в 1940 году. Сражался отец на сей раз в составе гвардейского кавалерийского корпуса, сражался храбро, заслужил немало наград и благодарностей Верховного главнокомандующего, дошел до Кенигсберга, постоянно мечтая о случайной встрече с сыном, от которого давно уже не было вестей и увидеть которого нам так и не довелось.

В войне с фашистской Германией участвовали также младший брат отца Салих Байбурин (погиб под Сталинградом), муж маминой сестры Мухаррам Нугаев, лихой кавалерист, сложивший голову под Москвой...

Ныне в центре села Сафарово высится мраморная стела, где высечены имена тех, кто не вернулся с войны. Их там более трехсот.

Что же касается меня лично, то с детских лет я заболел небом, и это пристрастие не прошло до сих пор.

Впервые живой самолет я увидел в середине тридцатых годов, когда на поляне вблизи нашего дома приземлился «кукурузник», доставивший партию кроликов в местный колхоз. Пилот в кожаном реглане, больших очках вылез из кабины, открыл дверку гаргрота и начал сдавать лопоухий груз. Закончив это дело, вновь забрался в кабину, помахал нам огромными крагами и улетел. Все это так засело в мою душу и память, что каждую деталь необычного визита помню до сей поры.

Конечно же, окончив школу, мы с другом Явдатом Бикбулатовым пошли в военкомат и заявили о желании стать авиаторами и непременно летать. Не сразу, но именно в эту сторону и повернула моя судьба. Соответствующее училище окончил в сорок восьмом. Летал на самолетах «Ла-11», «Аэрокобра», «МиГ-15» и «МиГ-17» авиации Тихоокеанского флота. Дослужился до должности командира звена. Не раз выполнял ответственные задания, хотя, пожалуй, каждый вылет можно назвать именно таковым. В запас уволился по состоянию здоровья: получил баротравму в полете — потерял слух.

Расставание с авиацией было самым трудным периодом моей жизни. Я не мыслил себя в иной ипостаси, хотя уже к тому времени увлекся журналистикой, которая давала чувство определенной востребованности. В последние годы веду активную переписку с однополчанами, накапливая материал для книги «Наедине с небом». Радуюсь их успехам, вместе с ними переживаю трудности. В такие минуты мне чудится, что тоже сижу за штурвалом истребителя.

Буду безмерно рад, если на эту публикацию откликнется кто-либо из тех комсомольцев-добровольцев, с которыми я начинал свой путь в небо моей Родины.

Назип БАЙБУРИН.
« Крайнее редактирование: 27.07.2009 10:22 от Сергей »

Оффлайн Воробей

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 4774
  • Пол: Мужской
  • ВЫПУСК-92
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Вот письмо, которое я получил от Назипа Галимзяновича Байбурина, летчика -истребителя 41-го и 58-го иап ТОФ, впоследствии журналиста.





Сергей пусть перешлет книгу и мы выложим у нас тут на сайте.Пусть даже не законченую.
Будущее просто обязано быть прекрасным!

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Воробей.
Я написал ещё письмо Н.Г. Байбурину. Рассказал о форуме выпускников ЕВВАУЛ, о темах выпусков конца 40-х годов, ИА ВМФ, материалах о 41-м и 58-м иап ТОФ. Послал ксероксы фотографий по этим тематимакам, размещенных на форуме, с просьбой, если возможно, дать свои замечания, поправки, разъяснения. К сожалению, Назип Галимзянович очень болен. Одна надежда на Павла Левшова из Владивостока, Виктор Николаевич Сокерин знает, этот человек серьезно занимается историей морской авиации. По моей просьбе он встречался с Байбуриным, только он сможет не дать пропасть этим уникальным материалам.
« Крайнее редактирование: 27.07.2009 10:23 от Сергей »

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта