Автор Тема: Морская истребительная авиация. 41-й и 58-й иап ТОФ, 10-й гиап БФ.  (Прочитано 65784 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Это фрагмент из групповой фотографии летчиков 58-го иап ТОФ. По данным от Н.Г. Байбурина это Иван Алексеевич Ставропольцев "стал командиром отдельной АЭ на о. Итурупе"


Оффлайн Слай

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1912
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
    • ICQ клиент - 444075037
    • Просмотр профиля
Сергей.

  Если не трудно, указывай год фото и события... Я всё-таки тоже, с батькой на Итурупе в Буревестнике
 три года протрубил (почему и писал про "железку", коей была покрыта полоса в 70-е в Буревестнике)...
 Излазал этот остров вдоль и поперёк... У нас ещё туда RBM залетал... Надо посмотреть, где-то фото было Итурупа тех лет...
 
 http://map-site.narod.ru/ostroviturup-1.jpg

  Вот, в бухте (зал.) Касатка мы находились... ПВОшный был 308-й иап МиГ-17 в 70-е, пару спарок МиГ-15 ,
 затем  МиГ-21, затем 41-й иап... МиГ-23...
--------
http://www.marshruty.ru/Places/Place.aspx?PlaceID=c88a7966-bf5e-4bc0-bbf0-ad0e4c0b801b

 
« Крайнее редактирование: 30.07.2009 01:20 от Слай »
От героев былых времен не осталось порой имен…
http://clipoman.com/clip/online/2437288

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Слай.
 Вот групповое фото летчиков 58-го иап, сделанное в середине 50-х (56. 57).

Я посылал копию Н.Г. Байбурину с просьбой написать кого он помнит. Он помнит стоящего крайнего справа. И.А. Ставропольцев, но  не указал даты, когда он стал на о. Итурупе командиром отдельной АЭ.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Вот очень интересная информация из истории 41-го иап от Павла Левшова (Слай, может у тебя будут комментарии):

Сергей, здравствуй. Вот какой любопытный материал нашел на одном из сайтов по ПВО:
http://www.ryadovoy.ru/forum/index.php/topic,47.105.html
"387 иап 26870 Буревестник (о. Итуруп)
Имеются данные о 41-м иап на Итурупе. 387-й полк возможно был там до 41-го ИАП (а точнее 308-го).
Данные следующие: На острове Итуруп сначала был 308-й иап на Миг-17 (на 70-е), затем на Миг-21, затем 41-й иап на Постовой переучили на МиГ-23 и перебазировали в Буревестник, а 308-й - на Постовую. Сначала Буревестник входил в состав 24 д ПВО, затем 40 иад ВВС, потом опять 24-й дивизии ПВО. Расформировали в 1993 году. А 777, 528 иап передали 8 корпусу ПВО, затем расформировали в середине 90-х гг.
- по 41 иап и 387 иап действительно есть непонятки: оба они в разное время носили в/ч 28670, но этот с 1943 действительно принадлежал 41 иап, однако в середине 1970-х он числился за 387 иап - я так полагаю, что в какой-то момент происходило переименование полка (возможно только в документах), связанного с побегом за границу какого-то офицера. А 308 иап (в/ч 78636) убыл с острова в 1970-е;
Виталий Иванович прав что с этими полками надо еще разбираться. Но я не могу согласиться что 41 иап = 387 иап. Единственная информация по 387 иап которую нашел, это статья полковника А.П. Поневежского. Он пишет что в 1983 г. служил на Итурупе в 387 иап, который был вооружен истребителями МиГ-21бис. В те время 41 иап находился еще в Советской Гавани, до этого уже с 1980 г. имел на вооружении истребители МиГ-23МЛ.
Насчет 308 иап, то он был на Итурупе как минимум до конца 1979 г. На вооружении полка были тогда самолеты МиГ-17. В октябре этого года тайфун "Тип" ("Анжеля") уничтожил железную взлетную полосу Буревестника, с практически всеми самолетами. После этого было принято решение построить в Буревестнике аэродром с бетонной полосой. Когда его окончили (когда точно это произошло не знаю, по моему на раньше лета 1980 г.) прилетел полк на МиГ-21бис. Формально это был перевооруженный 308 иап. Но если номер 387 верный, возможно что 308 полк объединили с каким то 387 иап на МиГ-21бис. Это только догадка, но надо учесть, что именно в 1980 г. шло расформирование 11 ОА ПВО и все истребительные полки ПВО были переданы в ВВС ДВО. Полки из состава 24 дПВО (308, 528, 777) были сведены вместе с 41 иап в 40 иад ВВС ДВО. Возможно, что при объединении авиации ВВС и ПВО были упразднены некоторые полки вооружены устаревшими самолетами. 308 иап который до этого имел МиГи-17-е, и еще потерял всю матчасть
, как раз подходил. Но наверно из-за больших заслуг 308-го, у объединенного полка остался тот же номер.
Но это только моя теория которую надо еще доказать
308(387) иап находился на Итурупе до конца лета 1983 г. МиГ-21 оказался самолетом непригодным в условиях Курильских островов из-за малой дальности полета. Поэтому решено поменять полки - 308 иап передислоцировался в Советскую Гавань, а 41 иап вооружен МиГами-23 на аэродром Буревестник. В 1986 г. 11 ОА ПВО была восстановлена и тогда истребительные полки 40 иад вернулись в ПВО. Оттуда и появился одиночный боевой полк в войсках ПВО вооружен истребителями МиГ-21".
Как видишь некая загадка с 387 иап. Ему приписывают номер в/ч 41 иап. Вся интрига в том, что я поднял свою секретную тетрадь, в которую записывал данные по составу ВВС и ПВО в середине 80-х годов, так вот там имелись 308 и 41 иап, а ни о каком 387 иап ни слова. И вообще-то, я прослуживший всю жизнь в авиации на ДВ никогда не слыхал о таком полку и в документах он мне не встречался...
Нужно порыться в этом направлении, не был ли 41 полк переименован (хотя вряд-ли)

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Слай.
 Вот ещё от Павла Левшова по истории 41-го иап, 175 оиаэ и Ставропольцеву И.А.:

Сергей, вот еще некоторая информация, которая имеет непосредственное отношение к 41 иап:
175 отдельная истребительная авиационная эскадрилья
В то время как из состава Авиации флота в войска ПВО страны передавались части и соединения истребительной авиации, 01.02.1957г. в соответствии с директивой ГШ ВМФ ОМУ/4/30022 от 22.01.1957г. на базе одной из эскадрилий 41 иап 10 АК ВВС ТОФ была сформирована 175 отдельная истребительная авиационная эскадрилья по штату 98/701. Новая часть, вооруженная самолетами МиГ-17 дислоцировалась на Аэр. Постовая и подчинялась командиру 58 иап. Такое решение должно было частично скомпенсировать уменьшение боевого состава ВВС ТОФ.
Однако, уже через полгода, 25.09.1957г. на основании директивы ГК ВМФ ОМУ/4/30266 от 25.07.1957г. 175 оиаэ расформируется. Ее авиационная техника передается в 58 иап ВВС ТОФ, а личный состав был обращен на формирование 175 отдельной авиационной эскадрильи базовых вертолетов на Камчатке. Новая вертолетная эскадрилья получила открытый и закрытый номера от расформированной части (в/ч 56103).
В мемуарах ветерана 59 иап ВВС ТОФ Н. Байбурина упоминается, что 175 оиаэ была расформирована на о. Итуруп, хотя данные о перебазировании ее туда в архиве ВВС ТОФ отсутствуют.
Командир эскадрильи - капитан И. А. Ставропольцев (1957г.)
С уважением, Павел.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Мой отец, Адамов Николай Васильевич, с 1949 г. по октябрь 1959 г. служил в 41-м и 58-м иап ТОФ, а затем был переведен в 10-й  гиап КБФ, базировавшися на а/э Коса на против г. Балтийск. С расформированием этого полка в 1960 г. закончилась его служба в ИА ВМФ.


Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Сергей, здравствуй. Я предвидел этот вопрос. Вот, что есть у меня по 10 гв. иап:
10 гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк
(71 истребительный авиационный полк,
94 отдельная истребительная авиационная эскадрилья
30 отдельная истребительная авиационная эскадрилья
30 отдельный истребительный авиационный отряд)
Дата формирования отряда требует уточнения.
В мае 1939г. на базе 30 отдельного истребительного авиационного отряда самолетов И-15бис 10 аб в составе ВВС БФ была сформирована 30 отдельная истребительная авиационная эскадрилья.
В 1940г. 30 оиаэ была переименована в 94 отдельную истребительную авиационную эскадрилью.
В сентябре 1940г. на базе 94 оиаэ, входившей в состав 10 саб был сформирован 71 истребительный авиационный полк, базирующийся на Аэр. Лагсберг в Таллине.
На 22.06.1941г. 71 иап, под командованием подполковника А.В. Коронца входил в состав 10 саб, базировался на Аэр. Липово (полуостров Курголовский). На вооружении полка было 3 И-15 и 52 И-153.
В августе 1941г. две АЭ полка базировались в Таллине на аэродромах Лагсберг и Юлемистэ, осуществляя оборону ГВМБ вплоть до ее оставления 28.08.1941г. Еще одна АЭ 71 иап была оперативно подчинена командиру 1 зенап, прикрывавшего ВМБ Кронштадт.
С 28.08.1941г. часть сил 71 иап из Таллина была перебазирована под Ленинград.
С 24 сентября полк базировался на Аэр. Бычье Поле на о. Котлин, осуществляя ПВО ВМБ Кронштадт. В оперативном отношении он находился в подчинении командиру Кронштадтского морского оборонительного района.
В конце сентября в полк передали несколько летчиков из расформированных 4-й и 5-й АЭ 5 иап ВВС БФ.
С октября 1941г. 2-я АЭ полка под командованием майора Н. И. Королева, вооруженная самолетами И-15бис и И-153, базировалась на о. Лавенсаари (ныне о. Мощный). Основной задачей данной эскадрильи было прикрытие с воздуха легких сил Балтийского флота, действующих в западной части Финского залива.
В ноябре 1941г. после расформирования 10 авиабригады полк передали в состав 61 иаб ВВС БФ и оперативно подчинили начальнику ПВО Кронштадтской ВМБ.
В конце ноября в состав полка вошли летчики, перелетевшие до этого на Аэр. Ханко (Финляндия). Из них формируют отдельную эскадрилью на самолетах И-16. Вскоре часть личного состава полка была включена в Ладожскую авиационную группу и перебазировалась на Аэр. Новая Ладога. Там они участвовали в нанесении штурмовых ударов на Волховском участке фронта и под Тихвином в ноябре-декабре 1941г., поддерживали с воздуха войска 54-й армии, отражавшие вражескую попытку замкнуть второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда.
4 декабря полк всем составом (14 И-153) с Аэр. Бычье Поле с подвеской по две ФАБ-100 под самолет нанесл удар по мосту через реку Нарва в районе Кингисеппа, где наши войска вели тяжелые оборонительные бои. В результате атаки мост был разрушен. При этом было потеряно два самолета и летчика.
В начале 1942г. в составе 71 иап числилось всего 11 самолетов И-153 и 9 И-16. Кроме того еще 8 истребителей И-153 (И-15бис) базировались на Аэр. Новая Ладога.
В марте 1942г. основные силы полка базировались на Аэр. Бычье Поле в Кронштадте.
В апреле 1942г. командование Балтийского флота было озабочено усилившимися налетами немецких бомбардировщиков на корабли флота, стоящие на Неве (операция "Айсштосс"). Для снижения эффективности воздействия противника были спланированы и выполнены ответные удары авиации БФ и Ленинградского фронта по аэродромам немецкой бомбардировочной авиации. В рамках этого 18 апреля 12 И-153 71 иап нанесли бомбоштурмовой удар по аэродрому Красногвардейск (Гатчина). По сообщениям летчиков на аэродроме было уничтожено 15 самолетов Ju-87 и Ju-88 при потере двух своих самолетов.
28 апреля 1942г. в воздушном бою с самолетами противника в район острова Большой Тютерс погиб командир полка подполковник А. В. Коронец.
В мае - июне 1942г. основной задачей 71 иап была борьба с немецкими самолетами-миноносцами Не-111, осуществлявшими по ночам скрытное минирование фарватеров и подходов к Кронштадтской и Островной ВМБ. Для противодействия этим налетам в конце мая основные силы полка перебазировались с Аэр. Бычье Поле на Аэр. Лавенсаари. В полку имелось только четыре летчика (включая командира - Корешкова и комиссара - Сербина) подготовленных к полетам ночью. Поэтому на них ложилась большая нагрузка - выполнять по два-три боевых вылета за ночь. Для уменьшения времени подготовки к повторному вылету на аэродроме держали по два полностью снаряженных истребителя И-16 или И-153 на каждого пилота.
Осенью 1942г. подразделения полка базировались на аэродромах Борки и Бычье Поле.
22.10.1942г. 5 самолетов И-15бис полка с Аэр. Новая Ладога принимали участие в уничтожении морского десанта противника на о. Сухо в Ладожском озере. В воздушном бою против 6 Bf-109 разгоревшемся над островом был сбит один самолет противника при потере двух своих.
23.10.1942г. за отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные мужество и героизм 71 иап награждается орденом Боевого Красного Знамени. С начала Отечественной войны летчики полка сделали 15962 самолетовылета, из них 3715 на штурмовку. В воздушных боях было уничтожено 143 самолета противника. На земле бомбоштурмовыми ударами было уничтожено и выведено из строя: 31 танк, 40 танкеток, более 700 автомашин с войсками и грузами, разбито 37 зенитных орудий, 3 паровоза, 58 вагонов, более 200 зенитно-пулеметных точек, сожжено и взорвано 10 складов с горючим и боеприпасами, потоплено 14 мелких кораблей противника, сбито 5 аэростатов заграждения.
С ноября 1942г. по апрель 1943г. 71 иап входил в состав вновь сформированной 9 истребительной авиационной бригады ВВС БФ. После переформирования ее в штурмовую бригаду, полк вновь вернулся в 61 иаб и оставался в ее составе (с июля 1943г. - 1 гв. иад) практически все время вплоть до своего расформирования.
Приказом НК ВМФ 190 от 31.05.1943 г. за мужество и героизм, проявленные личным составом в боях немецко-фашистскими захватчиками 71 иап был преобразован в 10 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС БФ.
В начале лета 1943г. основная часть личного состава полка была направлена в тыл для переучивания на самолеты Ла-5. В то же время до июля 1943г. около 10 самолетов И-153 из состава полка базировались на взлетной площадке о. Лавенсаари, которые были заменены самолетами Як-1 из состава 3 гв. иап. Кроме того, еще не менее 20 самолетов И-15, И-153 и И-16 дислоцировались на Аэр. Бычье Поле в Кронштадте. Постепенно к осени самолеты старых типов постепенно были заменены на Ла-5.
В начале октября 1943г. 10 гв. иап, вооруженный самолетами Ла-5 перебазировался всем составом на Аэр. Бычье Поле.
В апреле 1944г. полк базировалась на о. Лавенсаари. В нем в это время имелось всего 15 самолетов Ла-5.
В июне 1944г. полк в составе 1 гв. иад принял участие в Выборгской наступательной операции советских войск, осуществляя прикрытие прикрытие кораблей и десантов морской пехоты, а также сухопутных войск, действующих вдоль северного побережья Финского залива. При этом за звенадцать суток непрерывных воздушных боев потерь в самолетах и летчиках не имел.
В начале 1945г. в составе 10 гв. иап числилось 40 самолетов Ла-5.
Имеется информация, что в конце войны полк начал перевооружаться на истребители Р-39 "Аэрокобра", а позднее на Р-63 "Кингкобра".
С 1946г. 10 гв. иап 1 гв. иад (с 1948г. 24 гв. иад) входил в состав ВВС Южнобалтийского флота (4 ВМФ), дислоцируясь на Аэр. Нойтиф (ныне Аэр. Коса).
В конце 40-х годов полк перевооружился на истребители Ла-9 и Ла-11.
С июня 1950г. личный состав 10 гв. иап первым в ВВС ВМФ получил на вооружение реактивные истребители МиГ-15, позднее замененные МиГ-17.
По некоторым данным в 1955г. 10 гв. иап входил в состав 137 иад ВВС 4 ВМФ.
В апреле 1956г. 10 гв. иап вновь числился в составе 24 гв. иад.
С 01.12.1957г. в соответствии с директивой ГК ВМФ ОМУ/4/30250 от 20.07.1957г. полк был переведен на штат 15/709 и стал числиться частью 2-й линии.
В середине 1960г. 10 гв. иап, базирующийся на Аэр. Коса, вооруженный самолетами МиГ-17, в рамках "дальнейшего значительного сокращения ВС СССР" вместе с управлением 24 гв. иад был расформирован. Часть личного состава полка была обращена на формирование 413 овп ВВС БФ.
На вооружении полка стояли самолеты И-15, И-153, И-16, "Харрикейн", Як-7, Ла-5, Ла-9, Ла-11, Р-39 "Аэрокобра", Р-63 "Кингкобра", МиГ-15, МиГ-17.
В годы войны полком командовали: А. В. Коронец (1941г. - апрель 1942гг., погиб), П. И. Бискуп (1942г., ВрИО), В. С. Корешков (1942г.), К. Г. Теплинский (1942-43гг.), И. М. Рассудков (1943г.), Т. А. Усыченко (1943-45гг.), ГСС Д. М. Шаров (1945-47гг.), А. Е. Тульский (1947-49гг.), И. П. Караваев (март 1949г. - ноябрь 1951г.).
С уважением, Павел.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Один из командиров 10-го гиап БФ, выпускник Ейского училища:



Дмитрий Михайлович Шаров Герой Советского Союза

http://flot.com/publications/books/shelf/motherlandsons/90.htm



Годы жизни: 01.11.1918 - 15.04.1952 (ПАК)

Вид авиации: Истребительная

Категория: Летчик

Места службы:

13 иап/4 гиап ВМФ
   

13.01.39÷01.42 Командир звена 3 гиап ВМФ
   

24.01.41÷11.42 Командир звена 13 иаэ ВМФ
   

12.11.42÷01.43 Командир звена 13 иап/14 гиап ВМФ
   

13.01.43÷01.45 Командир 2-й аэ, пом. командира полка, начальник штаба

10 гиап ВМФ 18.01.45 Командир полка

Боевых вылетов:281

Воздушных боев:48

Воздушных побед:15 индивидуальных и 4 в группе

 

Родился 01.11.1918 г. в с. Сомово ныне Одоевского района Тульской области. Окончил 3 курса химико-технологического техникума, аэроклуб.

В РККФ с 31.08.37 г. В 1939 г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Направлен в 13-й иап ВВС КБФ. С 13.01.39 г. мл. летчик, с 31.01.40 г. командир звена.

Участник советско-финляндской войны.

С 24.01.42 г. командир звена 3-й аэ 3-го гв. иап.

С 12.11.42 г. командир звена 13-й коаэ.

С 13.01.43 г. зам. командира 2-й аэ 13-го киап, с 03.12.43 г. командир этой аэ. С 07.04.44 г. и.д. пом. командира полка по летной подготовке и воздушному бою, а с 14.07.44 г. начальник штаба полка.

К октябрю 1944 г. совершил 274 боевых вылета, участвовал в 46 воздушных боях, в которых лично сбил 13 и в составе группы 4 самолета противника.

05.11.44 г. Д.М.Шарову присвоено звание Героя Советского Союза.

С 18.01.45 г. командир 10-го гв. иап, майор.

Всего совершил 281 боевой вылет, в 48 воздушных боях сбил 15 самолетов противника лично и 4 в группе.

Награжден орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, медалями.

После войны продолжил службу, подполковник. В 1950 г. окончил ВМОЛА, назначен начальником штаба 49-й иад ВВС СФ.

15.04.52 г. погиб в авиационной катастрофе, похоронен в Севастополе.

В г. Новомосковске на здании техникума установлена мемориальная доска.
« Крайнее редактирование: 30.10.2009 17:05 от Сергей »

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Личный состав 10-го гиап БФ. 1960 г. Во втором ряду пятый слева майор Адамов Н.В.



Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Офицерский состав 24-й ГИАД БФ, в состав которой входил 10-й гиап. 1960 г. Во втором ряду шестой слева майор Адамов Н.В.


 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта