Автор Тема: Морская истребительная авиация. 41-й и 58-й иап ТОФ, 10-й гиап БФ.  (Прочитано 62597 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
"Когда мы прибыли в полк, там шло переучивание летного состава с самолета Ла-7, на самолет Ла-11, поэтому первые 2-3 месяца на нас мало кто обращал внимание. Но, летом мы перебазировались на аэродром Знаменка (на место 42-го иап) и к концу лета мы (молодые летчики) закончили программу переучивания и стали уже дежурить наравне со "стариками", из которых многие так и не переучились и убыли по различным причинам из полка. Затем в 1950 году началось переучивание на самолет МиГ-15 и из "стариков" вообще осталось мало.
   Вот в этот период и прибыло к нам пополнение из Ейского училища-выпуска 1949 года, в котором и был ваш отец. Кроме него были Сапельников, Буренко, Рыбин. С ними мы были знакомы еще по 5-му полку Ейского училища. Я был во 2-й аэ, а они в 1-ой. Многие из них уже приехали с женами и жили не в общежитии с нами, а в домах для семейных. Правда и мы тоже стали жить в этих домах (бараках для заключенных, немного приспособленных для жизни не заключенных).
   Ваш отец с мамой и тобой жили в отдельном домике (непомню одни или еще с кем-то), разводили даже кур и кроликов.
..."

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
"Коля был очень общительным, доброжелательным человеком, но по служебным делам я с ним не сталкивался, так как все время служил в другой эскадрилии, а потом в управлении полка. Летал он хорошо, поэтому о его "подвигах" ничего не говорили. У нас ведь всегда больше на слуху те кто что-то "отмочил". А отмачивали у нас часто, тем более, что условия для полетов были сложные и по условиям аэродромного базирования и по погодным условиям и по характеристике самолетов Ла-11. Лучше немного стало после переучивания на МиГ-15. Стали летать только с металлической полосы и матчасть стала понадежнее. Затем стали переучиваться на самолеты МиГ-17 и готовиться к боевым действиям против американских F-86 в Корее, но славу богу до этого у нас не дошло, война и без нашего участия закончилась. К нам только пригнали МиГ-15, которые там участвовали в боях, а нам их пришлось перегонять с начала в Корсаков (на Сахалин), а потом через Хабаровск в Спасск, в какой-то ШМАС. Во всех этих делах наша 2-я аэ 41-го иап была первой и именно в нашей 2-й аэ 41-го иап было выделенно 4 летчика-асса, которые готовились по особой программе к этим полетам в СМУ днем и ночью, к стрельбам по мишени ПМ-3ж днем и ночью, но и дежурить нашей аэ достовалось больше всех днем и ночью. Из этих 4-х один я пока еще жив, первым в 80-ые лихие умер Сапельников (тромб), вторым Питерский в 2002 г. (рак легких), третьим в этом году Прахов (на 86-м году жизни)...."

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
"   В 1957 году 41-й иап (без одной аэ) передали в ПВО и разошлись наши дорожки по всей Руси.
    Я попал под Житомир, Сапельников в Ростов-на-Дону, Питерский в Грозный, а потом в Москву в кадры ПВО страны, Прахов остался в ВМС попал на север, потом в Севастополь и летал до начала 70-х годов. Обо всех этих и других моих сослуживцах можно многое вспомнить. А главное в их жизни все-таки их любовь к летному делу, полетам и любовь не за деньги...
    Это характерно для тех, кто выпускался в 1949 году. Они прошли через множество "сит", чтобы остаться в авиации, чтобы летать. Ярким примером этого и пример твоего отца. Большинство их летали хорошо, беззаветно любя своё дело. Не кончали академий, так как им говорили, а кто летать будет? И они летали!
    На чем мы летали: кончали училище на Ла-7, потом на Ла-11, на МиГ-15, МиГ-17, на Су-9. А Коле Прахову пришлось, оставаясь в ВМС переучиваться на Ту-16, на вертолеты и даже на Бе-12 (морские лодки). А на вертолетах он вместе с Петром Сафоновым осваивал полеты на палубу корабля-вертолетоносца "Москва".
    По-моему об этом писал Байбурин, если он присылал вам очерк об этом. Мне он присылал этот очерк о Прахове и о вашем отце...."

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
"   Ещё вы спрашиваете о командирах, которых я помню.
    Когда мы прибыли в марте 1949 года в полк, им командовал полковник Яковлев, но он уже не летал, повидимому по состоянию здоровья. Он ходил все время в унтах.
    Его заместителем был майор Татаренко-Герой Советского Союза. Он прославился в боях на Балтике и о нем по-моему есть даже книга. Он и руководил всей нашей летной подготовкой. Я с ним ни разу не летал, но по отзывам летал он отчаянно. Был вспыльчив, часто подвыпив скандалил с тыловиками и с женой, которую довел до "желтого дома". Последние сведения о нем я слышал, что он был командиром Ростовского корпуса ПВО. Нач. штаба полка был майор Карев, который не летал, но часто руководил полетами.
    В последующие годы командирами 41-го иап были:
1949-1952 г. полковник Карпиков И.А.;
1952-1953 г. подполковник Долматеня;
1953-1954 г. подполковник Литвинов;
1954-           подполковник Покровский;
1955-1957 г. подполковник Петренко;
1957-1959 г. подполковник Питерский,
а дальше уже не знаю.
41-й иап входил в систему ПВО ВМБ Совгавань и был подчинен 15 сад, которой командовал полковник (а потом генерал-майор) Шевченко.
    Затем 41-й иап был подчинен 105 авиакорпусу и командиром нашей дивизии (41-й, 58-й, 59-й иап) был генерал-майор авиации Питерцев, который командовал и после передачи в ПВО страны, а дальше я уже уехал в Житомир....."

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
"   По моему в 1950 году к нам на Постовую перебазировался из Ольховатки (Сахалин) 58-й иап. Командиром этого полка был полковник Баршт, Герой Советского Союза. Полк был в плачевном состоянии. На Постовой они перешли на Миг-17, а до этого у них были Р-63 ("Кобра"), МиГ-15 и ещё что-то, я уже не помню. Полковник Баршт отчаянно пытался навести элементарный порядок в полку. Командование ВВС ВМФ тоже пыталось укрепить полк кадрами. Вместо заместителя командира полка-подполковника Тургенева (Героя Советского Союза), который страдал запоями и после получки по неделям не выходил на службу, из Ейска прибыл (был назначен) Рымко. Он в Ейске был командиром 3-го полка в звании полковник, а вот в каком звании он приехал в Совгавань я почему-то не помню.
    Дело в том, что 1949 год в Ейском училище был разгромным и например к нам в 41-й иап были назначены полковник Карпиков И.А., бывший у нас в 5-м полку ЕВМАУ. Он стал командиром 41-го иап. Одновременно из Ейского училища из 5-го полка в 41-й иап прибыли: капитан Корнеев, ст. л-т Долбасов, ст. л-т Панфилов и в 58-й иап тоже несколько летчиков во главе с Рымко.
    Да разве все возможно описать. Обстановка с полетами на одном аэродроме 2-х полков очень усложнилась. Летали мало, неуверенно, с большим количеством происшествий. Большинство их конечно скрывалось от вышестоящего командования, а оно тоже старалось не обо всем докладывать выше. Поэтому фиксировались только катастрофы. Невозможно было скрыть потерю летчиков и материальной части...."

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
"   Из указанных в вашем письме происшествий я не помню совсем о катастрофе МиГ-15, пилотированного капитаном Баскаковым, да и вообще не помню этого человека.
    Описать все происшествия того периода можно, но это займет очень много времени. А нужно ли это? Если вас интересуют подробности, то могу о каждом происшествии рассказать при встрече. Много было очень поучительных происшествий, которые заканчивались "благополучно" и о них наверное большое начальство не знало.
    Главную задачу-противостоять активным действиям американских разведчиков, которые постоянно летали вдоль наших границ по Татарскому проливу и около Сахалина, наша дивизия во взаимодействии с 29 ВА ВВС, которая базировалась на Сахалине, мы повидимому выполнили удовлетворительно. С потерями никто не считался. Часто шли на риск, который заканчивался гибелью людей. Нам "Швейкам" никто особенно не объяснял обстановку,а она была повидимому очень напряженной, особенно во время Корейской войны.
...
...


    До свидания.
    Надеюсь на встречу."

Оффлайн Повчун

  • Братство ЕВВАУЛ
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 824
  • Пол: Мужской
  • Ейск 3 курс
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Сергей!
Молодец,хотел бы я,чтобы мой сын вот так...как ты...о своём отце, при этом не забывая  и о боевых делах..целой истребительной морской авиации
К взлёту готов...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Из письма Власова Владлена Тимофеефича ветерана 41-го иап ТОФ я узнал о командире 58-го иап ТОФ с 1949 г., ГСС Баршт А.А. Вот короткая справка о нем.

Баршт Абрек Аркадьевич



21 марта 2006 г. после тяжелой непродолжительной болезни на 87-м году жизни скончался известный фронтовик-летчик, Герой Советского Союза полковник в отставке Баршт Абрек Аркадьевич Абрек Аркадьевич родился 2 декабря 1919 года в селе Старая Збурьевка Херсонской области в семье служащего. Мечта о крыльях привлекла юношу 19 лет в Батайскую военную авиашколу.
В действующей армии с 1942 года - командир эскадрильи 118 отдельного корректировочно-разведывательного авиаполка 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
Фронтовик-новатор внедрил ряд более совершенных способов использования самолетов-истребителей для наведения и корректировки действий ударных сил фронта.
Майор Баршт к апрелю 1945 года совершил 365 боевых вылетов, которые способствовали нанесению большого ущерба противнику. Его экипаж сбил четыре вражеских самолета. Заслуженный фронтовик удостоен звания Герой Советского Союза 10 апреля 1945 года.
В 1949 г. Баршт А.А. окончил Военно-воздушную академию и командовал истребительным авиаполком МиГ-17 в составе Морской авиации Тихоокеанского флота. В дальнейшем образцово служил старшим инспектором авиации в армии ПВО в Ленинграде.
С 1965 года полковник Баршт в запасе. Работал начальником Гражданской обороны крупного ленинградского завода, возглавлял планерный клуб. Много души и сил вложено им в активную военно-патриотическую работу. В 90-е годы с его участием создан общественный фонд «Победа 1945 года», который и сегодня оказывает содействие ветеранам и семьям погибших фронтовиков.
Родина высоко оценила заслуги Абрека Аркадьевича. Рядом с его Звездой Героя - семь орденов и многие медали.
Светлая память о нем, верном сыне Родины, навсегда останется в сердцах военных авиаторов и всех, кто его знал
Ю.Д. Антипов, Б.В. Белявский, Б.В. Смирнов, В.И. Минаков, А.И. Разгонин,
А.А. Артамонов, Э.С. Катаев, М.А. Бирюков, Н.М. Лаврентьев, В.Т. Мельников,
Г.Т. Аванесов, В.Д. Ермилов, В.Д. Егоров, В.В, Трушенков, А.М. Красиков.
 

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
И еще из этого письма появилась фамилия заместителя командира 58-го иап ТОФ, ГСС подполковника Тургенева Федора Николаевича, который оказалось был выпускником Ейского училища 37 г. Вот короткая справка о нем.



Родился 28.06.1912 г. в г. Абдулино ныне Абдулинского района Оренбургской области. Русский. Член КПСС с 1941 г. Окончил 8 классов. В ВМФ с 1934 г. Окончил в 1937 г. Ейское военно-морское авиационное училище.

Участвовал в советско-финляндской войне 1939 — 40 гг.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

Командир звена 18-го шап ВМФ, капитан Тургенев к июню 1942 г. совершил 86 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск врага, в воздушном бою уничтожил 1 самолет противника и 3 — на аэродроме.

24.07.42 г. Ф.Н.Тургеневу присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1943 г. назначен командиром 47-го шап ВМФ.

После войны продолжал службу в ВМФ. С 1960 г. подполковник Тургенев — в запасе. Жил в городе Орехово-Зуево Московской области.

Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2 степени, Красной Звезды, медалями.

Умер 15.12.1971 г.

Сагитова Гаухар Афзаловна

  • Гость
Мой отец, Ямалов Афзал Габбасович служил с начала 1944 по 1947 год в 41-ом отдельном истребительном авиаполку.
В состав 41-го авиаполка входили 1-ая, 2-ая. 3-я санитарные авиаэскадрильи.
Отец был стрелком и одновременно санинструктором 3-ей санитарной авиаэскадрильи.. Его земляк Миржанов Рафкат служил во 2-ой авиаэскадрилье.
Командиром полка, как он мне сказал был,  майор Дижевский. У меня записаны и личный состав боевой машины отца. Но мне надо эту информацию разыскать.
З-я санитарная авиаэскадрилья (туда входили 3 боевых самолета) в составе 41-го полка участвовал в Южносахалинской операции в конце августа –начале сентября в освобождении Южного Сахалина от японцев.  Полк продолжил боевые действия на Курилах. Но отец во время высадки 25 августа 1945 года  ( десантники были) был ранен и находился в госпитале в г.Отомари, ныне Корсаков. Так как его ранение считалось легким ( осколочное ранение в локоть ) он вскоре, через дней 20,  вернулся в полк. Летать не мог, но оставался в обслуживании. Как я поняла из его рассказов полк в какое-то время дислоцировался в Южном Сахалине, недалеко от Отомари. Отец рассказывал , как корейцы занимались садоводством и овощеводством. Они однажды  тайком притащили каждый по одному большому арбузу из огорода корейцев. Но к большому их удивлению это были тыквы.
Потом они вернулись в Совгавань, отец говорил, что авиабаза называлась «55 –ая авиабаза». Недалеко находилось селение мужским именем (я все время удивлялась, по моему оно называлось Вовка, теперь как –то отчетливо не помню). Молодые парни, офицера с женами ходили туда на танцы.
Отец был парень живой, красивый, прекрасно танцевал, загулял с женой одного из офицеров. И попал в дицбат. Еще помню, так как он уже не годился к полетам, он стал завскладом. Он рассказывал о больших цистернах со спиртом. О бойце, который утонул в цистерну. А потом как сгорел этот склад.  Он должен был демобилизоваться в 1947, так остался до 1952 –го. Причем остался там же.
Отец мой умер в 2007 году.
Гаухар Сагитова. Башкортостан.

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта