Автор Тема: АВИАЦИЯ, ЕЙСК, история, жизни, судьбы...Раздел 2  (Прочитано 29528 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Николай

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 528
  • Пол: Мужской
  • Николай
    • Просмотр профиля
    • E-mail
ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА
на 22 июня 1941 года

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧИЛИЩА
1. Ейское военно-морское авиационное училище летчиков им. И.В. Сталина .
2. Каспийское высшее военно-морское училище .
3. Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского .
4. Ленинградское высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе .
5. Николаевское военно-морское авиационное училище им. С.А. Леваневского .
6. Одесское военно-морское училище .
7. Севастопольское высшее военно-морское училище .
8. Севастопольское военно-морское артиллерийское училище береговой обороны имени ЛКСМУ .

АВИАЦИОННЫЕ УЧИЛИЩА
1. Вольское военно-авиатехническое училище 
2. Иркутское военно-авиатехническое училище 
3. Краснодарское военно-авиационное училище летнабов и штурманов 
4. Ленинградское (2-е) военно-авиатехническое училище 
5. Мелитопольское военно-авиационное училище летнабов и штурманов 
6. Московское военно-авиатехническое училище 
7. Серпуховское военно-авиатехническое училище 
8. Сталинградское военно-авиационное училище 
9. Харьковское военно-авиационное училище летнабов и штурманов 
10. Челябинское военно-авиационное училище летнабов и штурманов 
11. Чкаловское военно-авиационное училище
12. Чкаловское (2-е) военно-авиационное училище летнабов и штурманов 
13. Чугуевское военно-авиационное училище 
14. Энгельсское военно-авиационное училище 

АВИАЦИОННЫЕ ШКОЛЫ
15. Батайская военная школа пилотов 
16. Балашовская военная школа пилотов 
17. Бердичевская военная школа пилотов 
18. Бирмская военно-авиационная школа 
19. Богайская военная школа пилотов 
20. Борисовская военная школа пилотов 
21. Борисоглебская военная школа пилотов 
22. Волочанская военная школа пилотов 
23. Вольская военно-авиатехническая школа 
24. Ворошиловградская военная школа пилотов 
25. Гомельская военная школа пилотов 
26. Кагановичская военная школа пилотов 
27. Качинская военная школа пилотов 
28. Кировабадская военная школа пилотов 
29. Ковельская военная школа пилотов 
30. Коростенская военная школа пилотов 
31. Купечская военная школа пилотов 
32. Ленинградская (2-я) военно-авиационная школа авиамехаников имени Краснознаменного Ленинского Комсомола
33. Львовская военная школа пилотов
34. Молотовская военная школа пилотов 
35. Нахичеванская военная школа пилотов 
36. Новосибирская военная школа пилотов 
37. Одесская военная школа пилотов 
38. Олсуфьевская военно-авиационная школа стрелков-бомбардиров 
39. Омская военно-авиационная школа 
40. Остерская военная школа пилотов 
41. Петрозаводская военная школа пилотов 
42. Пуховичская военная школа пилотов 
43. Сасовская военная школа пилотов 
44. Свердловская военная школа пилотов 
45. Селищенская военно-авиационная школа
46. Серпуховская военная школа пилотов 
47. Слонимская военная школа пилотов 
48. Стрыйская военная школа пилотов 
49. Таганрогская военно-авиационная школа 
50. Тбилисская военная школа пилотов 
51. Тоцкая военная школа пилотов (2)
52. Уречинская военная школа пилотов
53. Харьковская военно-авиационная школа стрелков-бомбардиров
54. Читинская военная школа пилотов 
55. Военная школа пилотов 1 КА 
______________________
Всё, что мы делаем-мы делаем ПРАВИЛЬНО, а правильно потому-что МЫ это делаем!

Оффлайн Николай

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 528
  • Пол: Мужской
  • Николай
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Всем привет!
Нашел интересные подробности о ЕВВАУЛ в годы войны...

Подготовка кадров для авиации ВМФ в годы Великой Отчественной войны
Автор: Полковник Василий ГЕРАСИМОВ, кандидат исторических наук.   
В годы Великой Отечественной войны в Советском Военно-Морском Флоте была создана система подготовки авиационных кадров.
 
А начиналось все с образования на рубеже 1937-1938 гг. народного комиссариата ВМФ, когда в состав Военно-Морского Флота была передана Ейская военная школа морских летчиков и летнабов ВВС РККА - единственное из учебных заведений, готовивших летчиков на гидросамолетах, преобразованное после передачи флоту в Ейское военно-морское авиационное училище (ВМАУ) имени И.В. Сталина.
Вслед за Ейским ВМАУ в состав ВМФ в 1938 году из Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии была передана 3-я Военная школа авиационных техников, переименованная в Молотовское военно-морское авиационно-техническое училище (ВМАТУ) имени В.М. Молотова. В том же году Военно-Морскому Флоту была передана Николаевская школа морских летчиков Главсевморпути имени С.А. Леваневского, переименованная в Военно-морское авиационное училище в городе Николаеве.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны летные и технические кадры для морской авиации готовились в трех училищах - Ейском ВМАУ, Николаевском ВМАУ и Молотовском ВМАТУ. Кроме этого, подготовка летного состава велась и в трех запасных авиационных эскадрильях, с началом войны преобразованных в запасные авиационные полки.
С началом ведения военных действий на советско-германском фронте возникла необходимость перебазирования военно-морских авиационных училищ в тыл, подальше от линии фронта. Вывод училища из Николаева начал осуществляться в Бердянск, но из-за быстро меняющейся обстановки на фронте, еще до прибытия последних эшелонов из Николаева, училище начало перебазироваться на станцию Безенчук, находившуюся в 68 км от Куйбышева. Новое место базирования вначале разочаровало многих, это была маленькая железнодорожная станция, вблизи которой не было промышленных предприятий и крупных населенных пунктов. Но вскоре началось строительство военного городка, аэродромов, и личный состав училища взялся за преодоление выпавших на его долю трудностей.
При этом практически сразу по прибытии к новому месту дислокации в училище начался учебный процесс, так как необходимо было в сокращенные сроки обучения готовить для Военно-Воздушных Сил флотов авиационные кадры. Для достижения этой цели были сокращены учебные программы по теоретическим дисциплинам, а рабочий день увеличился до 12 часов. С сентября 1942 года инструкторско-преподавательский состав училища стал направляться на стажировку в строевые авиационные части ВВС Балтийского, Северного и Черноморского флотов, в ходе которой постоянный состав военного учебного заведения выполнял не менее 10 боевых вылетов.
Ейское военно-морское авиационное училище в сентябре 1941 года по той же причине, что и Николаевское ВМАУ, эвакуировалось в Моздок, где оно функционировало почти год. Летом 1942 года в связи с изменением обстановки на фронте началось перебазирование училища в село Борское Куйбышевской области, которое было успешно завершено 15 ноября 1942 года. В этой ситуации Ейское училище на новом месте базирования в Куйбышевской области столкнулось с такими же трудностями, как ранее и Николаевское. Вновь пришлось отстраивать служебный и жилой фонды, создавать аэродромы. Вскоре в училище начала осуществляться бесперебойная подготовка авиационных кадров для действующих флотов.
В 1941 году была осуществлена первая попытка наращивания учебной сети морской авиации. В августе 1941 года на острове в районе Астрахани было сформировано Военно-морское авиационное училище морских пилотов (ВМАУМП), которое в дальнейшем было перебазировано в Азербайджан в село Али-Байрамлы. В августе 1942 года ВМАУМП было переформировано в 22-й авиационный полк, который вошел в боевой состав военно-воздушных сил Северного флота.
В ходе Великой Отечественной войны летно-технический состав ВВС флотов начал также проходить подготовку на командном, штабном и тыловом отделениях открывшихся Курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС ВМФ.
В апреле 1943 года в Саранске на базе 1-го запасного авиационного полка образовали 3-е Военно-морское авиационное училище, готовившее летные кадры для штурмовой и истребительной авиации. После перебазирования 3-го ВМАУ в феврале 1944 года в Таганрог училище перепрофилировали на подготовку летчиков-штурмовиков для самолетов ИЛ-2 и ИЛ-10.
На базе 3-го запасного авиационного полка в феврале 1944 года в Адлере сформировали еще одно новое училище. Вновь созданное училище вошло в историю отечественной морской авиации как 4-е ВМАУ.
В ходе создания новых военно-морских авиационных училищ одновременно начало осуществляться возвращение Ейского и Николаевского училищ на прежние, довоенные места базирования.
С октября 1943 по май 1944 гг. в Ейск было полностью возвращено Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина. В 1944 году в города Николаев и Херсон было перебазировано Военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского. В этот период особый организаторский талант проявил назначенный на должность начальника Николаевского училища генерал-майор авиации И.В. Шарапов. Наладив тесные связи с местными властями и производственными организациями, он в кратчайшие сроки осуществил реконструкцию главного учебного корпуса училища, восстановил Дом офицеров, отстроил новый стадион, обустроил места базирования учебных летных подразделений.
За годы войны Ейское училище подготовило для военно-воздушных сил флотов 3517 летчиков и 157 штурманов, 392 авиационных техника и несколько сот авиамехаников, мотористов и радистов. Свыше 100 выпускников училища разных лет стали Героями Советского Союза, а Алексей Ефимович Мазуренко, Василий Иванович Раков, Нельсон Георгиевич Степанян и Николай Васильевич Челноков были удостоены этого звания дважды.
24 июля 1943 года за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле подготовки кадров для ВВС Военно-Морского Флота Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина было награждено орденом Ленина.
Николаевское ВМАУ имени С.А. Леваневского за первый год войны выпустило 418 авиаторов, за второй год - 469, за третий - 852. За неполный четвертый год войны училище окончили 905 человек летного состава. 25 выпускников училища стали Героями Советского Союза.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны основной вклад в дело подготовки кадров для отечественной морской авиации внесли два училища - Ейское и Николаевское.
Всего летными и техническими училищами, запасными полками и школами первоначального обучения в годы войны были подготовлены для фронта 6139 летчиков всех родов морской авиации и 1418 штурманов.
Созданная в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. система подготовки летных и технических кадров для авиации Военно-Морского Флота надежно функционировала и имела решающее значение для бесперебойного комплектования боевых частей авиации флота и восполнения боевых потерь.
Всё, что мы делаем-мы делаем ПРАВИЛЬНО, а правильно потому-что МЫ это делаем!

Оффлайн Николай

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 528
  • Пол: Мужской
  • Николай
    • Просмотр профиля
    • E-mail
А это-воспоминания выпускника ЕВВАУЛ 1941 года А.П.Аносова
А.А. Моя дорога в авиацию - обычная для тех времен. Учась в 9-м классе, в 1939 году поступил в Ставропольский аэроклуб. Лозунг тогда был «Комсомолец – на самолет!» Молодые небом бредили. Я когда в аэроклуб поступил, счастлив был по настоящему. В 1940 году, я аэроклуб закончил. Я выпускник 2-го выпуска Ставропольского аэроклуба, после его организации.
В аэроклубе мы летали на самолете У-2, «по летному времени» вышло часов 15-20-ть. Полный курс: пилотаж, в т.ч. и высший, штурманская подготовка и т.д.; в общем всё, что надо знать полноценному летчику. По окончании аэроклуба, нашей группе присвоили звание «пилот» и наша подготовка этому званию соответствовала. Аэроклуб наш был хороший, наверно, лучший на Северном Кавказе. После окончания аэроклуба, я хотел стать военным летчиком, и моя мечта сбылась даже несколько быстрее, чем я мог надеяться.
В 1940 году, в ноябре месяце (проучившись всего несколько месяцев в 10-м классе школы), я прошел специальную выездную медицинскую комиссию, которая признала меня годным к летной работе и тогда же, сразу после комиссии (не дожидаясь пока я закончу 10-й класс), меня направили для поступления в Ейское военно-морское авиационное училище им. И.В.Сталина. Уже в Ейске, для поступления в училище надо было сдать весьма строгие зачеты по общеобразовательным предметам. И хотя десятый класс я недоучился, зачеты я сдал успешно.
А.С. А почему именно Ейское училище? И еще, оно же вроде было истребительным, а Вы «бомбардировщик»?
А.А. Наш аэроклуб был «приписан» к Ейскому авиаучилищу, т.е. большинство выпускников нашего аэроклуба рекомендовалось для поступления именно туда (хотя ничто не мешало подавать документы и в другие). Само же авиаучилище было смешанным. Было несколько эскадрилий истребительных, несколько бомбардировочных и, даже, одна эскадрилья на «летающие лодки» МБР-2 – морские ближние разведчики.
Я, в военной авиации, начинал как истребитель, был зачислен в 5-ю эскадрилью – истребительную. Наша эскадрилья училась на истребители И-15бис и И-153 «Чайка». Эти два типа истребителей в нашей эскадрилье были основными. В сумме вышло налета на том, и на том, часов 45-ть. Часов 35-ть на «бисе» и часов 10-ть на «Чайке». Летал так же на УТИ-4 (часов 10-ть), сделал несколько самостоятельных полетов на И-16.
А.С. Общим впечатлением об училище можете поделиться?
А.А. Наше училище было «сильнейшим», элитным. Кроме собственно летного дела, преподавали кучу вспомогательных общеобразовательных дисциплин. До войны, нас даже специально учили, как ложку с вилкой правильно держать, танцы преподавали. Курсантская столовая – это столы на 4-ре человека, скатерти белые, полный столовый прибор у каждого, сервировка как в ресторане. Считалось, что наше училище должно выпустить не просто летчика ВМФ, а всесторонне развитого авиационного командира. А.С. И-15бис, И-153 и И-16 изучали одновременно или отдельно, один за другим? Почему у вас так получилось, что вы летали на трёх типах истребителей? Это нехарактерно для тогдашних авиаучилищ. Чем это объяснялось?
А.А. Начали учебу с И-15бис. За год изучили его полностью. Да, что там его изучать? Очень простой по конструкции истребитель. Стали на нём летать. То, что И-15бис устарел, это было понятно даже нам курсантам. Его и использовали как переходной, для подготовки летчика на более современные типы. Год прошел, «бис» изучили, летаем, осваиваем, «крутим» пилотаж. Начали теоретически изучать «Чайку». Только теоретически, потому как самолетов этого типа в училище не было. Вот так и было − план подготовки курсантов на этот тип истребителя есть, а машин для учебы нет. Получилось так, что точно никто не знал, придут в училище «Чайки» или нет, поэтому наша эскадрилья, стала параллельно с И-153 изучать и И-16. В изучении И-16 мы продвинулись далеко – полетали на УТИ-4 и даже успели сделать по нескольку самостоятельных полётов на самом И-16. Ну, а когда в училище появились И-153 (их все-таки прислали, где-то в январе-феврале 1941 года), то только тогда нашу эскадрилью окончательно перевели на освоение «Чайки». Причем не всех курсантов, а только тех, у кого была наилучшая успеваемость. Время поджимало, а истребителем, считай, надо было овладеть меньше, чем за год. Меньше года оставалось до выпуска. Те, кто учился похуже, так и продолжили освоение И-16.
А.С. На что в основном тратилось полетное время, когда Вы стали летать на истребителях самостоятельно?
А.А. В основном на отработку пилотажа.
А.С. Индивидуального или группового?
А.А. Индивидуального. Группами никогда не летали.
А.С. Даже звеньями?
А.А. Даже звеньями. Только индивидуально.
А.С. Стреляли много? По «наземным», по конусам?
А.А. Совсем не стреляли. Стрельбы, по учебному плану, должны были начаться в июле-августе 1941 года, но война всё «поломала».
А.С. Тактику истребительной авиации изучали? Если «да», то, какой элемент тактики тогда считался приоритетным – манёвр, огонь или что-то другое?
А.А. Тактику почти не изучали. Какие-то азы тактики, конечно, нам давали, но так, обзорно. Считалось, что училище должно подготовить полноценного летчика, хорошо владеющего техникой пилотирования, а окончательно, как воздушного бойца, его «доведут» в боевом полку. Тогда тактикой головы курсантам не забивали...
Всё, что мы делаем-мы делаем ПРАВИЛЬНО, а правильно потому-что МЫ это делаем!

Оффлайн Карина

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1538
  • Пол: Женский
  • Если тебе плюнули в спину,значит ты идёшь впереди!
    • Просмотр профиля
Недавно отец вспомнил о сослуживце по Ахтубинску, и вспомнил, что тоже выпускник Ейский!
А человечище какой! В 65 лет крутил пилотаж на МиГ-29! Его звали Юрий Левит.

Крылатая судьба Юрия Левита



 Нижний Тагил. Июль. Международная выставка вооружения. Зрители завороженно смотрят, как на предельно низкой высоте летят «Соколы России», как филигранно выполняют фигуры пилотажа. Мальчик на трибуне вытянулся струной, словно тоже хочет взлететь: «Папа, это военные летчики?». Отец провожает взглядом ровный строй Су-27 и поясняет: «В последние годы летную программу выполняют лётчики Военно-воздушных сил, а на первых выставках летали наши ребята — из Нижнетагильского института испытания металлов. Юрий Левит тут на такие виражи заходил — дух захватывало. Удивлять и восхищать — это по его части. Крылатой судьбы был человек!».

Взлётная полоса


Родился Юрий Левит в 1937 году, и юность его пришлась на время, пронизанное романтикой освоения пятого океана. Героические сражения наших истребителей в годы Великой Отечественной войны, сопровождение арктических и антарктических экспедиций, преодоление скорости звука, переход военных и пассажирских самолётов на реактивную тягу — многие подвиги и достижения нашего народа были связаны с именами летчиков и авиаконструкторов. Их знала и любила Родина, уважал весь мир. Из тридцати двух первых Героев Советского Союза тридцать были летчиками. В стране на протяжении нескольких десятилетий культивировалась любовь молодежи к авиации, и эта страсть не обошла Юру Левита стороной. Пятнадцатилетним мальчишкой пришел он в Свердловский аэроклуб и впервые поднялся в небо на планере. После окончания школы он уже твердо знает, чем будет заниматься в жизни, поэтому поступает в Ейское военное училище морской авиации. Тельняшка и положенный выпускнику училища кортик будут предметом его особой гордости. Водную стихию Юрий принимал душой, недаром одними из самых его любимых песен были «Бескозырка матросская» и «Раскинулось море широко». Но главный жизненный путь Левита будет проложен в небесах — именно пятый океан станет судьбой летчика от Бога, его сбывшейся и не отпускающей мечтой.

Карьера военного лётчика складывалась успешно, в строевых частях ВВС Юрий Левит летал на самолетах МиГ-15, Су-7Б. Через пять лет стал летчиком-испытателем, принимал участие в опытно-конструкторских работах и государственных испытаниях самолетов, их систем, оборудования, вооружения. За тринадцать лет службы на научно-исследовательском полигоне ВВС Левит стал настоящим асом: ему были присвоены квалификация военного лётчика I класса, звание подполковника.

Испытатель должен летать на всём!


В 1977 году Юрий Левит заканчивает карьеру лётчика ВВС и приезжает в Нижний Тагил. Здесь его ждет работа летчика-испытателя и должность заместителя начальника летной базы в Нижнетагильском институте испытания металлов. Ему выпала честь продолжить славные традиции тагильских летчиков-испытателей, заложенные первым начальником летно-испытательной станции Алексеем Яковенко. Если вы думаете, что переход в гражданское учреждение стал для Левита тихой пристанью, то очень ошибаетесь. Каждый полет требовал филигранного выполнения задания. Испытания авиационных средств поражения ведутся по сложной технологии. Необходимо положить авиационный боеприпас в заданную точку на боевом поле, точно выдерживая высоту и скорость его отделения от самолета-носителя. Лётчик должен учитывать и то, что наземные средства измерений должны зафиксировать параметры полета изделия по всей траектории. Работа ждала сложная, и ее было очень-очень много.

Вот как вспоминает то время Владимир Воронюк, возглавляющий ныне летно-испытательную базу:

— Испытаний тогда было настолько много, что летчики работали в две смены, а, случалось, и без выходных. Самолётный парк был укомплектован на сто процентов, в полетах задействовано 150 человек. Кроме боевых самолетов имелись два самолета-лаборатории для проведения особых видов испытаний, в том числе и для космической техники. Наряду с родным Старательским полигоном, специалисты НТИИМ испытания проводили в Новосибирской области, на озере Балхаш, на морском полигоне под Феодосией и в других регионах. В то время лётчики-испытатели традиционно летали на определенном типе самолётов: кто на бомбардировщиках, кто на истребителях, кто на вертолётах. Левит сказал: «Летчик-испытатель должен уметь летать на всём». Вскоре практически все стали универсалами, и каждый считал делом чести освоить новый тип самолетов и вертолетов.

И еще одно правило ввел Юрий Александрович — непогода не должна быть поводом для отмены полетов. Сам он летал при нижнем крае облачности в 100 метров и одном километре видимости. По инициативе Левита стали проводиться тренировочные полеты на понижение минимума летчиков, в результате понятие «нелетная погода» стало встречаться в практике куда реже.

Проявились высокие организаторские способности Ю.А. Левита в сокращении сроков перегона самолетов на другие аэродромы и в ремонтные организации. Перегоны были настоящей головной болью для летчиков-испытателей. На эти операции уходили недели, а то и месяцы. Левит, проявляя где напористость, где остроумную находчивость, смог решить проблемы с заправкой, прохождением заявок столь оперативно, что самолеты через сутки-другие уже прибывали к месту назначения.

В начале девяностых годов прошлого столетия Юрий Левит возглавил коллектив летной базы. После насыщенных полётами лет наступило трудное время, когда экономика страны, а с ней и оборонная промышленность переживали глубокий кризис. Лётные испытания бое-припасов стали слишком дорогим удовольствием для НТИИМ. Для преодоления финансовых трудностей были организованы коммерческие рейсы. Левит осваивал премудрости нового направления и участвовал в рейсах лично. Он сам рвался в небо и обеспечивал летной работой подчиненных. «Если скрипач не будет постоянно тренироваться в игре на скрипке, он не сможет играть, — говаривал Юрий Александрович. — Так же и летчик должен постоянно летать, тогда возможен его профессиональный рост, и обеспечивается безопасное выполнение поставленных задач». Как отмечает генеральный директор НТИИМ Валерий Руденко, благодаря политике Левита, в кризисные годы был сохранен потенциал летной базы, а в дальнейшем достигнуты серьёзные успехи по выполнению испытаний, оснащению аэродрома «Салка» и подготовке лётных программ для международных выставок вооружения в Нижнем Тагиле.

Бывали случаи…


Испытания Левит проводил безукоризненно, брал на себя самые ответственные полеты. Однажды в программу испытаний были включены полеты с имитацией отказа двигателя на Су-17, так как при пуске опытных ракет не исключалась возможность остановки единственного двигателя. Левит выполнил тренировочный полет блестяще. Сделав заход на наземную цель, он имитировал пуск неуправляемых авиационных ракет и выключил двигатель. Перед ним была посадочная полоса длиной всего 2500 метров. Надо отметить, что для такой посадки рекомендуемая длина полосы 3500 метров, ведь на меньшем участке допущенную ошибку уже не исправить. Левит рисковал. Но его риск был выверен предварительными расчетами, где учитывались возможности техники и личное мастерство летчика. Он, как бывало часто, шел по грани, но грань эту не переступал.

Реактивный истребитель-бомбардировщик заходил на посадку и катился в полной тишине. Это было настолько необычно, что коллеги завороженно следили за бесшумным самолетом. Программа была успешно выполнена, в дальнейшем прошли испытательные полёты с залповым пуском ракет. После серии испытаний ракеты с новым двигателем были приняты на вооружение.

В 1986 году участие наших войск в военных действиях в Афганистане поставило перед летчиками особые задачи. Наши испытатели много работали на ту войну, многие полёты были связаны со смертельной опасностью. Более молодые коллеги вспоминают, что самые сложные полеты Левит брал на себя, оберегая товарищей. А сам перед каждым вылетом тщательно отрабатывал свои действия в воздухе, планировал всё до мелочей с учетом разных погодных условий. Видимо, и везение было ему присуще — за полувековую лётную карьеру Юрий Александрович ни разу не получал ранений, не покинул и не повредил ни одного воздушного судна.

Блестящие показательные выступления Левита на международных выставках вооружения в демонстрационно-выставочном центре Нижнетагильского института испытания металлов также были результатом тщательной подготовки. Александр Запольских, главный инженер НТИИМ, вспоминает: «Накануне демонстрационных показов Юрий Александрович обычно закрывался в своем рабочем кабинете на аэродроме. У него на столе стояла маленькая модель самолета, и он проигрывал за столом весь воздушный маршрут, потому что в реальности всё выполняется на уровне автоматизма. Там некогда принимать решения, счёт идёт на секунды. Чтобы в небе не произошло неожиданностей, он на земле отрабатывал всё до мелочей».

Юрий Левит верил в себя, а люди доверяли его профессионализму. В 1999 году на первой выставке вооружения в качестве второго пилота вслед за Левитом в кабину Миг-29 поднялся губернатор Свердловской области Эдуард Россель. На истребителе-бомбардировщике в небе над полигоном «Старатель» Юрий Левит и Эдуард Россель продемонстрировали зрителям фигуры высшего пилотажа. Перегрузка достигала шести g, но губернатор, с детства мечтавший стать летчиком-испытателем, прекрасно держался в полете. Машина под аплодисменты участников и гостей выставки выполнила летную программу и благополучно приземлилась на военном аэродроме «Салка».

Так встают на крыло


Не зря говорится, что учитель живет в своих учениках. Те лётчики, что «встали на крыло» под руководством Юрия Левита, никогда не забудут его школу. Хотя Левит по натуре был руководителем жёстким, принципиальным, не терпящим недоработок даже в мелочах, молодежь относилась к нему с безграничным уважением. Каждый совместный полет расценивали как урок. В полетах с Юрием Левитом молодые летчики постигали главные постулаты работы испытателей, узнавали, как подходить к освоению новых испытательных режимов, незнакомой авиатехники. Дмитрий Чукланов, лётчик-испытатель ОАО «Новосибирское производственное объединение имени В.П. Чкалова», так говорит о своём наставнике: «Юрий Александрович очень скромно оценивал свой вклад в наше становление. Он говорил, что всё это нам дали армия, полёты в качестве военных лётчиков ВВС. На самом же деле он научил нас верить в себя и быть готовыми к любым трудностям не только в полётах, но и в жизни. Я с гордостью называю Юрия Левита своим учителем». Те же слова может повторить лётчик-испытатель Вадим Широких, который начинал свою карьеру с наставником Левитом, а сегодня успешно занимается испытаниями в лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова в городе Жуковский.

Действительно, в судьбах многих лётчиков, работавших в Нижнем Тагиле, Юрий Левит сыграл определяющую роль. Так было с Олегом Гановичем, который в 1985 году пришел в НТИИМ, имея опыт полётов лишь на Ан-2, легком транспортном самолете, более известном в народе как «Аннушка». Сейчас Олег Ганович — летчик-испытатель Ульяновского ЗАО «Авиастар-СП», командир воздушного судна Ан-124 «Руслан». Между профессиональными уровнями пилота Ан-2 и командира «Руслана» — колоссальное расстояние, которое было преодолено под патронажем Юрия Левита. Шаг за шагом шло знакомство молодого летчика с грозной техникой лётной базы НТИИМ. Под руководством Ю.А. Левита О. Ганович освоил фронтовые бомбардировщики Ил-28, Су-24, истребители Су-17, Су-22, вертолёты Ми-8, Ми-24. Путь в небо ему дал Нижний Тагил, а теоретическую базу — школа лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова. Олег Ананьевич с теплотой вспоминает годы совместной работы с Юрием Левитом: «Это был талантливый человек, летчик Божьей милостью. Мне посчастливилось провести с ним в воздухе много часов: на истребителях и бомберах, вертолетах и транспортных самолётах. Каждый полёт для меня был как учебник, который надо тщательно прорабатывать, постоянно вспоминать, чтобы в будущем использовать опыт в лётной жизни. Помню, сколько сил и энергии отдал Юрий Александрович для моего становления. Он поверил мне, как спустя годы поверил другим ребятам. Это тоже талант — талант руководителя».

Ученики Левита стали достойными преемниками дела своего учителя. Испытательная авиация получила специалистов, способных решать сложные, порой очень опасные задачи, без которых развитие отрасли невозможно. В финансовом плане на подготовку одного лётчика-испытателя тратится 15 миллионов рублей. Универсальный опыт, переданный наставником новичкам, в денежных суммах не выражается. Но его высокую цену знает каждый, кто под руководством Юрия Левита «вставал на крыло».

От солнца до бури


Человек, привыкший к военной дисциплине, ставящий перед собой и другими высокую профессиональную планку, не может быть добреньким. Юрий Левит как руководитель зачастую действовал жёстко, был требовательным и бескомпромиссным, когда дело касалось выполнения служебных обязанностей. В минуты душевной грозы никто не хотел попадаться ему под горячую руку. Коллеги знали, что буря продлится недолго — Юрий Александрович, хоть и вспыльчив, но отходчив. Он был строг, но справедлив, в принятии решений следовал собственному кодексу чести.

Действовал кодекс и в отношениях с друзьями. Особенно подкупала его товарищей самоирония, способность увидеть ошибки и поправиться. Эта черта характера помогла Юрию Левиту быть на высоте и не подхватить «звёздную болезнь», при всей исключительности остаться равным среди равных.

Поэт Марина Цветаева говорила, что нерастраченная нежность делает человека несчастным. У Юрия Левита такой проблемы не было. Строгий начальник и выдающийся лётчик, души не чаял в дочери Лиде и внучке Насте, трепетно относился к маме Лидии Федоровне. Он искренне верил, что мама — его ангел-хранитель. Как-то Юрий Александрович признался: «Авиация — дело рискованное, в какие только ситуации я ни попадал, не только машина меня спасала, но и огромная любовь и тревога за меня моей матери».

Способен небо и землю любить


Стремление быть на высоте было в крови у Юрия Левита. И на работе, и в проявлениях творческой натуры, и в исконных мужских забавах — на охоте и рыбалке. В памяти друзей он остался личностью колоритной, обладавшей многими талантами, а, главное, способностью покорять и притягивать к себе людей столь же неординарных, ценить в отношениях честность и порядочность. Виктор Лобанов, его друг и постоянный участник команды, покорявшей под руководством экипажа Левита Приполярный Урал, не зря называл Юрия Александровича «командиром»: «Левит был не только командиром экипажа, но и по жизни оставался нашим лидером. Это все признавали безоговорочно. Он располагал к себе юмором, иронией острой, но не злой, талантом рассказчика. Его феноменальная память хранила множество стихов, даже белых, без ритма и рифмы, которые сочинили поэты несколько веков назад. Он читал их наизусть — мы, затаив дыхание, слушали. А когда командир говорил: «Ну, что, споём?», — это значило, что у него раскрылась душа. Вокруг дикая природа, горы, снег, и в эту красоту без помех вливалась песня. Голос у него был шаляпинского типа — густой, раздольный. А песни больше военных лет, и самые душевные — о море». Любимые произведения о похождениях Остапа Бендера и бравого солдата Швейка Юрий Александрович мог цитировать целыми главами. Рассказчиком он был увлечённым, в монологах на самые разные темы проявлялись не только начитанность и остроумие, но и широкий кругозор, академические знания в разных областях.

Стремление быть первым проявлялось и в промысле на реке, в лесу. Было дело — в компании объявился удачливый рыбак. Друзья поздравляли его с богатым уловом, среди которого была щука весом в три килограмма. Поздравил и Левит. А в четыре часа утра один отправился на рыбалку. Вернулся счастливый, глаза горят, а в руках щука на 4,5 килограмма! Очень не любил проигрывать. На охоте болезненно переживал, если промахнется. Добывал боровую дичь, копытных и на медведя хаживал. Как-то Юрий Александрович познакомился с профессиональным охотником, на счету которого было несколько десятков медведей. Слушал его истории, как лекции, только что не конспектировал. Видно было, что рассказы эти восхищают его, разжигают стремление совершенствоваться в охотничьей науке.

Юмор, присущий Левиту, в полной мере проявлялся в его увлечениях рисованием и стихосложением. Дружеские шаржи были легко узнаваемы, ведь Юрий Александрович легко схватывал характерные черты человека. Чаще всего такие шедевры рождались в ходе длительных совещаний и заседаний, до которых Левит не был большим охотником. А стихи он писал во время вынужденных простоев в работе. Например, когда проходил медицинское обследование. Из больничных стен он задиристо уверял товарищей:

«Еще покручу я любимые петли,

Еще крутанем мы по штопору с Петькой,

Еще без движка на посадку зайдем,

Еще в перевёрнутом виде пройдём!».

И свое обещание выполнял. Неизменно возвращался на базу, ставшую вторым домом, к экипажу — штурману Александру Лукоянову, бортмеханику Владимиру Кузнецову, к любимой работе. В сатирические вирши вплетались пафосные строки:

«Любой самолёт до конца познавая,

Старался пройти я по самому краю.

Так рано же, чёрт побери, уходить,

Способен я небо и землю любить!».

Имени Левита


Рано — убеждал Юрий Левит медиков, коллег, руководителей института. И летал до последних дней. Лётчиков такого высокого класса в России немного, а вот лётных долгожителей, управляющих истребителями, бомбардировщиками и тяжелыми вертолётами, пожалуй, нет во всем мире. Каждый свой день рождения Левит встречал под облаками, и, казалось, сверхзвуковые скорости, максимальные перегрузки ему нипочём. В последний раз он выполнил полет 30 декабря 2004 года. А через 28 дней его не стало.

За свою жизнь Юрий Левит провел в воздухе более восьми тысяч часов, освоил несколько десятков типов воздушных судов. Практически все виды авиационных боеприпасов для фронтовой авиации, принятые на вооружение за последние 20 лет, испытывались с его участием. Он посвятил жизнь укреплению обороноспособности Родины, был по заслугам отмечен государственными наградами. В 1998 году за большой вклад в развитие отечественной авиации Юрий Левит стал заслуженным летчиком-испытателем России, а в 1999 году удостоен звания «Почётный гражданин Свердловской области».

Такая крылатая судьба была дарована Юрию Александровичу Левиту. Стремительный полёт не закончился с последним его вздохом. И как в небе белоснежный шлейф струится за истребителем, так на земле оставляет след светлая память о человеке, который не мыслил себя без штурвала в руках, без полетов. Именем Юрия Левита названа одна из улиц поселка Старатель, у дома, где он проживал, установлена мемориальная доска. По ходатайству трудового коллектива НТИИМ и правительства Свердловской области лётно-испытательной базе института испытания металлов было присвоено имя Юрия Александровича Левита. Тагильские лётчики уверены, что лучшим признанием его заслуг является развитие лётно-испытательной базы, качественное выполнение оборонного заказа, повышение статуса аэродрома «Салка».

И международные выставки вооружения, год от года набирающие вес в деловом мире и популярность у россиян, тоже продолжают дело его жизни. Юрий Левит открывал первые выставки головокружительными сольными программами. Сколько тагильских мальчишек, глядя на его стремительный полет, влюбилось в небо, сколько молодых летчиков укрепилось в мысли повышать мастерство и осваивать новые горизонты в профессии. Торя дорогу под облаками, Юрий Левит поднял на новую высоту славу Свердловской области, Нижнего Тагила, отечественной оборонной отрасли.

http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=4-1.sat&dt=15.08.2008
« Крайнее редактирование: 17.04.2009 10:07 от Карина »
Кошке всё равно, что о ней говорят мыши...

Оффлайн Сергей

  • Запылился на полке парадный мундир точит моль золотые погоны
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1148
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Карина, просьба такие судьбы должны отражаться и в темах выпусках, а только мы с Галей пытаемся заполнить белые пятна в темах выпуски.

Оффлайн Карина

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1538
  • Пол: Женский
  • Если тебе плюнули в спину,значит ты идёшь впереди!
    • Просмотр профиля
Карина, просьба такие судьбы должны отражаться и в темах выпусках, а только мы с Галей пытаемся заполнить белые пятна в темах выпуски.

Принято!
Кошке всё равно, что о ней говорят мыши...

Оффлайн Воробей

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 4774
  • Пол: Мужской
  • ВЫПУСК-92
    • Просмотр профиля
    • E-mail
ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ
В ИСТОРИИ РОССИИ. РАБОТА ДЕВЯТИКЛАССНИКА ИЗ Г. СОЛИКАМСК ДМИТРИЯ ПЛАТОНОВА

Текст: Ирина Щербакова

АВТОР

Дмитрий Платонов, на момент написания работы - ученик 9 класса школы № 1 г. Соликамск (Пермский край).

Данная работа получила третью премию на VII Всероссийском конкурсе Международного Мемориала "Человек в истории. Россия - XX век".

Научный руководитель - Т.Г. Головкова.

Первая часть моей работы посвящена истории жизни семьи  П.П. Адамовича и В.Н. Адамович – это мои прапрадедушка и прапрабабушка. Работа основана на документах семейного архива, фотографиях и воспоминаниях родственников. Из поколения в поколение передавались дневник семьи Адамовичей, начатый в 1918 году (его вели оба супруга) и послужной список летчика-наблюдателя Петра Петровича.

Итак, семейная сага начинается с Петра Петровича и Веры Николаевны Адамовичей.

Петр Петрович Адамович родился в городе Пскове 1 февраля 1889 года. По социальному происхождению он был дворянином. Согласно его послужному списку, в 1907 году он окончил кадетский корпус, в 1909 году – Павловское военное училище, произведен в чин подпоручика и назначен младшим офицером в Гвардейский Московский полк. С 1918 по 1920 гг. участвовал в гражданской войне. Последний его чин в царской армии – капитан. С 1914 года по 1917 участвовал в Первой мировой  войне с Германией на фронтах от Ковно до Тернополя. В августе 1914 года, после взятия полком 42-орудий Корпуса Воерша и будучи окруженным со всех сторон, пробрался через расположения противника и доставил важное донесение, за что был награжден Орденом Владимира 4-ой степени. В 1918 году окончил школу летчиков-наблюдателей.

Хочу представить себе, каким был мой прапрадедушка.

Из книг об авиации получаю сведения о первых летчиках. Вот какие были требования к летчику-наблюдателю: «…Самообладание, сила воли и способность быстро принимать решение; физическая ловкость, крепкое здоровье и вес … не более 75-80 кг; тактическое развитие при даре быстро схватывать… «Отсюда можно понять, почему так трудно для наблюдателей пройти через медицинский осмотр. …Испытуемого огорашивают неожиданностью, вроде револьверного выстрела, произведенного у самого уха, окатыванием ведром холодной воды или невыносимо ярким светом. При этом для испытуемого недостаточно остаться внешне спокойным, - надо быть спокойным внутри» (Наставление по службе летчика-наблюдателя / Перевод с немецкого, М.: Государственное военное издательство, 1925, С. 8). Красивый, крепкий здоровьем, спокойный и наблюдательный – словесный портрет прапрадедушки.

Моя прапрабабушка - Вера Николаевна Адамович, 1899 года рождения (девичья фамилия Кречмар). Они поженились в 1918 году.

В стране шла гражданская война, был голод, разруха, но люди встречались, влюблялись и создавали новые семьи. После окончания школы летчиков-наблюдателей моего прапрадеда с женой переводят в Москву, где он по регистрации Авиаспециалистов поступил в Окружную коллегию Авиации МВО на должность заведующего Бюро труда и справок (по формированию Красногвардейского отряда). Москва, столица нашей Родины, но 1919 год для жителей столицы был не самый легкий. «В квартире целые сутки стоит температура не выше 50С»,  - пишет в семейном дневнике В.Н. Адамович 27 января 1919.

В марте 1919 года Петра Петровича переводят в полевое Управление Авиаций для поручений при Авиадарме в город Серпухов.

Они поселяются в комнате, где раньше проживали богаделки (штаб располагается в женском монастыре). «Мы, попав сюда, с первых дней почувствовали себя как в раю. Тепло в комнате стоит по желанию 160, 200 и больше. Комната казенная. Дров сколько угодно, бесплатно, только лишь колоть». Конечно, не было всех необходимых удобств, но можно было воспользоваться водопроводом на кухне. Вера Николаевна приводит в дневнике норму пайка, который выдают 2 раза в месяц: «Хлеб (2 фунта на день), крупа (4 фунта)». Но семья прибыла на новое место службы, а муж еще не был зачислен в список сослуживцев, из-за этого пришлось какое-то время голодать.

«Ели кашу из ржи, нашли немного воблы, водопровод закрыли, и нам пришлось топить снег, чтоб попить чаю».

Они радуются фунту черствого хлеба и кусочку сала. Вера пишет о собрании, на котором  был поднят вопрос «…о выделении ½ фунта хлеба голодающим детям Серпухова». Но семья состоит из трех человек (с ними жил отец Пети), и 2 фунта хлеба он может разделить только на свою семью. «На втором собрании встает сослуживица и заявляет, что прежде, чем заботиться о хлебе детям, нужно позаботиться о своих служащих, находящихся ничуть не в лучшем положении». В это время Вера была уже беременная, и ей самой нужно усиленное питание. И семья получает «1 кг муки, 4 фунта крупы, 4 фунта соли, 30 фунтов хлеба» – это для них было большим счастьем. Молодая семья ждет пополнения, едут в Москву, к родителям.

13 июня 1919 года родился мой прадед, Юрий Петрович Адамович.

Интересные сведения можно узнать из дневника о Москве в первые годы Советской власти. Схватки у Веры Николаевны начались утром, и муж провожает ее до больницы: «С тюком под мышкой, под проливным дождем мы с Петей тронулись в путь. Извозчика - ни одного и нигде не видно. Даже трамвайное движение не наладилось». Читаю учебник истории: «… рабочим вместо денег стали выдавать продуктовый паек, предметы первой необходимости. Была отменена плата за жилье, транспорт, коммунальные и прочие услуги. Государство, мобилизовав рабочего, почти полностью брало на себя его содержание». (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России – ХХ век.  9 класс, М.: «Просвещение», 2001, С. 114). Но со слов Веры Николаевны, транспорта в Москве нет даже в утреннее время. На рождение сына Петя подарил Вере ожерелье из янтаря, больше ничего нельзя было найти в Москве. После «рая земного» (Серпухова) они переезжают «в этот несчастный, голодный и холодный город Москву».

В стране сложная обстановка. Разорение, нужда, обнищание.

Петр Петрович в конце декабря 1919 года заболевает тифом, дома его жена одна воспитывает сына, он капризничает, не спит, для нее счастье поспать «хотя бы 3 часа». После болезни в декабре 1920 года моего прапрадедушку П.П. Адамовича переводят на юг в штаб авиации Юго-Западного фронта инспектором по вооружению в город Харьков.

Может быть, только Москва была самым страшным и голодным городом? Нет, в Харькове было не лучше, так же голодно: «Петя стал все чаще хворать: то ангина, то желудок, то малокровие. Доктор прописывает хорошее питание и лекарства, которых нет». В городе с продовольствием плохо. «Все, что было «лишнее», спустили, и оставалось голодать нам, но не Юрию. Для него мы «заложили» паек (летний: 2 фунта масла сливочного в неделю) и покупали ему яиц, молока… Мы не скажу, чтобы голодали, но ни жиров, ни молока, яиц мы не ели. Мясо было, но не было хлеба, или вернее он был, но его мало было. Нам на 3-их его не хватало, приходилось прикупать, а денег на хлеб не хватало.

В городе отсутствует электричество, цены такие же, как в Москве, мука только дешевле».

Май для них - месяц «маяния», во-первых, сидят без денег, пришлось продавать свои вещи: пальто, шляпу, юбку и простыню, постельное покрывало, и это все для того, чтобы купить на базаре молока и мяса,  «…ребенок стал часто болеть от недоедания, нехватки витаминов». Наконец-то, Петр Петрович берет перевод в город Николаев в Гидро-базу. Переезжая на новое место, меняя поезд за поездом, Петр Петрович начинает сдаваться, он кричит то на сына, то на жену, у него неврастения. Но надо взять себя в руки: «Прочел, задумался и стыдно стало… Прости, родная! Ты права, но все дело в силе воли и сдержанности, чего порою у меня не хватает…».

П.П. Адамович в Николаеве поступает в распоряжение начальника воздушной бригады Волжско-Камской воздушной флотилии, где был помощником начальника техчасти. В городе семья долго не задерживается, и вновь дорога.

9 апреля 1921 года семью Адамович вместе со Штабом переводят в Севастополь. Плыли на пароходе 5 дней. «Были все в восторге от моря, особенно все было интересно Юрию, он ползал весь день по палубе». Подъезжая к Севастополю, Вера любовалась его видом: холмами, склонами, спускающимися к заливам. Город утопал в зелени. Мужа сразу же зачислили наблюдателем в Гидро-отряд особого назначения. Вера Николаевна счастлива, она пишет: «Живем здесь уже второй месяц. Благодать!!! Я очень счастлива, что наконец увидела юг. Блаженствую здесь на пляже, да и около дома на солнышке. Оно довольно - таки сильно печет, и это теперь, в июле, уже совсем, видимо, придется жечься. Юрик растет славным, здоровым, но не полным мальчуганом. Всех он поражает своим маленьким ростом, который вызывает ряд курьезных кличек по отношению к нему, например, чижик, клоп, веснушка». О еде не пишут, значит, хватает питания.

Город Севастополь лучше снабжен продуктами, но в стране идет война, и Севастополь не просто город, а военная база. Этот период истории называют «военным коммунизмом». Затем начинается НЭП.

В дневнике появляются записи: «2 января 1922 года. Севастополь. Что год грядущий нам готовит? Приближается праздник Рождества Христова, а отметить сей великий день чем-либо особенным мы не можем. Денег нет. Жалования не платят, в кармане свистит. А цены на базаре  феноменальные: хлеб – 50 тысяч фунт, картошка – 10 тысяч фунт, подсолнечное масло – 110 тысяч фунт, мясо – 25 тысяч, лук – 15 тысяч, крупа – 50 тысяч и прочее в том же духе.

Все чаще и чаще ужасные случаи самоубийства: нынче бросилась с море дама с 3-мя детьми – мужчина бросился спасать: когда же признал в тонущей свою жену, оставил ее и сам последовал за нею!! Из Севастополя многие бегут.

Мы лично сидим только на пайке, из коего аккуратно дают пока что только один хлеб: остальное все урезается. Жиров никаких нет. Но, ей богу, я не унываю; если не все, то большинство во всяком случае живут не лучше меня. Господня воля на все – будет ему угодно – мы переживем и не то. Самое лучшее, как я убедилась, не думать о еде и гнать эту назойливую мысль подальше от себя. Недаром говорят – Господь даст день, даст и пищу. На него одного будем уповать».

В 1922 году семья переезжает в г. Севастополь, где рождается 1 февраля дочь Галина. Полученное жалование (1 миллион) муж тратит, покупая жене «что-нибудь вкусненькое и питательное».

Когда отец с сыном ездил в Москву к дедушке с бабушкой, то привез обновы Вере. «Дорогие! Как я им благодарная! За всю Советскую власть теперь только первые обновы!».

И это с 1918 года, как они живут вместе. Почему нет обнов? Да потому, что промышленность работает только на войну! Товары народного потребления совсем не производятся. Из-за нужды и голода портятся взаимоотношения между супругами. «Он (Петр) из-за пустяка мог поднять крик, стукнуть Юру, он хочет покоя, отдыха, но в семье двое детей, и оба капризные». Вере Николаевне тоже нелегко. Она целый день с ними, никуда не ходит и никого не видит, кроме соседей. Она боится, что Петя опять дойдет до сумасшествия. Но все вместе справляются с этой бедой.

Дневник в письмах к мужу рисует жизнь и голодовку 1923 года. Прапрадед уехал на могилу брата, который разбился на самолете. Вера с двумя детьми остается одна в чужом городе, в тяжелое время: «Среда 8-ое марта. … Детишки наши здоровы. Юрка по-прежнему хулиганит, Галинка попискивает. Сварила суп с фасолью и пшеном (для пустоты). Поели в 3 часа – сейчас 7 часов. Есть хочется! Съесть оставшийся суп – завтра к утру ничего не будет. Ведь его очень немного, и, если здесь до 15-го ничего еще не дадут, не знаю, дотяну ли я…

Четверг, 9-ое марта:  Наполнила вновь все скудные сосуды, поубрала кухню, сходила за буряками и начала варить суп (буряк, фасоль, картошка). Предполагала на 2 дня – но, по-видимому, завтра новый предстоит варить. Пришел мальчик парикмахера к нам. Видимо, люди также страшно голодают. Ну и как не накормить ребенка? Хлеба сегодня выдали на 4 дня, а у меня такой аппетит, что, глядя на хлеб, думаю, - хватит ли мне? Миша (сын парикмахера) остался играть с Юрой. Запись после ужина. Мальчик хитрый, не успел поужинать, как уже  и домой собрался: «Мама, дескать, беспокоиться будет». Но ведь это все голод виноват – он и ребят заставляет хитрить…

Пятница, 10 марта:

Мальчик Миша начинает мне действовать на нервы, как и ребятишки Протоновой. Он приходит неоднократно в день и всегда во время нашего питания. Сегодня я ему ничего не даю: в душе это тяжело, но лишнего нет и надеяться не могу.

У меня сейчас все на двоих, и супика нашего по-настоящему лишь хватит на один день: я все мечтаю растянуть на два, но деточки настойчиво требуют все есть и есть! Что делать, не знаю! Продуктов не хватит до 15-го. Завтра, хоть и предполагают выдать деньги, но говорят о половинном размере, так что, видимо, придется только занимать деньги, и на жратву денег не останется, но будет день, и будет видно!

Суббота, 11 марта: Варю сегодня буряк с остатками вчерашнего супа. Фасоли может быть еще раза на 2 хватит – ох, хоть бы растянуть до 15-го. А тут еще буряк кончился, беда, да и только, жаль Юру, а я и на одном хлебе не пропаду, Галина 2 ночи дает мне спать всего часа по 4, а потому я  чувствую себя ужасно разбитой. Миша окончательно мне не нравится - таки, учит Юрия просить у меня хлеб и затем его отнимает у мальчика, тот, глупый, дает, а сам остается голодный!

Ура! Получили иждивенскую муку. Есть хлеб, пеки лепешки. Ура!! Выдали 10 фунтов. Завтра, кажется, поедут за сахаром и крупой, тогда я вновь оживу.

Итак – от одного того, что получаю муку, пустилась в пляс, а Юрка просит еще потанцевать!

Воскресенье, 12 марта: 4 часа! Что-то сегодня очень медленно тянется время. Пообедали в час по-праздничному. Суп был старый, из остатков буряка, фасоли, картошки и, наконец, галушек. И благодаря последним, сытым. Завтра повторю сей суп, но уже без буряков, т.к. такового не имеется в наличии… Как не стыдно сознаться, но хлеба нам с Юрой не хватило на сегодня, если бы не мука! Видимо, я  сильно нуждаюсь в подкреплении, раз 2 фунта хлеба в день мне одной нипочем! Чем объяснить мое обжорство? Или это Галинка виновата? Молю Господа, чтобы тебе удалось что-либо с собой привезти…

Понедельник, 13 марта: Лень или же слабость одолели меня, и с утра я ничего не делала. Сготовила лишь суп (оставшаяся фасоль, 2 картошки и галушки – заправила салом). Иждивенскую крупу и сахар сегодня не смогла получить. Рассчитывала фунта на 3 крупы и 1 фунт сахару, дали же всего 1 фунт пшена и 45 дол. сахару. Все слаще и слаще становится жизнь? Растяну пшено с галушками до 15-го, а там вновь какой-либо паек, да и ты, может, подоспеешь...

С ребятками нашими творится там что-то неладное: крик и слезы не подсчитать за весь день…

Господи, как долго еще страдать нам!».

Им тяжело живется, но в то же время она помогает другим людям:

Вторник, 14 марта:  Опять у меня был сегодня Трилляковский. Пришел, слезы на глазах, спазмы в горле – просит помочь так или иначе. Обращаюсь я за помощью к Теленковым и Кирилловскому. Долго не было никакого ответа от них и, наконец, Теленкова принесла стакана 2 пшена. У Кирилловского же выпросила 3 пригоршни гороха, а сама я поделилась мукой. Нет сил без сострадания, равнодушно смотреть на Трилляковского. Он в течение 4 дней почти ничего не ел, кроме как придя ко мне, съедал по кусочку хлеба. Жена и дети слегли. Ужас! И что дальше его ожидает? Безусловно, то немногое, что сегодня мы ему уделили (да я еще дала 2 чашки пшена из полученных 3 фунтов на иждивенцев), хватит ему лишь на 1-2 дня. А дальше? Вновь тот ужас, тот же голод. Ему не перенести, и, видимо, как он, так и его семья обречены на гибель…

Четверг, 16 марта: Итак, дальше получила паек – 5 фунтов гречневой, 1,5 фунта сахару, 1/8 табаку, 2 коробка спичек, 5 листочков лавровых – вот и все! Будьте довольны тем, что дали…».

После страшной засухи 1921 года и голодного 1922 года сельское хозяйство стало постепенно увеличивать свои объемы, и

к 1923 году были в основном восстановлены дореволюционные посевные площади, и эти изменения наблюдаем  на примере моей семьи, ведь стало лучше с продовольствием, пайки дают чаще и разнообразнее. Никогда – ни до ни после – советская экономика не развивалась так успешно, как во время нэпа.

Очень интересно пишут они и о своей совместной жизни. Вот мысли Веры: «В первый год замужества даже мои обязанности безропотно и даже с некоторым удовольствием исполнялись им самим; на 2-ой год обязанности были разграничены – мои, твои, а теперь этого дележа не должно быть, по его мнению. Все, что «бабье» дело, то исполняй я, а остальное – он! И это любящий муж, который все время печется о тебе, видит как я устаю, вместо помощи от всего сердца вижу помощь «на показ»… Уехать. Теперь, в данную минуту, хоть куда угодно. Услышав от мужа, что он предается истоме после отъезда – ясно: семейная обстановка ему надоела и стесняет. Нужно порвать оковы до восстановления здоровья и нервов с обеих сторон. На сердце пустота, будто бы кто-то самый, дорогой, близкий ушел от тебя навсегда, навсегда». Почему Вера чувствует себя «бабой», хотя она молода, красива, образованна? Бытовые трудности, голод, вечная забота о «хлебе насущном», нет возможности купить одежду, постоянные заботы о детях – все это наложило отпечаток на ее внешность, взгляды на жизнь и даже на характер.

Петр очень любит свою жену: «21 июля 1920 год. Сегодня исполнилось 2 года нашей свадьбы! Два года! Сколько воды  утекло с того времени, сколько пережито. Два года не много времени, а уже, кажется, век живем! Дай Бог, чтобы так жили и дальше – душа в душу».

21 июля 1923 год - 5 лет совместной жизни: «… в голове подытожить все прожитое в пять лет! Москва, Серпухов, снова Москва. Затем длинный путь уже настоящего семейства: Харьков, Николаев, Севастополь! – мелькают в голове все моменты жизни в этих городах.

Первые дни небылого счастья, затем спокойная трудовая совместная жизнь. Небольшие лишения. Радостный момент рождения первого сынка Юрия! Материальное положение ухудшается. Общая дороговизна жизни.

Непосильный труд моей «бабы», именно бабы, ибо не могу назвать иначе мою милую Верушку, представляя ее в фартуке, засоленной юбке, кормящей ребенка, стоящей у кровати, моющей пол, стряпающей и т.д. и т.д. Загубила и черная работа по хозяйству. Одна.

Далее кинематографической лентой проходят в голове события – более поздние. Севастовольская жизнь. Сначала интересная своей новизной, а затем ужасная по голодовке и, наконец, настоящее более или менее сносное обеспечение в денежном отношении…

И прошло только пять лет, и уже задумываюсь. Устал! Надоело! Не могу – все эти заботы, хлопоты.

Жена хорошая, детишки чудные, но когда так дружно начнут кричать! Верушка не сдерживается: тогда? – тогда, я готов себе, или всем пулю в лоб и все к черту! Мысли самые ужасные приходят в голову и если когда-нибудь, что-либо подобное моим планам свершиться? Мир будет потрясен! Порой я их ненавижу, готов сам утопиться, избавиться от семьи. А если уеду на долго – не могу. Тянет! И счастлив первые дни, пока жена не изведет пустяком…

Надо признаться, страшно посмотреть вперед! Что-то будет к 10 годовщине свадьбы!

Кто виноват, никто… а все виновато что. Условия жизни, вечные заботы, хилое здоровье нас всех, пожалуй. Дети! Вечная разруха в хозяйстве – вот те причины, что и Вера для меня стала не той, и я стал для нее сам не тот, чем был.

Помоги, Боже! Дай силы и волю не пасть под ударами жизни, пока не увижу своих орлят оперившимися. Жену мою Верушку обереги от тех причин, которые иной раз для меня бывают ужасными! – из-за которых я ненавижу их порой. Начнем в 6-ую годовщину! Дай, Боже!».

После этого Вера с детьми уезжает в Москву, к родителям, они решили немного пожить врозь и подумать, что с ними будет дальше.

В Москве они жили 1,5 месяца, за это время мысли свои привели в порядок и «с новым запасом энергии, сдержанности и будто бы новым чувством любви» вернулась Вера с детьми домой. Она описывает новую жизнь в столице: «… Наши дедушка Кречмар и брат Коля жизнь свою начинают вести на старый лад. У них улучшается семейный быт: новая обстановка, улучшается питание, приодеваются сами и т.д. и т.п. Сначала, попав туда, я позавидовала им, ибо сама будучи оборванной, невольно заглядываешься на хорошо или прилично одетых людей». Вера Николаевна испытывает нужду, хотя она жена государственного служащего, который занимает высокие должности в РККА: от заведующего хозяйством до помощника командира авиационного отряда. Значит, государственные служащие получали низкую зарплату.

Из Севастополя в октябре 1925 года семья переезжает в Ленинград. «Вообще же жилось довольно туговато в материальном отношении, но хорошо в общественном: там было бы очень весело провести время, а я как-то особенного веселья и не искала. Вообще я стала какой-то дикаркой и для меня наивысшим удовольствием является вечерами сидеть дома». Дети впервые увидели зиму севера, а с первыми лучами солнышка семья опять поехала на юг, в город Севастополь.

18 октября 1927 года в семье Адамович рождается новый человек – дочь Наташа. Все идет по-старому, Вера воспитывает детей, а Петр служит.

Пишут в дневнике они уже очень редко. Семья живет в Севастополе. Жизнь продолжается, но в материальном плане – стало еще хуже. Петр Петрович занимает должность начальника штаба, получает 195 рублей, платят кредит, за молоко, бабушке-няне, и на руках остается 30-45 рублей. Обновы делают они на 20-30 рублей, и только для детей, а жена начальника штаба ходит в обносках. Вот как описывает жизнь семейства за 8 месяцев глава семьи: «8 августа 1928 года.

Верушка. Вечные заботы накормить, обуть, одеть ребят, сильно расшатали ее нервы. Похудела. Надо ее, родную лечить. Надо, но как? Из каких средств? Постараюсь хоть место устроить на курорт. Ей необходим полный отдых, без забот, хорошее питание.

Лишена всех благ жизни, которые в ее годы так необходимы. Кроме клубных постановок, нигде не бывает. По-прежнему хорошая хозяйка. Милая моя мамочка, я вижу все твои страдания, душевные и физические! Как же помочь! Проклятые условия жизни!

Юрик. Ему уже 9 лет. Зиму учился у частной учительницы. Способности к наукам, по-моему, слабые. Ленив, рассеян. Не умеет связно поделиться своими впечатлениями. Весьма неряшлив к своим вещам. Обидчив и самолюбив. Страшно не любит девчонок. В обиду сестренок не дает, но сам колотит. Не испорчен, правдив». Глядя на сына он сам вспоминает свое детство: «В эти годы я уже хорошо был грамотен, а Юрик почти счета не знает». Он признает, что виноват сам, мало уделял внимание сыну, не занимался его воспитанием, и это все «проклятая служба, ведь она отрывает меня от семьи».

«Галочка. Ей сейчас 6,5 лет. Худенькая, похожа на мать личиком. В ней масса чисто женского. Кокетлива и страшно любит тряпки. Разговорчива и в противоположность Юрику умеет выразить свои мысли. Аппетит плохой. Мало ест и разборчива. Большая склонность к музыке и танцам. Будет на сцене!

Натулька. Скоро 9 месяцев. Необычно подвижная, В тельце. Капризная, когда хочет спать и кушать. Хорошенькая мордашка с голубыми глазами и волосиками цвета спелой ржи. Девочка, которую хочется расцеловать, помять…Одним словом, ребенок – какого мы хотели.

Теперь я. Старею! Чувствую во всем, хотя медицинская комиссия и находит меня пригодным в летной службе! Но я же этого не нахожу! Болит сердце, ревматизм, быстрая уставаемость в работе, нервность, раздражительность – это ли не признак старости и увядания. Должность начальника штаба мне противна.

Нет покоя ни днем, ни ночью. Питаю надежду, что опять переведут в Ленинград. По-прежнему работаю в клубе и музкружке. Является это для меня нравственным отдыхом. Вот мой облик к 10 годовщине нашей свадьбы, которую мы 21 июля «справили». При всей «старости» я еще молод душой и хочу жить, и все так же, как и в первый год нашей жизни я люблю свою женку и так же с упоением ласкаю ее, мою горячую смуглянку». Это лучшее, что он написал, если вспомнить его мысли, посвященные 5-летнему юбилею их совместной жизни.

Следующая запись сделана Верой 9 августа 1929 года. «В семье несчастье за несчастьем. Еще хуже стало с материальной стороны. Денег хватает только на неделю, а потом полуголодное существование». В учебниках мы читаем про раскулачивание, про сворачивание новой экономической политики, вот к чему все это привело: «… существовал частный мясник, у него забирала ежемесячно в кредит на N сумму, регулярно выплачивала, и мы были сыты. Теперь же мясник закрылся (а вполне возможно, что его арестовали), да и вообще вопрос с продуктами первой необходимости настолько усложнился, что и не знаешь, как же быть, где раздобыть необходимое? Даже имея деньги, за мясом нужно вставать на ночь в очередь или идти на базар часов с 5 утра. Нет яиц, масла. У частника есть, но не купишь. Но не только надо кушать, но еще одеться. Сын Юра на спортивной площадке, играя в волейбол, сломал себе руку. Девочки тоже переболели, Галя - коклюшем, а Наташе что-то попало грязное в рот. У Пети неприятности на работе, его отправляют в командировку по берегам Черного и Азовского морей».

В марте 1930 года Петр Петрович уезжает на педагогические курсы в Москву, по окончании которых займет место преподавателя в Школе морлетов.

Они расстаются с 60 ОАЭ, его основной работой. Живут без долгов, хотя трудно, Вера шьет одежду детям, платят частной учительнице (10 рублей), так как Юра лечится в институте в утренние часы.

Записи в дневнике все реже и реже. Один раз в год! Следующая запись уже в городе Ейске, 5 сентября 1931 года. Сюда они переехали в мае 1931 года. Надеялись на лучшее, но «кроме больших долгов, ничего за душой нет». Петя  работает преподавателем в Школе морлетов. «Ейск нам страшно не по душе. Если было плохо в Севастополе, то тут в 10 раз хуже. Городишко – деревня, маленький и страшно пыльно летом, грязный осенью. Идут сейчас беспрестанные дожди, настроение в связи с безденежьем и отсутствием развлечений нудное».

24 декабря 1933 год. П.Адамович демобилизовался из армии, жизнь военного человека закончилась, он с детства привык к ней и честно до последнего дня исполнял свои обязанности в Красной Армии.

В стране  начались репрессии, многие «бывшие», офицеры царской армии, были арестованы. Репрессии коснулись всех: и крестьян, и рабочих, и служащих, не обошли они и армию. Вера пишет в своем дневнике: «Истинной причиной демобилизации так до сих пор и не знаем: или выслуга лет, или  неприязненные отношения комиссара Гуляченко к беспартийным и «бывшим» людям, коим по несчастью явился Петя».

Петр Петрович занимается преподаванием в школе морских летчиков, жизнь в городе Ейске наладилась, Вера  Николаевна начала работать в библиотеке при школе. Старшие дети учились, а Наташа ходила в детский сад. За домом смотрела няня-старушка, которая приехала с ними из Севастополя.

После Ейска семейство едет в Тверь к родным Пети. До 6 марта 1932 года Вера с детьми живет в городе, а муж уезжает в Москву, чтобы где-нибудь устроиться. Он находит работу во Владимире в учебном комбинате общества борьбы с вредителями в качестве доцента авиакафедры.

8 марта 1932 года они поселились в гостинице во Владимире на Клязьме: «5 человек в одной комнате, негде постирать и сготовить обед. Жили так 2-3 месяца». Но опять их постигло несчастье: закрылось отделение сельскохозяйственной авиации при Учкомбове – нужно было искать новую работу. Послали запрос в Тамбов (к товарищу по военной службе, помощнику 2-й Авиашколы ГВФ). Ответ пришел неожиданно, и все вместе выезжают на новое место работы, тем более, что обещали жалование 400 рублей и диетический паек. 10 января 1933 года они переезжают в город Тамбов, Петр Петрович сразу заболел ангиной, и все хлопоты по хозяйству достались Вере: она находит квартиру, устраивает старших детей в школу. Свою службу прапрадед начинает под началом своего бывшего комиссара военной авиа части В.И.Кливе. Квартира досталась не очень-то удачная: «из 2-х комнат, но нет кухни, отсутствует плита (готовлю на примусе), нет форточек, нет уборной, водопровода и прочих культурных необходимостей… И так живем здесь уже год. Много за этот год пережили, испытали всего, а хуже, ужаснее всего был голод, думалось порой, что не выдержим, но что прошло, то прошло, не одни мы голодали.

В настоящее время живем, конечно, не в полном довольствии, не хватает то одного, то другого, поизносились здорово, нет запасов продуктов на зиму (из-за отсутствия погреба), но… думается, что таких ужасов, как весной 1933 года, не придется вновь переживать». Немного пишет и о детях: «Юре исполнилось 14 лет, учится прилично, неглупый, но, как и раньше - большой задира. Очень любит дразнить сестер. Гале 12 лет, хорошо учится в школе,  занимается музыкой. Наташе 6 лет. Бой-девочка, за словом в карман не полезет! Очень преданная и любознательная, в детском садике играет не последнюю роль среди детей».

Самые печальные страницы в дневнике Веры Николаевны датированы 10 июня 1934 года: «1 июня умер единственный, горячо любимый и любящий Петюня».

Она описывает последние его дни: «23 апреля из длительной командировки вернулся мой соколик (1,5 месяца) по Ивановской области. Имея 27 рублей в сутки личными деньгами, чего-чего только не навез домой наш любимый. Это было его последней заботливой покупкой для своей семьи. Привез и мануфактуры, и 2 пары туфель мне, Гале, Тусе сандалии, рюкзак Юре, шелковый белый платок мне, новую мясорубку, кое-что из крупы, чай и еще много прочих необходимых вещей. И все это делалось, видимо, в ущерб своему питанию, такова уже была манера Петечки – до конца во всем отказывать себе и предоставить для семьи все, что возможно». Из-за болезни его освободили от парада 1 мая, но он все - таки повел колонну на парад, после этого ему стало еще хуже, пришлось обратиться к врачу. Рекомендации - только лежать, а потом оперироваться. Но Петр Петрович не мог сидеть дома без работы, и снова шел на службу пешком (автобусы не ходили).  Муж отправляет жену в Ленинград – за вещами, оставленными им уехавшей за границу тетей Верой. Жена уговаривает его пойти к врачу, на этот раз к частному старому хорошему врачу. Доктор ставит диагноз: рак прямой кишки, срочно нужна операция. Петр Петрович берет отпуск на работе, и они с женой едут в Москву 21 мая 1934 года, где он ложится в больницу и настойчиво отсылает Веру Николаевну в Ленинград (может, это предчувствие скорой смерти). Операцию делал известный врач – профессор Очкин. Петр Петрович вел дневник и в последние дни, вот его последние строки:

«1 июня. Через 2-3 часа операция. Вчера побрился. Забавный вид – пятилетний мальчик. Вернусь домой, Верушу превращу тоже в девочку. Настроение спокойное. Выхода нет, зато не будет этих ужасных болей. Заканчиваю. Точку не ставлю. Продолжу свои впечатления, когда очухаюсь. Ну, всего лучшего, дорогой Петр Петрович!».

«Операция длилась 4 часа, после нее жил 1,5 – 2 часа и, не приходя в сознание, скончался. Врач сказал, что рак у Петра Петровича был в ужасной форме, задета была не только прямая кишка, но и мочевой пузырь, и все близлежащие органы… Словом, начиналась гангрена.  Похоронили его на Ваганьковском кладбище, большое участие приняло Главное управление ГВФ, были родственники и сослуживцы, без музыки и священника».

Вера Николаевна с тремя детьми остается одна, без мужа, без денег, без работы. Они едут в рабочий поселок Лахта-Ольгино, что находился в Ленинградской области, на дачу отца, где прошло ее детство.

Последняя запись в дневнике датируется 11 апреля 1936 года. Они живут в Ольгино. «В доме занимают 2 комнаты, кухню.  Школа морских летчиков ходатайствует перевод ГВФ о единовременном пособии и пенсии».  Вера получает 217 рублей пенсии на четверых и 50 рублей помощи от отца ежемесячно. Единовременное пособие составило 1000 рублей. Дети учатся в школе.

27 августа 1935 года Вера устроилась работать кассиром в сберкассе.

«Нет моего родного, ласкового соколика… Тяжело мне без него и нравственно, и физически. Нравственно даже более тяжело. Нет внимания, ласки мне, того внимания, которое я видела от Пети своего. Ребятишки растут, учатся и не всегда ко мне почтительны и внимательны. Иной раз это до слез больно. Живу я действительно только ими. Работа и дом заполняют всю мою жизнь. Никого я не люблю более, никто и не привлекает меня и по сравнению с родным, все кажутся глупыми, наглыми и неинтересными. Но ведь и я живой человек, мне хочется ласки, внимания…».

Это последние строки в этом дневнике, который  был написан с 1919 по 1936 год. Целая эпоха в жизни страны и, в частности, отдельной семьи, нашей семьи.

Ни одной строки осуждения новой власти, ни одного слова против нее, хотя семья Адамович испытывала лишения и страшный голод, неуважение со стороны других людей.

В душе они всегда оставались верующими: «Помоги, Боже! Матерь небесная! Ты, которая Спаса родила, помоги моей Верушке, облегчи! – остальную молитву дополнили слезы… Я верил в помощь Господа!» -  это слова Петра Петровича, когда он увез жену рожать. В учебнике истории читаю следующее: «Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Большевики поставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование человека, что во все времена являлось прерогативой церкви» (Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России – ХХ век. 9 класс, М.: «Просвещение», 1999, С. 156).

Церковь отделили от  людей, но они продолжали отмечать Рождество и Пасху, крестить детей, служить молебны в церкви.

Семья Адамович надеялась на лучшее время, ждала перемен к лучшему, и, несмотря на все лишения, мои предки до конца жизни оставались истинными интеллигентами.

Текст подготовила В. Календарова
Будущее просто обязано быть прекрасным!

Оффлайн KarpovSergei

  • ааааааааааааа
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Пол: Мужской
  • [url=http://expressorder.ru]каяба амортизаторы[/url]
    • ICQ клиент - 9373699
    • Просмотр профиля
Какой раздел истории вам особенно интересен? Раз такой раздел есть и в нем пишут - я так понимаю - тема востребована. Так что просто интересно, на какие темы можно найти себе собеседников и что, в случае надобности, можно спросить.

Оффлайн Володя

  • Координатор
  • Старейшина форума
  • *******
  • Сообщений: 1592
  • Пол: Мужской
  • это я в 1983 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Получил это письмо. Кто сможет - помогите Игорю Николаевичу.

Мой дядя Тасиц Григорий Васильевич, 1916г.р.,  уроженец села  Анадоль, Донецкой области (это недалеко от Мариуполя). Я достоверно знаю, что он окончил летную школу инструкторов летчиков в 1940г, но вот какую не знаю. Ейск находится ближе всего к Мариуполю, на другом берегу Азовского моря. Сохранилось фото, где он в военно-морской форме. В ВОВ он был летчиком, мл. лейтенантом 805ШАП и погиб в 1943г.
Посылаю его  фото.
У меня вопрос:
1. Возможно сохранились довоенные списки выпускников ЕВВАУЛ? Где они хранятся?
2. Возможно по фото можно что либо сказать? На бескозырке написано "Погранохрана НКВД"

С уважением
Тасиц Игорь Николаевич
itasic@mail.ru 

--------------------------------------------------------------------------------
 
 
Володя Бурейко.   Выпуск 1986 г.

Оффлайн Слай

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 1912
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
    • ICQ клиент - 444075037
    • Просмотр профиля
Получил это письмо. Кто сможет - помогите Игорю Николаевичу.

Мой дядя Тасиц Григорий Васильевич, 1916г.р.,  уроженец села  Анадоль, Донецкой области (это недалеко от Мариуполя). Я достоверно знаю, что он окончил летную школу инструкторов летчиков в 1940г, но вот какую не знаю. Ейск находится ближе всего к Мариуполю, на другом берегу Азовского моря. Сохранилось фото, где он в военно-морской форме. В ВОВ он был летчиком, мл. лейтенантом 805ШАП и погиб в 1943г.
Посылаю его  фото.
У меня вопрос:
1. Возможно сохранились довоенные списки выпускников ЕВВАУЛ? Где они хранятся?
2. Возможно по фото можно что либо сказать? На бескозырке написано "Погранохрана НКВД"

С уважением
Тасиц Игорь Николаевич
itasic@mail.ru 

 Есть Ф.И.О. год рождения... связь с морем, - тогда надо ехать в ЦВМА. Иначе никак,... возможно с ними
 связаться, но всем помочь по тел. , это не реально... Выход один - ехать, узнавать...
 http://wikimapia.org/6987104/ru/Центральный-Военно-Морской-Архив-ЦВМА
 http://wikimapia.org/#lat=59.5687232&lon=30.1119804&z=14&l=0&m=b&search=%D0%A6%D0%92%D0%9C%D0%90

 Может по одному из этих архивов ответит тел. даст конкретный совет... http://www.rusarchives.ru/federal/list.shtml

 

У меня вопрос:
1. Возможно сохранились довоенные списки выпускников ЕВВАУЛ? Где они хранятся?
2. Возможно по фото можно что либо сказать? На бескозырке написано "Погранохрана НКВД"

 ... по ЦАМО почитайте здесь >>> http://genobooks.narod.ru/Arhiv_MO/arhiv-0.htm

 Ещё вариант, спросить у Геннадия: отсюда http://www.chen-la.com/forum/viewtopic.php?t=2992&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=&sid=ac1da16a12cfe90771e5154246f51bae

 Вообще-то интересно то, что погранохрана НКВД морского базирования - относится к ВМФ,
 это, где-то начиная с 30-х были сторожевые корабли...
 а дядя ещё что-то лётное заканчивал со слов Игоря... Морские лётчики НКВД - получается...  :o :o  :>

 
Цитировать
летчик ИЛ-2 младший лейтенант, погиб 27 мая 1943г у станицы Арнаутской  Краснодарского края.
  Возможно данные по 805 шап всё-таки в ЦАМО... как-никак штурмовики в битве за Кубань 43-го года...

  Правдолюб... могбы прояснить ситуацию..........
« Крайнее редактирование: 05.10.2009 04:53 от Слай »
От героев былых времен не осталось порой имен…
http://clipoman.com/clip/online/2437288

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта