Автор Тема: O лётчиках-штрафниках  (Прочитано 152395 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Воробей

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 4774
  • Пол: Мужской
  • ВЫПУСК-92
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #10 : 13.02.2007 08:09 »
http://forum.rossteam.ru/index.php?act=ST&f=9&t=5946&st=0
" Что касается Хартмана. В определенном смысле он мой кумир и духовный учитель
(я проштудировал почти наизусть книгу о нем, в оригинальном названии "Белокурый рыцарь Рэйха", в нашем переводе "Лучший асс второй мировой"). Но ты знаешь, ни я сам, ни сам Эрих никогда не считали его "Лучшим ассом второй мировой". И не только потому, что коэффициент Кожедуба был выше - за последние пару лет я перелопатил массу литературы (как книг, так и в интернете (или и-нете, как мы его называем на жаргоне)) и встречался в Москве с тремя пилотами (а еще с двумя говорил по ТЛФ-ну), каждый из которых без всяких сомнений был не только не хуже Хартмана, но и двое из них заявили мне (и это у меня возможно даже записано на аудиокассете), что даже сами сбивали его и возможно даже неоднократно. К стати:
одного из них ты знаеш по фильму "В бой идут одни старики" и песне "Смуглянка" (это те самые "Маэстро" и "Кузнечик" в одном лице). Настоящая его фамилия Попков Виталий Иванович. Это реальная личность, начавшая свою воздушную карьеру как "Кузнечик", доросшая до "Маэстро", участвовавшая в войне в Корее в качестве зама Кожедуба и дослужившаяся до звания адмирала и должности командующего авиацией Балт. флота.
Так вот, когда я был у него дома, он выклянчил у меня мою книгу Минского издания "Чертова дюжина ассов Люфтваффе", (первая глава которой почти полностью "Белокурый рыцарь рэйха"), впился в нее, а потом через супругу передал мне свое мнение о ней и попросил ему ее подарить.
Второй из этих наших ассов - полковник Иван Федоров - личность не менее легендарная, но до определенных пор засекреченная по целому ряду причин. Он сам бросил на стол книгу "белокурого рыцаря") и заявил мне что тот описывал, как участвовал в бою с очень тяжелым противником из гвардейского полка, летавшем на ЛАГГе с красным коком (носом самолета). Так вот, говорит, - я как раз в то время и в тех местах летал на таком самолете. Мне, - говорит, механики, для того, чтобы подчеркнуть, что я опытный летчик, сделали это, а то, что Хартман пишет, что мы с ним "каруселии" очень долго - врет. Я, говорит, завалил его за пару минут - прикинь сам, говорит - о моем боевом опыте ты и сам хорошо знаешь
(это тема отдельного разговора. Старик говорит, что ему еще в Испании дали кличку "Дьябле рохо" -"Красный дьявол" и т.д., к тому же он был одним из лучших летчиков-истребителей СССР еще до Испании, т.к. участвовал в параде над Красной площадью и т.д., а кем тогда был Хартман - в школе учился).
Так вот, говорит Федоров, - я летал на облегченном Миге, из которого было убрано все лишнее до такой степени, что я лишней гайки с собой не брал. С самолета было убрано:
1) лишнее вооружение (оставлен только один обычный и один крупноколиберный пулемет. Говорит "хорошему летчику и этого достаточно, а плохому - ты поставь 100 пулеметов и пушек ему и этого будет мало")
2) аккумулятор,
3) радиостанция,
4) и даже бронеспинка (весившая, по его словам - почти добрых лишних 100 кг).
В результате самолет получился легкий как пушинка и Федоров мог с ним (и противником) делать все что угодно. К тому же Федоров, говорит, бил только с ближних дистанций и только наверняка (как и Хартман), но последний-то летал на обычном Мессере, да и боевого опыта имел несравнимо меньше и против Федорова безусловно не имел никаких шансов. К стати и Маэстро-Попков признал, что Федоров действительно был отличным пилотажником, (как он выразился "летчиком от бога" т.к. прилетел в их полк (чего в фильме показано не было) в армию к Громову прямо с завода Лавочкина, где Федоров был шеф-пилотом и показал в первый же день, возможности ЛаГГа, на что Громов, наблюдавший за первым боем Федорова отреагировал исторической фарзой: "Первый раз увидел, как ЛаГГ самолеты противника сбивает", а комендант аэродрома выделил Федорову бочку спирта. Так вот, говорит Маэстро, благодаря тому что Федоров обучил летчиков нашего полка (о которых и снят фильм) вертикальному маневру на ЛаГГе, впоследствие многим это спасло жизнь в боях с мессерами, которые и сами использовали этот прием "  
« Крайнее редактирование: 13.02.2007 15:30 от Николай »
Будущее просто обязано быть прекрасным!

Оффлайн Николай

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 528
  • Пол: Мужской
  • Николай
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #11 : 13.02.2007 14:12 »
Очевидно, что главное в вышеизложенных материалах следующее:
С лета 1942 г. до весны 1943 г. в ВВС существовало подразделение, в которое были направлены 64 проштрафившихся  лётчика.
В том числе (упомянуты в публикациях):
Андрей Боровых
Анатолий Решетов
Александр Чертов
Анатолий Томильченко

Менее чем за два месяца штрафники 'обескрылили' более 350 самолетов противника. Четверых штрафников представили к званию Героя Советского Союза, остальных - к орденам и медалям. Штрафная группа была вскоре расформирована, летчиков реабилитировали и отправили к прежнему месту службы, а Федорова назначили командиром воздушной дивизии.
«Позднее Федоров собрал девятку отличных летчиков, в которую вошли Андрей Боровых, Иван Зудилов, Михаил Баранов, Василий Зайцев, Григорий Онуфриенко....
Впоследствии все они стали Героями Советского Союза, а Зайцев и Боровых - дважды. Стали летать девяткой на «свободную охоту»».
И наверное, не стоит ломать копья, что за подразделение это было: полк, группа, эскадрилья или ватага…
И в конце концов не принципиально-сколько, 345 или 357 (к примеру) самолётов противника они сбили, была ли сабля в самолёте, или это был кортик…
Гораздо важнее, что имеется  4 фамилии из 64 лётчиков, воевавших в составе подразделения И.Е.Фёдорова…
Всё, что мы делаем-мы делаем ПРАВИЛЬНО, а правильно потому-что МЫ это делаем!

Оффлайн Николай

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 528
  • Пол: Мужской
  • Николай
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #12 : 13.02.2007 15:39 »
Всем привет!
Две стороны одной медали...

ПИСЬМО СКЕПТИКОВ...
 
С недоумением 21 февраля нынешнего года прочитали в "Труде" материал Валерия Володченко "Командир небесных штрафников". Речь журналист ведет о действительно заслуженном человеке, фронтовом летчике-истребителе, Герое Советского Союза Иване Федорове. Он воевал в Испании, работал испытателем первых советских реактивных самолетов в ОКБ имени Лавочкина. Имеет на своем боевом счету сбитые самолеты врага.
 
Один из авторов этого письма знаком с Иваном Евграфовичем более 50 лет. И знает его хорошим, добрым человеком, а отнюдь не хулиганом и драчуном, каким он сам себя любит представлять, вспоминая молодые годы, в интервью. Но при этом Федоров всегда имел склонность к фантазированию. Однако теперь, на наш взгляд, речь идет о серьезном публичном искажении Федоровым истории Великой Отечественной войны. Поэтому и решились на письмо в "Труд", хотя и сознаем, что оно не доставит Ивану Евграфовичу положительных эмоций.
 
Мы сами фронтовики и летчики-истребители. Вся наша жизнь, вплоть до сегодняшнего дня, связана с авиацией. Но никогда и ни от кого не слышали об истребительном авиационном полку штрафников, которым он якобы командовал. Между тем авиаполк - не иголка. Где же свидетели этих подвигов? Где боевые донесения? В том числе по фантастическим успехам сорока летчиков этого полка, будто бы всего за два месяца боев уничтоживших 519 фашистских самолетов. В самом деле, лучшие советские истребительные авиаполки, а именно 5-й, 9-й, 32-й и 176-й гвардейские, подобных достижений добивались за 3 - 4 года тяжелейших сражений и ценой огромных потерь.
 
Теперь о том, были ли вообще в советских ВВС летчики-штрафники. Приходилось видеть копию приказа Ставки Верховного главнокомандования от 4 августа 1942 года о создании подобных частей. Правда, не полков, а эскадрилий. Однако никаких иных документальных подтверждений появления на фронте летчиков-штрафников не обнародовано. Не слыхали о нем и известные нам ветераны.
 
Скорее всего, приказ этот был подписан сгоряча и в жизнь воплощен не был. Вероятно, Сталину просто объяснили, что в случае чего предотвратить перелет к противнику проштрафившегося и, по логике вещей, обреченного почти на верную гибель летчика попросту невозможно. Означает ли это, что летчики не попадали в штрафники? Конечно, попадали. Но тогда им давали в руки винтовку и вместе с пехотой отправляли в атаку в составе обычных штрафбатов. Приходилось слышать и о таком: по приговору трибунала названных преступниками переводили в стрелки-радисты на штурмовики Ил-2. В отличие от кабины пилота, на этих машинах кабина стрелка, одним пулеметом защищавшего заднюю полусферу, не имела надежного бронирования. Поэтому потери среди этой категории были особенно велики...
 
Скорее всего, Иван Евграфович просто пользуется доверчивостью и неосведомленностью журналистов. Число сбитых им самолетов Федоров преувеличил примерно в десять раз. Никогда не воевал в Корее. Не был пионером пилотажа на реактивных истребителях. Не устанавливал авиационных рекордов. И не совершал еще многого, что приписывает себе сегодня в газетах... Так что надо, уважаемый "Труд", все-таки честно разделить: где правда, а где - легенды и мифы.
 
Степан МИКОЯН,
 
Герой Советского Союза,
 
генерал-лейтенант в отставке,
 
заслуженный летчик-испытатель СССР.
 
Александр ЩЕРБАКОВ,
 
Герой Советского Союза,
 
заслуженный летчик-испытатель СССР.

 
...И АРГУМЕНТЫ "ТРУДА"
 
К титулованным авторам письма в редакцию я отношусь с уважением. Классным летчиком по блату не станешь. Профессиональную состоятельность и геройские отличия авторы письма заработали исключительно сами - умом, потом, кровью. Но регалии и высокий авторитет - еще не гарантия от ошибки. А потому давайте еще раз вернемся к предмету спора - пунктам биографии другого Героя Советского Союза - Ивана Евграфовича Федорова.
 
Итак, с чем не согласны сегодня заслуженные ветераны? Главное их опровержение: летчиков-штра-фников в Советской армии не было.
 
Были!
 
В Центральном архиве Министерства обороны я разыскал наградной лист, подписанный зимой 1943 года генерал-майором авиации Ерлыкиным и генерал-лейтенантом авиации Руденко. Цитирую с некоторыми сокращениями: "Федоров И.Е. - участник Отечественной войны с 27.7.42 г. на Калининском, Ленинградском и Центральном фронтах. Тяжело ранен в лицо в воздушном бою в 1942 г., дважды легко ранен в руку и ногу в 1942 г. В Отечественной войне полковник Федоров участвует с 27.7.42 г. непрерывно. За этот период времени участвовал в боях на Калининском фронте в должности старшего инспектора по технике пилотирования 3-й воздушной армии и по совместительству командовал отрядом управления, а затем группой штрафников (выделено мною. - В.В.) летного состава. За период командования группой штрафников на Калининском фронте лично произвел 84 боевых вылета...
 
В сентябре 1942 г. на п-ка Федорова маршалом авиации было возложено формирование полка "ассов" (так написано. - В.В.) на Калининском фронте при 3-й воздушной армии. За успешное выполнение этого задания, руководство и командование этим полком в декабре 1942 года награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
 
...За период с 5 мая по 22 ноября 1943 г. дивизия под командованием п-ка Федорова участвовала в операциях на Орловско-Курском направлении, под Кромами, Севском, Глуховом, Конотопом, Нежином, Черниговом, Гомелем. За это время дивизией произведено 3218 боевых вылетов. Сбито в воздушных боях самолетов противника - 243, на которые имеются подтверждения по наблюдениям с земли, и 266 по донесениям летчиков..."
 
Чтобы не возвращаться более к вопросу о штрафниках, поясню: в группе, которой командовал Иван Федоров, было 42 самолета, фактически летный полк.
 
Когда через два месяца отчаянных боев командующий Калининским фронтом Конев вызвал Ивана и спросил, что делать со штрафниками, Федоров ни секунды не сомневался: четверых своих летчиков предложил представить к званию Героя Советского Союза, остальных - к орденам и очередным воинским званиям. И всех немедленно отпустить по родным полкам...
 
Теперь об авиационных рекордах, в которых тоже отказывают Ивану Федорову обратившиеся в "Труд" ветераны. Приведу самую последнюю строку из представления И.Е. Федорова к званию Героя Советского Союза: "В конце 1947 года на совершенно новой схеме самолета получил наивысшие в СССР скорости". Ниже подпись - главный конструктор Лавочкин.
 
И наконец, о количестве сбитых самолетов - и штрафным полком в целом, и лично Федоровым. Это самый щепетильный вопрос. Я объяснял, что штрафникам сбитые самолеты фактически не считали. Между тем есть разные цифры. Сам Федоров назвал 134 сбитых самолета, официально ему насчитали (документально подтвержденных по всем бюрократическим правилам) 17 сбитых фашистов, а, скажем, в английских источниках (например, в энциклопедии "Асы Сталина") другой приведен счет: в годы Великой Отечественной войны Иван Федоров уничтожил 49 самолетов врага лично и 47 - в группе. Что же, разоблачать Федорова в приписках прикажете? Недавно дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, который в официальной иерархии самых результативных летчиков Великой Отечественной войны значится на четвертом - после Кожедуба, Покрышкина и Евстигнеева - месте, публично признал себя учеником Ивана Евграфовича Федорова: "Любой бой я сразу переводил на "вертикаль", чему научил меня, слава богу, и ныне здравствующий летчик-испытатель Герой Советского Союза Иван Федоров..."
 
К письму заслуженных ветеранов, которое "Труд" сегодня публикует, был приложен еще один "компромат" на Федорова - копия письма (от 26 мая 1941 года! - В.В.) начальника разведывательного управления Генерального штаба Красной армии генерал-лейтенанта Голикова на имя наркома авиационной промышленности Шахурина: "...Кроме того, имеются сведения, что полигона для стрельб на заводе нет. Стреляют где попало, даже по козам. Тов. Федоров летал между заводских труб, низко над домами и в неположенной форме одежды".
 
Вот уж против этого "сигнала" возразить трудно: очень даже похоже на Федорова. Именно таким он и был, будущий отчаянный командир небесных хулиганов. Ведь "дезертируя на фронт" с Горьковского авиазавода в 1942 году, он тоже все не по форме сделал: сначала зачем-то под мостом через Оку пролетел и был обстрелян опешившей охраной. А потом, когда его догнали два истребителя-перехватчика и попытались вернуть на аэродром, он такой пилотажный "цирк" в воздухе устроил, что тут же и закончилась погоня - не по зубам оказался беглец преследователям.
 
Что касается его "сомнительных" победных боев в Корее, то вынужден признаться: не нашел я подтверждающих бумаг. И не потому что плохо искал, а потому что хорошо у нас умели и до сих пор умеют секретить историю. Ведь даже в Испании с мая 1937 года по февраль 1938-го, если верить нашим архивным документам, Иван Федоров находился, оказывается, в обыкновенной "правительственной командировке". А отважно там дрался и побеждал фашистов некий "капитан Жан", которого испанцы прозвали Диабло Рохо - "Красный дьявол". И сегодня этот 92-летний "капитан Жан", проживающий на Кутузовском проспекте в Москве, вспоминает о главной, как он считает, награде за испанскую войну: прямо перед летным строем пламенным поцелуем восхищенная Пасионария (так испанцы называли Долорес Ибаррури) отметила личное мужество "русского Ивана"...
 
И в Китае, согласно документам, в 1940 - 1941 годах Иван Федоров тоже был в очередной простой и мирной "правительственной командировке" - в городе Урумчи возглавлял летно-испытательную станцию авиазавода N 600.
 
Так что, с уверенностью можно говорить, что подвиги Федорова не выдуманные и звание Героя он носит заслуженно. И еще. Герой Советского Союза летчик Иван Евграфович Федоров сам себе установил памятник. На одном из подмосковных кладбищ. На могиле жены, летчицы и участницы войны, с которой он летал в одном фронтовом небе и рядом с которой надеется упокоиться. Памятник по нынешним временам весьма скромный: вертикальная плита, на которой изображена красивая пара - мужчина, вся грудь в орденах, и женщина. И еще самолет, парящий над их головами вместо ангела...
 
Год смерти мужчины на могильной плите не обозначен. Пока пуста строка.
 
Валерий ВОЛОДЧЕНКО.

Всё, что мы делаем-мы делаем ПРАВИЛЬНО, а правильно потому-что МЫ это делаем!

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #13 : 13.02.2007 19:51 »
  Николай, молодец, огромный пласт нашей истории поднимаешь. Спасибо огромное.
  Я вот о чём подумал: столько лет осталось после этой войны, а сколько же ещё героев ходят/ходили безызвестными?
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн Николай

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 528
  • Пол: Мужской
  • Николай
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #14 : 14.02.2007 15:20 »
Всем привет! :)
Пообщался по телефону с Иваном Евграфовичем!
Рассказал ему о нашем сайте…
Он поздравляет всех форумян с 23 Февраля,  настрой у него бодрый.
Предварительно договорился о встрече с ним в конце февраля-начале марта.

Всё, что мы делаем-мы делаем ПРАВИЛЬНО, а правильно потому-что МЫ это делаем!

Оффлайн ДМЛ

  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 77
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
ЧЕСТЬ ИМЕЮ

Оффлайн Николай

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 528
  • Пол: Мужской
  • Николай
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #16 : 18.02.2007 20:33 »
Всем привет!
ДМЛу: Спасибо, что дали ссылку, внимательно её прочитал и пришёл к ряду личных выводов.
Одно из достоинств нашего сайта в том, что мы не допускаем подобных свар вокруг имён конкретных людей и их заслуг в тот или иной период существования нашей страны.
Надо-же – не поленились в Луганске копнуть, по архивам, только забыли главное: ЭТО УЖЕ ИСТОРИЯ !
Никак не могут успокоиться насчёт числа воздушных побед-а ведь важен сам факт, что  человек взлетал и сбивал вражеские самолёты, а не отсиживался в тылу…
И никто на ветках не задал вопрос-А почему до сих пор на стелле с именами Героев Советского Союза в Парке Победы нет И.Е.Фёдорова?
Если почитать мемуары о ВОВ наших видных военначальников, то каждый из них  одни и те-же войсковые операции трактует по своему, число потерь разнится, но ведь ни у кого не поднимется рука обвинить авторов во лжи, потому что КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ВИДЕЛ ВОЙНУ ПО-СВОЕМУ!
Не надо забывать и о возрасте И.Е Фёдорова, поэтому и могут быть расхождения в цифрах.
Считаю основной заслугой И.Е. Фёдорова воскрешение памяти о летчиках-штрафниках, он помнит 4 фамилии, всего их было около 60.
Хоть один из «исследователей»  его боевого пути дал пятую фамилию?
   
« Крайнее редактирование: 18.02.2007 20:37 от Николай »
Всё, что мы делаем-мы делаем ПРАВИЛЬНО, а правильно потому-что МЫ это делаем!

Оффлайн Абакумов

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 559
  • Пол: Мужской
  • Слава
    • ICQ клиент - 492280895
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #17 : 09.04.2007 08:34 »
А было ещё и такое: http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/roa/roa.html
                               http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/roa2/roa1.html

Всё познаётся (воспринимается) в сравнении. Эти факты многие из Нас даже и не "обдумывали"!? А ведь было. Особенно в лагерях, где набор в сию "армию" и производился.
А Вы говорите: "..... имён никто из контрагентов не ищет...". Знать не хотять!
А ведь было!

 ::)
Не был бы Человеком,
не был бы и носителем тех или иных Идей!
                                                       (Я)

Мансур Мустафин

  • Гость
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #18 : 06.08.2007 16:37 »
Федорова нет, потому что звание ГСС он получил после войны и за подвиги с войной, не связанные.
Что касается штрафников.

Были. Была ОШЭ в составе 209 ИАД, но Федоров в ней никого не сбил.


"13.09.42. Аэродром Красное, 209 ИАД.
Вылет на спровождение штурмовиков в р-н Михеево.
Группа непосредственного прикрытия - 5 ЛаГГ-3:
Балалуев, Бородин, Голованов (21 иап)
Лавейкин, Шардаков (5 гиап)
Сковывающая группа - 2 Як-1 и 2 "Мустанг"
Як-1: Кутовой, Чертов (ОШЗ)
"Мустанг": Мамаев, Морозов
Примечание: "Два "Мустанга" после вылета в район цели не последовали, взяли курс на свой аэродром. Причина не известна".
/ЦАМО РФ, ф.21 иап, оп.445247, д.6 "Журнал боевых действий 21 ИАП"/


Вот показалось любопытным Ф.3 ВА, оп.4495. д.57:

>"26 сентября 1942 г. группа Федорова совершила 21 с/в. В течении дня проведен один воздушный бой с участием 14 Ме-109 и до 18 Ю-88 с 3 Як-7б 2 Як-1 и 2 Мустанг. Сбитых самолетов не наблюдали; Як-1 л-т Кутовой с боевого задания не вернулся.
>Базирование гр. Федорова на а.Бошарово в составе боеготовных 3 Як-1, 2 Як-7, 1 Мустанг."


И комментарий Миши

Помнится, все никак не могли решить в свое время, что такое "ОШЗ" в составе 209 (кажется) иад. Выходит по всему, что это не "Отдельное штабное звено", а "Отдельное штрафное звено" - Кутовой в составе ОШЗ точно был. Они вместе с 21 иап и 5 гиап летали.

У Федорова в этом ОШЗ (по документам 21 иап) ни одного сбитого таки нет... 3 победы у Кутового и 2 у Чертова.

МБ

Оффлайн Воробей

  • Moderator
  • Старейшина форума
  • ******
  • Сообщений: 4774
  • Пол: Мужской
  • ВЫПУСК-92
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #19 : 09.08.2007 04:22 »
ДОНЕСЕНИЕ тов. СТАЛИНУ И. В.
Совершенно секретно Экз. №

В течение последних шести-семи дней наблюдали действие нашей истребительной авиации.
На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают и последние безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы.
То, что мы вам докладываем, к сожалению, является не отдельными фактами.

Такое позорное поведение истребителей наши войска наблюдают ежедневно. Мы лично видели не менее десяти таких фактов. Ни одного случая хорошего поведения истребителей не наблюдали.

Считаем, что нужно пересмотреть существующую систему поощрения и награждения летчиков истребителей за боевые вылеты.

На фронтах извратили понятие о боевом вылете. Боевым вылетом считают всякий полет на поле боя независимо от того, вел ли летчик-истребитель бой с противником или нет. А это привело к тому, что наши истребители не ищут встречи с противником, уклоняются от боя и бросают на произвол своих штурмовиков и бомбардировщиков.

Несмотря на такое позорное поведение наших истребителей, фронты засчитывают им их вылеты как боевые.

Вносим предложение: впредь считать боевым вылетом только тот вылет, при котором истребитель вел воздушный бой с противником. В случае же, если истребитель сопровождал штур-мовиков или бомбардировщиков, денежное вознаграждение и поощрение давать только при благополучном возвращении на свои аэродромы штурмовиков и бомбардировщиков.

Считаем целесообразным издать от имени Ставки следующий приказ... [далее идет текст приказа, получившего № 0685].

Жуков, Маленков, Новиков.

(ф. 4, оп. 11, д. 72, л. 273-276. Подлинник). -Док. № 241

Будущее просто обязано быть прекрасным!

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта