Автор Тема: Разбор последнего полёта (Часть 1)  (Прочитано 252758 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #40 : 07.09.2006 08:40 »
..........................
За консультацию и Седову и Сталку большое спасибо!

Большое Вам пожалуйста :D

Заодно предлагаю прочитать интересную статью, как раз на тему катапультирования, когда 27 апреля 1981 года при проведении демонстрационных полётов в небе над Котласом (Архангельская область) столкнулись два истребителя
МиГ-25. http://www.foxbat.ru/article/mig25_3/mig25_3_1.htm
« Крайнее редактирование: 07.09.2006 09:06 от stalk9 »

Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #41 : 07.09.2006 09:04 »
Ребята, а можно спросить? На какой высоте, если вдруг угроза разрушения военного самолёта, можно катапультироваться? Знаю, что есть нижний предел, а верхний? Или по максимальной возможной высоте полёта?

Эта цитата приводится к вопросу о "нижнем пределе" (если, конечно, интересно) ;)

".....Необходимо отметить, что установленная на Су-24 система аварийного покидания с креслами К-36Д, разработанная под руководством Генерального конструктора Г.И.Северина, проявила очень высокую надежность и не раз спасала жизнь испытателям в самых критических ситуациях. Су-24 стал первым самолетом Военно-воздушных сил, на котором применялась система катапультирования, обеспечивавшая спасение экипажа практически на всех режимах полета, включая этапы нахождения на земле. По нормативным документам система аварийного покидания самолета с креслами К-36Д гарантирует безопасное катапультирование на всех высотах полета и скоростях более 70 км/ч. Высокую надежность системы подтвердил любопытный случай, происшедший 11 ноября 1974 года в строевой части, осваивавшей эксплуатацию нового самолета. Произошло следующее: экипаж Су-24 находился в кабине самолета и готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. По мере раскрутки роторов давление в гидросистеме самолета стало увеличиваться, и правая ручка управления, находившаяся до этого на заднем упоре, по-шла вперед в нейтральное положение. При этом она зацепила держки системы катапультирования и выдернула чеку, что привело к срабатыванию стреляющего механизма правого кресла. Ничего не подозревавший штурман В.М.Османов оказался в воздухе. По штатной программе раскрылся парашют, и Османов благополучно приземлился неподалеку от самолета. Система спасения безукоризненно сработала на нулевой скорости и высоте (режим "0 - 0"), чего еще не случалось в практике отечественной авиации.
Причиной происшедшего инцидента был ряд особенностей конструкции системы управления самолета Су-24. Ввиду того, что центр тяжести горизонтального оперения находится впереди оси вращения, при отсутствии давления в гидросистеме консоли стабилизатора под собственным весом отклоняются вниз (на кабрирование), что приводит к перемещению ручек управления самолетом назад. Для повышения боевой живучести управление на Су-24 дублировано. Это позволяет штурману в случае потери летчиком работоспособности (например, при ранении) производить ограниченное маневрирование самолета. А так как ручка управления у штурмана короче, чем у пилота (ручка обычной длины устанавливалась при снятом тубусе индикатора радиолокатора "Орион" для учебно-тренировочных полетов), стало возможным ее зацепление задержки катапультного кресла, что и произошло в описанном выше случае.
После непреднамеренного катапультирования Османова рекомендовано было на стоянке вставлять специальный штырь-фиксатор, удерживающий горизонтальное оперение в нейтральном положении при сбросе давления в гидросистеме. За такое своеобразное испытание самолета экипаж: самолета был награжден Генеральным конструктором П.О.Сухим золотыми именными часами, а главным конструктором катапультируемого кресла Г.И.Севериным - гермошлемами."

Материал обнаружен на ссылке http://www.airwar.ru/enc/bomber/su24.html


Оффлайн А.Седов

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 353
  • Пол: Мужской
    • ICQ клиент - 313
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #42 : 07.09.2006 12:37 »
Такой жеп случай был и ещё на Су 24. Рассказывал испытатель фирмы Сухого Цой, когда приезжал в Калининградский Чкаловск возить руксостав на штопора на Су 17. Сидели они, значит, в кабине, готовились к высотному полёту. Я точно не помню, кажется прокачивали кислородную систему. Сидели, значит, дышали. Техник висел на стремянке. Катапультирование произошло по непонятной причине, самопроизвольно. Оба лётчика благополучно приземлились, а вот техник погиб.

Оффлайн stalk9

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #43 : 07.09.2006 14:45 »
Такой же случай был и ещё на Су 24. Рассказывал испытатель фирмы Сухого Цой, когда приезжал в Калининградский Чкаловск возить руксостав на штопора на Су 17. Сидели они, значит, в кабине, готовились к высотному полёту. Я точно не помню, кажется прокачивали кислородную систему. Сидели, значит, дышали. Техник висел на стремянке. Катапультирование произошло по непонятной причине, самопроизвольно. Оба лётчика благополучно приземлились, а вот техник погиб.

Технику явно не повезло.......

Один из совместных полётов лётчиков-испытателей Наиля Саттарова и Олега Цоя, опять же на Су-24, закончился таким образом:
Цитата:
"....Но доводилось испытателю Наилю Саттарову попадать и в такие критические ситуации, когда даже такой профессионал, как он, спасти самолет был бессилен.
   В одном из полетов вместе с летчиком-испытателем фирмы Сухого Олегом Цоем они изучали поведение бомбардировщика Су-24 на скоростях менее эволютивных, т. е. когда полная управляемость самолета уже не обеспечивается. Согласно заданию, им предстояло выполнить одну из сложнейших фигур высшего пилотажа - "колокол". Самолет уже прошел верхнюю точку и начал энергичное пикирование. Вдруг ручка управления совершила какие-то замысловатые манипуляции. Бомбардировщик задрал нос, и, кабрируя, начал падать. Включение форсажа несколько снизило вертикальную скорость, но быстрая потеря высоты продолжалась. Когда до столкновения с землей оставалось всего несколько секунд, летчики катапультировались. Взрыв самолета и хлопки открывшихся парашютов прозвучали почти одновременно.
   Прослушивая записанный на пленку радиообмен Саттарова с Цоем, поражаешься одному - выдержке, самообладанию испытателей.
   Сам Наиль, вспоминая тот полет, признается, что страх все же был. Прежде всего - за ноги. Ручку управления заклинило в таком положении, что при катапультировании ногу могло оторвать. К счастью, лишь подрубило носок "ботинка". А ещё боялся оказаться при разборе причин аварии крайним. Чувство без вины виноватого так внедрилось в душу летчиков, что даже испытатель, прежде чем взяться за ручку катапульты, думает не столько о том, что ему в следующее мгновение делать, а в чем его будут винить. Кстати, причиной аварии Су-24, как выяснилось, был крошечный, диаметром в 3 миллиметра, болтик, попавший под золотник бустера управления."

Материал найден по ссылке http://www.ldomino.ru/review/isp/testpilot.htm
« Крайнее редактирование: 07.09.2006 15:07 от stalk9 »

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #44 : 07.09.2006 20:04 »
stalk9
Мужество испытателей вообще находится за гранью разумного. Они понимают, что если где-то недоработают, то погибнут лётчики в строевых частях.
Вспомнился случай, когда Гарнаев и Квочур на спарке МиГ-29 летали на разнос тяг (один двигатель - на МГ, второй - на ПФ), чтобы подтвердить или опровергнуть катапультирование Квочура в Туркмении, если не ошибаюсь, ещё при СССР. Это подробно описано в повести Гарнаева "Тест-пилот". Он так спокойно, без истерик и эмоций описывает свои ощущения, когда даже катапультирование их бы уже не спасло, т.к. снижались с повышенной вертикальной, что словно это происходит с тобой. Очевидно, надежда действительно умирает последней, когда даже испытатели не уверены в исходе. Вот это меня поразило.
« Крайнее редактирование: 07.09.2006 20:31 от Maestro »
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #45 : 07.09.2006 21:10 »
Бывала я там на кладбищи. Ряды могил хорошо помню. И памятники- памятники, и портреты на них молодых красивых мужиков....... 
Поэтому мы и живы до сих пор.
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн А.Седов

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 353
  • Пол: Мужской
    • ICQ клиент - 313
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #46 : 08.09.2006 13:12 »
Кстати, насчёт страха. На самом деле, всегда ловил себя на мысли в случае каких-то нештатных ситуаций - за что могут выдрать, а уж потом - как выкручиваться. Т.е. выкручиваешься на рефлексах, а в голове страницы из инструкции. И только потом на земле понимаешь, что могли быть и совсем неудачные варианты. М-да...
На разбор полётов было страшнее заходить, чем садиться в кабину.

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #47 : 08.09.2006 22:39 »
Кстати, насчёт страха. На самом деле, всегда ловил себя на мысли в случае каких-то нештатных ситуаций - за что могут выдрать, а уж потом - как выкручиваться. Т.е. выкручиваешься на рефлексах, а в голове страницы из инструкции. И только потом на земле понимаешь, что могли быть и совсем неудачные варианты.
   Саня, очень точно описал. Это чувство знакомо. В сложной ситуации скорее спасаешь не себя, любимого, а свою репутацию. Если ошибся, но сумел сохранить самолёт, мысль только одна - взлечу ли снова? А вот потом начинаешь собственный разбор полёта и приходишь к выводу, что тебе сегодня просто повезло...
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн Maestro

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 2973
  • Пол: Мужской
  • Выпуск 1986 г.
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #48 : 09.09.2006 01:08 »
За общей полемикой мы немного отклонились от темы.
Сегодня названы основные причины катастрофы пулковского борта, которые сводятся, в целом, к нашему выводу - ошибка экипажа и неучёт метеоусловий. Понятно, что самолёт попал в штопор, остановились 2 двигателя. Самолёт находился в штопоре свыше 4-х минут. Можно только догадываться, что пережили люди в эти последние минуты.
   И всё-таки, вопрос профессиональный, ибо мы разбираем последний полёт. Как по-вашему - были ли шансы у экипажа вывести самолёт из штопора? Или Ту-154 из штопора не выходит?
   Согласно фотографиям с места падения, самолёт в воздухе не развалился, компактно упал на небольшом участке поля. Значит, перегрузки при штопоре не выходили за ограничения. И вот ещё что смущает. В СМИ были сообщения, что командир выдал в эфир: "Мне плохо". Значит ли это, что экипаж не мог выполнять свои обязанности? Или это журналистские домыслы и сплетни? У кого какие версии?
"Нет ничего выше Родины и служения Ей".
                                                   Колчак А.В.

Оффлайн samurai

  • Братство ЕВВАУЛ
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 7060
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • ICQ клиент - 491453364
    • Просмотр профиля
    • SAMURAI
    • E-mail
Re: Разбор последнего полёта.
« Ответ #49 : 09.09.2006 01:18 »
Мне плохо- была не оконченная фраза, т.е. могло быть продолжение, например "Мне плохо видно..." Это ни о чём не говорит.

А по поводу плоского штопора, Маэстро, я внимательно читала материалы, ну все же сходятся на мысли, что не выводится даже при испытательных полётах, не говоря о полной загрузке. И кто- то говорил, что ни один тяжёлый лайнер не выводится. Говорят только, что боинги не сваливаются, т.е. завалить боинг в пл. шт. практически очень тяжело, а Ту легко валится.

Я не спец, не ругайте меня, что влезла. Но я очень внимательно читала, и вроде поняла, кто профи и знает тему, а кто поболтать припёрся. А профи говорили о штопоре гражданских лайнеров одно и то же.
« Крайнее редактирование: 09.09.2006 01:21 от samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта