Автор Тема: Краснознаменный Севастопольский ордена Кутузова III степени 43-й апиб  (Прочитано 37855 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн KAV

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 203
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Если по авиационным полкам истребителей-бомбардировщиков, дислоцировавшихся на Западе и Юге нашей страны можно найти довольно много информации в Интернете и печати, то о полках, несших службу в Забайкалье и на Дальнем Востоке известно гораздо меньше.

43-й истребительный авиационный полк был сформирован 11 мая 1938 года на базе двух эскадрилий, участниц гражданской войны. Он вошел в состав 36-й истребительной авиадивизии ПВО Киевского военного округа. Базировался в Василькове. В его задачу входила защита Киева от нападений с воздуха.
В составе полка было две эскадрильи, вооруженные самолетами И-16 и И-153 («Чайка»).
В 1938 году полк участвовал в Чехословацких событиях, в 1939 году — в событиях в МНЦnbsp;, в 1940 году — в боях с белофиннами.
К началу Великой Отечественной войны полком командовал подполковник Сюсюкалов Никита Тимофеевич, героически сражавшийся в небе Испании.
В 1941 году, до начала Отечественной войны, вводили в строй молодых летчиков. Весь личный состав занимался учебно-боевой подготовкой. К началу войны в полку было 4 полноценных боевых эскадрильи, укомплектованных самолетами И-16 и И-153.
Полк сражался с первых дней войны под Киевом, Ленинградом, в Сталинграде, на Северном Кавказе, на Украине, в Крыму, Белоруссии, Литве, Польше, участвовал во взятии многих городов Германии. Мы дошли до Берлина.
12 человек в полку за период войны получили высокое звание Героев Советского Союза. В мирное время это звание присвоено воспитанникам полка космонавту Георгию Тимофеевичу Добровольскому и летчику-испытателю Кульчицкому Евгению Николаевичу.

Второй состав трехэскадрильного 43 истребительного авиаполка был полностью сформирован в начале 1943 года в Сибири, в 20 запасном авиаполку, 5-й запасной бригады Сибирского военного округа. Основой летного состава стали летчики 48-го дальневосточного полка во главе с командиром капитаном Дорошенковым Александром Андриановичем, комиссаром майором Гулиным Сергеем Степановичем, начальником штаба подполковником Зайцевым, который в полку был совсем непродолжительное время. Его вскоре сменил капитан Гончаров Петр Никитович. Штурманом полка был дальневосточник капитан Волчков Николай Григорьевич.
Полк вошел в состав вновь сформированной 278 истребительной авиационной дивизии под командованием полковника В.Т. Лисина — опытного летчика, воевавшего в Испании.
В январе 1943 года полк получил новые самолеты ЯК-7 - подарок башкирских колхозников
За выдающиеся боевые успехи 43-му ИАП было присвоено наименование «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ». На Сапун-горе на гранитных стелах высечены номера воинских частей, отличившихся при освобождении Севастополя, среди них и наш 43-й полк. Среди имен Героев Советского Союза, получивших это звание за освобождение Севастополя, высечены фамилии летчиков полка Давида Васильевича Джабидзе и Александра Дмитриевича Осадчиева.

За годы войны по данным формуляра знамени 278 Краснознаменной Сибирской Сталинской ордена Суворова II-й степени истребительной авиадивизии, хранящегося в Музее Советской Армии на боевом счету дивизии числится:
- боевых вылетов   18500
- проведено воздушных боев   6500
- уничтожено самолетов противника   1260
   из них 43 авиаполком   480
Летчиками дивизии уничтожено боевой техники противника:
- танков   - 7
- паровозов   - 4
- пароходов   - 7
- повозок с грузом   - 970
-орудий   - 41
- автомашин   – 1710
и много другой техники.
Взято в плен около 1500 солдат и офицеров


В великой Победе над фашизмом есть частица подвигов воинов 43-го истребительного авиаполка.
24 июня 1945 года по Красной площади торжественным маршем прошли воины-победители и среди них заместитель командира авиаэскадрильи нашего полка Герой Советского Союза капитан Бородин Николай Васильевич.

До 1953 года полк оставался в Германии, в группе оккупационных войск. Затем дислоцировался в Латвии на аэродроме Тукумс. С 1968 года — на аэродроме Чойбалсан в Монголии. В течение 22 лет в голой степи, преодолевая большие трудности в быту, обустройстве аэродромной службы, построили благоустроенный гарнизон. Одновременно вели боевую подготовку, много летали, совершенствовали свое мастерство.
С 1990 года полк базируется на аэродроме Гвардейское в Крыму близ Симферополя. Здесь, на крымской земле, 60 лет тому назад летчики сражались за освобождение полуострова от захватчиков.
Здесь они совершили героические подвиги, заслужив почетное наименование — «Севастопольский».
И опять напряженная боевая учеба, полеты над морем, стрельба по морским целям, взаимодействие с кораблями Черноморского флота


Оффлайн KAV

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 203
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Герои Советского союза, проходившие службу в 43-м ИАП, 43-м АПИБ

Герой Советского Союза генерал-лейтенант Меркулов Владимир Иванович 40 лет служил в авиации, 35 из них летал. Все свои силы он отдавал служению Родине, занимая ряд ответственных должностей. Остался таким же скромным и отзывчивым. Окончил Военную академию.

Герой Советского Союза генерал-майор Осадчиев Александр Дмитриевич окончил военно-авиационную академию и академию Генерального штаба. Трудился в армии более 40 лет, из них с 1971 года преподавателем военной академии Генерального штаба, воспитывал военные кадры. Все послевоенные годы поддерживал связь с однополчанами и при необходимости приходил им на помощь.

Герой Советского Союза полковник Лебедев Семен Андрианович окончил Военно-воздушную академию. Трудился научным сотрудником в той же академии. Много лет изучал материалы архивов полка, написал обширный труд, чтобы ничто не было забыто и никто не был забыт. Ушел из жизни весной 1999 года.

Герой Советского Союза полковник Маковский Спартак Иосифович воевал не щадя своего здоровья и даже жизни. Медициной признан инвалидом. Уйдя в отставку, не порвал связь с авиацией, стал работать начальником аэроклуба в городе Свердловске, обучал молодежь и воспитывал их. Переехав в родной город Запорожье, часто бывал у тружеников электроаппаратного завода, интересовался их успехами, вникал в их заботы. Но самым ценным для них было — слушать рассказы Героя о его боевых делах, о подвигах в небе. Ушел из жизни человек необыкновенной храбрости и добрый чуткий товарищ.

Герой Советского Союза капитан Бородин Николай Васильевич дожил до Дня Победы. Непредвиденный трагический случай отнял у него жизнь, в марте 1946 года он погиб в автомобильной катастрофе.

Герой Советского Союза полковник Костиков Федор Михайлович после войны окончил военно-воздушную академию. Посла ухода в отставку работал инженером в одном московском научно-исследовательском института. К сожалению, уже нет среди нас этого мужественного трудолюбивого человека.

Герой Советского Союза капитан Джабидзе Давид Васильевич сражался с первого и до последнего дня войны, будучи тяжелобольным (жил с одним легким). После демобилизации учился. И как в период войны скрывал свое тяжелое состояние здоровья, наравне со всеми ездил на сельхозработы. Стал профессором, доктором исторических наук Тбилисского университета. К сожалению, судьба отпустила слишком мало лет этому необыкновенному человеку. Он скончался в декабре 1982 года.

Герой Советского Союза подполковник Конукоев Назир Титуевич был командиром эскадрильи 43-го полка. После ухода в запас жил и трудился у себя на родине в городе Нальчике. Назир Титуевич ушел из жизни в октябре 1975 года.

Герой Советского Союза майор Бенделиани Чичико Кайсарович погиб в воздушном бою 20 июля 1944 года. Его именем названа улица в городе Тбилиси.

Герой Советского Союза подполковник Кобылецкий Иван Иванович жил и трудился в города Киеве. Иван Иванович ушел из жизни в июле 1986 года.

Герой Советского Союза полковник Шишкин Василий Иванович жил и трудился в г. Киеве. В Далматове Курганской области, где родился В.И. Шишкин, его именем названа улица. В ноябре 1992 года он ушел из жизни.

Кульчицкий Николай Евгеньевич родился в 1929 году в деревне Нахабино Красногорского района Московской области. Окончил Борисоглебскую школу летчиков в 1951 году. Служил в 43 истребительном авиаполку. Окончил школу летчиков-испытателей и работал по этой специальности. Заслуженный летчик-испытатель СССЦnbsp;. Награжден орденом Ленина и «Знак Почета».
За большие заслуги в проведении испытаний новой авиационной техники ему присвоено звание Героя Советского союза.
28 января 1982 года погиб в испытательном полете.

В 1963 году в отряд космонавтов был зачислен заместитель командира 43-го авиаполка по политчасти Георгий Тимофеевич Добровольский. 6 июня 1971 года стартовал космический корабль «Союз-11», командиром которого был Г.Т. Добровольский.
Цnbsp;абота экипажа в космосе продолжалась почти 24 суток. После успешного выполнения программы Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков и В.К. Пацаев возвращались на землю.
Они погибли из-за разгерметизации кабины на спуске. Им было присвоено звание Героев Советского Союза.
Приказом Министра обороны СССЦnbsp; Герой Советского Союза подполковник Г.Т. Добровольский навечно зачислен в списки 43-го авиационного полка.
 

Оффлайн KAV

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 203
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
ОТ СЕБЯ ЛИЧНО:

Я \"познакомился\" с полком в мае 1979 года, когда попал в 564-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения полетов, который обслуживал полеты 43-го апиб на аэродроме Чойбалсан, расположенного в Восточном аймаке Монгольской народной республики, примерно в 4-х километрах от реки Керулен.

В то время полк летал на самолетах Су-17. По информации, добытой мной из Инета от людей, проходивших и проходящих сейчас службу в полку, это были самолеты одних из самых первых серий Су-17, поступившие в полк где-то в 1970 году.

Правда были вроде и два самолета Су-17М, отличались от остальных камуфляжной окраской, как они попали в полк и когда - не знаю.

Это было время после окончания войны Китая с Вьетнамом, обстановка в Забайкалье была достаточно напряженная, полк готовился к перевооружению на новую технику - самолеты Су-17М3.

Если мне не изменяет память первый полет состоялся 1 июля 1979 года, а к концу 1979 - полк уже полностью освоил новую боевую технику.

Полк входил в состав 29-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков, штаб которой располагался в г. Улан-Батор. В состав дивизии входил и 266-й апиб, в то время летавший на МиГ-21бис и дислоцировавшийся на аэродроме Налайха (Налайх).

Примерно в одно время с 43-м апиб 266-ой полк тоже перешел и освоил новую матчасть - самолеты МиГ-27М и МиГ-27К. Одна из эскадрилий 266-го полка была именной и носила название \"Монгольский арат\". Когда-то в годы Отечественной войны скотоводы Монголии построили на свои сбережения авиационную эскадрилью и передали ее в дар авиации Красной Армии. Эскадрилья прошла славный боевой путь и называлась \"Монгольский арат\", что означает скотовод-кочевник.

На носу самолетов МиГ-27 этой эскадрильи был изображен скачущий всадник-монгол и была выполнена стилизованная надпись \"Монгольский арат\".

В 1979 году 29-й адиб командовал Заслуженный военный летчик СССЦnbsp; генерал-майор Штурбин.
43-м апиб командовал подполковник Гержановский.

Оффлайн KAV

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 203
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Более подробно о славном боевом пути 43-го апиб можно посмотреть вот здесь:

http://forums.airbase.ru/index.php/topic,35639.0.html

Оффлайн KAV

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 203
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Су-17М3 43-го отдельного морского штурмового авиаполка (бывшего 43-го апиб). (Фото предоставлено С. Цветковым)

[вложение удалено администратором]

Оффлайн KAV

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 203
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
Лиманское, Украина. Часть самолетов 43-го апиб передано в ВВС Украины (фото С. Цветкова)

[вложение удалено администратором]

Оффлайн Воробей

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4774
  • Пол: Мужской
  • ВЫПУСК-92
    • Просмотр профиля
    • E-mail
To KAV

Герой Советского Союза полковник Шишкин Василий Иванович жил и трудился в г. Киеве. В Далматове Курганской области, где родился В.И. Шишкин, его именем названа улица. В ноябре 1992 года он ушел из жизни.

У меня родственники все по дедушкиной линии от туда.

KAV  рад видеть вас на сайте.С удовольствием читал ваши посты на avia.ru  .С юмором.  Кстате ,не принимайте близко к сердцу обвинения в шпионаже.......Подумаешь.Тут президенты два раза страну предали и ничего.Юбилеи в Кремле......
Извиняюсь за всех .
Будущее просто обязано быть прекрасным!

Оффлайн KAV

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 203
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • E-mail
>Герой Советского Союза полковник Шишкин Василий Иванович жил и трудился в г. Киеве. В Далматове Курганской >области, где родился В.И. Шишкин, его именем названа улица. В ноябре 1992 года он ушел из жизни.

Земля ему пухом...... и Вечная Память!!!!

>KAV  рад видеть вас на сайте.С удовольствием читал ваши посты на avia.ru  .С юмором.  Кстате ,не принимайте >близко к сердцу обвинения в шпионаже.......Подумаешь.Тут президенты два раза страну предали и ничего.Юбилеи >в Кремле......
>Извиняюсь за всех .

Да не за что извиняться. А понимаю юмор и знаю, что это в шутку сказано было...

Нам нужно оставить в истории след о славном боевом прошлом наших дедов и отцов, о славном боевом пути наших частей. Пока еще можно найти информацию и фотографии от участников событий, пока еще есть люди, которые служили/летали в наших авиа соединениях.

Вот создал эту тему на этом форуме со шкурным интересом.

Лелею мечту "затащить" сюда Сергея С., пока это единственный летчик, который летал в 43-м апиб и присутствует на известных российских авиафорумах. Я, к сожалению, в самом полку не служил, и мало, что могу сказать, но он и его летчики привили мне на всю жизнь любовь к авиации.

Сергей С

  • Гость
Уважаемый KAV, я служил в 43-м полку с декабря 1982 по июль 1987года.
Прибыли мы (шестеро лейтенантов, выпуска 1981года ) в полк из Борзи, где успели год полетать после училища и получить 3-й класс. В то время действовал приказ ГК ВВС, коорый запрещал направлять летчиков б/к в лидерные полки. В Чойбалсане нас круто взяли в оборот, за год налетывали по 120-130 часов, в результате за 2 с половиной года мы сдали на первый класс.
Подчинялись мы 29 адиб , позже сформировали 44 сак командир г-л м-р Щитов, командование корпуса базировалось у нас в Чойбалсане.
За 5 лет облетали все аэродромы братской Монголии, население которой тогда составляло 1.8 млн.челове(г.Москва-8 млн), и большую часть Забайкалья.
Монго внимания командование уделяло досугу личного состава: каждое воскресенье дернование вокруг домов. За 2 года командирский дом задерновали в 3 слоя.

Сергей С

  • Гость
До 82 года часть офицеров и прапорщиков жили в городе по соседству с монголами, потом на площадке построили жилые дома и всех переселили поближе к аэродрому.
Из развлечений офицерский клуб, спортзал и баня с бассейном. Летом выезжали на Керулен эскадрильями искупаться, пожарить шашлык из козы, порыбачить . Охотники правда ухитрялись выезжать на север на р. Онон, там зверье водилось. Вобщем дыра дырой, но тот период службы очень хорошо свегда вспоминаем, потому что было настоящее дело и были настоящие люди. В дальних гарнизонах народ всегда сплоченнее и дружнее живет. Фотографий о том периоде службы , к сожалению немного остальсь, по молодости как то не думаешь об истории. Но есть немного кинопленок, которые планирую оцифровать. тогда будет что показать всем.
В 87-м убыл в г.Овруч по замене, а полк наш в 90-м, если не ошибаюсь, вывели в Гвардейское под Симферополь, там сейчас и базируется.      

 

Сайт выпускников ЕВВАУЛ
Статистика посещений Карты посещений сайта