Истребительно-бомбардировочная авиация "Ограниченный контингент советских войск", введенный в Афганистан
25 декабря 1979 года (знаменитая позднее 40-я армия), практически
сразу был усилен вертолетными частями и истребителями-
бомбардировщиками с баз ТуркВО и САВО. Как и вся операция по "оказанию
интернациональной помощи афганскому народу", переброска авиационной
техники и людей проходила в условиях строгой секретности. Задача -
перелететь на аэродромы Афганистана и перебросить туда все необходимое
имущество - была поставлена перед летчиками и техниками буквально в
последний день. "Опередить американцев" - именно эта легенда позднее с
упорством отстаивалась для объяснения причин ввода частей Советской
армии в соседнюю страну. Первым в ДРА перебазировались две эскадрильи
истребителей-бомбардировщиков Су-17 217-го АПИБ из Кзыл-Арвата. Они
имели "облегченный" состав, насчитывая по 8 боевых самолетов и одной
"спарке". Местом базирования выбрали аэродром Шинданд, там же
разместили и отдельную вертолетную эскадрилью.
При перебазировании никаких проблем не возникло - после
полуторачасового ночного перелета первая группа Ан-12, доставившая
технические экипажи и необходимые средства наземного обслуживания,
приземлилась в Афганистане, следом были переброшены Су-17. Поспешность
и неразбериха давали себя знать - никто не мог с уверенностью сказать,
как встретит их незнакомая страна, в чьих руках находится аэродром и
что ждет на "новом месте службы".
Условия Афганистана были далеки от комфортных и мало напоминали
привычные аэродромы и полигоны. Как гласила ориентировка Генштаба, "по
характеру местности Афганистан - один из самых неблагоприятных для
действий авиации районов". Впрочем, действиям авиации не
благоприятствовал и климат. Зимой 20-градусные морозы внезапно
сменялись затяжными дождями и слякотью. Весной и осенью часто задувал
"афганец" и налетали пыльные бури, снижавшие видимость до 200-300 м и
делавшие полеты невозможными. Еще хуже приходилось летом, когда
температура воздуха поднималась до +52Ь С, а обшивка самолетов под
палящим солнцем накалялась до +80Ь С. Постоянная иссушающая жара, не
спадавшая и ночью, однообразное питание и отсутствие условий для
отдыха изматывали людей.
Аэродромов, пригодных для базирования современных боевых самолетов,
было всего четыре - Кабул, Баграм, Шинданд и Кандагар. Они
располагались на высоте 1500-2500 м над уровнем моря. Одобрения на них
заслуживали разве что отличного качества ВПП, особенно "бетонки"
Кандагара и Баграма, уложенные еще американцами (друживший с СССР
Захир-Шах обустройство баз доверил все же западным специалистам).
Навигационные системы, средства связи и даже светотехника были далеко
не новыми, изношенными и мало отвечали условиям работы современной
авиации. Все необходимое для обустройства, оборудования стоянок и
обеспечения полетов - от продовольствия и постельного белья до
запчастей и боеприпасов - пришлось доставлять из СССР. Сеть дорог была
развита слабо, железнодорожного и водного транспорта попросту не
существовало, и вся нагрузка легла на транспортную авиацию.
В марте - апреле 1980 года начались боевые действия армии ДРА и
советских войск против группировок, не желавших примириться с
навязанной стране "социалистической ориентацией". Специфика местных
условий сразу же потребовала широкого применения авиации,
поддерживавшей действия наземных войск и наносившей удары по
труднодоступным местам. В целях повышения координации и оперативности
действий авиационные части, расположенные в ДРА, поначалу входившие в
"экспедиционный" 34-й смешанный авиакорпус, были реорганизованы в ВВС
40-й армии (единственной армии в советских ВС, получившей собственную
авиацию) и были подчинены находящемуся в Кабуле командованию армии,
при котором находился командный пункт ВВС. Истребители-бомбардировщики
в это время были представлены, помимо 17 Су-17 в Шинданде, и
чирчикскими Миг-21 ПФМ 136-го АПИБ, одна-две эскадрильи которых
"кочевали" между Кабулом, Баграмом и Кандагаром.......
http://otvaga.vif2.ru/Otvaga/wars0/wars_18_1.htm